В. В. ВЛАСОВ
ВЛА СОВ Валентин Викторович — академик РАН, директор Института биоорганической химии и фундаментальной медицины СО РАН — в свободное время страстный охотник, «испытатель природы» и путешественник. Последнее его увлечение, в котором он немало преуспел (ив чем читателю нетрудно убедиться) — фотография
Все мы в детстве мечтали о путешествиях и читали приключенческие книжки о пиратах, необитаемых островах, памятниках былых цивилизаций, затерянных городах... Одним из наиболее загадочных мест, о которых я знал с детства, но даже и не надеялся когда-либо увидеть, был вырубленный в скалах, столетиями недоступный для посторонних глаз город Петра.
Этот удивительный, скрытый в горном массиве город - столица древнего загадочного государства Набатеи - расположен на территории современной Иордании. В течение многих веков город не посещался людьми, упоминания о нем сохранились лишь в древних рукописях. Когда же засыпанная песками набатейская столица была разыскана путешественниками, началась череда войн на Ближнем Востоке. И только после того как военные действия приостановились, укрепились связи между государствами, чудо стало доступным. Иностранцы получили возможность посещать Петру начиная с 1991 г., а с недавних пор такая возможность появилась и у российских туристов. Всего лишь четырехчасовой перелет от Москвы до Аммана, два часа быстрой езды на юг, вдоль побережья Мертвого моря, - и вот они, куполообразные скалы, скрывающие Петру!
В переводе с греческого слово Petra означает «скала». Некогда город, действительно высеченный прямо в скалах, был столицей обширного государства, территория которого простиралась от юга современной Сирии до Синайского полуострова и территории нынешней Саудовской Аравии, захватывая часть современного Израиля.
Считается, что первые жители - эдомиты - появились здесь как минимум четыре тысячи лет назад. Позднее с ними смешались арабские племена, завоевавшие к тому времени обширную территорию. Так в V—II в. до н.э. и образовалось государство с весьма своеобразной культурой.
Впервые Набатея уже как крупное государственное образование со столицей в Петре упоминается в «Исторической библиотеке» Диодора (I в. до н. э.). Собственных письменных источников набатейцы оставили немного, лишь в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. в пещерах в районе Мертвого моря была обнаружена деловая документация набатейцев, написанная на одном из вариантов арамейского языка. Поэтому о том, какими были эти люди, каков был их быт, мы знаем мало.
103
Около четырех столетий набатейцы владели обширными территориями на Среднем Востоке. Они славились своей воинственностью: тот факт, что государство смогло сохранить свою независимость даже после походов Александра Македонского, говорит о многом. Существуют описания сражений набатейцев с греческой армией под предводительством Антигона, которому все же удалось на время захватить Петру. Однако победу греки праздновали лишь несколько дней - вскоре их отряд был полностью уничтожен. Эта история надолго отбила у окружающих государств желание воевать со свободолюбивым народом.
Петра находилась на пересечении караванных маршрутов, получая большие доходы от торговли. Торговые связи набатейского царства были очень обширны, в том числе набатейцы контролировали торговлю между Аравией и Сирией. Город был центром торговли пряностями. Набатейцы продавали в Египет асфальт, который использовался при бальзамировании. В древнекитайских источниках Петра упоминается и как один из конечных пунктов Шелкового пути. Известно также, что набатейские общины со своими храмами существовали даже на территории Италии, а монеты с изображением набатейских царей и цариц и доныне находят далеко от границ этого государства.
Столица Набатеи была хорошо защищена и располагала выдающимися для того времени гидротехническими сооружениями, позволявшими аккумулировать зимние паводковые воды и создавать большие запасы питье-
вой воды в подземных цистернах. Торговые караваны неделями шли по пустыням, от колодца к колодцу, отбиваясь от многочисленных отрядов грабителей. Естественная крепость Петра была тем местом, где они могли остановиться в безопасности, отдохнуть в прохладе ущелий, не испытывая недостатка в воде и пище, совершить торговые сделки... Город строился и богател. Пик расцвета столицы набатейского царства приходится на П-1 вв. до н. э., когда население Петры насчитывало около 30 тыс. человек.
Набатеи имели рабов, хотя раб у них мог получить свободу. Социальное положение человека - раб или освобожденный - обязательно указывалось в дополнении к имени. Статус человека определялся его богатством: богатых уважали, а разорившихся осуждали.
Царская власть в Набатее возникла из власти военачальника или главы общины: основателем царской династии стал выдающийся руководитель. Первый царь набатейского государства Харриса I, вступивший на трон в 169 г. до н. э., был известен в Европе под элли-
низированным именем Арета. Последний царь Набатеи, Раббэль, умер в 106 г. После его смерти государство потеряло независимость и стало частью римской провинции Аравии.
