Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ДЛЯ БАЯНА (АККОРДЕОНА) КОМПОЗИТОРОВ КАРЕЛИИ'

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ДЛЯ БАЯНА (АККОРДЕОНА) КОМПОЗИТОРОВ КАРЕЛИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка для баяна / современная музыка / композиторы Карелии / Альбин Репников / Петрозаводская консерватория / music for button accordion / contemporary music / composers of Karelia / Albin Repnikov / Petrozavodsk Conservatoire

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дикоев Андрей Викторович

В статье представлен обзор академической музыки для баяна (аккордеона), созданной композиторами Республики Карелия. Даётся небольшая историческая справка об академической баянной традиции Карелии, рассматривается история создания сочинений, премьерные исполнения пьес, предлагается систематизация изучаемой музыки. Отмечается значимость вклада композиторов Карелии в баянный репертуар, подчёркивается необходимость публикации ряда сочинений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC MUSIC FOR BAYAN (ACCORDION) BY COMPOSERS OF KARELIA

The article presents an overview of academic music for button accordion (accordion), created by composers of the Republic of Karelia. A small historical note is given on the academic bayan tradition of Karelia, the history of the creation of compositions, premiere performances of plays are considered, and a systematization of the studied music is proposed. The significance of the contribution of the composers of Karelia to the accordion repertoire is noted, the necessity of publishing a number of compositions is emphasized.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ДЛЯ БАЯНА (АККОРДЕОНА) КОМПОЗИТОРОВ КАРЕЛИИ»

Андрей Викторович Дикоев - баянист, доцент по кафедре народного инструментального искусства Санкт-Петербургского государственного института культуры

(Санкт-Петербург, Россия), andrey.dikoev1976@gmail. com

Andrey V. Dikoev - bayan player, Associate Professor at the Folk Instrumental Art Department of the St. Petersburg State Institute of Culture (Saint-Petersburg, Russia),

[email protected]

УДК 786

DOI 10.61908/2413-0486.2023.34.2.94-120

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ДЛЯ БАЯНА (АККОРДЕОНА) КОМПОЗИТОРОВ КАРЕЛИИ

ACADEMIC MUSIC FOR BAYAN (ACCORDION) BY COMPOSERS OF KARELIA

Аннотация

В статье представлен обзор академической музыки для баяна (аккордеона), созданной композиторами Республики Карелия. Даётся небольшая историческая справка об академической баянной традиции Карелии, рассматривается история создания сочинений, премьерные исполнения пьес, предлагается систематизация изучаемой музыки. Отмечается значимость вклада композиторов Карелии в баянный репертуар, подчёркивается необходимость публикации ряда сочинений.

Abstract

The article presents an overview of academic music for button accordion (accordion), created by composers of the Republic of Karelia. A small historical note is given on the academic bayan tradition of Karelia, the history of the creation of compositions, premiere performances of plays are considered, and a systematization of the studied music is proposed. The significance of the contribution of the composers of Karelia to the accordion repertoire is noted, the necessity of publishing a number of compositions is emphasized.

Ключевые слова: музыка для баяна, современная музыка, композиторы Карелии, Альбин Репников, Петрозаводская консерватория

Keywords: music for button accordion, contemporary music, composers of Karelia, Albin Repnikov, Petrozavodsk Conservatoire

Исторически сложилось, что традиции баянного искусства в Карелии богаты и разнообразны. Игре на баяне и аккордеоне обучают во всех музыкальных школах и школах искусств республики. В столице Карелии, г. Петрозаводске, профессиональное обучение игре на баяне реализуют сразу два музыкальных колледжа и консерватория, охватывая все уровни профессионального образования - от среднего профессионального до ассистентуры-стажировки. В штате Карельской филармонии работают солисты-баянисты и ансамбли народных инструментов с участием баяна, действует оркестр русских народных инструментов «Онего». Также проводится большое количество конкурсов и фестивалей, в номинации которых входят баян и аккордеон. Они имеют разный уровень и статус, представляя практически все возрастные категории - от младших школьников до концертных исполнителей и преподавателей, но главным среди них можно считать Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» имени Альбина Репникова, который раз в два года проводится на базе Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова1, единственного в Северо-Западном федеральном округе России профильного музыкального вуза.

Богатая творческая жизнь баянистов и аккордеонистов в регионе, а также наличие в республике творческого Союза композиторов, а в консерватории -кафедры теории музыки и композиции, способствует тому, чтобы в Карелии с

1 До 1991 года - Петрозаводский филиал Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (1967-1991). Далее по тексту -Петрозаводская консерватория или ПГК.

успехом культивировалась традиция создания и исполнения академической музыки для баяна и аккордеона.

Нельзя сказать, что до момента открытия в 1967 году в Петрозаводске филиала Ленинградской консерватории академической баянной музыки в Карелии не существовало. Начиная еще с 30-х годов XX века в Карелии жили и работали прекрасные музыканты. Сочинения для баяна или ансамбля баянов значатся в авторских списках выдающихся карельских композиторов Гельмера-Райнера Нестеровича Синисало (1920-1989) и Леопольда Яковлевича Теплицкого (1890-1965)2. Можно вспомнить участников замечательного и известного в 70-90-е годы XX века трио «Карелия» Евгения Ивановича Ишанина (1937-2012) и Вячеслава Александровича Дулёва (1935-2014), которые сформировали собственные педагогические и исполнительские традиции в Петрозаводском музыкальном колледже имени К. Э. Раутио. Однако видение баяна и аккордеона этими авторами и исполнителями основывалось, прежде всего, на его возможностях в качестве фольклорного или эстрадного инструмента, а не на тех выразительных, тембровых, стилистических, технических возможностях, которые реализуются в современной академической музыке3.

Поэтому традиции создания и исполнения новой академической баянной музыки в Карелии начали формироваться с того момента, когда в конце 1960-х годов в Петрозаводск приехали работать талантливые молодые музыканты, выпускники Ленинградской консерватории - баянисты Владимир Александрович Соловьёв (род. 1945) и Вячеслав Леонидович Калаберда (19462014), а также композитор Альбин Леонидович Репников (1932-2007).

Сегодня Альбин Репников считается одним из самых выдающихся авторов, когда-либо писавших для баяна, композитором, заложившим основы

2 Здесь можно ещё упомянуть В. Тишкина, И. Уляшова и В. Кончакова, также создавших небольшие сочинения для баяна. См: [12].

