DOI 10.31250/2618-8619-2021-3(13)-89-103 УДК 069.9:39
Екатерина Сергеевна Шерстенникова
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-7622-050X E-mail: [email protected]
Выставка к 220-летию Академии наук
в МАЭ в 1945 году: организация, коллекции, посетители
АННОТАЦИЯ. Летом 1945 г, сразу после окончания Великой Отечественной войны, в СССР с размахом отмечали юбилей Академии наук, в рамках которого в Москве и Ленинграде состоялась юбилейная сессия АН. На мероприятие были приглашены советские и иностранные ученые. Специально к юбилею Академии наук в ленинградском Музее антропологии и этнографии была организована масштабная выставка. Она состояла из пяти разделов и занимала практически весь второй этаж здания музея. На выставке демонстрировались шедевры Петровской Кунсткамеры, предметы, привезенные российскими путешественниками, коллекции по палеоантропологии и археологии СССР, этнографические коллекции по Средней Азии, коллекции, полученные в 1880 г Россией в дар от Болгарии, искусство народов Сибири, а также фотографии, иллюстрирующие жизнь Института этнографии АН СССР во время войны, книги, изданные Академией наук начиная с XVIII в., рукописные материалы сотрудников, работавших в Институте этнографии в годы войны и блокады. Рассматриваются проблемы, связанные с подготовкой юбилейной выставки в МАЭ: финансирование работ, издание путеводителя и прием посетителей. Подготовленная в тяжелейших условиях военного времени силами небольшого коллектива Института этнографии выставка достойно представила роль Кунсткамеры и Института этнографии в истории Академии наук, получила положительные отзывы осматривавших ее посетителей. Планы выставки во многом легли в основу экспозиций, которые создавались в МАЭ в 1946 — 1950-е годы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: 220 лет Академии наук, Юбилейная сессия Академии наук, выставка к 220-летнему юбилею Академии наук, Институт этнографии АН СССР, Музей антропологии и этнографии (МАЭ)
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Шерстенникова Е. С. Выставка к 220-летию Академии наук в МАЭ в 1945 году: организация, коллекции, посетители. Кунсткамера. 2021. 3(13): 89-103. doi 10.31250/2618-8619-2021-3(13)-89-103
Ekaterina Sherstennikova
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences
Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0001-7622-050X E-mail: [email protected]
Exhibition Dedicated to the 220th Anniversary of the Russian Academy of Sciences Held at the MAE in 1945: Organization, Exhibits, and Visitors
ABSTRACT. In June and July 1945, immediately after the end of the Great Patriotic War, the USSR celebrated the anniversary of the Academy of Sciences on a grand scale. The Jubilee Session of the Academy of Sciences was held in Moscow and Leningrad. Soviet and foreign scholars were invited to the event. In Leningrad, especially for the anniversary, a large-scale exhibition was organized. It consisted of five sections and occupied almost the entire second floor of the Museum of Anthropology and Ethnography building. The exhibition showed the highlights of Peter the Great Kunstkamera, artifacts collected by Russian travelers, paleoanthropological and archeological collections from across the USSR, ethnographic collections from Central Asia, objects donated to Russia by the Bulgarian people in 1880, artwork by the peoples of Siberia, documents illustrating the life in the Institute of Ethnography during the war, books published by the Academy of Sciences since the 18th century, and handwritten materials of scholars who worked at the Institute of Ethnography during the war and the siege of Leningrad. The article deals with the issues of organization of the Jubilee exhibition at the MAE, including funding, publication of a guidebook, and reception of visitors. Prepared under the harshest wartime conditions by the efforts of the Institute's of Ethnography small team, the exhibition gracefully presented the role of the Kunstkamera and the Institute of Ethnography in the history of the Academy of Sciences and received positive reviews from the visitors. The plans of the exhibition became the blueprint for the displays created at the MAE in 1946-1950.
KEYWORDS: 220 years of the Russian Academy of Sciences, Jubilee Session of the Russian Academy of Sciences, exhibition dedicated to the 220th anniversary of the Russian Academy of Sciences, Institute of Ethnography of the AS USSR, Museum of Anthropology and Ethnography (MAE)
FOR CITATION: Sherstennikova E. Exhibition Dedicated to the 220th Anniversary of the Russian Academy of Sciences Held at the MAE in 1945: Organization, Exhibits, and Visitors. Kunstkamera. 2021. 3(13): 89-103. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2021-3(13)-89-103
Сразу после окончания Великой Отечественной войны, летом 1945 г., был с размахом отпразднован 220-летний юбилей Академии наук СССР. Подготовка торжества началась всего за полгода до мероприятия.
В конце 1944 г. состоялась встреча президента Академии наук академика В. Л. Комарова и И. В. Сталина, в ходе которой обсуждались перспективы развития науки в СССР. Стенограмма беседы хранится в Архиве Академии наук (Есакова 2005). В. Л. Комаров обратился к И. В. Сталину с просьбой отметить юбилей академии: «Этот праздник, мне кажется, будет иметь громадное общественное значение, так как он продемонстрирует исторический вклад, который внесла русская наука, в частности деятельность Академии наук, в мировую научную мысль» (Груздинская, Корзун 2019: 284). Инициатива была поддержана руководителем государства. На празднование юбилея Академии наук планировалось пригласить иностранных ученых. Таким образом, мероприятие приобретало государственное значение (Лиманова 2020: 122). Для подготовки празднества был сформирован Всесоюзный комитет, в состав которого вошли представители научной элиты: академики А. А. Байков, В. П. Волгин, Н. Д. Зелинский и Л. А. Орбели, Н. Г. Бруевич, А. И. Абрикосов,
B. М. Алексеев, И. П. Бардин, А. Н. Бах, С. Н. Бернштейн, А. А. Богомолец, Н. Н. Бурденко,
C. И. Вавилов, Е. С. Варга, В. А. Веснин, Б. Е. Веденеев, И. М. Виноградов, Н. А. Вознесенский,
A. Я. Вышинский, Н. Ф. Гамалей, Б. Д. Греков, С. А. Зернов, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, С. В. Кафтанов, И. Ю. Крачковский, А. Н. Крылов, Т. Д. Лысенко, И. И. Мещанинов, Н. А. Морозов, Н. И. Мусхелишвили, А. Н. Несмеянов, В. А. Обручев, И. А. Орбели, В. П. Потемкин, Л. И. Прасолов, Д. Н. Прянишников, Н. Н. Семенов, А. Н. Толстой, А. Е. Фаворский, А. Е Ферсман, Е. А. Чудаков. Председателем комитета был назначен президент Академии наук СССР академик
B. Л. Комаров (АРАН Ф. 596. Оп. 2. Д. 15. Л. 1).
В программу праздничных мероприятий было включено несколько торжественных заседаний, научных секций, а также организация ряда выставок. К юбилейной сессии предполагалась отремонтировать принадлежащие Академии наук здания в Москве и Ленинграде.
