Научная статья на тему 'ВЫСТАВКА "МИФЫ И ВЕЩИ: ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ЭСКИМОСОВ ЭКВЕНА": ЗАМЫСЕЛ И РЕЗУЛЬТАТ'

ВЫСТАВКА "МИФЫ И ВЕЩИ: ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ЭСКИМОСОВ ЭКВЕНА": ЗАМЫСЕЛ И РЕЗУЛЬТАТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

204
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / ИСКУССТВО / ДРЕВНИЕ ЭСКИМОСЫ / МИФЫ И ВЕЩИ / РЕЗЬБА ПО КОСТИ / МОРСКАЯ ОХОТА / EXHIBITION / ART / ANCIENT ESKIMO / MYTHS AND THINGS / IVORY CARVING / MARITIME HUNTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексашенко Наталья Анатольевна

Cтатья представляет результаты выставочного проекта «Мифы и вещи: искусство древних эскимосов Эквена», подготовленного в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН в 2019 г. и поддержаного Фондом «История Отечества». На выставке экспонировались предметы из коллекции Эквенского могильника, раскопанного на Чукотке в 1960-е годы. Автор рассказывает о концепции выставки и способах ее реализации. Поднимается вопрос о значении временных выставок в презентации коллекций Кунсткамеры и расширении проблематики научных исследований. Важным направлением становится поиск способов экспонирования археологических материалов. Соединение в выставочном пространстве древних предметов охотничьего снаряжения, результатов их изучения, документальных кадров фильма помогло понять назначение артефактов и почувствовать атмосферу опасного морского промысла. Миф (в письменном и анимационном представлении) нашел документальное подтверждение в резных изображениях на артефактах. Взаимодействие с посетителями выставки становится более активным благодаря использованию современных мультимедийных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Алексашенко Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXHIBITION “MYTHS AND THINGS: THE ART OF THE ANCIENT ESKIMO OF EKVEN”: THE CONCEPT AND RESULTS

The article presents the results of the exhibition project “Myths and Things: The Art of the Ancient Eskimos of Ekven”. The exhibition shows objects from the collection of Ekven cemetery that was excavated in the Peninsula of Chukotka in the 1960s. It was created at Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences in 2019 with support from the “History of Motherland” foundation. The author describes the concept of the exhibition and the ways of its implementation. Temporary exhibitions are important for the presentation of the Kunstkamera’s collections, as well as for expanding the academic research. A relevant direction is the search for ways of displaying archaeological materials. Combining ancient hunting equipment, the results of its study, and the documentary in the exhibition space has helped to show the visitors the artifacts’ usage and give them a sense of presence in the dangerous world of maritime hunting. The myth, presented both as text and animation, has found documentary confirmation in carved images on artifacts, the meaning of which was identified by scholars. With the involvement of audio and video materials, cinematography, augmented reality and other modern technologies in the displays, the interaction with visitors to the exhibition is increasing.

Текст научной работы на тему «ВЫСТАВКА "МИФЫ И ВЕЩИ: ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ЭСКИМОСОВ ЭКВЕНА": ЗАМЫСЕЛ И РЕЗУЛЬТАТ»

выставки

Н. А. Алексашенко

выставка «мифы и вещи: искусство древних эскимосов эквена»: замысел и результат

АННОТАЦИЯ. Статья представляет результаты выставочного проекта «Мифы и вещи: искусство древних эскимосов Эквена», подготовленного в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН в 2019 г. и поддержаного Фондом «История Отечества» На выставке экспонировались предметы из коллекции Эквенского могильника, раскопанного на Чукотке в 1960-е годы. Автор рассказывает о концепции выставки и способах ее реализации. Поднимается вопрос о значении временных выставок в презентации коллекций Кунсткамеры и расширении проблематики научных исследований. Важным направлением становится поиск способов экспонирования археологических материалов. Соединение в выставочном пространстве древних предметов охотничьего снаряжения, результатов их изучения, документальных кадров фильма помогло понять назначение артефактов и почувствовать атмосферу опасного морского промысла. Миф (в письменном и анимационном представлении) нашел документальное подтверждение в резных изображениях на артефактах. Взаимодействие с посетителями выставки становится более активным благодаря использованию современных мультимедийных средств.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: выставка, искусство, древние эскимосы, мифы и вещи, резьба по кости, морская охота