С потерей независимости началось угасание прежде богатого и процветающего государства. Римляне пустили караваны другими путями, активно используя для доставки товаров из Южной Аравии морской путь. Не стало караванов, с которых набатейцы прежде собирали немалую дань. Некогда сказочно богатый город стал медленно приходить в упадок.
Трагическую роль в истории Петры сыграли и два сильнейших землетрясения, первое из которых произошло в 363 г., а второе - в 747 г. н. э. Опустевший после землетрясений город посещался лишь кочевни-ками-арабами. В 1101 г. в Петру пришли крестоносцы, построившие на территории города две крепости. Затем ушли и они, каналы и цистерны забились песком... Петра стала безводной, как и окружающие ее пустынные горы.
Город на века исчез со средневековых карт. Европейцы время от времени вспоминали о таинственном восточном городе, который упоминали древние рукописи, но территория вокруг Петры была недоступной - ее охраняли воинственные бедуины, надеявшиеся разыскать в развалинах исчезнувшие сокровища богатого города. Много столетий пыльные бури хоронили величественные здания, а зимние ливневые потоки замывали гидротехнические сооружения.
В новое время многие путешественники, знавшие о Петре из письменных источников, пытались разыскать город, но тщетно. Трудная задача оказалась по силам лишь швейцарцу Иоганну Людвигу Бурк-хардту. В 1812 г. этот путешественник, в совершенстве владевший восточными языками, выдавая себя за мусульманина Ибрагима ибн Аб-даллу, смог уговорить одного из бедуинов отвести его к находящейся на вершине горы могиле Аарона. Так был обнаружен потерянный город, здания которого на три четверти уже были погребены в песках. У Петры началась новая жизнь.
Хотя землетрясения и разрушили дома Петры и центральный огромный храм в долине, фасады и гробницы, высеченные в окружающих город скалах, практически не пострадали от катаклизмов.
Было вывезено сотни тысяч кубометров грунта. Город частично освободили из-под песков, благодаря чему на свет показались строения и огромный некрополь - всего более восьмисот сооружений включая гробницы. Могилы, в которые клали тела умерших, обычно располагали в скале, ниже уровня пола гробниц, и закрывали каменными плитами. Верящие в загробную жизнь наба-тейцы клали в усыпальницы вещи, еду и украшения. К сожалению, большинство усыпальниц было разграблено еще в древности.
107
В Петре почти нет воды, и из диких животных здесь можно встретить лишь больших, сантиметров по 40, ящериц, на вид таких же древних, как окружающие горы
Вход в Петру ^
Горы с округлыми куполами на восточной горной стене
Эт^ долинйс развалинами римских построек §яруженная горами — бывший центр Петры
Город, полностью спрятанный в горном массиве, расположен в пустынной местности. В зависимости от времени суток окружающие Петру горы окрашиваются в удивительные пурпурные, розовые, темно-красные или оранжевые цвета.
Вход в город найти нелегко. Путь лежит через Сик, узкую извилистую расщелину в горной стене из нубийского песчаника. Этот мягкий цветной камень был когда-то размыт ручьем, образовавшим в результате
Днем все живое прячется от жары в рукотворных пещерах
длинный, около километра, извилистый каньон, глубина которого достигает девяноста метров при ширине лишь несколько метров. Узость и извилистость Сика являлись в давние времена главной преградой для вражеских армий: напасть на Петру через этот узкий проход в скалах было практически невозможно.
Стены Сика до сих пор сохранили фрагменты высеченных в песчанике каналов для подачи воды. Вода,
предназначавшаяся для хозяйственных нужд, текла по каменному водоводу. В водоводе, предназначенном для питьевой воды, были проложены керамические трубы.
По извилистому ущелью с цветными стенами подходим к площади, к большому фасаду рыжевато-бе-жевого здания - «визитной карточкой» сегодняшней Иордании. Это высеченное в первом веке нашей эры скальное сооружение называют храмом или «зданием Казны», хотя в действительности это усыпальница одного из набатейских царей. Примечательно, что современные названия зданий Петры не имеют под собой никакого реального исторического обоснования. Они были придуманы бедуинами, не знавшими истории и считавши-
ми, что создателями Петры были египтяне. Поэтому они придумали такие странно звучащие для знающего историю человека названия, как «Фараонова Казна», «Дворец дочери фараона» и т.п.
Кстати, именно в Казне снимался один из известных фильмов о приключениях Индианы Джонса. Правда, в фильме за скальным фасадом скрывались бесконечные подземные лабиринты. В действительности все более прозаично: позади внушительного входа имеется лишь несколько легко доступных комнат. Правда, в ходе раскопок была обнаружена лестница, ведущая вниз, - хочется верить, что там все же есть какие-то подземные помещения.
