Хронотоп Chronotope
Петровский дворец в культурно-историческом пространстве Москвы: ментальная реконструкция образов
Petrovsky Palace in the cultural and historical space of Moscow: the mental reconstruction of images
Джанджугазова Е.А.
Dzhandzhugazova E.
В статье на примере Петровского Путевого Дворца исследуются проблемы применения ментальной реконструкции и интерпретации для формирования образов, вызывающих интерес к объектам культурного наследия полифункционального назначения. Автором подчеркивается необходимость консолидации усилий общества и бизнеса в решении проблем сохранения и бережного использования культурно-исторических объектов, формирующих целостную и привлекательную картину культурно-исторического городского туристского пространства.
Based on the example of the Petrovsky Travel Palace, the articles examines the problems of applying mental reconstruction and interpretation to form images that evoke interest in the objects of the cultural heritage of a multifunctional destination. The author underlines the need to consolidate the efforts of society and business in solving problems of preservation and careful use of cultural and historical objects that form an integral and attractive picture of the cultural and historical urban tourist space.
Ключевые слова: Петровский Путевой Дворец, культурно-историческое пространство, метод контент-анализа, ментальная реконструкция образов, туристское пространство, гостиницы.
Keywords: Petrovsky Travel Palace, cultural and historical space, method of content analysis, mental image reconstruction, tourist space, hotels.
Современное культурно-историческое пространство городов нередко отмечено интересными сочетаниями и причудливыми комбинациями, позволяющими объединить, казалось бы, необъединимое: гостиницы и музеи, рестораны и театры, почтамты и выставочные залы, железнодорожные вокзалы и галереи. Мир стал прагматичным и расчетливым настолько, что такие метаморфозы уже никого не удивляют. Сегодня живые впечатления и интересные истории особенно привлекают людей. Им хочется прикоснуться к истории, узнать что-то интересное и необычное, ощутить сильные эмоции, окунувшись иногда в очень увлекательное самостоятельное расследование.
Многие люди хотя бы на короткое время стремятся ощутить себя историками, археологами, искусствоведами или естествоиспытателями. Конечно, стать профессионалом за такое короткое время невозможно, но почувствовать исследовательский азарт и ощутить себя сопричастным к большому историческому событию - очень интересно и полезно. [1]
Именно по этой причине многие исторические объекты: замки, дворцы, палаццо, усадьбы и парковые ансамбли - становятся отелями, гостевыми домами и виллами, принимающими в своих стенах туристов. Подобные средства размещения уже давно не редкость, а устоявшаяся европейская традиция. Сотни отелей во Франции, Испании, Италии, Германии, Португалии предлагают своим гостям величественные исторические интерьеры и необычную атмосферу в сочетании с самыми современными бытовыми удобствами. Включение историко-культурных объектов в хозяйственный оборот - это не только способ создать особое культурно-историческое туристское пространство, но и способ сохранить и популяризировать эти объекты, требующие огромных финансовых ресурсов на реставрацию и содержание. Кроме того, перед человечеством всегда остро стоял вопрос, что из культурно-исторического наследия необходимо
сохранить, а чем можно пожертвовать, а это неизбежно требовало поиска эффективных путей включения объектов культурного наследия в повседневную жизнь с максимальной пользой для развития самого человека и для сохранения памятников культуры.
В начале ХХ века этот путь был найден, и ярким примером его иллюстрирующим, является Музей Орсе в центре Парижа, который располагается в бывшем здании одноименного железнодорожного вокзала и примыкающего к нему отеля на левом берегу Сены. Такие интересные по функциональному назначению сочетания открыли новые горизонты для исторических городов Европы, к которым, несомненно, относится наша древняя столица Москва.
В Москве ярким представителем жанра исторического городского отеля является Петровский Путевой Дворец - настоящая жемчужина, расположенная в самом центре российской столицы, и одновременно большая удача в области развития московского гостиничного бизнеса. Здесь в рамках единого историко-культурного объекта вполне мирно уживаются городской музей и очень хорошая современная гостиница, находящаяся в подчинении отеля «Метрополь» - старейшего и самого авторитетного в Москве.
