Научная статья на тему 'ПЕТРОГЛИФЫ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ БОЯРСКОГО ХРЕБТА В ХАКАСИИ (МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ АБАКАНО-ПЕРЕВОЗ II, II А, III, IV)'

ПЕТРОГЛИФЫ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ БОЯРСКОГО ХРЕБТА В ХАКАСИИ (МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ АБАКАНО-ПЕРЕВОЗ II, II А, III, IV) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАКАСИЯ / БОЯРСКИЙ ХРЕБЕТ / АБАКАНО-ПЕРЕВОЗ / ПЕТРОГЛИФЫ / ЭПОХА РАННЕЙ БРОНЗЫ / ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕСИНСКАЯ КУЛЬТУРА / КЫРГЫЗСКОЕ ВРЕМЯ / ТАМГА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Русакова Ирина Дмитриевна

В статье публикуются известные на сегодняшний день петроглифы с четырёх местонахождений Боярского хребта: Абакано-Перевоз II, IIA, III, IV. Часть изображений этих пунктов ранее приводилась автором в работах, однако полностью они не публиковались. Местонахождения расположены в восточной части хребта и представляют собой цепочку возвышенностей, протянувшуюся с востока на запад. В целом на четырёх местонахождениях обнаружено 34 плоскости, содержащих около 150 изображений. Хронологическая шкала представлена петроглифами эпохи ранней бронзы, тагарского, тесинского, кыргызского времени и поздними рисунками, вплоть до этнографической современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETROGLYPHS IN THE EASTERN PART OF THE BOYARY RIDGE IN KHAKASSIA (LOCATIONS OF ABAKANO-PEREVOZ II, II А, III, IV)

The article publishes petroglyphs from four locations of the Boyary ridge known to date: Abakano-Perevoz II, IIA, III, IV. Some images of these locations were previously referred to by the author in her articles, but they have not been published in full. The locations are in the eastern part of the ridge and represent a chain of hills stretching east to west. In total, 34 planes carrying about 150 images have been found at four locations. The chronological scale is represented by petroglyphs of Early Bronze age, Tagar, Tesin, Kyrgyz periods and later images, up to the ethnographic modernity.

Текст научной работы на тему «ПЕТРОГЛИФЫ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ БОЯРСКОГО ХРЕБТА В ХАКАСИИ (МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ АБАКАНО-ПЕРЕВОЗ II, II А, III, IV)»

УДК 902/904 DOI 10.24412/2411-7838-2022-16-43-76

ПЕТРОГЛИФЫ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ БОЯРСКОГО ХРЕБТА В ХАКАСИИ (МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ АБАКАНО-ПЕРЕВОЗ II, II А, III, IV)

И. Д.Русакова

Кузбасский музей-заповедник «Томская Писаница»

В статье публикуются известные иа сегодняшний день петроглифы с четырёх местонахождений Боярского хребта: Абакано-Перевоз II, НА, III, IV. Часть изображений этих пунктов ранее приводилась автором в работах, однако полностью они не публиковались. Местонахождения расположены в восточной части хребта и представляют собой цепочку возвышенностей, протянувшуюся с востока на запад. В целом на четырёх местонахождениях обнаружено 34 плоскости, содержащих около 150 изображений. Хронологическая шкала представлена петроглифами эпохи ранней бронзы, тагарского, тесинского, кыргызского времени и поздними рисунками, вплоть до этнографической современности.

Ключевые слова: Хакасия, Боярский хребет, Абакано-Перевоз, петроглифы, эпоха ранней бронзы, тагарская культура, тесинская культура, кыргызское время, тамга

PETROGLYPHS IN THE EASTERN PART OF THE BOYARY RIDGE IN KHAKASSIA (LOCATIONS OF ABAKANO-PEREVOZ II, II А, III, IV)

I. D. Rusakova

"Tomskaya Pisanitsa" Kuzbass Museum-reserve

The article publishes petroglyphs from four locations of the Boyary ridge known to date: Abakano-Perevoz II, II A, III, IV. Some images of these locations were previously referred to by the author in her articles, but they have not been published in full. The locations are in the eastern part of the ridge and represent a chain of hills stretching east to west. In total, 34 planes carrying about 150 images have been found at four locations. The chronological scale is represented by petroglyphs of Early Bronze Age, Tagar, Tesin, Kyrgyz periods and later images, up to the ethnographic modernity.

Keywords: Khakassia, the Boyary Ridge, Abakano-Perevoz, petroglyphs, the Early Bronze Age, the Tagar culture, the Tesin culture, the Kyrgyz period, tamga

Введение

В статье публикуются известные на сегодняшний день наскальные изображения четырёх петроглифических местонахождений Боярского хребта: Абакано-Перевоз II, IIA, III, IV Часть изображений этих пунктов уже приводилась автором в диссертационном исследовании и в ряде статей [Русакова, 2000; 2001; 2003; 2016а; 20166; 2017], однако полностью они ещё не были опубликованы.

Описание

Местонахождения расположены в восточной части хребта и представляют собой цепочку возвышенностей, протянувшуюся с востока на запад, завершают кото-

рую с северо-восточной стороны местонахождения Абакано-Перевоз 1,1А, 1Б (рис. 1).

Местонахождение Абакано-Перевоз II (АПП) расположено на возвышенности, с восточной и южной стороны окружённой небольшой долиной. Петроглифы АПII были обнаружены во время экспедиционных работ музея-заповедника «Томская Писаница» в 1996 г. Были выполнены ми-калентные копии и сделаны прорисовки, опубликованные в диссертационном исследовании автора настоящей статьи [Русакова, 2001, с. 19]. На тот момент было известно три плоскости. В 2014 г. памятник был повторно обследован, проведена фотофиксация плоскостей, которая позволила

- V;

V

9 -"ляп

Рис. 1. Расположение петроглифических местонахождений Абакано-Перевоз 1-1У

уточнить прорисовки изображений. Также была обнаружена ещё одна небольшая плоскость с изображением тамги.

Все плоскости с петроглифами расположены достаточно компактно, но на разных скальных ярусах. Плоскость 1 находится на втором сверху ярусе и представляет собой небольшой фрагмент сохранившейся скальной корки с остатками изображений, одно из которых, возможно, было антропоморфным (рис. 2: 1, 2).

Плоскость 1 А также находится на втором сверху ярусе. Она защищена крупными нависающими каменными глыбами, что позволило ей оставаться свободной от биообрастания. Здесь выбита тамга в виде окружности, пересечённой вертикальной чертой (рис. 2: 3, 4).

Плоскость 2 расположена на третьем сверху ярусе, на скальном выходе, расколотом многочисленными горизонтальными трещинами и частично покрытом лишайником. Рисунки выбиты в нижней части выхода: изображения собаки (?), лисы (?), кулана (?), неопределённые животные. Под лишайником в нижней части плоскости читается тамга в виде горизонтально расположенной дуги «рогами» вверх с отростком в левой части (рис. 3).

Плоскость 3 также располагается на третьем сверху ярусе, с восточной стороны замаскирована выступом, сверху над ней нависает большой каменный козырёк, вследствие чего здесь отсутствует лишайник. Каменный блок, на котором находятся петроглифы, перерезан вертикальными

Рис. 2. Местонахождение Абакано-Перевоз II: 1,2- плоскость 1;3,4- плоскость 1А

/

/Ts

и горизонтальными трещинами; скальная корка местами отслоилась. В верхней части плоскости выбито изображение козла с гипертрофированными рогами, неопределённого животного и знака, возможно, М-об-разной тамги; в нижней части - две фигуры неопределённых животных и антропо-морф, возможно, натянувший тетиву лука (рис. 4).

Ориентация плоскости 1 южная, остальных плоскостей - юго-восточная.

