Научная статья на тему 'Петербургская аудитория концертов музыки академических жанров'

Петербургская аудитория концертов музыки академических жанров Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / АУДИТОРИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ И ЖАНРОВ ИСКУССТВА / ПРИОБЩЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ К КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ПЕТЕРБУРГА / МУЗЫКА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЖАНРОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Илле Михаил Евгеньевич

В статье анализируется динамика посещаемости петербуржцами концертов музыки академических жанров. Дается характеристика аудитории концертов в сравнении с аудиторией других видов и жанров искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Петербургская аудитория концертов музыки академических жанров»

Петербургская аудитория концертов музыки академических жанров

В статье анализируется динамика посещаемости петербуржцами концертов музыки академических жанров. Дается характеристика аудитории концертов в сравнении с аудиторией других видов и жанров искусства. Ключевые слова: учреждения культуры, аудитория различных видов и жанров искусства, приобщенность

населения к культурной жизни Петербурга, музыка академических жанров.

Михаил Илле

Социологический научно-исследовательский центр (СНИЦ)

Вниманию читателей предлагаются результаты очередного опроса взрослого населения Петербурга (18 лет и старше), проведенного в ноябре 2011 года Социологическим научно-исследовательским центром (СНИЦ) по заказу Института культурных программ в рамках реализации мониторинговой исследовательской программы "Приобщенность населения Санкт-Петербурга к культурной жизни города", осуществляемой Центром с 1991 года. Объем выборки исследования 2011 года — 1000 респондентов. Репрезентативность выборки обеспечивалась методом случайного отбора телефонных номеров из массива петербургских домашних телефонов. Относительно генеральной совокупности параметры выборки контролировались по полу и возрасту. Отклонения контролируемых показателей не превышают 1,7%.

Интегральные характеристики приобщенности населения к культурной жизни

Основное внимание в этой публикации будет уделено анализу аудитории концертов музыки академических жанров, но прежде посмотрим на общие характеристики мониторинга включенности горожан в культурную жизнь города.

Рисунок 1. Динамика нулевого и высокого уровней приобщенности к

культурной жизни

(не учитывая посещение кинотеатров), % от всех опрошенных

Наряду с анализом частоты посещений горожанами различных учреждений культуры, мы фиксируем и интегральный показатель, который называется индексом приобщенности к культурной жизни. Индекс получен в результате суммирования посещения населением музеев, концертов академической, народной и популярной (эстрадной) музыки, драматических и музыкальных театров, кинотеатров1.

Как показывают рисунки 1, 2, интегральные показатели этого года улучшились. Если не учитывать посещение кинотеатров, то доля пассивного населения уменьшилась на два процента и снизилась до 49%, лучший результат наблюдался только один раз за весь период наблюдений — в 2009 году. Доля наиболее активных участников культурной жизни также увеличилась на два процента, до 17%, что составляет максимальный результат, только в 2000 году мы фиксировали такое же количество людей, посетивших различные учреждения культуры не менее десяти раз в году. Хотя, конечно, изменения показателей на два процента по сравнению с 2010 годом находятся в пределах возможной погрешности измерения и не позволяют делать каких-либо серьезных выводов.

Динамика посещений

Рисунок 2. Динамика приобщенности к культурной жизни

(с учетом посещения кинотеатров), % от всех опрошенных

учреждений культуры с учетом кинотеатров также положительна, полученные результаты лучше всех предшествующих периодов, за исключением 2009 года, когда в группу с нулевым уровнем приобщенности входила только треть взрослого населения, сейчас — 39%.

Структурные характеристики интегрального показателя включенности в культурную жизнь города показывают на этот раз некоторые изменения. Статистически значимая связь показателя с возрастом респондентов по-прежнему фиксируется, но, если посмотреть на группу с высоким уровнем приобщенности (без учета кино), то в предшествующие годы наиболее представлена в ней была молодежь, сейчас среди респондентов в возрасте 40 —

1 В индексе выделяются четыре группы респондентов по критерию приобщенности к культурной жизни города: 1. нулевой уровень приобщенности — группу образуют респонденты, которые не были ни разу или были только один раз в течение года в театрах, на различных концертах и выставках; 2. низкий уровень — в группу входят респонденты, побывавшие в течение года где-либо от двух до четырех раз в сумме; 3. средний уровень — от пяти до девяти посещений в сумме; 4. высокий уровень — группу образуют респонденты, побывавшие в течение года где-либо десять и более раз. До 2000 года при расчете индекса не учитывалось посещение кинотеатров, поэтому для правильного понимания динамики происходящих изменений приводятся и данные, не учитывающие посещение кинотеатров.