УДК 069.9:39

DOI 10.31250/2618-8619-2020-4(10)-220-229

АЛЕКСАШЕНКО НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА — к.и.н., ст.н.с., Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) E-mail: sas-natalya@yandex.ru

ВВЕДЕНИЕ

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН располагает богатыми коллекциями по культуре разных народов и успешно представляет их в постоянной экспозиции. Нужны ли ему временные выставки? Что они дают музею, участникам их создания, посетителям и что требует от них? Какие особенности следует учитывать при демонстрации археологических материалов? Попытаемся ответить на эти вопросы на примере проекта «Мифы и вещи: искусство древних эскимосов Эквена».

Коллекция Эквенского могильника была получена в результате раскопок Чукотского отряда Северной экспедиции Института этнографии АН СССР и поступила в Кунсткамеру в конце 1960-х годов1. Общее число предметов — свыше шести тысяч. В архиве музея хранятся планы могильника, отдельных погребений и полевые фотоматериалы.

Исследователи памятника С. А. Арутюнов и Д. А. Сергеев подготовили и опубликовали монографию (1975), в которой представлены описание и рисунки наиболее интересных находок. Однако «вживую» их видели очень немногие специалисты, другие исследователи и обычные посетители были лишены этой возможности, так как коллекции требовали музейной обработки и учета. В процессе атрибутирования предметов из Эквенского могильника проявилось такое своеобразие и богатство материала, что не поделиться им было невозможно. Искусно гравированные серии наконечников гарпуна, крылатые предметы, головки древка гарпуна с загадочными изображениями, наконец, лица, неожиданно глянувшие на исследователя с рукояти штампа или крюка, «просили» представить их широкому кругу зрителей. Идея о выставке получила одобрение на музейном совете.

Отдельные предметы их Эквенского могильника экспонировались на выставках «Шедевры Арктики» (МАЭ, 1995), «Чудесный мир Арктики» (Эрбах; Wunderwelt Arktis 1996), «На стыке континентов (Культуры Сибири и Аляски)» (города США и Канады, 1988-1991; Crossroads of Continents 1988), «Арктическая цивилизация» (Тампере; Arktiset sivilisaatiot 2002; Купина 2000; Купина, Михайлова 2004), «К глубинам человеческого духа» (Bata-Shoe Museum, Торонто, 2004). В то же время предметы из коллекции Государственного музея Востока представлены в постоянной экспозиции «Искусство Северной Азии» и демонстрируются на выставках (Мир арктических зверобоев... 2007). На наш взгляд, настало время и для показа материалов этого уникального археологического памятника, хранящихся в Кунсткамере.

С помощью показа уникальных предметов древних эскимосов из Эквенского могильника мы хотели привлечь внимание посетителей к богатым коллекциям музея, его экспозиционному и научному потенциалу. Перед нами стояли две задачи: представить так наши предметы, чтобы каждый из них стал центром притяжения людей, пришедших в Кунсткамеру, и одновременно познакомить с методами и результатами их изучения. Мы предполагали, что выставку увидят разные зрители: от малышей до авторитетных специалистов — археологов и искусствоведов, а также представители коренных народов Севера.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Для подготовки выставки была создана рабочая группа, в которую вошли сотрудники разных отделов музея: С. Н. Гиренко, А. Ю. Сайфиева, Н. Л. Ильцен, Е. А. Михайлова, Р. В. Гончаров,

1 Эквенский могильник — памятник культуры древних эскимосов периода сложения морского промысла. Расположен на берегу Берингова пролива на Чукотском полуострове примерно в 25 км от поселка Уэлен. Открыт в 1960 г. геологом О. Н. Ивановым. Экспедицией ИЭ АН СССР было исследовано 210 погребений. В 1987-1995 гг. раскопки были возобновлены экспедицией Государственного музея Востока (М. М. Бронштейн и К. А. Днепровский) совместно с музейным центром «Наследие Чукотки». На памятнике представлены древнеберингоморский, оквикский, пунукский и бирниркский культурные комплексы. Вопросы о причине такого разнообразия и их хронологической последовательности остается дискуссионными. Большинство материалов относятся к I тыс. н.э., к древнеберингоморской и оквикской культурам.

