УДК [069:[572+39]:373-057.874]:94(470.23-25)"1941/1945"
А. А. Петрова
Культурно-образовательный проект «Память сквозь года» как опыт работы музея с посетителями
Проект «Память сквозь года» реализован в 2020-2021 гг. совместно Музеем антропологии и этнографии (МАЭ) (Кунсткамера) РАН и Домом детского творчества «На 9-й линии» Василео-стровского района Санкт-Петербурга. Проект, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, был приурочен к Году памяти и славы. В проекте принимали участие учащиеся старших классов образовательных учреждений Василеостровского района Санкт-Петербурга, активисты штаба «Гражданская активность» Российского движения школьников. Результатом стал документальный фильм о МАЭ, созданный подростками, продемонстрировавшими собственный взгляд на внутреннюю жизнь музея. Фильм завоевал несколько наград на кинофестивалях. Была апробирована схема взаимодействия музея с образовательным учреждением без источников дополнительного финансирования, на материально-технической базе обеих организаций. Участники проекта смогли привлечь в музей своих сверстников, что позволяет МАЭ планировать реализацию различных социокультурных и образовательных мероприятий с новой аудиторией.
Ключевые слова: Музей антропологии и этнографии (МАЭ), Великая Отечественная война, Год памяти и славы, визуализация, школьники, музейная педагогика
Alexandra A. Petrova
Cultural and educational project «Memory Through the Years» as an experience of museum interaction with visitors
The project «Memory Through the Years» had been implemented in 2020-2021 jointly by the MAE (Kunstkamera) RAS and the House of Children's Creativity «On the 9th Line» of the Vasileostrovsky District, St. Petersburg. The project dedicated to the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War was timed to the Year of Memory and Glory. The project was attended by high school students of the Vasileostrovsky District of St. Petersburg, activists of the Headquarters of the Russian Schoolchildren Movement «Civic Activity». The teenagers created a documentary film about the MAE, representing their own view of the museum's inner life. The film won several awards at film festivals. A scheme of interaction between the museum and an educational institution was based on the material and technical basis of both organizations without additional funding. The project participants were able to attract their peers to the museum. This allows the MAE to map out the implementation of various sociocultural and educational events with a new audience.
Keywords: Museum of Anthropology and Ethnography (MAE), World War II, the Great Patriotic War, Year of Memory and Glory, visualization, schoolchildren, museum pedagogy DOI 10.30725/2619-0303-2022-3-86-91
В 2020 г. в России отмечали 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Указом Президента РФ 2020 год определялся как Год памяти и славы [1]. Учреждения разных типов по всей стране начали разработку плана праздничных мероприятий. Для многих поколений высокое значение имеет память о войне, о подвигах героев, о жизни в тылу и на осажденных территориях. Особое внимание в этом плане уделяется работе с подрастающим поколением. На базе образовательных организаций традиционно реализуется различные программы, направленные на духовно-нравственное, военно-патриоти-
ческое и историко-патриотическое воспитание школьников, такие как: вахта памяти, встречи с ветеранами, уроки памяти, автопробеги по местам боевой славы и др. Данные формы работы, как правило, ориентированы на актуализацию памяти о героическом прошлом. Одновременно с этим и музейное сообщество инициирует проекты, направленные на сохранение памяти о событиях и судьбах людей в годы Великой Отечественной войны. Педагоги образовательных организаций и музейные специалисты находятся в постоянном поиске форм работы с детьми, позволяющих рассказать школьнику об истории Отече-
ства, при этом специалистам важно создать условия, при которых дети могут проводить одновременно самостоятельную и коллективную исследовательскую деятельность, вести диалог между всеми участниками проектов, эффективно взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, проявляя и развивая свои личностные качества.
В данной статье мы рассмотрим опыт реализации партнерского проекта «Память сквозь года», созданным Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Домом детского творчества «На 9-й линии» Василеостровского района Санкт-Петербурга. Руководителем проекта был главный администратор МАЭ РАН Е. С. Шерстенникова. Проект позволил объединить усилия музея и учреждения дополнительного образования по патриотическому воспитанию подростков. Проведение проекта было запланировано на февраль-май 2020 г., однако из-за пандемии COVID-19 его реализация завершилась в апреле 2021 г.
