Научная статья на тему 'Особенности архитектуры путевых дворцов в России XVIII-XIX веков'

Особенности архитектуры путевых дворцов в России XVIII-XIX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4647
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЕВОЙ ДВОРЕЦ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ / ВОЕННОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / THE EN ROUTE IMPERIAL PALACE / RUSSIAN EMPIRE / SPACE AND LAYOUT DESIGN / MILITARY SETTLEMENT / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лопатько В. М., Белякова Н. В.

Актуальным направлением профессиональной архитектурной деятельности является проблема исследования памятников архитектуры с уникальным назначением и редко встречающимися функциональными особенностями, которые представляют объект единственным в своей типологии. В истории архитектуры неисследованным остается путевой дворец как тип сооружения, характерный для России начала XVIII в. На сегодняшний день большинство из таких архитектурных памятников утрачено или находится в аварийном состоянии. Целью данной работы является классификация путевых дворцов и анализ их характерных типологических особенностей. В работе применены методы историко-генетического исследования исторических объектов архитектуры и сравнение с документально подтверждеными аналогами идентичных памятников при наличии собранных исторических и графических документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ARCHITECTURE OF EN ROUTE IMPERIAL PALACES IN RUSSIA OF XVIII-XIX CENTURIES

The topical direction of professional architecture activity is the problem connected with the research of architecture monuments with unique purposes and functional peculiarities which are seldom met and present the object as a unique in its category. In the history of architecture the en route imperial palace stays undiscovered as a type of construction, typical of Russia at the beginning of XVIII century. Nowadays most of such architecture monuments are in a critical condition or lost. The aim of this work is to classify the en route imperial palaces and analyses of their specific typological characteristics. In this work we use the methods of historical and genetic research of historical objects of architecture and comparison with document supported versions of the identic monuments having the gathered historical and graphic documents.

Текст научной работы на тему «Особенности архитектуры путевых дворцов в России XVIII-XIX веков»

УДК 72

DOI: 10.21285/2227-2917-2016-3-144-154

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ПУТЕВЫХ ДВОРЦОВ В РОССИИ

XVIII-XIX ВЕКОВ

© В.М. Лопатько, Н.В. Белякова

Актуальным направлением профессиональной архитектурной деятельности является проблема исследования памятников архитектуры с уникальным назначением и редко встречающимися функциональными особенностями, которые представляют объект единственным в своей типологии. В истории архитектуры неисследованным остается путевой дворец как тип сооружения, характерный для России начала XVIII в. На сегодняшний день большинство из таких архитектурных памятников утрачено или находится в аварийном состоянии. Целью данной работы является классификация путевых дворцов и анализ их характерных типологических особенностей. В работе применены методы историко-генетического исследования исторических объектов архитектуры и сравнение с документально подтверждеными аналогами идентичных памятников при наличии собранных исторических и графических документов.

Ключевые слова: путевой дворец, Российская империя, объемно-планировочные решения, военное поселение, классификация.

PECULIARITIES OF ARCHITECTURE OF EN ROUTE IMPERIAL PALACES IN

RUSSIA OF XVIII-XIX CENTURIES

© V.M. Lopatko, N.V. Beliakova

The topical direction of professional architecture activity is the problem connected with the research of architecture monuments with unique purposes and functional peculiarities which are seldom met and present the object as a unique in its category. In the history of architecture the en route imperial palace stays undiscovered as a type of construction, typical of Russia at the beginning of XVIII century. Nowadays most of such architecture monuments are in a critical condition or lost. The aim of this work is to classify the en route imperial palaces and analyses of their specific typological characteristics. In this work we use the methods of historical and genetic research of historical objects of architecture and comparison with document supported versions of the identic monuments having the gathered historical and graphic documents.

Keywords: the en route imperial palace, Russian empire, space and layout design, military settlement, classification

Введение

Актуальность исследования определена: отсутствием классификации путевых дворцов в России XVШ-ХIX вв. и принципов формирования их объемно-планировочных решений; необходимостью изучения особенностей архитектуры XVШ-XIX вв. как явления мировой истории архитектуры; необходимостью выявления типологического ряда объектов, соответствующих обоснованию и атрибуции сооружений; пополнением каталога знаний по истории архитектуры новыми объектами.

