Научная статья на тему 'Петербуржцы и культурная жизнь города: Динамика изменений - 1991-2007 гг'

Петербуржцы и культурная жизнь города: Динамика изменений - 1991-2007 гг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Петербуржцы и культурная жизнь города: Динамика изменений - 1991-2007 гг»

ПЕТЕРБУРЖЦЫ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА: ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ - 1991-2007 ГГ.

Михаил Илле

Социологический научно-исследовательский центр (СНИЦ)

В ноябре 2007 года проведен очередной этап исследования по программе «Мониторинг приобщенности петербуржцев к культурной жизни города». Представляемые результаты основаны на данных инициативного исследования, проведенного социологическим научно-исследовательским центром (СНИЦ) в период с 1991 по 2000 гг.1 и результатах исследований, выполненных СНИЦ в ноябре 2005, 2006 и 2007 годов по заказу государственного учреждения культуры и дополнительного образования «Институт культурных программ». Метод исследования — телефонный опрос взрослого населения Санкт-Петербурга (18 лет и старше); объем выборки: 1000 респондентов в 2005 г., 1022 — в 2006 г.и 3046 человек в 2007 году. Репрезентативность выборки на всех этапах обеспечивалась методом случайного отбора телефонных номеров из массива петербургских домашних телефонов. Относительно генеральной совокупности параметры выборки контролировались по полу и возрасту. Отклонения контролируемых показателей в пределах допустимых значений (максимальное отклонение — 2.2%). Таким образом, представленные результаты могут использоваться для анализа и оценки поведения всего взрослого населения Петербурга.

Анализ посещаемости учреждений культуры

Анализ активности горожан в сфере художественной культуры основан на ответах респондентов на вопрос об их фактическом посещении музеев, спектаклей и т.д. («Сколько раз за последние 12 месяцев Вы были ...»?). В таблице 1 представлены результаты за весь период наблюдений. Коротко рассмотрим динамику посещаемости учреждений культуры по всем анализируемым видам и жанрам искусства.

Драматический театр2. Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии значимых изменений в посещаемости драматических спектаклей. Доля пассивного населения за все годы наблюдений колеблется незначительно: от 76% до 69% опрошенных ни разу в течение года не побывавших на таких спектаклях. Доля относительно активного населения (два посещения и больше) также достаточно стабильна: не менее двух раз в течение года были не менее 16% и не более 24%. Процентные колебания по годам хаотичны, что свидетельствует об их случайном характере. По результатам исследования 2007 года на одного петербуржца в год приходится в среднем 0,95 посещений драматических спектаклей. В аудитории преобладают женщины (см. табл. 2), люди в возрасте 1839 лет, после сорока лет среднее количество посещений начинает снижаться и достигает минимума среди респондентов 60 лет и старше. Наименьшее среднее число посещений мы наблюдаем среди рабочих, пенсионеров, инвалидов и безработных («прочие неработающие»); наиболее активны специалисты-гуманитарии, руководители и предприниматели. Существенное влияние на посещаемость оказывает образование (особенно гуманитарное) и не только самих респондентов, но и их родителей. За-

1 Телефонные опросы проводились: октябрь 1991 г. (опрошено 722 человека), июнь 1993 г. (1254 чел), июнь 1994 г. (1177 чел), июнь 1995 г. (1039 чел.), июнь 1996 г. (1056 чел.), июнь 1998 г. (979 чел.), июнь 2000 г. (950 чел.).

2 В категорию «драматический театр» включены все не

музыкальные театры.

метно меньшее среднее число посещений среди респондентов с небольшими душевыми доходами (до 8000 рублей), в более высокодоходных группах различия не существенны. Если сравнивать две полярные группы, то в группе с максимумом посещений душевые доходы выше на 29% по сравнению с группой, вообще не ходивших в драмтеатры в течение года (см. табл. 3).

Музыкальный театр. Посещаемость музыкальных спектаклей также стабильна. Отметим небольшую, едва заметную, динамику увеличения доли населения, побывавших на музыкальных спектаклях не менее двух раз в течение года. На одного человека в среднем приходится 0,48 посещений музыкального театра в год (2007 г.), что в два раза меньше посещений драматического театра. В аудитории также преобладают женщины; возрастной состав публики музыкальных спектаклей отличается от аудитории драмтеатра: наибольшее среднее число посещений приходится на людей в возрасте 50-59 лет, наименьшее — снова среди самых пожилых, а на предпоследнем месте по посещаемости оказывается молодежь. Остальные социально-демографические характеристики оперной и балетной публики практически ничем не отличаются от аудитории драматических спектаклей.