По уставу ИКОМ, «Музей - это действующая на постоянной основе некоммерческая организация, которая служит обществу, заботится об общественном развитии, является открытой для публики и с целью познания, обучения и развлечения собирает, хранит, изучает, демонстрирует и популяризирует материальное и нематериальное наследие человечества и окружающей среды» [2]. В настоящее время в среде музееведов ведется дискуссия на тему взаимодействия музея и публики. Размышляя о современных методиках работы с музейным посетителем, исследователи отмечают, что аудитория музея заинтересована в получении удовольствия от посещения музея. Передача информации просветительского характера через различные каналы музейной коммуникации уходит на второй план [3, с. 14]. По утверждению Нины Саймон, современный музей - это «место, где посетители могут заниматься творчеством, обмениваться впечатлениями и общаться на связанные с учреждением темы», выстраивая отношения вокруг культурного содержания [4, с. 7]. Таким образом, современные музеи должны быть более открыты для своей аудитории, внедрять различные формы работы с посетителем и вовлекать публику в современные программы в качестве активных участников, а не пассивных потребителей, создавая условия, при которых аудитория может получать удо-
вольствие от процесса познания музейной информации.
Форма проекта «Память сквозь года» рождалась непросто. Прежде всего, была выбрана аудитория - подростки. Традиционно школьники Санкт-Петербурга и регионов России посещают МАЭ РАН в рамках школьной программы, внеклассной работы и туристических поездок в составе организованных групп и индивидуально совместно с родителями.
В МАЭ РАН в конце 1990-х - начале 2000-х гг. В. Г. Узуновой проводились исследования с применением методов социологии и социальной психологии, в частности опросы и интервью позволили составить представление об основных дискурсах посетителей МАЭ РАН [5]. В поле исследования попали содержание диалога «посетитель-Музей-посетитель», его возникновение, закономерности и результирующие. Детальный анализ восприятия экспозиции посетителями позволял оценить эффективность экспозиции, ее тематических блоков и выработать стратегии работы с аудиторией в пространстве виртуального музея. Среди основных качеств посетителя МАЭ РАН при описании его портрета были выделены такие, как активность в восприятии музейной информации, необходимость в общении и диалоге, а также желание вписать себя в информационное поле музея [6]. Предложенная В. Г. Узуновой методика исследования позволила проанализировать степень удовлетворенности публики культурно-просветительской деятельностью МАЭ, выявить блоки информации, которые посетитель выделяет в экспозиции, определить запросы посетителей МАЭ [7; 8]. Характер музейной аудитории меняется вместе со сменой поколений. Согласно теории Уильяма Штрауса и Нила Хоуфа, приблизительно раз в два десятилетия формируется новое поколение, отличающееся от предшественников системой ценностей и поведением. Как правило, на эти изменения влияют различные факторы, начиная от обстановки в семье и заканчивая глобальными процессами и событиями, происходящими с детьми [9. с. 1]. В рамках данного проекта была интересна работа с так называемым «поколением Z»: подростками, которые родились в 2005 г. и позднее. Это дети, которые росли в период развития мультимедиа, доступности информации, распространения гаджетов и активного включения в быт социальных сетей. Согласно исследованиям социологов, молодежь сегодня взрослеет в мире
огромного потока информации, и с раннего детства важно научить ребенка ее фильтровать и обрабатывать. В то же время это дети, которые очень быстро умеют выстраивать отношения со старшим поколением. Они имеют установку на поиск себя, хотят быть счастливыми, получить удовольствие от жизни и от той деятельности, которую они выполняют. Для современного подростка первостепенны не результаты обучения, а сам процесс получения необходимых им знаний, умений и навыков [10]. В соответствии с этим взглядом на портрет аудитории нами разрабатывались наиболее эффективные методы работы.