В 2014 и 2016 гг. были обследованы так называемые внутренние возвышенности, располагающиеся севернее местонахождений АП II и III. На одной из возвышеннос-

тей, которая своим восточным склоном ориентирована в долину, разделяющую группы АП I и АП II, обнаружено три плоскости с петроглифами. Местонахождению был присвоен индекс Абакано-Перевоз ПА (АП НА). Скалы здесь сложены песчаником от зеленовато-серого до красно-коричневого цвета. Патина коричневая. На вершине находятся три обо, сооружённые из песчаниковых плиток. Две плоскости с изображениями расположены ближе к западной оконечности возвышенности, на одном из средних ярусов, представляющих собой наиболее мощные выходы скальной породы. Обе плоскости - под скальными наве-

-rt»

сами. На первой из них выбито шесть антропоморфных фигур, четыре из которых не закончены. Здесь же представлены копытное животное с прямыми, направленными немного назад рогами, и схематично изображённый всадник. Тонкими прочерченными линиями показаны поводья (рис. 5).

На плоскости 2 сохранились два изображения спиралей. У одного из них, довольно глубоко и тщательно выбитого, из-за отслаивания скальной корки утрачена нижняя часть. Второе изображение читается очень слабо. Вероятно, оно было лишь намечено довольно редкими поверхностными ударами (рис. 6). Плоскости 1 и 2 были опубликованы ранее [Русакова, 2016а, с. 106; рис. 111,3,4].

Плоскость 3 находится выше первых двух, на верхнем ярусе, практически в центре возвышенности. Изображён антропо-морф с поднятыми и согнутыми под пря-

мым углом руками с кистями, опущенными вниз. Показан признак мужского пола (рис. 7).

Ориентация плоскостей южная.

Местонахождение Абакано-Перевоз III (АП III) расположено на возвышенности, составляющей одну цепочку с местонахождением АП II, западнее его (рис. 8: 1). Представляет собой горку с довольно крутым южным склоном; скальные выходы сильно разрушены, имеется много крупных глыб, выпавших из массива, в том числе глыб, закрывших доступ к рисункам (рис. 8: 2-4).

Памятник был обследован сотрудниками музея-заповедника «Томская Писаница» в 1996 г. До этого времени как минимум одна плоскость была известна В. Ф. Капель-ко и Э. А. Севастьяновой, это плоскость 23 с изображениями построек. Её прорисовки на кальке прилагались к отчёту об экспе-

■о.УРг '■ ■ ..._

Рис. 6. Местонахождение Абакано-Перевоз НА, плоскость 2:1- общий вид; 2,3- увеличенные фрагменты с изображениями спиралей;

4 - прорисовка

Ш

i^Vf

'3.

з»

диционных работах 1990 г. и хранятся в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л. Р. Кызласова (рис. 25: 2). В 2013, 2014 и 2022 гг. нами проводилась фотофиксация петроглифов местонахождения, было выявлено несколько новых плоскостей в основном с одиночными изображениями, скорректирована нумерация. Как практически на всех памятниках древнего наскального искусства, на местонахождении было значительно большее количество петроглифов, чем зафиксировано в настоящее время. Об этом говорят остатки сохранившейся неопределённой выбивки на разрушенных скальных поверхностях. Такие плоскости не были включены в общую нумерацию.

Петроглифы находятся на трёх скальных ярусах преимущественно с западной стороны возвышенности. С восточной стороны - только плоскости 22 и 23.

Плоскость 1. Расположена на верхнем ярусе. Ориентация ЮВ. Скальная корка на большей части поверхности плоскости отслоилась, сохранился небольшой фрагмент, перерезанный глубокими трещинами и покрытый лишайником. Выбита антропоморфная фигура в «полуприсяде». Нижняя часть ног утрачена. Изображение силуэтное, выбивка мелкая, частая. В одной руке держит чекан, в другой - копьё или чекан на длинном древке (?), понять этого невозможно из-за утраты скальной корки. На плоскости содержатся следы отдель-

Рнс. 7. Местонахождение Абакано-Перевоз НА, плоскость 3:1- общий вид; 2 - увеличенный фрагмент с изображением; 3 - прорисовка

Рис. 8.1 - панорама местонахождений Абакано-Перевоз II и III; 2-4 - общий вид скальных выходов местонахождения Абакано-Перевоз III (фото М. Воробьёва)

ных выбоин, а также прочерченные линии (рис. 9: 1, 2).

Плоскость 2 - на выступающем вперёд каменном блоке того же массива, на котором находится плоскость 1 (рис. 9: 1). Ориентация ЮВ. В левой верхней части плоскости скальная корка также отслоилась. Камень пересекают две глубокие трещины. Выбивка - в верхней части камня. Показан антропоморф в линейно-геометризованной манере. На плоскости есть следы одиноч-ныхчастыхточечныхударов (рис. 9: 1, 3).

Плоскость 3 расположена на вертикальной поверхности, испещрённой волнистыми складками. Ориентация ЮВ. Выбивка сильно выветрена, изображения нечёткие, «читаются» шесть тамг: первая - в виде окружности, от верхней части которой отходят два дугообразных отростка; затем Ш-образная тамга со скруглёнными углами; тамга в виде стилизованной антропоморфной фигуры с раскинутыми руками; тамга в виде дуги «рогами» вверх с отрост-

ком в правой части; тамга (?) в виде квадрата, разделённого вертикальной линией; тамга в виде прямого креста (рис. 10). Также на плоскости присутствуют остатки неопределённой выбивки.

На плоскости 4, имеющей неровную поверхность, выбито три изображения: антропоморф с луком (?); лошадь у коновязи (?) со всадником, также держащим лук (?); ещё один антропоморф, держащий конец по-водалошади(?) (рис. 11: 1).

Плоскость 5 с запада начинает цепочку плоскостей среднего яруса. Ориентация ЮВ. С помощью выбивки нанесено антропоморфное существо, одна рука которого больше другой и согнута в виде полукруга (рис. 11: 2).

На плоскости 6 сохранилась фигура горного барана и заготовка неопределённого изображения. Ориентация ЮЗ (рис. 11: 3).

Плоскости 7-9 расположены на одном скальном выходе, расколовшемся на блоки. Частично закрыты сверху скальным ко-

зырьком. Правый нижний участок этой группы плоскостей, не прикрытый козырьком, плотно зарос лишайником (рис. 12: 1).

На плоскости 7 выбиты три антропоморфные фигуры, показанные силуэтом, возможно, ещё один антропоморф не закончен. Здесь же два козла, один в контурной манере, другой в линейной. Ориента-цияЮВ (рис. 12: 2).

Плоскость 7А. Ниже плоскости 7, под трещиной. Ориентация Ю. Выбит антропоморф с руками, похожими на крылья (рис. 12: 3).

Плоскость 8 также ориентирована на Ю. Левая часть покрыта большим количеством трещин. Правая часть плотно поросла лишайником. Выбиты изображения козла,

двух антропоморфов и неопределённого животного в линейной манере; здесь же имеются остатки трёх неопределённых изображений животных (рис. 12: 4).

Плоскость 9. Расположена под плоскостью 8. Ориентация Ю. Антропоморф в линейной манере, лось (?) (силуэт) и рога козла (?) (рис. 12: 5).

Плоскость 10 расположена не на торцевой, как обычно, а на верхней грани скального блока, практически горизонтально. Изображения выбиты в правой части плоскости: три антропоморфные фигуры, ориентированные головами в разные стороны, и, вероятно, ещё одна незаконченная фигураантропоморфа (рис. 13: 1).

Рис. 9. Местонахождение Абакано-Перевоз III: общий вид (1) и прорисовки плоскостей 1 (2) и 2 (3)

- С

1

'у т

W Л

■ "

Рис. 10. Местонахождение Абакано-Перевоз III, плоскость 3

Рис. 11. МестонахождениеАбакано-Перевоз III: прорисовки плоскостей 4 (1); 5(2)и6 (3)

ffrff-'^f

i f

гС

щ

Рис. 12. Местонахождение Абакано-Перевоз III: общий вид (1) и прорисовка плоскостей 7 (2), 7А (3), 8(4)и9 (5)

ГП

Рис. 13. МестонахождениеАбакано-Перевоз III: прорисовки плоскостей 10 (1) и 11 (2)

На плоскости 11 в верхней части выбита голова кулана(?), в нижней - всадник, натянувший тетиву лука, выполненный в технике гравировки, а также остатки прочерченных линий. Ориентация ЮВ (рис. 13: 2).

