Научная статья на тему 'Петербургский период в истории культуры Беларуси как объект музейной презентации'

Петербургский период в истории культуры Беларуси как объект музейной презентации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
616
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛАРУСЬ / КОЛЛЕКЦИЯ / МУЗЕЙ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / COLLECTION / BELARUS / MUSEUM / SAINT-PETERSBURG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беспалая Мария Аркадьевна

Культурное и историческое наследие белорусского народа испытало значительное воздействие особых социокультурных обстоятельств, превалировавших в так называемом СевероЗападном регионе в конце XIX начале XX вв. Одним из самых активных центров этих процессов была столица Российской империи Санкт-Петербург. Статья посвящена изучению уровня музеефикации и интерпретации этого петербургского периода в современных белорусских музеях, а так же выявлению его значения для белорусской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Беспалая Мария Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Petersburg Period in the History and Culture of Belarus as an Object of Museum Presentation

Cultural and historical heritage of the Belarusian people was influenced by the peculiar sociocultural conditions prevailing in the so called Northwestern region in the XIX XX centuries. One of the most active centers of this process was the capital of the Russian Empire the city of St. Petersburg. The article examines the level of museification and interpretation of Petersburg period in Belorussian museums and its significance in the Belarusian culture.

Текст научной работы на тему «Петербургский период в истории культуры Беларуси как объект музейной презентации»

Вопросы музеологии

2(10)/2014

МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ

УДК 930.85(476)

М. А. Беспалая

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Белорусские музеи располагают достаточно богатыми коллекциями, являющимися ценным источником по одному из интереснейших периодов нашей политической и культурной истории - петербургскому. Причины, условия и особенности возникновения такого понятия в истории белорусской культуры достаточно полно разработаны отечественной исторической наукой, но в рамках нашей темы мы считаем необходимым совершить небольшой экскурс в события второй половины Х1Х - начала ХХ вв., когда происходило его формирование.

В данный период во многих промышленных и торговых центрах Российской империи появилось значительное количество белорусов, или, исходя из официальной терминологии, выходцев из Северо-Западного края. Объяснение этому явлению заключается в особенностях социокультурного развития данного региона. Согласно результатам переписи 1897 г., в белорусских губерниях большинство населения принадлежало к крестьянскому сословию. Белорусская деревня была перенаселена, до 40 % ее жителей фактически были лишними. Поэтому значительное количество молодых крестьянских парней в конце Х1Х в. начинает уезжать на заработки в промышленные города - Москву, Баку, Саратов, Одессу и, конечно, Санкт- Петербург. К концу Х1Х в. только в столице империи проживало до 60 000 белорусов, больше, чем во всех белорусских городах вместе взятых. Например, в Минске белорусов проживало только 8 200, в Гродно - 5 400, в Гомеле - 6 500.

Как еще одну причину такого роста белорусской диаспоры в Санкт-Петербурге и Москве можно рассматривать стремление молодых людей получить высшее образование, т.к. на территории Северо-Западного края после подавления восстания 1863-1864 гг. высших учебных заведений не было. Его уроженцы могли получать образование в других регионах России, прежде всего в обеих столицах. Этим правом молодежь белорусских губерний активно воспользовалась.

Эти два явления совпали с зарождением и активным развитием белорусского национального движения, центрами которого стали Вильно и Санкт-Петербург. Уже этот факт указывает на сложность консолидации белорусского этноса и превращения его в нацию, т.к. ни один белорусский регион не смог стать центром данного процесса. Причины этого мы отчасти уже указали, отметив, что подавляющее большинство населения составляли малограмотные, разобщенные, далекие от национальной идеи крестьяне. Наиболее образованная, экономически достаточно независимая часть населения белорусских губер-

105

М. А. Беспалая

Петербургский период в истории культуры Беларуси...