В МАЭ РАН специально к Году памяти и славы была разработан и создан выставочный проект «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы» и в дополнение к ней - одноименный мультимедийный проект, доступный на сайте музея [11]. В социальных сетях Музея был реализован проект «Живая память», в рамках которого были опубликованы материалы, рассказывающие о жизни сотрудников Музея в военные годы, и приводились воспоминания старейших сотрудников МАЭ РАН о войне и блокаде [12, с. 158]. Приступая к разработке культурно-образовательного проекта, ориентированного на подростков и посвященного Году памяти и славы, мы учитывали тот факт, что передача исторической памяти детям происходит в новой информационной среде. Школьников в Санкт-Петербурге достаточно много информируют о событиях Великой Отечественной войны и блокады, однако эта информация не всегда адекватно воспринимается детьми и может быть травмирующей и пугающей. В наше время нет недостатка информации, однако существует нехватка методов и форм работы, которые могут использовать педагоги и музейные сотрудники при работе со школьниками, передавая достоверную информацию о сложном историческом периоде.
Разработка методик работы с подростками в музее - чрезвычайно актуальная тема. Так, например, ежегодно в рамках фестиваля «Детские дни в Петербурге» реализуются специальные проекты для подростков. Один из таких проектов - «Подростки - музеям, музеи - подросткам», который позволял посетителям старшего школьного возраста и музейным сотрудникам общаться «на равных» [13, с. 14]. Исходя из этого, одной из целей проекта
МАЭ было создание условий, в которых подросток смог бы развивать личностные качества, осуществлять духовное и нравственное развитие. Перед нами стоял ряд вопросов: кого выбрать в качестве помощников в достижении этой цели? Сотрудников музея, переживших блокаду? Да. Или хранителей музея, имеющих информацию о документах и предметах, рассказывающих об истории музея? Да. Помимо этого, мы выбрали модель РееМ:о-Реег «от равного к равному», предлагающую подросткам самим рассказать своим сверстникам о блокаде.
Форма участия подростков в проекте предполагала развитие исследовательских компетенций школьников. Концепция проекта соответствовала компетентностному подходу в образовании, в рамках которого по результатам обучения ребенок будет иметь не только определенные знания, умения и навыки, но и сможет эффективно применять свои знания, оценивая их. Специфика данного подхода состоит в том, что усваивается не готовое знание, а создаются условия, при которых обучение протекает посредством какой-либо деятельности, совмещающей теоретические и практические аспекты [14, с. 182].
Мы отталкивались от следующего круга проблем: современные подростки выросли из детских игр и различных интерактивных активностей, для них не всегда интересна классическая форма коммуникации «экскурсовод-посетитель», в которой посетитель играет роль пассивной воспринимающей стороны. Подросток гораздо легче и с доверием воспринимает информацию от своих ровесников. Поэтому еще одной целью проекта стал поиск новых форм коммуникации между Музеем и подростками.
Участие в проекте принимали ученики старших классов образовательных учреждений Василеостровского района Санкт-Петербурга, которые являются активистами штаба «Гражданская активность» Российского движения школьников (далее -РДШ) и принимают участие в деятельности общественного движения «Волонтеры культуры». Целью штаба «Гражданская активность» РШД является формирование у школьников гражданской идентичности, навыков к самоуправлению и самоорганизации. Дети занимаются изучением истории России, краеведением, поисковой деятельностью, добровольчеством и др. [15]. Общественное движение «Волонтеры
культуры» создает волонтерские центры в различных организациях в сфере культуры. В рамках движения осуществляется деятельность по восстановлению памятников, практики по добровольчеству в сфере культуры, оказывается содействие в организации и проведении массовых мероприятий [16]. Таким образом, участники были заинтересованы в работе над музейным проектом еще до его реализации. Их мотивация заключалась еще и в существующей у современного подростка потребности в поиске себя, своего самоопределения и реализации своих личностных качеств. Ребенку важно быть причастным к масштабному и интересному делу, входить в состав команды единомышленников, хорошо и с пользой проводить время. При этом главным критерием отбора участников стала их увлеченность историей и этнографией. Сотрудники музея рассказали им о коллекциях музея и экспозициях в контексте истории МАЭ в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Участникам проекта по мере его реализации удалось привлечь в Музей своих сверстников, тех, кто прежде не был заинтересован в самостоятельном и повторном посещении МАЭ. Реализация проекта не потребовала финансовых затрат от организаций. Оба учреждения задействовали свою материально-техническую базу. Для подростков участие было бесплатным и проходило в рамках образовательного процесса и профессионального самоопределения.
