Научная статья на тему 'НОВЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИЙ МАЭ РАН'

НОВЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИЙ МАЭ РАН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

187
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
МАЭ РАН / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ЦИФРОВЫЕ ФОРМАТЫ / НОВЫЙ КОНТЕНТ / МУЗЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ / "ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ КУНСТКАМЕРА" / MAE RAS / COVID-19 SITUATION / DIGITAL FORMATS / NEW CONTENT / MUSEUM IN SOCIAL MEDIA / "KUNSTKAMERA SPEAKS AND SHOWS"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соловьева Татьяна Юрьевна, Патрина Дарья Григорьевна, Петрова Александра Аркадьевна, Шерстенникова Екатерина Сергеевна

Статья рассказывает о жизни и деятельности Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН в виртуальном пространстве после временного закрытия музея для посетителей в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18 марта 2020 г. No 447 и официального объявления «режима самоизоляции», когда в стране начались «нерабочие дни». Всего за десять дней музейная и научная жизнь Кунсткамеры перешла в режим онлайн, была оперативно проведена ревизия уже существующих электронных форматов, начат поиск путей их актуализации и разработаны новые цифровые формы взаимодействия с аудиторией. Руководители МАЭ РАН, сотрудники Центра медиакоммуникаций, отдела приема и экскурсионного обслуживания посетителей и Центра цифровых технологий МАЭ РАН придумали и осуществили проект «Говорит и показывает Кунсткамера», основными площадками для которого стали аккаунты музея в социальных сетях. Наибольшая активность МАЭ РАН пришлась на vk.com, facebook.com, Instagram.com, youtube.com. 22 марта музей объявил о старте проекта «Говорит и показывает Кунсткамера» по заранее составленному на несколько недель вперед контент-плану, в котором были указаны основные рубрики проекта и определена их периодичность. Авторы статьи подробно останавливаются на структуре проекта и приводят данные о его эффективности. Старейший музей России прошел испытание переходом из оффлайн в онлайн-режим, вызванное ситуацией с коронавирусом, и расширил свою виртуальную аудиторию за счет активного и разноформатного присутствия в информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Соловьева Татьяна Юрьевна, Патрина Дарья Григорьевна, Петрова Александра Аркадьевна, Шерстенникова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW SCENARIOS FOR THE DEVELOPMENT OF ONLINE COMMUNICATIONS AT MAE RAS

The article traces the life and work of Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) in the virtual space after the temporary closure of the Museum for visitors in accordance with the order No. 447 of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated March 18, 2020, and the official announcement of the lockdown when ‘non-working days’ started in the country. In only 10 days, the museum and academic life of Kunstkamera went online, an audit of existing electronic formats was rapidly carried out, a search for ways to update them was initiated, and new digital forms of interaction with the audience were developed. The leaders of the MAE RAS and employees of the Media Communications Center, Department for Visitors Reception and Excursion Services and Center of Digital Technologies came up with and subsequently implemented “Kunstkamera Speaks and Shows” project, the main platforms for which were the museum’s social media accounts. MAE RAS displayed the most activity on vk.com, facebook.com, Instagram.com and youtube.com. On March 22, the Museum announced the launch of “Kunstkamera Speaks and Shows” project according to a content plan drawn up for several weeks ahead, in which the main sections of the project were indicated and their frequency determined. The authors of the article dwell on the structure of the project, and provide data on its effectiveness. The oldest museum in Russia has passed the test of switching from offline to online, which was generated by the Covid-19 situation, and has expanded its virtual audiences through its active and diverse presence in the information space.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИЙ МАЭ РАН»

НАШ МУЗЕЙ

Т. Ю. Соловьева, Д. Г. Патрина, А. А. Петрова, Е. С. Шерстенникова

НОВЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИЙ МАЭ РАН

АННОТАЦИЯ. Статья рассказывает о жизни и деятельности Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН в виртуальном пространстве после временного закрытия музея для посетителей в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 447 и официального объявления «режима самоизоляции», когда в стране начались «нерабочие дни». Всего за десять дней музейная и научная жизнь Кунсткамеры перешла в режим онлайн, была оперативно проведена ревизия уже существующих электронных форматов, начат поиск путей их актуализации и разработаны новые цифровые формы взаимодействия с аудиторией. Руководители МАЭ РАН, сотрудники Центра медиакоммуникаций, отдела приема и экскурсионного обслуживания посетителей и Центра цифровых технологий МАЭ РАН придумали и осуществили проект «Говорит и показывает Кунсткамера», основными площадками для которого стали аккаунты музея в социальных сетях. Наибольшая активность МАЭ РАН пришлась на vk.com, facebook.com, Instagram.com, youtube.com. 22 марта музей объявил о старте проекта «Говорит и показывает Кунсткамера» по заранее составленному на несколько недель вперед контент-плану, в котором были указаны основные рубрики проекта и определена их периодичность. Авторы статьи подробно останавливаются на структуре проекта и приводят данные о его эффективности. Старейший музей России прошел испытание переходом из оффлайн- в онлайн-режим, вызванное ситуацией с коронавирусом, и расширил свою виртуальную аудиторию за счет активного и разноформатного присутствия в информационном пространстве.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МАЭ РАН, пандемия COVID-19, цифровые форматы, новый контент, музей в социальных сетях, «Говорит и показывает Кунсткамера»

