БОТ 10.257127ASTU.2518-7767.2018.02.008
УДК 7.067.4
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИЗ СТЕКЛА И СТАЛИ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ -ДЛЯ ЭКСПОЗИЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ ЯНКИ КУПАЛЫ
Войницкий Павел Владимирович Кандидат искусствоведения, доцент, Белорусский национальный технический университет. Беларусь, г. Минск [email protected]
Златкович Елена Михайловна Магистр искусствоведения, аспирант, Белорусская государственная академия искусств.
Беларусь, г. Минск [email protected]
Статья посвящена инсталляции «Путь поэта», выполненной авторами для Государственного литературного музея Янки Купалы (Минск, Беларусь) в 2014 году. Это произведение современного искусства, репрезентирующее последние минуты жизни Народного поэта БССР Янки Купалы. В то же время оно представляет собой фрагмент музейной экспозиции, посвященный трагическому окончанию жизненного пути поэта, и включает в себя реальные экспонаты из музейной коллекции, имеющие отношение к смерти Купалы. Остальные составляющие инсталляции — сталь, стекло, звук и направленный электрический свет. Инсталляция должна была стать не только драматическим контрапунктом экспозиционного тайм-лайна, но также и послужить прозаичным оборудованием для демонстрации музейных предметов. В результате длительной работы над эскизами выкристаллизовалась вертикальная композиция объекта, напоминающего лестницу и составленного из стеклянных листов-ступеней, которая и была, в итоге, воплощена. В статье раскрывается концепция произведения, его привязка к конкретным историческим событиям, а также особенности образно-художественного решения. Особое внимание уделено специфике использования стекла в качестве основного материала инсталляции.
Ключевые слова: современное искусство в музее, инсталляция, Янка Купала.
Аннотация
Библиографическое описание для цитирования:
Войницкий П. В., Златкович Е. М. Художественная инсталляция из стекла и стали с элементами музейной коллекции — для экспозиции Государственного литературного музея Янки Купалы // Искусство Евразии. - 2018. - №2(9). - С. 98-104. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.008. [Электронный ресурс]
URL: https://readymag.com/u50070366/1070646/21/
В начале XXI века искусство предлагает новые методы «доставки посланий» — причем не обязательно в виде художественных высказываний — во взаимодействии со зрителем, основанном на интерактивности и эмоциональной вовлеченности последнего. Современное искусство в историко-биографической музейной экспозиции стимулирует как эмоционально-окрашенную трактовку сухих исторических фактов, так и личностную посетительскую ре-интерпретацию экспонатов — «следов» представленных событий. Формат инсталляции своей пространственностью и возможностью прямого использования аутентичных материалов здесь наиболее эффективен.
Инсталляция «Шлях паэта» (рус. «Путь поэта», 2014) — произведение современного искусства, созданное для репрезентации последних часов (а, возможно, минут и даже секунд) жизни Народного поэта БССР Янки Купалы — с целью максимального эмоционального воздействия на посетителя музея. В то же время инсталляция представляет собой фрагмент музейной экспозиции, посвященный трагическому окончанию жизненного пути поэта. Она включает реальные артефакты из музейной коллекции, имеющие отношение к смерти Купалы. Основные составляющие инсталляции — сталь, стекло, звук и направленный электрический свет (рис. 1, 2).
Рис. 1, 2. Войницкий П.В., Златкович Е.М. «Путь Поэта» (2014). Инсталляция: предметы из музейной коллекции, сталь, стекло, звук и направленный электрический свет. Государственный литературный музей Янки Купалы (Минск, Беларусь). Фото Сергея Ждановича
Государственный литературный музей Янки Купалы в Минске, выступивший заказчиком инсталляции, полностью посвящен жизни и творчеству поэта. Янка Купала
(настоящее имя Иван Доминиикович Луцевич, 1882—1942) — белорусский поэт, драматург, публицист и переводчик. Купала — признанный классик белорусской литературы, Народный поэт БССР (1925), Академик АН БССР (1928) и АН УССР (1929), лауреат Сталинской премии (1941). Личность Купалы в белорусской культуре соразмерна личности Пушкина в русской. Творчество поэта дало мощнейший импульс национальной поэзии и, более того, национальному самосознанию белорусов, — сохраняющий силу и ныне. Именем Янки Купалы названы улицы, театры и парки, его стихи — обязательная часть школьной программы. И его же стихи — в песнях современных рок-групп — продолжают взывать к нашему достоинству и смелости.