3 См. сочинение Г. Синисало «Карельская сюита» для двух баянов (1975).

всего отечественного академического баянного репертуара. Его музыка по-прежнему влияет на все поколения композиторов. Подавляющее большинство его сочинений прочно вошло в концертный и педагогический репертуар баянистов и аккордеонистов, а также в программные требования конкурсов различных уровней в качестве обязательных пьес. О его музыке написано немало исследований, причём как музыковедами, так и исполнителями. Помимо отдельных статей, особняком стоит коллективная монография «Музыка на века», опубликованная в 2010 году кафедрой народных инструментов Петрозаводской консерватории [3].

Сценическое же продвижение новой музыки для баяна и аккордеона почти целиком и полностью - заслуга исполнительских школ В. А. Соловьёва и В. Л. Калаберды, которые всегда были страстными популяризаторами и первыми исполнителями новой музыки. Сегодня дело этих музыкантов продолжают студенты и выпускники их классов.

Весь корпус сочинений для баяна/аккордеона композиторов и авторов Карелии4 включает в себя достаточно разнообразную по жанрам, формам и использованным композиторским техникам музыку. Это, прежде всего, сольные развёрнутые пьесы, а также сонаты, сюиты, концерты и даже сочинение, написанное в жанре камерно-ансамблевой кантаты. Весь этот массив можно разделить на три основные группы, основываясь на принадлежности композиторов к тому или иному поколению - от старшего к младшему.

Первая группа включает в себя сочинения признанных профессиональных композиторов старшего поколения, которые совмещали композиторскую работу с преподавательской работой в консерватории. Помимо Альбина Репникова, чей вклад в баянную музыку огромен и важен с точки зрения раскрытия возможностей инструмента, к баяну в разное время обращались Эдуард

4 См. Приложение.

Николаевич Патлаенко (1936-2019), Александр Сергеевич Белобородов (1948-2016)5 и Вячеслав Константинович Кошелев (род. 1947).

Вторая группа - музыка последующих поколений профессиональных композиторов, членов Союза композиторов Карелии, писавших музыку для баяна в зрелом для себя возрасте, когда собственный стиль и видение инструмента сформировались. Среди этой группы авторов - Игорь Анатольевич Субботин (1967-2006), один из последних учеников Э. Н. Патлаенко, а также выпускники класса А. С. Белобородова Виктория Владимировна Сергеенко (род. 1974), Полина Викторовна Крышень (род. 1985) и действующий председатель Союза композиторов Карелии Анастасия Васильевна Сало (род. 1980)6.

Третья группа - опусы молодых авторов, на момент сочинения своих баянных пьес обучавшихся искусству композиции, в том числе факультативно или даже самостоятельно, лишь иногда консультируясь с педагогами. В основном, это баянисты и аккордеонисты по первой или основной специальности, которые занимались сочинительством, решая некоторые промежуточные учебные задачи. Например, пьеса писалась для экзамена по специальному инструменту или для поступления в вуз. Данная группа может включать в себя достаточно обширный круг авторов. В настоящей работе рассмотрено раннее сочинение Николая Сергеевича Котова7 (род. 1985), а также пьесы Андрея Владимировича Иванова (род. 1988), Дмитрия Вячеславовича Кошелева (род. 1974), Даниила Дмитриевича Колосова (род. 1992) и Владимира Александровича Ефимова (род. 1993).

Несмотря на принадлежность к первой авторской группе, баянную музыку Альбина Репникова всё-таки следует рассматривать как отдельное, уникальное для музыкальной культуры Карелии явление. И здесь нельзя обойти вниманием

5 Председатель Союза композиторов Карелии с 1989 по 2016 год.

6 В. Серегеенко и А. Сало также являются членами Союза композиторов Финляндии.

7 На сегодняшний день Николай Котов является членом Союза композиторов России.

98

сочинения, созданные им до переезда из Ленинграда в Карелию, случившегося в 1974 году. К тому моменту Репников уже был известен как живой классик, автор великолепных, ярких и виртуозных баянных и аккордеонных сочинений. Прежде всего, к таковым относится цикл пьес, объединённых исполнителями и издателями в Концертную сюиту для баяна (1967)8, а также Концерт-поэма для баяна с симфоническим оркестром (1963). Ярким творческим достижением ленинградского периода жизни композитора стал Концерт № 3 для баяна, ударных инструментов и камерного оркестра в трёх частях (1973), ознаменовавший новую веху его творчества. И уже в Карелии композитор создал ряд совершенно новых пьес, в которых произошло обновление применяемого им комплекса выразительных средств. В первую очередь это коснулось интонационно-гармонического строя, в который стали включаться интонации и темы, свойственные карельской фольклорной музыкальной культуре. В последнем по времени составления официальном списке произведений А. Репникова для баяна (аккордеона)9 карельский период его творчества формально представляют Детская сюита №2 2 «Сувениры» для готово-выборного баяна (1975), Северная фреска «Острова» для готово-выборного баяна и камерного оркестра (1976), Концертино для аккордеона в трёх частях (1976), Соната для готово-выборного баяна в четырёх частях (1981), «Музыкальная шкатулка» для трио баянов (1984), «Напев» для трио баянов (1985), концертная пьеса для готово-выборного баяна «Посвящение В. В. Андрееву» (1985), «Протяжная и Огненный танец» для трио баянов (1985), Соната для виолончели и готово-выборного баяна (предположительно - середина 90-х годов XX века)10.

8 В которую вошли: «Бассо-остинато», «Импровизация», «Скерцо», «Токката», «Каприччио».

9 См.: [3].

10 В настоящее время проблема датировки сочинений Репникова остаётся актуальной. В случае Сонаты для баяна и виолончели определение даты написания не представляется возможным ввиду отсутствия каких бы то ни было сохранившихся артефактов рукописи сочинения. Но чаще это связано с тем, что даты, указанные композитором в рукописях, не всегда являются датами завершения произведений. Иногда датой создания становится момент авторской переработки старого сочинения для другого состава.

Особняком здесь стоят два замечательных сочинения - четырёхчастная Соната для готово-выборного баяна (см. пример № 1), написанная на известный карельский рунический напев, и концертная пьеса для готово-выборного баяна «Посвящение В. В. Андрееву» (пример № 2), где автор впервые в своём баянном творчестве использовал приём прямого цитирования, заимствовав темы из мазурок основателя Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. Премьеры обеих пьес в разное время исполнил Вячеслав Калаберда, и в дальнейшем эти пьесы заняли прочное положение в педагогической и концертной жизни Петрозаводской консерватории.

