)ТЕНЦИАЛ ОТРАСЛЕВОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
УДК 78 : 378 : 351.85
http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-4108-48-53
О.В. Шмакова
Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, Петрозаводск, Российская Федерация e-mail: olga.shmakova@glazunovcons.ru
Аннотация: В статье анализируется способы актуализации знаний отраслевой культурологии в образовательном процессе творческого вуза. Показано, что теоретические знания студентов консерватории составляют фундамент для послевузовской работы в учреждениях образования и культуры. В процессе учебной (практика) и внеучебной (концертной) деятельности студенты и педагоги консерватории фактически реализуют такие цели государственной культурной политики, как формирование гармонично развитой личности; укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития; укрепление гражданской идентичности; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
Ключевые слова: культурология, отраслевая культурология, культурная политика, А.Я. Флиер, музыка, образование, внеучебная деятельность студентов, ресурсное обеспечение культуры.
Для цитирования: Шмакова О.В. Потенциал отраслевой культурологии в реализации государственной культурной политики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. №4 (108). С. 48-53. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-4108-48-53
Petrozavodsk State Conservatory named after A.K. Glazunov, Petrozavodsk, Russian Federation e-mail: olga.shmakova@glazunovcons.ru
ШМАКОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА - доцент, проректор по учебной и воспитательной работе, Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова
SHMAKOVA OLGA VLADIMIROVNA - Associate Professor, Vice-Rector for Academic and Educational Work, Petrozavodsk State Conservatory named after A.K. Glazunov
THE POTENTIAL OF SECTORAL CULTURAL STUDIES IN THE IMPLEMENTATION OF STATE CULTURAL POLICY
Olga V. Shmakova
© Шмакова О.В., 2022
^ Теория и история культуры M шу I
Abstract: The report analyzes the way of updating the knowledge of branch cultural studies in the educational process in a creative university. It is shown that the theoretical knowledge of conservatory students forms the foundation for postgraduate work in educational and cultural institutions. In the process of educational (practice) and extracurricular (concert) activities, students and teachers of the Conservatory actually realize such goals of the state cultural policy as the formation of a harmoniously developed personality; strengthening the unity of Russian society through priority cultural and humanitarian development; strengthening of civic identity; preservation of historical and cultural heritage and its use for upbringing and education; transmission from generation to generation of traditional values and norms for Russian civilization, traditions, customs and patterns of behavior; creating conditions for each person to realize his creative potential; ensuring citizens' access to knowledge, information, cultural values and benefits.
Keywords: cultural studies, branch cultural studies, cultural policy, A.Ya. Flier, music, education, extracurricular activities of students, cultural resources.
For citation: Shmakova O. V. The potential of sectoral cultural studies in the implementation of state cultural policy. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2022, no. 4 (108), pp. 48-53. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-4108-48-53
В современной отечественной науке о культуре предложена общая структура культурологии. А. Я. Флиер включил в неё отраслевую культурологию широкого спектра действия, выстроенную следующим образом:
• культурология религии
• культурология искусства
• культурология науки
• культурология образования
• культурология политики
• культурология экономики
• культурология медиапространства
• культурология социальных взаимодействий
• культурология семьи и детства
• культурология повседневности
• культурология праздника
• культурология досуга
• культурная регионалистика [5, с. 31].
Каждое из направлений отраслевой
культурологии имеет свой объект и предмет исследования, а также - институциональный статус. Этот статус, а точнее, возможности, гарантируемые статусом, обеспечивают трансляцию культурологического знания от поколения к поколению и от поколения к индивиду [4, с. 3]. Но в области практической деятельности эти направления формируют относительно автономные от культурологического знания системы. Такую систему
образует единство Музыки и Образования. Для музыкантов это реальная неделимая целостность, рационально и интуитивно постигаемая со времени начала занятий в детской музыкальной школе (через теоретические знания об образовании в сфере музыки):
• знаниями о религиях (язычество, мировые религии);
• знаниями об искусствах (живопись, скульптура, архитектура) и литературе;
• знаниями о науках (философия, психология, педагогика, эстетика, музыкознание, искусствознание);
• знаниями об образовании (история и теория музыкального образования);
• знаниями о политике (политические события, повлиявшие на судьбы отдельных личностей и народов);
• знаниями об экономике (изменение экономического положения музыкантов в разные эпохи);
• знаниями о медиапространстве (влияние прессы и электронных средств массовой информации на вкусы публики);
• знаниями о социальных взаимодействиях (история музыкальных жанров и музыкально-творческих видах);
• знаниями о семье и детстве (изучение биографий музыкантов и их музыкальных произведений о детях и для детей);
• знаниями о праздничной и досуговой культуре (изучение социокультурного контекста музыкального искусства разных эпох);
• знаниями о специфике регионов (изучение традиционных культур и композиторского творчества нескольких столетий).