УДК 069:004

DOI 10.31250/2618-8619-2020-3(9)-148-160

СОЛОВЬЕВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА — заведующая Центром медиакоммуникаций, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) Email: [email protected]

ПАТРИНА ДАРЬЯ ГРИГОРЬЕВНА — ведущий специалист по связям с общественностью Центра медиакоммуникаций, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) Email: [email protected]

ПЕТРОВА АЛЕКСАНД РА АРКАДЬЕВНА — ведущий специалист по приему и экскурсионному обслуживанию посетителей, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) Email: [email protected]

ШЕРСТЕННИКОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА — главный администратор по приему и обслуживанию посетителей, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) Email: [email protected]

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН уникален. Это не только академический музей, известный в мире как первый публичный музей России, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Две грани жизни и деятельности МАЭ отражены в структуре и содержании официального сайта музея и, конечно, учтены в контенте аккаунтов музея в социальных сетях.

Еще в январе 2020 г. в рамках семинара-совещания на тему «Об усилении роли научных организаций в формировании государственной информационной научно-образовательной политики», проводимого Минобрнауки РФ, стала актуальной дискуссия о том, насколько важны для научно-исследовательских институтов социальные сети как коммуникационные каналы, популяризирующие научную деятельность российских ученых. А для музеев уже не первый год ясна важность развития социальных сетей как универсальных инструментов взаимосвязи с посетителями. Пандемия внесла свои коррективы в нашу жизнь: события последних месяцев показали, что в современном мире особую значимость приобретает способность учреждения науки и культуры оперативно переводить свою деятельность в виртуальное пространство. Мы приняли вызов в середине марта, когда стало очевидно, что наш музей будет закрыт для посетителей, а затем и для сотрудников.

По распоряжению директора МАЭ РАН А. В. Головнёва первостепенной задачей Центра медиакоммуникаций стала разработка совместно с сотрудниками отдела приема и экскурсионного обслуживания посетителей и заинтересованными сотрудниками других подразделений МАЭ контент-плана для аккаунтов социальных сетей музея, для того чтобы продолжать в гораздо большем объеме подробно и увлекательно рассказывать широкой, теперь уже онлайн-аудитории музея о научных открытиях, исследованиях, экспедициях сотрудников МАЭ, знакомить с коллекциями МАЭ, историей Кунсткамеры.

Итак, 19 марта Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН был временно закрыт для посетителей в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 447 от 18 марта 2020 г. Музеи, подведомственные Министерству культуры, закрылись в Петербурге на день раньше. Такое решение было принято в связи с распространением в России пандемии коронавируса. Ситуация развивалась стремительно. Все ждали официального объявления «режима самоизоляции», и действительно с 28 марта в стране начались «нерабочие дни». Таким образом, у сотрудников петербургских музеев, в том числе у сотрудников Кунсткамеры, было всего десять дней для того, чтобы перевести музейную и научную жизнь своих учреждений в режим онлайн.

Оперативно была проведена ревизия уже существующих электронных форматов, начался поиск путей их актуализации, разработка новых цифровых форм взаимодействия с аудиторией. Руководители МАЭ РАН, сотрудники Центра медиакоммуникаций, отдела приема и экскурсионного обслуживания посетителей и Центра цифровых технологий МАЭ РАН придумали и в дальнейшем осуществили проект «Говорит и показывает Кунсткамера», основными площадками для которого стали аккаунты Музея в социальных сетях. Наибольшая активность МАЭ РАН пришлась на vk.com, facebook.com, Instagram.com, youtube.com.

Уже 22 марта музей объявил о старте проекта «Говорит и показывает Кунсткамера» по заранее составленному на несколько недель вперед контент-плану, в котором были указаны основные рубрики проекта и определена их периодичность (рис. 1). Остановимся подробнее на структуре проекта и приведем данные о его эффективности.

Старейший музей России оказался хорошо подготовлен к виртуальной жизни. На официальном сайте МАЭ РАН уже был создан 3D-тур по всем экспозиционным залам, существовало мобильное приложение «Кунсткамера. Гид по музею». Также на сайте были выложены онлайн-коллекции, активно пополнялся событиями электронный «Календарь Кунсткамеры». Большое количество книг было представлено в электронной библиотеке, лекции научных сотрудников МАЭ РАН были размещены на странице «Кунсткамера Y». В новых условиях требовалось актуализировать эти

цифровые ресурсы, познакомить с ними пользователей социальных сетей — посетителей акка-унтов музея в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук» и в «Инстаграме». Именно поэтому многие рубрики в проекте «Говорит и показывает Кунсткамера» завершаются предложениями перейти на сайт музея.

В некоторых случаях это имело форму «лобовой атаки». Так, в рубрике «Библиотека», которая выходила дважды в неделю, были представлены каталоги и книги, выпущенные издательством МАЭ РАН. Для каждого издания — отдельный пост, заканчивавшийся ссылкой на электронную библиотеку. Так же, по очереди, отдельными постами в аккаунтах дважды в неделю рубрика «Онлайн-коллекции» актуализировала коллекции, размещенные на сайте музея. Этот же принцип был использован и в рубрике «Лекторий», которая выходила два раза в неделю. Посетителям социальных сетей предлагалась короткая информация с описанием лекции и давалась ссылка на конкретную лекцию на странице «Кунсткамера У» (рис. 2). Наибольший интерес и охват аудитории среди публикаций «Лектория» вызвали лекции Ю. Е. Березкина об индейцах Аляски, В. И. Хартановича по палеоантропологии и А. Ю. Синицына по истории японского оружия.

