Татьяна Сергеевна Екименко - музыковед, кандидат искусствоведения, доцент по кафедре теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова
(Петрозаводск, Россия), tatiana.ekimenko@glazunovcons.ru
Tatyana S. Ekimenko - musicologist, Ph.D. (Arts), Associate Professor at the Music Theory and Composition Department of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire (Petrozavodsk, Russia), tatiana.ekimenko@glazunovcons.ru
УДК 78.071.1+78.078
DOI 10.61908/2413-0486.2023.33.1.1-10
СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ КАРЕЛИИ: НАЧАЛО ПУТИ UNION OF COMPOSERS OF KARELIA: THE BEGINNING OF THE WAY
Аннотация
Статья посвящена деятельности Союза композиторов КФССР в первые годы существования организации. Автор подробно останавливается на отчётном докладе председателя президиума ССК КФССР Л. Вишкарёва о работе Союза за 1943 год. В докладе впервые представлены полные сведения о всех сферах деятельности композиторской организации в период эвакуации в Беломорске. Исследование осуществлено на основе изучения документов Национального архива Республики Карелия.
Abstract
The article is devoted to the activity of the Union of Composers of the KFSSR in the early years of the existence of the organization. The author dwells in detail on the report of the chairman of the Presidium of the SSK of the KFSSR L. Vishkarev on the work of the Union for 1943. For the first time, the report provides complete information about all spheres of activity of the composer organization during the evacuation in Belomorsk. The research was carried out on the basis of examining the documents of the National Archive of the Republic of Karelia.
1
Ключевые слова: Союз Советских композиторов КФССР, Леонид Вишкарёв, Национальный архив Республики Карелия
Keywords: Union of Soviet Composers of the KFSSR, Leonid Vishkarev, National Archive of the Republic of Karelia
Союз композиторов Республики Карелия начал свою историю в 1937 году. Этот год значится в различных источниках - справочниках Союза композиторов СССР (РСФСР), энциклопедических статьях. Однако, архивные документы, сведения из которых могли бы пролить свет на образование и первые годы деятельности Союза, отсчитывают свою историю лишь с 1943 года. Они находятся на хранении в Национальном архиве Республики Карелия (далее - НАРК). Несомненно, Союз проводил активную работу с первых лет основания, но документально она не была зафиксирована.
Что известно о первых шагах композиторской организации Карелии? На основании документов НАРК установлено, что в сентябре 1941 года композиторы республики были эвакуированы из Петрозаводска в Беломорск. В январе 1942 года от инициативной группы было подано заявление (на имя начальника Управления по делам искусств при КФССР) о необходимости восстановления Союза Советских композиторов Карело-Финской ССР (далее -ССК КФССР). Начальник упомянутого Управления поручил Леониду Вишкарёву созвать собрание композиторов, на котором было вынесено решение о восстановлении ССК КФССР. Временно исполняющим обязанности ответственного секретаря был выбран Л. Вишкарёв.
В этом же месяце Л. Вишкарёв был послан в Москву по вопросу восстановления ССК КФССР в составе ССК СССР. Ответ на запрос был получен только в июле 1942 года с указанием возможности восстановления ССК КФССР. Для окончательного оформления и восстановления работы Союза требовалось ещё постановление СНК (Совета Народных Комиссаров) КФССР,
которое было вынесено в январе 1943 года. Итак, юридически ССК КФССР в течение 1942 года не существовал, но фактически работа по восстановлению деятельности организации велась.
17 января 1943 года состоялось первое общее собрание ССК КФССР1 (этот день считается датой официального возобновления деятельности Союза). В начале 1943 года в Беломорске проживали шесть композиторов и музыковедов, которые составили основу организации (Л. Вишкарёв, К. Раутио, Г. Синисало, А. Голланд2, М. Ладнов, Я. Геншафт), но к концу года число членов Союза увеличилось до девяти. К упомянутым добавились Г. Белоглазов3, Л. Йоусинен и Р. Пергамент (последние вернулись из эвакуации в 1943 году). Через три года (в сентябре 1946) состав ССК КФССР претерпел очередные изменения, хотя сохранился численный состав Союза: Р. Пергамент, Л. Вишкарёв, А. Голланд, Л. Йоусинен, Завалов4, Ц. Кофьян, К. Раутио, Л. Теплицкий, Я. Геншафт.