ний, в силу известных обстоятельств, была полонизирована. Первые ростки понимания самобытности белорусского этноса, его языка и культуры в среде местного дворянства (шляхты) начинают появляться в первой половине Х1Х в., а к его концу эта идея распространилась достаточно широко. Многие представители шляхты, особенно небогатой, стали соотносить себя с белорусским этносом, активно заниматься изучением его фольклора, этнографии, истории. Анализ результатов переписи 1897 г. показывает, что белорусский язык назвали родным более 50 % шляхты, 60 % учителей, 40 % чиновников и т.д.

Формирование национального самосознания осложнялось и тем, что этот процесс не имел материальной поддержки, т.к. главную роль в экономике белорусских губерний играла еврейская буржуазия. В ее руках находилось большинство промышленных и кустарных предприятий, значительная часть банковского капитала. Белорусская национальная идея и движение оказались для нее чуждыми и поэтому экономической поддержки еврейская буржуазия этому процессу не оказывала

Таковы, в общих чертах, причины превращения Санкт-Петербурга в один из центров национального движения, составной частью которого являлось возрождение культуры.

Музейные коллекции и экспозиции, посвященные петербургскому периоду, предоставляют достаточно хорошие возможности как для научного анализа, так и для визуального ознакомления с основными событиями и участниками данного процесса. Можно отметить своеобразную специализацию коллекций, в зависимости от профиля музея. Национальный исторический музей Беларуси презентует коллекцию, раскрывающую, в основном, политическую сторону национального движения. В ней присутствуют материалы о первой нелегальной группе, созданной в начале 1880-х гг. студентами петербургских вузов, выходцами из белорусских губерний. В 1884 г. они подпольно издали два номера журнала «Гомон», в котором провозглашалось и теоретически обосновывалось существование самостоятельного белорусского этноса как «особенной ветви славянского племени». Данную линию продолжили нелегальные публицистические произведения «К белорусской молодежи», «К белорусской интеллигенции» и др.

Отдельные музеи Беларуси располагают знаковым для белорусской культуры изданием «Словарь белорусского наречия», подготовленным Иваном Носовичем и изданным в Санкт-Петербурге в 1870 г. «Словарь» включал до 30 000 слов, был высоко оценен научной общественностью и получил Демидовскую премию. Золотой медалью Русского географического общества была удостоена еще одна его работа - «Сборник белорусских присказок».

Фактически все зачинатели белорусской литературы начинали свою деятельность в Санкт-Петербурге, о чем рассказывает экспозиция Государственного музея белорусской литературы. В 1861 г. на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета поступил Франтишек Богушевич, первые произведения которого положили начало литературному белорусскому языку. В петербургском журнале «Край» он печатал публицистические заметки.

В Технологическом институте учились будущие белорусские поэты Янка Лучина (Иван Неслуховский) и Адам Гуринович. Сборник стихотворений Я. Лучины «Вязанка» смогли издать студенты-белорусы в Санкт-Петербурге уже после его смерти. Произведения А. Гуриновича, который возглавлял в Санкт-Петербурге нелегальный кружок молодежи - выходцев из Северо-Западного края, затем был арестован и умер от черной оспы в 25 лет, были изданы после революции.

106

Вопросы музеологии

2(10)/2014

Многие региональные музеи Республики Беларусь располагают коллекциями, которые сохраняют память о связях деятелей белорусского общественного движения с Санкт-Петербургом. К таким музеям надо отнести Пуховичский районный краеведческий музей, часть которого размещается в поселке Блонь данного района. Это неслучайно. Это местечко стало одним из центров народнического движения по причине переезда сюда в 1880 г. из Санкт-Петербурга молодых «чернопередельцев» - Анатолия Бонч-Осмоловского и Варвары Ваховской, перед этим заключивших фиктивный брак. А. Бонч-Осмоловский закончил Катковский лицей в Москве, в 1876 г. начал учебу в Санкт-Петербурге, сначала в Институте инженеров путей сообщения, затем на юридическом, потом на естественном отделении Санкт-Петербургского университета.