Петровский Путевой Дворец (современный вид)
Конечно, путь такого преобразования Петровского Путевого Дворца, построенного еще в XVIII веке, был довольно сложным и даже трагическим, но после тщательной реставрации он стал великолепным деловым и гостиничным комплексом столицы с очень интересной и богатой историей.
И именно это привлекает к нему большое внимание гостей, которые получают не только отличные услуги, но и новые знания в сочетании с сильными впечатлениями и эмоциями.
Петровский Путевой Дворец: по страницам истории
Проезжая по Ленинградскому проспекту, за вторым павильоном станции метро «Динамо» можно увидеть красивый дворец - это здание Петровского замка (императорского путевого дворца). Дворец был построен в конце XVIII века по проекту архитектора Матвея Казакова. Петровский замок сыграл особую роль в событиях 1812 года. Именно в него перебрался Наполеон со свитой после того, как Кремль и весь центр Москвы был охвачен пожаром. Именно отсюда он бесславно бежал, принуждаемый
Русской армией отступать по разоренной им же Смоленской дороге. Сам архитектурный ансамбль Петровского дворца был создан 1776-1786 г.г. архитектором М.Ф.Казаковым для Екатерины II на землях Высокопетровского монастыря, от имени которого происходит название дворца. Заказанный как пригородная дача у Ходынского поля, Петровский дворец стал местом остановки монархов перед въездом в Москву (путевым дворцом).
Петровский Путевой Дворец в XVIII веке.
Петровский дворец - это самый южный дворец на дороге, соединяющей две российские столицы, здесь обычно останавливались русские государи перед венчанием на царство. Ансамбль Петровского дворца - выдающееся произведение архитектуры. Его образ навеян диковинными постройками, украшавшими Ходынское поле во время празднования мира с Турцией. История строительства дворца тесно связана с подписанием Кучук-Кайнарджийского мира с Турцией в 1774 году. После заключения этого
соглашения Россия получала Крым и ряд южных городов, таких как Керчь, Еникале, Кинбург и Кабарда, а также возможность строить свой флот на Черном море и проходить по средиземноморским проливам.
Этот значительный для страны успех Екатерина II решила отметить с размахом. По ее приказу на Ходынском поле, тогда еще отдаленном от границ Москвы, был обустроен целый мини-городок, с множеством строений, трибун для зрителей и т.п. Все постройки были выполнены в «мавританском» (турецком) стиле. Архитектура самого дворца довольно необычна и сочетает в себе как древнерусские архитектурные традиции, так и готические мотивы, что дает основание искусствоведам причислить его к смешанному стилю, называемому «псевдоготикой». Явная ассоциация с подлинной «европейской» готикой формируется за счет стрельчатых окон флигелей с рустованными наличниками и «бриллиантовыми» замковыми камнями. [5]
Смешение архитектурных стилей Петровского замка.
Вообще в образе Петровского дворца не сложно разглядеть внешнее сходство со Святой Софией Константинополя, что говорит об идее освобождения столицы Византии от Османов. Величественен и экзотичен декор дворца. Его окна - люкарны обрамляют «рога изобилия» - символы
богатства и благополучия. Впечатляют масштабы и продуманность всего дворцового комплекса, включающего в себя кавалерские и фрейлинские корпуса, кухонный флигель, службы, конюшни и каретные сараи. Все эти удобные строения сделали дворец довольно утилитарным и обеспечили ему долгое и относительно спокойное существование.
Удобная инфраструктура Петровского замка.
Особый спокойный микроклимат дворца обеспечивается обширными дворами - парадными со стороны Петербургской дороги (Ленинградскому шоссе) и внутренним с противоположной стороны, где располагается небольшой парк. По внешнему периметру он укрыт крепостными стенами флигелей и башен, что придает ему подобие крепости, именно поэтому дворец часто называют «Петровским замком».
Стены и башни Петровского Путевого Дворца.