28 июня 1942 года Янка Купала, приехавший в Москву и остановившийся в гостинице «Москва»», неожиданно погибает — упав в лестничный пролет между этажами. Свидетелей гибели поэта не нашлось, поэтому до сих пор неизвестны ее точные обстоятельства. По официальной версии, это несчастный случай [1], по неофициальной же — самоубийство или убийство с участием спецслужб. Сведения о предшествующих трагедии событиях противоречивы и допускают разные интерпретации [2, 3, 4], однако достоверно известно, что вечер своего последнего дня Купала провел в обществе друзей и знакомых в номере председателя Белорусского союза писателей Михася Лынькова — на десятом этаже все той же злополучной гостиницы. В 22:10 Купала покинул компанию белорусских литераторов, выйдя из номера Лынькова. В 22:30 тело поэта было найдено на лестничной площадке первого этажа.
После демонтажа гостиницы «Москва»» в 2004 году в фондах Музея Янки Купалы — стараниями тогдашнего директора музея Сергея Вечера и при помощи Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации — оказались аутентичные фрагменты уничтоженного здания: ступени лестницы, на которой произошла трагедия, и некоторые элементы интерьера из номера 414, где жил Купала. Основной нашей задачей было гармонично включить их в музейную экспозицию — и, в то же время, постараться создать эффектный художественный образ. Инсталляция должна была стать не только драматическим контрапунктом экспозиционного тайм-лайна, но также и послужить прозаичным оборудованием для демонстрации пресловутых предметов музейной коллекции. В результате длительной работы над концепцией и эскизами выкристаллизовалась вертикальная композиция объекта, напоминающего лестницу и составленного из стеклянных листов-ступеней, которая и была в итоге воплощена.
Структурированный в виде спирали символический водоворот с элементами стекла стремится вверх — в противоход падению физического тела поэта в лестничный пролет. Начинаясь от аутентичных бетонных ступеней, выполненные в технике фьюзинга стеклянные «ступени» символической лестницы почти равны им по пропорциям. Далее, выше, пласты стекла постепенно уменьшаются и в самом верху инсталляции близки по размерам рукописным бумажным листам. Таким образом, сужение кверху задает объекту искусственную перспективу, продолжающуюся и за его верхней границей — мощным световым лучом, направленным в потолок. Стальные вертикали, переходящие в стеклянные трубы, визуально задают движение вверх, в то же время являясь несущими каркасными элементами композиции. Если направленная вверх «лестница», образ которой прочитывается в инсталляции, призвана символизировать жизненный путь, то ее «разбросанные» ступени могут быть ассоциированы с распадом жизни, нарушением ее движения энтропией небытия. Мы отождествляли стеклянные ступени с последними
трагическими мгновениями жизни поэта. Как нам представляется, эмоциональная глубина инсталляции должна раскрываться через ассоциативное сравнение «ломкой» ткани жизни со стеклянной хрупкостью.
Элементы музейной коллекции интегрированы в пространственный вихрь нашего объекта. В соответствии с базовыми принципами музейного экспонирования, они свидетельствуют об аутентичности интерпретируемых событий. Неожиданные ракурсы и положения предметов придают инсталляции динамичность и драматизм. Важной частью произведения стали оригинальные зеркальные двери шкафа гостиничного номера, в которые, вполне возможно, Купала смотрелся в день своей гибели. Мы даем посетителю возможность увидеть в них себя — их зеркальная поверхность придает инсталляции интерактивность во времени. Посетитель и погибший поэт почти мистически «встречаются» в зазеркальном пространстве.
Основной материал инсталляции «Шлях поэта» — стекло — субстанция, которая в силу своей специфики находится между миром предметным/реальным и нереальным/невидимым. Мы как авторы произведения отвели стеклу принципиально ведущую роль. Выбор материала обусловлен метафорой невесомости драматического мгновения, которое перекликается также с физической застылостью стекла после подвижной, практически жидкостной структуры своего огненного расплава. Это природное качество стекла является для него едва ли не самым основным, образующим, созидательным. Отсюда — отождествление стеклянной сущности материала с моментом перехода, перелома — с паузой, тенью, следом. Со слепком живой сущности — в противовес «физичности» предметности и плоти.