Торжества изначально планировались на май 1945 г., но в конечном итоге были перенесены на июнь. На юбилейную сессию Академии наук СССР собрались не только советские, но и иностранные ученые — 123 человека из 19 стран мира. Это событие рассматривалось мировым научным сообществом как первый после войны международный форум.
Юбилейная сессия АН СССР торжественно открылась 16 июня 1945 г. в Москве в Большом театре. С 25 по 28 июня 1945 г. мероприятия проходили в Ленинграде. Во время празднеств в Москве и Ленинграде был организован ряд выставок книг и материалов, отражающих деятельность старейшего научного учреждения страны. В Москве в здании Фундаментальной библиотеки работала выставка «Академия наук за 220 лет», организованная Библиотекой АН СССР и Сектором специальных библиотек. Целью выставки был показ научной деятельности Академии наук и деятельности ученых, входивших и входящих в ее состав, отражение роли Академии наук в развитии русской культуры. В Ленинграде работали три выставки. В Библиотеке Академии наук были представлены академические издания за 220 лет. Выставка Архива Академии наук СССР работала в малом конференц-зале АН в Ленинграде (Выставки к 220-летнему... 1945).
Юбилейная выставка была организована в июне-июле 1945 г. в Музее антропологии и этнографии. Она имела историко-отчетный характер и показывала коллекции Кунсткамеры XVIII в., новейшие достижения археологов и антропологов, среднеазиатские коллекции, собранные в том числе во время эвакуации, и искусство народов Сибири.
Упоминания о выставке к 220-летнему юбилею Академии наук 1945 г. в Музее антропологии и этнографии встречается в отчете В. В. Антроповой о работе МАЭ в 1946 году (Антропова 1947) и в монографии Т. В. Станюкович «Этнографическая наука и музеи» (Станюкович 1978). В первом номере журнала «Советская этнография» за 1946 г. опубликована статья М. Рабиновича «Институт этнографии в годы Великой Отечественной войны». Автор статьи уделяет внимание юбилейной выставке, а также публикует впечатления советских и иностранных ученых (Рабинович 1946).
В Архиве МАЭ хранится «Книга пожеланий» за 1945-1949 гг. (НА МАЭ РАН. Ф. К-IV. Оп. 8. Д. 16), в которую некоторые посетители выставки сделали записи. Иностранные ученые, принимавшие участие в юбилейной сессии, также оставили свои впечатления от увиденного в СССР. В частности, американский антрополог Генри Филд в журнале «American Anthropologist» опубликовал статью «Anthropology in the Soviet Union, 1945», в которой подробно описал выставку в МАЭ (Field 1946). Сведения о финансировании работ по организации и проведению выставки можно почерпнуть из сметы выставки (НА МАЭ РАН. Ф. К-I. Оп. 9. Д. 10) и годового отчета о деятельности МАЭ в 1945 г. (НА МАЭ РАН. Ф. К-I. Оп. 8. Д. 11).
В 1940-е годы Музей антропологии и этнографии был составной частью Института этнографии Академии наук СССР. Официально для публики музей был закрыт 25 июня 1941 г. Экспозиции были свернуты, а коллекции упакованы в ящики, которые не успели эвакуировать и которые всю войну хранили в здании Кунсткамеры (Из истории Кунсткамеры 2003: 47). Шкафы, витрины, крупные экспонаты, манекены были упакованы в картон и фанеру и остались в залах. Более ста ящиков с наиболее ценными экспонатами переданы на хранение в Государственный Эрмитаж (Из истории Кунсткамеры 2003: 7). Коллекции, которые хранились в главных фондах МАЭ в Таможенном переулке, там и оставались (Из истории Кунсткамеры 2003: 27).
В 1942 г. большая часть сотрудников Института этнографии была эвакуирована в Ташкент. В Ленинграде осталась небольшая часть коллектива: уполномоченный от Президиума Академии наук Р. И. Каплан-Ингель, научные сотрудники К. В. Вяткина, В. В. Федоров, М. Д. Торэн, В. В. Антропова, зав. канцелярией А. Н. Калдыкина, комендант Е. М. Максимова, препаратор Н. В. Андросова, вахтеры П. Н. Артамонова, А. Н. Макарова, О. П. Карманова, М. Г. Константинова, рабочие З. И. Каплан, Н. В. Парамонова, дворник М. В. Евстратова (Из истории Кунсткамеры 2003: 8). На плечи этих сотрудников легла задача по сохранению здания Кунсткамеры и музейных коллекций в годы блокады. Во время войны здание Кунсткамеры пострадало от зажигательных бомб и артобстрелов. В 1944 г. после снятия блокады в город возвратились Н. Н. Степанов, Д. А. Ольдерогге, Г. М. Василевич, А. А. Попов, М. А. Сергеев и др. (Рабинович 1946: 230). Заведующий отделами Африки и Америки Д. А. Ольдерогге в одном из писем в Ташкент к Е. Э. Бломквист описывал состояние музея: «Картина тяжелая — залы пусты и разорены. Всюду пустые витрины, лишь кое-где висят оставшиеся муляжи. Иногда осколки стекол в шкафах напоминают о ранениях Музея... Пострадал больше всего угол здания, где вся стена на Таможенный переулок изрыта выбоинами, как оспой, — это следы снаряда. Осколки попали в отдел Дальнего Востока, разбили стекла в шкафах вокруг самурая, коллекции (не убраны были) попадали вниз и частью поломались (парусные суда). но в общем повреждений немного — конечно, если не считать офанеренных окон» (Бломквист 2013: 336). Ремонтные работы в здании Кунсткамеры начались практически сразу же после снятия блокады. Они проводились силами сотрудников Института этнографии под руководством Р. И. Каплан-Ингеля.