Н. А. Алексашенко, О. В. Яншина, Л. М. Дмитренко, М. Ф. Альбедиль, Е. Б. Толмачева, К. В. Радецкая, К. А. Носовская, Е. А. Егорова, В. Ю. Макарова и С. В. Зенько. Выставку курировали А. В. Головнёв и Н. П. Копанева. Алгоритм действий был обычным для любой экспозиции и включал обоснование научной концепции, составление ТЭП, написание текстов, отбор и оценку сохранности предметов, их фотографирование, внесение в базу КАМИС, изучение архивных документов, разработку художественного стиля и технического обеспечения, определение рекламной стратегии, составление программ для посетителей. для определения функционального назначения предметов и степени их использования был применен трасологический анализ.

В наши планы входила подготовка к интервью с С. А. Арутюновым, но по объективным причинам оно не состоялось. Нам пришлось искать другие возможности для того, чтобы сделать демонстрацию древних артефактов более наглядной и понятной посетителям. Среди просмотренных видеоматериалов наиболее интересным и созвучным нашим идеям был фильм «Книга моря» режиссера А. Вахрушева, который принял предложение руководства Кунсткамеры присоединиться к работе над выставкой2.

Участие в конкурсе, объявленном фондом «История Отечества» к столетию российской археологии, позволило получить финансовую поддержку на реализацию выставочного проекта. Деньги фонда были потрачены на печать стендов с текстами и фотографиями, каталог (Мифы и вещи... 2019) и рекламные лифлеты, а также на закупку экспозиционного оборудования (витрин), которое продолжают использоваться сейчас для других выставок3.

РАБОТА НАД КОНЦЕПЦИЕЙ

Предметы из коллекции Эквена интересны сами по себе как произведения косторезного искусства. Вместе с тем в орнаменте и мелкой пластике заключен смысл, который С. А. Арутюнов и Д. А. Сергеев раскрыли, сравнив изображения на артефактах с мифологическими сюжетами (Арутюнов, Сергеев 1975; Сергеев 1970; Арутюнов и др. 1980). Используя результаты их подхода, мы смогли представить на выставке эквенские вещи как воплощение конкретных мифов.

Особое внимание было уделено экспонатам, на которых одна и та же линия в разных ракурсах обозначала контур животных и человека. Эта многообразность (полиэйкония), «перетекание» изображений, привела нас к идее взаимопревращений (Сергеев, Фрадкин 1971). Она отражала наше понимание мира древних эскимосов, в котором человек становился медведем, волк — косаткой, а потом возвращал себе прежнее обличье (Арутюнов 2007).

Вместе с тем перед нами стоял вопрос о том, как живая культура, бытовавшая две тысячи лет назад, превращается в археологическую и становится объектом научного исследования. Какие методы позволяют извлечь из древних артефактов знания о людях того времени, их умениях, взглядах, занятиях? Как музейные работники превращают их в реальные экспонаты, показывая вещность и духовность той культуры? И наконец, как происходит превращение древней культуры эскимосов в современную культуру морских зверобоев. Как сохраняются (возрождаются) приемы добычи животных, а в мифах и сказках отражается картина мира охотников? Выставка должна была дать ответы на эти вопросы.

При экспонировании находок из Эквенского могильника мы сделали акцент на морском промысле (как и каким снаряжением он осуществлялся, каким образом реконструирован по археологическим источникам) и на его связи с мифологическими представлениями зверобоев. за вещами

2 Фильм «Книга моря» (режиссер Алексей Вахрушев, художник и аниматор Эдуард Беляев) снят в жанре анимадок, совмещающем в себе документальные кадры из жизни современных морских зверобоев Чукотки и анимацию мифа «О женщине, которая родила кита». Признан лучшим на многих международных и российских кинофестивалях. По материалам фильма А. Ю. Вах-рушевым совместно с М. В. Южаниновой был создан выставочный проект. Мы признательны им и их помощникам Р. А. Емельянову и С. А. Борисову за участие в нашей выставке.