В первый год восстановления деятельности СК КФССР было проведено 13 общих собраний Союза5. Самые полные сведения о его работе содержатся в планах и отчётах президиума, протоколах общих собраний. Так, на общем собрании композиторов 18 июня 1943 года был зачитан отчётный доклад председателя президиума ССК КФССР Л. Вишкарёва о работе Союза за первое полугодие 1943 года. На собрании, помимо членов ССК КФССР,
1 На собрании был выбран президиум в составе: Леонид Вишкарёв - председатель президиума, Карл Раутио и Яков Геншафт - члены президиума.
2 На основании документов НАРК известно, что А. И. Голланд принят в ряды ССК КФССР
3 февраля 1943 года. Позже в Секретариат ССК СССР было направлено заявление А. Голланда о приёме в члены ССК. Однако, Секретариат и Правление ССК СССР, рассмотрев кандидатуру Голланда, вынесли постановление: «От приёма в члены ССК тов. Голланд А. И. воздержаться» (Протокол заседания Секретариата и Правления ССК СССР от 12 августа 1943 года, выписка из протокола заседания Президиума оргкомитета [1, л. 1]).
3 Белоглазов Григорий Никандрович до войны являлся членом Свердловского Союза композиторов. Был снят с учёта с момента мобилизации; встал на учёт в ССК КФССР 10 октября 1943 года.
4 Инициалы композитора на данный момент неизвестны.
5 Только за первое полугодие было проведено 5 общих собраний и 6 заседаний Президиума (правления) организации.
присутствовали приглашённые гости: председатель президиума Верховного совета КФССР О. В. Куусинен, Секретарь ЦК КПб КФССР И. И. Сюкияйнен, заместитель председателя СНК КФССР А. Н. Тайми, начальник управления по делам искусств при СНК КФССР С. В. Колосёнок и его заместитель Ф. В. Евсеев, директор национального ансамбля «Кантеле» И. Н. Вейлин, художественный руководитель радиокомитета Н. Ф. Ягор, финский литературный редактор радиокомитета Л. С. Гренлунд, представитель от ЦК комсомола КФССР Т. Петров, заместитель директора театра музыкальной комедии КФССР А. Д. Уманский и музыкальная общественность Беломорска в составе 16 человек.
Отчётный доклад председателя президиума ССК КФССР Л. Вишкарёва о работе Союза за 1943 год в полной мере освещает активность композиторов. Доклад посвящён анализу всех составляющих деятельности Союза -организационной, научно-исследовательской и пропагандистской, творческой работе. Остановимся на них подробнее.
Организационная работа в 1943 году была направлена на формирование материальной базы организации. Председатель президиума отмечал: «На 1943 год Союз композиторов получил на расходы 13 тысяч рублей, которые были израсходованы следующим образом: 7,5 тысяч израсходовано на зарплату, которая складывалась из оплаты 500 рублей в месяц председателя президиума союза (он же секретарь и библиотекарь) и 100 рублей в месяц бухгалтера. Около 2 тысяч израсходовано на приобретение библиотеки. Свыше тысячи на две служебных командировки и одну научную командировку. Около тысячи на перепечатку материалов и остальные на разные расходы (бумага, инвентарь). За 1943 год всё необходимое в отношении материалов как бухгалтерских, так и материалов личных дел, заседаний президиума, общих собраний и прочее, было сделано. Также вновь сделаны печать и штамп. На 1943 год приобретена нотная и отчасти книжная библиотека в количестве 110 наименований» [2, л. 3]. Помимо очевидно позитивных моментов
(возобновления финансирования композиторской организации, приобретения книжного и библиотечного фонда) Л. Вишкарёв поднял вопрос о приобретении рояля, выделении собственного помещения6.
