Научная статья на тему 'ПЕТЕРБУРГСКИЕ «МЕТАМОРФОЗЫ» ЕВГЕНИЯ ЛАЗАРЕВИЧА БЛЮМКИНА'

ПЕТЕРБУРГСКИЕ «МЕТАМОРФОЗЫ» ЕВГЕНИЯ ЛАЗАРЕВИЧА БЛЮМКИНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
43
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Печатная графика / техники высокой печати / петербургское искусство XXI вв. / эстамп / ксилография / офорт / городской пейзаж / Printed graphics / letterpress techniques / Petersburg art of the XXI century / print / woodcut / etching / cityscape

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Будеева Мария Леонидовна

Статья посвящена творчеству петербургского художника Евгения Лазаревича Блюмкина, которому в 2022 году исполнилось бы 75 лет. Рассматривается печатная графика мастера, в которой жанровое и тематическое разнообразие называется одной из характерных особенностей. Делается акцент на городском пейзаже, как ведущем жанре в творчестве художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETERSBURG "METAMORPHOSIS" BY EVGENY LAZAREVICH BLYUMKIN

The article is devoted to the work of the St. Petersburg artist Evgeniy Lazarevich Blyumkin, who would have turned 75 in 2022. The printed graphics of the master are considered, in which genre and thematic diversity is called one of the characteristic features. Emphasis is placed on the urban landscape as the leading genre in the artist's work.

Текст научной работы на тему «ПЕТЕРБУРГСКИЕ «МЕТАМОРФОЗЫ» ЕВГЕНИЯ ЛАЗАРЕВИЧА БЛЮМКИНА»

PER

УДК 7.03 ББК 85.1

DOI 10.34685/HI.2023.40.1.009

ПЕТЕРБУРГСКИЕ «МЕТАМОРФОЗЫ» ЕВГЕНИЯ ЛАЗАРЕВИЧА БЛЮМКИНА

Будеева Мария Леонидовна,

соискатель,

Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина. Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17. 199034

ОИСГО: 0000-0002-8528-4684 budeeva_m@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена творчеству петербургского художника Евгения Лазаревича Блюм-кина, которому в 2022 году исполнилось бы 75 лет. Рассматривается печатная графика мастера, в которой жанровое и тематическое разнообразие называется одной из характерных особенностей. Делается акцент на городском пейзаже, как ведущем жанре в творчестве художника.

Ключевые слова

Печатная графика; техники высокой печати; петербургское искусство XXI вв.; эстамп; ксилография; офорт; городской пейзаж.

75 лет исполнилось бы в 2022 году петербургскому художнику-графику Евгению Лазаревичу Блюмкину (1947-2019). Мастер станковой графики, экслибриса, член Санкт-Петербургского Союза художников работал во многих печатных техниках — в офорте, литографии, гравюре на дереве. Художник родился и прожил всю жизнь в Ленинграде — Санкт-Петербурге. Поэтому неслучайно образ этого города прошел сквозь все его творчество, и в разное время в разных техниках интерпретировался по-разному. Прослеживание своеобразных метаморфоз петербургского городского пространства в творчестве Е. Л. Блюмкина и стало основной целью статьи.

Художник-философ, художник-мыслитель в своих графических листах стремился показать окружающую его реальную жизнь во всех её проявлениях, создавая как большие пейзажные композиции, так и камерные повседневные сюжеты. Все творчество Е. Л. Блюмкина — это своего

рода размышления о взаимодействии собственного мира с окружающим. Сам мастер называл свою графику метаморфозами, вырастающими из индивидуального восприятия действительно-сти1. И на самом деле, за кажущейся простотой и даже некой обыденностью сюжетов и образов в графических листах художника скрываются глубокие философские размышления и рассуждения о простых истинах и вечных ценностях. Отсюда такое жанровое разнообразие, которое можно назвать одной из характерных особенностей его творчества — натюрморты («Мамина лампа» (1989, цв. офорт, акватинта, открытое травление), «Завтрак на троих» (2002, цв. меццо-тинто), «Пиковая дама» (2003, цв. меццо-тинто),