Музыка академических жанров (симфоническая, камерно-инструментальная, и т.д.). По посещаемости концертов музыки академических жанров можно отметить некоторое улучшение: доля респондентов, посетивших подобные концерты не менее двух раз, заметно выросла, по сравнению с 2005 и 2006 годами, хотя эта динамика может быть и случайной. В целом аудитория минимальна — в последние три года более 90% респондентов концерты этих жанров не посещают, и на одного петербуржца приходится в среднем 0,34 посещения в 2007 году. Женщин среди публики концертов «серьезной» музыки в два с лишним раза больше мужчин, эта аудитория наиболее феминизирована. Наибольшее число посещений мы наблюдаем опять же среди респондентов в возрасте 50-59 лет, а на втором месте — люди 60 лет и старше, но следует отметить, что самых пожилых людей среди взрослого населения в два раза больше группы 50-59 — летних, поэтому их доля среди меломанов самая большая. Чаще всего на концерте, например, симфонической музыки можно встретить человека с высшим гуманитарным образованием, выходца из образованной семьи, работающего в сфере науки, культуры, образования и т.д. Душевой доход существенного значения не имеет — разница в средних душевых доходах в группах с нулевым и максимальным посещением минимальна (см. табл. 3).

Концерты популярной музыки3. Посещаемость концертов поп-музыки также достаточно стабильна, хотя в 2007 году, по сравнению с предыдущим годом, и произошло некоторое снижение среднего числа посещений. Впервые мы видим, что на этих концертах у мужчин среднее число посещений в год больше, чем у женщин; посещаемость напрямую связана с возрастом: чем старше респонденты, тем реже они бывают на подобных концертах; чаще других на концерты поп-музыки ходят студенты. Влияние доходов также заметно — в группе с максимумом посещений доходы на треть выше, чем доходы у вообще не ходивших на эти концерты в 2007 г.

3 К концертам популярной музыки отнесены все музыкальные жанры, за исключением академической и народной музыки.

Концерты народной музыки. Традиционно концерты народной музыки имеют минимальную аудиторию. Здесь среди публики тоже больше женщин, людей с высшим гуманитарным образованием, выходцев из семей с высшим образованием. По возрасту максимум посещений приходится на респондентов в возрасте 40-49 лет. Только в этом случае доходы людей с максимумом посещений в среднем меньше, чем у вообще не ходивших на концерты народной музыки.

Музеи и выставки. Посещаемость музеев и выставок также достаточно стабильна и постоянно находится на относительно высоком уровне — с 1993 года по 2000 год музейные экспозиции занимали первое место по посещаемости и только в последние годы уступили первенство кинотеатрам. По данным последнего опроса 36% петербуржцев были в музеях и на выставках хотя бы один в течение года. В 2006 году эта цифра еще выше — 39%. Для сравнения — по данным исследования Фонда «Общественное мнение», проведенного в мае 2006 года, только 9% россиян были в музеях и на выставках в течение года.4 Среди музейной публики преобладают женщины, с возрастом активность в посещении снижается. Традиционно в аудитории преобладают люди с высшим образованием (особенно гуманитарным) и соответствующим социальным статусом. Несмотря на относительно низкую стоимость билетов в большинстве музеев, мы наблюдаем связь посещаемости с уровнем материальной обеспеченности семьи (см. табл. 2,3).