Таким образом, студент консерватории на протяжении периода обучения овладевает значительным объёмом знаний не только в области музыки, но и в области отраслевой культурологии, что составляет фундамент теоретических знаний для работы и в учреждениях образования (музыкальные и общеобразовательные школы, музыкальные колледжи и колледжи культуры и искусств), и в учреждениях отрасли «культура» (концертные организации, библиотеки, архивы, центы народного творчества, центры национальных культур, центры культурных инициатив). Этот объём знаний очень внушителен, и этот факт ставит под сомнение утверждения культурологов о том, «что только культурология как научная дисциплина может предложить продуманную, апробированную и рационально обоснованную программу усвоения обществом подлинных достижений культуры. Для самого общества этот императив имеет принципиальное значение как неотложная перспектива его собственного развития. Отказ от культурологии, умаление, дискриминация культурологических составляющих культуры равносильны тому, что самоё культуру мы оставляем йбез руля и без ветрилй» [4, с. 11-12]. Но если «половина самостоятельно рассуждающих россиян в научном плане находятся на уровне пто-ломеевской системы мира, которая впервые была опровергнута Коперником в 1543 г.», то это не повод говорить о том, что «культурологическому знанию необходима государственная поддержка» [4, с. 12], потому
что это факт признания неблагополучия в школьном образовании. Что же касается государственной поддержки, то она необходима консерваторскому образованию, которое способно составить и составляет конкуренцию культурологическому знанию. Устные собеседования с абитуриентами дают материал для такого утверждения. Многие молодые музыканты, выбравшие, например, специальность этномузыколога, отдают предпочтение консерватории перед институтами культуры по причине возможности получения обширных теоретических знаний наряду с серьёзной практической подготовкой в области традиционной культуры (певческой и инструментальной) в составе учебных творческих коллективов.
Практика составляет важнейший компонент обучения в консерватории. В зависимости от уровня образования все обучающиеся проходят практику в образовательных учреждениях ДПО, СПО и ВО. В зависимости от вида практики (исполнительская, педагогическая, лекторская) и целевой аудитории (дети, взрослые) каждый студент актуализирует тот комплекс теоретических знаний по отраслевой культурологии, который ему необходим в период её прохождения. В первую очередь это знания по педагогике, психологии, знания о семье и детстве (если мероприятие имеет семейную направленность), знания об искусстве (они особенно актуальны для лекторской практики), знания о праздничной и досуговой культуре и знания о специфике региона (особенно если выступления с концертами и лекциями проходят в местах компактного проживания коренных народов данной территории или на территориях с сильными локальными традициями).
Большим потенциалом отраслевой культурологии обладает внеучебная (и не оплачиваемая) деятельность студентов. Они начинают эту деятельность с первого курса либо по собственной инициативе, либо в рамках студенческого самоуправления (мероприятия профсоюза и студсовета). Студенты при подготовке к участию в мероприятиях обеспе-
Теория и история культуры
чиваются кураторами из числа профессорско-преподавательского состава консерватории. Но если результаты учебной деятельности оцениваются по уровню сформированности компетенций и результатам ГИА (государственной итоговой аттестации) на момент окончания консерватории, то с результатами внеучебной деятельности студентов ситуация иная. Цель их внеучебной деятельности состоит, в первую очередь, не в демонстрации степени профессиональной подготовки, хотя студенты её демонстрируют. Внеучебная деятельность студентов нацелена на «утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития» [2, с. 11]. Об объёме внеучебной деятельности студентов, а значит - и об объёме потенциала отраслевой культурологи, можно судить по количеству ежегодных концертов. Студенты только одной кафедры музыки финно-угорских народов в 2021 году участвовали в 16-ти концертах, это более одного концерта в месяц. Всего студенты разных кафедр консерватории дают в год несколько десятков бесплатных концертов в залах консерватории и на площадках муниципальных учреждений. В каждом таком концерте студент выступает как гражданин, выполняющий высокую миссию сохранения исторического и культурного наследия и его использования в целях воспитания и образования, и как профессиональный музыкант, демонстрирующий «развитие государственной системы подготовки творческих кадров с использованием уникальных отечественных традиций» [2, с. 13]. Эта деятельность осуществляется в рамках целевой устрановки Творческой школы Петрозаводской государственной консерватории: «Целью деятельности ТШ (творческой школы) является создание нового творческого продукта, актуального для художественной практики, на основе которой осуществляется развитие творческого потенциала Консерватории, обеспечение преемственности поколений в сообществе музыкантов-исполнителей Консерва-
тории, стимулирование деятельности исполнительских кафедр, музыкально-творческих сообществ Консерватории по организации концертной работы, дальнейшее развитие интеграции творчества и образования» [3, с. 3].
