Научная статья на тему 'Петр I и его время в образовательных проектах Музея антропологии и этнографии РАН в ХХI веке'

Петр I и его время в образовательных проектах Музея антропологии и этнографии РАН в ХХI веке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кунсткамера / Петр I / МАЭ РАН / образование / музейная педагогика / SMM / Kunstkamera / Peter the Great / MAE RAS / education / museum pedagogy / SMM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А.А. Петрова

Экскурсионно-образовательная деятельность Музея антропологии и этнографии (МАЭ) РАН неразрывно связана с историей Кунсткамеры, которая задумывалась Петром I как общедоступный музей, чтобы все желающие без различия чинов и званий «приходили, смотрели и учились». В последние десятилетия МАЭ РАН реализует в залах и в виртуальном пространстве музея различные культурно-образовательные проекты для посетителей, рассказывающие о Петре Великом и о его наследии. В 1990-х гг. МАЭ РАН участвовал в межмузейных абонементах, посвященных событиям XVIII в. Вдохновляясь эпохой Петра I, в 2000–2010-е гг. сотрудники экскурсионного отдела занимались разработкой программ выходного дня, рассчитанных на детскую и семейную аудиторию, создавали маршрутные листы и квесты. В последние годы музей проводил мероприятия, связанные с именем Петра I и историей того времени, в рамках городских акций и сотрудничал с образовательными учреждениями Санкт-Петербурга в реализации общих образовательных проектов. Эпоха Петра Великого стала важной темой, которая освещается в социальных сетях музея через различные текстовые материалы, видео- и интерактивные квизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peter I and his time in the educational projects of the MAE RAS, XXI century

Excursions and educational activities of the MAE RAS are inextricably linked with the history of the Kunstkamera, which was created by Peter I as a public museum, so that everyone, regardless of rank and title, could “come, watch and study”. In recent decades, the MAE RAS had been creating various cultural and educational projects for visitors, representing the figure of Peter the Great and his legacy. In the 1990s, MAE RAS participated in intermuseum projects dedicated to the events of the XVIII century. In the 2000–2010s, inspired by the era of Peter I, the staff of the Excursion Department developed weekend programs for children and families, created museum itineraries and quests. In recent years, the museum had held events related to the image of Peter the Great and the history of that time as part of citywide actions, collaborated with St. Petersburg educational institutions in the implementation of common educational projects. The era of Peter the Great has become an important topic which is covered in the museum’s social networks through various text materials, videos and interactive quizzes.

Текст научной работы на тему «Петр I и его время в образовательных проектах Музея антропологии и этнографии РАН в ХХI веке»

УДК 94(470)"1682/1725":[069:(572+39)](470.23-25)

А. А. Петрова

Петр I и его время в образовательных проектах Музея антропологии и этнографии РАН в XXI веке

Экскурсионно-образовательная деятельность Музея антропологии и этнографии (МАЭ) РАН неразрывно связана с историей Кунсткамеры, которая задумывалась Петром I как общедоступный музей, чтобы все желающие без различия чинов и званий «приходили, смотрели и учились». В последние десятилетия МАЭ РАН реализует в залах и в виртуальном пространстве музея различные культурно-образовательные проекты для посетителей, рассказывающие о Петре Великом и о его наследии. В 1990-х гг. МАЭ РАН участвовал в межмузейных абонементах, посвященных событиям XVIII в. Вдохновляясь эпохой Петра I, в 2000-2010-е гг. сотрудники экскурсионного отдела занимались разработкой программ выходного дня, рассчитанных на детскую и семейную аудиторию, создавали маршрутные листы и квесты. В последние годы музей проводил мероприятия, связанные с именем Петра I и историей того времени, в рамках городских акций и сотрудничал с образовательными учреждениями Санкт-Петербурга в реализации общих образовательных проектов. Эпоха Петра Великого стала важной темой, которая освещается в социальных сетях музея через различные текстовые материалы, видео- и интерактивные квизы.