Судьба Петровского Путевого Дворца драматична из-за событий Отечественной войны 1812 года. Именно в него перебрался Наполеон со свитой после того, как Кремль и весь центр Москвы был охвачен пожаром и именно отсюда он и начал свое бесславное отступление из столицы. После окончательного бегства французов из Москвы дворец был разорен, долго пребывал в запустении и был восстановлен только через десятилетия императором Николаем I.
Петровский Путевой Дворец. Акварель XIX века.
Ментальная реконструкция образов
Объекты, подобные Петровскому Дворцу, совершенно уникальны по своему значению в жизни огромного мегаполиса, так как позволяют прикоснуться к живой истории самому обычному человеку и даже провести свои собственные исследования и наблюдения, обильную пищу которым дает сам дворец, запечатленный в художественных произведениях писателей, поэтов и художников. В наше время особенно предпочтительным стал жанр исторической реконструкции, увлекающий большое количество людей общей идеей знакомства с историей на основе личного опыта и живых впечатлений. Современный интерактивный мир предлагает обширный инструментарий исследований исторических фактов и событий. Это позволяет обнаружить новые неизвестные ранее пласты истории путем поиска малоизвестных «микрочастичек» прошлого, что дает возможность свежим взглядом рассмотреть какое-то культурно-историческое событие или объект. В исследовании сущности ментальной реконструкции образов следует принять во внимание факт того, что человек априори обладает целостной системой представлений о себе и окружающем мире, о пространственной и временной последовательности событий, их причине и значении.
Однако наше время обозначено активным развитием ментальных технологий, опирающихся на современные методы гуманитарных исследований. Особенно важным в историко-культурных исследованиях становится метод контент-анализа, который широко используется для изучения восприятия городского пространства как с точки зрения людей прошлых эпох, так и современных, особенно в режиме сравнительного анализа их восприятия. [2]
Следует отметить, что исследование восприятия напрямую связано с психологией и психологическими процессами и это, несомненно, указывает
на факт применения междисциплинарного историко-психологического подхода, позволяющего выявить два временных измерения «городского пространства». В первом случае это - «реальный город», как совокупность материальных объектов, организованных в реальном пространстве, а во втором случае - «виртуальный город», обозначающий совокупность материальных объектов в виртуальном пространстве. Оба типа восприятия отражают одни и те объекты, разница состоит только в способе их организации: реальной или виртуальной, что, в свою очередь, подчеркивает разные технологические возможности эпох. И если в первом случае впечатления как результат восприятия подавались в виде словесного описания, то во втором случае базовые впечатления передает визуальный ряд (картинки). Однако и в первом и во втором случае мы сталкиваемся с тем, что отдельные люди и группы людей воспринимают пространство, как правило, неодинаково, и, следовательно, изучение и сопоставление частного и коллективного восприятия становится основой значительной части культурно-исторических исследований.
Таким образом, мы неизбежно сталкиваемся с понятием «культурная история» - своеобразным перекрестком «истории» и «культуры» - явлением междисциплинарным, комплексным, но далеко не новым. Понятие «Culture History» существует в гуманитарной науке с XVIII века как история духовной культуры во времени и пространстве и опирается на такие важные понятия, как язык, религия, искусство и наука. Следует также подчеркнуть, что в культурной истории особенно велика роль людей - агентов перемен, происходящих в обществе и мире. К основным элементам анализа культурной истории можно отнести: коллективные представления, символы, ритуалы, метафоры и др. На их основе можно интерпретировать и реконструировать разные исторические события. В данном случае важно подчеркнуть уже упомянутые методы, которыми оперирует культурная история, включая контент-анализ, историко-художественную реконструкцию и интерпретацию. Все они, хоть и отчасти традиционны, но, тем не менее,
базируются на современных информационных технологиях, что подчеркивает их обновленное значение, основанное не столько на прямом измерении, сколько на глубине понимания процессов и явлений. [3]
Используя метод ментальной реконструкции, мы можем представить многие события, происходящие в Петровском Дворце во время пребывания Наполеона в Москве осенью 1812года. Однако любая художественно-историческая реконструкция опирается на исторические свидетельства, важная роль среди них принадлежит воспоминаниям очевидцев и участников событий военной кампании Наполеона 1812 года - Коленкура, Сегюра, Денни и др. В данном случае свидетельства этих важных исторических персонажей помогут нам воспроизвести сложные и неоднозначные эпизоды масштабной картины войны 1812года. Все они вели подробные дневники, которые позволяют нам образно представить короткий период пребывания армии Наполеона в древней столице России, начиная с созерцания ее красот с высоты Поклонной горы вплоть до стремительного бегства из сгоревшего и разграбленного города.
