Научная статья на тему 'ДНЕВНИК МОЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИЧНОГО АРХИВНОГО ФОНДА КОМПОЗИТОРА Э. Н. ПАТЛАЕНКО)'

ДНЕВНИК МОЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИЧНОГО АРХИВНОГО ФОНДА КОМПОЗИТОРА Э. Н. ПАТЛАЕНКО) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эдуард Патлаенко / композитор / Национальный архив Республики Карелия / коллекция / Союз композиторов / Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова / Edward Patlaenko / composer / the National Archives of the Republic of Karelia / collection / the Union of Composers / the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Докторова Марина Анатольевна

В статье представлен обзор материалов личного фонда композитора Э. Н. Патлаенко, находящегося на хранении в Национальном архиве Республики Карелия. Эдуард Патлаенко – заслуженный деятель искусств КАССР и РСФСР, член Союза композиторов, профессор Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова. Национальный архив Республики Карелия бережно хранит творческое наследие композитора. В фонде содержатся личные документы, нотные рукописи, программы, концертные афиши, статьи, дневниковые записи, материалы преподавательской деятельности, деловая и личная переписка, студенческий фотоальбом. Архив Эдуарда Патлаенко – это собрание первоисточников о жизни и творчестве композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MY MUSICAL MEMOIR (A REVIEW OF THE PERSONAL ARCHIVAL COLLECTION OF THE COMPOSER E. N. PATLAENKO)

The article describes materials from the personal collection of composer E. N. Patlaenko stored in the National Archives of the Republic of Karelia. Eduard Patlaenko is the Honoured Artist of the Karelian Autonomous Soviet Socialist Republic and the Russian Soviet Federative Socialistic Republic, member of the Union of Composers, professor of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire. The National Archives of the Republic of Karelia carefully preserves the entire creative heritage of the composer. The archive contains personal documents, musical scores, programmes, concert posters, articles, diary entries, teaching materials and teaching aids, business and personal correspondence, student photo album. The Eduard Patlaenko archive is the collection of primary source materials on the life and work of the composer.

Текст научной работы на тему «ДНЕВНИК МОЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИЧНОГО АРХИВНОГО ФОНДА КОМПОЗИТОРА Э. Н. ПАТЛАЕНКО)»

Марина Анатольевна Докторова - ведущий архивист Национального архива Республики Карелия

(Петрозаводск, Россия), ViktorinaNARK@yandex.ru

Marina A. Doktorova - lead archivist of the National Archives of the Republic of Karelia

(Petrozavodsk, Russia),

ViktorinaNARK@yandex.ru

УДК 78.071.1

DOI 10.61908/2413-0486.2023.33.1.22-33

ДНЕВНИК МОЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИЧНОГО АРХИВНОГО ФОНДА КОМПОЗИТОРА Э. Н. ПАТЛАЕНКО)

MY MUSICAL MEMOIR (A REVIEW OF THE PERSONAL ARCHIVAL COLLECTION OF THE COMPOSER E. N. PATLAENKO)

Аннотация

В статье представлен обзор материалов личного фонда композитора Э. Н. Патлаенко, находящегося на хранении в Национальном архиве Республики Карелия. Эдуард Патлаенко - заслуженный деятель искусств КАССР и РСФСР, член Союза композиторов, профессор Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова.

Национальный архив Республики Карелия бережно хранит творческое наследие композитора. В фонде содержатся личные документы, нотные рукописи, программы, концертные афиши, статьи, дневниковые записи, материалы преподавательской деятельности, деловая и личная переписка, студенческий фотоальбом. Архив Эдуарда Патлаенко - это собрание первоисточников о жизни и творчестве композитора.

Abstract

The article describes materials from the personal collection of composer E. N. Patlaenko stored in the National Archives of the Republic of Karelia. Eduard Patlaenko is the Honoured Artist of the Karelian Autonomous Soviet Socialist Republic and the Russian Soviet Federative Socialistic Republic, member of the Union of Composers, professor of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire.