Пример № 1

А. Репников. Соната для баяна, I часть, т. 1-2

Пример № 2

А. Репников. Посвящение В. В. Андрееву, т. 1-8

Andante .-66

J=.

Г J J

Ш

simile

ЗА/ Г Г Г 'Г Г Г Г 'Г г г^

г г г г

é г * г

ш

ÜP

Щ

ЭР

1

i

Одним их лучших отечественных баянных сочинений в своём жанре является Детская сюита № 2 «Сувениры» (1975). Этот цикл, составленный из очаровательных звукоизобразительных пьес, имеющих программные, «игрушечные» названия («Заяц-барабанщик», «Гармонист», «Музыкальная шкатулка», «Палехская шкатулка», «Матрёшки») по праву стал жемчужиной детско-юношеского репертуара.

Ещё один опус Репникова с солирующим баяном - Северная фреска «Острова» в дальнейшем при непосредственном участии автора сочинения был переработан в версию для оркестра русских народных инструментов, которую составил и опубликовал в 2001 году руководитель и дирижёр оркестра русских народных инструментов Петрозаводской консерватории (далее по тексту -ОРНИ ПГК) профессор Борис Николаевич Цыков (1948-2008). «Острова» постоянно исполняются концертными и студенческими коллективами Петрозаводска, являясь одной из визитных карточек оркестра русских народных инструментов Петрозаводской консерватории.

В 2007 году преподаватели кафедры народных инструментов ПГК баянист Андрей Дикоев11 и дирижёр Алексей Чугаев12 с разрешения и при участии автора создали новую версию инструментовки для оркестра русских народных инструментов Концерта № 3, в оригинале написанного для баяна и камерного оркестра. Первое исполнение новой версии состоялось в мае 2007 года в концертном зале Петрозаводского музыкального колледжа имени К. Э. Раутио. Солистом выступил А. Дикоев, оркестром русских народных инструментов ПГК

11 Выпускник ПГК по классу баяна (2003), творческий руководитель - профессор В. А. Соловьёв.

12 Выпускник ПГК (2005), руководитель ОРНИ ПГК (2008-2016), ныне - дирижёр оркестра «Струны Руси» и ассистент главного дирижёра Государственного академического симфонического оркестра (г. Ярославль).

дирижировал А. Чугаев. В дальнейшем именно эта инструментовка концерта была опубликована и включена в программные требования III тура конкурса «Кубок Севера» имени Альбина Репникова. С тех пор сочинение постоянно исполнялось студентами и конкурсантами на протяжении всех последующих конкурсов, вплоть до 2017 года, когда оргкомитетом было принято решение вернуться к исполнению Концерта в авторской версии.

Помимо этой, достаточно известной части музыки композитора, именно в Карелии появились на свет новые редакции старых пьес, созданных ещё в Ленинграде и даже в Иркутске, где Репников учился в музыкальном училище по классу баяна. Например, в 2005 году им были переработаны и включены в учебный ансамблевый репертуар версии для дуэта баяна и фортепиано двух сочинений. Это цикл «Протяжная и Огненный танец», изначально уже существующий в двух авторских версиях - для трио баянов и для оркестра русских народных инструментов13, а также две части Фортепианного квинтета (1959), созданного во время обучения композитора в Ленинградской консерватории и посвящённого памяти его педагога Виктора Волошинова14.

Именно в Карелии, в самом конце жизни, автор решился обнародовать своё юношеское сочинение, написанное под влиянием музыки русских классиков и известных баянных композиторов 50-х годов XX века - Концерт № 1 для баяна с оркестром (1953). Концерт сохранился лишь в виде клавира, специально для публикации автор восстановил по памяти утерянные страницы с каденцией и кодой сочинения. Исполнительскую редакцию и подготовку к публикации в 2007 году выполнил А. Дикоев (см. пример № 3). Концерт № 1 успешно вошёл в педагогический репертуар баянистов на кафедре народных инструментов Петрозаводской консерватории.

13 См. соч. А. Репникова «Семь пьес для солирующих инструментов с русским народным оркестром» (1965).

14 Эти циклы обрели новую жизнь благодаря камерному ансамблю «Классик-Модерн», в состав которого входили студент класса А. Репникова баянист Алексей Чугаев и пианистка Татьяна Косенко. Они с успехом исполняли эти сочинения в авторских концертах композитора и на экзаменах.

Здесь же можно упомянуть ещё о двух сочинениях карельского периода, которые можно отнести к разряду нереализованных и утраченных опусов. От неосуществлённого сочинения, предположительно - Концерта № 4 для баяна с оркестром (2003-2007), наброски которого композитор начал записывать в нотах в самом конце жизни, к сожалению, сохранились только две страницы рукописного текста (см. пример № 4).

Пример № 3

А. Репников. Концерт № 1 для баяна с оркестром, главная партия, вступление баяна, т. 33-35

Пример № 4

Фрагмент авторской рукописи А. Репникова, предположительно набросок второй части Концерта № 4 для баяна с оркестром

-I к ^смГ^, { _

V

Неопубликованной и фигурирующей лишь в одном из официальных авторских списков сочинений15 осталась Соната для виолончели и готово-выборного баяна, написанная предположительно по заказу известного финского баяниста Матти Рантанена16. Композитор сам неоднократно упоминал о существовании этой пьесы в личных разговорах и беседах. К сожалению, рукопись сочинения, скорее всего, утеряна безвозвратно или же хранится неизданной у заказчика и первого исполнителя, поэтому говорить сегодня о её художественных достоинствах или содержании попросту невозможно.

Среди обширного наследия Эдуарда Патлаенко есть два крупных сочинения для готово-выборного баяна17. Сложнейший, написанный острым современным языком «Полифонический триптих» ор. 33 (Прелюдия, Фуга и Чакона, 1979) связан с традициями музыки эпохи барокко и демонстрирует баян как полифонический инструмент, обладающий широкими фактурными возможностями (пример № 5). Цикл посвящён Владимиру Соловьёву, который стал его первым исполнителем. Премьера состоялась в 1979 году в рамках очередного пленума Союза композиторов Карельской АССР.