Ключевые слова: Кунсткамера, Петр I, МАЭ РАН, образование, музейная педагогика, SMM

Alexandra A. Petrova

Peter I and his time in the educational projects of the MAE RAS, XXI century

Excursions and educational activities of the MAE RAS are inextricably linked with the history of the Kunstkamera, which was created by Peter I as a public museum, so that everyone, regardless of rank and title, could "come, watch and study". In recent decades, the MAE RAS had been creating various cultural and educational projects for visitors, representing the figure of Peter the Great and his legacy. In the 1990s, MAE RAS participated in intermuseum projects dedicated to the events of the XVIII century. In the 2000-2010s, inspired by the era of Peter I, the staff of the Excursion Department developed weekend programs for children and families, created museum itineraries and quests. In recent years, the museum had held events related to the image of Peter the Great and the history of that time as part of citywide actions, collaborated with St. Petersburg educational institutions in the implementation of common educational projects. The era of Peter the Great has become an important topic which is covered in the museum's social networks through various text materials, videos and interactive quizzes.

Keywords: Kunstkamera, Peter the Great, MAE RAS, education, museum pedagogy, SMM DOI 10.30725/2619-0303-2023-3-78-82

В 2022 г. в России отмечали 350-летие со дня рождения Петра I. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН провел ряд научных и просветительских мероприятий, посвященных юбилейной дате.

Экскурсионно-образовательная деятельность МАЭ РАН неразрывно связана с историей первого государственного музея России - Кунсткамеры и с замыслами Петра I, который задумал Кунсткамеру как общедоступный музей и пожелал, чтобы все без различия чинов и званий туда «приходили, смотрели и учились». Император сам представлял коллекции гостям. Людей же «низкого состояния» водили по всем залам и по-

казывали редкости с кратким объяснением «суббиблиотекарь» или иные служители. В XVIII в. в Кунсткамере были разработаны первые путеводители. Музей посещали люди разных чинов и сословий. В XIX в. на основе коллекций Кунсткамеры были сформированы академические музеи, один из которых - Этнографический (1836 г.). Он должен был служить базой научных исследований и занятий как членов Академии наук, так и других отечественных ученых, а наряду с этим быть источником полезных знаний для всех, кто стремился пополнить свои знания [1, с. 17]. В 1902 г. Музей по антропологии и этнографии Императорской Академии наук получил высочайшее соизволение «на наи-

менование «Музеем антропологии и этнографии им. Императора Петра Великого»». Присвоение имени императора расширило масштаб деятельности учреждения и повысило требования к его экспозициям, научным публикациям и образовательным услугам [2, с. 157]. Директор МАЭ В. В. Радлов к 240-летию Петра Великого принял решение вернуть в музей коллекции Императорского кабинета Кунсткамеры, которые хранились в Эрмитаже. Возвращенные в музей коллекции демонстрировались на экспозиции «Галерея Петра Великого» [3, с. 101]. Отметим, что в последующие десятилетия название музея и парадигма его работы изменялись, но при этом в музее появлялись экспозиции и выставки, посвященные эпохе Петра Великого и результатам его правления.

14 июня 1992 г. решением Президиума РАН Санкт-Петербургский филиал Института этнологии и антропологии РАН был преобразован в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Возвращение имени императора музею вызвало интерес у публики не только к этнографическим и антропологическим собраниям, но и, что закономерно, к историческому наследию российской науки, особенно к периоду Кунсткамеры (1714-1836 гг.) и в том числе к императорским коллекциям. С этого момента начался новейший этап МАЭ в работе с посетителями музея. Разграничение музейной и научной работы повлекло за собой создание и развитие экскурсионного отдела в МАЭ. Экскурсионный отдел изменял свое наименование. В 2000-е гг. он носил название «Экскурсионно-образовательный отдел» и активно занимался созданием му-зейно-педагогических программ. Позже, в 2010-е гг., он был переименован в «Отдел приема и обслуживания посетителей», который стал больше внимания уделять не только созданию культурно-образовательных программ, но и гостеприимству. Таким образом, в 1990-е гг. на смену внештатным экскурсоводам и научным сотрудникам, в обязанности которым вменялась работа с посетителем, пришли штатные экскурсоводы и специалисты по работе с посетителями.