Степень изученности архитектуры дорожных сооружений России представлена рядом общих работ и диссертаций. Так, во многих исследованиях приводится описание путевого дворца в структуре города или маршрута, а в диссертации Е.М. Ершовой [1] определяется значение термина «путевой дворец». В.Г. Лисовский [2] изучал архитектуру Санкт-Петербурга, в том числе и Домик Петра I. С.Б. Горбатенко [3] исследовал Стрельну и достаточно подробно описал Путевой дворец Петра I. О. и И. Юргины [4] работали над путевыми дворцами Екатерины II, в том числе и в Торжке. Свой вклад в изучение архитектуры военных

поселений внесла С.И. Бучастая [5], ее труды посвящены Путевому дворцу в Чугуеве как памятнику истории. В.И. Пилявский [6], П.П. Карцов [7] исследовали преимущественно Великий Новгород и его окрестности начала XIX века.

Большое внимание было уделено путевым заметкам путешественников и исследованиям вопроса военных поселений иностранными учеными. В работах А. де Кюстина [8], А. Дюма-отца [9], Т. Готье [10] подробно описаны путевые дворцы, которые сохранились во второй половине XIX века. Руска Луи [11] при исследовании Санкт-Петербурга собрал коллекцию чертежей. Исследователями разных стран был освящен вопрос военных поселений в России. В работах П. Рена [12], М. Палеолога [13], М. Раева [14] и других [15, 16, 17] были исследованы различные аспекты возникновения и существования военных поселений в России XIX века.

Немаловажным в данном исследовании оказался вопрос строительства и дальнейшего существования первой железной дороги в России, так как именно с этим периодом связано отсутствие необходимости строительства путевых дворцов как придорожных сооружений. Помимо многих русских исследований, особое внимание уделялось зарубежным, а именно работам Р.М. Хейвуда [18], Л.Т. Ролта [19], Дж.Б. Снелла [20].

Однако в процессе изучения материалов оказалось необходимым раскрыть особенности архитектуры путевых дворцов и составить классификацию на основе некоторых из оставшихся сооружений XVШ-XIX в.

Первые путевые дворцы

История путевых дворцов начинается еще в XVI веке во времена Иоанна IV Грозного. По его распоряжению был построен Путевой царский дворец, в котором останавливались царствующие особы на пути в Троицкий монастырь. Это сооружение находилось в с. Тайнинском Московской области. Здесь также бывал Борис Годунов. Почти через сто лет царь Алексей Михайлович тоже любил находиться в Тайнинском и заниматься соколиной охотой, а впоследствии и Петр I останавливался во дворце. Царские троицкие походы происходили постоянно. Проходили они в несколько приемов и не за один день, при этом имели сложный ритуал и красочные обычаи. Самодержавцы при поездке к Троице предпочитали Тайнинский путевой дворец [21]. Всего по распоряжению Иоанна Грозного во второй половине XVI века по Троицкой дороге было построено пять деревянных путевых царских дворцов.

Путевой дворец - здание для отдыха знатных особ и их свиты, а также иностранных послов во время длительной дороги. В определении путевого дворца значимы обе составляющие части. Первая отражает его назначение служить местом короткого пребывания путешественников, а вторая указывает на принадлежность этих путешественников к царскому роду [1, с. 41-43]. Первые дворцы были преимущественно деревянными, позже становилось все больше каменных. Путевые дворцы, сохранившиеся до наших дней, охраняются как памятники истории и архитектуры.

Путевые дворцы ХУШ века

Путевые дворцы в Российской империи активно строил Петр I в связи с расширением границ России и ее застройкой. Дорога Москва - Санкт-Петербург считалась «правительственной трассой», по ней регулярно перемещались императорские лица вместе со своей свитой, а это требовало строительства путевых дворцов - особого рода почтовых станций повышенной комфортности.

В XVIII веке вдоль дороги Москва - Санкт-Петербург было построено десять деревянных путевых дворцов: в Ижоре, Тосно, Чудово, Спасской Полисти, Подберезовье, Яжел-бицах, Едрово, Хатилово, Завидово, Клину. «Государева дорога» стала главной церемониальной дорогой империи - поездки между столицами происходили медленно, с частыми остановками, молебнами, торжественными встречами «хлебом-солью» [22].

Также в начале XVIII века возникает еще одна «перспективная дорога» - это путь из Санкт-Петербурга в строящийся тогда Кронштадт. Большинство путевых дворцов, которые

возникали на этом тракте, потом перестраивались, или рядом с ними возводились большие дворцы. Например, такие, как в Стрельне и Петергофе.