Пример № 5

Э. Патлаенко. Полифонический триптих, ор. 33, I часть, Прелюдия, т. 1-3

15 См.: [3].

16 Со слов А. Репникова, заказчиком Сонаты для виолончели и баяна был профессор Академии музыки имени Яна Сибелиуса, баянист Матти Рантанен, однако сам исполнитель при обращении к нему через социальные сети не опроверг и не подтвердил эту информацию. Также нет сведений о местонахождении рукописи пьесы.

17 Оба сочинения Э. Патлаенко в 2012 году опубликованы кафедрой народных инструментов Петрозаводской государственной консерватории в сборнике «Из репертуара Владимира Соловьёва (баян)».

В 1980 году слушателям была представлена сюита для баяна Пять юношеских пьес (Сказка-вальс, Скерцо, Рондино, Вальс, Старая польская сказка), написанная в совсем иной манере, нежели «Полифонический триптих». По стилю и фактуре музыка цикла напоминает вышеупомянутую Детскую сюиту № 2 «Сувениры» А. Репникова. Первым исполнителем Пяти юношеских пьес также стал Владимир Соловьёв.

Две пьесы для баяна и аккордеона Александра Белобородова написаны в разные периоды жизни. Цикл Прелюдия и скерцо для баяна (1979) создан по инициативе Вячеслава Калаберды, который и стал его первым исполнителем. Рондо для аккордеона (1993) написано по заказу оргкомитета II Международного конкурса «Кубок Севера» в Череповце (1994) и стало одной из обязательных пьес I тура, где было исполнено участниками номинации Баян-аккордеон.

В композиторском багаже Вячеслава Кошелева18 тоже два сочинения для баяна. Три пиирилейкки19 для готового баяна созданы автором в 1985 году по просьбе баяниста Сергея Васильевича Борисова20. Впоследствии цикл в его исполнительской редакции был издан в сборнике «Карельские и финские народные песни и танцы: обработки для баяна и дуэта баянов» (Ленинград, 1986).

Самой яркой пьесой из всех перечисленных сочинений данной композиторской группы является Скерцо-токката, написанная Кошелевым в 1976 году для баяна с готовыми аккордами. Эта виртуозная, эксцентричная пьеса изобилует сложной ритмикой, частой резкой сменой динамики. Мгновенные смены настроений погружают нас в мир гротеска и весёлого балагана, напоминая

18 До 1962 года будущий композитор обучался по классу баяна в музыкальных школах в г. Кандалакша Мурманской области и в г. Петрозаводск.

19 Пиирилейкки или пийрилейкки (фин., собственно карел. piirileikki - букв. «игры в кругу») -музыкально-хореографическая форма традиционной молодёжной культуры финнов, ингерманландцев, беломорских карелов.

20 На тот момент - доцент, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой народных инструментов Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории.

105

о «Петрушке» Стравинского и других сочинениях подобного плана (см. пример № 6).

Скерцо-токката посвящена её первому исполнителю - Вячеславу Калаберде. Премьера состоялась в 1976 году, тогда же осуществлена аудиозапись, хранящаяся в фонде Гостелерадио Республики Карелия. Вторая редакция Скерцо-токкаты подготовлена в 1993 году, на основе её рукописи в 2020 году автор в сотрудничестве со студентом консерватории Владимиром Ефимовым выполнил третью редакцию, которая в итоге была опубликована в 2020 году в сборнике «В классе баяна».

Пример № 6

В. Кошелев. Скерцо-токката, т. 1-6

Скоропостижный уход не дал раскрыться многогранному таланту Игоря Субботина. Однако композитор успел оставить самобытное сочинение для готово-выборного баяна - Прелюдия и рок (2004). Премьера этого небольшого цикла состоялась 16 ноября 2004 года в Городском выставочном зале г. Петрозаводска в рамках авторского вечера композитора. Первым исполнителем стал Алексей Дедюрин21. Эта очень удачная, удобная в фактурном отношении

21 На момент премьеры - преподаватель Петрозаводской консерватории, выпускник класса В. А. Соловьёва, ныне - профессор кафедры народных инструментов ПГК.

пьеса изобилует острыми ритмическими и стилистическими решениями в соответствии с обозначенным в её названии жанром. К сожалению, на сегодняшний момент сочинение не опубликовано.

Цикл Виктории Сергеенко22 Прелюдия, токката и фуга для готово-выборного баяна (2008) впервые был исполнен баянистом Николаем Юлегиным23 в 2008 году в авторском концерте композитора, который состоялся в концертном зале Детской музыкальной школы № 1 имени Г. Синисало24. Масштаб сочинения, авторское тембровое видение баяна как инструмента с богатыми полифоническими и виртуозными возможностями вызывает ассоциации с близкими по жанру органными циклами Сезара Франка.

В 2021 году в рамках в рамках очередного пленума Союза композиторов Карелии состоялась премьера пьесы «Шевеление сосновых иголок» для флейты и баяна (2021)25 Полины Крышень, написанной с опорой на стилистику постминимализма и неоклассики. Первыми исполнителями сочинения стали Александра Забайкина и Андрей Дикоев.

Самым обширным в этой группе является творчество Анастасии Сало. Среди её сочинений для баяна (аккордеона) или с его участием есть три больших опуса: «Свадьба», вокально-инструментальный цикл для сопрано, народного голоса, флейты, скрипки, йоухикко26, кантеле, баяна и фортепиано, в восьми частях на тексты из эпоса «Калевала», в двух вариантах на финском и русском языках (2002); «В пещерах Севера», картина для баяна и камерного оркестра (2012); «Шаманский танец» для двух баянов (2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самым первым сочинением А. Сало с участием баяна можно считать вокально-инструментальный цикл «Свадьба». Несмотря на то, что эта музыка

22 Композитор В. Сергеенко сегодня проживает в Финляндии.

23 Выпускник класса В. А. Соловьёва, ныне - артист Карельской государственной филармонии.

24 Сочинение также не опубликовано, рукопись хранится в электронном виде у композитора.

25 На данный момент пьеса готовится к публикации.

26 Йоухикко (карел. и фин. jouhikko, также фин. jouhikas) - финский и карельский традиционный струнный смычковый инструмент.