Второй раздел доклада посвящён научно-исследовательской и пропагандистской работе. Здесь председатель Союза впервые затрагивает проблему использования национального фольклора республики в сочинениях композиторов: «Как в каждом национальном союзе композиторов, так и у нас, музыкальный фольклор республики должен быть в основе нашего творчества. Фольклор может выявляться в творчестве композиторов по двум путям: 1) по линии музыкальных обработок народных песен и 2) по линии интонационного использования. За всё время существования Карело-Финского Научно-исследовательского института, этой организацией, обязанной заниматься собиранием и систематизацией фольклора, а также изданием трудов по фольклору... было сделано чрезвычайно мало. Выпущена лишь одна брошюра "Песни народов Карело-Финской ССР". Естественно, что при таком положении дел, наш союз композиторов не мог не заинтересоваться вопросом музыкального фольклора. По инициативе союза композиторов композитором Раутио в 1943 году был начат и закончен в рукописи систематический сборник: "Музыкальный фольклор карело-финской ССР", являющийся результатом личных записей композитора и отчасти результатом использования старых финских и шведских изданий по этому вопросу. Для этой же цели в июле 1943 года Раутио был командирован в Калевальский район. Надо отметить также и то, что композитор Йоусинен, работая консультантом по фольклору в республиканском Доме народного творчества, часто выезжал в районы республики, сделал там несколько ценных записей музыкального фольклора, что тоже вошло в книгу Раутио» [2, л. 3, об.]. Сборник, о котором идёт речь в докладе Вишкарёва, видимо, не был издан. Но вопрос, поднятый
6 В условиях военного времени ССК КФССР часто пользовался помещением (а также роялем) ансамбля Кантеле, в некоторых случаях собрания проводились в комнате
Председателем ССК КФССР в данном докладе, явился чрезвычайно актуальным на многие десятилетия развития организации. Проблему взаимоотношения профессиональной музыки и народного искусства, конкретные средства воплощения национального начала осознавали композиторы национального творческого союза разных поколений7.
Председатель ССК КФССР освещает ряд иных вопросов по данному разделу. Так, например, он затрагивает проблему реконструкции инструмента кантеле, в частности, информирует коллег о своих переговорах с мастерами инструменталистами, которые проводил в Москве.
В 1943 году, после длительного перерыва, возобновлена традиция исполнения сочинений и проведения концертов из музыки композиторов республики. В отчёте Председателя читаем: «В 1943 году республиканским союзом композиторов при содействии руководства республиканского Радиокомитета было проведено 12 концертов по радио, состоящих из произведений карело-финских композиторов. Кроме этого, в апреле был устроен большой концерт в театре. Программа состояла... из произведений наших композиторов. В декабре был организован первый творческий отчёт из серии, намеченных президиумом. Это был творческий отчёт Вишкарёва. Все эти концерты имели большое значение в вопросе пропаганды творчества
председателя ССК.
7 Так, в отчётном докладе на VIII пленуме СК КАССР (1 декабря 1972 года, то есть спустя почти три десятилетия после 1943 года) Председатель Гельмер Несторович Синисало высказывает мысли о претворении национального начала в музыке: «В одних случаях впечатления от знакомства с образцами народного творчества приводят к созданию произведений, связанных с образами литературно-поэтического фольклора <...> В других случаях композиторы обращаются к музыкальному фольклору, используя народные мелодии как тематическую или интонационную основу своих произведений <...> Принцип использования фольклора в произведениях, посвящённых современной теме, также имеет достаточное подтверждение в творчестве Карелии. Подход каждого композитора к народному музыкальному фольклору может, <...> и должен быть различным. Но чтобы интонации и дух народный отсутствовали в произведениях карельских композиторов?!! Мы часто и с удовольствием слышим музыку эстонцев, литовцев, армян, грузин и многих других народов и национальностей, и для нас не составляет труда определить, музыку какой из республик мы слышим. Музыка же карельских композиторов за последнее время потеряла всякую самобытность» [3, л. 33-34].
композиторов КФССР. В особенности это касается открытого концерта в театре» [2, л. 4].
Самая ответственная часть работы Союза - это творческая работа. Большая часть сочинений, написанных за 1943 год, возникла в результате выполнения договоров на написание музыки. Приводим полный список данных произведений:
I. Договоры композиторов с Управлением по делам искусств при СНК КФССР:
1) Вишкарёв. «Сампо». Опера в 3 актах.