Кинотеатры. Продолжается активный рост посещаемости кинотеатров. По сравнению с 2006 годом среднее число посещений в 2007 году выросло на 37% и на одного человека приходится уже 2,5 посещения в год. Если сравнить зрительскую активность 2007 года с 1998 годом, периодом рекордно низкой посещаемости, то за 9 лет количество посещений выросло более чем в восемь раз. Год назад я писал, что, несмотря на бурный рост аудитории кино в последние годы, вряд ли мы можем рассчитывать выйти на уровень посещаемости 1991 года, учитывая возросшие возможности домашнего «киносмотрения» (DVD, интернет)5. Теперь можно усомниться в этом, и четыре посещения в год на одного петербуржца уже не представляются чем-то недостижимым. Но на уровень рубежа 60-70-х годов, когда «среднестатистические советские граждане, включая новорожденных и глубоких старцев, ходили в кино от 15 до 19 раз в год»6 нам уже точно никогда не выйти. Более активны в посещении кинотеатров мужчины, сверхактивна — молодежь: на одного человека в возрасте 18-29 лет приходится в среднем 6,5 посещений в год (на одного студента более семи посещений), в каждой следующей возрастной группе посещаемость падает примерно в два раза и достигает минимума среди самого пожилого населения. Реже всего в кино бывают пенсионеры, домохозяйки и рабочие, чаще всего, как уже говорилось, — студенты. Наиболее сильно в данном случае и влияние доходов — в каждой следующей по возрастанию доходной группе растет и посещаемость кинотеатров. Максимален и разрыв в душевых доходах между полярными группами — теми, кто не был в кино ни разу, и теми, кто был не менее десяти раз (см. табл. 3). Обратим внимание, что даже в случае посещаемости кинотеатров, опять самого массового из искусств, очевидно влияние уровня образования родителей: сре-

4 Л. Преснякова. Художественные вкусы россиян. Живопись. http://bd.fom.ru/report/cat/cult/art_art/dd061827.

5 М. Илле. Активность петербуржцев в потреблении художественной культуры. // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований., 2007, №2., с.19.

6 Д. Дондурей. Кинопрокат: жемчужина индустрии развлечений. // Отечественные записки, 2005 г., № 4, http://www.strana-oz.ru/?numid=25&article=1116.

ди респондентов-выходцев из семей с высшим образованием родителей среднее число посещений кинотеатров в 2,3 раза больше, чем среди тех, чьи родители высшего образования не имеют.

Подводя итог этому разделу, мы можем констатировать, что посещаемость культурных мероприятий большинства анализируемых видов и жанров искусства практически не меняется, колебания по годам носят, скорее всего, случайный характер. Исключением является только кино, где в последние годы фиксируется бурный рост. При этом показатели посещаемости, зафиксированные в 1991 году, остаются в большинстве случаев наилучшими, за исключением драматических театров и музеев, что свидетельствует о том, что на «дорыночный» уровень востребованности культуры современный Петербург еще не вышел.

Характеристики аудитории также устойчивы. За исключением популярной музыки и кино все остальные виды и жанры искусства более посещаемы женщинами. Только на концерты народной музыки, музыки академических жанров и оперные и балетные спектакли чаще ходят люди среднего и старшего возраста; во всех остальных случаях лидирует молодежь. В аудитории любого культурного мероприятия скорее можно встретить людей с высшим или незаконченным высшим образованием, причем наиболее значимо влияет на культурную активность гуманитарное образование. Как бы мы не ругали современное состояние и снижение уровня высшей школы, появление практически во всех ВУЗах гуманитарных факультетов в свете полученных результатов следует считать явлением положительным. Чтение курсов по истории художественной культуры пробуждает интерес к общению с искусством, возможно и потому, что в результате молодые люди чувствуют себя более подготовленными и уже не бояться оказаться «белой вороной», войдя, например, в зал филармонии. Существенным фактором влияния на включенность в культурную жизнь оказывается уровень образования родителей. То есть традиционным и самым эффективным институтом развития потребности в общении с искусством остается образованная семья, в которой родители стремятся не только дать детям высшее образование, но и хотят видеть их культурными людьми. А в Петербурге «Современный культурный человек должен хотя бы несколько раз в год побывать в театрах, музеях, на различных концертах» — с этим суждением в исследовании 2005 года были согласны более 80% респондентов. Преемственность «культурного капитала» вполне очевидна.

Во многом отсутствие базового культурного капитала (высокого уровня образования родителей) объясняет, почему рабочие являются одним из самых отчужденных от культурной жизни слоев населения (наряду с пенсионерами, но здесь определяющим фактором является возраст и низкий уровень доходов): у 69% респондентов, идентифицирующих себя как рабочих, родители не имеют высшего образования. Среди рабочих в возрасте 18-29 лет у 47% родители не имеют высшего образования. Для сравнения — у специалистов с высшим образованием в этом же возрасте, занятых в гуманитарной сфере, только у 8% родители не имеют высшего образования; у студентов — 21%. Налицо устойчивость социальной структуры населения, но эта тема выходит за рамки данной статьи.