27 " "

написана в студенческую пору27, данный цикл можно отнести к рассматриваемом группе пьес, так как сочинение отличается зрелостью и масштабом, а также интереснейшей трактовкой баяна как академического камерно-ансамблевого инструмента. В цикле восемь частей: Похъяла, Приезд женихов, Причитание матери, Приглашение гостей, Дума невесты, Варка пива, Утро свадебного дня, Гулянье. Баян звучит во всех частях, за исключением третьей и седьмой частей цикла. Премьера сочинения состоялась в 2003 году в рамках авторского концерта композитора в Концертном зале ДМШ № 1 им. Г. Синисало. Позднее «Свадьба» была записана в фонд Гостелерадио Карелии. В обоих случаях партию баяна исполнил Андрей Дикоев28.

Помимо авторской редакции, в 2015 году инструментовку цикла для оркестра русских народных инструментов с одобрения композитора осуществил дирижёр Игорь Гарюшин29. В том же году эта версия сочинения30 была исполнена ОРНИ ПГК в Большом концертном зале Петрозаводской консерватории.

Картина «В пещерах Севера» написана по заказу финского баяниста Тимо Киннунена (фин. Timo Kinnunen). Он же исполнил премьеру, которая состоялась в Карельской филармонии 24 февраля 2012 года в рамках концерта, посвящённого открытию Года культуры Северной Финляндии в Республике Карелия и Дням Калевалы в Карелии31. В первом исполнении принял участие симфонический оркестр Карельской государственной филармонии под управлением дирижёра Мариуса Стравинского.

27 На момент написания цикла А. Сало - студентка I курса Петрозаводской консерватории.

28 На момент премьеры - студент V курса ПГК.

29 На тот момент И. Гарюшин - аспирант, ныне - художественный руководитель и дирижёр ОРНИ Петрозаводской консерватории.

30 На сегодняшний момент нотный материал цикла ни в одной из версий не опубликован, партитуры в виде рукописей хранятся в электронном виде в личном архиве композитора.

31 Нотный материал концерта не издан, однако известно, что сегодня автор работает над второй редакцией сочинения. Для этого им подготовлена рукопись партитуры в электронном виде.

«Шаманский танец» для двух баянов изначально задумывался как сольное произведение, однако, в итоге оказался предназначен для баянного дуэта32 (пример № 7).

Пример № 7

А. Сало. Шаманский танец, т. 1-7

По личному признанию автора, пьеса написана под влиянием творчества Альбина Репникова. Сочинение впервые прозвучало 01 апреля 2014 года в Большом зале Петрозаводской консерватории33 в рамках концерта «Осторожно, музыка только что сочинена» в исполнении Николая Истомина34 и Андрея Дикоева. Позднее пьеса исполнялась в Петрозаводске в рамках авторских концертов Анастасии Сало.

Среди других сочинений А. Сало можно отметить пьесу «Ьтпи1», (фин. Птицы) ор. 38 для декакорда35 и бандонеона36 - инструмента, родственного

32 Пьеса под редакцией А. Дикоева опубликована в сборнике «В классе баяна».

33 Видеозапись исполнения хранится в фонотеке Петрозаводской консерватории.

34 На момент премьеры Н. Истомин - студент I курса Петрозаводской консерватории (класс доцента А. В. Дикоева), ныне - солист Карельской государственной филармонии.

35 Декакорд (фр. dix - десять, corde - струна), - десятиструнная разновидность гитары, сконструированная в начале XIX века гитаристом Фердинандо Карулли (корс. Ferdinando Carulli, 1770-1841) и лютнистом Рене Лакоте (ит. Rene Lacote, 1785-1855).

36 Разновидность гармоники, сконструированная в 40-х годах XIX века немецким мастером Генрихом Бандом (нем. Heinrich Band, 1821-1860).

баяну. Это новое сочинение, премьера которого ещё не состоялось, написано для финских исполнительниц Мари Мянтюля (фин. Mari Mäntylä) и Кристины Куусисто (фин. Kristina Kuusisto).

Почти с самого начала композиторской деятельности Анастасия Сало активно занимается созданием музыки для детей и юношества. Не обошла она вниманием и баян, сотрудничая с преподавателем Национальной школой искусств им. В. Л. Калаберды (пгт. Пряжа, РК) Татьяной Понятовой и учащимися её класса. В 2020 году Сало были написаны пять миниатюр -«Праздничая увертюра», «Льды», «Забава», «Осенние астры на моём окне» и «Воспоминание» (см. пример №2 8), которым свойственна мелодичность, лирика, фольклорное и звукоизобразительное начала.

Трёхчастная Сонатина (см. пример № 9) для готово-выборного баяна Николая Котова37 написана в 2001 году. На момент создания пьесы автор был учащимся Республиканской школы искусств № 1 г. Петрозаводска. Поводом к написанию послужила подготовка программы к выпуску из школы, где молодой автор обучался не только по классу баяна у В. Калаберды, но и по классу композиции у профессора А. С. Белобородова, которые и инициировали написание пьесы в крупной форме. Сонатина стала одним из сочинений, представленных автором на вступительном экзамене в консерваторию по композиции38.

В личной беседе автор упоминал о многочисленных консультациях с В. Калабердой на всех этапах написания цикла. На содержание пьесы повлиял весь репертуар, пройденный автором в классе баяна - от клавирных сонат Д. Скарлатти и прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира»

37 На сегодня - преподаватель Петрозаводского музыкального колледжа имени К. Э. Раутио, член Союза композиторов Карелии.

38 Премьера опуса прошла в 2001 году на выпускном экзамене автора по классу баяна в Школе искусств г. Петрозаводска и при поступлении Н. Котова в Петрозаводскую государственную консерваторию по классу композиции. Впоследствии Сонатину исполнил Виталий Лайдинен (на момент исполнения - студент II курса Петрозаводской консерватории, класс В. А. Соловьёва) в одном из классных вечеров молодых композиторов в 2002 году.

И. С. Баха до Сюиты для баяна А. Холминова. Также стилистика сочинения имеет явную основу, опирающуюся на музыкальный язык А. Белобородова, что сказывается в наличии резких, характерных для его творчества квартаккордовых и квинтаккордовых созвучий, а также метроритмических группировок при построении фраз39.

Пример № 8

А. Сало. Воспоминание, т. 1-6

Пример № 9

Н. Котов Сонатина, II часть, т. 1-4

-=60 @

фф)

39 Несмотря на очевидные достоинства сочинения, Сонатина Н. Котова по-прежнему не издана, однако рукопись её существует в электронном виде и подготовлена к публикации.