Откликаясь на запрос аудитории, сотрудники отдела разрабатывали культурно-образовательные музейные проекты в МАЭ, при этом они уделяли внимание проектам, нацеленным на актуализацию исторической памяти. Активно апробировались новые формы работы с музейной аудиторией в контексте теории музейной коммуникации, в рамках

которой музей рассматривается как историко-культурное пространство, в котором осуществляется непрерывный обмен информацией между музейным предметом, музейным сотрудником и музейной аудиторией. В связи с этим одним из важных направлений работы МАЭ стало создание культурно-образовательных проектов, нацеленных на разные группы посетителей. В данный период в практику музеев активно вошли методы и приемы рекреационной работы с аудиторией, в рамках которой образование в музее рассматривается через развлечение. Актуальными стали культурно-образовательные проекты, направленные на всесторонне развитие личности музейной аудитории [4, с. 208]. Для реализации образовательной и развлекательной функции музея, музейные сотрудники, методисты и экскурсоводы проводили социологические исследования, анализировали дискурсы и запросы разных сегментов рынка музейных посетителей, актуальные тренды проведения досуга публики, искали эффективные способы передачи знаний. На основе этих данных специалистами разрабатываются новые му-зейно-педагогические проекты для разных категорий посетителей.

В начале XXI в. в МАЭ реализовывали различные музейные культурно-образовательные проекты, посвященные личности Петра Великого, его культурному наследию и историческим событиям XVIII в. К сожалению, период 1990-х гг. плохо документирован, поскольку после ухода Городского экскурсионного бюро (ГЭБ) в МАЭ создавалась собственная организационная структура, взявшая на себя работу с посетителями. В этот период сотрудниками МАЭ совместно с отделом музейной педагогики Русского музея, коллегами из Государственного Эрмитажа и Российского этнографического музея были реализованы межмузейные абонементы «Петр I и Россия», «Город на болоте» и др. [5, с. 39].

В начале 2000-х гг. в МАЭ вырабатывалась концепция работы с разными категориями посетителей (помимо потока организованных туристов), а именно, со школьниками, студентами и семейной аудиторией, рассчитанная на повторные посещения. В МАЭ был разработан большой спектр экскурсий, одна из которых - «Музей, который придумал Петр». Она и в наши дни по праву является самой популярной у посетителей с детьми. В ней рассказывается о замыслах Петра I при создании Кунсткамеры и Академии наук. В ходе данной экскурсии с 2003 до 2022 г. занятия проводились в залах «Первая астроно-

мическая обсерватория и Академия наук», «Большой Готторпский глобус» и «Первые естественно-научные коллекции Кунсткамеры». Однако в 2022 г. структура экскурсии претерпела изменения в связи с реэкспозицией МАЭ. Теперь экскурсовод работает на новых экспозициях «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» и «Академические экспедиции и кругосветные путешествия» (открыты 9 июня 2022 г. и приурочены к 350-летию Петра I и 300-летию Академии наук).

Экспозиция «Петровская Кунсткамера» занимает помещение бывшего Анатомического театра и состоит из двух тематических блоков - «ТЬ^а^ит Mundi (Театр Мира)» и «Кунсткамера XVIII века», на которых воссоздана атмосфера Петербургской Кунсткамеры. В зале воссоздан образ анатомического театра того времени, представлена композиция универсального музея (сформулированная авторами концепции «Весь мир в одном зале»). Здесь показаны коллекции по разделам «Минералы», «Натуралии», «Артифициа-лии», «Раритеты», «Инструменты» и «Анатомия». Главными акцентами экспозиции стали «кабинеты» вокруг центрального зала: это «кабинет» Петра Великого, где демонстрируются личные вещи императора, «кабинет» доктора Фредерика Рюйша, в котором показана анатомическая коллекция, и «кабинет» Иоганна Даниеля Шумахера, где рассказывается об этапах строительства Кунсткамеры, взаимосвязи Кунсткамеры и Академии наук и о проекте зарисовки музейных предметов в XVIII в. [6, с. 11].

