Белорусы Литвы:
история формирования этнической группы и современность
Елена Изергина,
аспирант Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, магистр исторических наук
Изучение и осмысление места и роли диаспор в социальной жизни актуально в контексте глобализации, когда формирование единого информационного и экономического пространства является одной из причин радикального изменения ситуации в сфере миграционных процессов, межэтнических отношений и межкультурной коммуникации. При этом важна оценка влияния диаспоры на политическую, экономическую, административно-правовую, культурную и другие сферы жизни общества, а также установление связей с метрополией. Возрождение национальной идентичности среди разных поколений белорусов за границей может быть эффективно использовано для укрепления экономического и культурного присутствия нашего государства в разных странах мира [1].
В конце XIX в.- 80-е гг. XX в. белорусская диаспора охватывала от 1/6 до 1/3 части всех белорусов. С прекращением существования Советского Союза на бывшей территории этого государства происходит выделение малых этнических групп как отдельных социально-структурных единиц, в отношении которых применяется термин «диаспора» (с греческого - расселение). Этим словом принято называть совокупность определенного народа, проживающую за пределами метрополии и обладающую основными чертами национального своеобразия - языком, культурой, самосознанием. Термин «белорусская диаспора»
начал активно применяться в научных трудах и публицистике относительно недавно, получил распространение в отечественной историографии с конца 1980-х гг. [2]. В 1990-е гг. вне Республики Беларусь проживало 3-3,5 млн этнических белорусов. Группы эмигрантов и их потомков живут в странах СНГ, Балтии, в Австралии, Бельгии, Великобритании, Нидерландах, США, Канаде, Германии, Чехии и др.
Несмотря на почти столетнюю историю белорусских центров за границей, они до сих пор мало изучены: изданы только четыре основательные работы, посвященные жизни нашей диаспоры в отдельных странах,-«Белорусы в США» В. Кипеля, «Белорусы в Австралии», «Белорусы в Великобритании» Н. Гордиенко, «Белорусы в Канаде» Я. Садовского (на английском языке). На сегодняшний день учеными освещены лишь отдельные темы по белорусской диаспоре в Литве. Научное этнологическое исследование будет способствовать реализации Государственной программы «Белорусы в мире», в частности и данная работа.
Хронологические рамки анализа - конец XIX -начало XXI в. (нижняя граница обусловлена и совпадает с этапом формирования национальной идеи белорусов и литовцев, верхняя - время существования независимых государств). Территория - современные границы литовского государства, которые менялись на протяжении исследуемого отрезка времени.
В период пребывания наших земель в составе Российской империи все этнически белорусские территории входили в одно государство. Вторая половина XIX - начало XX в. характеризуется подъемом национального самосознания белорусов. Центром этнокультурной жизни был город Вильно: в 1903 г. здесь состоялся учредительный съезд первой политической партии - «Беларускай сацыялктычнай грамады», выходили периодические издания «Наша доля» и «Наша шва», «Саха», «Беларус», работали Белорусское издательское общество, издательство «Нашей нивы»,
издательское товарищество «Наш дом», Белорусский музыкально-драматический кружок. Согласно данным переписи 1897 г., белорусы составляли 56% населения Виленской губернии [3].
В результате событий 1914-1922 г. карта Европы была изменена коренным образом. Этнически белорусские территории вошли в состав Польской и Литовской республик, БССР и РСФСР. Государственная политика Польши (Виленское воеводство) и Литвы (со столицей в Каунасе) по отношению к национальным меньшинствам различалась, но можно выделить их общие этапы и черты: либеральный - первая половина 20-х гг. ХХ в. (активизация деятельности белорусов: были открыты учебные заведения, СМИ, общественные и политические организации); радикальный - вторая половина 20-х - 30-е гг. ХХ в. (сокращение белорусских образовательных учреждений, СМИ, ликвидация общественных и политобъединений).
В период с начала 1920-х до конца 1930-х гг. город Вильно потерял статус единого культурного центра белорусов, но был одним из ключевых городов, где активно шел процесс развития белорусского движения и формирования национальных традиций. В 1919 г. в городе начала свою деятельность Белорусская гимназия, которая заложила основу национальной системы образования в Западной Беларуси. В 1921 г. в Вильно были основаны Общество белорусской культуры и Белорусский музей, а в 1926 г.- Белорусский институт хозяйства и культуры. Действовали в это время на Виленщине и общественно-политические организации - Белорусский национальный комитет, Белорусская крестьянско-рабочая громада и др. [4]. С 1926 по 1939 г. либеральное направление изменилось на более радикальное, сопровождавшееся усилением процесса полонизации: закрытием учебных заведений с белорусским языком обучения, насаждением поль-скоязычных школ.