Другие рубрики — «Знаете ли вы», «Азбука Кунсткамеры» и «Календарь Кунсткамеры» (рис. 3), самодостаточные сами по себе, также заканчивались фразами, предлагающими воспользоваться виртуальным туром, мобильным гидом или посмотреть онлайн-коллекции. То есть и их целью было перенаправить пользователей из социальных сетей на официальный сайт Кунсткамеры.

Рубрика «Знаете ли вы» была создана для того, чтобы обратить внимание посетителей социальных сетей на виртуальный 3Б-тур музея (http://tour.kunstkamera.rU/#1241881465). Основной расчет был на публику сети «Ин-стаграмм», хотя рубрику хорошо приняли и пользователи сетей «Фейсбук» и «ВКонтакте». Основной принцип рубрики — показать предметы, представленные на этнографических экспозициях МАЭ РАН. Каждый пост содержит адаптированную научную информацию и не превышает по объему 500 знаков. В «Инстаграме»

Рис. 1. Снимок экрана. Проект «Говорит и показывает Кунсткамера»

Рис. 2. Снимок экрана. Рубрика «Лекторий». Лекция Ю. Е. Березкина

Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

3 мая в 15:55

#Кунсткамера_Календарь

3 мая 1861 г. родился Лев Яковлевич Штернберг, этнограф, член-корреспондент Академии наук. Будучи студентом физико-математического факультета Петербургского университета, а потом юридического факультета Новороссийского университета, Лев Штернберг участвовал в революционных кружках. В1886 г. был сослан на Сахалин. Показать полностью...

8 К

V - | ВЙЩДЙЭ

. ..

Календарь Кунсткамеры

www.kunstkamera.ru

ф 53 <

Рис. 3. Снимок экрана. Рубрика «Календарь Кунсткамеры»

Рис. 4. Снимок экрана. Анонс рубрики «Знаете ли вы...?» в сети Instagram

и «Фейсбуке» публиковались сторис с изображением предмета, вопросом «Знаете ли вы.?» (рис. 4) и ссылкой на публикацию (сторис смотрит большее число подписчиков). Обязательным условием рубрики было чередование экспозиций. Порядок первых публикаций: Латинская Америка, Африка, Монголия, Северная Америка, Япония, Китай, Индонезия, Индия, Индокитай, Корея, Ближний и Средний Восток. Рубрика стартовала 23 марта. Первая публикация была посвящена лечению больных — «Знаете ли вы: как вылечить больного?» В «Инстаграмме» эту публикацию увидели более 750 человек, при этом 7 % посмотревших аккаунт не были подписаны на страницу музея ранее. Одну из первых публикаций «Как вскипятить воду в корзине» благодаря сторис увидели 10 % ранее неподписанных на аккаунт музея пользователей. Более того, в комментариях к публикации появились вопросы по поводу экспозиции и коллекции музея от иностранцев — носителей культуры, жителей калифорнийского Сакраменто. Ряд публикаций рубрики, например «Как пить сакэ и усы не намочить», «Как приготовить вино из пальмы», «Что китайцы называют белым лесом», «Что даровало силу воину-батаку», увидело более 15 % оригинальных пользователей (неподписанных ранее). Абсолютными фаворитами выступили записи «Что для жителя Амазонии означало выражение «быть голым» (рис. 5) и «Что являлось ездовым животным шамана у монголов». Охват этих публикаций более тысячи человек в сети «Инстаграмм» и более 20 % ранее неподписанных на музей аккаунтов.

Рубрика «Азбука Кунсткамеры» стартовала 1 апреля. Она знакомит с наиболее яркими, знаковыми экспонатами музея и в отличие от рубрики «Знаете ли вы» отсылает в первую очередь к он-лайн-коллекциям. И если рубрика «Знаете ли вы» рассказывает исключительно об этнографических экспонатах, то в «Азбуке» используются материалы об экспозициях башни Кунсткамеры и естественнонаучных коллекциях (рис. 6). Принцип чередования экспозиций сохранился. При выборе того или иного предмета для публикации мы старались учитывать мнение посетителей музея. Был составлен перечень предметов, вызывавших у них неизменный интерес в тот период, когда музей был открыт для посещений. Именно на основе этого списка и была составлена «Азбука». Публикуя информацию о том или ином предмете, мы напоминали

ранее посещавшим музей людям об экспонатах, которые они уже видели, и отсылали их в онлайн-кол-лекции, где они могли познакомиться с подобными предметами, скрытыми в фондах. Для тех, кто ранее не посещал Кунсткамеру, «Азбука» стала возможностью составить свой список экспонатов, с которыми обязательно нужно познакомиться после открытия музея. Специально для рубрики был введен хештег #АзбукаКунсткамеры.

Анализ статистики рубрик «Азбука Кунсткамеры» и «Знаете ли вы» показал, что наибольшей популярностью пользуются записи о Японии и японских коллекциях. Они привлекают к просмотру страниц музея около 15 % оригинальных аккаунтов.