1 Блюмкин, Е. Л. METAMORPHOSIS — ЖИЗНЬ. Творчество Е. Л. Блюмкина / Е. Л. Блюмкин // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб.: АИС, 2010. Вып. 18. С. 39

«Глазунья» (2007, торц. ксилография), «Счастливый билетик» (2011, торц. ксилография), «Ждите моряка» (2011, торц. ксилография)); философские абстракции («Колеса времени» (2006, прод. ксилография), «Сгоревшее время» (2006, торц. ксилография)), абстрактные портреты («Гунн», «Демон», «Поэт» все 2014, прод. ксилография), «Портрет» 2018, прод. ксилография)), городской и лирический пейзажи (серия «Непарадный Петербург» 2009-2011; «Двое у моря» 2013, торц. ксилография)).

Но среди всего жанрового и тематического разнообразия городской пейзаж занимает особое место в творчестве Е. Л. Блюмкина. Ленинград — Санкт-Петербург — родной и дорогой для художника город, где прошла вся его жизнь, где он сформировался как Человек, как Художник, как Личность. Родные улицы Васильевского острова, величественная Нева, парадные набережные и каналы или потаенные уголки непарадного города, дворы-колодцы и подворотни — все это нашло отражение в петербургских «метаморфозах» мастера.

К образу Ленинграда — Санкт-Петербурга художник обращался, работая в разных графических техниках. В более ранних листах, выполненных в офорте, он изображает классические виды города на Неве — набережные реки Мойки и канала Грибоедова («Банковский мостик» (1982, офорт) (Илл. 1), «Набережная реки Мойки» (1984, офорт)). Город предстает пустынным и тихим, в привычном своем облике — дождливого межсезонья.

Илл. 1. Е. Л. Блюмкин. «Банковский мостик». 1982. Б., офорт. Государственный музей городской скульптуры. Санкт-Петербург.

Илл. 2. Е. Л. Блюмкин. «Корабли на Неве».1980-е. Б., цв. офорт, открытое травление. Публ. по: Евгений Блюмкин. Рисунки. Офорты. Акварели. Иллюстрации. Литографии. Меццо-тинто. Экслибрисы. Ксилографии: альбом. СПб. 2020. 256 с.

В другом листе, также выполненным в офорте, «Корабли на Неве» (сер. 1980-х, цв. офорт, открытое травление) (Илл. 2), художник передает романтический образ Петербурга, где на фоне набережной Невы и величественного Исааки-евского собора поднимаются мачты парусного судна. Высокие клубящиеся над собором облака, свет фонарей на набережной добавляют листу некоторой таинственности. Интересно, что, работая в офортных техниках, от травленого штриха и акватинты, мастер постепенно перешел в технику открытого травления, рисуя кистью лаком на металле. В гравюре «Корабли на Неве» этот прием позволил художнику более свободно передать объем и форму облаков, блики на поверхности воды, тем самым добавив легкой «живописности» эстампу.

В некоторых графических листах этого периода, обращаясь к теме города, Е. Л. Блюмкин объединяет в одной гравюре несколько жанров, где сквозь натюрморт проглядывает городской вид («Цветы на фоне Исаакиевского собора» (1998. Б. цв. меццо-тинто)). Эта жанровая ме-

таморфоза позволяет более глубоко раскрыть и передаваемый пейзаж, наполняя его дополнительными смыслами, и добавить самому натюрморту большую выразительность и глубину. Таковым можно назвать лист «Мамина лампа» (1989, цв. офорт, акватинта, открытое травление) (Илл. 3), в котором на фоне окна с весенним городским пейзажем изображен уютный натюрморт из окружающих художника предметов — старинной настольной лампы, книг, газет и бутылки с цветком.

Илл. 3. Е. Л. Блюмкин. «Мамина лампа». 1989. Б., цв. офорт, акватинта, открытое травление. Публ. по: Евгений Блюмкин. Рисунки. Офорты. Акварели. Иллюстрации. Литографии. Меццо-тинто. Экслибрисы. Ксилографии: альбом. СПб. 2020. 256 с.