Исторические свидетельства как основа для реконструкции и интерпретации событий
Москва предстала перед французами во всем своем величавом спокойствии теплого солнечного дня, которые бывают на российской равнине на излете лета. Они увидели в блеске золоченых куполов соборов все великолепие «азиатской» столицы. Однако город был пуст, но тишина оказалось обманчивой и грозящей большой бедой - неистовым и неукротимым пожаром, заставившим Наполеона бежать из Кремля в Петровский дворец в ужасной панике под сводами бушующего огня. Участник этих событий Арман Коленкур рассказывал впоследствии своим внукам о том, что зарево пожара было так велико, что в комнате можно было читать даже ночью, не зажигая свечей. Сам Наполеон с чувством мистического страха вспоминал о московском пожаре на острове Святой
Елены: «Это было огненное море, небо и тучи казались пылающими, горы красного крутящегося пламени, как огромные морские волны, вдруг вскидывались, подымались к пылающему небу и падали затем в огненный океан. О! это было величественнейшее и самое устрашающее зрелище, когда-либо виданное человечеством!»
Граф Луи Филипп де Сегюр, также оставивший интересные записки о пребывании Наполеоновской армии в Москве, пишет о том, что на пути к Петровскому дворцу, блуждая по узким московским улочкам, Наполеон едва не погиб, и только случайная встреча с небольшим отрядом французских солдат, сопроводивших императора до Дорогомиловского моста, спасла жизнь ему и его свите. [4] Наполеон пробыл во дворце несколько дней, из его окон он смотрел на горящую Москву. Впоследствии он вспоминал -«Трудно было прикладывать руку к стенам или окнам со стороны Москвы, так эта часть была нагрета пожаром... Не будь московского пожара, мне бы все удалось... Я провел бы там зиму... Я заключил бы мир в Москве или на следующий год пошел бы на Петербург. ... Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?».
Верещагин В. В. «В Петровском дворце в ожидании мира».
По воспоминаниям очевидцев, Петровский дворец стал для Наполеона «территорией оцепенения»: за все время пребывания в нем он не отдал ни одного воинского приказа, он только долго и заворожено смотрел на огромное море огня через угловое окно своей спальни, расположенной на втором этаже дворца.
Величественные интерьеры Петровского дворца
Между тем в молчаливом одиночестве он строил планы дальнейших завоеваний, обозначая булавками с разноцветными головками подробный маршрут похода на Петербург. Но маршалы и генералы отговорили его от этих поспешных действий, ссылаясь на то, что Кутузов со своей армией стоит вблизи Москвы и перекрывает движение Наполеоновским войскам.
Покои Петровского дворца, в которых Наполеон наблюдал пожар Москвы
Все время пребывания французской армии в Москве стало роковым для нее, армия потонула в пьянстве и воровстве, что не удивительно, ведь Наполеон относился к войне как к выгодному коммерческому предприятию: им лично по воспоминаниям графа Сегюра было дано приказание ободрать все убранство кремлевских церквей, все то, что могло стать трофеями. Даже с колокольни Ивана Великого неимоверными усилиями был сорван ее гигантский крест. [4] Был составлен подробный план грабежа Москвы, для этого она была разделена на районы, а в официальных документах это мародерство называлось «заготовками» для нужд армии. Однако такие «заготовки» за очень короткое время окончательно разложили боевой дух армии, которая за считанные месяцы превратилась в огромную разномастную орду, несмотря на часто проводимые в Кремле смотры и награждения орденами и званиями.