Плоскость 12 - самая западная из цепочки плоскостей, расположенных на третьем сверху ярусе. Находится на выступающем

скальном блоке. Ориентация ЮВ. В левой части покрыта лишайником. Выбито два антропоморфных персонажа в линейно-геометризованной манере, у одного из них руки и ноги согнуты под прямым углом, другой персонаж - в «юбке» и «пелерине». Также здесь сохранились остатки изображений животных (?) и неопределённая выбивка (рис. 14).

-'Ш

Рис. 14. Местонахождение Абакано-Перевоз III, плоскость 12 (фото М. Воробьёва)

Плоскость 13 находится на узком скальном блоке, расположенном на высоте более двух метров. Ориентация Ю. Выбит козёл с гипертрофированными рогами (рис. 15).

Плоскости 14А и 14Б располагаются на узких выступах у самой земли. Сверху -упавшая под углом мощная плита, которая практически закрыла собой рисунки (рис. 16: 3). В 1996 г. с трудом удалось их скопировать на микалентную бумагу.

На плоскости 14А выбито четыре антропоморфных фигуры, все повреждены сколами в большей или меньшей степени. Один антропоморф - в грибовидном головном уборе (?). Видны остатки ещё какого-

то изображения, возможно, фертообраз-ной антропоморфной фигуры (рис. 16: 1). Ориентация В.

На плоскости 14 Б представлено восемь фигур: пять антропоморфов, один из них с чеканом, один - с простым луком, и три животных неопределённого вида. Ориентация ЮВВ (рис. 16: 2, 3).

Плоскость 15. Находится у самой земли, на двух узких гранях скального блока, расположенных по отношению друг к другу под углом приблизительно 120-140 градусов. Одна из граней в настоящее время практически закрыта упавшей сверху плитой (рис. 17: 1). Ориентация ЮВ.

Рис. 15. Местонахождение Абакано-Перевоз III, плоскость 13: 1 - общий вид; 2 - увеличенный фрагмент с изображением (фото М. Воробьёва); 3 - прорисовка

гаДЬ^^^ць ^^^ИйызГь^СтяЕЬ — j' V _- ¿г '.'д Д| ^Я А V IfeL --— — Рис. 16. Местонахождение Абакано-Перевоз III: 1 - прорисовка плоскости 14а; 2, 3 -прорисовка (2) и фото (3) плоскости 146 (фото М. Воробьёва)

В левой части композиции волнистой линией показана змея. Правее друг за другом в контурной манере выбито пять зооморфных персонажей: фантастическое существо с массивной головой и открытой пастью; передние лапы с длинными загнутыми когтями, над спиной - пламевидный отросток-крыло. Правее этой фигуры выбито изображение лошади с короткой гривой и чёлкой; четыре ноги с обозначенными копытами; круп вывернут на 180 градусов. Правее - ещё один фантастический персонаж с длинным хвостом, медведепо-добной головой, раскрытой пастью с клыками, на четырёх лапах - длинные когти. Правее этого существа ещё одно животное, более мелкое по сравнению с остальными:

тело кошачьего хищника, припавшего на передние когтистые лапы; голова слегка удлинённая, с коротким подтреугольным ухом, хвост показан тонкой слегка изогнутой линией. Крайняя правая фигура -скорее всего, лошадь. Голова несколько аморфная, слегка удлинённая. От головы назад отходит изогнутая линия с небольшими отростками, которая может обозначать олений рог. Показаны одна передняя и одна задняя ноги с копытами; хвост представлен двумя не соединяющимися на конце линиями. Круп вывернут на 180 градусов. По туловищу и вокруг него множество следов беспорядочной выбивки, мешающей хорошо разглядеть рисунок (рис. 17).

Рис. 17. Местонахождение Абакано-Перевоз III, плоскость 15: 1 - общий вид; 2-5 - увеличенные фрагменты с изображениями; 6 - прорисовка (разворот)

Рис. 18. Местонахождение Абакано-Перевоз III, плоскость 16: 1 - общий вид; 2-5 - увеличенные

фрагменты с изображениями; 6 - прорисовка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изображения на плоскости 16 этого местонахождения воспринимаются как продолжение композиции с плоскости 15. Ориентация Ю (рис. 18).

В левой части - шагающий (?) хищник с длинным хвостом и раскрытой пастью. На теле животного заметны изогнутые линии и отдельные выбоины, возможно, остатки орнаментации. Правее - антропоморфный персонаж; далее две змеи, одна над другой. Ближе к центру плоскости представлены две крупные (по сравнению с остальными) фигуры хищников. Первый изображён стоящим на четырёх когтистых лапах; голова непропорционально большая, пасть с клыками открыта; хвост - в виде двух линий, не соединяющихся на конце. На спине - небольшой пламеобразный отросток. Справа от этой фигуры выбито животное с ещё более крупной головой, с раскрытой пастью клыками, с мощным коротким туловищем. Возможно, зверь сидит; намечены задние когтистые лапы. Далее вправо -

лучник с натянутой тетивой сложносостав-ного лука; медведь (?) с раскрытой пастью и подчёркнутой холкой. Возможно, он был показан в позе «внезапной остановки» (сохранились только передние ноги). Правее -два антропоморфных персонажа, один с чеканом, другой - с топором (?). Антропоморф с топором бьёт в область соединения шеи с туловищем антропоморфа с чеканом. Под этими персонажами изображён ещё один сложносоставной лук (?), но без лучника. В правой нижней части плоскости -зооморфный персонаж со слегка удлинённой головой с раскрытой пастью. На теле -орнаментация в виде дугообразных линий. Задние ноги имеют длинные загнутые когти. Хвост показан в виде двух линий, не соединяющихся на конце. Передние ноги выставлены вперед. Выбивка местами практически полностью выветрилась. Над хищником - фигура копытного животного, показанного в движении; передняя нога сохранилась не полностью (рис. 18).

Плоскость 17 находится на скальном выходе, являющемся продолжением выхода с плоскостями 15 и 16. Ориентация Ю. Рисунки выбиты на почти горизонтальной поверхности. В левой части плоскости -композиция из четырёх антропоморфных фигур, две из которых - с «султанчиком» на голове. Фигуры соединены друг с другом следующим образом: от руки одной выбита линия до шеи другой. В нижней части плоскости - два антропоморфа (нижняя часть изображений утрачена), один из

которых наносит другому удар по голове чеканом. Правее, также повреждённые широкой трещиной, ещё два изображения антропоморфов, один из которых, держа другого за голову, замахивается на него палицей (?). На плоскости присутствуют также изображения стоящих, лежащего, наклонившегося, сидящих антропоморфов, антропоморфов в позе лотоса и вверх ногами. Есть схематичное изображение всадника, а также остатки неопределённых изображений (рис. 19).

£ 1 fc \ ¡Ж

^ri

# IVO

(А.

Рис. 19. Местонахождение Абакано-Перевоз III, плоскость 17:1 - общий вид; 2- прорисовка; 3-5 -увеличенные фрагменты прорисовки

На плоскости 18 выбито четыре антропоморфных фигуры. У трёх фигур, изображённых выстроившимися в ряд, верхняя часть утрачена в результате отслоения скальной корки. Все три антропоморфа, судя по остаткам выбивки и по позам, держали луки с натянутой тетивой. Ориентация Ю (рис. 20).