Как и большинство эстампов мастера, лист «Мамина лампа» несет в себе более глубокий смысл, чем просто изображение предметов на фоне окна. Об этом же говорит и вписанный в композицию фрагмент газеты «Правда», чья дата указывает зрителю на время года за окном, а заголовок статьи «Служить истине» — на жизненные приоритеты художника.

К петербургским видам Е. Л. Блюмкин обращался, и работая в иллюстрации. Одна из таких работ — книга «Там у Невы наш первый сад» Л. Б. Добринской, над которой художник трудился в 1990-х г. В этот период он активно работал в литографии и иллюстрации выполнены в этой технике. Город предстает здесь и уз-

наваемым — набережные Невы, здание Адмиралтейства, Александровская колонна, и в то же время некой фантазией на тему «фантастического старого города»2. Композиционно достаточно лаконичные листы, относящиеся к каждой из представленных в книге Л. Б. Добринской новелле, насыщены отсылками к историческим и культурным событиям Петербурга. Еще одна работа, своего рода, литературная интерпретация образа Петербурга — это цикл графических листов «Рассказы о Невском проспекте», выполненных в оригинальной графике, тушью и пером. В каждом листе художник объединил городские мотивы, литературные произведения и их авторов, связав все во единую композицию («Пушкин и Онегин» (1995, тушь, перо), «Александрийский театр и Гоголь» (1995, тушь, перо) (Илл. 4), «Вольф и Беранже. Судьба Лермонтова» (1995, тушь, перо)). Работы этой серии отличаются высочайшим графическим мастерством. Е. Л. Блюмкин использует здесь характерный для всей своей графики прием — разнообразие штриховых вариаций (от длинных диагональных штрихов, до хаотично расположенных коротких штрихов, черточек и точек). Достаточно интересно в этих работах «использован мотив паспарту — рамки овальной формы изобретательно вписаны в прямоугольник, не повторяя каждый раз конструкции друг друга»3.

Художник постоянно экспериментировал и искал свой почерк в той или иной печатной технике. И каждая из техник добавляла городским видам Е. Л. Блюмкина свои художественно-выразительные особенности. Мягкость и некоторую приглушенность линий можно увидеть в работе «Зимний вечер на Петроградской стороне» (1996), выполненной в меццо-тинто. Кажется, что эта техника как нельзя лучше подходит для передачи настроения — тихого снежного вечера в одном из дворов Петроградской стороны. Тонкими, почти ажурными линиями художник работает в офорте, изображая «кружева» петербургских оград рек и каналов («Банковский мо-

2 Блюмкин, Е.Л. METAMORPHOSIS — ЖИЗНЬ. Творчество Е. Л. Блюмкина / Е. Л. Блюмкин // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб.: АИС, 2010. Вып. 18. С. 39-43.

3 Левандовский С. Н. Главное — не опускаться до ремесла.../ С. Н. Левандовский // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб., 2020. Вып. 61. С. 20.

Илл. 4. Е. Л. Блюмкин. «Рассказы о Невском проспекте. Александрийский театр и Гоголь». Иллюстрация. 1995. Б., тушь, перо. Публ. по: Евгений Блюмкин. Рисунки. Офорты. Акварели. Иллюстрации. Литографии. Меццо-тинто. Экслибрисы. Ксилографии: альбом. СПб. 2020. 256 с.

стик» (1982, офорт) «Набережная реки Мойки» (1984, офорт)), а более «живописные» линии получаются в технике открытого травления («Мамина лампа» (1989, цв. офорт, акватинта, открытое травление), «Корабли на Неве» 1980-е, цв. офорт, открытое травление).

Но больше всего в городском пейзаже мастер работал в гравюре на дереве, к которой перешел от офортных техник в середине 2000-х г. Также как и в литографии, и в глубокой печати, в ксилографии художник не шел уже проторенными путями. Он прокладывал свои маршруты и развивал свои методы работы как в продольной, так и в торцовой гравюре на дереве, постоянно совершенствуя свои навыки гравера-ксилографа, тем самым много сделав для развития петербургской ксилографии.