Таким образом, концепция инсталляции базируется на транскрипции темы смерти поэта, зыбкой метафоре присутствия/отсутствия — через способность материала обозначить и придать форму категориям бестелесного и воображаемого.
В поле современного искусства происходит трансформация традиционно присущих стеклу характеристик. Транспарентность — одно из самых характерных качеств стекла — можно рассматривать не только с точки зрения синонимичности высокого стиля и изысканности. Именно внутреннее прозрачное измерение материала сообщает ему уникальные визуально-пластические возможности в моделировании пространственно-временной ситуации. Стекло становится проводником метафизических концептов. В стеклянном объекте концентрируются авторские мировоззренческие поиски, решается проблематика философизации темы, происходит формализация ее выразительных средств.
Новейшие художественные практики — поиск новых образов, новых средств и материалов, почти до дематериализации медиума в пользу, собственно, послания. В таком контексте стекло — релевантный материал современности.
Абстрагирование формы современного стеклянного объекта в своей основе базируется на ассоциативно-образной палитре природных явлений и проявлений предметного мира. Кроме того, мощный импульс к формообразованию в стеклянной пластике несет концептуальная платформа мировоззренческой, философской проблематики и трактовки абстрактных понятий. Особый характер связи внутренней и внешней формы стеклянного объекта составляет специфику его взаимодействия с архитектурным пространством в процессе его формирования.
В образно-метафорической программе нашей концептуальной инсталляции использованием стекла акцентированы: поэтика «надлома»; психоделические мотивы (связкой свет/стекло); экзистенциальные темы, вплоть до базовых проблем бытия — хрупкость, ломкость, эфемерность жизни и прозрачность жизни публичной.
Подчеркнем важность света как одной из составляющих инсталляции — пронзая ее вертикально, он продолжает движение вверх, буквально задавая ему скорость и «бесконечность».
И, наконец, звук — тревожный прерывистый гудок снятой трубки антикварного телефонного аппарата, который тоже является частью инсталляции. По воспоминаниям свидетелей, Купала вышел из номера Лынькова после того, как поговорил по телефону. Положил трубку, распрощался и ушел навсегда. Мы включаем это важное обстоятельство в образно-смысловое поле произведения.
Итак, работая над инсталляцией, посвященной гибели Янки Купалы, для экспозиции одноименного музея, мы стремились творчески соединить профессиональный экспозиционный подход (с сохранением научных принципов экспонирования, этикетажа и т.д.), актуальные особенности современного искусства инсталляции, а также новейшие технологические возможности материалов.
Литература
1. Адказ Федэральнай службы бяспек РФ на запыт прэз^энта Мiжнароднага фонду Янк Купалы прафесара Рагойшы В.П. аб смерщ Янм Купалы ад 18.06.1996 г. №10/А - 2539, Масква. Экзэмпляр № 1. Машынашс. Да адказу прыкладаецца ксеракотя "Спецсообщение" Наркаму Унутраных спрау таварышу Берыя аб смерщ Янм Купалы. // Дзяржауны лгтаратурны музей Янк1 Купалы. КП 18794. Л. 1-3.
2. Купала Я. Поуны збор творау : У 9 т. Т. 9, кн. 2. Дапауненш да папярэдшх тамоу ; Летатс жыцця i творчасщ ; Дадатак / Янка Купала ; рэд. тома Э. А. Золава, М. I. Мушынск1, В. У. Скалабан ; падрыхтоука тэкстау i каментарьи А. М. Гесь, Т. С. Голуб, Э. А. Золавай, В. У. Скалабана, "Летатс жыцця i творчасщ" — I. У. Саламевiча. — Мшск : Мастацкая лтаратура, 2003. - 414 с. - С. 280-282; 268-371.
3. Купала i Колас, вы нас гадавалi : дакументы i матэрыялы. У 2 кн. Кн. 2. 19392009. Ч. 1 / уклад. : В. Дз. Селяменеу, В. У. Скалабан ; рэд. калепя : М. I. Мушынск (гал. рэд.) [i шш.]. - Мшск : Лгтаратура i Мастацтва, 2011. - 384 с. - С. 121-122; 145-162.
4. Пуцявiнамi Янк1 Купалы : Дакументы i матэрыялы / Уклад., уступ. Артыкул i iмян. паказ. Г. В. Кiсялёва ; рэд. В. В. Барысенка, М. I. Мушынск1. - Мiнск : Навука i тэхнiка, 1981. - 312 с. - С. 265-274.