Плоскость 19 более чем наполовину покрыта лишайником. Ориентация Ю. Состоит из двух блоков, разделённых трещиной. На левом блоке сохранились нижние части

трёх антропоморфных фигур, на правом -также частично сохранившиеся изображения: два всадника, развёрнутые навстречу друг другу, между ними - две пеших фигуры; один из антропоморфов, предположительно, натянул тетиву лука (рис. 21).

Плоскость 20 сильно разрушена: большая трещиноватость, отслоение и выкрашивание камня. Ориентация Ю. Сохранилась фигура оленя (?) без головы. Выбивка мелкая, частая. Фигура контурная, показаны одна задняя и одна передняя ноги. Бед-

-

• -а 1 _-

— _

-—ЭР*

г5г

-Ar" 11

1V m

Рис. 21. Местонахождение Абакано-Перевоз III, плоскость 19

Рис. 22. Местонахождение Абакано-Перевоз III, плоскость 20: 1 - общий вид; 2 - увеличенный фрагмент с изображением; 3 - прорисовка

ро плавно профилировано, на нём выбит «завиток». Сзади оленя виден фрагмент вертикальной линии (рис. 22).

Плоскость 21. Ориентация ЮЮВ. На сохранившемся фрагменте древней поверхности выбита антропоморфная фигура в позе лотоса. Голова подквадратная; возможно, так хотели показать маску или головной убор, от верхнего края которого в разные стороны отходят четыре рога или пера (?), расположенные попарно и плавно изогнутые наружу. Руки подняты перпендикулярно туловищу, согнуты в локтях и

опущены кистями вниз. Показаны пальцы. Хорошо прослеживается положение ног: они подогнуты под туловище, но не перекрещиваются друг с другом, одна нога лежит поверх другой. Выбивка мелкая, частая, следы ударов расположены плотно друг к другу. Сохранились тонкие прочерченные линии эскиза [Русакова, 2016а, с. 102] (рис. 23).

Плоскости 22 и 23 расположены на восточной оконечности возвышенности, на верхнем ярусе. Плоскость 22 находится на крупном скальном выходе, имеющем не-

Рис. 23. Местонахождение Абакано-Перевоз III, плоскость 21: 1 - общий вид; 2 - увеличенный фрагмент с изображением; 3 - прорисовка

Рис. 25. МестонахождениеАбакано-Перевоз III, плоскость 23:1 - общий вид (фото М. Воробьёва); 2 - прорисовка фрагментов плоскости на кальке из отчёта Э. А. Севастьяновой; 3 - прорисовка

большой положительный угол наклона. Значительная часть поверхности покрыта лишайником. В центральной части верхнего блока выбито изображение юрты. Ориентация Ю (рис. 24).

Плоскость 23 имеет сильно вогнутую форму. Ориентация правого края - ЮЮВ, левого - В. Выбито шесть изображений жилищ - двух срубных (одно из них частично уничтожено из-за отслаивания скальной корки) и четырёх каркасных, одно из которых окружено забором (?), а также двух неопределённых изображений (рис. 25).

Местонахождение Абакано-Перевоз IV (AniV) располагается западнее местонахождения АП III, на восточной оконечности самой высокой возвышенности Боярского хребта (высота над уровнем моря 551 м) (рис. 26). Восточная пола горы довольно протяжённая, со скальными выходами, и в 2022 г. на одном из таких, достаточно крупных, выходов были обнаружены остатки выбивки. К сожалению, сейчас скальная корка в большинстве своём отслоилась, что привело к утрате изображений (рис. 27). На левом (западном) валуне нижняя часть древней поверхности обрушена, и уже на вновь образовавшейся поверхности осуществлена попытка с помощью выбивки нанести рисунок (рис. 27: 1, 3, 5). На правом (восточном) валуне сохранились

остатки древней поверхности с фрагментами выбивки антропоморфных персонажей (рис. 27: 2, 4, 5).

Возвышенность, на которой находится местонахождение АП IV, имеет довольно крутой южный склон со множеством обрушившихся плит. Проход между ними сильно затруднён, не к каждой плоскости есть возможность приблизиться. С восточной стороны на верхних ярусах в 1996 г. было зафиксировано четыре плоскости с изображениями, в 2014 и 2022 гг. была проведена их фотофиксация. На одной из фотографий видна крутизна склона в месте расположения петроглифов (рис. 29: 2). Из-за труднодоступности скальных выходов нет уверенности в том, что здесь обнаружены все имеющиеся рисунки.

Плоскость 1 находится на третьем сверху ярусе. Имеет положительный угол наклона около 45 градусов. Ориентация ЮВ. С помощью выбивки нанесено несколько фигур: слева всадник на лошади с оленьими рогами, ещё один всадник в головном уборе с отростками-лучами на неопределённом животном с гипертрофированными рогами, направленными вперёд (бык?); лежащий антропоморф, остатки неопределённой выбивки (рис. 28).

Плоскость 2 расположена на этом же ярусе, под большим скальным козырьком

(рис. 29). Ориентирована на В. Изображения оленухи, двух оленей с ветвистыми рогами, незаконченное изображение собаки (?) с закрученным в виде спирали хвостом, остатки неопределённых изображений. Выбивка фигур копытных сильно выветрена, выбивка собаки (?) более поздняя, она перекрывает изображение оленя и сохранилась гораздо лучше (рис. 29: 3).

Плоскость 3 находится на втором сверху ярусе, под большим скальным навесом. Ориентация В. При помощи выбивки нанесена фигура оленёнка (?); сохранились

остатки неопределённых изображений (рис. 30).

Плоскость 4 располагается в 50 м к западу от начала выхода коренных пород. Ориентация ЮВ. Рисунки выбиты в правой части большого плоского скального выхода: схематично показанный всадник на лошади, антропоморфный персонаж и остатки неопределённой выбивки. Плоскость имеет небольшой положительный угол наклона, из-за отсутствия навеса или козырька её правая часть, на которой выбиты петроглифы, покрыталишайником (рис. 31).

5

Рис. 27. Местонахождение Абакано-Перевоз IV, восточный склон: остатки изображений на разрушенных плоскостях (фото М. Воробьёва)

Анализ

Каждое из описанных местонахождений петроглифов имеет свои особенности и интересно по-своему. Возвышенности, на которых расположены местонахождения АП II и ПА, имеют достаточное количество гладких плоскостей, пригодных для нанесения рисунков, однако использованы были лишь единичные из них. Местонахождение АП III отличается наличием оригинальных, а отчасти даже уникальных сюжетов, до сих пор не встреченных на других памятниках наскального искусства Среднего Енисея и прилегающих территорий. Местонахождение АП IV расположено у вершины самой высокой горы хребта, на крутом южном склоне, добраться до плоскостей с изображениями нелегко, многие плоскости труднодоступны. Вокруг достаточно более пологих возвышенностей с подходящими плоскостями. Тем не менее, сюда забирались древние художники, начиная по крайней мере с эпохи ранней бронзы.

Хронологическая шкала применительно к описываемым местонахождениям включает в себя несколько эпох.

Петроглифы эпохи ранней бронзы

Самая ранняя группа изображений находится на АП IV, плоскость 2, где выбиты изображения оленухи и двух оленей. Эти фигуры, особенно фигура оленухи, на первый взгляд могут быть связаны с так называемой ангарской традицией (рис. 29), характерными признаками которой, в частности, являются контурно выполненное туловище и силуэтно выполненная голова; показ всех четырёх ног. Однако изображения с плоскости 2 АП IV имеют и особенности, которые не позволяют до конца быть уверенными в принадлежности их именно к ангарской традиции. Прежде всего, это отсутствие динамизма фигур. Они статичны, ноги их (это видно у двух фигур из трёх) как бы безвольно висят в воздухе. У изображений оленей контуром показаны и голова, и туловище. Голова

оленухи кажется непропорционально маленькой по отношению к туловищу. Эти признаки характерны для петроглифов «минусинской» традиции, более ранней. Вероятно, данные изображения следует отнести к переходной группе от «минусинской» к «ангарской» традиции. На скалах

Среднего Енисея присутствует довольно значительная серия подобных «переходных» изображений [Советова, Миклаше-вич, 1999, с. 57], есть небольшая серия таких изображений и на Боярском хребте, на местонахождении Бояры I [Русакова, 2005]. Возможно, и рисунки оленей с плоскости 2

Рис. 29. Местонахождение Абакано-Перевоз IV, плоскость 2 (2 - фото М. Воробьёва)

АП IV принадлежат тому же населению, представители которого выбивали рисунки на Боярах I.