Под почти четырехметровым слоем песка на площади перед
Казной скрывается более десяти культурных слоев. Сейчас по площади днем гуляют группы туристов, лежат на камнях полуспящие и вечно жующие верблюды, а бедуины предлагают свои незамысловатые сувениры. Ночью площадь пустеет, кроме праздничных дней, когда здесь устраиваются праздничные представления для туристов.
После Казны ущелье расширяется и приводит к большой площади, называемой «Площадью Фасадов». В обрамляющих ее стенах-скалах располагается множество гробниц, сорок четыре из которых имеют общий фасад. Следуя далее по площади, видим вырубленный в склоне горы театр вместимостью около 8,5 тысяч зрителей, построенный между 4 и 27 гг. н.э. По-видимому,
114
первоначально - для набатейцев - арена театра служила местом проведения погребальных ритуалов, и лишь впоследствии римляне использовали ее в качестве арены для развлечений.
За театром открывается широкая долина, окруженная со всех сторон горами. Это и есть центр мертвого города, по размерам примерно соответствующий размеру современного новосибирского Академгородка. В скальных стенах, окружающих долину, множество пещер и вырубленных фасадов зданий. Поражает раз-
^ «Казна» утром нообразие цветов камня: здесь присутствуют все цвета, кроме зеленого, который можно увидеть лишь там, где ухитрились укорениться немногочисленные кусты.
Если рассматривать открывшуюся панораму против часовой стрелки, то сначала видна группа фасадов, известных как «Царские гробницы». Первая из них -Урновая гробница, выполненная в греческом стиле и увенчанная чашей в виде погребальной урны. За ней находится Шелковая гробница, названная так из-за похожего на нарядную шелковую ткань песчаника ее фасада. Следующая, Коринфская гробница, напоминает фасад Казны - она также выполнена в своеобразном набатейско-коринфском стиле. Далее следует большой фасад, названный археологами Дворцовой гробницей, похожий на классический трехэтажный римский дворец, за ними видна гробница Секста Флорентина, одного из римских губернаторов Петры, датируемая 140 г. н.э. Далее - Пурпурная гробница, отличающаяся исключительными цветами камня на фасаде. За этими гробницами располагается склон горы с невысокими скалами, скрывающими так называемые пещеры христиан.
На крутых склонах гор, напротив того места, где ущелье Сик выходит в долину, находятся несколько хорошо сохранившихся церквей. Византийская церковь, найденная в 1990 г., — пол ее покрыт прекрасными мозаиками. Синяя церковь с колоннами необычного синеватого цвета, Красная церковь и набатейский храм Аль-Уззы Атаргатис, известный также как Храм Крылатых Львов. Последний, возведенный в 27 г.н.э., долгое время был одним из главных святилищ Петры.
Ж «Монастырь» Площадь фасадов ▼
На той же стороне на вершине горы Джебель Ад-Дэйр находится замечательное сооружение, так называемый Монастырь, с фасадом из прекрасного розоватого камня. Эта гробница, датируемая I в. н.э., использовалась христианами как церковь. Надо полагать, что толща песка на площади перед Монастырем может скрывать много интересного.
Соседнюю вершину - гору Джебель Гарун, самую высокую (1300 м) гору Петры — отождествляют с библейской горой Ор, на которой «в сороковой год
УЛ
Ш Щ
ч
% 1
Ч
я I.
по исшествии сынов израилевых из земли Египетской, в пятый месяц, в первый день месяца» умер брат Моисея, первосвященник Аарон. Арабы, называющие Аарона Гаруном, всегда считали эту гору священной и совершали на ней жертвоприношения. На вершине расположен мавзолей с белым куполом - святилище, созданное византийцами.
Слева от того места, где ущелье Сик переходит в долину, возвышается Гора жертвоприношений - священное место древних набатейцев. Как и многие другие народы, они считали, что божества обитают на небе, поэтому старались проводить свои священные церемонии на возвышенностях, поближе к богам. На вершине горы, на выровненной платформе, до сих пор сохранились скамьи для участников религиозной церемонии, два алтаря и прямоугольные каналы для воды.
Значительная часть долины вблизи римской части города, где находятся развалины жилых домов и огромного монастыря, обнаруженного в 1993 г., пока не освобождена от песка. Земля здесь просто насыщена огромным количеством черепков древней посуды, «валяющихся» буквально под ногами. Археологи говорят: начинайте копать в любом месте, и обязательно через час найдете что-нибудь интересное.
Нет никаких сомнений, что археологов в Петре ждет еще немало неожиданных открытий: на сегодня детально исследовано не более 10 % ее территории. Романтическая история о городе, столетиями прятавшемся от мира за высокими скалами и горячими песками, должна продолжиться в XI веке.
119