Научная статья на тему 'ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ А. К. ГЛАЗУНОВА: ПОЛУВЕКОВОЙ ОПЫТ И НОВЫЕ РЕАЛИИ'

ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ А. К. ГЛАЗУНОВА: ПОЛУВЕКОВОЙ ОПЫТ И НОВЫЕ РЕАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова / Александр Константинович Глазунов / отечественная система музыкального образования / болонская система / федеральные государственные образовательные стандарты / цифровая образовательная среда / профессиональное художественное образование / Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire / Alexander Konstantinovich Glazunov / the national system of music education / the Bologna System / federal state educational standards / digital educational environment / professional art education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шмакова Ольга Владимировна

Статья посвящена 55-летию Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова и представляет собой осмысление опыта полувековой истории вуза и вклада в его развитие многих поколений профессорско-преподавательского состава. Автор даёт оценку исторических реалий, в которых осуществлялась деятельность консерватории с акцентом на тех проблемах, для решения которых вуз в настоящее время имеет кадровый и материально-технический потенциал. Особое внимание обращается на такой ресурс развития вуза, как кафедра музыки финно-угорских народов, аналогов которой в российских консерваториях не имеется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETROZAVODSK STATE GLAZUNOV CONSERVATOIRE: A SEMICENTENNIAL EXPERIENCE AND NEW REALITIES

Dedicated to the 55th anniversary of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire, the article analyzes the experience of the university's semicentennial history as well as the contribution of multiple generations of the teaching staff to its development. The author evaluates the historical context in which the conservatoire's activities were carried out, while emphasizing those issues that are currently within the conservatoire's human and logistical capabilities. The author pays particular attention to such a resource for the development of the university as the Department of Music of the Finno-Ugric peoples, which has no parallel in Russian conservatoires.

Текст научной работы на тему «ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ А. К. ГЛАЗУНОВА: ПОЛУВЕКОВОЙ ОПЫТ И НОВЫЕ РЕАЛИИ»

Ольга Владимировна Шмакова - дирижёр, проректор по учебной и воспитательной работе, профессор кафедры дирижирования Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова

(Петрозаводск, Россия), olga.shmakova@glazunovcons. ru

Olga V. Shmakova - conductor, Vice Rector for Academic and Educational Work, Professor of the Conducting Department of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire

(Petrozavodsk, Russia), olga.shmakova@glazunovcons.ru

УДК 78.078

DOI 10.61908/2413-0486.2022.32.4.1-18

ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ А. К. ГЛАЗУНОВА: ПОЛУВЕКОВОЙ ОПЫТ И НОВЫЕ РЕАЛИИ1

PETROZAVODSK STATE GLAZUNOV CONSERVATOIRE: A SEMICENTENNIAL EXPERIENCE AND NEW REALITIES

Аннотация

Статья посвящена 55-летию Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова и представляет собой осмысление опыта полувековой истории вуза и вклада в его развитие многих поколений профессорско-преподавательского состава. Автор даёт оценку исторических реалий, в которых осуществлялась деятельность консерватории с акцентом на тех проблемах, для решения которых вуз в настоящее время имеет кадровый и материально-технический потенциал. Особое внимание обращается на такой ресурс развития вуза, как кафедра музыки финно-угорских народов, аналогов которой в российских консерваториях не имеется.

1 Статья представляет собой переработанный и расширенный вариант доклада, прочитанного в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова на

VII Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы в системе высшего образования (на примере творческого вуза)» 10-11 февраля 2022 года.

Abstract

Dedicated to the 55th anniversary of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire, the article analyzes the experience of the university's semicentennial history as well as the contribution of multiple generations of the teaching staff to its development. The author evaluates the historical context in which the conservatoire's activities were carried out, while emphasizing those issues that are currently within the conservatoire's human and logistical capabilities. The author pays particular attention to such a resource for the development of the university as the Department of Music of the Finno-Ugric peoples, which has no parallel in Russian conservatoires.