Вследствие жёсткой конкуренции между вузами за контрольные цифры приёма предметом особого внимания в Петрозаводской государственной консерватории является количество и качество ресурсов влияния на социокультурную жизнь Республики Карелия. В субъектах Российской Федерации с численностью населения менее миллиона результаты такого влияния видны практически сразу. Обратная связь между властью и населением хорошо отлажена, и у государственного образовательного учреждения высшего образования, каким является Петрозаводская консерватория, есть свой сегмент в структуре музыкальной жизни республики. В процессе учебной практики и внеучебной концертной деятельности студенты и педагоги консерватории фактически реализуют цели государственной культурной политики:
• формирование гармонично развитой личности;
• укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;
• укрепление гражданской идентичности;
• сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
• передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
• создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
• обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам [2, с. 9-10].
Принципиально важно, что в реализации государственной культурной политики при-
нимают участие все поколения музыкантов, работающие и обучающиеся в консерватории в каждый момент её истории.
Потенциал отраслевой культурологии в Петрозаводской консерватории является ресурсом «по умолчанию». В Докладе «Культурная политика - 2020: взгляд субъектов Российской Федерации на основные проблемы и их решения» [1] в разделе «Ресурсное обеспечение» есть пункт 6, предусматривающий «иные виды ресурсного обеспечения» (без конкретизации этих видов). Логично отнести потенциал отраслевой культурологии консерватории к «иным видам ресурсного обеспечения». В названном докладе приведена таблица «Проблемы в сфере культуры и их решения», в которой содержатся данные по двум показателям: среднее количество сформулированных проблем и среднее количество предлагаемых решений. Все показатели даны по федеральным округам, отдельные данные по Республике Карелия отсутствуют. Она входит в Северо-Западный федеральный
округ, который по данным показателям находится в середине таблицы. Для определения стратегии использования потенциала отраслевой культурологии в консерватории этих данных недостаточно. Остаётся не снижать темпы влияния этого потенциала на культурную жизнь республики.
В части ресурсного обеспечения культурной деятельности субъекты Российской Федерации выделили ряд проблем, в их числе следующая проблема: при формировании государственной политики в сфере образования и разработки нормативно-правовых актов Минпросвещения России часто не учитывается специфика образования в области искусств.
Добавим, что эта проблема затрагивает также Министерство высшего образования и науки Российской Федерации. А пока эта проблема решается, Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова будет использовать потенциал отраслевой культурологии для реализации государственной культурной политики «по умолчанию».
Список литературы
1. Культурная политика - 2020: взгляд субъектов Российской Федерации на основные проблемы и их решения. Москва: Институт экономики и социальной политики. 138 с.
2. Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс]. // Москва: Министерство культуры Российской Федерации, 2015. URL: http://rprk.ru/2016OsnGosKuItPol.pdf
3. Положение о Творческой Школе [Электронный ресурс]. // Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2021. URL: https://glazunovcons.ru/images/pictures/license/ Pologenie_o_tvorcheskoy_shkole_29.06.2021.pdf
4. Режабек Е. Я. Культурологическое знание - необходимый компонент культуры [Электронный ресурс]. // Культурологический журнал, 2011. № 3 (5) С. 1-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kulturologicheskoe-znanie-neobhodimyy-komponent-kultury
5. Флиер А. Я. Культурологическое знание (опыт составления системного представления) [Электронный ресурс]. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 28-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskoe-znanie-opyt-sostavleniya-sistemnogo-predstavleniya/viewer
Reference s
1. Cultural policy - 2020: view of the subjects of the Russian Federation on the main problems and their solutions. Moscow: Institute of Economics and Social Policy. 138 p.
2. Fundamentals of state cultural policy [Electronic resource]. // Moscow: Ministry of Culture of the Russian Federation, 2015. URL: http://rprk.ru/20160snGosKultPol.pdf
^ Теория и история культуры М шу I
3. Regulations on the Creative School [Electronic resource]. // Petrozavodsk State Conservatory named after A. K. Glazunov, 2021. URL: https://glazunovcons.ru/images/pictures/license/Pologenie_o_tvorcheskoy_ shkole_29.06.2021.pdf
4. Rezhabek E. Ya. Culturological knowledge is a necessary component of culture [Electronic resource]. // Cul-turological Journal, 2011. No. 3 (5) P. 1-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskoe-znanie-neobhodimyy-komponent-kultury
5. Flier A. Ya. Culturological knowledge (experience in compiling a systemic representation) [Electronic resource]. // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2015. No. 2 (64). pp. 28-33. URL: https://cy-
berleninka.ru/article/n/kulturologicheskoe-znanie-opyt-sostavleniya-sistemnogo-predstavleniy a/viewer
*
Поступила в редакцию 12.08.2022