The National Archives of the Republic of Karelia carefully preserves the entire creative heritage of the composer. The archive contains personal documents, musical scores, programmes, concert posters, articles, diary entries, teaching materials and teaching aids, business and personal correspondence, student photo album. The Eduard Patlaenko archive is the collection of primary source materials on the life and work of the composer.

Ключевые слова: Эдуард Патлаенко, композитор, Национальный архив Республики Карелия, коллекция, Союз композиторов, Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова

Keywords: Edward Patlaenko, composer, the National Archives of the Republic of Karelia, collection, the Union of Composers, the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire

Писать как можно больше и лучше - вот мой удел.

Э. Н. Патлаенко1

Союз композиторов Республики Карелия, отмечающий в 2022 году свой 85-летний юбилей, за долгие годы своего существования взрастил немало талантливых композиторов и музыковедов. Среди них - заслуженный деятель искусств КАССР и РСФСР, лауреат премии Республики Карелия, кавалер ордена Дружбы, профессор Петрозаводской государственной консерватории Эдуард Николаевич Патлаенко (1936-2019). Эдуард Николаевич - автор многочисленных произведений разнообразных музыкальных жанров: от вокальных и инструментальных миниатюр и симфоний до театральной и балетной музыки. Одного из видных композиторов Карелии знали как в России, так и за рубежом. Среди наиболее известных творений мастера можно выделить: балет «Гайавата» по поэме Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», симфонию-кантату «Кантелетар», ораториальную симфонию «Русия и меч».

1 1960-е годы.

На хранении в Национальном архиве Республики Карелия находится личный фонд, содержащий материалы о жизни и творчестве композитора. Документы и фотографии поступили от фондообразователя Э. Н. Патлаенко в 2002 году. В состав личного фонда вошли 87 дел за 1950-2000 годы, а также отдельные документы за 1909-1917 годы. Некоторые материалы содержат комментарии фондообразователя - уточнения или пояснения. Документы, вошедшие в состав личного фонда, отражают разные этапы творческой жизни композитора - от становления до мирового признания.

Родился Эдуард Николаевич 9 марта 1936 года. С 1953 по 1957 год учился в Ставропольском музыкальном училище, затем поступил в Ленинградскую консерваторию. В 1960-е годы трудился преподавателем музыки в Ломоносовском доме культуры, преподавателем теории музыки и композиции в детской музыкальной школе, преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в музыкальном училище. С 1968 года работал преподавателем, старшим преподавателем, доцентом, затем профессором кафедры теории музыки и композиции Петрозаводского филиала Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Личные документы, хранящиеся в Национальном архиве Карелии, включают в себя справки из учебных заведений, документы о вступлении в Союз композиторов, материалы трудовой деятельности, характеристики и отзывы о творческом пути, протоколы заседаний кафедры теории музыки и композиции Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории о присвоении Э. Н. Патлаенко учёного звания доцента, о замещении должности профессора кафедры, документы о передаче в дар Верхневолжской организации Союза композиторов РСФСР материалов композитора Милия Алексеевича Балакирева, благодарственное письмо отдела культуры исполкома Петрозаводского горсовета за участие в работе жюри на городском смотре хоровых коллективов за 1988 год и пр.

Преподавательская деятельность и участие в становлении новых музыкальных талантов играли большую роль в жизни Эдуарда Николаевича. Из отзыва секретаря Союза композиторов России народного артиста России, профессора А. А. Николаева о педагогической, творческой и музыкально-общественной деятельности доцента кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской консерватории композитора Э. Н. Патлаенко за 1993 год: «...Своим ученикам Э. Н. Патлаенко прививает не только профессиональные навыки, раскрывая индивидуальные способности каждого. Будучи сам широко и разносторонне образованным художником, страстным любителем и знатоком литературы, поэзии, живописи и других видов искусства, Э. Н. Патлаенко прививает и своим ученикам любовь к широчайшему спектру гуманитарных знаний...» [6, л. 43].