В конце 1930-х гг. национальная жизнь белорусов на Виленщине останавливается, и этому есть объяснение. Подавляющее их большинство, проживавшее в польском государстве, были крестьянами. Интеллигенция же на просторах четырех северовосточных воеводств II Речи Посполитой оказалась немногочисленной, поскольку отсутствовали условия, способствующие ее росту. По политическим причинам белорусов очень редко принимали на работу в административные и другие государственные учреждения, белорусская школа существовала только символически. Возможности поступления в польские средние и высшие учебные заведения для молодежи ограничивались финансовыми обстоятельствами. Поэтому с течением времени количество интеллигенции сократилось, ее воздействие на крестьянство было невелико [5].
О численности белорусов на территории Виленского края свидетельствуют переписи 1921 г. и 1931 г. Так, согласно первой, в четырех поветах Виленской области (без учета Средней Литвы) проживало 47,3% белорусов от всего населения, в соответвии со второй, уже 59,7% жителей назвали родным польский язык, а среди национальных меньшинств значились белорусы (22,7%), евреи (8,5%), литовцы (5,5%) и русские (3,4%) [6]. Данные переписи основывались на языке и религии. Коменданты полиции называли православных крестьян белорусами, а крестьян-католиков - поляками [7]. То есть религиозная принадлежность являлась критерием определения этнической. Второй момент - человеческий фактор: поскольку сами белорусы приписывали себя к полякам, чтобы получить льготы, землю, то можно утверждать, что большинство «поляков» на территории Западной Беларуси - граждане-белорусы.
Необходимо отметить, что решение вопроса национальной принадлежности в каком-то смысле было обусловлено исторически сформированными обстоятельствами. Во-первых, коллективная память: во времена Великого княжества Литовского и Речи Посполитой государственные должности занимали поляки-католики, а представители других конфессий имели меньше прав. Во-вторых, Польша - страна, где доминирующее положение занимает католицизм, и, соответственно, в обществе существовало мнение: больше возможностей самореализации будут иметь поляки-католики.
В Литовском государстве, согласно данным переписи 1923 г., белорусами записались 4400 лиц (0,2% населения) [4]. Они концентрировались в окрестностях Ново-Александровска и Евья. В 1919-1920 гг. в Каунасе работали Министерство белорусских дел в Литве, издательское общество имени Ф. Скорины, выходили периодические издания, формировались белорусские военные единицы, подчиненные литовскому командованию. Значительным событием стало учреждение в Каунасе в апреле 1923 г. Белорусского центра, главными задачами которого были издательская деятельность, поддержание связей с общественными объединениями. Во второй половине 1920-х положение белорусов в Литве резко ухудшилось. Прежде всего это стало следствием политики, проводимой местными властями, которые не способствовали развитию белорусской школы на территориях компактного проживания белорусов.
Новая волна оживления национальной жизни -начало 1930-х. В 1932 г. было основано «Беларускае культурна-асветнщкае таварыства», в задачи которого входили «организация белорусского меньшинства и работа над взаимным белорусско-литовским единением» [4]. Его альтернативой стал Белорусский
центр, возобновившийся в литовской столице 23 февраля 1933 г. с целью координации деятельности отдельных белорусов и белорусских сообществ. Однако споры между различными учреждениями снизили эффективность их работы, и в 1935-1936 гг. практически все они закрылись.
С началом Второй мировой войны прекращает свое существование II Речь Посполитая, Западная Беларусь присоединяется к БССР. Ее граница сместилась на запад, однако в состав республики не были включены этнически белорусские территории: согласно тексту Договора о передаче Литовской республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой от 10 октября 1939 г., эти земли были переданы Литве.
Столицей Литовского государства стал Вильно. Сюда и в другие города Литвы в советский период по вербовке (на новостройки и т.д.) переселилось некоторое количество белорусов, особенно из приграничных районов. «У савецю час у Нова Вшьш пачалi будаваць заводы. А хто на iх рабгу?.. Прыязджалi беларусы - на заводзе грошы можна было зарабщь. Вучыцца спецы-яльна не нада: на месцы месяц-друп павучаць i рабь Гэта учарашшя людзь яюя працавалi на зямль Яны прыязджалi з мэтай зарабляць грошы, а не займацца культурай»,- вспоминает Валдас Банайцис [9, л. 3]. Приезжали работать и в колхозы. Дело в том, что здешние крестьяне имели больший земельный надел, чем крестьяне в БССР. Поэтому после войны белорусы переселялись жить в страну-соседку [9, л. 4]. Еще одно направление миграции в Литву - получение образования: приезжие студенты порой оставались здесь навсегда [9, л. 5а]. Приток белорусов привел к увеличению этнической группы. Так, по данным всесоюзных переписей населения, в 1959 г. в Литовской ССР проживало 30 тыс. белорусов, в 1979-м - 58 тыс. Однако такой рост в количестве не вызвал оживления белорусской национальной жизни в республике.