Одной из задач проекта была актуализация памяти о работниках МАЭ военной поры. Сохранение памяти в этом проекте происходило через снятие всех возможных барьеров, через вовлечение подростков в общую деятельность, распространение духовных ценностей. Реализация музейных функций сохранения и коммуникации требует от музея выхода за границы постоянной аудитории, расширения состава своих посетителей. Вовлечение аудитории в новые программы способствует увеличению посещаемости, что и предполагает стратегия развития музея как общественного института. Разрабатывая этот проект, мы осознавали, что его реализация возможна только при открытом динамичном планировании с учетом рисков и непредвиденных факторов, из-за которых на всех этапах его реализации возможно перестроить работу. Стратегия проекта предполагала не вертикальную структуру управления, а
горизонтальную. Решения принимал не руководитель проекта, а все участники коллективно, совместно с кураторами. Кураторами являлись музейные сотрудники совместно с педагогическим коллективом. Руководители проекта при общении с подростками и организации деятельности старались управлять не участниками, а самим процессом работы над проектом. Мы пытались создать отношения уважительного партнерства для решения конкретной задачи - актуализации исторической памяти.
Мы хотели, чтобы юные участники помогли нам рассказать своими словами сложную историю Музея и конкретных людей в период Великой Отечественной войны своим сверстникам.
Проект «Память сквозь года» был реализован в несколько этапов. Прежде всего он стал частью образовательной программы объединения учреждения дополнительного образования. Информацию на всем протяжении работы над проектом транслировал не экскурсовод, педагог или лектор, подростки сами знакомились с историей Музея и коллекциями через анализ дневниковых записей, писем и архивных документов времен Великой Отечественной войны.
На первом этапе для участников проекта был проведен ряд экскурсий для знакомства с экспозицией МАЭ РАН. После чего детьми была проведена исследовательская работа. Вместе с сотрудниками МАЭ РАН и хранителями фондов они познакомились с историей Музея периода Великой Отечественной войны. Дети узнали о музейных сотрудниках, которые работали и сохраняли коллекции в годы блокады. Они побывали в помещениях, в которые не пускают посетителей, и одними из первых увидели выставку, посвященную 75-летию Победы. Для получения оперативных консультаций от кураторов проекта, разъяснения непонятных моментов было создано специальное закрытое обсуждение в социальных сетях.
Следующий этап работы - разработка участниками проекта сценария документального фильма «Память сквозь года» о МАЭ в годы войны и блокады (длительностью 15 минут). Из-за пандемии COVID-19 этот этап работы проводился в онлайн-фор-мате, данная форма коммуникации позволила во время самоизоляции сохранить связь между всеми участниками.
Осенью-зимой 2020 г. осуществлялся съемочный процесс. Видеозапись проводи-
лась в Музее как в дни работы учреждения, так и в те дни, когда он закрыт для публики. Посещение музея в выходной день, а также проведение съемок в кабинетах сотрудников и библиотеке МАЭ позволили детям увидеть закрытую закулисную жизнь Музея. Монтаж фильма проводился в ДДТ «На 9-й линии» участниками и кураторами проекта. По мере реализации проекта кураторы взяли интервью у юных участников с целью проанализировать мнение детей о их роли в проекте, о трудностях в работе над проектом, его значении для них, а также нас интересовало, какие положительные и отрицательные стороны они увидели для себя в работе проекта, для того чтобы скорректировать организационные моменты при создании подобных проектов в будущем.
Торжественная презентация фильма прошла 19 апреля 2021 г. и была приурочена к пятилетию Российского движения школьников. Среди приглашенных гостей встречи были сотрудники МАЭ РАН, одноклассники и друзья участников. Фильм «Память сквозь года» был опубликован в сообществе РДШ и на страницах МАЭ РАН в социальных сетях. Он вызвал интерес, нашел поддержку у зрителей и получил положительный отклик. Фильм одержал победу в Гран-при международного кинофестиваля «Петербургский экран» и конкурсе Городского фестиваля технического творчества «Технофест на Васильевском».