3 Мы благодарны фонду «История Отечества» за предоставленную финансовую помощь, позволившую осуществить выставочный проект.

и идеями мы хотели показать людей: создателей древних шедевров, открывших и раскрывающих нам свою культуру и сохраняющих ее. Они и стали главными персонажами выставки.

СТРУКТУРА, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ Выставка состояла из трех блоков.

Первый (центральный) блок «Мифы, воплощенные в вещи» представлен подлинными шедеврами. Изготовленные из моржового клыка крюки, головка древка гарпуна и упор, крылатый предмет, очки, рукоять мотыги, лучок сверла и штамп для орнаментации керамики покрыты тонкой гравировкой и резьбой. На предметах с полиэйконичными мифологическими изображениями зафиксированы следы использования в повседневной жизни. Экспонаты в небольших прозрачных витринах были размещены по периметру Круглого зала (рис. 1). Снеговые очки, мелкий гарпунный упор с четырьмя антропоморфными изображениями и транспортировочный крюк закрепили на вращающихся подставках. Аннотации, рисунки, тексты мифов и сказок, связанных с сюжетом на археологическом предмете, располагались сзади витрин на вертикальных плоскостях, покрытых древнеберингоморским орнаментом4. В зале возникла атмосфера, которую можно проиллюстрировать поэтическими строками С. А. Арутюнова (Арутюнов 2014: 46):

В расселинах чукотских влажных скал, Бродя в туман, встречая ветра злость, для мудрых их забав я разыскал Оббитый камень и резную кость.

Рис. 1. Открытие выставки «Мифы и вещи: искусство древних эскимосов Эквена». 16 сентября 2020.

Фото С. Б. Шапиро

Второй блок «Исследование Эквенского могильника»5 посвящен ученым и их открытиям. Он состоял из семи композиций, объединенных в две темы — «Полевые исследования» («Открытие Эквена», «Структура могильника», «Погребальные сооружения», «Гарпунный комплекс») и «Изучение материалов Эквена» («О чем рассказывают наконечники гарпуна?», «Трасология и эксперимент», «Орнамент и полиэйкония Эквена»).

В этой части выставки дана общая характеристика и структура Эквенского могильника, определено его значение для решения проблем эскимосологии, представлены история и методика

4 Художественное оформление, дизайн планшетов первого и второго блоков, каталога, лифлета, афиши и рекламных растяжек разработаны Р. В. Гончаровым. Прорисовки предметов выполнены м.н.с. отдела Америки Л. М. Дмитренко.

5 Второй и третий блоки занимали наружную галерею. Фотографии, тексты, карты, чертежи и художественные композиции располагались на стенах, а находки и другие объемные экспонаты — в витринах, помещенных в ниши.

Рис. 2. Витрина, посвященная экспериментально-трасологическому изучению штампов для орнаментации керамики. Фото А. Ю. Сайфиевой

раскопок и последующего анализа артефактов. Данью глубокого уважения к первым исследователям стал рассказ о М. г. левине, С. А. Арутюнове, Д. А. Сергееве и воспроизведение архивных фотокадров, запечатлевших их в экспедиции.

Из найденных в погребениях артефактов для экспонирования были выбраны детали поворотного гарпуна — главного оружия морского зверобоя. Наконечник с копьецом, колок, головка древка гарпуна, крылатый предмет и копьеметалка (метательная дощечка) представляли собой единый комплекс. Большое количество раскопанных и экспонируемых наконечников гарпуна подтверждали важное значение охоты на моржа, тюленя, кита. Одновременно мы показали результаты, которые С. А. Арутюнов получил, изучая их типологическим методом. Эти результаты он назвал главным научным достижением своей жизни (см.: Арутюнов. Автоэтнография).