С 1763 года после пожара появляются первые каменные путевые дворцы - царские резиденции.

Первый Путевой дворец Петра I (рис. 1) известен как деревянный домик в голландском стиле на берегу Невы. Возник он при строительстве Кронштадта в 1703 году. На сегодняшний день это здание находится в защитном каменном футляре, но, согласно историческим источникам, этот защитный футляр - пусть и не каменный, но деревянный, - был поставлен над домиком уже к 1714 г., то есть задолго до того, как Трезини построил вокруг него каменное укрытие. Этот футляр был необходим для хорошей сохранности объекта, потому что его не раз подтапливало, а солнечные лучи плохо сказывались на состоянии дерева, из которого он сделан [2].

Рис. 1. Домик Петра I. Фасад без защитного футляра и с ним. Схемы планов

В исторических источниках упоминается, что этот дом был назван императором «Красные хоромцы», так как по его распоряжению Путевой дворец был окрашен под красный кирпич, модный в те времена.

Путевой дворец был построен по всем требованиям императора. То есть имел минимальный состав необходимых помещений. Эта одноэтажная постройка имеет трехчастную планировочную структуру, которая разделяет основные помещения: кухня - спальня - кабинет. Также все помещения размещены анфиладно, то есть использована бескоридорная система. Система отопления не была предусмотрена, так как Петр I находился здесь только в теплое время года и весьма недолго.

Основой дворца является клеть, которая и определила размеры помещений (12х5,5 м). Здание срублено из крепких бревен 6-гранного сечения, характерного для шведского срубно-го жилья - скольмостуги. Это объясняется особым интересом Петра к архитектуре шведского народа. Довольно часто император строил сооружения на фундаментах зданий шведов.

Также было обнаружено упоминание в документах о том, что стоял в Большой Ижоре Путевой дворец Петра I, который, очевидно, был построен после взятия Выборга в 1710 году и достоверно существовал до 1745 года. Это здание полностью идентично Домику Петра I в Санкт-Петербурге.

Затем, чтобы показать величие Российской империи, император строит путевые дворцы усадебного типа с большими садами.

Путевой дворец в Стрельне (рис. 2) является примером таких сооружений. Город Стрельна находится на берегу Финского залива, на холме, окруженном оврагами, на бывшей шведской копорной дороге, то есть на пути из Санкт-Петербурга в Кронштадт.

Путевой дворец в Стрельне был построен в первой четверти XVIII века. Сооружение возводилось также в голландском стиле.

Это желто-белое деревянное здание с треугольным фронтоном типично для архитектуры петровского времени. Достаточно скромное как по размерам, так и по убранству здание предназначалось для остановок императора во время его постоянных поездок из Петербурга в строящийся Кронштадт. Центральная его часть двухэтажная, а боковые - одноэтажные. Дворец, срублен из крепких бревен и обшит тесом. Здание имеет анфиладную планировку.

Рис. 2. Путевой дворец в Стрельне. Фасад. Схема плана первого этажа

В 1718 году дворец имел 2 зала и 8 комнат. В 1719-1720 годах была достроена мыльня со светлицей. Кроме упомянутых пристроек над дворцом был устроен (или перестроен) мезонин.

В качестве материала покрытия кровли использовался гонт, стены изнутри обивались полотном и выбеливались. Частично интерьеры были декорированы обоями, частично были расписанными.

В доме уже в 20-х годах XVIII века устроили печи и очаги; в одном из помещений был камин. Это связано с тем, что в этот период строился Константиновский дворец (ближе к заливу), и императору необходимо было оставаться здесь на более длительное время. Окна состояли традиционно из мелкого стекла. Изнутри они закрывались обитыми парусиной ставнями [3, с. 139-141].

Данное здание было четыре раза реконструировано. Путевой дворец сейчас - это главный информационный центр по истории Стрельны. В нем находятся постоянные экспозиции: «История дворца Стрельны и его владельцев», «Историческая интерьерная экспозиция XVIII века», организуются выставки.