Ключевые слова: Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, Александр Константинович Глазунов, отечественная система музыкального образования, болонская система, федеральные государственные образовательные стандарты, цифровая образовательная среда, профессиональное художественное образование

Keywords: Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire, Alexander Konstantinovich Glazunov, the national system of music education, the Bologna System, federal state educational standards, digital educational environment, professional art education

1 сентября 2022 года исполнилось 55 лет с того памятного дня, когда первые студенты начали занятия в Петрозаводском филиале Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Ныне самостоятельный музыкальный вуз носит имя Александра Константиновича Глазунова - талантливого ученика Римского-Корсакова, композитора, дирижёра, педагога и одного из директоров Санкт-Петербургской консерватории. И сегодня эти два имени - Римского-Корсакова и Глазунова -неразрывно связаны с историей Петрозаводской консерватории.

С 2019 года началась активная работа по продвижению музыки Глазунова к молодым поколениям слушателей, возглавил которую ректор консерватории

Алексей Александрович Кубышкин. Благодаря его усилиям фойе учебного корпуса украшает памятник-бюст Глазунова работы московского скульптора Олега Киевского, торжественное открытие которого состоялось 1 сентября 2022 года. Ранее 1 сентября 2011 года у главного входа в концертный зал был воздвигнут памятник Александру Константиновичу Глазунову, авторами которого стали Людвиг Давидян и Александр Ким. В расположении скульптурных мемориалов Глазунову есть своя логика. Скромный бюст установлен в учебном корпусе, где студенты ступенька за ступенькой поднимаются к вершине музыкального Парнаса, а монументальный памятник воздвигнут у Большого концертного зала, где исполнители демонстрируют своё профессиональное мастерство.

В масштабах истории 55 лет - это короткий отрезок времени. Но во второй половине XX - первой четверти XXI века скорость перемен была и остаётся высокой. И если эти перемены спроецировать на две даты - 1967 и 2022 годы - то окажется, что история консерватории началась в год, который французский мыслитель Жан-Франсуа Лиотар отнёс к периоду завершения современности, а 55-летие консерватории мы отмечаем в период метамодернизма как «искусства эпохи метамодерна» [8, с. 11]. С позиции истории отечественного образования можно сказать, что история Петрозаводской консерватории началась тогда, когда «от рабфаковской системы подготовки кадров страна поднялась до выращивания отечественных нобелевских лауреатов» [5, с. 118]. А 55-летие консерватории мы отмечаем в атмосфере непрекращающейся дискуссии о совершенствовании национальной системы образования и публичного отказа от Болонской системы. Интернет-источники наперебой цитируют слова Министра науки и высшего образования Российской Федерации В. Н. Фалькова о необходимости существенных изменений в современной системе отечественного образования. При этом субъекты поистине всероссийской дискуссии о путях развития отечественной системы образования апеллируют к опыту достижения «советской» системы

образования. Очевидно, что полного возврата к «советской» системе не будет, но 55-летие Петрозаводской консерватории является хорошим поводом для подведения итогов как старта для вхождения в новый этап отечественной системы музыкального образования.

Осмысливая сегодня опыт - и личный, и запечатлённый в устных и письменных свидетельствах музыкантов, творивших историю Петрозаводской консерватории, - понимаешь, что усилиями нескольких поколений педагогов был сформирован «запас прочности», позволивший выстоять и в трудные 1990-е годы, и в не менее трудные последующие годы реформы музыкального образования. В конце 1960-х - начале 1970-х годов закладывался фундамент исполнительских и научных школ консерватории. Педагогами филиала была определена та высокая планка профессиональной деятельности, которая обеспечила консерватории авторитет и конкурентоспособность на многие десятилетия. Именно тогда началась и ведётся по сей день значительная работа по совершенствованию методики преподавания и повышению уровня организации учебного процесса. Достаточно вспомнить легендарные личности, чей вклад в развитие музыкальной культуры региона и, в частности, консерватории велик: Ирина Николаевна Баранова, Анатолий Павлович Баранцев, Александр Сергеевич Белобородов, Татьяна Сергеевна Бершадская, Татьяна Павловна Бибикова, Ольга Александровна Бочкарёва, Леонид Петрович Буданов, Геннадий Алексеевич Вавилов, Пётр Иванович Говорушко, Ирина Степановна Гридчина, Наталья Юрьевна Гродницкая, Роман Фёдорович Зелинский, Эдуард Эдуардович Зондерегер, Краснослав Фелицианович Зубравский, Вячеслав Леонидович Калаберда, Владимир Маркович Касаткин, Константин Давидович Кац, Юзеф Гейманович Кон, Тамара Всеволодовна Краснопольская, Георгий Ильич Лапчинский, Станислав Николаевич Легков, Игорь Фёдорович Логутов, Анна Александровна Мазанова, Анатолий Павлович Милка, Эдуард Николаевич Патлаенко, Станислав Васильевич Пошехов,