Петроглифы эпохи поздней бронзы

Следующий хронологический отрезок, к которому может быть отнесена небольшая группа изображений с плоскости 14А Абакано-Перевоза III - эпоха поздней бронзы: один из антропоморфных персонажей изображён в грибовидном головном уборе (рис. 16: 1). Возможно, к этому же времени относятся и рисунки козлов с плоскостей 8 и 13 (рис. 12: 4; 15): линейная манера изображения, показ четырёх ног, гипертрофированные рога - эти признаки были присущи изображениям эпохи поздней бронзы Минусинской котловины [Ковалёва, 2011, табл. 8; 25; 114; 118]. Хотя они могли быть выбиты и в более позднее время, вплоть до этнографической современности.

Петроглифы раннего железного века

С тагарским временем можно соотнести часть петроглифов, прежде всего, местонахождения АП III. Самыми яркими композициями этого хронологического горизонта, пожалуй, являются изображения на плоскостях 15 и 16 (рис. 17; 18), которые составляют единый сюжет. Подробно петроглифы этих плоскостей были рассмотрены ранее [Русакова, 2017, с. 18-20; 23-25; 27]. Ещё раз коротко хочется обратить внимание на то, что у большинства зооморфных персонажей на плоскостях 15 и 16 прослеживаются общие иконографические признаки: крупная голова с раскрытой пастью, в которой видны клыки; лапы с длинными загнутыми когтями; у половины из них хвост показан двумя отдельными линиями; некоторые имеют пламевидный отросток-крыло. Во многом описываемые изображе-

С-

Уп

ния схожи с рисунками зооморфных персонажей с плоскости 15 местонахождения АП I. Интересно, что и там, и там композиции сопровождаются изображениями змей, чем может подчёркиваться хтонический характер сюжетов.

Изображения зооморфных персонажей с плоскостей 15 и 16 АП III (рис. 17: 3, 6; 18: 2,4,6) имеют отдалённое сходство с изображениями шествующих львов, например, с шерстяной переднеазиатской ткани Пятого Пазырыкского кургана [Руденко, 1953, табл. CXVII, 1] или тигров на Баша-дарской колоде [Руденко, i960, табл. XXVI-XXXI]. Эти изображения объединяет показ широко раскрытой пасти с подчёркнуто большими клыками, лапы с гипертрофиро-

ванными когтями. С. И. Руденко, рассматривая переднеазиатские элементы в искусстве племён Алтая, подчёркивал, что животные, чуждые фауне Алтая, изображались там редко, и их изображения «не жизненны и в большинстве случаев представляют собой подражание иноземным образцам» [Руденко, 1961, с. 45]. До Минусинской котловины эти образы дошли уже через призму культуры пазырыкских племён и на местной почве подверглись дальнейшей трансформации. Здесь на скалах и курганных камнях встречаются как изображения, представляющие собой не совсем умелое подражание алтайским образцам (АП III, Анаш [Заика, 1997, рис. 1]), так и достаточно близкие им, выполненные, безусловно,

I

на высоком художественном уровне [см., напр.: Appelgren-Kivalo, 1931, Abb. 265, 266; Миклашевич, 2016, рис. 2, 3]. Можно предполагать, что вторые выполнялись населением, прибывшим непосредственно с территорий пазырыкской культуры, а первые - местным населением, не владеющим техникой выполнения на скалах подобных рисунков.

В целом композиции с плоскостей 15, 16 АП III и плоскости 15 АП I считаем возможным отнести к одному времени, основываясь на анализе изображения синкретичного существа с плоскости 15 АП I [Русакова, 2017, с. 29; рис. 5, 15; 9, 8]. Все известные изображения подобных персонажей в искусстве скифо-сибирского мира Саяно-Алтайского региона датируются в пределах IV-III вв. до н.э. [Грач, 1980, с. 32, 82; Шульга, 2010, с. 64-65; Шульга, Мыглан, Слюсаренко, 2016, табл. 9, с. 279]. В это же время рассматриваемый образ появляется и в Китае [Ковалёв, 1999, с. 80; Шульга, 2010, с. 70]. Видимо, тогда же он проникает и на территорию Минусинской котловины.

Уверенно соотнести с тагарской культурой можно также изображение оленя (?) (голова утрачена) на плоскости20 АП III (рис. 22). Фигура выполнена в традициях развитого скифо-сибирского стиля. Также тагарским может быть изображение барана с плоскости 6 АП III (рис. 11:3)

На плоскости 17 АП III (рис. 19), расположенной в непосредственной близости от плоскости 16, представлен сюжет, связанный с военной тематикой. Это сцены поединков, а скорее убийства одного персонажа другим: в первом случае один антро-поморф бьёт другого чеканом по голове (рис. 19: 2, 4); во втором один персонаж, держа безоружного противника за голову, замахнулся на него булавой (рис. 19: 2, 5). Есть изображения поверженных врагов: один показан лежащим, другой - вверх ногами. Здесь же - сцена этапирования пленных (?) с «султанами» на головах, связанных друг с другом верёвкой (?) (рис. 19: 2,3). В целом набор образов на плоскости и их иконография соответствуют тагарскому времени, но и на плитах из тесинских памятников в большом количестве встречаются антропоморфные изображения с руками и ногами, согнутыми под прямым

углом и с ногами, сложенными в кольцо под туловищем [Миклашевич, Бове, 2015, с. 60; Советова, Шишкина, 2014, рис. 2]. Учитывая, что в раннетесинских склепах присутствуют вотивные модели чеканов [Кузьмин, 1995, с. 154; 2011, с. 34; 202; рис. 43; Курочкин, Павлов, 1995, с. 149], нельзя исключать возможности отнесения композиции с плоскости 17 и к раннетесинскому времени, не позднее I в. до н.э. [Кузьмин, 2011, с. 219].

Также можно говорить о тагарском или раннетесинском возрасте одиночного изображения на плоскости 1 АП III (рис. 9: 2). Как тагарским, так и раннетесинским временем могут быть датированы петроглифы плоскости 14 6: у одной из антропоморфных фигур в руке чекан, а рисунки животных по иконографическим признакам можно отнести к тагарской традиции (силуэтная манера изображения, поза «внезапной остановки») [Русакова, 20166, с. 178]. Как тагарскими, так и тесинскими могут быть антропоморфные фигуры с плоскостей 2и12 (рис. 9: 3; 14).

Безусловно, интересен антропоморфный персонаж с плоскости 21 АП III, показанный в позе «лотоса» и имеющий головной убор с рогами или перьями (рис. 23). Среди петроглифов Среднего Енисея встречаются подобные головные уборы (или причёски?) у людей. Это, например, антропоморфная фигура с Куни [Советова, 2005, табл. 28, 13], или фигуры с писаницы Хы-зыл-Хая, среди которых - всадники и пеший человек с «жезлом» в руках [Боковен-ко, 2003, рис. 1; 2]. На плите тагарского кургана могильника Есино X схематично показан всадник, от головы которого «веерообразно расходятся изогнутые линии» [Савинов, 2009, рис. 13]. Этот всадник расположен в верхней части многофигурной композиции с «лабиринтами», что даёт основание предполагать датировку антропоморфных изображений в подобных го-ловныхуборах тесинским временем.