2) Раутио. «Антикайнен» Симфоническая поэма.
3) Синисало. «Похищение Кюлликки». Балет для кантеле-ансамбля в 1 акте.
II. Договоры композиторов с Музфондом СССР:
1) Вишкарёв. «Куллерво, сын Каллерво». Симфоническая поэма.
2) Пергамент. «Песня о соколе». Текст Горького. Симфоническая поэма.
3) Раутио. Симфоническая сюита.
4) Синисало. Струнный квартет.
III. Договоры композиторов с дирекцией «Кантеле»:
1) Белоглазов. Два танца для кантеле-ансамбля.
2) Вишкарёв. Сюита для кантеле-оркестра.
3) Вишкарёв. «Песня кантелистов». Текст Кутасова. Для кантеле-ансамбля.
4) Голланд. «Песня о ленинградской девушке». Текст Левитина. Для голоса и рояля.
5) Голланд. «Гитара». Текст Левитина. Для вокального квартета.
6) Голланд. Две финские песни для вокального квартета.
7) Раутио. Карельский танец для кантеле-оркестра.
IV. Договоры композиторов с республиканским радиокомитетом:
1) Белоглазов. «Каприз» для скрипки с роялем.
2) Вишкарёв. Музыка к повести... «Бессмертие» на состав: кларнет, скрипка, виолончель, рояль, женский хор.
V. Договор от республиканского театра русской драмы:
1) Голланд. Музыка к пьесе Кальдерона «Дама-невидимка» [2, л. 4, об.].
Необходимо уточнить, что композиторами было написано немало музыки и помимо договоров (среди сочинений находим крупные произведения -Струнный квартет К. Раутио (незаконченный), Прелюдии Г. Синисало и Сонатина Л. Вишкарёва).
Все сочинения, созданные композиторами Союза в 1943 году, обсуждались на общих собраниях (известно, что из 13 общих собраний Союза
11 было посвящено прослушиванию произведений). Далее приведён полный список сочинений из отчёта8:
Произведения, написанные карело-финскими композиторами в 1943 году (список неполный)
1. Белоглазов. «Песни воинов карельцев».
2. Белоглазов. ««Песня гвардейской пехоты». Текст Суркова.
3. Белоглазов. ««Улыбка». Текст Коваленкова.
4. Белоглазов. ««Дума с любимой». Текст Байкова.
5. Белоглазов. ««Простой случай». Текст Базва.
6. Белоглазов. ««Фото». Текст Егозина.
7. Белоглазов. ««Паренёк». Текст Коваленкова.
8. Белоглазов. 3 песенки для пьесы « Уседили»
9. Белоглазов. ««Каприз». Для скрипки с роялем.
10. Белоглазов. ««Паровоз». Музыкальная картина для духового оркестра.
11. Белоглазов. Два вепсских танца для кларнета, скрипки и аккордеона.
12. Вишкарёв. «Сампо». Опера, II (или III) картина I акта и II акт клавир.
13. Вишкарёв. «Клятва». Текст Тихонова.
14. Вишкарёв. «Сонатина» для рояля.
15. Вишкарёв. Музыка к повести Фиша «Бессмертие».
16. Вишкарёв. Сюита для кантеле-оркестра.
17. Голланд. Музыка к программе ансамбля пограничников «На земле «Калевалы».
18. Голланд. «Песня о ленинградской девушке». Текст Левитина.
19. Голланд. «Гитара». Текст Левитина.
20. Голланд. Обработки двух финских песен для вокального квартета.
21. Йоусинен. «Песня мести». Текст Эрвасти.
22. Йоусинен. «Песня военной весны». Текст Гуттари.
23. Йоусинен. «Элегия». Для скрипки, виолончели и рояля.
24. Йоусинен. «Рондо» для скрипки с роялем.
25. Пергамент. «Песня о соколе». Текст Горького (начато в 1941)
26. Пергамент. 7 обработок финских песен для кантеле-ансамбля.
27. Раутио. «Романс». Для скрипки и рояля.
28. Раутио. «Карельский танец». Для кантеле-оркестра.