Таблица 1. Интегральный показатель приобщенности респондентов к культурной жизни Петербурга

по группам респондентов, % по строке

Социально-демографичес кие группы респондентов Индекс приобщенности к культурной жизни

Без учета посещений кинотеатров С учетом посещений кинотеатров Доля группы в выборке

Нулевой уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Нулевой уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Пол (Kendall's tau-b = ,147 (без кино);, 104 ( с учетом KHHo),Sig.< 0, ООО)

Мужчины 57,0 18,4 11,0 13,6 44,5 15,2 15,2 25,1 43,5

Женщины 42,2 18,3 19,2 20,3 34,2 14,1 19,6 32,2 56,5

Возраст (Kendall's tau-b = - ,185 (без кино); -, 339 ( с учетом KHHo),Sig.< 0, 000)

18-29 года 33,9 24,2 21,6 20,3 15,0 11,5 22,6 50,9 22,8

30-39 лет 39,6 21,5 21,5 17,4 26,2 13,4 26,8 33,6 15,0

40-49 лет 45,2 18,8 14,7 21,3 35,0 17,8 18,8 28,4 19,7

50-59 лет 53,6 10,9 15,3 20,2 48,6 12,0 15,3 24,0 18,3

60 лет и старше 67,4 16,1 7,4 9,1 64,0 17,4 8,3 10,3 24,2

Социальный статус

пенсионеры 62,0 14,6 9,9 13,5 57,7 16,8 9,9 15,7 27,5

студенты 18,8 22,9 31,3 27,1 10,4 6,3 22,9 60,4 4,8

домохозяйки 45,8 20,8 19,4 13,9 31,9 15,3 25,0 27,8 7,3

инвалиды, безработные 75,0 11,1 6,9 6,9 62,5 12,5 5,6 19,4 7,2

рабочие 77,3 8,2 8,2 6,4 60,6 13,8 11,9 13,8 11,0

специалисты без высшего образ. 48,9 24,4 18,9 7,8 38,9 21,1 20,0 20,0 9,1

специалист с выс. обр. гуманитарий 24,8 21,5 24,0 29,8 14,9 9,9 24,8 50,4 12,1

специалист с в. обр. в других сферах 23,5 26,9 25,2 24,4 11,8 16,8 27,7 43,7 11,9

руководители и предприниматели 34,4 22,2 11,1 32,2 22,2 11,1 24,4 42,2 9,0

Об разование (Kendall's tau-b = ,263 (без кино);, 266 ( с учетом KHHo),Sig.< 0, 000)

Неполное среднее 92,3 3,8 3,8 88,5 3,8 7,7 2,6

Среднее общее (школа) 61,2 16,3 11,6 10,9 51,2 14,7 9,3 24,8 13,0

среднее профессиональн ое (ПТУ) 71,1 11,8 9,2 7,9 60,5 13,2 11,8 14,5 7,6

среднее специальное (техникум, колледж) 59,9 15,8 13,8 10,5 47,8 17,0 16,6 18,6 24,8

высшее или незаконченное высшее гуманитарное 30,3 23,4 20,4 25,9 21,5 12,0 22,5 44,0 20,1

высшее или незаконченное высшее другое 39,6 20,7 17,2 22,5 29,8 16,1 20,0 34,0 28,5

Душевой доход (Kendall's tau-b = ,198 (без кино);, 231 ( с учетом KHHo),Sig.< 0, 000)

трудно сказать 41,8 20,9 22,4 14,9 35,8 14,9 16,4 32,8 6,9

отказ отвечать 54,0 17,3 10,8 18,0 36,7 15,1 12,9 35,3 13,9

до 7000 тыс. руб. 65,3 15,3 9,7 9,7 54,2 16,7 16,7 12,5 7,2

до 10000 тыс. руб. 58,1 15,6 12,6 13,8 47,3 15,6 16,8 20,4 16,7

до 15000 тыс. руб. 56,4 17,7 12,3 13,6 49,8 16,0 12,8 21,5 22,0

до 20000 руб. 35,7 22,6 20,6 21,1 27,1 15,6 23,6 33,7 19,9

до 28000 руб. 39,0 11,9 22,0 27,1 35,6 5,1 18,6 40,7 5,9

30000 и более 27,0 23,0 23,0 27,0 10,8 9,5 28,4 51,4 7,4

По всем опрошенным 48,7 18,3 15,6 17,3 38,7 14,5 17,7 29,1 100,0

59 лет доля людей с максимальным уровнем включенности такая же, как и среди молодежи, примерно 20%. При учете посещения кинотеатров молодежь продолжает доминировать в группе с высоким уровнем приобщенности — каждый второй горожанин в возрасте 18-29 лет является активным участником культурной жизни города (см. табл. 1). Посещение кинотеатров увеличивает долю среди молодежи в группе с высоким уровнем приобщенности в два с половиной раза, по сравнению с индексом, не учитывающим посещение кинотеатров.