Экспозиция «Академические экспедиции и кругосветные путешествия» посвящена морским кругосветным и сухопутным академическим экспедициям XVIII-XIX вв. К ней примыкает открытая 2 ноября 2022 г. новая экспозиция «Имперский зал: Многонародная Россия», приуроченная к провозглашению России империей. На этой экспозиции раскрываются два тематических блока, первый - императорские дары дома Романовых, которые на протяжении 200 лет поступали в музей, второй тематический блок - «Открываемая Россия», посвященный параду народов, проведенному Анной Иоанновной в акватории Невы в 1740 г. в ходе так называемой «Ледяной свадьбы». Все три зала обеспечены мультимедийным сопровождением, которое имеет богатый потенциал для интерактивных проектов.

В связи с изменениями в презентации экспонатов сотрудники Отдела приема и экскурсионного обслуживания посетителей МАЭ

получили возможность для творческого поиска и создания новых экскурсий, раскрывающих темы, обозначенные на новых экспозициях. Залы «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» и «Имперский зал: Многонародная Россия» расширяют имеющийся визуальный ряд, делают отдельные темы более значимыми. Например, раздел экспозиции «Кабинет Иоганна Шумахера» как рассказ об организации науки в XVIII в. корреспондирует с экспозицией «Музей М. В. Ломоносова и Академия наук XVIII в.». Возможны проекты, которые дополнят перечень классических тематических экскурсий, тем самым в перспективе будут созданы циклы, посвященные истории Кунсткамеры, личности Петра Великого и его наследию, развитию академической науки и отдельных ее представителей.

Являясь научным центром Российской академии наук, МАЭ РАН регулярно проводит научные мероприятия, что учитывалось при проектировании новых экспозиций «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» и «Имперский зал: Многонародная Россия». В этих залах создавалось пространство, в котором могут проводиться лекции, конференции и иные мероприятия. Залы оборудованы проекционными экранами и аудиосистемой, которые дополняют ансамбль экспозиции и при этом трансформируются для проведения музейных или научных мероприятий. Таким образом, отвечая требованиям музея нового типа, проектировщиками и дизайнерами создано интерактивное пространство, в котором возможно создание дискуссионной и образовательной площадки для разной музейной аудитории [7, с. 151], в которой МАЭ давно нуждается.

Особое внимание с 2000-х гг. по настоящее время уделяется работе с детской, семейной и молодежной аудиторией. Вдохновляясь концепциями эпохи Петра I, сотрудники Экскурсионного отдела занимались разработкой экспериментальных проектов - таковыми в МАЭ являются программы выходного дня, тематические маршрутные листы, кве-сты, музейные мероприятия в рамках общегородских акций. Накоплен положительный опыт сотрудничества с образовательными учреждениями в реализации образовательных проектов. Примером может послужить музейная игра «300 лет за один час», которая проводилась в 2014 г. и была посвящена 300-летию Кунсткамеры. Игра была рассчитана на семейную аудиторию и затрагивала разные периоды из истории Кунсткамеры и МАЭ. Она проходила в пространстве Детского

центра МАЭ. Каждому игроку в начале игры предлагали отправиться в путешествие во времени, ему выдавали «Командировочное удостоверение», которое представляло собой папку для сбора информации о музее, в нем фиксировалось время начала прохождения игры и время ее окончания. В Детском центре игрок проходил игровое поле, выкидывая кости. На каждом отрезке пути он выполнял задания и заполнял «Командировочное удостоверение», собирая информацию о своем путешествии. Игровое поле из 42 клеток было «лентой времени», каждой клетке поля соответствовал определенный сюжет и задание по экспозиции музея, которое позволяло познакомиться с героями Кунсткамеры, оставившими след в истории музея. Дополнительно в пространстве игрового поля была организована картотека с «файлами», которые дополняли информацию экспозиций музея. Игра несколько лет подряд повторялась и каждый раз собирала большую аудиторию, среди которой были как дети, так и взрослые.