Отец Анатолия Осиповича завещал ему имение Блонь, но предусмотрительно ограничил право его продажи. Это обстоятельство вынудило молодых людей активно заняться сельскохозяйственной практикой, которая со временем принесла положительные результаты. Хозяйственные успехи позволили владельцам Блони участвовать в оказании помощи голодающим губерниям России в 1891 г., главным образом в Самарской губернии. Постепенно Блонь превращалась в революционный центр, который посещали многие видные представители эсеровского движения - М. Спиридонова, Е. Брешко-Брешковская, Г. Гер-шуни и др.1

Редкий случай для Беларуси, но, несмотря на военные разрушения, забвение и заброшенность, усадебный дом Бонч-Осмоловских и парк при нем сохранились, и сейчас здесь располагается экспозиция музея. Целый зал отведен под рассказ о жизни и деятельности этой семьи - Анатолия Осиповича, Варвары Ивановны Бонч-Осмоловских и их детей -Ивана, Родиона, Глеба и Ирины. Судьбы детей тесно связаны с Ленинградом. Ирина -врач, фронтовой хирург в годы Первой мировой войны, как и ее брат, Глеб - геолог, умерли во время блокады, Иван - секретарь фракции трудовиков в Государственной Думе 1-го и 2-го созыва, умер в 1969 г., Родион - погиб в 1937 г. Теперь в Санкт-Петербурге живут их потомки, стараниями которых в Блони создана мемориальная комната Бонч-Осмоловских1 2.

Для постижения истории белорусского национального движения большой интерес представляет коллекция, хранящаяся в Государственном литературном музее Янки Купалы, народного поэта Беларуси, одного из самых ярких представителей нашего поэтического и драматического искусства. Коллекция достигает 50 000 единиц хранения и состоит из документов, фотографий, рукописей его произведений и др., значительная часть ее относится к петербургскому периоду его творчества.

Представленные в экспозиции материалы свидетельствуют о примечательной роли библиотекаря университета Бронислава Эпимах-Шипило в организации движения белорусской интеллигенции в Санкт-Петербурге в начале ХХ в. Он родился в 1859 г. в одном из белорусских уездов, в 1885 г. закончил Санкт-Петербургский университет, с 1891 по 1925 г. здесь же и работал, одновременно преподавая древние языки в других учебных заведениях города. Адрес его проживания: Васильевский остров, 4-я линия, д. 45, кв. 16. Теперь на этом доме установлена мемориальная доска с текстом, который свидетельствует, что в этом доме, на квартире у Эпимах-Шипило жил Я. Купала, будущий народный поэт Беларуси.

1 Пуховичский районный краеведческий музей. НД-1079; НД-1064; НД-1061.

2 Пуховичский районный краеведческий музей. НД-1079; НДФ-5416; НДФ-54513.

107

М. А. Беспалая

Петербургский период в истории культуры Беларуси...

В 1906 г. в Санкт-Петербурге было создано белорусское издательское объединение «Загляне сонца i у наша ваконца», которое существовало до Первой мировой войны. Финансировал издательство Вацлав Ивановский, входило в него 45 человек. Многие музеи республики сохраняют экземпляры первых белорусских книг, выпущенных издательством - «Беларуси лемантар», «Першае чытанне для дзетак-беларусау» и др. В 1907-1908 гг. издательством был организован выпуск серии «Беларусия песняры» в 6-ти томах, тиражом более 4 000 экземпляров каждый. Издавались переводные и белорусские драматические произведения для музыкально-драматических кружков, которые организовывали белорусские вечеринки, альманах «Маладая Беларусь». За период своей деятельности издательское объединение выпустило 38 книг общим тиражом более 100 000 экземпляров, большая часть которого отправлялась на родину.

Еще одно белорусское издательство в Санкт-Петербурге в 1910 г. основал А. А. Гриневич. Именно здесь латиницей были изданы поэмы Я. Купалы «Гусляр» и «Адвечная песня».