Также к тагарскому или тесинскому времени можно отнести изображения с местонахождения АП11А (рис. 5-7) [Русакова, 2016а, с. 106].

Отдельную небольшую группу, которую также следует датировать концом тагарской эпохи - тесинским временем, состав-

ляют изображения построек с плоскостей 22 и 23 АП III (рис. 24; 25). В целом они схожи с уже известными на скалах хребта изображениями жилищ, часть которых представляет собой каркасные, часть - сруб-ные постройки. С датировкой, которую предложила М.А. Дэвлет для петроглифов Малой и Большой Боярских писаниц, создание которых она считает относительно одновременным - II в. до н.э. - первая половина I в. до н. э. [Дэвлет, 1976, с. 9], соглашается большинство исследователей.

На плоскости 22 АП III представлено изображение каркасной постройки (войлочной (?) юрты) (рис. 24), на плоскости 23 -как каркасных, так и бревенчатых построек (рис. 25). Одна из двух бревенчатых построек плоскости 23 сохранилась только в своей нижней части, вторая сохранилась полностью и представляет собой самый крупный рисунок на плоскости. Рассмотрим его подробнее. Это изображение схоже с изображениями бревенчатых построек Малой и Большой Боярских писаниц, а также местонахождений Бояры I В и Бояры I Г (Новой Боярской писаницы, по: [Дэвлет, 1997]) [Русакова, 2011, рис. 8, Ь; 2013, рис. 7] (рис. 25). Постройка на АП III представляет собой сруб из десяти венцов, над крышей показаны две выступающие вверх и в стороны жерди. Однако в отличие от других бревенчатых жилищ, изображённых на скалах Боярского хребта, жилище с плоскости 23 АП III было рублено «в обло» с остатком: все десять венцов выступают за контуры стен. Остальные известные на сегодняшний день изображения бревенчатых построек представляют собой конструкции срубов «в лапу» (не визуализируются припуски брёвен по краям) [Грязнов, 1933, рис. на с. 41; Киселёв, 1951, табл. XIX, 1; Дэвлет, 1976; 1997; Русакова, 2011, рис. 8, Ь; 2013, рис. 7]. В литературе есть сведения о применении обоих способов углового соединения брёвен при изготовлении срубов жилищ и погребальных срубов сарагашенского, лепёшкинского этапов, тесинского времени [Киселёв, 1933, с. 20; 1951, с. 224; Мартынов, 1973, с. 173; Вадецкая, 1986, с. 80; Боковенко, Красни-енко, 1988, с. 39; 41; Дэвлет, 2006, с. 224; Есин и др., 2018, с. 58, 59; и др.], что говорит о развитой технике деревянного до-

мостроения. Это подтверждается и присутствием двух изображений срубных построек на плоскости 23 АП III, одна из которых, сохранившаяся частично, быларубле-на «в лапу», адругая - «в обло» (рис. 25: 3). Однако изображение бревенчатого жилища, рубленного «в обло», пока для Боярского хребта является уникальным. Кроме того, это единственное из жилищ, у которого никак не обозначен вход (хотя, возможно, вход не был показан и у второго бревенчатого жилища с этой плоскости). Это могло быть связано с каким-то иным предназначением постройки в ритуальной практике по сравнению с другими изображениями бревенчатых жилищ на скалах данного археологического микрорайона.

На плоскостях 22 и 23 АП III представлено ещё пять жилищ, которые, по всей видимости, являются каркасными. Все они разного размера и тоже несколько различаются между собой: одно изображение контурное, остальные - силуэтные; два жилища имеют купольную крышу, два -слегка приострённую купольную, одно -шатровую или коническую (рис. 24, 25). Трудно понять, имели ли эти постройки в реальности разную конструкцию, или это «видение художника».

Между жилищами на плоскости 23 АП III присутствуют два изображения, каждое из которых представляет собой две вертикальные линии, «накрытые» сверху конусообразной фигурой; в нижней четверти изображений вертикальные линии пересекает перпендикулярный им отрезок с плавно загибающейся вверх левой (по отношению к зрителю) частью. Высказана точка зрения, что эти изображения могут быть санями с крытым кузовом (своего рода передвижным жилищем), установленными на столбах, подобно приподнятым над землёй различным приспособлениям некоторых сибирских народов для защиты продуктов отживотных [Есин, 2018, с. 146,147; Есин и др., 2020, с. 79, 80]. При этом допускается возможность тождества изображений такого мобильного жилища с «условно показанными женскими фигурами» с Малой Боярской писаницы, у которых, по мнению автора версии, изображены санные полозья. Здесь, как говорится в одной из статей, происходит «совмещение в од-

ном изображении признаков двух несовместимых объектов (мобильное жилище и фигура человека)» [Есин, 2018, с. 146] (рис. 32: 1). М.П.Грязнов, описывая петроглифы Малой Боярской писаницы, отмечает, что рассматриваемые изображения - это «женщины, одетые в широкие платья (с накинутыми на голову платками?)», которые «держат в руках какие-то предметы (может быть, сосуды для доения молока?)» [Грязнов, 1933, с. 44]. Точка зрения М. П. Грязнова в какой-то мере подтверждается наличием двух изображений женщин на плоскости 3 местонахождения Абакано-Перевоз I [Русакова, 2021а, рис. 6; 10], у которых нижняя линия «юбок» продолжается в одну сторону и загибается у одной фигуры вверх, а у другой вниз (рис. 32: 2). Но изображения с Абакано-Перевоза III более схематизированы и мало напоминают антропоморфные, однако смысловая связь их с изображениями с Малой Боярской писаницы и с АП I, имеющими выраженные антропоморфные признаки, очевидна. Наличие в костюме женщин каких-то длинных предметов у подолов юбок, видимо, связано с ритуальными практиками. А учитывая интерпретацию срубных построек, показанных на Малой Боярской писанице, как временных «жилищ» для умерших перед окончательным погребением [Савинов, 2003, с. 101], может быть связано с ритуалами, являющимися частью погребальных практик.

Петроглифы кыргызского времени

Следующий хронологический горизонт петроглифов рассматриваемых местонахождений связан с кыргызским временем. Это изображения тамг, которые дополняют известную на сегодняшний день серию удостоверительных знаков Боярского хребта [Русакова, 20216]. Присутствие тамг зафиксировано на местонахождениях АП II и III (рис. 2: 3, 4; 3; 10; 33). Временем нанесения самых ранних из них, по всей вероятности, можно считать середину IX-X вв.

Это, прежде всего, тамга в виде горизонтально расположенной дуги «рогами» вверх с отростком в левой части (рис. 3; 33: 7). Точно такая же тамга была обнаружена на местонахождении АП VIII [Русакова, 20216, рис. 3: 1; 5: 12], расположенном в непосред-

ственной близости от АП II. Кроме того, нам известно о скоплении точно таких же тамг на горе Красной, расположенной юго-восточнее с. Абакано-Перевоз. Как уже было отмечено [Там же, с. 98-100], подобная тамга обнаружена у пос. Элегест в Туве. Верхняя часть тувинской тамги идентична абакано-перевозинским (рис. 34: 3, 8, 9). На территории Тувы знак в виде горизонтальной дуги, который приобрёл различные дополнительные детали, достаточно широко распространён [Кызласов, 1965, табл. 3; 5; Дэвлет, 2013, рис. 8, 1, 2, 4]. В целом локализация этой группы тамг связывается в основном с территорией Тувы [Кормушин, 1997, с. 14-17; Есин, 2017, с. 67]. Допускается её принадлежность племени чиков, зависимых от кыргызов [Кормушин, 1997, с. 15; Есин, 2017, с. 67]. Однако наличие тамг на местонахождениях АП II и VIII, которые, несомненно, являются первичными по отношению к тамге у пос. Элегест в Туве, а также наличие тамг в виде горизонтальной дуги с отростком справа, как тамга на АП III (рис. 10; 33: 6; 34: 10) и на курганных камнях в окрестностях с. Аба-кано-Перевоз или на горе Озёрной [Кызласов, 1994, рис. на с. 307], позволяет предположить, что родиной подобных родовых знаков всё же является территория Мину-

Рис. 32: 1 - фрагмент основной плоскости Малой Боярской писаницы; 2 - местонахождение Абакано-Перевоз I, фрагмент плоскости 3, прорисовка

синской котловины. Таким образом, семейство кыргызов, использовавшее в качестве родового идентификатора этот знак, в определённое время владело довольно обширными угодьями, включающими как минимум долины у южных склонов восточной части Боярского хребта и ещё южнее, вплоть до Пановского лога.