Интегральные характеристики

приобщенности населения

к культурной жизни

Наряду с анализом частоты посещений горожанами различных учреждений культуры, мы фиксируем и интегральный показатель, который условно называется индексом приобщенности к культурной жизни. Индекс получен

в результате суммирования посещения населением музеев, концертов, театров и т.д. Выделяются четыре группы респондентов по критерию приобщенности:

1. нулевой уровень приобщенности — группу образуют респонденты, которые не были ни разу или были только один раз в течение года в театрах, на различных концертах и выставках;

2. низкий уровень — в группу входят респонденты, побывавшие в течение года где-либо от двух до четырех раз в сумме;

3. средний уровень — от пяти до девяти посещений в сумме;

4. высокий уровень — группу образуют респонденты, побывавшие в течение года где-либо десять и более раз.

До 2000 года в расчет не бралось посещение кинотеатров, поэтому для правильного понимания динамики происходящих изменений на рис. 3 приведены данные, не учитывающие посещение кинотеатров.

Рисунок 1. Интегральный показатель приобщенности к культурной жизни % от всех опрошенных

0 10 20 30 40 50 60 70

нулевой уровень

низким уровень

средним уровень

высоким уровень

60,8

2005 без кино 2005 с учетом кино

□ 2006 без кино

□ 2006 с учетом кино ■ 2007 с учетом кино

□ 2007 без кино

Рисунок 2. Динамика нулевого и высокого

% от всех

лей культурной активности. Посещение кинотеатров увеличивает долю респондентов с высоким уровнем приобщенности почти в два раза и на 10% уменьшает группу с нулевым уровнем. Если кино не учитывать, то число людей, не вовлеченных в культурную жизнь города, даже немного растет: с 50,5% в 2006г. до 51,9% в этом году, а рост группы с высоким уровнем составляет чуть более двух процентов. Несмотря на рост числа людей с высоким уровнем приобщенности (с 2005 года доля выросла с 10% до 14%) у нас пока нет оснований считать это свидетельством качественного сдвига в поведении населения в сфере культуры, поскольку подобный рост уже наблюдался ранее, после чего снова происходил спад культурной активности (см. рис. 3).

В целом мы может утверждать, что проведенный мониторинг позволил зафиксировать устойчивую структуру приобщенности населения Петербурга к культурной жизни города.

Не менее 50% населения практически не пользуются возможностями проживания в культурной столице России. Примерно 15% горожан составляют группу активных участников культурной жизни. Таблицы 4, 5 еще раз демонстрируют нам то, в чем мы уже убедились при анализе частоты посещений различных культурных мероприятий.

На уровень приобщенности существенное влияние оказывает:

1. возраст — средний возраст респондентов с нулевым уровнем приобщенности составляет 54 года, без учета кино — 50 лет; средний возраст группы с высоким уровнем приобщенности 36 лет, без кино — 41 год. 58% респондентов в возрасте 18-29 лет входят в группу с высоким уровнем приобщенности, в самой старшей возрастной группе — только 9%

2. уровень образования респондентов — 75% респондентов группы с высоким уровнем приобщенности без учета кино имеют высшее или незаконченное высшее образование, с учетом кино — 70%; среди респондентов со средним образованием 70% имеют нулевой уровень (без кино), среди респондентов с высшим гуманитарным образованием таковых 31%.

3. образование родителей — не менее чем у 40% респондентов с высоким уровнем приобщенности оба родителя имеют высшее образование; более чем у 60% респондентов этой группы хотя бы один роди-

уровней приобщенности к культурной жизни опрошенных

1991 г 1993г 1994г 1995г 1996г 1998г 2000г 2005г 2006г 2007г. ♦ нулевой уровень --высокий уровень

Рисунок 3. Динамика доли респондентов с высоким уровнем приобщенности к культурной жизни

без учета посещений кинотеатров

Как показывают данные рисунка 1, доля респондентов с нулевым уровнем приобщенности к культурной жизни города (с учетом посещения кинотеатров) по сравнению с прошлым годом снизилась на два процента и на пять процентов увеличилась группа опрошенных с высоким уровнем приобщенности. Анализ показывает, что именно посещение кинотеатров обеспечивает рост показате-

тель имеет высшее образование. В группах с нулевым уровнем приобщенности к культурной жизни картина обратная — примерно у 60% респондентов родители без высшего образования. Среди респондентов, чьи родители не имеют высшего образования, только 10% имеют высокий уровень приобщенности, в противоположной группе 25% (см. табл. 4, 5).