Использованию экспериментально-трасологического метода в изучении техники резьбы древних эскимосов С. А. Семеновым, а также определению функции эквенских предметов была посвящена отдельная композиция. В витрине были представлены археологические и экспериментальный штампы для орнаментации керамики и образцы оттисков (рис. 2). Следы сработанности на крюках и штампах зафиксированы на микрофото.

Фотография выразительной головки древка гарпуна с зооморфными изображениями и текст рассказывают о применении С. А. Арутюновым и Д. А. Сергеевым метода сравнительного анализа археологического и фольклорного источников, а вся центральная часть выставки наглядно подтверждает правомерность такого подхода.

Третий блок «Книга моря: мифы и реальность» состоял из документального рассказа о современных зверобоях Чукотки (фрагменты видеоинтервью, кадры морской охоты из фильма, фото чукотских охотников А. Д. Емельянова и А. А. Оттоя, хранительниц традиций и фольклора чукчанки Н. Б. Емельяновой и эскимоски Е. А. Добриевой) и представленного в технике анимации

Рис. 3. Посетители на экспозиции по материалам фильма «Книга моря». Фото С. Б. Шапиро

мифа о женщине, которая родила китенка. Композиции «Рождение кита», «Эра благоденствия», «Война», «Вечное возвращение» визуально раскрывали содержание мифа. Материалы анимационной части представлены коллажами из пластилина, фотографиями сцен из фильма с текстами и отрывками, которые демонстрировались на экране в центральной части выставки. Карта Чукотки с исчезнувшими и действующими поселками, фотографии мест, где разворачиваются мифический и реальный сюжеты фильма, создают географический и экологический фон для всей выставки (рис. 3).

ЧТО ПОТРЕБОВАЛА ВЫСТАВКА ОТ УЧАСТНИКОВ И ЧТО ОНА ДАЛА

Главными итогами работы над выставкой стали активизация научного изучения коллекций Эквена и осознание их экспозиционного потенциала. Мы убедились в правоте слов о том, что «выставочные проекты должны становиться стержнем научных и просветительских программ, воплощать результаты научных исследований» (Купина 2000: 219; 2016).

Научный аспект. В ходе подготовки выставки мы поняли, как много сделали наши предшественники и насколько велик научный потенциал Эквена. Первые археологические изыскания на Чукотке осуществили А. В. Мачинский (1941) и С. Н. Руденко (1947). Фундаментальный вклад в изучение культуры древних эскимосов внесли С. А. Арутюнов и Д. А. Сергеев, а опубликованные ими монография и статьи сохраняют актуальность. Некоторые категории артефактов из Эквенских коллекций МАЭ были проанализированы Е. А. Михайловой (Михайлова 2005). В 2000-е годы были напечатаны новые статьи С. А. Арутюнова (Арутюнов 2007), В. В. Фицхью (2014) о древне-берингоморских предметах. Сотрудники ГМВ работают над периодизацией культур, изучают гарпунный комплекс и эволюцию изобразительных стилей, использование природных красителей (Бронштейн, Широков 2008; Днепровский 2005; Мир арктических зверобоев... 2007; Пахунов и др. 2020; Сухорукова 1998; 2019). Ими получены радиоуглеродные датировки. Знакомство с научной литературой показало, что пока остаются нерешенными проблемы периодизации, последовательности

или одновременности существования культурных комплексов, представленных в Эквенском могильнике. Изучение структуры могильника и особенностей погребального обряда, типологический, технологический, трасологический анализ отдельных категорий предметов, определение сырья для изготовления орудий и видов животных по остеологическим остаткам и еще много направлений ждут разработки на материалах Эквенского могильника.

При подготовке выставки нам пришлось обратить пристальное внимание на ряд конкретных вопросов. Для того чтобы экспонаты стали понятны посетителям, важно выяснить, как каждый предмет был создан и использовался. Какую конкретную обыденную функцию он выполнял, была ли она единственной? Для этого нужно было изучить следы изнашивания под микроскопом. Ответить на вопрос о значении, смысле орнамента и изображений на предметах можно, только вникнув в методику, примененную С. А. Арутюновым и Д. А. Сергеевым по сопоставлению сюжетов эскимосского фольклора и персонажей, вырезанных на кости.