После создания Всесоюзного юбилейного комитета в Институт этнографии АН СССР была направлена директива с призывом готовиться к празднованию юбилея Академии наук. Д. А. Ольдерогге назвал это событие катастрофическим для тех условий, в которых находился музей: «На днях же произошло катастрофическое событие — катастрофическое для наших условий: утверждено празднование юбилея АН. Как и когда это будет, что и каким образом — ничего не известно. Мне известно, что получено распоряжение: празднование юбилея начать 25/V в Москве, а затем числа 30-го приедут сюда специальными поездами академики и гости. Затем состоится осмотр музеев и учреждений Академии наук: намечены ЗИН и МАЭ. Что будет еще, неизвестно, но и этого достаточно: к маю, очевидно, предстоит привести в порядок МАЭ. <...> В ЛАХУ разбирались сметы строительных работ. Начали по обычаю резать сметы — нашу смету на 175 000 <руб.> нашли слишком большой, приступили к сокращению — вдруг в середине заседания приносят распоряжение из Москвы: смета по ИЭ — 300 000 <руб.>. То есть обеспечено восстановление отопления, ремонт фасада, всей башни и т.п.» (Бломквист 2013: 342).
Действительно, небольшому коллективу предстояло буквально за пару месяцев отремонтировать и привести в порядок здание, разобрать коллекции и отобрать предметы, пригодные для экспонирования, подготовить экспозиционную мебель, разработать концепцию и провести монтаж выставки.
В рамках подготовки юбилейных мероприятий Институту этнографии АН СССР выделили 300 тысяч рублей на ремонт здания. Кроме того, было получено разрешение привлекать для работ, связанных с организацией юбилейной выставки, людей, не являющихся сотрудниками института. В смете по проведению мероприятий в связи с празднованием 220-летнего юбилея Академии наук в Институте этнографии АН СССР было заложено почти 150 тысяч рублей на оплату работы внештатным сотрудникам, которые занимались не только ремонтом выставочного оборудования, но и разборкой и сортировкой коллекций, составлением тематико-экспозиционного плана (НА МАЭ РАН. Ф. К-1. Оп. 9. Д. 10. Л. 3). Распоряжением Всесоюзного юбилейного комитета разрешалось возвращать из эвакуации членов ташкентской группы, оформив командировки, не дожидаясь оформления вызова в Ленинград.
В марте 1945 г. Р. И. Каплан-Ингель писал: «В Москве, да и у нас, все только и заняты, что юбилеем. Пока говорим, говорим, заседаем и планируем. Денег, конечно, нет не только на выполнение работ, связанных с юбилеем, но и на текущие расходы. Москва обещала подбросить небольшую сумму» (Бломквист 2013: 343). Д. А. Ольдерогге в письме к М. К. Кудрявцеву от 30 мая 1945 г. пишет, что «в связи с юбилеем Академии наук (220 лет!) все здание нашего музея в ремонте. Сверху донизу его белят, остекляют, красят и моют. Правда, за починку отопления еще не брались, но, быть может, и это придет со временем. Надо к 15-20 июня развернуть экспозицию в трех залах второго этажа: б. Дальнего Востока, Индии, Индонезии и Океании. Выставка историко-отчетного характера: старинные коллекции XVIII века, бывшие в Кунсткамере, новейшие достижения археологов и антропологов, среднеазиатские экспедиции и искусство народов Сибири.
Конечно, в работах принимает участие весь коллектив Музея. Он невелик — это те несколько человек, которые провели блокадное время в Ленинграде, приехавшие ташкентцы и два-три человека принятых вновь. Эрна Владимировна перешла наконец в МАЭ» (Краснодембская, Кудрявцева 2005: 414). Таким образом, мы можем сказать, кто занимался подготовкой этой выставки. Это перечисленные выше сотрудники, которые оставались в Ленинграде в годы блокады, а также Д. А. Ольдерогге и Э. В. Зиберт. Что касается приехавших ташкентцев, то Д. А. Ольдерогге в письме к М. К. Кудрявцеву от 24 мая 1945 г. перечислял их фамилии: Л. Б. Панек, С. В. Иванов, С. М. Абрамзон, Б. В. Росина, Е. М. Пещерева, Ф. Б. Шапиро (Краснодембская, Кудрявцева 2005: 414).
По состоянию на 1 июня 1941 г. штат музея состоял из 103 человек. Более 40 из них погибли в годы войны и блокады. Всего за несколько месяцев сотрудникам, находящимся в Ленинграде, предстояло выполнить огромный объем работ. Смета выставки составляла 200 тысяч рублей, из них 150, как уже было сказано выше, отпускались на оплату работы внештатным сотрудникам, 32 тысячи — на закупку оборудования и материалов, 5 тысяч — затраты на канцелярию и транспорт и 13 тысяч были отведены на оплату командировочных расходов и издание путеводителя по юбилейной выставке (НА МАЭ РАН. Ф. К-! Оп. 9. Д. 10. Л. 3-5).
Уже в феврале-марте 1945 г. начались подготовительные работы. Прежде всего нужно было подготовить сами выставочные залы, а также кабинеты, в которых можно было бы разбирать коллекции. В них перенесли 300 ящиков с коллекциями и 127 ящиков с предметами, которые во время войны были переданы на хранение в Эрмитаж.
Параллельно с этими работами отремонтированы и остеклены 30 шкафов и витрин, изготовлены 10 библиотечных стеллажей и 30 библиотечных щитов, поскольку в годы войны музейная мебель пострадала (НА МАЭ РАН. Ф. К.-! Оп. 9. Д. 10. Л. 3). Были также заказаны подставки под манекены, тумбы под бюсты, подиумы в шкафы для демонстрации археологических коллекций.
Музей в период юбилейной сессии должны были посетить иностранные делегации. В. П. Корзун и В. С. Груздинская в статье «220-й юбилей АН СССР в победном 1945-м: сценарий празднования в социокультурном контексте эпохи» отмечают, что советское правительство рассматривало юбилейную сессию как «парад победы в области науки» и требовало соответствующего оформления данного события, включая освещение в прессе, организацию банкетов, обеспечение культурной программы участников сессии. Должным образом нужно было оформить здания. Многие советские ученые, принимавшие участие в торжествах, только что вернулись из эвакуации, с фронта, поэтому выделялись соответствующие средства на приобретение костюмов (Корзун, Груздинская 2020: 379). В МАЭ были изготовлены новые карнизы на окна и сшиты портьеры, заказаны три ковра и 20 ковровых дорожек. В кабинетах администрации отремонтировали и заново обтянули сукном четыре стола, отремонтировали и покрасили 30 урн для мусора. Для оформления рабочих кабинетов были заказаны портреты вождей. Тем сотрудникам, которые должны были работать в залах, сшили униформу: шесть костюмов для экскурсоводов, 20 комплектов формы для младшего технического персонала, в том числе обувь (НА МАЭ РАН. Ф. К-1. Оп. 9. Д. 10. Л. 5). Для оформления выставки заказаны карты путешествий Н. Н. Миклухо-Маклая, В. В. Юнкера, экспедиций, проводимых Академией наук в начале XIX в., изготовлено 20 рам для портретов, 20 фотоизображений, подготовлен этикетаж (НА МАЭ РАН. Ф. К-1. Оп. 9. Д. 10. Л. 5).