Альбин Леонидович Репников, Эльвира Ивановна Седова, Павел Алексеевич Серебряков, Исер (Виссарион) Исаакович Слоним, Борис Павлович Смирнов, Татьяна Николаевна Тимонен, Юлия Ивановна Тишкина, Ариадна Дмитриевна Тугай, Нонна Леонидовна Туровская, У Ген Ир, Борис Николаевич Цыков, Киралина Иосифовна Южак2. И сегодня в педагогическом коллективе есть имена, известные далеко за пределами Петрозаводска: Виктор Саулович Портной, Виктор Эммануилович Абрамов, Александр Александрович Утробин, Светлана Володаровна Синцова, Нина Зиновьевна Аронова, Элеонора Георгиевна Босенко, Климентий Иосифович Векслер, Владимир Александрович Соловьёв, Роман Фёдорович Воробьёв, Виталий Петрович Фартушный, Борис Дмитриевич Напреев, Вера Ивановна Нилова, Светлана Юрьевна Николаева, Виктория Алексеевна Гладченко, Валерий Иванович Дворников, Евгений Валериевич Гурьев, Екатерина Гурьевна Окунева, Алексей Юрьевич Умнов, Александр Михайлович Лубянцев и мн. др.

Хотя филиал консерватории был открыт в небольшом городе, расположенном на приграничной территории (со всеми вытекающими отсюда последствиями), в Петрозаводске (ровеснике «северной столицы») имелась инфраструктура образования и культуры, необходимая для жизнедеятельности такого вуза, как консерватория. Ко времени открытия филиала консерватории в Петрозаводске работали Музыкальный и драматический театры, филармония, Государственный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле» и музеи.

До открытия Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории и после его открытия Правительство республики сохраняло и развивало находящиеся в его ведении две ступени музыкального образования -музыкальные школы и музыкальное училище имени К. Э. Раутио. В трудные 1990-е годы и республиканская, и муниципальная власть предпринимали усилия для того, чтобы уже созданная в республике трёхступенчатая система музыкального образования федерального, республиканского и муниципального

2 О полувековой истории консерватории см.: [7].

5

подчинения устояла. Для существования консерватории наличие первых двух ступеней было жизненно необходимо. В условиях перераспределения полномочий между ветвями власти и оптимизации сети учреждений культуры делать это было не просто.

Этап развития консерватории до 2011 года можно назвать историческим. С 2011 года, когда началась реализация федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, наступил современный этап истории консерватории. Именно тогда возникли те новые реалии, которые сохранили актуальность до настоящего времени. Сегодня мы вступили в постсовременный этап развития отечественной системы образования. Оценивая новые реалии в оптике происходящих в настоящее время процессов, следует признать, что актуальность этих реалий пока не поколеблена и вряд ли будет поколеблена в ближайшее время. Следовательно, эти реалии нужно учитывать и в случае корректировки магистрального курса и траекторий российского образования. Перечислю эти реалии:

- увеличилось количество вузов, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты по музыкальному искусству. В этом процессе поучаствовали и Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, хотя в обеих столицах работают первые российские консерватории. Изменение конкурентной среды образовательного учреждения - всегда испытание на прочность. Жизнестойкость любой системы определяется временем реакции на вызовы и на устранение неудачных решений, и мы это почувствовали;

- распалась прежняя система зонирования методической помощи музыкальным училищам (колледжам). У последних появилось больше свободы в выборе методических приоритетов и ориентиров. И хотя консерватория сохранила контакты с музыкальными колледжами Северо-Запада России,

работу в этом направлении необходимо продолжать самым настойчивым образом;

- произошли изменения в приоритетах многих абитуриентов. Часто, невзирая на большие расстояния от места жительства, абитуриенты выбирают не вуз, а крупные города с развитой инфраструктурой культуры и возможностью выбора места трудоустройства;

- снизилась мотивация получения качественного образования, что является отражением процессов, происходящих в глобальном мире;

- началась модернизация системы образования через утверждение новых федеральных государственных образовательных стандартов, которая продолжается по сей день.