Музейный аспект. Потенциал эквенской коллекции для экспонирования велик. Это подтверждается и тем интересом, который проявляют к ней другие музеи6. Конечно, предметы должны найти достойное место в пространстве музея, но именно выставка презентует коллекции наглядно и ярко. Она мобильна и может отразить разные стороны культуры. Мы сделали акцент на искусстве древних эскимосов, которое возникло у охотников на морских животных. Промысел давал пищу, клык и формировал картину мира, в которой человек и зверь были взаимосвязаны. замысел выставки, ее главная идея родились легко, но потребовалось время, чтобы понять, как лучше представить артефакты, оживить их. Для сопоставления мифологических и археологических сюжетов из множества мифов и сказок (Эскимосские сказки. 1958; Рубцова 1954; 2008) мы отобрали подходящие, сократили и адаптировали их.

Мы пытались выстроить доверительный эмоциональный диалог с посетителями, включить разные способы представления материалов: вращающиеся подставки, обзор предметов со всех сторон, сопровождение их прорисовками и текстами, раскрывающими научное и мифологическое знание. В документальных кинокадрах Алексея Вахрушева гарпун, составные части которого помещены в музейной витрине, предстает в действии. Одновременно мифы, воплощенные в вещах древним косторезом, показаны в «Книге моря». Совместный показ археологических предметов, результатов их научного изучения и фильма взаимно усилили восприятие. И если наука помогает узнать, понять, как и для чего сделан артефакт, то современные методы кинематографии дают возможность пережить те чувства, которые возникают у охотника в погоне за китом.

Эмоциональный аспект. Высочайшее мастерство древних мастеров и охотников, живших в суровых природных условиях, удивляет, восхищает, вызывает диссонанс с нашим пониманием далекой действительности. Погружаясь в историю исследований Эквенского могильника, мы не только расширили знание о далеком прошлом, но и ощутили на себе сильное воздействие неординарных личностей, ученых, влюбленных в Север. Интеллект, романтизм, поэтичность и юмор С. А. Арутюнова, увлеченность наукой М. г. левина, основательность, смекалка и проникновение в мифологию Чукотки Д. А. Сергеева проявились при разглядывании их фотографий, чтении научных работ, дневников, воспоминаний, популярных книг (Сергеев 1968).

Конечно, разных эмоций во время работы над выставкой было много, но итогом ее открытия стал праздник общения с коллегами и посетителями.

ГЛАЗАМИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Посетители выставки оставили в книге отзывов много положительных откликов. Специалистам более важны были сами артефакты как источники для научного изучения. Для сотрудников

6 С 17 ноября 2020 г. по 17 января 2021 г. выставка «Мифы и вещи: искусство древних эскимосов Эквена» экспонируется в МВК им. И. С. Шемановского в г. Салехарде. Отдельные предметы из Эквенской коллекции МАЭ демонстрируются на выставке «Арктика: культура и климат» в Британском музее.

Рис. 4. Экскурсовод С. В. Зенько с детьми определяют персонажей на крюке для транспортировки добычи. Фото К. А. Радецкой

Кунсткамеры, особенно экскурсионного отдела, полезен и познавателен оказался эмоциональный рассказ А. Вахрушева о проекте «Книга моря», его героях — современных морских зверобоях и мифологических персонажах фильма. Обычным посетителям интересно было услышать комментарий создателей выставки или экскурсоводов. Вместе с тем они не ограничивались чтением сопроводительных текстов, а активно работали с аудигидом, хотели участвовали в каких-то действиях, связанных с выставкой, например нанести орнамент с помощью экспериментального штампа или примерить аналог костяных очков.