К выставке были напечатаны 500 приглашений, две тысячи экземпляров архитектурно-исторического очерка А. И. Липмана «Петровская Кунсткамера» (Липман 1945) и тысяча экземпляров путеводителя (Выставка 1945). Путеводитель содержал в себе краткую историческую справку о музее и подробное пошкафное описание выставочных залов. Текст был на русском и английском языках.
К 1945 г. коллекция МАЭ насчитывала около 400 тысяч предметов (Выставка 1945: 3). На выставке удалось представить около 40 % фондов музея (Рабинович 1946: 231). Были отобраны наиболее значимые коллекции. Выставка заняла практически весь второй этаж здания музея.
Посетители входили в здание с Таможенного переулка и поднимались по лестнице на второй этаж. Шкафы, которые использовались на выставке, мы и сейчас можем видеть там на экспозициях.
Первая часть выставки рассказывала об этапах формирования коллекций музея начиная со времен Петра Великого. При входе в зал были развешаны гравюры, изображающие здание Кунсткамеры в XVШ-XIX вв. В первых шкафах представлены посмертная маска Карла XII и личные вещи императора Петра: посмертная маска, медаль с оттиском руки, медицинские инструменты. Целый шкаф был посвящен анатомическим коллекциям Кунсткамеры: коллекции Фредерика Рюйша и коллекции аномалий, собираемых по распоряжениям Петра I (Выставка 1945: 4). Далее демонстрировались китайские и японские коллекции XVIII в., культовые предметы по буддизму и ламаизму. С момента основания Кунсткамеры в ней хранились предметы из Китая. Эти коллекции пополнялись в XVШ-XIX вв. членами Русской духовной миссии в Китае, дипломатами, путешественниками. Значительное собрание китайских вещей преподнес в дар музею в 1833 г. полковник генерального штаба Михаил Васильевич Ладыженский (Итс, Гловацкий 1957: 216). На выставке был представлен уникальный костюм китайского генерала из его коллекции (МАЭ № 667). Одной из самых ранних японских коллекций музея является коллекция доктора Иоганна Арнольда Штуцера, переданная в конце XVIII в. В путеводителе указано, что на выставке демонстрировались рисунки на меди с изображением панорамы Санкт-Петербурга, портретами Людовика XV и Мартина Лютера. Очевидно, речь идет о предметах из коллекции И. А. Штуцера: плакетка лаковая «Вид Санкт-Петербурга между Зимним дворцом и Академией Наук» (МАЭ № 677-8), плакетка лаковая «Портрет короля Франции Людовика XV на коне» (МАЭ № 677-9), плакетка лаковая «Портрет доктора М. Лютера» (МАЭ № 677-12/2) (Синицын, Щепкин 2020). В витринах были представлены редкие изделия из нефрита и фарфора.
Научная концепция выставки основывалась на идее показать историю развития академического музея и сбора его коллекций. Экспонаты давали представление о планомерном сборе коллекций, о предметах, привезенных путешественниками — участниками академических экспедиций XVIII — начала XIX в.: богатейшие собрания одежды и охотничьего снаряжения, культовые предметы чукчей, камчадалов, айнов, якутов. На выставке демонстрировалась одежда и украшения народов Волго-Камского региона, собранная в ходе экспедиции П. С. Палласа и И. И. Лепехина в 1768-1774 гг. (МАЭ № 766). Это одна из самых ранних этнографических коллекций по истории региона (Крюкова 1949: 140). Экспонировалась коллекция Д. Кука (МАЭ № 505), поступившая в музей в конце XVIII в. — первое собрание из Австралии и Океании в Кунсткамере и первая коллекция из третьего путешествия Д. Кука, доставленная в Европу. Собрание включало не только предметы из Океании, но и шесть плетеных плащей индейцев-тлинкитов (МАЭ № 2520), полученных управляющим Камчаткой майором М. Бемом от капитана Клерка (Розина 1966: 235). Эти предметы демонстрировались на выставке в отдельном шкафу. Еще один уникальный экспонат — перьевые плащ и мантия Камеамеа I — «короля Сандвичевых островов» (Гавайи), полученные в 1811 г. от директора РАК Булдакова, — были представлены в соседнем шкафу (Выставка 1945: 6). Отдельно демонстрировалась привезенная из Южной Америки коллекция Г. И. Лангсдорфа (МАЭ № 764) (Выставка 1945: 7).
Следующий раздел первой части выставки был посвящен коллекциям, привезенным из кругосветных экспедиций И. Ф. Крузенштерном, Ю. Ф. Лисянским, И. П. Литке, В. М. Голов-ниным. В частности, были показаны коллекции по культуре народов Русской Америки. Выставка давала представление о предметах быта, оружии и военном снаряжении, предметах культа индейцев северной части Тихоокеанского побережья — тлинкитов, хайда, чинук. В отдельных шкафах экспонировались уникальные коллекции по культуре индейцев атапасков (замшевая одежда и охотничье снаряжение), алеутов и эскимосов. Были выставлены уникальная коллекция алеутских головных уборов (МАЭ № 2868) и комплекс, рассказывающий о празднествах эскимосов Аляски (Выставка 1945: 8). Значительный вклад в пополнении собрания по культуре народов Русской Америки сделал Илья Гаврилович Вознесенский. Американский антрополог Генри Филд, посещавший выставку, отмечал, что на этикетках и в путеводителе говорилось, что собрание И. Г. Вознесенского — самое значительное в музее по культуре народов, населявших Русскую Америку (Field 1946: 386). Посетители выставки могли увидеть не имевшие аналогов в других музеях мира перьевые костюмы индейцев Калифорнии: костюм из перьев ворона «кукшуй» (МАЭ № 570-1) и костюм из шкуры кондора «моллок» (МАЭ № 570-2) (Выставка 1945: 7).