29. Раутио. Симфоническая сюита.
30. Раутио. II струнный квартет II и III части.
31. Раутио. Марш для духового оркестра.
32. Раутио. «Будь со мной». Текст Коваленкова.
33. Раутио. 15 обработок финских песен для кантеле-ансамбля.
34. Синисало. 10 прелюдий для рояля (начаты в 1942 году)
35. Синисало. «Похищение Кюлликки» 1 картина балета.
36. Синисало. Струнный квартет (начат в 1942 году)
37. Синисало. «Партизанская колыбельная». Текст Коваленкова.
38. Синисало. «Письмо к любимой». Текст Коваленкова [2, л. 5].
8
Часть текста протоколов не удалось прочитать вследствие неразборчивости почерка или утраченного качества бумаги. Подобные слова здесь подчёркнуты.
Обсуждая наиболее удачные произведения, созданные за 1943 год, Вишкарёв подмечает важную проблему: «Среди произведений наших композиторов в 1943 году наибольшее место, как по количеству, так и по продолжительности занимают произведения, имеющие в своей основе национальный фольклор и наименьшее место. занимают произведения, написанные на современную тематику. Такой перевес в сторону первых произошёл прежде всего потому, что на современную тематику не было написано ни одного крупного произведения» [2, л. 6, об.]. Вишкарёв лишь упоминает о попытке создания сочинений на тему войны (к ним он относит ораторию А. Голланда «Убей его» и кантату Л. Вишкарёва «Священная война»). Председатель правления поднимает проблему и написания массовой песни: «.написать хорошую советскую песню удаётся не каждому нашему композитору. Так, например, композиторы Вишкарёв, Пергамент, Раутио пока ещё ничего примечательного не создали в этом жанре. Этот жанр отчасти удаётся композиторам Синисало и Йоусинен, но лучшими представителями советской песни в нашем союзе несомненно являются композиторы Белоглазов и Голланд. Надо думать, что в 1944 году проблема создания большого музыкального полотна на тему Великой Отечественной Войны нашими композиторами будет разрешена. Несмотря на ряд больших трудностей возможности для этого есть» [2, л. 6, об.].
Итак, в первый год восстановления деятельности ССК КФССР была продемонстрирована высокая интенсивность работы композиторов. Первое заседание правления состоялось 21 января 1943 года, второе - 24 января того же года, третье - 11 февраля. Подобную активность наблюдаем и при проведении общих собраний (первое собрание состоялось 17 января, второе -24 января, третье - 7 февраля). Основной вопрос, который поднимался на всех мероприятиях, связан с прослушиванием и обсуждением произведений. На общих собраниях еженедельно рассматривались по два-три новых
произведения9 (хотя в 1943 году в Беломорске находились всего 5 композиторов и 1 музыковед!); каждое сочинение подробно анализировалось (затрагивались вопросы гармонии, формы, тематизма, инструментовки), при этом композиторы не скупились как на позитивные высказывания, так и на критику.
Хочется обратить внимание и на качество самих протоколов. Как правило, протоколы велись не на писчей, а, скорее, на обёрточной бумаге (часто тёмно-зелёного, коричневого цветов), обрывках бумаги, записи в них осуществлялись часто карандашом (не ручкой и не тушью). Но при этом впечатляет тщательность, подробность заполнения протоколов, их количество. Это внушительное число документов, очень подробно и грамотно прописанных! В целом, протоколы Союза военных лет - кладезь информации, который музыковедам предстоит изучать для того, чтобы составить целостное представление о первых годах деятельности ССК КФССР.
Архивные документы
1. НА РК. Ф. Р-3022, оп. 1, д. 1/1.
2. НА РК. Ф. Р-3022, оп. 1, д. 1/6.
3. НА РК. Ф. Р-3022, оп. 1, д. 11/184.
Archivai documents
1. NA of RK F. R-3022, inventory 1, storage unit 1/1.
2. NA of RK F. R-3022, inventory 1, storage unit 1/6.
3. NA of RK F. R-3022, inventory 1, storage unit 11/184.
9 В данной статье намеренно не затронут вопрос личных высказываний при обсуждении сочинений композиторов.