Такая же задача — перевести пользователей из социальных сетей на сайт музея — была поставлена и при создании квеста «Кругосветное путешествие с Кунсткамерой. От рассвета до рассвета» (рис. 7). Он проходил три дня, с 16 по 18 мая, и был создан на базе онлайн-коллекций и виртуального тура. Вопросы были построены таким образом, что получить все правильные ответы можно было, лишь обратившись к электронным ресурсам на сайте музея. Каждый день квеста имел свое название и оригинальное тематическое содержание. День 1 — «Свистать всех наверх!» — подготовка к путешествию. С помощью виртуального тура и онлайн-коллекций музея необходимо было подобрать предметы, которые могут пригодиться в кругосветном путешествии. День 2 — «Прямо по курсу земля!» — путешествие по странам и континентам. Чем занимаются люди, когда они вынуждены сидеть дома в условиях самоизоляции: самообразованием, рукоделием, готовят еду, играют в настольные игры или на музыкальных инструментах и пр. Задача этого этапа — рассказать и показать подобные занятия в культуре разных народов. День 3 — «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Этот этап квеста был посвящен экспедициям и путешественникам, благодаря которым пополнились коллекции нашего музея: И. Ф. Крузенштерну, Ю. Ф. Ли-сянскому, Г. Лангсдорфу, Дайкокуя Кодаю, Н. С. Гумилеву, Николаю II, В. В. Юнкеру, В. К. Ар-сеньеву и др. Этим виртуальным «кругосветным путешествием» Кунсткамера поддержала городскую акцию «Ночь музеев», которая прошла в этом году в режиме онлайн, и отметила Международный день музеев. В квесте приняли участие 73 человека, 30 прошли полностью все три тура, 10 человек заслужили награды, а главный приз — приглашение на

Рис. 5. Снимок экрана. Анонс рубрики «Знаете ли вы...?» в сети Instagram

Рис. 6. Снимок экрана. Рубрика «Азбука Кунсткамеры»

® Кунсткамера. Музей антропологии и

этнографии им. Петра Великого

Опубликовано Александрой Петровой ['I ■ 15 мая в 14:51 ■

О

Дорогие друзья, приглашаем вас в кругосветное путешествие с Кунсткамерой «От рассвета до рассвета»! Кругосветное путешествие онлайн - формат нашего участия в онлайн-акции «Ночь музеев-2020» к Международному дню музеев.

Путешествие начнется утром, в 10.00,16 мая и продлится 3 дня. Принять участие может каждый желающий, войдя в аккаунты нашего музея в социальных сетях и на официальный сайт kunstkamera.ru. Итак, первый день путешествия «Свистать всех наверх!» - мы предлагаем выбрать навигационные инструменты и снарядить экспедицию. Во второй день, «Прямо по курсу - земля!», мы расскажем, как живут люди на разных континентах и что они делают, когда в сезон дождей или полярных ночей, или удушающей засухи вынуждены сидеть дома. День третий, «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» - это истории крупнейших экспедиций МАЭ РАН и выдающихся собирателей нашего Музея. Мы будем не просто задавать вопросы, но и подсказывать, где искать на них ответы с помощью наших виртуальных туров. Так, участники нашего квеста смогут самостоятельно изучить многие экспонаты музея, а самые любознательные «путешественники», набравшие наибольшее количество баллов, получат призы. Победителя, прошедшего все три этапа квеста с наилучшим результатом ждет гран-при -экскурсия по музею!

♦ Перейти к заданиям 1 дня: https://forms.gle/4FAzFYLoo6tucezn9

♦ Перейти к заданиям 2 дня: https://forms.gle/n4L3eeY7wNKzdZ8b7 #Ночьмузеев2020 #НочьМузеев #ДеньМузеев

' ч I " >

Рис. 8. Снимок экрана. Рубрика «Кинозал». Анонс фильма А. В. Головнёва «Остров Жохова»

онлайн

«НОЧЬ МУЗЕЕВ - 2020

2121

Охват (люди)

347

Взаимодействия

16.05-18.05

кругосветное путешествие

: КУНСТКАМЕРОЙ

Продвигать публикацию

©О 50

индивидуальную экскурсию по музею на два лица — достался Ирине Анатольевне Свиньиной из города Беломорска (Республика Карелия). О наградах участники квеста узнали по электронной почте, и, кстати, многие написали в ответ, что постоянными посетителями аккаунтов Кунсткамеры они стали именно во время «самоизоляции».

Одна из самых популярных рубрик проекта — «Кинозал Кунсткамеры» (рис. 8). Она выходила два раза в неделю по выходным и знакомила пользователей с фильмами, размещенными на видеохостинге УоиТиЬе, и, на первый взгляд, не имела отношения к цифровым ресурсам МАЭ РАН. Однако именно эта рубрика позволила структурировать и «привязать» к музею этнографические фильмы, созданные в разные годы научными сотрудниками нашего музея. Например, документальные фильмы директора МАЭ РАН члена-корреспондента РАН А. В. Головнёва «Хадампэ», «Дорога Татвы», «Боги Ямала», руководителя лаборатории «Международный центр исламских исследований» профессора Е. А. Резвана «Хавтранги. Райский сад: семь цветов», «В поисках "Корана Усмана"», а также научного сотрудника отдела этнографии Центральной

Комментарии: 2 Поделились: 25

Рис. 7. Снимок экрана. Квест «От рассвета до рассвета»