Во второй половине XVIII века путевые дворцы заняли видное место в структуре целого ряда губернских и уездных городов. К тому же этих зданий при Екатерине II стало значительно больше, чем раньше. Это связано как с частыми поездками императрицы по России, так и с превращением в города многих бывших сел и слобод, расположенных на боль-

ших проезжих дорогах (Вышний Волочек, Валдай, Крестцы и др.). В XVIII в. дворцами называли только те дома, которыми обладали лица царской семьи. Вместе с тем реальное использование путевых дворцов было шире их первоначальной функции. Большое казенное здание представительной архитектуры (то есть достаточно дорогое) не могли строить в расчете лишь на несколько дней использования в течение многих лет. Основной, постоянной функцией путевых дворцов, очевидно, было размещение в них гостиниц (хотя таковых в XVIII в. не было) или почт, которые тогда частично выполняли роль гостиниц.

Путевой дворец в Торжке (Тверская область) (рис. 3) - один из императорских путевых дворцов по Московско-Петербургскому тракту, построенный в 1776 году по указу Екатерины II для отдыха путешествующей императорской семьи архитектором П.Г. Никитиным. Проект в стиле раннего классицизма был «образцовым» - по нему потом строились путевые дворцы в Вышнем Волочке, Выдропужском, Медном и Городне. Первый Путевой дворец был деревянным и перешел в ведение магистрата. Местонахождение деревянного здания до сих пор не установлено.

i-!

Рис. 3. Путевой дворец в Торжке. Главный дом и боковые флигели. Схема размещения

объектов на участке

Основу комплекса Путевого дворца в Торжке составляет П-образная планировочная композиция: двухэтажный главный дом и два боковых флигеля, которые стоят на расстоянии 40 м от него. Флигели соединяются с основным зданием каменными стенами и представляют собой прямоугольные в плане одноэтажные корпуса. Они служили для хозяйственных нужд (каретный сарай, кухня, погреб), и, возможно, в них размещались и слуги. С въездными воротами, которые вели в парадный двор, флигели соединялись железным забором. Парадный вид главному дому придает колоннада, перекрытая фронтоном треугольной формы, который подчеркивает вход в здание. Парадный фасад основного здания украшает дорический портик, фасады флигелей выделяются портиками из полуколонн. То есть этот комплекс демонстрирует уже не барокко, а ранний классицизм [4, с. 89-108].

На обоих этажах дворец имел анфиладную систему планировки с двумя рядами параллельно расположенных комнат. Главные покои находились на втором этаже, половину которого занимал парадный зал. Его окна выходили на восточную сторону парадного двора, образованного главным корпусом и флигелями.

Одним из путевых дворцов, построенных по данному «образцовому» проекту, является Путевой дворец в Валдае. Он отличается лишь внутренней планировкой и обустройством. Планировочное решение устроено более традиционно и просто, с симметричным расположением комнат относительно поперечной оси. Интерьер также имел торжественный характер. На обоих этажах вдоль главного фасада располагалась трехкомнатная анфилада с залом на

втором этаже, который, в отличие от Торжка, был вытянутым поперек оси и занимал всю ширину дворца. К сожалению, это здание сейчас не эксплуатируется и находится в аварийном состоянии.

Путевые дворцы в начале XIX века

История путевых дворцов в их первоначальном качестве заканчивается в 1809 году. Александр I по предложению министра внутренних дел А.Б. Куракина принял решение преобразовать все каменные путевые дворцы в почтовые дома с гостиницами, а старые деревянные - уничтожить. К этому времени на трассе Москва - Санкт-Петербург оставалось 11 каменных дворцов - в Бронницах, Зайцево, Крестцах, Валдае, Вышнем Волочке, Выдропужске, Торжке, Медном, Городне, Подсолнечной горе, Черной Грязи. В Твери и Новгороде бывшие путевые дворцы использовались как трактиры.

После Франко-русской войны 1812 года была начата реформа военных поселений, при которой крестьяне должны были без отрыва от земли нести военную службу. Эти мероприятия давали возможность резкого сокращения средств на содержание армии, поскольку военные поселения должны были находиться на самообслуживании. По указу Александра I для инспектирования войск в разных частях страны строились небольшие, иногда двухэтажные путевые дворцы с трехчастной планировкой и анфиладным размещением комнат. Путевые дворцы именуются как «здания для временного пребывания императора при его наездах в военные поселения». Военные поселения появились в Новгородской, Харьковской, Николаевской, Екатеринославской, Херсонской и Петербургской губерниях. Путевые дворцы должны были находиться на главной площади города или непосредственно возле плацдармов, на которых проходило инспектирование войск.