Напомню, что в 1992 году вступил в силу первый Закон об образовании в России. В первой редакции стандарты назывались «государственными образовательными стандартами» (ГОС). ГОС ВПО представлял собой единый рамочный документ с обобщёнными требованиями к содержанию («чему учить»), нагрузке («сколько учить: часов, дней и пр.»), уровню подготовки («что будет знать и уметь выпускник»).

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию о создании общеевропейского пространства высшего образования. Одним из условий для участия в Болонском процессе стало использование зачётных единиц и кредитно-модульной системы (что найдёт отражение в стандартах следующих поколений).

Принципиально обновились требования к содержанию самих ФГОС. Вместо содержания, нагрузки и уровня подготовки ФГОС для основных образовательных программ устанавливает:

- структуру, соотношение частей программы и их объёмов;

- условия реализации (кадровые, финансовые, материально-технические и др.);

- результаты освоения.

Появились примерные основные образовательные программы (ПООП). Некоторым университетам была предоставлена возможность утверждать собственные образовательные стандарты. Среди консерваторий это право имеют Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского и Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова.

Новый ФГОС сегодня становится больше похож не на стандарт (определённые рамки), а на пороговый (минимальный) уровень, по достижении которого вузу даётся полная свобода. Вся эта постоянная смена образовательных стандартов и нормативных документов создавала и создаёт вал ненужной бумажной работы в вузах, отвлекая профессорско-преподавательский состав от основной работы со студентами. Это вынуждало вузы непрерывно корректировать образовательные программы, что происходит и по сей день.

Образовательная система утратила стабильность. Модернизация образования вызывала и вызывает критику педагогического сообщества, экспертов и многих депутатов Государственной Думы. Но кардинально с 2011 года пока ничего не изменилось, хотя сама необходимость изменений анонсирована. Следовательно, ситуация нестабильности сохранится.

Работать в условиях нестабильности и ограниченных финансовых ресурсов непросто. Нужно понимать, что главная проблема новых реалий реализации государственной образовательной политики лежит не в области музыкального/художественного образования, а в несбалансированности спроса и предложения в отраслях экономики. Проще говоря, требования бизнеса к выпускникам вузов и набор компетенций, которыми владеют выпускники, не всегда и не во всём совпадают, и тогда начинается новый раунд работы над образовательными стандартами.

В условиях санкционного давления на российскую экономику возрастает актуальность поиска отраслевых драйверов развития. Вот почему к перечисленным ранее новым реалиям следует добавить

возможность/необходимость участия в реализации Концепции развития творческих (креативных) индустрий, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года. Но какие бы структурные изменения в экономике России в ближайшие годы не произошли и как бы положительно они не повлияли на условия жизнедеятельности работников образования, неизменной останется ответственность каждого члена общества и каждого работника за свою судьбу, не только личную, но и профессиональную. И это не фигура речи. Педагог вуза по-прежнему должен уметь адаптироваться к меняющимся условиям, даже если эти изменения происходят стремительно. Кто контролирует это умение адаптироваться? Учредитель. Как? Через систему мониторинга деятельности вуза и через отчётность, объём которой растёт год от года. Вклад каждого педагога в общий результат - уже давно не является ничего не значащей фразой.

Умение работать и быстро реагировать на изменения внешней среды означает, что Петрозаводская консерватория:

- сохраняет конкурентоспособность за счёт качества образования и условий реализации федеральных государственных образовательных стандартов;

- выявляет и грамотно использует внутренние ресурсы для повышения качества образования и конкурентоспособности консерватории.

Обе эти позиции взаимосвязаны, поэтому необходимо остановиться на тех проблемах, которые сегодня требуют особого внимания администрации и профессорско-преподавательского состава.