К этому разделу выставки примыкала коллекция Н. Н. Миклухо-Маклая: каменные орудия, оружие, одежда и утварь, предметы культа жителей Океании, две уникальные деревянные дощечки с письменами «кохау ронго-ронго» с острова Пасхи (МАЭ № 402-13/1, № 402-13/2), изображения предков с берега Маклая (Выставка 1945: 9) (рис. 1). Здесь же нашлось место и коллекции В. В. Юнкера, привезенной им из Центральной Африки в 1879 г.: уникальным фигуркам народности бари, а также предметам азанде и мангбету (Field 1946: 387).
Первый раздел выставки (здание по Таможенному переулку) показывал шедевры Кунсткамеры, отражал вклад выдающихся путешественников и академических экспедиций в пополнении собрания музея. Создателям выставки удалось выделить значимые, но далеко не все ключевые моменты истории сбора коллекций МАЭ. В частности, отсутствовали предметы из южноазиатской коллекции А. М. и Л. А. Мерварт.
Второй раздел выставки располагался в зале исторического здания Кунсткамеры, в котором в настоящее время работают экспозиции «Индия» и «Индонезия». Эту часть выставки составляли коллекции по археологии, антропологии и этнографии, поступившие в МАЭ в предвоенные и военные годы. Выставочный зал условно делился на две половины. Левую часть по ходу осмотра занимали коллекции по палеоантропологии и археологии.
Рис. 1. Выставка «220 лет Академии наук»: Н. В. Кюнер и Г. Г. Стратанович. МАЭ РАН. 1945 г.
МАЭ И 1372-1
Fig. 1. "220 Years of the Academy of Sciences" exhibition: N. V. Kuhner and G. G. Stratanovich.
MAE RAS. 1945. MAE I 1372-1
В 1920-1930-е годы сотрудники МАЭ принимали активное участие в организации и проведении археологических экспедиций, в формировании и изучении антропологических коллекций. Первые от входа щиты и витрины, столы вдоль центральной части зала рассказывали о творчестве М. М. Герасимова и его уникальном методе реконструкции лица по черепу (рис. 2). Центральное место в экспозиции занимали реконструкции облика исторических лиц: бюсты Ярослава Мудрого, Тимура, Андрея Боголюбского, а также молодого неандертальца из пещеры Тешик-Таш в Узбекистане, открытого в 1938 г. А. П. Окладниковым (Выставка 1945: 9). Часть работ М. М. Герасимова демонстрировалась в шкафах вместе с археологическими коллекциями. Это позволяло сформировать законченный образ той или иной культуры (Выставка 1945: 10).
Материалы археологических экспедиций 1920-1930-х годов, изучавших культуры четвертичного периода, занимали сразу несколько шкафов. Были представлены нижнепалеолитические орудия, собранные экспедицией С. Н. Замятнина на черноморском побережье Кавказа в 19341938 гг.: ручное рубило, грубые орудия в виде отщепов неправильной формы клектонского типа (Выставка 1945: 10). Демонстрировались результаты раскопок С. Н. Замятниным жилища верхнепалеолитического (ориньякского) времени у с. Гагарино в верховьях реки Дон у Ельца. Наряду с палеолитическими Венерами — миниатюрными женскими изображениями, вырезанными из бивня мамонта, с Гагаринской стоянки, на выставке также были представлены предметы стоянки Костенки I — многочисленные скульптуры из камня и бивня мамонта, каменные и костяные орудия (Выставка 1945: 12). Были показаны результаты экспедиции 1936 г. под руководством К. М. Поликарповича — раскопок мадленской стоянки у с. Елисеевичи Смоленской области. В шкафах демонстрировались пластинки из бивня мамонта, покрытые сложным геометрическим узором (Выставка 1945: 12).
В левой части одного из шкафов были представлены мустьерские памятники Кавказа из Ахтырской пещеры в ущелье р. Мзымты (раскопки 1937-1938 гг.). Справа в этом же шкафу —
Рис. 2. Выставка «220 лет Академии наук»: И. И. Ястребова у композиции со скульптурными реконструкциями М. М. Герасимова. МАЭ РАН. 1945 г. МАЭ И 1372-8
Fig. 2. "220 Years of the Academy of Sciences" exhibition: I. I. Yastrebova in front of a display with sculptural reconstructions by M. M. Gerasimov. MAE RAS. 1945. MAE I 1372-8
материалы экспедиции Г. А. Бонч-Осмоловского 1925-1926 гг. : предметы из грота Киик-Коба в Крыму, орудия раннемустьерского типа и примитивные по своему строению костные останки неандертальца (Выставка 1945: 11). Экспонировались замечательные предметы погребения, принадлежавшие кроманьонцам и относящиеся ко времени перехода от палеолита к неолиту, приобретенные в результате двух экспедиций в Крым и раскопок пещер Мурзак-Коба и Фатьма-Коба, проведенных в 1927 г. Г. А. Бонч-Осмоловским и в 1938 г. С. Н. Бибиковым (Выставка 1945: 12).
Таким образом, на выставке было показано разнообразие археологических памятников на юге СССР.
Отдельно были представлены уникальные предметы погребального инвентаря из комплекса Оленеостровского могильника, раскопанного в 1936-1938 гг. В. И. Равдоникасом. Они давали представление о культуре неолитического населения лесной полосы (Выставка 1945: 12). Материалы раскопок городища Усть-Полуй, предметы искусства первых веков нашей эры, вырезанные из кости и рога, по стилю были близки к скифскому искусству (Выставка 1945: 13).
Наконец, демонстрировались черепа населения Юго-Восточной Европы первого тысячелетия нашей эры: сарматов Южного Поволжья и Северного Кавказа, крымских готов, населения Хазарского каганата (Салтовский могильник, Саркел) (Выставка 1945: 13).
В правой половине зала были представлены коллекции по горным таджикам, припамирским иранцам, белуджам, равнинным таджикам и оседлым узбекам. Систематический сбор этих коллекций начался во время Первой мировой войны И. И. Зарубиным и был продолжен уже в 19201930-е годы Среднеазиатской этнологической экспедицией под руководством В. В. Бартольда и экспедицией Д. Д. Букинича. Сразу в нескольких шкафах были представлены цветное вязание и гончарное производство без гончарного круга, рисунки и лепные украшения, носящие характер магических оберегов и служившие для украшения дома, детские игрушки, благодаря которым дети получали навыки, необходимые в дальнейшей трудовой и хозяйственной жизни (Выставка 1945: 14). В отдельном шкафу экспонировались коллекции, посвященные религии горных таджиков: исламу и магико-анимистическим представлениям, вере в добрых и злых духов, влияющих на жизнь людей, — а также уникальная коллекция по ковровому производству и одежде белуджей (Выставка 1945: 15).