Работа с детской аудиторией включала мастер-классы по фольклорной лепке, традиционные чукотские и эскимосские игры с веревочкой («связка рыбы», «комар», «два эскимоса»), занятия, непосредственно обращающие внимание на экспонаты выставки: «Помоги собраться на охоту», «Найди на крюке изображение животного» (рис. 4). Школьники знакомились с основами трасологии на лекции и практикуме в Детском центре, а затем на выставке видели результаты использования этого метода в изучении эскимосских древностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над выставкой дала возможность осознать научный и музейно-экспозиционный потенциал коллекции Эквенского могильника, найти способы презентации археологического материала. Мы расширили знания эскимосской проблематики, наметили перспективы дальнейшего изучения материалов памятника, выявили направления, на которых надо сосредоточить свои исследования, обозначили аспекты сотрудничества с другими специалистами. Подготовка концепции и текстов показала ограниченность наших представлений о многих сторонах жизни древнего населения Чукотки, что требует применения комплексного подхода к исследованию Эквенского могильника.

Научные сотрудники готовы презентовать результаты изучения коллекций широкому зрителю, но необходимо искать формы выражения этих знаний. Предмет, даже самый затейливый, не может быть просто помещен в витрину, а результаты его изучения недостаточно изложить в виде аннотации. Для представления научного знания о предмете необходимы мультимедийные средства, кино, анимация... Помимо визуализации, важным в понимании природы демонстрируемых вещей и знаний о них является интерактивность в виде спланированного эксперимента. Наша выставка благодаря сочетанию древности и современности показала истоки многовековой культуры и ее возрождение на основе морского промысла и связанных с этим ремесел (например, строительство байдар). Подобные выставки способствуют осознанию этнической идентичности, пониманию ее корней. Достижения древних эскимосов — достояние всего человечества, они показывают его адаптационные возможности и интересны многим.

список источников И ЛИТЕРАТУРЫ

Арутюнов С. А. Автоэтнография. URL: http://gusaba.ru/cntnt/kontakti/o_kollegah.html (дата обращения: 26.11.2020).

Арутюнов С. А. Бросок гарпуна как прыжок медведя. Миф, обряд и ритуальный предмет в древности. Екатеринбург; Сургут, 2007. С. 174-185.

Арутюнов С. А. Жизнь как текст. Автобиблиография. М.; Берлин, 2014.

Арутюнов С. А., Левин М. Г., Сергеев Д. А. Древние могильники Чукотки // Краткие сообщения Института этнографии. 1963. Вып. 38. С. 57-69.

Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Проблемы этнической истории Берингоморья (Эквенский могильник). М., 1975.

Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. О чем рассказывают гарпунные наконечники // Советская этнография. 1980. № 5. С. 136-145.

Арутюнов С. А., Сергеев Д. А., Фрадкин Э. Е. Памятники древнеэскимосского искусства в археологическом собрании МАЭ // Собрания Музея антропологии и этнографииАН СССР. Л., 1980. С. 215-219. (Сборник МАЭ. Т. 35).

Бронштейн М. М., Широков Ю. А. Чукотская и эскимосская резная кость Художественные изделия I-XX вв. из фонда Северной Азии Государственного музея Востока. Каталог. М., 2008.

Днепровский К. А. Стандарты и модули древнеэскимосского гарпуна // Материальная культура Востока. 2005. Вып. 4. С. 134-141.

Купина Ю. А. Традиции в витринах: сибирские коллекции МАЭ РАН на зарубежных выставках (1990-е годы) // 285 лет Петербургской Кунсткамере: материалы итоговой науч. конф. МАЭ РАН, посвящ. 285-летию Кунсткамеры / отв. ред. Ч. М. Таксами. СПб., 2000. С. 214-225. (Сборник МАЭ. Т. XLVIII).

Купина Ю. А. Интерпретация и восприятие археологического материала на выставках // Музей и археологическое наследие России: сборник науч. ст. / отв. ред. Д. В. Герасимов. СПб., 2006. С. 3-16.

Купина Ю. А., Михайлова Е. А. Выставка «Арктическая цивилизация»: к вопросу об экспонировании традиционных культур // Музейные коллекции и научные исследования: материалы годич. науч. сессии МАЭ [Музея археологии и этнографии им. Петра Великого] РАН в 2000 г СПб., 2004. С. 58-65.

Мачинский А. В. Древняя эскимосская культура на Чукотском полуострове // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях ИИМК. М.; Л., 1941. Вып. 9. С. 80-89.