1. Кого мы учим? Ответ понятен: тех, кто успешно прошёл вступительные испытания и зачислен в число студентов. Мы знаем, что конкурсная ситуация ежегодно вызывает беспокойство. А согласно целевым показателям эффективности вузов обеспечение конкурсной ситуации является одним из важнейших показателей при проведении конкурса по распределению бюджетных мест, и его невыполнение значительно снижает шансы на

получение контрольных цифр приёма. Отсюда следует, что профориентационная работа в настоящее время, кроме существующих форм, требует новых идей. Не претендуя единолично на новые идеи, выскажу следующее соображение: необходимо увеличить количество учебно-методических материалов для абитуриентов. Какие это материалы - решать кафедрам. Где их размещать? Не только на официальном сайте консерватории и в социальных сетях, но и на сайтах детских музыкальных школ, разумеется, по договорённости с руководством школ.

2. Как мы учим? Этот вопрос относится к теоретическому обучению. По ряду дисциплин нет новых учебников, есть переиздания старых, в которых не отражены результаты научных исследований и современного педагогического опыта. Если посмотреть на обеспеченность учебного процесса не формально, а с позиции текущей успеваемости студентов, то задача учебно-методического обновления учебного процесса встанет во всей своей полноте и актуальности. Задача не самая простая, но вполне решаемая. Она касается также теоретического обучения на исполнительских кафедрах.

3. Кто учит? Кадровый состав вуза всегда был одним из важнейших критериев качества образования и конкурентоспособности консерватории. Сегодня одним из важнейших показателей в новой модели аккредитации является доля НПР (в целых ставках) с учёными степенями и (или) званиями, либо с государственными почётными званиями, либо лауреаты премий и т. п.; доля педагогов-практиков. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации утвердило критерии для аккредитации вузов. Аккредитационные показатели - это обязательные требования к качеству образования, установленные в соответствии с законом об образовании. Согласно данному показателю, через постоянный аккредитационный мониторинг предполагается оценивать обеспеченность образовательного процесса профессорско-преподавательским составом вуза.

Должностной рост - необходимое условие жизнеспособности вуза. В новых реалиях важны не только регалии педагогов, но и максимально возможная презентация представителей исполнительских и педагогических школ в интернет-пространстве. В идеале каждое событие, происходящее в консерватории, должно иметь не только афишу и анонс, но сопровождаться более развёрнутыми публикациями. Но для этого у нас пока нет достаточного ресурса из числа педагогов, готовых вести активную критико-публицистическую деятельность. Но привлекать студентов старших курсов для освещения событий всё же возможно. Здесь нужна поддержка исполнительских кафедр, поскольку студенты исполнительских специальностей изучают дисциплину «Музыкальная критика и журналистика». Использование внутренних ресурсов предусматривает и поддержку педагогами студенческой инициативы, направленной на наполнение сайта содержательными материалами, подготовленными в рамках внеучебной деятельности.

4. Практика. Практическое обучение - это основа профессиональной подготовки специалиста. Роль практики от стандарта к стандарту возрастает. Согласно новым стандартам (ФГОС 3, 3+, 3++), в результате освоения программ высшего образования у обучающихся должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Из этого следует, что практика должна проводиться в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности. Среди показателей, которые будут учитываться при проведении аккредитационного мониторинга, важными станут: доля обучающихся, успешно завершивших обучение по программе высшего образования, и доля выпускников, трудоустроившихся в течение года после окончания вуза. Таким образом, востребованность выпускников, их трудоустройство по специальности - основные, объективные и независимые показатели качества подготовки специалистов.

В новых реалиях практика (независимо от количества часов) не является дополнением к овладению другими дисциплинами учебного плана. Статус

практики неизмеримо вырос. Выпускник консерватории должен иметь полноценный опыт самостоятельной работы, и ещё на стадии обучения этот опыт должен быть предметом обсуждения и оценки (не только в смысле оценки в зачётной книжке и в ведомости). Нужна площадка для обсуждения всего комплекса проблем, возникающих в процессе прохождения практики студентами. Такой площадкой могут стать Музыкально-педагогические чтения с участием и опытных педагогов, ведущих педагогическую практику, и студентов, особенно тех, кто начинает свою педагогическую деятельность одновременно с обучением в консерватории. Пока невостребованным ресурсом остаются студенты заочной формы обучения, работающие в музыкальных школах и колледжах. Их опыт также может быть полезен для повышения качества подготовки студентов по педагогической практике.