Таблица 1.

Динамика посещения населением Петербурга театров, концертов, музеев и выставок, %

Годы проведения наблюдений

1 1991 I 1993 1 1994 | 1995 I 1996 I 1998 I 2000 I 2005 I 2006 I 2007

Драматические спектакли (Среднее число посещений за все годы наблюдений — 0,89)

Ни разу 69 74 71 75 76 75 71 72 69 70

1 раз 10 10 8 9 8 8 11 11 7 8

2 раза и более 21 16 21 16 16 17 18 17 24 22

Кол-во посещений в год в расчете на одного чел. 0,98 0,79 0,97 0,76 0,88 0,90 0,99 0,74 0,95 0,95

Музыкальные спектакли (Среднее число посещений за все годы наблюдений — 0,43)

Ни разу 78 84 84 88 87 86 86 82 82 83

1 раз 9 8 7 6 6 6 6 9 8 6

2 раза и более 13 8 9 6 7 8 8 9 10 12

Кол-во посещений в год в расчете на одного чел. 0,63 0,21 0,44 0,31 0,41 0,42 0,54 0,40 0,44 0,48

Концерты музыки академических жанров (Среднее число посещений за все годы наблюдений — 0,39)

Ни разу 83 86 87 91 89 89 88 91 92 91

1 раз 3 5 4 4 5 4 5 5 4 3

2 раза и более 14 9 9 6 6 7 7 4 4 7

Кол-во посещений в год в расчете на одного чел. 0,63 0,49 0,44 0,31 0,41 0,42 0,36 0,22 0,27 0,34

Концерты популярной музыки (Среднее число посещений за все годы наблюдений — 0,67)

Ни разу 67 79 84 86 79 83 79 79 75 77

1 раз 10 8 5 5 6 7 8 8 7 9

2 раза и более 23 13 11 9 15 10 13 13 18 14

Кол-во посещений в год в расчете на одного чел. 1,21 0,61 0,48 0,43 0,81 0,51 0,64 0,58 0,72 0,66

Концерты народной му зыки (С реднее число посещений за все го ды наблюдений — 0,13)

Ни разу 89 96 95 98 98 97 96 96 97 96

1 раз 3 2 2 1 1 2 2 2 2 2

2 раза и более 8 2 3 1 1 1 2 2 1 2

Кол-во посещений в год в расчете на одного чел. 0,39 0,04 0,15 0,09 0.06 0,08 0,15 0.10 0.08 0,14

Музеи и выставки (Среднее число посещений за все годы наблюдений — 1,43)

Ни разу 60 57 64 69 61 67 61 70 61 64

1 раз 12 12 8 6 9 7 9 9 8 8

2 раза и более 28 31 28 25 30 26 30 21 31 28

Кол-во посещений в год в расчете на одного чел. 1,35 1,65 1,48 1,28 1,59 1,38 1,71 0,97 1,35 1,54

Кинотеатры (С реднее число посещений за все го ды наблюдений — 1,38)

Ни разу 35 - 76 83 84 90 86 73 68 63

1 раз 7 - 5 5 5 4 5 8 4 4

2 раза и более 57 - 19 12 11 6 10 20 28 33

Кол-во посещений в год в расчете на одного чел. 3,86 - 1,14 0,64 0,60 0,30 0,44 1,14 1,80 2,47

Таблица 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднее количество посещений в год в расчете на 1 человека, 2007г.

Группы респондентов Учреждения культуры

Драм. театр Муз. театр Музыка АЖ Поп-музыка Народ. музыка Музеи, выставки Кинотеатры Сумма посещений

Пол

Мужчины ,67 ,35 ,21 ,73 ,08 1,18 2,71 5,9

Женщины 1,16 ,58 ,45 ,59 ,16 1,83 2,28 7,1

Возраст

18-29 года 1,20 ,46 ,32 1,41 ,10 2,04 6,54 12,1

30-39 лет 1,25 ,50 ,29 ,78 ,07 2,01 3,20 8,1

40-49 лет 1,07 ,54 ,29 ,52 ,20 1,52 1,65 5,8

50-59 лет ,83 ,65 ,51 ,43 ,11 1,44 ,83 4,8

60 лет и старше ,49 ,34 ,36 ,20 ,12 ,89 ,26 2,7

Социальный статус

рабочие ,44 ,20 ,10 ,32 ,03 ,81 2,04 3,9

служащие без выс. обр. ,85 ,53 ,47 ,72 ,07 1,32 2,15 6,1

специалисты с выс. обр. в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры 2,44 1,30 1,06 1,10 ,42 3,78 3,58 13,7