Другой проект «Куншт-камора 1737», рассказывающий о Кунсткамере XVIII в., прошел в 2017 г. Музейная программа была посвящена Дню Васильевского острова и представляла собой серию листовок, стилизованных в духе старинных изданий газеты «Петербургские ведомости», которая издавалась по указу Петра Великого. В рамках программы посетители получали бланк, содержащий информацию о событиях, происходивших в Кунсткамере в 1737 г., и задание, выполнив которое можно было дополнить вышеизложенную информацию газетной статьи. В листовках рассказывалось о коллекциях, поступавших в Кунсткамеру по указам Петра I, о посетителях, посещавших музей в те годы, и о деятельности ученых в стенах Кунсткамеры и Академии наук XVIII в. Сопровождал программу «парад посетителей» всех родов, чинов и сословий. По музею весь день гуляли волонтеры, изображавшие посетителей XVIII в., и отвечали на вопросы посетителей XXI в., связанные с историей музея. Проекты «300 лет за один час» и «Куншт-камора 1737» позволили посетителям в игровой форме познакомиться с историей Кунсткамеры, с теми людьми, которые внесли вклад в развитие музея, и с событиями, происходившими здесь в разные периоды. Оба проекта были интересны как семейной аудитории, так и индивидуальным посетителям. Подобный формат квестов и маршрутных листов по сей день востребован аудиторией МАЭ. В последние годы одной из

форм, позволяющих посетителю погрузиться в исторический контекст эпохи и почувствовать себя частью происходящего, является театрализация в музейном пространстве [8, с. 102]. В 2018 г. в рамках программы международной акции Ночь музеев «На дворе XVIII век» МАЭ обратился к театрализации. Предваряя вход в музей гостям, во дворе на открытом воздухе предлагали услышать музыку и ощутить запахи XVIII в. Специально для программы парфюмерами были разработаны ароматы «Строящегося Петербурга», «Невской воды» и смолы. В музейных залах проходило театрализованное представление. Посетителей встречал актер в образе М. В. Ломоносова. Он рассказывал о Петре Великом, об истории Кунсткамеры, об академических экспедициях, тем самым реконструируя облик своего времени.

В 2021/2022 учебном году МАЭ РАН совместно с ДДТ «На 9-й линии» Василеостров-ского района Санкт-Петербурга реализовали образовательный проект «Петр Великий», приуроченный к 350-летию со дня рождения Петра I. Формат проекта был апробирован в прошлые годы при реализации проекта «Память сквозь года», посвященного истории музея в период Великой Отечественной войны. Тогда в течение учебного года подростками создавался документальный кинофильм на базе музея и своих образовательных учреждений. В рамках этого проекта дети прослушали занятия, посвященные истории Кунсткамеры, и экскурсию «Музей, который придумал Петр», получили индивидуальные консультации у сотрудников МАЭ. Для написания сценария фильма участники проекта изучили монографии, посвященные Кунсткамере и биографии Петра I. Съемки фильма проходили в пространстве города и в МАЭ. Такой формат взаимодействия музея и посетителя позволил подросткам показать свой взгляд на историю музея, личность Петра I и его наследие, при этом педагогический коллектив и сотрудники музея создали условия, при которых ребенок опробовал на себе различные профессии: музеолога, исследователя, журналиста, сценариста [9].

Время Петра Великого является важной темой, которая освещается в социальных сетях МАЭ РАН через различные текстовые материалы, видео- и интерактивные проекты. Специально ко дню рождения Петра I в разные годы создавались мультимедийные викторины и квизы. В 2020 г. во время пандемии COVID-19 музей реализовывал на страницах в социальных сетях проект «Говорит

и показывает Кунсткамера». В рамках этого проекта сотрудниками музея создавались разнообразные материалы для социальных сетей, в том числе видеоматериалы, среди которых были как лекции научных сотрудников МАЭ, так и короткие экскурсии сотрудников Экскурсионного отдела МАЭ. При этом записи всех экскурсий, которые музей размещал в своих социальных сетях, давали возможность посетителям познакомиться с определенными темами экспозиции и подготовиться к посещению музея после снятия ограничений. Когда же наступил период жестких ограничений и сотрудники МАЭ РАН не имели возможности попасть в здание музея, видео-экскурсии стали записывать в пространстве города.