Вероятно, к тому же времени относится и тамга в виде окружности с двумя дугообразными отростками, или «усами», с плоскости 3 АП III (рис. 10; 33: 1). По всей видимости, она принадлежит семье, для которой составил древо тамг И. Л. Кызласов. Он проследил использование тамги с горы Крес-Хая, с учётом её изменчивости и добавления новыхдеталей, для пяти поколений, обозначив ареал проживания аристократической семьи в пределах Северной Хакасии, с отдельным островком к югу от Батенёвского кряжа в районе д. Знаменки [Кызласов, 2000, с. 72-74; рис. 5]. Исходя из расположения тамг на родовом древе, тамга с АП III принадлежит к третьему-чет-вёртому поколению обозначенной семьи (рис. 35: 13). Вместе с тамгой с местонахождения АП VIII, дополняющей древо ещё одним поколением [Русакова, 20216, с. 99; рис. 5: 11; 7: 12] (рис. 35: 12), тамга с АП III расширяет границы феодального надела семьи до современного с. Троицкого и дальше на восток до Енисея.

Наличие ряда тамг может свидетельствовать о том, что на землях, прилегающих к Боярскому хребту, некоторые семьи проживали в течение как минимум нескольких поколений. Это, например, тамга в виде стилизованной фигуры человека с АП III (рис. 10; 33: 5). На наш взгляд, она является промежуточным вариантом между изображением с местонахождения Боя-ры 1Г [Там же, с. 98; рис. 1: 7] и изображениями с горы Перевозной, скальные выходы которой ныне затоплены [Appelgren-Kivalo, 1931, S. 10; Abb. 125]. С каждым следующим поколением первоначальная тамга могла видоизменяться, постепенно превратившись в так называемую ламповую фигуру [Там же, S.10; Семёнов и др., 2003, с. 62, 63; рис. 66; табл. 30; 31; 53; 55] (рис. 36).

О времени нанесения остальных удосто-верительных знаков рассматриваемых местонахождений по отдельности говорить сложно из-за их широкого распространения в пространстве и времени [Русакова, 20216, с. 97, 98]. Однако, как представляется, тамги с плоскости 3 АП III были нанесены относительно одновременно. Это доказывает одинаковая степень выветренности и латинизации знаков. Здесь, у этой плоскости, возможно, происходило какое-то действо, объединившее представителей нескольких родов. Это могло быть «культовое моление» на священном месте [Кыз-

é

"V

Ib*

Щ

■V" i¡'

•х

1

Рис. 33. Тамги местонахождений Абакано-Перевоз II (7, 8) и III (1-6)

f f

"¡r

Ш

jt>

á

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

w*

t я»

tr

-i**

üu

TT»1

9,

О,

(■)

's t 1 -

о а

6 +7 Ol

U, IL 1Г,

ю

Рис. 35. Древо рода (1-11), к которому принадлежал автор тамги с горы Крес-Хая (по: [Кызласов,2000]),допол-

Рис. 34. Группа родственных тамг с терри тории Тувы (1-7 - по: [Кызласов, 1965]) и ненное тамгами с Абакано тамги с Абакано-Перевоза II, III и VIII (8-10) Перевоза III (13) и VIII (12)

Y

V *

i . • г

¡г*

Рис. 36: 1 - изображение с местонахождения Бояры I Г; 2 - тамга с местонахождения Абакано-Пе-ревоз III; 3 - изображения с горы Перевозной (по: [Appelgren-Kivalo, 1931])

ласов, Леонтьев, 1980, с. 64, 65], каким могли представляться здешние скалы с оригинальными древними петроглифами, изображающими фантастических животных (рис. 17; 18), или другое знаменательное событие, например, заключение договорённостей или союзов [Васильев, 2015, с. 366]. Таким образом, мы видим здесь по классификации ряда исследователей «энциклопедию» тамг [Рогожинский, 2013, с. 229, 230], которую можем датировать временем существования кыргызского государства.

Петроглифы нового времени

Часть петроглифов рассматриваемых местонахождений не имеет каких-либо выраженных стилистических и иконографических признаков и могла быть нанесена в новое время. Это рисунки на плоскостях

2, 3 АП II; 4-11,18 АП III, 1, 3, 4 АП IV (рис. 3; 4; 11: 1, 2; 12; 13; 20; 28; 30; 31). Часть петроглифов датировать не представляется возможным из-за большой степени разрушенности.

Заключение

Таким образом, в целом на четырёх местонахождениях - Абакано-Перевоз II, ПА, III, IV - на сегодняшний день зафиксировано 34 плоскости, содержащих около 150 изображений. Относительно небольшой корпус петроглифов, тем не менее, характеризуется разноплановостью и разновременностью изображений, занимающих на хронологической шкале место среди петроглифов эпохи ранней бронзы, тагарско-го, тесинского, кыргызского времени и этнографической современности.

Источники

Севастьянова Э.А. Отчёт о полевых исследованиях по сбору археологических и этнографических материалов для археолого-этнографического музея под открытым небом в Хакасии в 1990 году АГПИ НИС археол. лаборатории // Архив Хакасского национального краеведческого музея (ХНКМ) им. Л. Р. Кызласова, № 947; НА-7/40.

Литература

Боковенко H.A. Новые памятники наскального искусства скифской эпохи на Енисее //Мировоззрение. Археология. Ритуал. Культура. СПб.: Мир книги, 2000. С. 11-19.

Боковенко H.A. Писаница Хызыл-Хая - обретённая и потерянная //Невский археолого-историо-графический сборник: к 75-летию канд. истор. наук А.А.Формозова. СПб.: Изд-во СПГУ, 2003. С. 389-395.

Боковенко H.A., Красниенко С. В. Могильник Медведка II // Памятники археологии в зонах мелиорации Южной Сибири. Л.: Наука, 1988. С. 23-45.

Вадецкая Э. Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л.: Наука, 1986.180 с. Васильев Д.Д. Древнетюркские надписи и петроглифы Южной Сибири как источник по истории периферии Тюркского каганата // Актуальные вопросы археологии и этнологии Центральной Азии: Материалы международной научной конференции, Улан-Удэ, 7-8 апреля 2015 г. Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2015. С. 361-366.

ГрачАД. Древние кочевники в ЦентреАзии. М.: Наука, 1980. 256 с.

Грязное М. П. Боярская писаница // Проблемы истории материальной культуры. 1933. № 7-8. С. 41-45.

Дэвлет М.А. Большая Боярская писаница. М.: Наука, 1976. 36 с.

Дэвлет М.А. Древние жилища народов Северной и Центральной Азии (по материалам петроглифов) // Миропонимание древних и традиционных обществ Евразии: Сб. ст. памяти В. Н. Черне-цова. М.: Таус, 2006. С. 198-211.

Дэвлет М.А. Петроглифы эпохи раннего средневековья в Саянском каньоне Енисея //Древние тюрки в Центральной Туве. СПб.: ЭлекСис, 2013. С. 187-222.

Есин Ю.Н. К проблеме идентификации тамг кыргызов и чиков из «Танхуйяо» //Научное обозрение Саяно-Алтая. 2017. № 1 (17). С. 57-75.