В остальном основные структурные характеристики неизменны. Более включены в культурную жизнь женщины, люди с

высшим образованием, студенты, специалисты-гуманитарии, респонденты с относительно высоким уровнем доходов, руководители разного уровня и предприниматели. Оказывает влияние на анализируемый показатель и уровень душевых доходов. Особенно заметно это в индексе приобщенности с учетом кино (см. табл.1). Наиболее исключенными являются пожилые люди, малообеспеченные горожане, рабочие, инвалиды и безработные.

Особо следует отметить влияние уровня образования. В группах с высоким уровнем приобщенности и с учетом кино, и без кино примерно 70% составляют респонденты, имеющие

высшее или незаконченное высшее (в основном это студенты) образование. То есть в публичную сферу традиционной культурной жизни города включена преимущественно лишь образованная часть населения.

В таблице 2 показано среднее количество посещений различных учреждений культуры по группам респондентов. Наиболее посещаемы кинотеатры, музеи и выставки, драматические театры. Наименее — концерты народной музыки. Только на концертах популярной музыки и в кинотеатрах чаще бывают мужчины, во всех остальных случаях первенство за женщинами. Чаще других бывают в театрах, музеях, на концертах респонденты с высшим образованием, молодежь, специалисты и руководители. Общее количество посещений в значительной степени связано с финансовым благополучием семьи: суммарное посещение учреждений культуры респондентов с минимальными и максимальными душевыми доходами различается почти в четыре раза.

Таблица 3 демонстрирует связанность выбора петербуржцев в посещении различных культурных мероприятий. Первый фактор объединяет любителей концертов музыки акаде-

мических жанров, музыкального и драматического театра. С меньшим значением коэффициента в эту группу входят и любители изобразительного искусства. Второй фактор объединяет посетителей кинотеатров и концертов популярной музыки. Подобная сегментация аудитории, устойчивая на протяжении всего периода мониторингового исследования, позволяет выделить аудиторию (преимущественно молодежную, смотрите в таблице 2 средний возраст посетителей кинотеатров и концертов популярной музыки), ориентированную при посещении учреждений культуры в большей степени на развлечение. "Музыка все более четко обнаруживает два жанровых деления: автономная "серьезная музыка" и развлекательная "легкая" музыка. Разница между ними в том, что первое направление концентрирует внимание на значимом содержании и обеспечивает опыт эстетического переживания, а второе направление, "легкая" музыка, нарочито деконцент-рирует внимание слушателя и обеспечивает опыт релакса-ции"2. Подобное суждение справедливо не только по отношению к музыке, но и ко всей практике функционирования современного искусства.

Таблица 2. Среднее количество посещений учреждений культуры в год в расчете на одного человека

по группам респондентов, 2011 год

Социально-демографические Учреждения культуры Сумма посещений

группы респондентов Драм, театр Муз. театр Музыка АЖ Поп- музыка Народ, музыка Музеи выста вки Кинотеа тры

Пол

Мужчины ,7 ,4 ,4 ,8 ,1 1,5 2,9 6,4

Женщины 1,4 ,5 ,7 ,6 ,2 2,2 2,6 8,2

Возраст

18-29 года 1,1 ,4 ,4 1,3 ,2 2,2 6,0 11,6

30-39 лет 1,1 ,5 ,4 ,7 ,1 2,2 3,5 8,5

40-49 лет 1,5 ,6 ,7 ,8 ,1 2,3 2,5 8.5

50-59 лет 1,3 ,5 ,9 ,3 ,2 2,0 1,4 6,6

60 лет и старше ,6 ,3 ,5 ,3 ,1 1,1 ,5 3,4

Средний возраст, два и более 43 44 46 37 47 42 35

посещения

Социально- ■профессиональный статус

пенсионеры ,7 ,3 ,5 ,3 ,1 1,6 ,9 4,4

студенты 1,6 ,5 ,5 1,5 ,1 3,2 7,2 14,6

домохозяйки 1,2 ,5 ,5 ,8 ,2 ,8 3,2 7,2

инвалиды, безработные ,4 ,2 ,1 ,2 ,0 ,9 2,2 4,0

рабочие ,3 ,1 ,2 ,3 ,1 ,9 1,9 3,8

специалисты без высшего ,7 ,4 ,3 ,8 ,з 1,5 2,3

образования 6,3

специалист с высшим 2,0 ,9 1,1 1,3 ,3 3,2 4,4

образованием гуманитарии 13,2

специалист с высшим 1,6 ,5 1,0 ,7 ,1 2,8 4,0

образованием в других сферах 10,7

руководители и 2,1 ,9 ,8 1,1 ,0 2,6 3,7

предприниматели 11,2

Образование

Неполное среднее ,0 ,0 ,0 ,0 ,0 ,5 ,5 1,0

Среднее общее (школа) ,7 ,3 ,3 ,4 ,1 1,6 2,8 6,2

среднее профессиональное (ПТУ) ,5 ,2 ,3 ,4 ,2 1,2 1,7 4,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