Таким образом, реализация проекта «Память сквозь года» позволила впервые в истории МАЭ РАН работать над созданием документального фильма о музее самим посетителям, дала возможность им продемонстрировать собственный взгляд на внутреннюю жизнь музея и его историю, опираясь на архивные документы и иные материалы. Важным результатом работы стало увеличение запросов на экскурсионное обслуживание от школ Василеостровского района, посещаемость Музея подростками и их родителями выросла. Проявилась заинтересованность образовательных учреждений Санкт-Петербурга в организации совместных проектов. Создание условий для самостоятельной деятельности участников проекта по ознакомлению с историческими источниками, воспоминаниями, письмами, составление сценария документального фильма позволили участникам проекта погрузиться в атмосферу работы Музея и почувствовать себя частью большого коллектива. Работа над проектом дала воз-
можность участникам опробовать на себе различные специальности: музеолог, исследователь, сценарист, репортер, монтажер. Проект позволил, используя материально-техническую базу двух учреждений, апробировать модель совместной работы музея и образовательной организации. Работая над проектом, участники узнали об истории Музея, его коллекциях и экспозициях. Документальный фильм о Музее, созданный подростками, привлек внимание их одноклассников и друзей, что вызвало больший интерес к Музею у местного сообщества и расширило аудиторию МАЭ РАН.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2019 г. № 327 «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы» // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44425 (дата обращения: 20.05.2022).
2. Устав Международного совета музеев (ИКОМ): принят на 16-й Генерал. Ассамблее ИКОМ (Гаага, Нидерланды, 5 сент. 1989 г.), доп. и изм. внесены на внеочередной Генерал. Ассамблее ИКОМ (Париж, Франция, 9 июня 2017 г.) // ИКОМ России. URL: https://icom-russia.com/upload/docum ents/%D0%A3%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D0%B2%20 %D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%9C_2017.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
3. Шляхтина Л. М. Современный музей: идеи и реалии // Вопросы музеологии. 2011. № 2. С. 14-19.
4. Саймон Н. Партиципаторный музей. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017. 437 с.
5. Узунова В. Г. Социология музееведения: посетитель музея как объект и субъект исследования // Российская наука о человеке: вчера, сегодня, завтра: материалы междунар. науч. конф., 20-23 марта 2003 г. Санкт-Петербург, 2003. Вып. 1. С 206-213
6. Узунова В. Г. Социология музееведения: Исследования специфики потребностей и восприятия посетителей МАЭ // 285 лет Петербургской Кунсткамере: материалы итоговой науч. конф. МАЭ РАН, посвящ. 285-летию Кунсткамеры / отв. ред. Ч. М. Таксами. Санкт-Петербург: Наука, 2000. С. 325-327. (Сборник Музея антропологии и этнографии; т. 48)
7. Узунова В. Г. МАЭ как база полевых исследований // Музейные коллекции и научные исследования: материалы годичной науч. сессии МАЭ РАН 2000 г. Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2004. С. 197-200.
8. Узунова В. Г. Роль этносоциологической практики на базе МАЭ РАН для становления профессионального сознания студентов // Радловский сборник: науч. исслед. и музейные проекты МАЭ РАН в 2006 г. / отв. ред.: Ю. К. Чистов, Е. А. Михайлова. Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2007. С. 289-293.
9. Кулакова А. Б. Поколение Z: теорет. аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). С. 1-10.
10. Тридцать фактов о современной молодежи // Сбербанк России: офиц. сайт. URL: https:// www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/ pdf/youth_presentation.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
11. Интернет-Проект «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы» // Кунсткамера: офиц. сайт. URL: https://www. kunstkamera.ru/exposition/vremennye_vystavki/ kunstkamera_v_gody_velikoj_otechestvennoj_ vojny_k_75letiyu_pobedy (дата обращения: 20.05.2022).
12. Соловьева Т. Ю., Патрина Д. Г., Петрова А. А., Шерстенникова Е. С. Новые сценарии развития онлайн коммуникаций МАЭ РАН // Кунсткамера. 2020. № 3 (9). С. 148-160.
13. Бэкон Б. Ш. Проекты 2.0.в музее: создавая карту // Культура участия: музей как пространство диалога и сотрудничества / ред. Д. Агапова. Санкт-Петербург, 2015. С. 12-24.
14. Назмутдинов В. Я., Юсупова Г. Р. Ком-петентностный подход в обучении // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. 2013. № 1. С. 181-185.
15. Гражданская активность // Российское движение школьников: интернет-портал. URL: https://xn--d1axz.xn--p1ai/activity/directions/3 (дата обращения: 20.05.2022).