Есин Ю. Н. О древних санях на юге Сибири //Кочевые империи Евразии в свете археологических и междисциплинарных исследований: сб. науч. ст. IV Международного конгресса средневековой археологии евразийских степей, посвящённого 100-летию российской академической археологии (Улан-Удэ, 16-21 сентября 2019 г.). В 2 кн. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2019. Кн. 2. С. 144-147.

Есин Ю. Н., Поселянин А. И., Петренко А.Л., Егоров И. В., Торбостаев К. М., Доброва Т.Н. Проект жи-лищно-хозяйственного комплекса тагарской культуры //Научно-методический журнал «Поиск». 2018. № 2 (62). С. 58-61.

Есин Ю. Н., Хоммелъ П., Амзараков П. Б., Ковалёва О. В., ВитламД., Петрова Н. Ю., ИптышевА. В. Современные проблемы изучения жилищ тагарской культуры Минусинской котловины // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2020. № 1 (25). С. 72-84.

Заика А.Л. Новые петроглифы Енисея //Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. Вып. 2. С. 97-101.

Киселёв С. В. Разложение рода и феодализм на Енисее //Известия Государственной академии истории материальной культуры. Л.: Соцэкгиз, 1933. Вып. 65. 34 с. Киселёв С. В. Древняя история Южной Сибири. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 642 с. Ковалёв А. А. О связях населения Саяно-Алтая и Ордоса в V—III веках до н. э. // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1999. С. 75-82. Ковалёва О. В. Наскальные рисунки эпохи поздней бронзы Минусинской котловины. Новосибирск: Изд-во ИАЭ СО РАН, 2011.160 С.

Кормушин И. В. Тюркские енисейские эпитафии. Тексты и исследования. М.: Наука, 1997. 303 с. Кузьмин Н. Ю. Некоторые итоги и проблемы изучения тесинских погребальных памятников Хакасии // Южная Сибирь в древности. СПб., 1995. С. 150-162. (Археологические изыскания. Вып. 24). Кузьмин Н. Ю. Погребальные памятники хунно-сяньбийского времени в степях Среднего Енисея. Тесинская культура. СПб.: Изд-во Айсинг, 2011. 456 с.

Курочкин Г.Н., Павлов П. П Пост-тагарская художественная терракота // Южная Сибирь в древности. Археологические изыскания. СПб., 1995. Вып. 24. С. 143-150. (Археологические изыскания. Вып. 24). Кызласов И.Л. Рунические письменности евразийских степей. М.: Издательская фирма «Восточная литература РАН», 1994. 327 с.

Кызласов И. Л. Фыркальская руническая надпись и её тамга // Ежегодник института саяно-алтайской тюркологии Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2000. Вып. IV. С. 69-75.

Кызласов Л.Р. О датировке памятников енисейской письменности //Советская археология. 1965. № 3. С. 38-49.

КызласовЛ. Р., Леонтьев Н. В. Народные рисунки хакасов. М.: Наука, 1980.176 с.

Мартынов А. И. Новые материалы о тагарско-таштыкских поселениях и жилищах // Советская

археология. 1973. № 3. С. 163-173.

Миклашевич Е. А. Исследование памятников наскального искусства хребта Оглахты в 2016 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016. Т. 22. С. 328-332.

Миклашевич Е.А., Бове Л.Л. Исследование изображений на курганных плитах могильников под горой Бычиха (Минусинская котловина) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 1. №3 (63). С. 52-64.

Рогожинский А. Е. Проблемы изучения удостоверительных знаков средневековых кочевников Казахстана Ц Известия Национальной Академии наук Республики Казахстан. Серия общественных и гуманитарных наук. 2013. № 3 (289). С. 226-240.

Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953. 402 с.

Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960.360 с.

Руденко С. И. Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тысячелетия до н. э.). М.-Л.: Восточная литература, 1961. 68 с.

Русакова И.Д. Мифологические сюжеты петроглифического комплекса Абакано-Перевоз // Международная конференция по первобытному искусству. Труды. Кемерово: Никалс, 2000. T. II. С. 94-97. Русакова И.Д. Петроглифический комплекс Бояры-Абакано-Перевоз в Хакасии и его место в при-родно-историческом ландшафте: дис.... канд. ист. наук. Кемерово, 2001. 261 с.

Русакова И.Д. К вопросу о мифологических представлениях ранних кочевников // Археология Южной Сибири. Сборник научных трудов, посвященный 70-летию со дня рождения Анатолия Ивановича Мартынова. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН,2003. С. 96-99.

Русакова И.Д. К вопросу о хронологии древнейших петроглифов Минусинской котловины // Мир наскального искусства. Сборник докладов международной конференции. М.: ИА РАН, 2005. С. 214217.

Русакова И.Д. Новые петроглифы Боярского хребта (Бояры I А) //Тропою тысячелетий. Сборник научных трудов, посвященный юбилею Марианны Арташировны Дэвлет. Кемерово: Кузбассву-зиздат, 2008. С. 115-123. (Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства (САИПИ); Вып. IV].

Русакова И.Д. По следам первопроходцев (исследование петроглифов Боярского хребта в Хакасии) // Наскальное искусство в современном обществе (к 290-летию научного открытия Томской писаницы). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. Т. 2. С. 226-233. (Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства (САИПИ). Вып. VIII).

Русакова И.Д. Петроглифы Западной части Боярского хребта в Хакасии //Научное обозрение Саяно-Алтая. 2013. № 1 (5). С. 120-124.

Русакова И.Д. Предварительные результаты обследования петроглифов Боярского хребта в 20112014 годах //Археология Южной Сибири. К 40-летию кафедры археологии КемГУ Кемерово: КемГУ 2016а. Вып. 27. С. 101-114.

Русакова И.Д. К вопросу о датировке петроглифов раннего железного века //Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения): материалы международной конференции. Кемерово: Кузбассвузиздат, 20166. С. 173-181.

Русакова И.Д. Бестиарий раннего железного века на скалах Боярского хребта // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2017. № 1 (17). С. 12-33.

Русакова И.Д. Местонахождение петроглифов Абакано-Перевоз I в Хакасии //Научное обозрение Саяно-Алтая. 2021а. № 1 (29). С. 43-71.

Русакова И.Д. Тамги Боярского хребта в Хакасии //Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». 20216. Вып. 14. С. 90-102.

Савинов Д.Г. К интерпретации изображений Боярских писаниц // Археология Южной Сибири. Сборник научных трудов, посвящённый 70-летию со дня рождения А. И. Мартынова. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2003. С. 100-105.

Савинов Д. Г. Минусинская провинция Хунну (по материалам археологических исследований 1984-1989 гг.). СПБ.: ЭлекСис, 2009. 226 с.

Семёнов Вл. А., Килуновская М. Е., Красниенко С. В., Субботин А. В. Изображения на плитах тагарских курганов (Шарыповский район Красноярского края). СПб.: ИИМК РАН, 2003.122 с. Советова О. С. Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (сюжеты и образы). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005.140 с.

Советова О. С., Миклашевич Е. А. Хронологические и стилистические особенности среднеенисей-ских петроглифов //Археология, этнография и музейное дело. Кемерово: КемГУ, 1999. С. 47-74. Советова О. С., Шишкина О. О. Изображения на плитах оград тагарских курганов (Тепсейский археологический комплекс) //Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. Т. 3. № 3 (59). С. 93-98.

Шулъга П. И. Изображения копытных грифонов из Дунхэйгоу (Синьцзян) // Древности Сибири и ЦентральнойАзии. Горно-Алтайск: ГАГУ 2010. Вып. 3 (15). С. 62-71.

Шулъга П. И., Мыглан В. С., Слюсаренко И. Ю. Хронология могильников позднего этапа пазырык-ской культуры: дендрохронологическая шкала и археологический аспект //Алтай в кругу евра-зийскихдревностей. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016. С. 272-285.

Appelgren-Kivalo Н. Alt-Altaische Kunstdenkmaler. Helsingfors: Finnishe Altertumsgesellschaft, 1931. 48 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.