специалисты с выс. обр в других сферах 1,33 ,47 ,30 ,85 ,08 1,81 3,62 8,5

руководители и инд.бизнес 1,56 ,88 ,31 ,75 ,05 1,98 3,60 9,1

работники силовых структур ,62 ,24 ,29 ,66 ,11 ,84 3,32 6,1

прочие работающие ,72 ,42 ,18 ,85 ,05 1,19 2,76 6,2

студенты 1,32 ,59 ,24 1,92 ,11 2,62 7,20 14,0

пенсионеры ,45 ,30 ,35 ,19 ,14 ,92 ,31 2,7

домохозяйки ,80 ,31 ,05 ,34 ,06 1,17 1,57 4,3

прочие неработающие ,41 ,24 ,04 ,27 ,01 1,18 2,98 5,1

Об разование

неполное среднее ,06 ,01 ,20 ,10 ,00 ,05 ,45 0,9

среднее общее (школа) ,57 ,25 ,15 ,37 ,04 ,97 2,00 4,4

среднее проф. (ПТУ) ,49 ,32 ,19 ,43 ,06 ,69 1,57 3,8

среднее специальное (техникум, колледж) ,53 ,27 ,24 ,55 ,11 1,16 1,89 4,8

выс. или нез. в. гум-тарное 1,70 ,96 ,67 ,98 ,24 2,56 3,67 10,8

выс. или нез. выс. другое 1,08 ,46 ,32 ,74 ,10 1,75 2,72 7,2

Учреждения культуры

Группы респондентов Драм. театр Муз. театр Музыка АЖ Поп-музыка Народ. музыка Музеи, выставки Кинотеатры Сумма посещений

Образование родителей

оба родителя без выс. образ. ,64 ,31 ,24 ,47 ,08 1,13 1,63 4,5

один — среднее, другой — высшее 1,20 ,56 ,37 ,80 ,17 1,71 3,34 8,2

оба имеют выс. образование 1,52 ,79 ,56 ,99 ,18 2,46 3,79 10,3

затруднение в ответе ,48 ,31 ,22 ,47 ,06 ,71 1,40 3,7

Душевой доход

затруднение в ответе 1,07 ,54 ,41 1,02 ,12 2,01 3,96 9,1

отказ отвечать 1,02 ,61 ,36 ,63 ,14 1,31 2,48 6,6

до 4000 рублей ,37 ,22 ,29 ,27 ,06 ,96 ,54 2,7

до 6000 рублей ,58 ,36 ,30 ,28 ,19 1,17 ,94 3,8

до 8000 рублей ,88 ,44 ,20 ,54 ,12 1,33 2,18 5,7

до 10000 рублей 1,38 ,56 ,37 ,76 ,06 1,78 2,59 7,5

до 15000 рублей 1,46 ,58 ,36 ,89 ,11 1,89 3,26 8,6

более 15000 рублей 1,16 ,45 ,41 ,83 ,13 2,02 4,15 9,2

По всем опрошенным

По всем опрошенным ,95 ,48 0,34 0,66 0,14 1,54 2,47 6,6

Таблица 3.

Средние душевые доходы в группах по посещаемости, руб.

Учреждения культуры

Группы респондентов Драм. Муз. Музыка Поп- Народ. Музеи, Кино-

театр театр АЖ музыка музыка выставки театры

Не были ни разу 8002 8399 8511 8134 8625 8008 7374

Группа максимального посещения* 10287 9723 9168 10752 7656 10289 12545

Отклонения, % 129 116 108 132 89 129 170

Таблица 4. Приобщенность к культурной жизни по группам респондентов,

% по столбцу

Группы респондентов Индекс приобщенности к культурной жизни Доля группы в выборке