среднее специальное ,7 ,2 ,2 ,5 ,1 1,3 1,8 4,8

высшее или незаконченное 1,9 ,9 1,0 ,9 ,2 2,9 4,0

высшее гуманитарное 11,8

высшее или незаконченное 1,2 ,5 ,7 ,9 ,1 2,2 3,0

высшее другое 8,6

Душевой доход

трудно сказать ,9 ,3 ,4 ,6 ,2 2,0 3,3 7,7

отказ отвечать 1,3 ,6 ,7 ,7 ,2 1,9 3,7 9,1

до 7000 тыс. руб. ,5 ,2 ,2 ,3 ,0 1,3 1,2 3,7

ло 10000 тыс. руб. ,8 ,2 ,5 ,3 ,1 1,6 1,7 5,2

до 15000 тыс. руб. ,8 ,3 ,4 ,4 ,о 1,6 1,8 5,3

до 20000 руб. 1,6 ,7 ,7 ,8 ,2 2,3 2,9 9,2

до 28000 руб. 1,5 ,4 ,7 1,4 ,2 2,7 4,2 11,1

30000 и более 1,5 1,0 1,1 1,9 ,3 2,6 5,6 14,0

По всем опрошенным 1,1 ,5 ,6 ,7 Д 1,9 2,7 7,6

Таблица 3. Результаты факторного анализа показателей посещаемости культурных мероприятий и

учреждений культуры (2011 г. ,п - 1000 чел.)

Extraction Method: Principal Component Analysis. Rotation Method: Varimax with Kaiser Normalization. (представлены значения с коэффициентом выше 0,4)

Посещение концертов музыки академических жанров

Перейдем к основной теме статьи — анализу публики концертов музыки академических жанров. Обратим внимание на трудности обозначения этого направления музыкального искусства. У него множество названий, но ни одно нельзя назвать удовлетворительным. Часто подобную музыку называют "серьезной", но очевидно, что в этих жанрах написано много и "легкой", даже, не побоюсь сказать, развлекательной музыки. Называют ее и классической, но как быть с современными композиторами, работающими в этих жанрах? Говорят о филармонической музыке, но в концертных залах филармоний, особенно за пределами Москвы и Петербурга, исполняется самая разная музыка. Наиболее устоявшееся наименование — музыка академических жанров, имея в виду музыку, сочинять и исполнять которую учат в консерваториях, но слово "академия" применительно к искусству в русской культуре со второй половины 19 века имеет скорее отрицательные коннотации, обозначая нечто официальное, застывшее, формализованное и, в конечном счете, скучное. Достаточно вспомнить бунт передвижников и отношение к созданию петербургской консерватории деятелей "Могучей кучки". Может быть, и в этом имени — "академическая" — кроется причина небрежения к этим музыкальным жанрам подавляющей части населения?

Но делать нечего, более лучшего обозначения пока не придумано и в ходе интервью вопрос формулируется следующим образом: Скажите, пожалуйста, сколько раз за последние 12 месяцев Вы были на концертах музыки академических жанров: симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и т.д. концертах?". На рисунке 3 представлена полная картина частоты посещаемости петербуржцами в 2011 году этих концертов.

В таблице 4, представлена динамика посещаемости за весь период наблюдений. На протяжении двадцати лет исследований полученные результаты очень устойчивы: от 83 до 92 % опрошенных респондентов не были на подобных концертах ни разу и, в среднем, около 7% горожан посещают подобные концерты не менее двух раз в течение года. Максимальное число любителей подобной музыки было зафиксировано в 1991 году, когда "только" 83% взрослых петербуржцев вообще не посещали концерты музыки АЖ и 14% побывали на таких концертах не менее двух раз, а минимальное — в 2005, 2006 гг. В 2011 году мы имеем сравнительно неплохие результаты — 10% респондентов были в течение года на концертах не менее двух раз, это второй показатель за весь период наблюдений. Много это или мало — 10% горожан, которых можно назвать любителями "серьезной" музыки? Ответ зависит от позиции интерпретатора: можно горевать о низком уровне развития эстетических потребностей у большей части горожан, ищущих в искусстве, прежде всего, развлечения, приятного времяпрепровождения. А можно, наоборот, порадоваться, что в Петербурге так много ценителей этих музыкальных жанров, ведь 10% в пересчете на все взрослое население города это, примерно, 300 тысяч человек, население среднего российского города. Конечно, чем больше аудитория концертов, тем лучше, и усилия по приобщению горожан к высоким образцам музыкальной культуры полезны, но понятно, что музыка академических жанров никогда не была и никогда не должна стать элементом массовой культуры. Рассчитывать на значительное рост ее аудитории было бы опасным заблуждением, чреватым попытками облегчить ее восприятие, превратить в шоу, на котором публика могла бы и тут развлечься.