Азии С. Ю. Белоруссовой «Из Парижа в Париж». Среди публикаций «Кинозала Кунсткамеры» особый интерес вызвал показ фильмов А. В. Головнё-ва, демонстрация которых сопровождалась публикацией серии интервью Андрея Владимировича в программе «Моя любовь — Россия!» телеканала «Культура». В этих выпусках он подробно рассказывал об аспектах культуры тех народов, которым посвящены его фильмы. Таким образом моделировалась ситуация, когда автор отвечал на вопросы, которые могли возникнуть у зрителей при просмотре фильма. В «Кинозале Кунсткамеры» также были показаны документальные фильмы и телевизионные программы, в создании которых сотрудники МАЭ РАН принимали деятельное и непосредственное участие (цикл передач телеканала «Культура» «Красуйся, град Петров!», четырехсерийный документальный фильм известного петербургского журналиста и телеведущего Иннокентия Иванова «Кунсткамера»).

Другой важной частью проекта «Говорит и показывает Кунсткамера» стало освоение новых форм и форматов взаимодействия с аудиторией.

Для пользователей социальных сетей всегда была интересна так называемая «закулисная жизнь» учреждения. С момента закрытия музея для публики и до объявления режима обязательной самоизоляции в музее проводились различные мероприятия: чистка предметов коллекций, оцифровка изображений, реэкспозиция витрин и т.п. Эти процессы тщательно документировались и публиковались в социальных сетях. Такие публикации неизменно вызывали живой интерес аудитории. Самым знаковым событием того периода стала новость о «Разоблачении самураев», посвященная реэкспозиции витрины «Самураи» в зале «Япония» (рис. 9). Она получила множество репостов, положительных откликов и высокий охват аудитории (311 лайков, 6300 просмотров). Тогда же в игровой форме был объявлен конкурс «Маске_рад в Кунсткамере» (рис. 10), с размещением видео мастер-класса старшего научного сотрудника отдела проектных исследований МАЭ РАН Вероники Беляевой-Сачук по изготовлению многоразовых масок (162 лайка, 5000 просмотров). Однако после того как допуск в здание музея был закрыт для сотрудников, продолжать серию подобных публикаций стало невозможно.

В те же несколько дней, отделявшие момент закрытия музея от момента начала «нерабочих дней», экскурсоводами Кунсткамеры были записаны первые видеоэкскурсии по музею. Сразу было решено, что экскурсии будут непродолжительными по времени (до 15 минут) и предельно «конкретными» (узкая тема, несколько экспонатов). Самый высокий охват аудитории, количество положительных откликов и репостов получили видеозаписи о коллекциях по традиционной культуре народов Северной Америки, что можно объяснить репостами в сообществах по данной тематике (индейцы Калифорнии — 176 лайков, 14 383 просмотра, 36 репостов; алеутские коллекции — 204 лайка, 24 889 просмотра, 37 репостов).

Во время строгой изоляции, когда не представлялось возможности посетить экспозицию, несколько видеороликов были записаны вне музея по онлайн-коллекциям и в локациях города. Примечательно, что данные публикации вызвали такой же отклик, как и ряд видеороликов, запи-

Рис. 9. Снимок экрана. Анонс видеолекции А. Ю. Синицына о доспехах самураев

Рис. 10. Снимок экрана. Анонс конкурса «Маске_рад_в_Кунсткамере»

Рис. 11. Снимок экрана. Рубрика «Видеоэкскурсии». Авторская экскурсия научного куратора выставки «Миры Бронислава Пилсудского» В. А. Беляевой-Сачук

санных на экспозиции музея. Таким образом, можно сделать вывод, что аудитории в целом интересна такая форма подачи материала.

Две большие видеоэкскурсии были записаны с научными кураторами временных выставок Кунсткамеры. В марте, до начала строгой изоляции, старший научный сотрудник отдела проектных исследований Вероника Беляева-Сачук рассказала о временной экспозиции «Миры Бронислава Пилсудского» (117 лайков, 4700 просмотров, 37 репостов /рис. 11/). В июне ко Дню России видеоэкскурсию записала старший научный сотрудник отдела этнографии восточных славян и народов европейской части России Людмила Сергеевна Лаврентьева. Она рассказала о выставке «Мудрено сотворено. Русский женский костюм из собраний МАЭ РАН. К 175-летию РГО» (рис. 12). Экскурсия была размещена на странице МАЭ в УоиТиЬе (76 лайков, 2352 просмотра, 13 репостов).

Выставка «Мудрено сотворено. К 175-летию Русского географического общества» открылась в Круглом зале Кунсткамеры 12 марта и была доступна для посетителей всего несколько дней.

Именно поэтому, для того чтобы познакомить с выставкой широкую аудиторию, возникла идея цикла постов об отдельных экспонатах этой выставки для социальных сетей. Сообщения были подготовлены в тесном сотрудничестве с научным куратором выставки Людмилой Сергеевной Лаврентьевой и вызвали большой интерес пользователей аккаунтов соцсетей музея («Сарафаны»: 216 лайков, 4922 просмотра, 18 репостов; «Поневы»: 224 лайка, 3650 просмотров, 20 репостов; «Рубахи»: 293 лайка, 5800 просмотров, 40 репостов; «Полотенца»: 271 лайк, 6100 просмотров, 44 репоста; «Куклы»: 183 лайка, 4963 просмотров, 33 репоста).