Как свидетельствуют исследователи значения петербургского периода в развитии белорусского национального движения, начиная с 1870-х гг. здесь было издано такое количество работ об особенностях белорусского языка, традиций, культуры, что отрицать факт самобытности белорусского этноса было уже невозможно.

В коллекции Государственного литературного музея Янки Купалы имеются очень ценные документы - «Отчет о деятельности Белорусского научно-литературного кружка студентов С.-Петербургского университета» за 1913 и 1914 гг. Титульный лист одного из них представлен в экспозиции, несколько экземпляров хранится в фондах музея. Даже в учебниках по истории Беларуси деятельность кружка обойдена вниманием, поэтому считаем возможным кратко на ней остановиться. Инициативу в создании кружка студенты проявили еще в 1905 и 1906 гг., но процесс затянулся и только 30 января 1912 г. совет профессоров университета утвердил устав Белорусского научно-литературного кружка. В его состав вошли студенты - будущие известные деятели белорусской культуры - Е. Хлебцевич, Бр. Тарашкевич и др. По решению руководства Историко-филологического факультета, с учетом ходатайства кружка его возглавлял один из преподавателей данного факультета, будущий известный белорусский фольклорист и этнограф, автор публикаций «Белорусские народные песни» А. Розенфельд. Анализ отчетов о деятельности кружка за 1913 и 1914 гг. показывает, что с ним сотрудничали академик А. А. Шахматов, профессора Е. Ф. Карский, А. Л. Погодин, С. А. Венгеров, И. А. Бодуэн-де-Куртэне и др.3 Участникам кружка Янка Купала посвятил одно из лучших своих произведений - стихотворение «Пророк», полное глубокого философского смысла. Отдельный зал Государственного литературного музея Янки Купалы посвящен петербургскому периоду в творчестве Янки Купалы и отражению его значения как в судьбе поэта, так и во всей белорусской культуре.

В фондах музея хранится письмо одного из друзей поэта к профессору Б. И. Эпи-маху-Шипиле с просьбой принять участие в судьбе поэта. Целью приезда Янки Купалы в Санкт-Петербург в конце 1909 г. была учеба на общеобразовательных курсах А. Черняева. Друг просит умудренного жизнью профессора приложить «свои прекрасные человеческие

3 Фонды Государственного литературного музея Янки Купалы. 2 кн. 479. Белорусский научно-литературный кружок студентов С.-Петербургского университета. СПб., 1913. 31 с.

108

Вопросы музеологии

2(10)/2014

качества, чтобы оздоровить в поэте веру в целенаправленный труд, но, одновременно, не убить его поэтическое вдохновение»4.

Петербургский период с 1909 по 1913 гг. оказался необычайно богатым и плодотворным в творчестве Янки Купалы. Здесь он познакомился с писателями В. Г. Короленко, А. Коринфским. Именно здесь студентами-белорусами была осуществлена первая постановка его первого драматического произведения - комедии «Павлинка». Это теперь она стала визитной карточкой Национального драматического театра им. Я. Купалы, с нее начинается каждый театральный сезон. А тогда, 9 февраля 1913 г. в зале «Пальма» в Мак-симильяновском переулке д. 18 на первом спектакле «народу было столько, сколько мог вместить зал, билеты все были распроданы <.. .> зрители аплодировали не только в конце сцен, но и во время исполнения некоторых мест»5. В экспозиции представлена фотография всех участников спектакля, сделанная после его окончания.

Среди семи литературных музеев Республики Беларусь Государственный литературный музей Я. Купалы выделяется активным использованием современных мультимедийных технологий в экспозиционном пространстве. В холле музея размещен информационно-справочный терминал, который, кроме традиционной информации о деятельности музея и филиалов, дает возможность также послушать песни на стихи поэта, оставить запись в виртуальной книге отзывов, сделать мгновенное фото на память.