Нужно понимать, что в современных условиях педагогическая практика стала важнейшей ступенью на пути к успешной карьере музыкального педагога. Но при сохранении узкоспециальной направленности педагогической практики необходимо учитывать конкуренцию со стороны огромной «армии» деловых людей, вовлечённых в индустрию воздействия на умы (телевидение, кино, социальные сети, так называемое «современное искусство», компьютерные игры). Об этом многократно говорила и писала Дина Константиновна Кирнарская. Поэтому современный музыкальный педагог должен быть транслятором максимы: «Художественное образование вообще, и музыкальное в частности, является сильнейшим катализатором и стимулятором умственной деятельности, к чему бы эта деятельность ни относилась - к науке, политике или литературе» [4, с. 8]. Кирнарская привела давно известную на Западе статистику: «Все властители дум, признанные Нобелевским комитетом, были страстными и последовательными любителями искусств, причём не только в роли слушателей и зрителей, но и в роли творцов. Причём музыкантов среди них (во главе со скрипачом-любителем Альбертом Эйнштейном) оказалось непропорционально много» [там же]. Для родителей учеников в

качестве наглядного доказательства в учебных аудиториях можно разместить портреты Нобелевских лауреатов с краткими комментариями о том, на каких инструментах они играли.

5. Чем мы отличаемся от других консерваторий? Петрозаводская консерватория - единственная в стране консерватория, где есть кафедра музыки финно-угорских народов. Её открытие было поддержано Правительством республики. Ко времени открытия кафедры в Карелии сложились объективные условия для создания такой образовательной структуры: близость границы с Финляндией и развитие культурных связей между Финляндией и Карелией, активность местных финно-угорских сообществ карелов, вепсов и финнов, Финский театр (ныне - Национальный театр Карелии), Государственный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле» (с репертуаром финских и карельских песен, танцев и инструментальной музыки), исполнительские и педагогические кадры, обучавшие детей игре на кантеле. Сама Карелия в международном финно-угорском сообществе имела высокую репутацию края с живой фольклорной традицией, родиной эпической поэзии и карельских рун, записанных Элиасом Лённротом и включённых им в эпическую поэму «Калевала». Студенты, приехавшие в Петрозаводскую консерваторию из других финно-угорских территорий России, в первой же фольклорной экспедиции попали в заповедник певческой культуры народов Карелии.

В самой консерватории кафедра музыки финно-угорских народов никогда не воспринималась как инородная или чуждая структурам академического музыкального вуза. Это стало возможным благодаря тому, что в условиях, когда «глобализация и регионализация являются ведущими процессами мирового развития, главными векторами современности» [6], студенты кафедры оказались не оторванными от глобальных тенденций образования, на которые ориентированы ФГОС ВО. При возможном усилении национально-регионального вектора развития образования по всем направлениям подготовки

и специальностям Петрозаводская консерватория безболезненно скорректирует траекторию своего развития, поскольку наработки по национально-региональному компоненту учебных планов имеются.

Педагоги и студенты кафедры музыки финно-угорских народов ведут активную исполнительскую деятельность. Но для того, чтобы кафедра была не только образовательным, но и научным центром финно-угорского мира России, результаты научно-исследовательской деятельности студентов и педагогов должны иметь другой масштаб. 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Это отличный повод для консолидации научных сил разных поколений и занятия кафедрой свободной ниши постоянно действующего семинара молодых учёных-финно-угроведов. Информационные технологии позволяют это сделать без особых затрат, и эта форма научной коммуникации имеет все предпосылки для своего развития.

6. Работа с иностранными студентами. Стал доступен Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования, датированный 2020 годом. В разделе доклада, посвящённого высшему образованию, специальное внимание уделено цифровой образовательной среде. В докладе, в частности, сказано: «Минобрнауки России совместно с образовательными организациями высшего образования осуществляются мероприятия по повышению качества и расширению возможностей получения образования для всех категорий граждан за счёт развития российского цифрового образовательного пространства». И далее: «Расширение доступности качественного высшего образования достигается в рамках реализации мероприятия по развитию информационной системы "Современная цифровая образовательная среда" (далее - СЦОС) федерального проекта "Молодые профессионалы" НПО. Ключевой задачей создаваемой СЦОС является обеспечение виртуальной академической мобильности. Развитие образовательного процесса в сетевой форме обучения должно повысить

качество образования за счёт использования учебных материалов и кадрового состава, а также обеспечить для обучающихся вариативность образовательных программ за счёт формирования индивидуальных учебных планов» [2, с. 112].