В 1980-е годы Эдуард Николаевич активно принимал участие в смотрах-конкурсах студентов, аспирантов-композиторов музыкальных вузов в качестве члена жюри, работал в составе приёмной комиссии Петрозаводской консерватории, занимался рецензированием дипломных работ выпускников композиторов и музыковедов. Выступая на научно-практической конференции Петрозаводского филиала Ленинградской государственной консерватории с докладом «История и её значение в формировании мировоззрения молодого композитора», Э. Н. Патлаенко отмечал: «Руководитель, рекомендуя молодому композитору для творческой работы ту или иную историко -эпическую тему, преследует следующие цели: 1) развитие творческого воображения молодого композитора, так как обращение к историческим событиям, и особенно к событиям отечественной истории, - сильный стимул к творческой фантазии. 2) воспитание в будущем художнике чувства гордости - не чванливо-националистического высокомерия, но благородной гордости за свой народ... » [1, л. 21].

Помимо педагогической работы Э. Н. Патлаенко на протяжении всей своей творческой деятельности занимался разработкой учебно-методических

пособий. В составе личного фонда композитора находятся на хранении составленные лично конспекты лекций по полифонии для 2 курса дирижёрско-хорового отделения, дипломная работа «Полифония как фактор формообразования в симфонии-кантате "Кантелетар" Э. Патлаенко» студентки 5 курса теоретико-композиторского факультета Петрозаводского филиала Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (1977), экзаменационные билеты, личные рекомендательные списки произведений художественной литературы в помощь молодому музыканту, разработанное «Руководство к сочинению инструментального сонета», рукописи 3 и 4 главы книги «Основы теории музыки» с авторскими пометами.

Из отзыва заслуженного деятеля искусств России и Карелии, профессора Воронежского института искусств Г. И. Лапчинского за 1993 год: «...Учебно-методическая деятельность Э. Н. Патлаенко отличается большим разнообразием. Здесь и выступления с докладами по вопросам воспитания молодых композиторов, и работа над составлением рекомендательного списка художественной литературы для них, и написание произведений для различных инструментов и музыкантов-исполнителей; последние затем находят своё применение как в учебной, так и в концертной практике студентов и педагогов консерватории...» [6, л. 45-46].

Среди других материалов служебной деятельности - договоры с издательствами, в том числе с Музыкальным театром КАССР на написание и издание музыкальных произведений, стенограмма заседания Секретариата Союза композиторов РСФСР и протокол заседания музыкальной секции художественного Совета Министерства культуры КАССР, посвящённые прослушиванию и обсуждению произведений Э. Н. Патлаенко, переписка с различными организациями по профессиональным вопросам.

Активная жизненная позиция Эдуарда Николаевича и стремление к общественной творческой деятельности привели его в организацию,

объединяющую композиторов и музыкантов с целью развития творческого потенциала региона, привлечения в концертные коллективы талантливой молодёжи, музыкального обучения и воспитания подрастающего поколения, создания благоприятных условий для сочинения музыки, её исполнения и популяризации. В 1965 году Э. Н. Патлаенко вступил в Союз композиторов. В протоколе № 16 заседания секретариата Союза композиторов РСФСР от 23 ноября 1965 года указано: «.творчество Э. Патлаенко тесно связано с фольклором Карелии. Его произведения "По рунам Калевалы" и др. говорят о наличии таланта и хорошей профессиональной подготовке. Э. Патлаенко -несомненно ценный кадр для композиторской организации Карелии» [6, л. 4].

Рассуждая о творчестве Э. Н. Патлаенко, музыкант-педагог, музыковед Виктор Исаевич Рензин отмечал: «.Не только в нашей стране, но и за рубежом (в частности, в ГДР) яркая образность многих сочинений Э. Патлаенко, программность и сюжетность большинства из них. издавна и неизменно привлекает к ним внимание. Нравственное влияние его музыки, как и самой гражданской сущности во всей творческой деятельности композитора, отражая общественную чуткость этого художника, составляют важный аспект при оценке того или иного сочинения Э. Патлаенко.» [7, л. 10]. За высокие творческие успехи композитору в 1984 году было присвоено почётное звание заслуженного деятеля искусств КАССР, в 1987 году - заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 2002 году Э. Н. Патлаенко стал кавалером ордена Дружбы.