16. Общественное движение «Волонтеры культуры» // Волонтеры культуры: интернет-портал. URL: https://xn--b1agpccjfbucrelc9ign.xn--p1ai/social-movement (дата обращения: 20.05.2022).
References
1. Decree of the President of the Russian Federation of July 8, 2019 N 327 «On holding the Year of Memory and Glory in the Russian Federation». President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44425 (accessed: May 20.2022) (in Russ.).
2. International Council of Museums (ICOM) Statutes: adopted by the 16th General Assembly of ICOM (The Hague, Netherlands, Sept. 5, 1989), add. and rev. submitted to the Extraordinary General ICOM Assembly (Paris, France, June 9, 2017). ICOM Russia. URL: https://icom-russia.com/upload/docume nts/%D0%A3%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D0%B2%20 %D0%98%D0%9A%D0%9E %D0%9C_2017.pdf (accessed: May 20.2022) (in Russ.).
3. Shlyakhtina L. M. Modern museum: ideas and realities. Issues of museology. 2011. 2, 14-19(in Russ.).
4. Simon N. Participatory Museum. Moscow: Ad Marginem Press, 2017. 437 (in Russ.).
5. Uzunova V. G. Sociology of museology: the museum visitor as an object and subject of research. Russian science of man: yesterday, today, tomorrow: materials of the intern. sci. conf., Mar 20-23, 2003. Saint-Petersburg, 2003. 1, 206-213 (in Russ.).
6. Uzunova V. G. Sociology of museology: Studies of the specifics of the needs and perceptions of visitors to the MAE. 285 years of the Saint-Petersburg Kunstkamera: materials of the final sci. conf. MAE RAS, dedicated 285th anniversary of the Kunstkamera / ed. Ch. M. Taksami. Saint-Petersburg: Nauka, 2000. 325-327. (Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography; 48) (in Russ.).
7. Uzunova V. G. MAE as a base for field research. Museum collections and scientific research: materials of the annual sci. session of the MAE RAS, 2000. Saint-Petersburg: MAE RAS, 2004. 197-200 (in Russ.).
8. Uzunova V. G. The role of ethno-sociological practice based on the MAE RAS for the formation of students' professional consciousness. Radlovsky collection: sci. research and museum projects of the MAE RAS in 2006 / ed.: Yu. K. Chistov, E. A. Mikhailova. Saint-Petersburg: MAE RAS, 2007. 289-293 (in Russ.).
9. Kulakova A. B. Generation Z: theoretical aspect. Issues of territorial development. 2018. 2 (42), 1-10 (in Russ.).
10. Thirty facts about modern youth. Sberbank of Russia: offic. website. URL: https://www.sberbank.ru/ common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation. pdf (accessed: May 20.2022) (in Russ.).
11. Internet project «Kunstkamera during the Great Patriotic War. To the 75th anniversary of the Victory». Kunstkamera: offic. website. URL: https:// www.kunstkamera.ru/exposition/vremennye_vystavki/ kunstkamera_v_gody_velikoj_otechestvennoj_ vojny_k_75letiyu_pobedy (accessed: May 20.2022) (in Russ.).
12. Solovieva T. Yu., Patrina D. G., Petrova A. A., Sherstennikova E. S. New scenarios for the development of online communications of the MAE RAS. Kunstkamera. 2020. 3 (9), 148-160 (in Russ.).
13. Bacon B. Sh. Projects 2.0 in the museum: creating a map. Culture of participation: the museum as a space for dialogue and cooperation / ed. D. Agapova. Saint-Petersburg, 2015. 12-24 (in Russ.).
14. Nazmutdinov V. Ya., Yusupova G. R. Competence-based approach in teaching. Scientific notes of the Kazan State Academy of Veterinary Medicine named after N. E. Bauman. 2013. 1, 181-185 (in Russ.).
15. Civic activity. Russian movement of schoolchildren: Internet portal. URL: https://xn--d1axz. xn--p1ai/activity/directions/3 (accessed: May 20.2022) (in Russ.).
16. Public movement «Volunteers of Culture». Volunteers of Culture: Internet portal. URL: https:// xn--b1agpccjfbucrelc9ign.xn--p1ai/social-movement (accessed: May 20.2022) (in Russ.).