Ещё один выпускник класса профессора А. С. Белобородова, молодой композитор Андрей Иванов40 к своему окончанию Петрозаводской консерватории в 2014 году написал Сюиту для готово-выборного аккордеона в четырёх частях («Токката», «Старый замок», «Грезы», «Пляска»)41. Премьера состоялась 26 мая 2014 года в Большом зале Петрозаводской консерватории. В рамках государственного экзамена по композиции42 сюиту исполнил баянист Виктор Акулов43.

Дмитрий Кошелев44 обучался в консерватории по классу аккордеона у В. Калаберды и одновременно с этим факультативно обучался композиторскому искусству у своего однофамильца, доцента кафедры теории музыки и композиции Вячеслава Константиновича Кошелева. К окончанию консерватории в 2000 году в творческом багаже молодого автора значился цикл Три скерцо для аккордеона и фортепиано ор. 1 (1997-1998)45. Автор стал первым исполнителем сочинения и неоднократно играл части опуса отдельно и весь цикл в сольных концертах и на экзаменах46. Пьесы характеризует изысканная ритмика, постоянное использование переменных размеров и элементов джаза и даже рок-музыки (пример № 10).

40 В настоящее время композитор А. Иванов проживает в г. Москва.

41 Сочинение не издано, рукопись хранится у автора, набранная в электронном виде и готовая к публикации.

42 В напечатанной программке концерта-экзамена фигурирует посвящение цикла Екатерине Воронковой, аккордеонистке, выпускнице Петрозаводской консерватории (класс В. А. Соловьёва).

43 На момент премьеры - ассистент-стажёр (класс В. А. Соловьёва), ныне - старший преподаватель ПГК имени А. К. Глазунова.

44 В настоящее время аккордеонист и композитор Д. Кошелев проживает в г. Калининград, где занимается концертной деятельностью, является руководителем джаз-ансамбля, автором эстрадных композиций и аранжировок для аккордеона с оркестром.

45 Пьесы не опубликованы, однако в 2011 году автор подготовил новую редакцию в электронном виде для дальнейшей возможной публикации.

46 Ещё одним исполнителем цикла «Три скерцо» стал упомянутый ранее ансамбль «Классик-Модерн» (А. Чугаев - Т. Косенко), который также включил пьесы в свой репертуар.

Пример № 10

Д. Кошелев. Скерцо № 1 для аккордеона и фортепиано, ор. 1, т. 1-2

В 2016 году студент III курса кафедры музыки финно-угорских народов Даниил Колосов47 в рамках факультативного изучения композиции48 написал сюиту для готово-выборного баяна (аккордеона) в пяти частях с оригинальным названием «Эпизоды из жизни Гражданина» (пример № 11). Циклу предшествует юмористическая, гротескная аннотация собственного сочинения, которая описывает забавные перипетии жизни персонажа по имени Гражданин49. В соответствии с её содержанием все пять частей носят программные названия -

47 К моменту написания настоящей статьи Д. Колосов проживает в г. Великий Новгород.

48 Класс ученицы А. С. Белобородова композитора Полины Викторовны Крышень.

49 Приводим фрагмент аннотации из рукописи сюиты: «...Холодное и морозное утро. Будучи неудовлетворённым, с отчаянием в глазах, из сырого подвала пятиэтажного дома хрущёвской постройки, находящегося по адресу: улица Ленина, дом сорок четыре, вылетел москит Геннадий. Он стремительно направлялся ввысь в поисках пищи, уюта и, что уж скрывать, любопытства ради. Достигнув квартиры номер восемьдесят шесть, что на четвертом этаже в доме по вышеуказанному адресу, кровопийца Геннадий сел на дверной косяк квартиры, располагавшейся в подъезде дома, о котором говорилось ранее. По причине низкого качества входной двери (зарубежного производства) комару удалось проникнуть внутрь восемьдесят шестой квартиры и поддаться своим природным инстинктам: поиску пищи, уюта, а также, как можно догадаться, любопытству. В это сложное для страны время в вышеупомянутой восемьдесят шестой квартире в анабиозе находился на своих законных правах гражданин с фамилией Гражданин. Гражданин был во власти чарующих снов, в нежных объятиях своего клетчатого пледа. Но вмиг всё изменилось, когда паразит Геннадий стремительно влетел в гражданский нос. Гражданин, кинув плед в сторону, от неожиданности стремительно взвинтился до потолка, комар же принялся спасаться. Смертельная кара Геннадия настигла почти сразу. Спустя несколько минут. От руки гражданской погиб Геннадий, сидя на письменном столе, который ютился напротив кровати Гражданина. Гражданин лёг на кровать, которая водружена напротив письменного стола, где погиб москит, почесал рукой (той самой, что нанесла поражение комару) свою грудь и лёг спать дальше.».

«Убийство комара Геннадия», «Морозное утро», «Тревога», «В город цирк приехал», «Ссора в магазине»50. Музыка цикла часто носит звукоподражательный и ярко выраженный жанровый характер. Сочинение посвящено аккордеонисту Николаю Поздееву51, который впервые исполнил цикл 1 апреля 2017 года в Большом зале Детской музыкальной школы имени Г. Синисало в рамках концерта из произведений студентов-композиторов.

Пример № 11

Д. Колосов. «Эпизоды из жизни Гражданина», I часть «Убийство комара Геннадия», т. 1

Самостоятельно обучавшийся композиции выпускник Петрозаводской консерватории (2018) баянист Владимир Ефимов создал два сюитных цикла для готово-выборного инструмента.

Цикл Пять эскизов (2016) - первое развёрнутое сочинение В. Ефимова (пример № 12). Пять миниатюр, не имеющих названий, но объединённых внутренней программой, отражают внутренний мир молодого музыканта, по-разному преломляя его творческий, исполнительский и эстетический опыт52.

50 Сочинение подготовлено композитором к публикации в электронном виде.

51 На момент премьеры - ассистент-стажёр II курса, класс В. А. Соловьёва.

52 Опус опубликован в сборнике «В классе баяна» и посвящен Андрею Дикоеву, консерваторскому педагогу В. Ефимова по классу баяна. Автор цикла обозначен псевдонимом Владислав Колотун.