Подключение научных сотрудников МАЭ РАН к созданию нового контента для социальных сетей оказалось весьма продуктивным. Видеодоклады, размещенные в аккаунтах музея под рубрикой «Лекторий», пользуются большой популярностью. Во время изоляции был опубликован цикл сообщений по киберэтнографии. Доклады сделали ученый секретарь МАЭ РАН Денис Сергеевич Ермолин, научный сотрудник отдела этнографии Центральной Азии Светлана Юрьевна Белоруссова, младший научный сотрудник отдела проектных исследований Татьяна Сергеевна Киссер, младший научный сотрудник, совместитель отдела этнографии Сибири Елена Николаевна Данилова. Нужно отметить, что сотрудники музея самостоятельно записывали видео своих докладов, приобретая новый, дистанционный, опыт общения с аудиторией. И опыт этот, судя по статистике просмотров, оказался успешным.

В середине мая в онлайн-режим перешел регулярный Северный антропологический семинар МАЭ РАН. Участники семинара записывали свои доклады, иллюстрировали их фото- и видеоматериалами, затем доклады размещались на страницах музея. Так, об истории Тунгусской экспедиции рассказал заведующий отделом этнографии Сибири Сергей Васильевич Березницкий (грант РФФИ № 18-09-00537А «Исследования народов Сибири и московская этнографическая школа: методология, материалы и коллекции Тунгусской экспедиции 1927-1928 гг.»). Доклад об энергетической безопасности на Чукотке сделал заместитель директора МАЭ РАН по научной работе Владимир Николаевич Давыдов (проект РНФ № 18-18-00309 «Энергия Арктики и Сибири: использование ресурсов в контексте социально-экономических и экологических изменений»). Доклад к 155-летию со дня рождения В. Г. Богораза подготовила докторант МАЭ РАН Вероника Целищева. Видеосообщение на тему «Пищевые ресурсы в Аллаиховском районе Якутии (по результатам экспедиции 2019 г.)» (проект РНФ № 18-18-00309) подготовил младший научный сотрудник отдела этнографии Сибири Николай Гончаров.

Приведем статистику просмотров этих докладов: Березницкий С. В. — 71 лайк, 3119 просмотров, 18 репостов; Давыдов В. Н. — 56 лайков, 1081 просмотр, 5 репостов; Гончаров Н. С. — 63 лайка, 2652 просмотра, 12 репостов; Целищева В. — 34 лайка, 1336 просмотров, 3 репоста. Очевидно, что социальные сети помогают существенно расширить аудиторию «внутримузейного» семинара и популяризировать научную работу сотрудников МАЭ РАН.

Рис. 12. Снимок экрана. Рубрика «Видеоэкскурсии». Авторская экскурсия научного

куратора выставки «Мудрено сотворено. Русский женский костюм из собрания МАЭ РАН. К 175-летию РГО» Л. С. Лаврентьевой

8 МАЯ В 12.00 НА САЙТЕ МУЗЕЯ ОТКРОЕТСЯ ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «КУНСТКАМЕРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. К 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ»

ДО ОТКРЫТИЯ © ВЫСТАВКИ

0 1:21:41

«ТАКАЯ МАССА ИНТЕРЕСНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ,

ТАКОЙ КАЛЕЙДОСКОП ЛЮДЕЙ И ТИПОВ»

ТАШКЕНТСКАЯ ГРУППА ИЭ АН СССР. 1942/1945 ГГ. ИЗ ПИСЬМА ЕВГЕНИИ ЭДУАРДОВНЫ БЛОМКВИСТОТ 12.02.1944 Г.: «МАТЕРИАЛ, КРАТКО СУММИРУЯ, ТАКОЙ: САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ, С МОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ПО ЯЗЫКУ, ОСОБЕННО ФОНЕТИКА И ЛЕКСИКА... ЗАТЕМ ПО ФОЛЬКЛОРУ - ДУХОВНЫЕ СТИХИ, ЗА КОТОРЫМИ Я ОХОТИЛАСЬ КАК ЗА

ЦЕННЕЙШИМ ЗВЕРЕМ, СОБРАЛА 18, НЕКОТОРЫЕ В ВАРИАНТАХ, ЗАТЕМ РАССКАЗЫ, ПЕСНИ (81 ШТУКА], ИЗ НИХ

ИНТЕРЕСНЫ МУЖСКИЕ КАЗАЧЬИ ПЕСНИ И ДЕВИЧЬИ СВАДЕБНЫЕ. (...) ИНТЕРЕСЕН МАТЕРИАЛ ПО СТАРИННОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЕ, ЕЩЕ БЫТУЮЩЕЙ НА МОЛЕНЬЯХ, ПОХОРОНАХ, ПОМИНКАХ И ПРОЧ. (...) МАТЕРИАЛ ПОРАЖАЕТ ВСЕХ ОГРОМНОСТЬЮ. ЗАПИСЕЙ ПОЛЕВЫХ БОЛЬШЕ 1000

СТРАНИЦ, НЕ СЧИТАЯ ВЫПИСОК ИЗ АРХИВОВ...»

ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ АМЕРИКИ Е. Э. БЛОМКВИСТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭВАКУАЦИИ ЧАСТИ КОЛЛЕКТИВА ИНСТИТУТА ЭТНОГРАФИИ ВТАШКЕНТСМЕНИЛА ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ЕЙ БЫЛО СДЕЛАНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ; ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕБЫВАНИЕ В СРЕДНЕЙ АЗИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В УСТЬЕ АМУДАРЬИ И КАРАКАЛПАКИИ.