Рисунок 3. "Сколько раз за последние 12 месяцев Вы были на концертах музыки академических

жанров?", % от всех опрошенных

ни разу

один раз два раза три раза 4-6 раз 7-9 раз десять раз и более

ю

20

30

40

50

70

80

90

■ 3,7

■ 2,3

Р1,7

■ 1,0

1,7

2 С.В. Дамберг, В.Е. Семенков. "Социология музыки" Теодора Адорно и современная музыкальная культура.// Журнал социологии и

социальной антропологии, 2004 г. №2. С. 175

Таблица 4. Динамика посещаемости концертов музыки академических жанров, %

Число посещений

Период наблюдений Ни разу Один раз Два и более Количество посещений в год в расчете на одного человека

1991 год 83 3 14 0,63

1993 год 86 5 9 0,49

1994 год 87 4 9 0,44

1995 год 91 4 6 0,31

1996 год 89 5 6 0,41

1998 год 89 4 7 0,42

2000 год 88 5 7 0,36

2005 год 91 5 4 0,22

2006 год 92 4 4 0,27

2007 год 91 3 7 0,34

2008 год 88 4 7 0,34

2009 год 84 8 8 0,40

2010 год 86 7 7 0,41

2011 год 84 6 10 0,57

Среднее число посещений за все годы наблюдений 0,40

В таблице 5 приведены сравнительные характеристики публики, посетившей в разные годы не менее двух концертов академической музыки. Прежде всего, следует сказать, что количество респондентов, которых условно можно отнести к меломанам (не менее двух посещений в год для меломана вообще-то маловато) в каждом представленном в таблице периоде наблюдений невелико и приведенные данные нельзя считать надежными. Однако вполне определенно можно утверждать, что основной слушатель анализируемых концертов это женщины и люди с высшим образованием, поскольку преобладание этих групп респондентов в структуре аудитории зна-

чительно и постоянно во все годы. Конечно, нельзя не обратить внимания на значительное уменьшение среди любителей концертов молодежи: в 1995 году их доля в структуре аудитории составляла 42%, в последующие периоды она постоянно сокращалась и в 2011 году в аудитории молодежи только 17%. То, что этот результат не случаен подтверждают данные исследования публики тридцати концертов Большого зала ленинградской филармонии, проведенного в 1982-83 гг. Тогда в аудитории молодежь в возрасте 18-29 лет составляла все те же 42%3, женщин в аудитории было все так же две трети, а слушателей с высшим и незаконченным высшим образо-

Таблица 5. Социально-демографические характеристики публики, посетившей концерты музыки академических жанров не менее двух раз в течение года, % по колонке

Группы респондентов 1995 г. п-1039 чел. 2005 г. п -1000 чел. 2008 г. п -1000 чел. 2011г. п-1000 чел.

Пол

мужчины 31 38 27 28

женщины 69 62 73 72

Возраст

18-29 лет 42 29 19 17

30-39 лет 10 33 11 14

40-49 лет 20 7 17 25

50-59 лет 15 19 24 26

60 лет и старше 12 12 29 17

Образование

неполное среднее - - - -

среднее 5 6 7 11

среднее специальное 17 8 22 11

высшее и незаконченное высшее 78 86 71 79

Социальный статус

рабочие 7 - 4 4

служащие без высшего образования 9 5 - 5

специалисты с высшим образованием 46 50 41 43

руководители и предприниматели 13 9 7 11

студенты 13 19 9 5

пенсионеры 11 10 35 23

прочие 2 7 4 9

Душевой доход

две нижние градации шкалы 34 12 24 24

две средние градации шкалы 36 20 15 42

две верхние градации шкалы 30 54 30 13

отказались назвать доход - 14 32 21

Доля респондентов, посетивших не менее 2 раз за 12 мес. 6 4 7 10

концерты музыки АЖ

ванием 79%, то есть изменения в структуре аудитории в последующие годы коснулись только ее возрастного состава. Таким образом, старение аудитории "серьезной" музыки это реальность и об этом много говорят и пишут сами деятели концертных организаций. Ответ на вопрос, почему среди молодежи падает интерес к академическим музыкальным жанрам, требует специального исследования, пока же можно только высказать некоторые соображения.