Пример № 12

В. Колотун. Пять эскизов, I часть, т. 1-7

Вторым сочинением В. Ефимова стала пятичастная сюита «Animal Minimal» (2018). На программное содержание цикла указывает не только его экзотичное название, но и названия миниатюр сюиты, связанные с миром дикой природы - «Безлюдный берег», «Долина колибри», «Тюленья льдинка», «Птичий базар», «Саванна Жирафов». Другая же часть названия сюиты связана с минималистической техникой композиции, в которой написаны пьесы цикла53. Стоит добавить, что оба сочинения В. Ефимова изобилуют колористическими, сонорными и алеаторическими приёмами и могут послужить учебным материалом для изучения современной нотации для баяна и аккордеона54.

Необходимо отметить, что при поиске материала для статьи был задействован ряд различных источников, включая архив Союза композиторов Карелии, личные архивы композиторов или их наследников, фонд научной библиотеки Петрозаводской консерватории, архив Национальной библиотеки и публикации во всемирной сети «Интернет». К сожалению, ряд рукописей неопубликованных сочинений, но упоминаемых в авторских или иных списках, по разным причинам не был найден, поэтому судить о содержании, структуре,

53 Рукопись опуса в письменном виде хранится у автора.

54 Премьер обоих сочинений на сегодня не состоялось.

достоинствах и недостатках некоторых пьес не представилось возможным. В таких случаях упоминались лишь скудные сведения об истории появления сочинения и первых исполнителях, отражённые, например, в буклетах конкурсов и программках концертов.

Очевидно, что практически все сочинения создавались к конкретному случаю по инициативе или просьбе исполнителя и в тесном сотрудничестве с ним. Однако в дальнейшем, создав одно или ряд крупных сочинений, большинство из авторов к баяну или аккордеону больше не обращались.

Рассмотренные сочинения позволяют утверждать, что у большинства композиторов разное видение тембровых и фактурных возможностей баяна. Например, Эдуард Патлаенко и Виктория Сергеенко в своих сочинениях трактуют баян как инструмент, который способен прекрасно озвучивать музыку барокко, например, клавирные или органные сочинения. Александр Белобородов, возможно, видел баян родственным фортепиано и единственным академическим многоголосным инструментом неклавирной группы, способным составить роялю прямую конкуренцию. Вячеслав Кошелев явно рассматривает баян как самобытный инструмент, раскрывая его аутентичное звучание сквозь призму неофольклорной стилистики.

Композиторы второй группы создают свою баяно-аккордеонную музыку, опираясь не только на предыдущий опыт своих учителей и старших коллег, но и в целом изучая музыку выдающихся композиторов, когда-либо писавших для баяна. В большинстве своём они самобытно, хоть и не всегда удачно трактуют тембр инструмента, однако круг задействованных ими стилей, жанров и композиторских техник несколько шире.

Характеризуя музыку третьей группы, нужно отметить оригинальность пьес и их нетривиальную, если не сказать экстравагантную программность. Однако, язык и стилистика этой музыки чаще всего недостаточно самостоятельны. И всё же главным качеством сочинений данного круга является

точное попадание в традиционный тембр, ясные фактурные решения и смелое использование современной нотации.

Что касается демонстрации баяна как инструмента виртуозного, концертного плана, можно констатировать, что только Альбину Репникову в полной мере удалось реализовать подобное видение баяна.

Большинство пьес Альбина Репникова, сочинения Эдуарда Патлаенко и Вячеслава Кошелева не так давно были повторно отредактированы и опубликованы. Рукописи молодых авторов, изначально работающих в электронных нотных редакторах, практически готовы к публикации. Но ряд опусов, в частности, пьесы Александра Белобородова, Игоря Субботина, а также не публиковавшиеся ранее рукописи Репникова нуждаются в электронном наборе, редактуре и в дальнейшей публикации. Главным препятствием для решения этих задач является недоступность рукописей ряда сочинений, которые хранятся в личных архивах композиторов или их семей. Особенно если автора уже нет в живых, а до публикации при его жизни дело так и не дошло. В этом случае велика вероятность, что рукопись окажется затерянной в архивах наследников или первых исполнителей, а то и вовсе бесследно исчезнет, как это произошло с Сонатой для виолончели и баяна А. Репникова. Нам же представляется крайне необходимым вывести в свет, опубликовать и в дальнейшем исполнить все перечисленные сочинения.

Литература

1. II Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера»:

[офиц. буклет конкурса]. Череповец, 1994.

2. Авторский вечер композитора Игоря Субботина: программа концерта с указанием пьес

и исполнителей. Петрозаводск: Городской выставочный зал, 2004.

3. Альбин Репников. Музыка на века: сб. ст. и материалов. Петрозаводск, 2010. 168 с.

4. Басурманов А. Баянное и аккордеонное искусство: справочник. М., 2003. 559 а

5. Государственный экзамен по композиции выпускников Петрозаводской

государственной консерватории имени А. К. Глазунова 2013-2014 гг.: программа

экзамена с указанием пьес и исполнителей. Петрозаводск, 2014.

6. Ихманицкий М. Творчество Альбина Репникова для баяна // Баян и баянисты:

сб. метод. ст. М., 1987. Вып. 7.

7. Калаберда В. Альбин Репников, известный и неизвестный: интервью // Народник:

информационный бюллетень. М., 2002. № 3.

8. Кафедра народных инструментов Петрозаводской государственной консерватории

имени А. К. Глазунова: сб. ст. и материалов. Петрозаводск, 2007. 118 с.

9. Композиторы и музыковеды Карелии: справочник / Союз композиторов Республики

Карелия. 3-е изд., испр. и доп. Петрозаводск, 2008. 103 с.

10. Мирек А. Справочник по гармоникам. М., 1968. 131 с.

11. Рожков К. Петрозаводское музыкальное училище им. К. Э. Раутио. Петрозаводск, 1988.

12. Рукописные ноты карельских композиторов и музыкантов: библиогр. указ. / Национальная библиотека Республики Карелия; сост. О. П. Штурмина. Петрозаводск, 2004. 206 с.

13. Санникова А. Некоторые страницы истории кафедры народных инструментов Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. Творческие портреты педагогов: дипломный реферат. Петрозаводск, 2006.

References

1. IIMezhdunarodnyj konkurs ispolnitelej na narodnyh instrumentah "Kubok Severa": (ofic. buklet konkursa) [II International competition of performers on folk instruments "Cup of the North": official booklet of the competition]. Cherepovets, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Avtorskij vecher kompozitora Igorja Subbotina: programma koncerta s ukazaniem p'es i ispolnitelej [Author's evening of the composer Igor Subbotin: concert program with indication of plays and performers]. Petrozavodsk: City Exhibition Hall, 2004.