Подчеркивалось, что искусство народов этого региона носило прикладной характер. Об этом свидетельствовали одежда из шелка и бархата, золотошвейное и шелкоткацкое производство, вышивка шелками. В завершении экспозиции можно было увидеть игрушки-свистульки в виде фантастических животных и птиц, изготовляемых стариками-гончарами к празднику весеннего равноденствия (Выставка 1945: 16).
Таким образом, второй раздел выставки знакомил посетителей с археологическими и этнографическими коллекциями, поступившими в МАЭ в 1920-1940-е годы с территории СССР.
В Ротонде на втором этаже исторического здания Кунсткамеры были представлены материалы о жизни Института этнографии АН СССР в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда: фотографии здания Кунсткамеры, поврежденного в результате бомбежек и обстрела, и этапы ремонтно-восстановительных работ. Демонстрировались рукописи, подтверждавшие факты научной работы, не прекращавшейся даже в дни войны, материалы о работе ученых Института этнографии в Средней Азии в период эвакуации. В третьем разделе выставки посетители также могли увидеть издания, выпущенные Академией наук в XVIII-XIX вв. (Выставка 1945: 16-17). Американский антрополог Генри Филд упоминает, что в этом разделе выставки в специальной нише демонстрировалась бенинская бронза (Field 1946: 390).
Четвертый раздел, размещавшийся в нынешнем «зале Барокко», был посвящен искусству народов Сибири (рис. 3-4). На щитах при входе была представлена орнаментированная берестяная посуда обских угров, а в шкафах — вышитая бисером и цветными нитками угорская одежда, схожая с одеждой народов Поволжья (Выставка 1945: 17). Были показаны суконные ненецкие одежды и сумки, украшенные бисером костюмы эвенов и эвенков. Представлена небольшая, но ценная коллекция по нганасанам, собранная А. А. Поповым (Выставка 1945: 18).
Сразу четыре шкафа занимали коллекции, представляющие искусство народов Амура. Эти предметы были собраны С. В. Ивановым и И. И. Козьминским: вышитая цветными нитками одежда, берестяная и деревянная посуда с резным и тисненым орнаментом, игольники, резные рукоятки ножей и другие костяные предметы, деревянные ковши и ложки с изображениями медведей (Выставка 1945: 18).
Рис. 3. Выставка «220 лет Академии наук»: Г. М. Василевич на экспозиции по этнографии Сибири.
МАЭ РАН. 1945 г Негатив на гибком носителе. МАЭ И 1372-2
Fig. 3. "220 Years of the Academy of Sciences" exhibition: G. M. Vasilievich at the display on the ethnography of Siberia. MAE RAS. 1945. Flexible negative. MAE I 1372-2
Меховые ковры, колчаны, одежда, костяная скульптура (в том числе фигурки различных животных — китов, моржей, медведей, тюленей), гравированные рисунки на моржовых клыках раскрывали виды искусства палеоазиатов (Выставка 1945: 19).
В двух витринах экспонировалась мелкая костяная скульптура якутов (в том числе сложные многофигурные композиции), вышитые цветными нитками, бисером и металлическими бляшками чепраки, серебряные украшения, деревянные чаши и шкатулки (Выставка 1945: 20).
Несколько шкафов было посвящено искусству шорцев, алтайцев, хакасов: вышитые цветными нитями светлые рубахи шорцев и темные хакасов, украшенные крупным орнаментом и раковинами чепраки, кожаные сосуды алтайцев, уникальная коллекция рукояток конских плетей шорцев (Выставка 1945: 20).
В этом же зале демонстрировались украшения из серебра, вязаные узорные чулки, покрытые металлическими накладками колчаны бурят-монголов, а также маски мистерии Цам (Выставка 1945: 21).
Искусство религиозного содержания было представлено крупной и мелкой деревянной скульптурой, скульптурой из травы, изделиями из металла, шаманским резным столбом и рисунками на дереве, коже и тканях (Выставка 1945: 21).
Заключительный, пятый раздел выставки составляли болгарские коллекции, подаренные императору Александру II 19 февраля 1880 г. в благодарность за освобождение от турецкого ига в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. 26 болгарских городов прислали в Россию предметы декоративно-прикладного искусства и ремесленные изделия. В апреле-мае 1897 г. император Николай II передал это собрание в МАЭ (Терюков 2000: 156). Мужские и женские костюмы, ковры,
Рис. 4. Выставка «220 лет Академии наук»: Р. И. Каплан-Ингель и С. В. Иванов на экспозиции по этнографии Сибири. МАЭ РАН. 1945 г Негатив на гибком носителе. МАЭ И 1372-3
Fig. 4. "220 Years of the Academy of Sciences" exhibition: R. I. Kaplan-Ingel and S. V. Ivanov at the display on the ethnography of Siberia. MAE RAS. 1945. Flexible negative. MAE I 1372-3
вышивки, керамическая посуда, серебряные филигранные изделия, музыкальные инструменты, конская упряжь и сбруя на выставке были сгруппированы по городам и округам, население которых изготовило их и принесло в дар (Выставка 1945: 21). Этот раздел выставки занимал всю галерею третьего этажа над современным залом «Народы Южной Азии».
В путеводителе акцентировалось внимание на тот факт, что некоторые элементы балканского костюма сходны с элементами одежды народов СССР. Подчеркивалось, что юбка в виде прямого полотнища с разрезом спереди по покрою и украшениям близка южно-великорусской поневе и украинской дерге. Белые и черные суконные кафтаны и безрукавки, расшитые разноцветной шерстью, напоминают украинскую и южно-великорусскую верхнюю одежду. Мужская рубашка из Никополя с расшитой малиновым шелком грудью представляет полную аналогию марийским рубахам Среднего Поволжья. Шитье шелком и золотом на полотенцах и головных покрывалах схоже с вышивками крымских татар (Выставка 1945: 22-23).
Знаковыми экспонатами выставки стали дары от конкретных болгарских городов: полотенца, украшенные благодарственными надписями безворсовые ковры, преподнесенные городами Разград и Берковица, интересная коллекция керамической посуды как дар от города Рущук на Дунае, подаренные городом Софией филигранные изделия из серебра (Выставка 1945: 23-24). В двух шкафах разместили коллекцию из Македонии (Выставка 1945: 24).