Город в его графических листах, исполненных в гравюре на дереве, многогранен. То он предстает лирическим и даже «волшебным», окутанным завесой дождя или снежной дымкой. Ксилографии «Зима на 14 линии Васильевского острова» (2010, прод. ксилография), «Зима на Малом проспекте В.О» (2010, прод. ксилогра-

фия), яркий тому пример. Изображения тонких, ажурных заснеженных ветвей деревьев покрывает большую часть работ, словно кружевом. Характерная для продольной ксилографии фактура доски дополняет созданный художником эффект. В этом же ряду такие эстампы, как «Зимний куст» (2010), «Андреевский собор» (2011) «Зима на В.О.» (2012), выполненные в торцовой гравюре на дереве. Лирическим Петербург предстает и в листе «Белая ночь» (2012, прод. ксилография), где сквозь открытые оконные рамы зритель видит белую петербургскую ночь, темные окна и освещенную стену дома напротив.

В серии «Непарадный Петербург» художник обращается к уже ставшему хрестоматийным образом непарадному Петербургу. Ксилографии «Дворы Литейного» (2009, прод. ксилография), «Портрет водосточной трубы» (2011, прод. ксилография) (Илл. 5) не только отражают действительность, окружающую горожан и самого художника, но может быть в большей степени, наполнены некими философскими смыслами, размышлениями о бренности жизни, об одиночестве «маленького» человека в большом городе.

Илл. 5. Е. Л. Блюмкин. «Непарадный Петербург. Портрет водосточной трубы». 2011. Б., прод. ксилография. Публ. по: Евгений Блюмкин. Рисунки. Офорты. Акварели. Иллюстрации. Литографии. Меццо-тинто. Экслибрисы. Ксилографии: альбом. СПб. 2020. 256 с..

Илл. 6. Е. Л. Блюмкин. «Стакан, наполовину полный». 2008. Б., торц. ксилография. Публ. по: Евгений Блюмкин. Рисунки. Офорты. Акварели. Иллюстрации. Литографии. Меццо-тинто. Экслибрисы. Ксилографии: альбом. СПб. 2020. 256 с..

Вообще, тема города так или иначе затрагивается не только в пейзажных композициях. Очень часто городской мотив выступает у мастера частью его философских размышлений, претерпевая те или иные метаморфозы, будь то каменные городские стены в работе «Дорогу осилит идущий» (2008, торц. ксилография), или темный городской силуэт в композиции «Три ангела над старым пиджаком» (2008, торц. ксилография), город — как наполненный сосуд — «Стакан, наполовину полный» (2008, торц. ксилография) (Илл. 6), город, выступающий некой стихией, бескрайним морем в графическом листе «Звездочет» (2010, прод. ксилография). Город окружает мастера со всех сторон. Он видит его в окно, или вокруг себя, и тогда появляются ксилографии с узнаваемыми петербургскими видами, а может увидеть маленький фантастический городок на круглом срезе капустного кочана, где узкая улочка с тесно стоящими средневековыми домиками плотно закручивается в спираль («Резка капусты» 2010, прод. ксилография) (Илл. 7).

Говоря о работе художника в гравюре на дереве, важно заметить, что поверхность материала

Илл. 7. Е. Л. Блюмкин. «Резка капусты». 2010. Б., прод. ксилография. Публ. по: Евгений Блюмкин. Рисунки. Офорты. Акварели. Иллюстрации. Литографии. Меццо-тинто. Экслибрисы. Ксилографии: альбом. СПб. 2020. 256 с.

в ксилографии для Е. Л. Блюмкина имеет большое значение. Существующие естественные изъяны торцовой или продольной доски, будь то различные трещины или неровности он органично вписывает в изображение. Сам он отмечал, что: «в ксилографии многое зависит от породы используемого дерева, его мягкости или твердости, которую приходится преодолевать с усилием. Иногда фактура помогает сюжету, делает его более энергичным, нестандартным. Но это надо увидеть изначально»4. Мастер очень трепетно относился к материалу для своих ксилографий, к истории бытования деревянной доски, впоследствии становившейся формой для печати. Дерево, будь то продольная доска или поперечный спил, он часто привозил из своих многочисленных поездок, стараясь запечатлеть на привезенном материале свои впечатления о стране, из которой дерево и было привезено.