С учетом кино Без кино

нулевой низкий средний высокий нулевой низкий средний высокий

Пол

Мужчины 45,0 47,0 41,7 41,9 47,4 44,9 42,8 31,0 43,9

Женщины 55,0 53,0 58,3 58,1 52,6 55,1 57,2 69,0 56,1

Возраст

18-29 года 7,9 16,0 18,8 42,9 14,8 26,1 25,7 27,6 20,4

30-39 лет 14,3 20,1 25,6 23,5 16,9 19,5 23,6 24,3 19,4

40-49 лет 19,5 22,6 26,5 16,3 18,9 21,3 23,8 19,4 20,1

50-59 лет 16,4 15,6 14,3 8,7 14,9 12,1 12,9 13,5 13,9

60 лет и старше 41,8 25,8 14,8 8,6 34,6 21,0 14,0 15,2 26,2

Социальный статус

рабочие 15,3 13,4 10,2 7,1 16,1 9,1 7,7 5,3 12,0

служащие без выс. обр. 5,8 10,5 9,6 6,4 6,4 10,6 7,3 6,0 7,3

специалисты с выс. обр. в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры 3,1 8,1 12,2 19,7 3,7 8,1 15,4 28,7 9,8

специалисты с выс. обр. в других сферах 7,1 17,9 18,8 18,8 9,6 18,9 20,1 15,4 13,8

Руководители и инд. бизнес 2,2 3,6 5,9 5,6 2,7 5,2 6,3 4,3 3,9

работники силовых структур 1,9 2,1 2,3 2,3 2,5 1,7 1,9 1,4 2,1

прочие работающие 10,0 8,5 10,1 8,9 9,8 9,8 11,0 6,4 9,5

студенты 2,5 4,5 6,2 17,7 5,0 9,5 8,0 13,5 7,5

пенсионеры 44,6 26,5 15,1 9,5 36,9 21,6 15,1 15,9 27,7

домохозяйки 5,2 2,9 8,1 2,4 5,1 3,3 6,3 2,4 4,5

прочие неработающие 2,2 2,1 1,4 1,6 2,4 2,2 ,9 0,8 1,9

Образование

неполное среднее 7,6 1,0 ,4 ,6 6,3 1,1 ,2 ,4 3,6

среднее общее (школа) 19,2 12,8 7,5 8,5 18,4 10,6 7,4 6,3 13,5

среднее проф. (ПТУ) 15,6 8,2 9,7 6,0 14,7 8,4 6,9 4,9 10,9

среднее специальное (техникум, колледж) 22,2 25,0 20,0 14,6 22,9 21,4 16,4 12,9 20,2

выс. или нез. в. гум-тарное 12,3 22,5 30,2 40,0 14,4 29,3 30,2 46,5 24,2

выс. или нез. выс. другое 23,1 30,5 32,1 30,4 23,4 29,2 39,0 28,9 27,6

Образование родителей

оба родителя без выс. образ. 61,4 45,7 36,4 31,7 57,6 42,2 30,2 32,8 47,1

один — среднее, другой — высшее 15,4 22,1 27,3 24,3 16,9 22,4 30,1 22,2 20,7

оба имеют выс. образование 12,4 22,3 29,5 40,1 15,8 26,6 32,4 42,3 24,1

затруднение в ответе 10,7 9,9 6,8 3,9 9,6 8,7 7,3 2,7 8,1

Д ушевой доход

затруднение в ответе 17,1 18,7 22,3 32,3 20,0 23,0 23,5 28,6 22,3

отказ отвечать 18,8 19,4 18,9 19,0 19,0 16,7 20,9 19,8 19,0

до 4000 рублей 21,8 10,4 7, 4,3 18,2 10,2 5,9 6,1 13,1

до 6000 рублей 18,2 15,3 10,6 6,4 16,2 12,3 9,0 8,9 13,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

до 8000 рублей 8,6 10,9 11,6 7,7 8,8 11,6 8,8 7,7 9,2

до 10000 рублей 8,0 11,9 12,3 11,6 8,2 12,0 12,9 12,5 10,2

до 15000 рублей 4,3 6,5 12,8 10,6 5,6 7,4 11,9 10,9 7,6

более 15000 рублей 3,2 6,7 4,1 8,1 4,1 6,7 7,2 5,4 5,2

По всем опрошенным

1 42,1 | 15,4 | 15,1 | 27,4 | 51,9 | 19,2 | 14,7 | 14,2 | 100

Драматический театр - 5 и более посещений в год; поп-музыка, музыка академических жанров, музыкальный театр - 4 и более; народная музыка - 2 и более; музеи, кинотеатры - 10 раз и более.