Новая волна процесса этнической мобилизации белорусов в Литве - во второй половине 1980-х - связана с политикой перестройки. В БССР, как и во всем Советском Союзе, начали отмечаться некоторые признаки либерализации советского общества. Возникали первые белорусские культурно-просветительные организации. В 1988 г. были основаны клуб любителей белорусского народного творчества «Сябрына» и Общество белорусской культуры. В 1989 г. на литовском радио стала выходить белорусскоязычная передача «Новости для белорусов», а на телевидении -«Вшенсю сшытак». В 1990 г. зазвучало «Беларускае слова на хвалях лггоускага радыё» [9, л. 4].
В советский период граница между Литовской и Белорусской ССР хоть и существовала, но в то же время белорусам не было нужды решать все вопросы
с документами для выезда в Литву. С распадом Советского Союза административная «черта» между бывшими советскими республиками превратилась в полноценную границу двух независимых стран, став важным аспектом в жизни наших соотечественников.
1990-е гг.- период активной деятельности белорусов в Литве. Его особенность - восстановление и сохранение этнической памяти и символики. Ключевую роль в этом процессе играет интеллигенция. Так, в Вильнюсе с 1993 г. действует средняя школа им. Франциска Скорины - продолжательница традиций Виленской белорусской гимназии, образовательного учреждения высокого уровня, где кроме белорусов учились евреи, поляки, русские, латыши. На сегодняшний день гимназия им. Ф. Скорины в Вильнюсе -единственная полная средняя белорусская школа за рубежом. Здесь по инициативе Объединения белорусских общественных организаций Литвы 2 сентября 2002 г. был открыт музей белорусской литературы и искусства. Основную его экспозицию составляют картины белорусских художников, живущих в Литве; полотна, подаренные Союзом художников Республики Беларусь; экспонаты, рассказывающие о классиках белорусской литературы; выставка «Янка Купала в диалоге культур»; редкие, уникальные книги. В фондах бережно хранятся многочисленные фотографии, фотокопии рукописей Ф. Богушевича, Цётки, Я. Купалы, Я. Коласа, которые были переданы Вильнюсским литературным музеем им. А. С. Пушкина [9, л. 6].
В Литовской Республике действуют «Таварыства беларускай мовы», «Таварыства беларускай культуры», на факультете славистики Вильнюсского педагогического университета - кафедра белорусского языка, литературы и этнокультуры [9, л. 7]. В Вильнюсе, Салечниках (Шальчининкай), Свентянах (Швянчёнис), Висагинасе, Друскининкае и других местах культурно-просветительную работу ведут 15 белорусских организаций. Они объединены Координационным советом белорусских сообществ в Литве. С 1991 г. наши художники в Вильнюсе принимают участие в выставках Объединения белорусских художников стран Балтии «Маю гонар». С 1997 г. издается газета «Рунь».
В 2001 г. в Вильнюсе усилиями Сергея Витушко было зарегистрировано общественное объединение «Беларуск музей iмя 1вана Луцкевiча», нацеленное на исследование древней истории, фиксацию исторического процесса и презентацию исторических знаний в продолжение музейной традиции, заложенной известным этнографом и археологом И. Луцкевичем на основе его богатой коллекции экспонатов [10]. Созданный уже после смерти ученого его братом Антоном Луцкевичем Белорусский музей (работал в 1921-1945 гг.) запомнился посетителям как «святое место», настоящая «белорусская Мекка» - центр
культурной жизни белорусов в Вильно, который собирал, сберегал, популяризировал свидетельства нашей славной истории, этнографии, искусства. Именно поэтому не прекращаются усилия по поиску, изучению и восстановлению утраченного наследия. Возрождение Виленского белорусского музея - это возвращение национального символа, нашей национальной памяти. К сожалению, на сегодняшний день у музея нет собственного помещения [9, л. 8].
В условиях глобализации для сохранения идентичности малые этиничесике группы обращаются к своим традициям. В Литовской Республике на родном языке наши соотечественники говорят в повседневной жизни. Для популяризации одного из определяющих элементов нации - языка - большое значение имеют учреждения образования, где обучается новое поколение белорусов. В числе главных национальных символов и традиционная культура. Особенностью поддержания и репрезентации белорусской традиционной культуры в Литве является ее возрождение в городской среде. В сельской местности число жителей, которые относят себя к белорусской нации, невелико. Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, прерванностью поколений, когда часть белорусов в послевоенное время была репрессирована. Во-вторых, отдаленностью от городских центров, где вопросами возрождения занимаются белорусские организации. В-третьих, религиозным фактором: если человек - католик, то он «приписывается» к польской нации, если православный - к русской. Здесь необходимо учитывать, что влияние и авториет местной церковной иерархии для людей более значимы, чем рассказы «незнакомцев» о белорусской культуре.