Так, ко дню рождения Петра Великого была сделана SMM-запись экскурсии о императоре и об истории создания Кунсткамеры и Академии наук. Отметим, что имя императора звучит на страницах в социальных сетях в публикациях, связанных с государственными праздниками, памятными датами и международными и всероссийскими акциями, например, таких как «Museum week» и «Отцы-основатели».

Таким образом, МАЭ РАН, являясь наследником Петербургской Кунсткамеры и храня подлинные памятники петровской эпохи, на протяжении трехсот лет актуализирует научную информацию о Петре Великом, отце-основателе города Санкт-Петербурга, первого музея России - Кунсткамеры и Академии наук. МАЭ, используя различные современные каналы коммуникации со своей аудиторией, последовательно рассказывает об истории России, о наследии первого российского императора, о российской науке, и различными средствами погружает публику в события XVIII в.

Список литературы

1. Мыльников А. С. «Польза госуда рству вп редь» Кунсткамера как академический музей - особо ценный объект // Курьер Петровской Кунсткамеры. Санкт-Петербург, 1995. Вып. 2/3, С. 16-26

2. Соболева Е. С. В. В. Радлов и система транспортировки в МАЭ (конец XIX - начало XX в.) // Primus inter pares (к 175-летию со дня рождения В. В. Радлова). Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2015. С. 155-184.

3. Шерстенникова Е. С. Формы музейной коммуникации в МАЭ - ИЭ АН СССР в первой половине XX века // Кунсткамера. 2022. № 3 (17). С. 98-109.

4. Шляхтина Л. М. Рекреационно-образователь-ная миссия современного музея: образование или

развлечение? // Вопросы музеологии. 2013. № 2 (8). С. 206-212.

5. Отчет о работе МАЭ РАН в 2001 году. Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2002. 87 с.

6. Петровская Кунсткамера, или Башня Знаний: подходы и решения / А. В. Головнев и др. // Кунсткамера. 2022. № 4 (18). С. 6-26.

7. Скрипкина Л. И. Строительство новых музеев в контексте глобальных вызовов современности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6 (68). C. 148-155.

8. Мастеница Е. Н. Театрализация в литературном музее: принципы и формы // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2022. № 2 (51). С. 99-106.

9. Петрова А. А. Культурно-образовательный проект «Память сквозь года» как опыт работы музея с посетителями // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2022. № 3 (52). C. 86-91.

References

1. Mylnikov A. S. «Benefits to the state in the future» The Kunstkamera as an academic museum is a particularly valuable object. Courier of the Petrovsky Kunstkamera. Saint-Petersburg, 1995. 2/3, 16-26 (in Russ.).

2. Soboleva E. S. V. V. Radlov and the transportation system in the MAE (late XIX - early XX century). Primus inter pares (on the 175th anniversary of the birth of V. V. Radlov). Saint-Petersburg: MAE RAN, 2015. 155-184 (in Russ.).

3. Sherstennikova E. S. Forms of museum communication in the MAE - Institute of Economics of the USSR Academy of Sciences in the first half of the 20th century. Kunstkamera. 2022. 3 (17), 98-109 (in Russ.).

4. Shlyakhtina L. M. Recreational and educational mission of the modern museum: education or entertainment? Issues of museology. 2013. 2 (8), 206212 (in Russ.).

5. Report on the work of the MAE RAS in 2001. Saint-Petersburg: MAE RAN, 2002. 87 (in Russ.).

6. Golovnev A. V., et al. Petrovskaya Kunstkamera, or Tower of Knowledge: approaches and solutions. Kunstkamera. 2022. 4 (18), 6-26 (in Russ.).

7. Skripkina L. I. Construction of new museums in the context of global challenges of our time. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2015. 6 (68), 148-155 (in Russ.).

8. Mastenitsa E. N. Theatricalization in the literary museum: principles and forms. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture. 2022. 2 (51), 99-106 (in Russ.).

9. Petrova A. A. Cultural and educational project «Memory through the years» as an experience of the museum with visitors. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture. 2022. 3 (52), 86-91 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.