Во-первых, значительно расширились возможности проведения досуга: кегельбаны и ночные клубы, аквапарки, шо-пинг и всемогущий интернет и еще много где еще можно потусоваться, всего не перечислишь. Во-вторых, господство массовой культуры в современном обществе культивирует отношение к искусству как к еще одной возможности развлечься, что не предполагает поход в филармонию. Наконец, в демократическом обществе и подход к искусству должен быть демократичным, а значит, нет больше в искусстве ничего высокого и низкого, всё равнозначно, каждый смотрит и слушает, что ему нравится, у всех своя субкультура. Раньше культура предполагала иерархию, имела свои вершины, и студенту гуманитарного факультета в семидесятые годы прошлого века (вспоминаю свою молодость) было бы стыдно не знать, кто написал оперу "Пиковая дама" и уж совсем не прилично бы-

ло не знать, где находится Большой зал ленинградской филармонии. Теперь этого не знает большинство студентов, и подобное знание в их кругу расценивается многими студентами уже скорее как выпендреж.

В таблице 6 представлены более подробные данные о посещаемости концертов музыки академических жанров по группам респондентов. Статистически значимая связь частоты посещений концертов фиксируется с полом, образованием и душевыми доходами респондентов, о чем, впрочем, уже говорилось ранее. Отметим, еще раз, что среди молодежи в целом немного любителей "серьезной" музыки, но каждый десятый студент является все же постоянным слушателем концертов "серьезной" музыки, немного лучше этот показатель только среди специалистов — гуманитариев. В структуре меломанов (3 и более посещений) чуть больше половины (54%) составляют горожане в возрасте 40-59 лет, а люди с высшим и незаконченным высшим образованием среди активных слушателей концертов составляют 81% от всей аудитории. Однако, отметим, что высшее образование условие почти необходимое, но явно недостаточное, чтобы входить в круг любителей музыки академических жанров, поскольку даже среди респондентов с высшим гуманитарным образованием три четверти вообще не посещают подобные концерты (см. табл.6).

Социально-демографические группы респондентов Количество посещений

Ни разу 1 раз 2 раза 3 раза и более Количество посещений в год на 1 чел. в группе

Пол (Kendall's tau-b = ,119,Sig.< 0, ООО)

Мужчины 88,7 4,6 2,5 4,1% ,41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Женщины 79,8 6,9 4,6 8,7% ,70

Возраст (Kendall's tau-b = - ,021,Sig.< 0,415)

18-29 года 83,8 8,3 2,2 5,7% ,40

30-39 лет 83,9 6,0 6,0 4,0% ,41

40-49 лет 81,7 5,1 5,6 7,6% ,72

50-59 лет 78,7 6,6 3,3 11,5% ,91

60 лет и старше 88,8 3,7 2,5 5,0% ,46

Социальный статус

пенсионеры 86,1 5,1 2,6 6,2% ,50

студенты 77,1 12,5 10,4% ,54

домохозяйки 82,2 8,2 4,1 5,5% ,45

инвалиды, безработные 94,4 1,4 1,4 2,8% ,13

рабочие 93,6 2,7 2,7 ,9% ,15

специалисты без высшего образ. 87,8 6,7 3,3 2,2% ,30

специалисты с выс. обр. гуманитарии 70,2 5,8 10,7 13,2% 1,12

специалисты с выс. обр. в других сферах 76,5 10,1 2,5 10,9% ,99

руководители и предприниматели 83,3 4,4 4,4 7,8% ,77

O6pa30eaHHe(Kendall's tau-b = ,168,Sig.< 0,000)

Неполное среднее 100,0 ,00

Среднее общее (школа) 88,4 5,4 2,3 3,9% ,26

среднее профессиональное (ПТУ) 89,5 6,6 1,3 2,6% ,29

среднее специальное (техникум, колледж) 89,9 5,6 2,0 2,4% ,21

высшее или незаконченное высшее гуманитарное 74,6 6,0 8,0 11,4% 1,00

высшее или незаконченное высшее другое 79,9 6,6 3,8 9,7% ,83

Душевой доход (Kendall's tau-b = ,142,Sig.< 0,000)

трудно сказать 83,8 7,4 2,9 5,9% ,38

отказ отвечать 84,9 4,3 2,9 7,9% ,73

до 7000 тыс. руб. 88,9 6,9 2,8 1,4% ,19

до 10000 тыс. руб. 83,8 6,6 4,2 5,4% ,51

до 15000 тыс. руб. 87,3 5,5 3,2 4,1% ,40

до 20000 руб. 78,9 6,0 5,5 9,5% ,66

до 28000 руб. 76,3 10,2 3,4 10,2% ,75

30000 и более 83,8 2,7 2,7 10,8% 1,08

Средний душевой доход без учета респондентов, не назвавших доход, руб. 16530 15229 15613 20824 Средний доход по выборке 16695 руб.

По всем опрошенным 83,7 5,9 3,7 6,7% ,57

Таблица 6. Взаимосвязь посещения концертов музыки академических жанров с социально-демографическими характеристиками респондентов, % по строке, 2011 г.