Путевой дворец в Чугуеве Харьковской области (рис. 4) - единственный известный пример сооружения такого типа на территории современной Украины. Здание занимает место на центральной площади города, с которой открываются живописные перспективы и вид на тренировочную площадку военных. Ранее Путевой дворец находился в ансамбле застройки восточной части площади. После Второй мировой войны сохранился только он, благодаря своему статусу, все остальные были разобраны для согрева войска захватчиков. С этой же стороны к р. Северский Донец террасами спускался роскошный парк, который также был полностью вырублен для тех же нужд. В годы Второй мировой войны в Путевом дворце располагались апартаменты высокопоставленного немецкого офицера. В послевоенный период здание эксплуатировалось как гостиница для высшего военного командования СССР.

Рис. 4. Путевой дворец в Чугуеве. Реконструкция фасада. Схема плана

Строительство Путевого дворца было начато в 1819 году, по личным пожеланиям А. Аракчеева было предписано: «чтобы строить в Чугуеве два дома, называемые теперь один дворцом, а другой домом для главного над военными поселениями начальника в дальнейшем были при всяком случае называемые дома для начальников на время их приезда» [5, с. 222234].

Путевой дворец в городе Чугуеве представляет собой одноэтажное деревянное здание, срубленное из крепких бревен и обшитое тесом, изначально он был покрашен в серый цвет. Планировочная структура имеет отголоски русской избы, то есть имеет трехчастную систему, но уже с большим набором помещений (появляется блок санитарного узла, комната камердинера и зал для приема гостей). Размеры комнат также кратные клети. В плане дворец имел шесть комнат, которые расположены анфиладно.

Поскольку главный вход находится на западе, то есть на противоположной стороне парка, для удобства императора из его кабинета был предусмотрен личный выход на террасы. На северной стороне здания имеется подвал, в котором располагалось хранилище, также здесь была печь, которая при необходимости отапливала здание. Система отопления была необходима, потому что император находился в городе летом и осенью. Здесь неоднократно останавливались многие царствующие особы.

Архивные документы подтверждают, что Николай I присутствовал на смотрах в Чугуеве в 1832, 1835, 1842 гг., а в 1845, 1850 и 1852 гг. вместе с ним приезжали сыновья Александр, Николай и Михаил. Посещение Чугуева входило в учебную программу старшего сына - наследника престола - и его младших братьев, которые носили титул великих князей.

В 1837 году цесаревич Александр вместе со своими учителями во время образовательного путешествия по России посетил Чугуев. В 1859 году в городе произошло историческое событие: встреча императора Александра II с имамом Шамилем, руководителем освободительной борьбы горцев Дагестана и Чечни против российского царизма. В знак уважения и примирения император подарил почетному пленнику золотую саблю.

В середине XIX века под руководством военного инженера К.Ф. Детлова фасады были оштукатурены и окрашены. В XX веке Путевой дворец был перестроен под гостиничные номера: были установлены новые перегородки, пробиты и заложены оконные и дверные проемы. Заклеены обоями и закрашены росписи стен и потолка. Фрагменты паркета утрачены.

По заданию профессора Харьковского университета Н.Ф. Сумцова в 1917 году Елена Никольская обследовала дворец. Результат обследования: «здание одноэтажное, деревянное, оштукатуренное внутри и снаружи, без прикрас. Интерьеры комнат были расписаны. Восстановленную в 80-х годах XIX века роспись закрыл старый орнаментальный рисунок. Только в одной комнате осталась старая роспись стен и потолков. Во дворце была старинная мягкая мебель и трюмо красного дерева с резным орнаментом и позолотой, дубовая мебель, несколько люстр и канделябров, старинный паркет» [23].

На сегодняшний день Путевой дворец передан в использование Художественно-мемориального музея им. И.Ю. Репина. В одной из комнат расположена постоянная экспозиция, посвященная истории города.

Сначала для инспектирования войск Александром I во многих округах были построены деревянные павильоны с дорическими колоннами и лоджиями, в дальнейшем вместо этих временных сооружений полудекоративного характера строятся сооружения с первым каменным и деревянным вторым этажами. Автором проекта этих зданий был архитектор В.П. Стасов [6, с. 119-154].

По данным П.П. Карцова, небольшие путевые дворцы в Новгородской области были возведены в деревнях Медведь, Старая Руса и Коростынь (последний сохранился до нашего времени). На территории этих сооружений устраивались большие сады с оранжереями [7].