Как было отмечено выше, материалы творческой деятельности композитора находятся на хранении в Национальном архиве Карелии. В составе личного фонда Э. Н. Патлаенко - нотные рукописи произведений, относящиеся к раннему периоду творчества на этапах его становления в 1950-е годы, либретто для музыкальных произведений, литературная композиция балета «Гайавата», книга стихов «Ожерелье кармы», переводы стихов других авторов, афиши российских и зарубежных концертов с

исполнением произведений Патлаенко, творческих вечеров композитора, театральных спектаклей с музыкой Эдуарда Николаевича.

В состав фонда вошли нотные рукописи, а также сборники произведений известных российских и иностранных композиторов, издания произведений Бориса Тищенко, набор репродукций картин Мартироса Сарьяна, содержащие дарственные надписи авторов. К примеру, в архиве сохранилось авторское пожелание известного российского композитора Валерия Александровича Гаврилина Э. Н. Патлаенко на его нотном сборнике «Русская тетрадь» (Вокальный цикл для меццо-сопрано с фортепиано) от 28 апреля 1967: «Дорогому Эдику в память о совместном учении в консерватории, о наших вечеринках и беседах. Будь здоров, пиши музыку так же хорошо, остроумно и с сердцем, как раньше и теперь» [5, л. 3].

В Национальном архиве Карелии хранятся также направленные лично композитором воспоминания об учёбе, обмен мнениями о произведениях, рекомендации, слова благодарности за переданные Э. Н. Патлаенко ноты или за поддержку в решении тех или иных вопросов, которые сохранились на страницах писем друзей и коллег, композиторов, художников, поэтов. Из письма Альбины Рустемовны Керкутьевой от 5 февраля 1957 года: «Здравствуй, Эдик! Получила твоё письмо и песню. Большое спасибо за песенку, она мне понравилась (вчера специально ходила в училище проиграть её) и я её хочу разучить. Правда, мне кажется, что она слишком грустная, но ведь я её смотрела без аккомпанемента. Вот начнутся занятия, и тогда я её сразу разучу со Стеллой (она хорошо владеет инструментом)...» [4, л. 34].

Интересен для изучения комплекс писем известного советского композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Дмитрия Борисовича Кабалевского. В деле содержится 11 писем, в которых даётся оценка творчества Э. Н. Патлаенко на ранних этапах его становления в качестве композитора. В письме от 9 марта 1955 года Д. Б. Кабалевский пишет: «.Конечно, фантазия Ваша пока очень скована, Вы не можете ещё выбраться из ограниченного круга

самых элементарных гармоний. Мне кажется, что в своём развитии вы искусственно ограничиваете себя тем, что проходите на уроках гармонии. По-моему, надо как можно больше играть разную музыку и самому анализировать её, воспринимая, быть может, не столько с точки зрения "гармонических правил", сколько на слух. Вот развивать свой слух, слуховую фантазию - это очень важно. Конечно, постепенно расширится круг Ваших знаний и навыков, расширится и "слуховой кругозор". Желаю Вам запастись терпением и энергией, и работать, работать!. Не забывайте, что если композитору удастся пройти весь курс обучения за 10 лет, то мы считаем, что он очень быстро овладел своим искусством. Значит, он был очень одарён и работал очень напряжённо» [3, л. 4-4, об.].

Эдуард Николаевич также нередко размышлял о музыке и людях, её исполняющих, о музыкальном воспитании и образовании, записывая свои мысли в дневник или блокнот, находящиеся на хранении в архиве. Рассуждая о понятиях одарённости, гениальности и таланта, Э. Н. Патлаенко отмечал: «.Не каждый яркий композитор может быть оригинальным, но каждый оригинальный - должен быть ярким. Яркость музыкального языка даётся исключительно от природы, а оригинальность зависит от условий, в которых воспитывался композитор с детских лет. Одарённый бывает человек, имеющий прекрасные слух, память, исполнительское тонкое чувство, но не имеющий ещё достаточно знаний и мысли. Одарённость - это природа. Талантливый - это одарённость плюс глубокие научные познания в любом из видов искусств и способность глубоко и широко мыслить. Гениальность (высший титул художника) - это талант, проверенный историей, и если он не завял по прошествии нескольких десятков лет, то этот талант есть гений. Таковы: Моцарт, Бетховен, Россини, Мусоргский, Прокофьев, Шостакович, Бизе, Гайдн, Рахманинов, Скрябин и мн. мн. др. композиторов...» [2, л. 56, об.-58].