Во второй половине мая удалось записать видеорассказ старшего научного сотрудника отдела этнографии Восточной и Юго-Восточной Азии Александра Юрьевича Синицына о самурайских костюмах, тех самых, которые до «периода изоляции» украшали манекены самураев в зале «Япония». Предметы были тщательно обследованы, и сотрудники МАЭ РАН сделали несколько важных открытий, связанных с более точной датировкой этих экспонатов. На страницах музея в социальных сетях это видео посмотрели более 7 тысяч пользователей (171 лайк, 7055 просмотров, 61 репост), а благодаря тому, что ролик удалось разместить в онлайн-проекте «Фонтанка.ру. Без антракта», его посмотрели еще более 26 тысяч человек.

Находкой стал формат коротких видеорепортажей из Индии «специального корреспондента Кунсткамеры» Ксении Маретиной. Всего было размещено более 10 роликов, повествующих о культурных особенностях страны, ее достопримечательностях и обычаях. Каждый ролик набрал около двух тысяч просмотров. Ксения продолжает успешно развивать этот формат, высылая из Индии новые видео с четкой регулярностью: раз в неделю.

Примечательна публикация «Лайфхаки от Кунсткамеры», которая по существу представляла собой рекомендации по профилактике СОУГО-19. В ней, используя фотографии Японии начала XX в. из коллекций МАЭ РАН, мы призывали пользователей выполнять обязательные правила: «Оставайтесь дома», «Мойте руки чаще», «Избегайте близких контактов», «Берегите старшее поколение» и т.п. Данная подборка получила высокий охват аудитории во всех аккаунтах музея, положительную оценку и привлекла новых подписчиков (288 лайков, 7726 просмотров).

В середине апреля стало понятно, что открытие выставки «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы», которую несколько месяцев готовили сотрудники музея, еще долго не состоится. Однако собранными материалами было важно поделиться именно к 9 мая. Было принято решение создать виртуальную версию выставки на сайте музея. Для МАЭ РАН это был первый опыт создания масштабной виртуальной экспозиции. Куратор выставки заведующая экспозиционно-выставочным отделом МАЭ РАН Людмила Анатольевна Худякова разработала совместно с дизайнером, научным сотрудником лаборатории музейных технологий Денисом Алексеевичем Кукановым структуру виртуального формата выставки. Вся работа по созданию выставки проводилась дистанционно.

Виртуальная выставка открылась на сайте МАЭ РАН в полдень 8 мая (рис. 13). Она представляет архивные документы, исторические фотографии, музейные предметы, рассказывающие о жизни и деятельности коллектива Института (Музея) этнографии Академии наук СССР в годы Великой Отечественной войны. Важно отметить, что такой формат выставки позволил «услышать» голоса очевидцев трагических и героических событий: записаны аудиофайлы — фрагменты писем сотрудников института — Е. Э. Бломквист (письма прочла главный хранитель фондов МАЭ РАН

Рис. 13. Снимок экрана. Анонс открытия виртуальной выставки «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы» в сети Instagram

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(ЗЖиг^категатизеит

ВОСПОМИНАНИЯ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ШРАДЕР

Н. П. Копанева) и Д. А. Ольдерогге (письма прочел директор МАЭ РАН А. В. Головнёв), которые легли в основу цикла видеороликов «Письма военных лет сотрудников Института (Музея) этнографии Академии наук СССР». Работа по созданию видеороликов для выставки «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы», которая открылась 2 сентября 2020 г., продолжается.

Предваряя и анонсируя открытие виртуальной выставки, во всех аккаунтах музея в социальных сетях со 2 мая была запущена новая рубрика «Живая память», где были опубликованы специально написанные для нее воспоминания современных сотрудников МАЭ РАН о своем блокадном детстве либо о сотрудниках музея, переживших войну и блокаду (рис. 14). Также в качестве анонсов публиковались небольшие фрагменты будущей виртуальной выставки (пост о Г. Д. Вербове: 4389 просмотров; пост «письма Е. Э. Бломквист»: 1957 просмотров). К слову, и после открытия виртуальной выставки публикации в рубрике «Живая память» были продолжены.

В первые дни запуска проекта «Говорит и показывает Кунсткамера» в социальных сетях наблюдался рост числа подписчиков, который продолжался на протяжении последующих месяцев

(табл. 1). Как видно из таблицы, самый большой Рис. 14. Снимок экрана.

, _т. . Рубрика «Живая память»

рост произошел на платформе «ВКонтакте». А вот

то, что не могут сказать цифры, — аудитория аккаунтов музея значительно расширилась за счет географии. Комментарии и отклики мы получаем из разных точек страны и мира. В целом нужно отметить доброжелательный настрой аудитории, позитивный отклик на разные виды публикаций и активное участие в жизни сообществ музея в данный период. Несмотря на общую тревожность, охватившую население во время пандемии, в комментариях пользователи доброжелательно отзывались о публикуемых материалах, выбранных темах и проводимых конкурсах и акциях.