Мир арктических зверобоев: шаги в непознанное. Каталог выставки. М.; Анадырь, 2007.

Мифы и вещи: искусство древних эскимосов Эквена. Каталог выставки / МАЭ РАН. СПб., 2019.

Михайлова Е. А. Стрелы древнеберингоморской культуры в коллекциях МАЭ // Аборигены Америки. СПб., 2005. С. 235-250. (Сб. МАЭ. Т. L).

Пахунов А. С., Ксенофонтов Д. А., Сухорукова Е. С., Днепровский К. А. Использование красных минеральных пигментов в древнеберингоморской культуре (по материалам могильника Эквен) // Camera Praehistorica. 2020. № 1. С. 109-120.

РубцоваЕ. С. Материалы по языку и фольклору эскимосов (чаплинский диалект) М.; Л., 1954.

Рубцова Е. С. О верованиях эскимосов. Тропою Богораза // Труды Чукотского филиала СевероВосточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН. Вып. 10. М., 2008. С. 204-206.

Руденко С. И. Древняя культура Берингова моря и эскимосская проблема. М.; Л., 1947.

Сергеев Д. А. Этнографы-археологи на Чукотке. Л., 1968.

Сергеев Д. А. Мотивы эскимосского фольклора в древнеберингоморской скульптуре (первые века нашей эры) // Фольклор и этнография. Л., 1970. С. 105-113.

Сергеев Д. А., Фрадкин Э. Е. Полиэйкония на северо-востоке Чукотки // Краткое содержание докладов годичной научной сессии Ин-та этнографии АН СССР. Л., 1971. С. 115-116.

Сухорукова Е. С. «Крылатые предметы» Эквенского могильника. Закономерности художественного оформления и конструктивного устройства // Этнографическое обозрение. 1998. № 5. С. 67-82.

Сухорукова Е. С. О полихромии в древнеэскимосском искусстве. Пример одной реконструкции // Археология Арктики. Вып. 6. Салехард, 2019. С. 171-177.

Фицхью В. В. Орлы, звери и боги: художественные традиции древнеберингоморского охотничьего комплекса // Уральский исторический вестник. 2014. № 2 (43). С. 72-78.

Эскимосские сказки / запись, перевод, предисл. и примеч. Г. А. Меновщикова. Магадан, 1958.

Arktiset sivilisaatiot. Tampere, 2002.

Crossroads of Continents: Cultures of Siberia and Alaska / ed. by W/ W. Fitzhugh, A. Crowell. Washington DC, 1988.

Wunderwelt Arktis. Aus der Kunstkammer St. Petersburg; vom 11.5. — 3.11.96 im Deutschen Elfenbeinmuseum Erbach. Erbach, 1996.

THE EXHIBITION "MYTHS AND THINGS: THE ART OF THE ANCIENT ESKIMO OF EKVEN": THE CONCEPT AND RESULTS

ABSTRACT. The article presents the results of the exhibition project "Myths and Things: The Art of the Ancient Eskimos of Ekven". The exhibition shows objects from the collection of Ekven cemetery that was excavated in the Peninsula of Chukotka in the 1960s. It was created at Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences in 2019 with support from the "History of Motherland" foundation. The author describes the concept of the exhibition and the ways of its implementation. Temporary exhibitions are important for the presentation of the Kunstkamera's collections, as well as for expanding the academic research. A relevant direction is the search for ways of displaying archaeological materials. Combining ancient hunting equipment, the results of its study, and the documentary in the exhibition space has helped to show the visitors the artifacts' usage and give them a sense of presence in the dangerous world of maritime hunting. The myth, presented both as text and animation, has found documentary confirmation in carved images on artifacts, the meaning of which was identified by scholars. With the involvement of audio and video materials, cinematography, augmented reality and other modern technologies in the displays, the interaction with visitors to the exhibition is increasing.

KEYWORDS: exhibition, art, ancient Eskimo, myths and things, ivory carving, maritime hunting

NATALIA A. ALEKSASHENKO-Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (Saint Petersburg, Russia) E-mail: sas-natalya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.