В селе Коростынь Новгородской области находится Путевой дворец Александра I этого типа (рис. 5), в котором император (а после него разного рода другое начальство) останавливался при проезде из Новгорода в Старую Руссу. Дворец построен в 1820-х годах по проекту архитектора В.П. Стасова и представляет собой двухэтажное здание с первым каменным и деревянным вторым этажами. Дворец заметен в первую очередь наличием на фасаде лоджии с четырьмя деревянными дорическими колоннами.

Рис. 5. Фасад. Схема плана второго этажа

Путевой дворец Александра I представляет собой квадратное в плане двухэтажное здание, в котором находится лоджия с изящной чугунной балюстрадой и мощными деревянными составными по толщине (0,6 м) дорическими колоннами (высотой около 3,57 м), увенчанными деревянными капителями. Планировочная структура трехчастная, но один ее блок занимает лестница.

На сегодняшний день это здание также не используется и находится в аварийном состоянии. Ранее Путевой дворец имел благоустроенную территорию с большим садом.

С середины XIX века необходимость в путевых дворцах совсем исчезает в связи со строительством железной дороги. Поэтому многие здания просто не эксплуатируются или были отданы соответствующим службам.

На сегодняшний день сохранилось мало зданий такого типа, что затрудняет исследования в этой области знаний, поэтому на основе существующих путевых дворцов и упоминаниях об утраченных можно составить классификацию по следующим признакам: времени строительства, длительности пребывания во дворцах, материалу и этажности (табл. 1).

Таблица 1

Классификация существующих путевых дворцов (ПД)

Домик ПД в ПД в ПД в ПД в

Признаки Петра I Стрельне Торжке Чугуеве Коростыне

БАРОККО КЛАССИЦИЗМ

Время XVIII в. + + +

строительства XIX в. + +

Длительность Кратковременное + + + + +

пребывания Долговременное

Деревянные + + +

Материал Кирпичные + +

Смешанные

Этажность Одноэтажные + +

Двухэтажные + + +

Выводы

Путевые царские дворцы возникли еще во времена Иоанна IV Грозного в XVI веке. Наиболее активно их начал строить Петр I в XVIII веке. Сначала путевой дворец создавался по вкусу императора, которому нравились небольшие уютные помещения, но в связи с необ-

ходимостью демонстрировать величие страны возникли уже менее скромные здания усадебного типа с большими садами.

Первые путевые дворцы были деревянными и строились по образцу народного жилья, то есть основой планировочной системы являлась клеть, и все они имели анфиладную трех-частную систему расположения помещений. Впоследствии вместо деревянных зданий возникали каменные, сохраняющие трехчастную структуру. Ее составляли главное здание и фланкирующие ее флигели, которые использовались в хозяйственных целях. При правлении Екатерины II эти здания использовались как почты с гостевыми номерами для высокопоставленных людей.

С начала XIX века путевые дворцы изменили свою первоначальную функцию, они были предназначены для приезда императора при инспектировании в военные поселения. Но эти здания имеют ту же схему, что и петровские дома. В связи с небольшим финансированием путевые дворцы снова теряют свое величие, они строятся преимущественно одноэтажными. И снова трехчастную планировочную структуру определяет клеть, которая является основой размеров помещений. Также есть примеры, когда одну из этих структур занимают лестницы, но только в некоторых двухэтажных зданиях. Иногда для придания торжественного вида главному фасаду использовали фронтонный портик, преимущественно дорического ордера. Почти все путевые дворцы имеют идентичный ритм главных фасадов: главный вход с трехчастным делением на центральный дверной и фланкирующие оконные проемы. Боковые крылья имеют по два окна на главном фасаде, что соответствует композиционным приемам классицизма.Таким образом, на основе собранного материала и сохранившихся путевых дворцов была составлена классификация данных сооружений, которая учитывает следующие параметры: время строительства, длительность пребывания, материал и этажность.

Статья поступила 30.03.2016 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ершова Е.М. Архитектура дорожных сооружений в русском изобразительном искусстве середины XIX века: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. М., 2006. 172 с.

2. Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга: Три века истории. СПб.: АО Славия, 2004. 416 с.

3. Горбатенко С.Б. Архитектура Стрельны. СПб.: Европейский Дом, 2008. 376 с.

4. Юргин О., Юргина И. «Государева дорога»: Путевые дворцы: г. Торжок // «Государева дорога» и ее дворцы: мат-лы межрегиональной науч. конф., Тверь, 19-21 ноября 2003 г. Тверь, 2003. С. 89-108.