В вопросе сохранения традиционной культуры следует выделить два уровня. Первый - семейные традиции. «У нас так прынята. Вялжае свята - Вялждзень, Каляды - збiраемся усёй сям'ёй, прыязджаюць дзецi, уную... на Каляды гатовiм ежу. Патрэбна, каб было 12 страу, вось дамауляемся, i кожная гатовiць. Гэта посная куцця - усё без мяса. Абавязкова куццю робiм, кожны з нас спрабуе» [9, л. 2]. Второй - репрезентация национальных обычаев и обрядов белорусскими организациями. «Мы рыхтуемся загадзя. Вось, напрыклад, перад Калядамi даём абвестку, што у гэтым годзе калядаваць будзем у таю дзень. Часам людзi самi тэлефануюць, запрашаюць, часам самi звошм - удакладняем. У дзень калядавання з гуртом «Сябрына» iдзем вшшаваць людзей са святам з казой, зоркай. За столью год людзi ужо ведаюць i самi запрашаюць» [9, л. 4].
Еще один немаловажный национальный символ -традиционный костюм. Среди белорусов Литвы распространены костюмы с двумя основными видами вышивки - геометрической и растительной. Их надевают по праздникам.
Одна из существенных проблем - старение белорусской диаспоры. Дело в том, что активистами национального подъема в 1980-1990-е в большинстве своем были люди в возрасте 20-40 лет. Прошло почти два десятка лет. Молодежь, рожденная в Литве в тот период, сейчас присоединяется к процессу глобализации - выезжает получать образование и работать за рубеж, а люди, прибывающие из Беларуси с целью обучения, трудоустройства, не проявляют активности. Восстановления белорусских общин практически не происходит, и в результате количество белорусов в Литве снижается. Если в 1989 г., согласно переписи, здесь проживало 63 тыс. наших соотечественников, то за 12 лет их количество уменьшилось: по данным Литовского статистического департамента, на территории страны в 2001 г. жили 42 866 белорусов [11].
Таким образом, политические процессы в Центрально-Восточной Европе ХХ в., протекавшие в условиях сложной международной обстановки, действия различных политических сил, стали причиной разделения этнически белорусских территорий между странами. Позиции белорусского народа не были приняты во внимание экономически более сильными государствами. Сложные ассимиляционные тенденции, низкое самосознание стали причиной потери связей многих белорусов со своей родиной, отказа от родного языка и культуры, перехода на культуру и язык титульной нации страны проживания. На сегодняшний день белорусы в Литве - третье по численности национальное меньшинство. Для развития белорусских центров важны прежние стабильная общественно-политическая и культурная ситуация в Беларуси и заинтересованность на уровне государства в сохранении этнических особенностей. СИ
[5 See: http://innosfera.by/2016/12/Belarusians_in_Lithuania
Литература
1. Гурко А. Сувяз( беларускага этнасу // Навука. № 33 от 15.08.2016 г. С. 6.
2. Коваль В. Кантакты беларускай iукрашскай дыяспар м1жваеннага перыяду // http://pdf.kamunikat. org/13178—10. pdf.
3. Виленская губерния. Первая Всеобщая Перепись населения Российской Империи. 1897 год // http:// rusemp.info/perepis1897/vilno.html.
4. Тихомиров А. Из истории белорусской диаспоры в Литве // Диаспора. Культурология. История / под ред. А. Мальдиса, А. Смоленчука.- Мн., 2006. С. 30-36.
5. Мiрановiч Я. Навейшая псторыя Беларуа.- СПб., 2003.
6. Wykaz miejscowosci Rzeczypospolitej Polskiej. Tom 1. WojewodztwoWilenskie.- Warszawa, 1938.
7. Токть С. Белорусская деревня в эпоху перемен. Вторая половина XIX - первая треть ХХ в.- Мн., 2007. С. 204.
8. 1зерпна А. Псторыя фармiравання беларускай этычнай трупы у Лте // Пытанн мастацтвазнауства, этналоги i фалькларыстым. Вып. 20 / Цэнтр даследава нняу беларускай культуры, мовы i лгаратуры НАН Беларуа; навук. рэд. А. I. Лакотка.- Мн., 2016. С. 337-343.
9. Архiу 1нстытута мастацтвазнауства, этнаграфи iфальклору. Ф. 6. Воп. 14. Спр. 226.
10. Виленский музей // http://vilnia.com/museum/default.aspinewsIdH6.
11. Статистика Литвы // Литовский департамент статистики // http://www.stat.gov.lt/uploads/ docs/2002_11_07.pdf.