Важно было показать в этом заключительном разделе выставки именно болгарские коллекции, так как они были преподнесены в дар российскому правительству в 1880 г. в ознаменование окончания Русско-турецкой войны 1877-1878 г. Благодаря российской армии болгары, румыны, македонцы, сербы обрели независимость от Турции. В 1945 г. советская армия вновь выступила в роли освободителя народов Европы от ига, на сей раз нацистского.
Таким образом, юбилейная выставка, занявшая второй и часть третьего этажа МАЭ, состояла из пяти разделов, но фактически раскрывала три самостоятельные темы. Первая рассказывала об истории формирования коллекций музея от эпохи Петра Великого вплоть до военных лет и о работе Института этнографии. Вторая открывала зрителям неизвестное им искусство народов СССР, в том числе Средней Азии и Сибири. Третья — экспозиция предметов из Болгарии — намекала на то, что в разные времена русская армия уже приходила на помощь европейским народам.
Заявленные идеи получили развитие. В феврале 1946 г., когда МАЭ официально открылся для публики, первой и единственной его экспозицией стала выставка «Искусство народов Сибири».
Музей посещали участники юбилейной сессии Академии наук, а в июле 1945 г. в него были допущены и сотрудники различных учреждений Ленинграда. В качестве экскурсоводов могли выступать научные сотрудники института. В частности, в «Книге пожеланий» сохранились отзывы на работу Е. Э. Бломквист и В. В. Гинзбурга. Особенно сильное впечатление на экскурсантов, как правило, производил отдел антропологии и работы М. М. Герасимова, а также коллекции, собранные русскими путешественниками, и экспонаты Петровской Кунсткамеры. В «Книге пожеланий» отзыв на посещение выставки оставили курсанты Ленинградского военно-политического училища им. Ф. Энгельса, сотрудники БАН и аспиранты ЛГУ (НА МАЭ РАН. Ф. К-1У Оп. 8. Д. 16. Л. 1-3).
Таким образом, летом 1945 г., всего через полтора месяца после окончания Великой Отечественной войны и менее чем через полтора года после снятия с Ленинграда фашистской блокады, сотрудники Института этнографии смогли подготовить и развернуть на втором этаже масштабную выставку, приуроченную к 220-летнему юбилею Академии наук. Эта выставка получила положительные отзывы от осматривавших ее ленинградцев и участников юбилейной сессии Академии наук, а разработанные планы во многом легли в основу экспозиций, которые создавались в МАЭ в 1946-1950-е годы. В заключение хочется привести слова академика В. П. Волгина о выставке в МАЭ: «Работа коллектива Института этнографии, сумевшего за очень короткий срок привести в порядок помещение и организовать прекрасную выставку, выше всяких похвал. Можно изумляться тому, как удачно справились работники Музея со своей трудной задачей. Выставка ярко демонстрирует наши богатства, собранные поколениями исследователей, опыт, знания и метод сотрудников Института и его руководства» (Рабинович 1946: 233).
КУНСТКАМЕРА | KUNSTKAMERA № 3 (13) ■ 2021 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АН — Академия наук
АРАН — Архив Российской Академии наук ИЭ — Институт этнографии Академии наук СССР МАЭ — Музей антропологии и этнографии
НА МАЭ — Научный архив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
АРАН. Ф. 596. Оп. 2. Д. 15. Л. 1-4. Постановление СНК СССР о проведении 220-летнего юбилея АН СССР и об организации Всесоюзного организационного комитета (Экземпляр, присланный академику Вавилову С. И. — члену Комитета).
НА МАЭ РАН. Ф. К-I. Оп. 9. Д. 10. Институт этнографии. Сметы 1945 год. 5 л. НА МАЭ РАН. Ф. К-I. Оп. 8. Д. 11. Годовой отчет 1945 г НА МАЭ РАН. Ф. К-IV. Оп. 8. Д. 16. Тетрадь пожеланий. 78 л.
Антропова В. В. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого в 1946 году // Советская этнография. 1947. № 1. С. 193-195.
Бломквист Е. Э. «...твои письма — документ незабываемого времени...»: из эпистолярного наследия Е. Э. Бломквист, 1942-1945. СПб.: Реноме, 2013.
Выставка к 220-летнему юбилею Академии наук СССР: краткий путеводитель. М.: Л.: Из-во АН СССР,
1945.
Выставки к 220-летию Академии наук СССР // Вестник Академии наук СССР. 1945. № 7-8. С. 140-146. URL: http://www.ras.ru/FStorage/download.aspx?Id=9fc50ca6-abe8-4dfc-b7a7-9753aa1aea2d (дата обращения: 20.10.2020).
Груздинская В. С., Корзун В. П. «Юбилей, как мне кажется, станет общегосударственным событием...»: документы по истории празднования 220-летия Академии наук СССР // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 3 (23). С. 281-293.
Из истории Кунсткамеры. 1941-1945 / отв. ред. А. С. Мыльников; сост. В. Н. Вологдина. СПб.: МАЭ РАН, 2003.
Есакова В. Д. О встрече академика В. Л. Комарова и И. В. Сталина // Вестник Российской Академии наук. 2005. Т. 75. № 3. С. 256-259.
Итс Р. Ф., Гловацкий Г. А. Парадный костюм китайского генерала из собраний Кунсткамеры // Сборник МАЭ. Т. XVII. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 215-231.
Краснодембская Н., Кудрявцева Н. Письма из личного архива М. К. Кудрявцева // Антропологический форум. 2005. № 2. С. 408-414.
Корзун В. П. Груздинская В. С. 220-й юбилей АН СССР в победном 1945-м: сценарий празднования в социокультурном контексте эпохи // Вестник РУДН. Серия «История России». 2020. Т. 19. № 2. С. 374-392.
Крюкова Т. А. Коллекция П. С. Палласа по народам Поволжья // Сборник МАЭ. T. XII. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 139-159.
Лиманова С. Победный парад советской науки // Родина. 2020. № 6. С. 122-125. URL: https://rg.ru/2020/ 06/15/kak-v-iiune-1945-goda-otmechali-220-letie-akademii-nauk-sssr.html (дата обращения: 03.09.2020).
ЛипманА. Петровская Кунсткамера: архитектурно-исторический очерк. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1945. Рабинович М. Институт этнографии в годы Великой Отечественной войны // Советская этнография.
1946. № 1. С. 226-235.
Розина Л. Г. Коллекция Джемса Кука в собрании Музея антропологии и этнографии // Культура и быт народов стран Тихого и Индийского океанов. Л.: Наука, 1966. С. 234-253. (Сборник МАЭ. Т. XXIII).