Таблица 1

Количество новых участников на площадках МАЭ РАН

2019 2020

vk.com facebook. com Instagram. com vk.com facebook. com Instagram. com

1 апреля 100 54 21 246 144 109

1 мая 42 16 43 336 94 327

1 июня 54 67 275 110 79 214

Итого: 196 137 339 692 317 650

Благодаря распространенному пресс-релизу о запуске проекта «Говорит и показывает Кунсткамера» информацию о проекте опубликовали более 20 средств массовой информации, как федеральных (ИТАР-ТАСС, РИА-Новости, The Village), так и региональных (Фонтанка.ру, Собака.ру, телеканал «Санкт-Петербург», информационный портал «Петербург2.ру»). О деятельности МАЭ РАН в режиме онлайн и о цифровых ресурсах музея рассказывали во многих обзорах, рекомендующих, как с пользой провести время в самоизоляции. Открытие виртуальной выставки «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы» было также довольно широко освещено в прессе.

Сотрудники музея — директор МАЭ РАН Андрей Владимирович Головнёв, главный хранитель фондов МАЭ РАН Наталья Павловна Копанева, заведующая центром медиакоммуникаций МАЭ РАН Татьяна Юрьевна Соловьёва — принимали участие в публичных дискуссиях и обсуждениях темы «Жизнь музеев в изоляции». Дискуссии проходили на платформах информационных агентств и Санкт-Петербургского культурного форума. Таким образом, проект «Говорит и показывает Кунсткамера» не остался незамеченным и в профессиональном сообществе.

Ситуация, когда из-за пандемии население оказалось в самоизоляции, безусловно, стала вызовом для многих музейных институций страны, в том числе для МАЭ (Кунсткамера) РАН. Но имеющиеся виртуальные ресурсы музея, четкая работа подразделений, отвечающих за внешние и внутренние коммуникации МАЭ, понимание научными и музейными сотрудниками важности популяризации своей деятельности в период самоизоляции привели к бурному развитию каналов коммуникации онлайн. Анализ статистики аккаунтов в социальных сетях и статистики посещаемости официального сайта МАЭ РАН показывает рост интереса к деятельности музея, несмотря на закрытие его для посетителей и невозможность сотрудникам вести работу в привычных условиях.

Мы освоили новые форматы взаимодействия с аудиторией, научились использовать имеющийся видеоконтент и создавать новый, перевели привычные формы научной коммуникации (конференции, семинары) в онлайн. И получили позитивный отклик широкой аудитории МАЭ, численность которой неизменно растет. Опыт жизни и работы в условиях пандемии не только закалил нас, но и открыл перед коллективом музея новые возможности.

«Новые условия работы мы воспринимаем как вызов, — сказал Андрей Владимирович Головнёв, директор МАЭ РАН, в интервью одному из федеральных СМИ, — Кунсткамера, конечно, самый старый музей в России, но отнюдь не устаревший! Мы вполне подготовлены для "виртуальной жизни". На сайте музея уже аккумулированы огромные пласты информации, которые в обычное время оставались недооцененными нашими посетителями. Еще важнее, что мы оказались готовы производить новый контент, чтобы оставаться на связи и оставаться в информационном пространстве. В последнее время многие размышляли о "цифровизации музеев", что ж, теперь сама жизнь диктует нам, что эти технологии пора не просто осваивать, но и активно внедрять. Такую "встряску" я бы даже назвал полезной».

NEW SCENARIOS FOR THE DEVELOPMENT OF ONLINE COMMUNICATIONS AT MAE RAS

ABSTRACT. The article traces the life and work of Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) in the virtual space after the temporary closure of the Museum for visitors in accordance with the order No. 447 of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated March 18, 2020, and the official announcement of the lockdown when 'non-working days' started in the country. In only 10 days, the museum and academic life of Kunstkamera went online, an audit of existing electronic formats was rapidly carried out, a search for ways to update them was initiated, and new digital forms of interaction with the audience were developed. The leaders of the MAE RAS and employees of the Media Communications Center, Department for Visitors Reception and Excursion Services and Center of Digital Technologies came up with and subsequently implemented "Kunstkamera Speaks and Shows" project, the main platforms for which were the museum's social media accounts. MAE RAS displayed the most activity on vk.com, facebook.com, Instagram.com and youtube.com. On March 22, the Museum announced the launch of "Kunstkamera Speaks and Shows" project according to a content plan drawn up for several weeks ahead, in which the main sections of the project were indicated and their frequency determined. The authors of the article dwell on the structure of the project, and provide data on its effectiveness. The oldest museum in Russia has passed the test of switching from offline to online, which was generated by the Covid-19 situation, and has expanded its virtual audiences through its active and diverse presence in the information space.

KEYWORDS: MAE RAS, COVID-19 situation, digital formats, new content, museum in social media, "Kunstkamera Speaks and Shows"

TATIANA Yu. SOLOVYEVA — Head of the Center for Media Communication, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (Saint Petersburg, Russia)

E-mail: [email protected]

D A RIA G. PAT RIN A — Leading Specialist in Public Relations at the Center for Media Communication, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (Saint Petersburg, Russia) E-mail: [email protected]

ALEXANDRA A. PETROVA — Leading Specialist of the Department for Visitors Reception and Excursion Services, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (Saint Petersburg, Russia) E-mail: [email protected]

EKATERINA S. SHERSTENNIKOVA — Chief Administrator of the Department for Visitors Reception and Excursion Services, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (Saint Petersburg, Russia) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.