Некоторые события из жизни Эдуарда Николаевича нашли своё отражение в фотографиях, хранящихся в Национальном архиве Республики Карелия. Оформленный альбом периода студенческой жизни находится в личном фонде Патлаенко. Кроме того, в архивохранилище аудиовизуальной и машиночитаемой документации также можно обнаружить интересные фотографии композитора - индивидуальные, в компании друзей или коллег2.

Необходимо отметить, что в скором времени личный фонд Э. Н. Патлаенко пополнится новыми материалами о его жизни и творчестве. В настоящее время на первичном приёме находятся документы и изобразительные материалы композитора, переданные в архив в 2019 году: инструментальные произведения за 1960-2000-е годы: квартеты, концерты, симфонии (включая симфонию-кантату «Кантелетар»), сонаты, сонеты, сюиты, поэмы, пьесы; вокальные произведения; сценические произведения (включая балет «Гайавата»); сочинения и пр. Поступили стихи Э. Н. Патлаенко, дневниковые записи, переписка, материалы творческой деятельности (включая программы концертов, приглашения, афиши, статьи), фотографии, публикации, списки произведений, заметки о сочинениях, материалы преподавательской деятельности, имеется несколько стихотворений, посвящённых композитору, и его портрет. На хранение в архив передан целый ряд аудио- и видеозаписей с концертов и выступлений Патлаенко на радио и телевидении.

Эдуард Николаевич Патлаенко - композитор, внёсший большой вклад в развитие музыкальной культуры карельского края. Архивный фонд маэстро -большая культурная ценность не только для профессиональных кругов Карелии и России. Музыкальное наследие композитора имеет большое значение для образовательной, просветительской и воспитательной работы. Материалы личного фонда Э. Н. Патлаенко являются важным историческим источником, позволяющим через жизненный и творческий путь композитора наблюдать за развитием культурных событий страны и мира.

2 См.: Приложение, ил. 1-4.

Архивные документы

1. НА РК. Ф. Р-1284, оп. 1, д. 1/12.

2. НА РК. Ф. Р-1284, оп. 1, д. 2/23.

3. НА РК. Ф. Р-1284, оп. 1, д. 3/30.

4. НА РК. Ф. Р-1284, оп. 1, д. 3/31.

5. НА РК. Ф. Р-1284, оп. 1, д. 4/38.

6. НА РК. Ф. Р-1284, оп. 1, д. 5/48.

7. НА РК. Ф. Р-1284, оп. 1, д. 8/80.

Archival documents

1. NA of RK. F. R-1284,

2. NA of RK. F. R-1284,

3. NA of RK. F. R-1284,

4. NA of RK. F. R-1284,

5. NA of RK. F. R-1284,

6. NA of RK. F. R-1284,

7. NA of RK. F. R-1284,

inventory 1, storage unit 1/12. inventory 1, storage unit 2/23. inventory 1, storage unit 3/30. inventory 1, storage unit 3/31. inventory 1, storage unit 4/38. inventory 1, storage unit 5/48. inventory 1, storage unit 8/80.

Приложение

Ил. 1. Э. Н. Патлаенко в составе духового оркестра Ставропольского музыкального училища. 1950-е гг. (НА РК. Ф. Р-1284, оп. 1, д. 8/87, л. 18)

Ил. 2. Э. Н. Патлаенко. 1957 г. (НА РК. Ф. Р-1284б, оп. 1, д. 8/87, л. 10)

Ил. 3. Композиторы КАССР. Слева-направо сидят: А. И. Голланд, Г.-Р. Н. Синисало, С. Г. Леончик, П. Б. Козинский, Г. И. Лапчинский. Стоит - Э. Н. Патлаенко. г. Петрозаводск. 1967 г. Автор съёмки Е. А. Щеглов. (НА РК. 0-59580)

Ил. 4. Композитор Э. Н. Патлаенко. г. Петрозаводск. 1984 г. Автор съёмки В. А. Юфа. (НА РК. 0-62658)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.