Теперь, в считанные недели с момента вхождения в Москву, эта огромная масса дезориентированных людей ждала от своего главнокомандующего только одного приказа - возвращения назад во Францию и когда, наконец, он решился на это, настроение армии «совершенно переменилось, на всех лицах засияла радость», вспоминали французы. Все в России стало для них пугающим и невыносимым.
Сначала невиданный огненный ураган, потом лютый холод бескрайней заснеженной равнины. За короткое время огромная полумиллионная армия превратилась в жалкие горстки оборванных и голодных вояк, а сам Наполеон, мнивший себя непобедимым, очень быстро проиграл эту шахматную партию, разыгранную на бескрайних российских просторах. И хотя в Доме инвалидов в Париже слово «Москва» числится среди его побед, лучше бы в его военной биографии такой «победы» не было, о чем он сам не раз вспоминал, находясь в заточении на острове Святой Елены.
Продолжая мысль о том, что метод культурно-исторической реконструкции позволяет привлечь внимание к объектам культурного
наследия, можно отметить, что художественные произведения, созданные по мотивам важных исторических событий, вносят свой огромный вклад в изучение культурно-исторического пространства, и в том числе позволяют создать уникальные историко-культурные туристские маршруты и экскурсии. События войны 1812 года, в свою очередь, послужили идеологической канвой для создания Л.Н.Толстым великого романа-эпопеи «Война и мир». В нем Толстой со свойственной великим русским литературным классикам топографической точностью описал очень многие объекты старой Москвы, сыгравшие исключительную роль в событиях нашествия армии Наполеона. Совершенно особое место среди них занимает Поклонная гора, Московский Кремль, Новодевичий монастырь и, конечно, Петровский замок. Все эти объекты культурного наследия логически и ментально связаны между собой единой страшной картиной разорения и пожара Москвы, переданной в деталях и подробностях разными очевидцами и исследователями, среди которых самым точным и жизнеутверждающим являются стихотворные фразы А.С.Пушкина - современника событий 1812 года.
Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой. Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар Нетерпеливому герою. Отселе, в думу погружен, Глядел на грозный пламень он.
Смысл этих строк отчетливо и ясно понимаешь, когда знакомишься с чудесными парадными залами Петровского Путевого Дворца, на втором этаже которого в бывшей спальне Наполеона из правого бокового стрельчатого окна можно наблюдать прекрасные виды нашей многовековой, но по-прежнему молодой столицы - удивительного города, соединившего в себе всю глубину русской истории, мягкую лирику национальной литературы и мощь научно-технологического потенциала огромной державы.
Заключение
Возможность даже короткого проживания в исторических отелях, тесно связанных с мировой и национальной историей, высоко оценивается обычными людьми - потребителями, что, несомненно, повышает инвестиционную привлекательность подобных объектов, и это следует рассматривать как благо в том случае, если культурное наследие грамотно реставрируется и правильно используется! Конечно, у такого подхода немало ожесточенных критиков и противников, но в настоящее время только разумное и полезное сочетание интересов общества и бизнеса может сохранить культурное наследие исторических городов, которое должно популяризироваться самыми разными методами и способами, оживляющими память и интерес к ним людей. В противном случае даже самое ценные историко-культурные объекты городов обречены на забвение и постепенное разрушение.
Литература
1. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. Учебник 2-е издание, М.: Академия, 2016 - 272.
2. Лазарев А.В. Ментальные карты Парижа XVI в.: восприятие городского пространства. - Москва: Наука, 2009. - с. 63 - 94.
3. Савельева И.М. Культурная история: Суверенность дисциплины в век междисциплинарности. «Стены и мосты». II междисциплинарные и полидисциплинарные исследования в истории. Материалы Международной научной конференции, Москва, РГГУ, 13-14 июня 2013 г., с. 65-80.
4. Сегюр Луи Филипп. Поход в Россию. Записки адъютанта императора Наполеона I. Электронный ресурс:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/segyur/intro.php
5. Электронный ресурс: http://stapelia2784.livejournal.com/49011.html (дата обращения: 30.04.2017)
6. Электронный ресурс: http://trojza.blogspot.ru/2012/04/15-3-1812.html (дата обращения: 30.04.2017)