3 Ю. Капустин. Музыкант-исполнитель и публика. (Социологические проблемы современной концертной жизни). Ленинград, Изд.

"Музыка", 1985 г., с. 127

Рисунок 4. Влияние стоимости билетов на посещаемость культурных учреждений, % от

респондентов, посещавших концерты музыки АЖ в 2011 г., п - 163 респондента

Формулировка вопроса: За последние полгода был ли

случай, когда вы хотели побывать на каком-либо культурном мероприятии, но не смогли этого сделать, потому что билеты на это мероприятие были для вас слишком дороги?

тиками концертного предложения. Рисунок 4 показывает, что более трети респондентов не смогли посетить какое-либо культурное событие, поскольку стоимость билетов была для них слишком высока. Конечно, не все эти люди не смогли пойти именно на какой-то филармонический концерт, но наверняка не все концерты доступны среднеобеспеченному петербуржцу, в чем мы можем убедиться, рассмотрев репертуар и стоимость билетов в Большом зале филармонии (см. табл.

7).

Как мы видим, ценовое предложение Большого зала варьируется значительно. Можно сходить на концерт и за 100, и

Таблица 7. Репертуар и стоимость билетов в Большом зале филармонии (июнь 2012 г.)

Возникновение интереса к "серьезной" музыке обусловлено множеством разнообразных факторов, важнейшими из которых являются условия социализации и круг общения человека. Один из множества этих факторов подтвержден эмпирически: ранее проведенные нами исследования показывают влияние уровня образования родителей на возникновение у людей интереса к "серьезной" музы-ке4. Вероятность встретить в филармонии интеллигента во втором поколении существенно выше, чем человека с высшим образованием, родители которого не имели образования такого же уровня, хотя подобный факт достаточно очевиден и вряд ли нуждался в эмпирической проверке.

Более внимательного рассмотрения заслуживает влияние уровня материального благополучия респондентов на посещение анализируемых концертов, поскольку это связано с качественными характерис-

Дата конце рта Программа Мин. руб. Макс, руб. Средняя цена билета, руб.

1.06 VII Межд. фестиваль "Музыкальная коллекция" Камерный оркестр Лейпцигской филармонии, Солист - Б. Березовский. Бах. Два концерта для фортепиано с оркестром, Моцарт. Адажио и фуга до минор, Чайковский. Серенада для струнного оркестра 800 2000 1400

4.06 VII Международный фестиваль "Музыкальная коллекция"6-й к. 6 аб. ЗКР, дирижер В.Синайский, Ко дню рождения Е.А.Мравинского, Р.Штраус. "Метаморфозы", этюд для двадцати трех струнных, Брукнер. Симфония 9 250 800 525

5.06 Межд. фестиваль"Музыкальная коллекция" Органный вечер. Эрвин Вирсинга (Нидерланды). Бах: путешествие на север. Букстехуде, Бём, Райнкен, Брунс 250 800 525

6.06 Межд. фестиваль"Музыкальная коллекция" Хор мальчиков Хорового училища им. М.И.Глинки и Хор мальчиков Атланты (США) 200 500 350

07.06 Межд. фестиваль"Музыкальная коллекция" Виктория Муллова, скрипка и ансамбль Мэттью Берли в новом проекте "Крестьянская девушка", Цыганские мотивы и джаз в классической музыке 1000 3000 2000

8.06 VII Международный фестиваль "Музыкальная коллекция" 6-й к. 2 аб. ACO, дирижер В.Альтшулер, солист Кун Ву Пак (Республика Корея), Римский-Корсаков. Концерт для фортепиано с оркестром, Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром и Симфония 2 250 800 525

9.06 Межд. фестиваль"Музыкальная коллекция" ЗКР, дирижер Ю.Темирканов, солист В.Фельцман, Бетховен. Концерт 5 для фортепиано с оркестром и Симфония 6 "Пасторальная" 800 2000 1400

13.06 Академический русский оркестр имени В.В.Андреева, дирижер Дмитрий Хохлов 100 350 225

14.06 VII Международный фестиваль "Музыкальная коллекция" 6-й к. 1 аб., ЗКР, дирижер Н.Алексеев, солист Д.Хрычёв, Брамс. Вариации на тему Гайдна, Элгар. Концерт для виолончели с оркестром, Бетховен. Симфония 8 250 800 525

15.06 VII Международный фестиваль "Музыкальная коллекция", 6-й к. 10 аб. ACO, дирижер Г.Ринкявичюс, хор студентов Консерватории и Детский хор ТВ и радио, Мартину. Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром, Кашиф. Queen-симфония 250 800 525

18.06 VII Международный фестиваль "Музыкальная коллекция", Оркестр, хор и солисты Руанской оперы (Франция), Дирижер Лучано Акочелла "Костюмированный концерт" по страницам оперетт Оффенбаха 800 2000 1400