Синицын А. Ю., Щепкин В. В. Японская коллекция доктора И. А. Штуцера (1763-1821) в собраниях МАЭ РАН и ИВР РАН: предметный состав (по архивным и музейным документам) // Японские исследования. 2020. № 2. С. 6-31.
Станюкович Т. В. Этнографическая наука и музеи. Л.: Наука, 1978.
Терюков А. И. Императорские коллекции Кунсткамеры // 285 лет Петербургской Кунсткамере: материалы итоговой научной конференции МАЭ РАН, посвященной 285-летию Кунсткамеры. СПб.: Наука, 2000. С. 154-162. (Сборник МАЭ. Т. XLVIII).
FieldH. Anthropology in the Soviet Union, 1945 // American Anthropologist. Vol. 48, № 3. P. 375-396.
REFERENCES
Antropova V. V. Muzei antropologii i etnografii im. Petra Velikogo v 1946 godu [Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography in 1946]. Sovetskaia etnografiia, 1947, no. 1, pp. 193-195. (In Russian)
Blomkvist E. E. «...tvoipis'ma—dokumentnezabyvaemogo vremeni...»: iz epistoliarnogo naslediiaE. E. Blom-kvist, 1942-1945 ["...Your Letters are a Document of an Unforgettable Time...": From the Epistolary Heritage of E.E. Blomkvist, 1942-1945]. St. Petersburg: Renome, 2013. (In Russian)
Esakova V. D. O vstreche akademika V. L. Komarova i I. V. Stalina [On the Meeting of the Academician V.L. Komarov and I.V. Stalin]. VestnikRossiiskoi Akademii nauk, 2005, vol. 75, no. 3, pp. 256-259. (In Russian) Field H. Anthropology in the Soviet Union, 1945. American Anthropologist, vol. 48, no. 3, pp. 375-396. Gruzdinskaia V. S., Korzun V. P. «Iubilei, kak mne kazhetsia, stanet obshchegosudarstvennym sobytiem...»: dokumenty po istorii prazdnovaniia 220-letiia Akademii nauk SSSR ["The Anniversary, It Seems to Me, Will Become a National Event...": Documents on the History of the Celebration of the 220th Anniversary of the USSR Academy of Sciences]. VestnikOmskogo universiteta. Seriia "Istoricheskie nauki", 2019, no. 3 (23), pp. 281-293. (In Russian)
Its R. F., Glovatskii G. A. Paradnyi kostium kitaiskogo generala iz sobranii Kunstkamery [The Ceremonial Costume of a Chinese General from the Collections of the Kunstkamera]. SbornikMAE [Collections of the MAE], vol. XVII, Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1957, pp. 215-231. (In Russian)
Iz istorii Kunstkamery. 1941-1945 [From the History of Kunstkamera. 1941-1945]. Ed. by A. S. Myl'nikov. St. Petersburg: MAE RAN, 2003. (In Russian)
Krasnodembskaia N., Kudriavtseva N. Pis'ma iz lichnogo arkhiva M. K. Kudriavtseva [Letters from the Personal Archive of M.K. Kudriavtsev]. Antropologicheskii forum, 2005, no. 2, pp. 408-414. (In Russian)
Kriukova T. A. Kollektsiia P. S. Pallasa po narodam Povolzh'ia [Collection of P.S. Pallas on the Peoples of the Volga Region]. Sbornik MAE [Collections of the MAE], vol. XVII, Moscow, Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1949, pp. 139-159. (In Russian)
Korzun V. P. Gruzdinskaia V. S. 220-i Yubilei AN SSSR v pobednom 1945-m: stsenarii prazdnovaniia v sotsio-kul'turnom kontekste epokhi [220th Anniversary of the USSR Academy of Sciences in the Victorious 1945: Celebration Scenarios in the Sociocultural Context of the Age]. VestnikRossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia «Istoriia Rossii», 2020, vol. 19, no. 2, pp. 374-392. (In Russian)
Limanova S. Pobednyi parad sovetskoi nauki [Victory Parade of the Soviet Science]. Rodina, 2020, no. 6, pp. 122-125. (In Russian)
Lipman A. Petrovskaia Kunstkamera: Arkhitekturno-istoricheskii ocherk [Peter the Great Kunstkamera: An Architectural and Historical Sketch]. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1945. (In Russian)
Rabinovich M. Institut etnografii v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Institute of Ethnography in the Years of the Great Patriotic War]. Sovetskaia etnografiia, 1946, no. 1, pp. 226-235. (In Russian)
Rozina L. G. Kollektsiia Dzhemsa Kuka v sobranii Muzeia antropologii i etnografii [Collections of James Cook in the Museum of Anthropology and Ethnography]. Sbornik MAE [Collections of the MAE], vol. XXIII, Leningrad: Nauka, 1966, pp. 234-253. (In Russian)
Sinitsyn A. Yu., Shchepkin V. V. Iaponskaia kollektsiia doktora I. A. Shtutsera (1763-1821) v sobraniiakh MAE RAN i IVR RAN: predmetnyi sostav (po arkhivnym i muzeinym dokumentam) [Japanese Collection of Dr. I. A. Shtutser (1763-1821) in the MAE RAS and IOM RAS]. Iaponskie issledovaniia, 2020, no. 2, pp. 6-31. (In Russian)
Staniukovich T. V. Etnograficheskaia nauka i muzei [Ethngoraphy and the Museum]. Leningrad: Nauka, 1978. (In Russian)
Teriukov A. I. Imperatorskie kollektsii Kunstkamery [Imperial Collections of the Kunstkamera]. Sbornik MAE [Collections of the MAE], vol. XLVIII, St. Petersburg: Nauka, 2000, pp. 154-162. (In Russian)
Vystavka k 220-letnemu iubileiu Akademii nauk SSSR: kratkii putevoditel' [Exhibition Dedicated to the 220th Anniversary of the USSR Academy of Sciences: A Brief Guide]. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1945. (In Russian)
Vystavki k 220-letiiu Akademii nauk SSSR [Exhibitions Dedicated to the 220th Anniversary of the USSR Academy of Sciences]. Vestnik Akademii nauk SSSR, 1945, no. 7-8, pp. 140-146. URL: http://www.ras.ru/FStorage/ download.aspx?Id=9fc50ca6-abe8-4dfc-b7a7-9753aa1aea2d (accessed: 20.10.2020). (In Russian)
Submitted: Accepted: Published:
17.04.2021 01.07.2021 10.10.2021