5. Бучастая С.И. Шляховий палац у Чугуeвi - пам'ятка ютори украшського вшськово-го поселення першо'1 половини XIX ст. // Пращ центру пам'ятникознавства. 2014. Вип. 25. С. 222-234.

6. Пилявский В.И. Новгородские военные поселения (Историко-архитектурный очерк) // Новгородский исторический сборник. 1959. Вып. 9. С. 119-154.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Карцов П.П. О военных поселениях при графе Аракчееве // Русский вестник. 1890. № 3. С. 85.

8. Custine А. Journey for Our Time: The Journals of the Marquis de Custine / ed. Phyllis Penn Kohler. Vol. 1. Washington, 1987. 373 р.

9. Dumas А. Voyage de l'expérience. Dans La Russie. Vol. 1. Le Cercle du livre de France [Montreal], 1950. 483 р.

10. Gautier T. Voyage en Russie. Vol. 2. Paris: Charpentier, 1867. 293 р.

11. Rusca L. Recueil des dessins de differens batimens construits a Saint-Petersbourg et ans l'interieur de Empire de Russie, par Louis Rusca, Architecte de la Majeste Impereur de toutes les Russies. Saint-Petersbourg, 1810. P. 42-43.

12. Rain P. Un tzar edeologue Alexandre Ier (1777-1825). Paris, 1913. 460 р.

13. Paleologue M. Alexandre Ier un tzar enigmatique. Paris, 1973. 336 р.

14. Raeff M. Michael Speransky. Statesman of Imperial Russia. 2-nd rev. ed. The Hague,

1969.

15. Riasanovsky N.V. A parting of ways. Government and the educated public in Russia (1801-1855). Oxford: Clarendon press, 1976. 323 p.

16. Lincoln W.B. Nicolas 1: Emperor a autocrat off all the Russias. London, 1978. 424 p.

17. Rabbe A. Histoire d'Alexandre 1er, empereur de toutes Russies et de principaux venements de son regne. Brusseles, 1826. 846 р.

18. Haywood R.M. The beginning of railway development in Russia in the reign of Nicholas I, 1835 - 1842. Durham, North Carolina, 1969. 270 р.

19. Rolt L.T.C. The railway revolution. London, 1988. 364 р.

20. Snell J.B. Early railways. London, 1972. 76 р.

21. Борисов Н. Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья. М.: Молодая гвардия, 2010. 92 с.

22. Никифорова Л. В. Дворцы в столицах и провинции: культурный ландшафт Империи [Электронный ресурс] // BOOKITUT: Дворец в истории русской культуры. Опыт типологии. URL: http://bookitut.ru/Dvorecz-v-istorii-russkoj-kuljtury-Opyt-tipologii. 12.html (04.12.2015).

23. ЦД1АК Украши, ф. 2017, оп. 1, спр. 250, арк. 4.

REFERENCES

1. Ershova E.M. Arkhitektura dorozhnykh sooruzhenii v russkom izobrazitel'nom iskusstve serediny XIX veka. Dis. kand. iskusstvovedeniya [Architecture of road constructions in Russian fine art of the middle XIX centure. Diss. cand. of art studies]. Moscow, 2006. 172 p.

2. Lisovskii V.G. Arkhitektura Peterburga: Tri veka istorii [Architecture of St. Petersburg: Three centuries of history]. St. Petersburg, AO Slaviya Publ., 2004. 416 p.

3. Gorbatenko S.B. Arkhitektura Strel'ny [Architecture of Strelna]. St. Petersburg, Ev-ropeiskii Dom Publ., 2008. 376 p.

4. Yurgin O., Yurgina I. "Gosudareva doroga": Putevye dvortsy: g. Torzhok ["Governor route": En route imperial palaces: the city of Torzhok]. "Gosudareva doroga" i ee dvortsy: materi-aly mezhregional'noi nauchnoi konferentsii ["Governor route" and its palaces: materials of transregional scientific conference], Tver, 19-21 November, 2003. Tver, 2003, pp. 89-108. (In Russian)

5. Buchastaya S.I. Shlyakhovii palats u Chuguevi - pam'yatka istoriï ukraïns'kogo viis'kovogo poselennya pershoï polovini XIX st. Pratsi tsentrupam'yatnikoznavstva, 2014, issue 25, pp. 222-234.