19.06 VII Международный фестиваль "Музыкальная коллекция"6-й к. 9 аб. ACO, дирижер В.Петренко, солист Б.Андрианов, Крам. "Призрачный пейзаж", Барбер. Концерт для виолончели с оркестром, Чайковский. Симфония 4 250 800 525

20.06 VII Международный фестиваль "Музыкальная коллекция", Камерный оркестр ЗКР (к 50-летию коллектива), Дирижер Лео Кремер (Германия), Петербургский камерный хор, Бах.Страсти по Матфею 200 600 400

21.06 Межд. фестиваль"Музыкальная коллекция"Фортепианный вечер. Юлианна Авдеева. Шопен. Два ноктюрна, Баллада 1, Три мазурки, Скерцо 2 и Баркарола, Равель. Сонатина, Прокофьев. Соната 2 250 800 525

25.06 VII Международный фестиваль "Музыкальная коллекция", 6-й к. 8 аб. ACO, дирижер Ф.Коробов, Хор Михайловского театра, солисты: Т.Павловская, О.Петрова, В.Алешков, В.Целебровский. Стравинский. "Игра в карты", музыка балета, Прокофьев. "Четыре портрета в развязках", симфоническая сюита из оперы "Игрок", Чайковский. "Пиковая дама", сцены из оперы 250 800 525

26.06 VII Международный фестиваль "Музыкальная коллекция", 6-й к. 5 аб. ЗКР, дирижер Ион Марин (Румыния), солистка Елизавета Леонская. Моцарт. Концерт 18 для фортепиано с оркестром, Брукнер. Симфония 4 "Романтическая" 250 800 525

29.06 VII Международный фестиваль "Музыкальная коллекция", 6-й к. 3 аб. ЗКР, дирижер Владимир Ашкенази, солист Ингольф Вундер (Австрия) Чайковский. Концерт 1 для фортепиано с оркестром, Сибелиус. Симфония 2 1000 3000 2000

30.06 Закрытие сезона и фестиваля "Музыкальная коллекция" ACO, дирижер Александр Дмитриев. Шостакович. Симфония 7 "Ленинградская" (к 70-летию первого исполнения в блокадном Ленинграде) 250 800 525

Средняя стоимость 411 1192 801

Сайт Филармонии, дата обращения 21.02.2012 http://tickets.philharmonia.spb.rU/#schema. Пропуски дней означают, что либо в этот день концерта нет, либо состав исполнителей не определен и стоимость билетов не указана.

за 200 — 250 руб. Это, например, не пользующиеся большим спросом концерты народной музыки. Или абонементные концерты, но не все — если дирижирует маэстро Темирканов, то минимальная стоимость билетов вырастает в три с лишним раза. А если за дирижерским пультом будет стоять В. Ашкена-зи, то самый дешевый билет стоит уже тысячу рублей. Ценовая политика понятна: гастролирующие коллективы стоят дороже, если выступают "звезды" — еще дороже. Так, например, явно не по карману большей части традиционной публики филармонии концерт Чикагского симфонического оркестра, дирижер Рикардо Мути, который состоится 21 апреля этого года по цене билетов от трех до десяти тысяч рублей.

Рыночная экономика царит и в сфере культуры. Есть культура для бедных, и есть для богатых и не только в сфере филармонических концертов, в этом отношении мы уже не отстаем от так называемых развитых стран. Среднестатистическому го-

рожанину с душевым доходом в шестнадцать тысяч рублей весьма проблематично выбраться с семьей на балет в Мариин-ский театр, если танцуют У. Лопаткина или Д. Вишнёва. Так, например, 31 марта в балете "Анна Каренина" танцует Лопаткина — цена билетов от 3300 до 6000 рублей5. Когда у нас гастролируют ведущие московские театры цена билетов, как правило, от трех тысяч и выше. Примеры можно продолжать, но каждому горожанину, интересующемуся искусством, эта проблема давно знакома. Художественная культура высокого уровня больше не принадлежит, высокопарно выражаясь, народу, она удел богатого сословия. Можно сколько угодно разглагольствовать о необходимости повышения культурного уровня населения, привлечения широких масс к лучшим образцам художественного творчества, но практическая ценовая политика диктует обратное: пока ты беден, — сиди дома и смотри телевизор, не суйся со свиным рылом в калашный ряд. Демократия, однако.

4 Смотрите об этом: М. Илле. Петербуржцы в театрах, на концертах и выставках. Исследование художественной жизни Санкт-Петербурга

конца 20 — начала 21 века. СПб, издательство "Норма", 2008 г. С.29, 98

5 Сайт Мариинского театра. Шр://иске:Б.тагип5куги/ги/регйэгтапсе/5б81/ Дата обращения 11. 03. 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.