Нужно признать, что усилия Минобрнауки в целом направлены на университеты. Творческие вузы в системы высшего образования РФ находятся в маргинальном положении. Мы понимаем, что в этом фрагменте доклада высказана позиция Минобрнауки, ориентированная прежде всего на федеральные университеты. Но государственная образовательная политика в стране едина и для топовых университетов, и для маргиналов, оказавшихся на периферии внимания Минобрнауки не по своей воле. Поэтому мы не останемся в стороне от этого глобального процесса. Разумеется, мы и далее должны отстаивать тезис о невозможности качественного высшего музыкального образования в цифровом формате. Но для сохранения главного - очного музыкального образования - нам придётся выделить образовательный сегмент и отработать СЦОС в этом сегменте. Опыт такой работы уже есть, необходимо его совершенствовать. Что может и должно быть сегментом для отработки СЦОС? Это обучение иностранных студентов, в первую очередь студентов из Китая.

Обычно, при обсуждении вопросов, связанных с обучением студентов из Китая, затрагивается проблема качества владения ими русского языка. Эта проблема существует, но нужно учитывать и другое. В Китае уже давно идёт процесс цифровизации с целью достижения высокого уровня образования, доступного всем социальным слоям населения независимо от местонахождения. «Качественный подход к образовательному процессу, ресурсу и контенту стали основополагающими в деле образовательной модернизации» в Китае [9]. Студенты из Китая не хуже российских студентов (а, может быть, и лучше) готовы к теоретическому обучению в цифровом формате. Следовательно, основной задачей педагогов, работающих со студентами из Китая, является обеспечение их качественным ресурсом и

контентом. В качестве примера обеспечения студентов из Китая качественным ресурсом в Петрозаводской консерватории назову только учебное пособие Е. А. Великановой и Д. И. Воронина «Русский язык как иностранный в изучении гуманитарных дисциплин» [1]. Этот опыт можно использовать при подготовке электронных учебных пособий на материале других теоретических дисциплин. Это потребует пересмотра содержания «второй» половины нагрузки. Для осуществления такой деятельности условия созданы: откорректировано и 28 июня 2021 года утверждено «Положение о планировании и учёте педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава».

Искусство всегда развивается в «скорлупе» культуры и время от времени изнутри разрушает эту «скорлупу», привнося изменения в состояние культуры. Так, 55 лет назад открытие консерватории изменило состояние культуры в Карелии и её столице Петрозаводске, постепенно затронув и состояние культуры на Северо-Западе России. Через наших выпускников, работающих в разных регионах России, Петрозаводская консерватория влияет на состояние культуры и в других регионах. Но неизменным остаётся понимание того, что «культура России - такое же её достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире» [2, с. 4-5].

В качестве итога полувекового опыта Петрозаводской консерватории можно было бы согласиться с Диной Константиновной Кирнарской в том, что «мы преуспели главным образом в профессиональном художественном образовании» [3, с. 1]. Но можно ли на этом остановиться, когда «государству и обществу нужен легион увлечённых искусством людей, множество любителей, немного музицирующих, рисующих, снимающих кино или занимающихся

танцами. Именно эти люди составят художественную аудиторию - опору культуры в обществе» [там же].

Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова вступает в новый этап своего развития.

Литература

1. Великанова Е. А., Воронин Д. И. Русский язык как иностранный в изучении гуманитарных дисциплин. Философия: учеб. пособие для иностр. студ. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. 120 с.

2. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. М., 2020. URL: http://static.govemment.ru/media/files/TqYc5WPreBUOgYaya15z5siRjBU6sdV0.pdf

(23.12.2021).

3. Кирнарская Д. К. Актуальные проблемы развития художественного образования в XXI веке. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/joumal_pdf/kimarskaya.pdf

(24.01.2022).

4. Кирнарская Д. К. Зачем нужно массовое музыкальное образование? Доказательство «от противного». URL: https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=32358 (24.01.2022).