6. Pilyavskii V.I. Novgorod military settlements (Historical and architecture study). Nov-gorodskii istoricheskii sbornik [Novgorod historical collection], 1959, issue 9, pp. 119-154. (In Russian)

7. Kartsov P.P. About military settlements during the government of count Arakcheev. Russkii vestnik [Russian news], 1890, no. 3, p. 85. (In Russian)

8. Custine A. Journey For Our Time: The Journals of the Marquis de Custine. Vol. 1. Washington, 1987, 373 p.

9. Dumas A. Voyage de l'expérience. Dans La Russie. Vol. 1. Le Cercle du livre de France [Montreal], 1950, 483 p.

10. Gautier T. Voyage en Russie. Vol. 2. Paris, Charpentier, 1867, 293 p.

11. Rusca L. Recueil des dessins de differens batimens construits a Saint-Petersbourg et dans l'interieur de Empire de Russie, par Louis Rusca, Architecte de la Majeste Impereur de toutes les Russies. Saint-Petersbourg, 1810. P. 42-43.

12. Rain P. Un tzar edeologue Alexandre 1er (1777-1825). Paris, 1913. 460 p.

13. Paleologue M. Alexandre 1er un tzar enigmatique. Paris, 1973. 336 p.

14. Raeff M. Michael Speransky. Statesman of Imperial Russia. 2-nd rev. ed. The Hague,

1969.

15. Riasanovsky N.V. A parting of ways. Government and the educated public in Russia (1801-1855). Oxford, Clarendon press, 1976. 323 p.

16. Lincoln W.B. Nicolas 1: Emperor a autocrat off all the Russias. London, 1978. 424 p.

17. Rabbe A. Histoire d'Alexandre 1er, empereur de toutes Russies et de principaux evenements de son regne. Brusseles, 1826. 846 p.

18. Haywood R.M. The beginning of railway development in Russia in the reign of Nicholas I, 1835 - 1842. Durham, North Carolina, 1969. 270 p.

19. Rolt L.T.C. The railway revolution. London, 1988. 364 p.

20. Snell J.B. Early railways. London, 1972. 76 p.

21. Borisov N. Povsednevnaya zhizn' russkogo puteshestvennika v epokhu bezdorozh'ya. Moscow, Molodaya gvardiya, 2010. 92 p.

22. Nikiforova L.V. Palaces in the capitals and province: cultural landscape of the Empire. BOOKITUT: Dvorets v istorii russkoi kul'tury. Opyt tipologii [BOOKITUT: Palace in the history of Russian culture. Typological experience]. Available at: http://bookitut.ru/Dvorecz-v-istorii-russkoj-kuljtury-Opyt-tipologii.12.html (accessed 04.12.2015).

23. TsDIAK Ukraini, f. 2017, op. 1, spr. 250, ark. 4.

Информация об авторах

Лопатько Владимир Михайлович, доцент кафедры реконструкции и реставрации архитектурных объектов, e-mail: lopatkostudio@ukr.net; Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, 61002, Украина, г. Харьков, ул. Сумская, 40.

Белякова Надежда Владимировна, бакалавр архитектуры, магистрант кафедры реконструкции и реставрации архитектурных объектов, e-mail: nadj-94@mail.ru; Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, 61002, Украина, г. Харьков, ул. Сумская, 40.

Information about the authors

Lopatko V.M., associate professor, Department of reconstruction and restoration of architectural objects, e-mail: lopatkostudio@ukr.net; Kharkov National University of construction and architecture, 40 Sumskaya St., Kharkov, 61002, Ukraine.

Bieliakova N.V., Master of Architecture, Department of reconstruction and restoration of architectural objects, e-mail: nadj-94@mail.ru; Kharkov National University of building and architecture, Ukraine, 61002, Kharkov, Sumskaya, 40.

УДК 72(091)

DOI: 10.21285/2227-2917-2016-3-154-162

ИСТОРИЯ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ КРЫМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ САКРАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

© Е.С. Оболкин

Представлены результаты исследования архитектурной компоненты храмового пространства Крыма в контексте развития сакральной православной культуры России. Изучен и проанализирован генезис храмовой архитектуры Крыма. Исследованы исторический и архитектурный аспекты развития крымского православного храмового пространства. На основе данных научных изысканий можно сделать вывод, что храмовая архитектура Крыма развивалась в контексте сакральной православной культуры Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.