3. Al'bin Repnikov. Muzyka na veka: sb. st. i materialov [Albin Repnikov. Music for the ages: collection of articles and materials]. Petrozavodsk, 2010. 168 p.

4. Basurmanov A. Bajannoe i akkordeonnoe iskusstvo: spravochnik [Bayan and accordion art: a reference book]. Moscow, 2003. 559 p.

5. Gosudarstvennyj jekzamen po kompozicii vypusknikov Petrozavodskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni A. K. Glazunova 2013-2014 gg.: programmajekzamena s ukazaniem p'es i ispolnitelej [State exam in composition for graduates of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire 2013-2014: exam program with indication of plays and performers]. Petrozavodsk, 2014.

6. Ihmanickij M. Tvorchestvo Al'bina Repnikova dlja bajana [The oeuvre of Albin Repnikov for bayan]. Bajan i bajanisty: sb. metod. st. [Bayan and bayan players: a collection of methodological articles]. Moscow, 1987. Vol. 7

7. Kalaberda V. Al'bin Repnikov, izvestnyj i neizvestnyj: interv'ju [Albin Repnikov, known and unknown: interview]. Narodnik: informacionnyj bjulleten' [Populist: newsletter]. Moscow, 2002. No. 3.

8. Kafedra narodnyh instrumentov Petrozavodskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni A. K. Glazunova: sb. st. i materialov [Folk Instruments Department of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire: collection of articles and materials]. Petrozavodsk, 2007. 118 p.

118

9. Kompozitory i muzykovedy Karelii: spravochnik [Reference book on harmonics]. Sojuz kompozitorov Respubliki Karelija. 3rd ed., corrected. and add. Petrozavodsk, 2008. 103 p.

10. Mirek A. Spravochnik po garmonikam [Reference book on harmonics]. Moscow, 1968. 131 p.

11. Rozhkov K. Petrozavodskoe muzykal'noe uchilishhe im. K. Je. Rautio [Petrozavodsk Music College named after K. E. Rautio]. Petrozavodsk, 1988.

12. Rukopisnye noty karel'skih kompozitorov i muzykantov: bibliogr. ukaz. [Handwritten notes of Karelian composers and musicians: bibliographic index]. Nacional'naja biblioteka Respubliki Karelija; Comp. O. P. Shturmina. Petrozavodsk, 2004. 206 p.

13. Sannikova A. Nekotorye stranicy istorii kafedry narodnyh instrumentov Petrozavodskoj gosudarstvennoj konservatorii im. A. K. Glazunova. Tvorcheskie portrety pedagogov: diplomnyj referat [Some pages of the history of the Folk Instruments Department of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire. Creative portraits of teachers: graduation essay]. Petrozavodsk, 2006.

Приложение

Список сочинений для баяна (аккордеона) композиторов Карелии55

1. А. Репников. Детская сюита № 2 «Сувениры» для готово-выборного баяна (1975).

2. А. Репников. Северная фреска «Острова» для готово-выборного баяна и камерного оркестра (1976).

3. А. Репников. Концертино для аккордеона в трёх частях (1976).

4. В. Кошелев. Скерцо-токката для готового баяна (1976).

5. Э. Патлаенко. Полифонический триптих, ор. 33 для готово-выборного баяна (Прелюдия, Фуга и Чакона, 1979).

6. А. Белобородов. Прелюдия и скерцо для баяна (1979).

7. Э. Патлаенко. Пять юношеских пьес для готово-выборного баяна (Сказка-вальс, Скерцо, Рондино, Вальс, Старая польская сказка, 1980).

8. А. Репников. Соната для готово-выборного баяна в четырёх частях (1981).

9. А. Репников. Музыкальная шкатулка для трио баянов (1984).

10. А. Репников. Напев для трио баянов (1985).

11. А. Репников. Посвящение В. В. Андрееву для готово-выборного баяна (1985).

12. В. Кошелев. Три пиирилейкки для готового баяна (1985).

13. А. Репников. Протяжная и Огненный танец для трио баянов (1985).

14. А. Белобородов. Рондо для аккордеона (1993).

15. А. Репников. Соната для виолончели и готово-выборного баяна (предположительно - середина 90-х годов XX века).

16. Д. Кошелев. Три скерцо для аккордеона и фортепиано ор. 1 (1997-1998).

17. Н. Котов. Сонатина в трёх частях для баяна (2001).

18. А. Сало. Свадьба, вокально-инструментальный цикл для сопрано, народного голоса, флейты, скрипки, йоухикко, кантеле, баяна и фортепиано, в восьми частях на тексты из эпоса Калевала, в двух вариантах на финском и русском языках (2002).

19. И. Субботин. Прелюдия и рок для готово-выборного баяна (2004).

20. А. Репников. Протяжная и Огненный танец, версия для баяна и фортепиано (2005).

21. А. Репников. Две части Фортепианного квинтета (1959), версия для баяна и фортепиано (2005).

22. А. Репников. Концерт № 1 для баяна с оркестром (1953), версия 2007.

23. А. Репников. Концерт № 4 для баяна с оркестром, не окончен (2003-2007).

24. В. Сергеенко. Прелюдия, токката и фуга для готово-выборного баяна (2008).

25. А. Сало. В пещерах Севера, картина для баяна и камерного оркестра (2012).

26. А. Иванов. Сюита для готово-выборного аккордеона в четырёх частях (Токката, Старый замок, Грезы, Пляска, 2014).

27. А. Сало. Шаманский танец для двух баянов (2014).

28. В. Ефимов. Пять эскизов для готово-выборного баяна (2016).

29. Д. Колосов. Эпизоды из жизни Гражданина, сюита для готово-выборного баяна (аккордеона) в пяти частях (2016)

30. В. Ефимов. Animal Minimal, сюита для готово-выборного баяна (2018).

31. А. Сало. Linnut, (фин. Птицы) ор. 38 для декакорда и бандонеона (2020).

32. А. Сало. Цикл детских пьес: Праздничая увертюра, Льды, Забава, Осенние астры на моём окне и Воспоминание (2020).

33. П. Крышень. Шевеление сосновых иголок для флейты и выборного баяна (2021).

55 Список сформирован в хронологическом порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.