5. Костикова И. О консерватизме образования // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 116-121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-konservatizme-obrazovaniya/ viewer (01.03.2022).

6. Оспанова А. Н., Муканов М. Р., Болдырев М. Глобализация и регионализация в современном мире. URL: http://www.rusnauka.com/12_KPSN_2012/Politologia/10_ 107451.doc.htm (20.01.2022).

7. Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова: история, события, имена: [коллективная монография: к 50-летию консерватории] / М-во культуры Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Петрозав. гос. консерватория им. А. К. Глазунова»; [руководители проекта: А. Н. Камирова, Т. С. Екименко; науч. ред. и сост. Т. С. Екименко, Е. А. Великанова, Ю. И. Ковыршина]. СПб.: Арт-Экспресс, 2017. 445 с.

8. Хрущёва Н. Метамодерн в музыке и вокруг нее. М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2020. 303 с.

9. Черкасова Л. Н., Гампарцумов А. С. Специфика систем образования России и Китая в рамках мировой цифровизации. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/spetsifika-sistem-obrazovaniya-rossii-i-kitaya-v-ramkah-mirovoy-tsifrovizatsii/viewer (17.12.2021).

References

1. Velikanova E. A., Voronin D. I. Russkij jazyk kak inostrannyj v izuchenii gumanitarnyh disciplin. Filosofija: ucheb. posobie dlja inostr. stud. ["Russian as a foreign language in the study of the humanities: philosophy": a textbook for foreign students in institutions of

higher arts education]. Petrozavodsk: Izd-vo PetrGU, 2001. 120 p.

2. Doklad Pravitel'stva Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniju Rossijskoj Federacii o realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere obrazovanija [The Report of the Government of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation on the Implementation of the State Policy in the Field of Education]. Moscow, 2020. URL: http://static. government.ru/media/files/TqYc5WPreBUOgYaya15z5siRjBU6sdV0.pdf (23.12.2021).

3. Kirnarskaja D. K. Aktual'nye problemy razvitija hudozhestvennogo obrazovanija v XXI veke [Current Issues of the Development of Art Education in the 21st Century]. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kirnarskaya.pdf (24.01.2022).

4. Kirnarskaja D. K. Zachem nuzhno massovoe muzykal'noe obrazovanie? Dokazatel'stvo "ot protivnogo" [What is Mass Musical Education for? Proof by Contradiction]. URL: https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=32358 (24.01.2022).

5. Kostikova I. O konservatizme obrazovanija [On the Conservatism of Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2004. No. 7, pp. 116-121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-konservatizme-obrazovaniya/ viewer (01.03.2022).

6. Ospanova A. N., Mukanov M. R., Boldyrev M. Globalizacija i regionalizacija v sovremennom mire [Globalization and Regionalization in the Modern World]. URL: http://www.rusnauka.com/12_KPSN_2012/Politologia/10_ 107451.doc.htm (20.01.2022).

7. Petrozavodskaja gosudarstvennaja konservatorija imeni A. K. Glazunova: istorija, sobytija, imena: [kollektivnaja monografija: k 50-letiju konservatorii] [Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire: History, Events, Names: (Multi-Authored Monograph: to the Semicentenary of the Conservatoire)]. M-vo kul'tury Ros. Federacii, Feder. gos. bjudzhet. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. obrazovanija "Petrozav. gos. konservatorija im. A. K. Glazunova"; [rukovoditeli proekta: A. N. Kamirova, T. S. Ekimenko; nauch. red. i sost. T. S. Ekimenko, E. A. Velikanova, Ju. I. Kovyrshina]. St. Petersburg: Art-Jekspress, 2017. 445 p.

8. Hrushhjova N. Metamodern v muzyke i vokrug nee [Metamodern in Music and Beyond]. Moscow: Gruppa Kompanij "RIPOL klassik", 2020. 303 p.

9. Cherkasova L. N., Gamparcumov A. S. Specifika sistem obrazovanija Rossii i Kitaja v ramkah mirovoj cifrovizacii [The Specifics of the Education Systems in Russia and China within Global Digitalization]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sistem-obrazovaniya-rossii-i-kitaya-v-ramkah-mirovoy-tsifrovizatsii/viewer (17.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.