Так, под впечатлением от творческих поездок по Италии (2005-2012) художником была создана серия гравюр на дереве «Итальянские сюжеты». Внимание мастера привлекают небольшие приморские городки и быт их простых жителей. Известные на весь мир архитектурные памятники и ансамбли художник оставляет в стороне. Работы «Берег» (2011), «Амальфи. Городок у моря» (2012), «Амальфитанское побережье» (2013)

Цит. по: Евгений Блюмкин. Рисунки. Офорты. Акварели. Иллюстрации. Литографии. Меццо-тинто. Экслибрисы. Ксилографии: альбом / Сост.: М. Лобанова, Е. Большаков. Авторы статей: С. Левандовский, Е. Блюмкин, В. Ульянов. СПб. 2020. С. 152.

4

выполненные в торцовой ксилографии, наполнены светом и воздухом. Тонкая, почти филигранная работа штихеля по торцовому спилу дерева, передает все нюансы южного пейзажа.

Мастер оставил богатое художественное наследие. Многие его работы, выполненные в самых разнообразных техниках, были собраны в большом альбоме «Евгений Блюмкин. Рисунки. Офорты. Акварели. Иллюстрации. Литографии. Меццо-тинто. Экслибрисы. Ксилографии» вышедшем в 2020 году. Во вступительном слове к альбому С. Н. Левандовский отметил, что сюжеты для своих эстампов и рисунков художник находил легко, ведь «сама жизнь становилась объектом его творчества»5. И это так. Для творчества Е. Л. Блюмкина свойственен постоянный поиск — поиск новых, порой незначительных, но таких важных для художника событий, которые впоследствии становились сюжетами его графических листов, поиск самого себя и своего внутреннего восприятия внешнего мира. Тщательная проработка композиционных решений,

в сочетании с мастерской техникой исполнения являются характерными особенностями графики Е. Л. Блюмкина.

Список литературы

1. Блюмкин, Е.Л. METAMORPHOSIS -ЖИЗНЬ. Творчество Е. Л. Блюмкина / Е.Л. Блюмкин // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб.: АИС, 2010. Вып. 18. С. 39-43.

2. Добринская, Л. Б. Там у Невы наш первый сад: Петербургские сюжеты / Л. Б. Добринская; [Худ. Е. Блюмкин]. СПб.: Лицей, 1992. 219 с.

3. Евгений Блюмкин. Рисунки. Офорты. Акварели. Иллюстрации. Литографии. Меццо-тинто. Экслибрисы. Ксилографии: альбом / Сост.: М. Лобанова, Е. Большаков. Авторы статей: С. Левандовский, Е. Блюмкин, В. Ульянов. СПб. 2020. 256 с.

4. Левандовский С. Н. Главное — не опускаться до ремесла./ С. Н. Левандовский // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб., 2020. Вып. 61. С 20-37.

PETERSBURG "METAMORPHOSIS" BY EVGENY LAZAREVICH BLYUMKIN

Budeeva Mariia Leonidovna,

PhD student.

St. Petersburg Repin Academy of Fine Arts, Universitetskaia nab. 17, 1990034 Saint Petersburg, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-8528-4684 budeeva_m@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the work of the St. Petersburg artist Evgeniy Lazarevich Blyumkin, who would have turned 75 in 2022. The printed graphics of the master are considered, in which genre and thematic diversity is called one of the characteristic features. Emphasis is placed on the urban landscape as the leading genre in the artist's work.

Keywords

Printed graphics, letterpress techniques, Petersburg art of the XXI century, print, woodcut, etching, cityscape.

5 Евгений Блюмкин. Рисунки. Офорты. Акварели. Иллюстрации. Литографии. Меццо-тинто. Экслибрисы. Ксилографии: альбом / Сост.: М. Лобанова, Е. Большаков. Авторы статей: С. Левандовский, Е. Блюмкин, В. Ульянов. СПб. 2020. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.