Непосредственно в экспозиции с помощью интерактивных экранов можно просмотреть дополнительный фото- и документальный материал, а также увидеть обряд «Купалля» в формате 3D, посмотреть отрывки из спектаклей по пьесам Купалы на импровизированной сцене (с помощью проектора). Желающие, благодаря техническим средствам, могут приобщиться к спектаклю и поучаствовать в разучивании танцев, которые демонстрируют герои комедии - Павлинка и пан Быковский. Несомненно, такая возможность вызывает неподдельный интерес посетителей. Эти услуги доступны как групповым, так и индивидуальным посетителям.

Кроме этого, представлена игровая зона для школьников, где можно складывать виртуальные пазлы и играть в другие игры, разработанные сотрудниками музея в соответствии с тематикой экспозиции.

Наряду с традиционными формами культурно-образовательной работы (экскурсии, лекции, литературно-музыкальные вечера, музейно-педагогические программы), музей активно использует иные формы, ориентируясь на запросы посетителей. Особую заинтересованность вызывают музейные праздники, особенно Ночь музеев. В 2013 г. музеем проводилась «РаУИпка PARTY», в рамках которой были представлены выступления театральных, музыкальных коллективов, мастер-классы по созданию стильного образа «PaYlinkastyle», демонстрация моделей и т.п. Учитывая интерес посетителей к такому формату, также была организована «Купальская ночь в Купаловом доме» и «Ночь белорусской литературы».

Таким образом, использованные в статье факты, по мнению автора, помогают раскрыть процесс превращения Санкт-Петербурга во второй половине XIX - начале ХХ вв. в один из главных центров белорусского национального движения. Здесь определились и действовали белорусские политические и культурные течения, которые, без сомнения, оказали заметнейшее влияние на судьбу культуры и политического самоопределения

4 Государственный литературный музей Янки Купалы. Коллекция «У». КП. 9046.

5 Гурло А. Беларускае нрышчэ у Пецярбурзе // Наша шва. 1913. 20 лютага. С. 4.

109

М. А. Беспалая

Петербургский период в истории культуры Беларуси...

белорусского народа. По этой причине в подавляющем большинстве музеев Республики Беларусь разного уровня - от центральных до районных, - сохраняются коллекции и презентуются важнейшие события петербургского периода, которые отражают его значение в возникновении белорусского национального движения и развитии белорусской культуры.

Информация о статье

Автор: Беспалая Мария Аркадьевна - докт. ист. наук, профессор, Беларусь, Белорусский государственный университет культуры и искусств, Минск, [email protected].

Заглавие: Петербургский период в истории культуры Беларуси как объект музейной презентации. Абстракт: Культурное и историческое наследие белорусского народа испытало значительное воздействие особых социокультурных обстоятельств, превалировавших в так называемом СевероЗападном регионе в конце XIX - начале XX вв. Одним из самых активных центров этих процессов была столица Российской империи - Санкт-Петербург. Статья посвящена изучению уровня музеефикации и интерпретации этого петербургского периода в современных белорусских музеях, а так же выявлению его значения для белорусской культуры.

Ключевые слова: Беларусь, коллекция, музей, Санкт-Петербург.

Information on article

Author: Bespalaya Mariya Arkadevna - Doctor of Science in History, Professor, Belarus, Belorussian State University Culture and Arts, Minsk, [email protected].

Title: Petersburg Period in the History and Culture of Belarus as an Object of Museum Presentation. Abstract: Cultural and historical heritage of the Belarusian people was influenced by the peculiar sociocultural conditions prevailing in the so called Northwestern region in the XIX - XX centuries. One of the most active centers of this process was the capital of the Russian Empire - the city of St. Petersburg. The article examines the level of museification and interpretation of Petersburg period in Belorussian museums and its significance in the Belarusian culture.

Key words: collection, Belarus, museum, Saint-Petersburg.

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.