Статья поступила в редакцию 29.05.2018 г.
Received: May 29, 2018
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.008
ART INSTALLATION FROM GLASS AND STEEL WITH ELEMENTS OF MUSEUM COLLECTION FOR EXPOSITION OF STATE LITERARY MUSEUM OF YANKA KUPALA
Voinitski Pavel
PhD in Art Theory, Associate Professor, Belarusian National Technical University. Minsk, Belarus. [email protected]
Zlatkovic Elena
Master of Arts, PhD Student,
Belarusian State Academy of Arts.
Minsk, Belarus.
Abstract
The paper is devoted to the art installation «Way of Poet» created by the authors for the State Literary Museum of Yanka Kupala (Minsk, Belarus) in 2014. It is a work of contemporary art that represents the very last moments of life of People's poet of the Byelorussian SSR Yanka Kupala. At the same time, it is a fragment of the Museum exposition dedicated to the tragic end of the Poet's life, and includes the real exhibits related to the death of Kupala from the Museum collection. Other components of the installation are steel, glass, sound and spotted electric light.
Yanka Kupala (1882 — 1942) was the classic writer of Belarusian and world literature, one of the founders of modern Belarusian literature and literary Belarusian language, the spiritual and moral leader of national rebirth in Belarus. On 28 June 1942 he tragically died in unexplained circumstances, having fallen into the staircase opening at the 10th floor of the hotel «Moscow» in Moscow.
The installation is not only a dramatic counterpoint of the exposition time-line, but it also serves as prosaic equipment for demonstrating the Museum's items. As a result of long work on the sketches, the vertical composition of the object was invented and embodied. It resembles a stairway that composed of glass sheets-steps. The paper reveals the concept of the work, its connection to specific historical events, as well as its original artistic features. Particular attention is paid to the specific use of glass as the main material of the installation.
Keywords: contemporary art in museum, installation, Yanka Kupala.
Bibliographic description for citation:
Voinitski P. V., Zlatkovic E. M. Art installation from glass and steel with elements of museum collection for exposition of State literary museum of Yanka Kupala. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2018, no 2(9), pp. 98-104. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.008. Available at: https://readymag.com/u50070366/1070646/21/ (In Russian).
References
1. Adkaz Fjederal"naj sluzhby bjaspjeki RF na zapyt prezidenta Mizhnarodnaga fondu Janki Kupaly prafjesara Ragojshy V.P. ab smjerci Janki Kupaly ad 18.06.1996, No.10/A -- 2539, Maskva. Ekzempljar No. 1. Mashynapis. Da adkazu prykladajecca ksjerakopija "Spetssoobshchenie" Narkamu Unutranyh spraw tavaryshu Bjeryja ab smjerci Janki Kupaly [Reply of the Federal Security Service of the Russian Federation to the request of the President of the International Fund of Yanka Kupala Professor Ragoyshi V.P. On the death of Yanka Kupala from 10.18.1996, No.10 / A — 2539, Moscow. Instance No. 1. Typewriting. To the answer is attached a photocopy "Special message" to the People's Commissar of Internal Affairs, Comrade Beria, about the death of Yanka Kupala]. D%jar%hawny litaratumy muzjej Janki Kupaly [The State Literary Museum of Yanka Kupala]. KP 18794. L. 1-3. (In Russian)
2. Kupala Ja. Dapawnjenni da papJarednih tamow ; Ljetapis zhyccJa i tvorchasci [Additions to the previous volumes; Chronicle of the life and work]. Kupala Ja. Powny %bor tvoraw [Complete set of Works]. In 9 vol. Vol. 9, part 2. Minsk, MastackaJa litaratura Publ., 2003. 414 p. Pp. 280282, 268-371. (In Belarusian)
3. Kupala i Kolas, vy nas gadavali: dakumjenty i mateiyjaly [Kupala and Kolas, you have brought up: documents and materials]. In 2 vol. Vol. 2. 1939-2009. Part 1. Minsk : Litaratura i Mastactva Publ., 2011. 384 p. Pp. 121-122, 145-162. (In Belarusian)
4. Pucjavinami Janki Kupaly: Dakumjenty i mateiyjaly [Yanka Kupala ways: Documents and Materials]. Minsk, Navuka i tehnika Publ., 1981. 312 p. Pp. 265-274. (In Belarusian)