Таблица 5. Приобщенность к культурной жизни по группам респондентов,

% по строке

Группы респондентов Индекс приобщенности к культурной жизни Доля группы в выборке

С учетом кино Без кино

нулевой низкий средний высокий нулевой низкий средний высокий

Пол

Мужчины 43,1 16,5 14,3 26,1 56,0 19,6 14,3 10,0 43,9

Женщины 41,4 14,6 15,7 28,4 48,7 18,9 14,9 17,5 56,1

Возраст

18-29 года 16,4 12,1 13,9 57,6 37,7 24,6 18,5 19,2 20,4

30-39 лет 31,1 16,0 19,8 33,1 45,1 19,4 17,8 17,8 19,4

40-49 лет 40,8 17,3 19,8 22,1 48,6 20,4 17,3 13,7 20,1

50-59 лет 49,9 17,3 15,5 17,2 55,7 16,7 13,7 13,9 13,9

60 лет и старше 67,3 15,2 8,5 9,0 68,5 15,4 7,8 8,2 26,2

Социальный статус

рабочие 53,5 17,3 12,9 16,2 69,6 14,7 9,4 6,3 12,0

служащие без выс. обр. 33,7 22,3 19,9 24,1 45,3 28,2 14,8 11,7 7,3

специалисты с выс. обр. в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры 13,5 12,7 18,8 55,0 19,4 15,9 23,1 41,7 9,8

специалисты с выс. обр. в других сферах 21,8 20,1 20,6 37,5 36,2 26,4 21,4 15,9 13,8

Рук-тели и инд. бизнес 23,6 14,3 22,8 39,2 35,0 25,6 23,7 15,6 3,9

работники силовых структур 38,7 15,2 16,6 29,5 61,7 15,2 13,5 9,6 2,1

прочие работающие 44,2 13,9 16,1 25,9 53,3 20,0 17,1 9,6 9,5

студенты 13,7 9,2 12,5 64,6 34,4 24,4 15,6 25,6 7,5

пенсионеры 67,6 14,8 8,2 9,4 68,8 15,0 8,0 8,2 27,7

домохозяйки 48,7 9,8 27,1 14,4 58,2 14,0 20,3 7,5 4,5

прочие неработающие 48,4 17,4 11,2 23,1 64,6 22,5 6,7 6,3 1,9

Образование

неполное среднее 89,7 4,1 1,9 4,3 91,6 5,9 0,8 1,7 3,6

среднее общее (школа) 59,7 14,7 8,4 17,3 70,3 15,1 8,0 6,6 13,5

среднее проф. (ПТУ) 59,8 11,7 13,5 15,1 69,5 14,8 9,3 6,4 10,9

среднее специальное (техникум, колледж) 46,2 19,2 14,9 19,8 58,6 20,4 11,9 9,1 20,2

выс. или нез. в. гум-тарное 21,4 14,4 18,9 45,3 30,9 23,4 18,3 27,4 24,2

выс. или нез. выс. другое 35,1 17,1 17,6 30,2 43,9 20,5 20,7 14,9 27,6

Образование родителей

оба родителя без выс. образ. 54,9 15,0 11,7 18,4 63,5 17,2 9,4 9,9 47,1

один — среднее, другой — высшее 31,4 16,5 19,9 32,2 42,6 20,8 21,4 15,2 20,7

оба имеют выс. образование 21,7 14,4 18,5 45,5 34,2 21,2 19,7 24,9 24,1

затруднение в ответе 55,5 18,9 12,6 13,0 61,5 20,7 13,1 4,7 8,1

Душевой доход

затруднение в ответе 32,4 12,9 15,1 39,5 46,6 19,8 15,5 18,1 22,3

отказ отвечать 41,9 15,8 15,0 27,3 52,2 16,9 16,2 14,7 19,0

до 4000 рублей 70,2 12,2 8,8 8,8 72,0 14,9 6,6 6,5 13,1

до 6000 рублей 57,4 17,6 11,9 13,0 63,0 17,6 10,0 9,4 13,4

до 8000 рублей 39,6 18,3 19,1 23,0 49,9 24,2 14,0 11,8 9,2

до 10000 рублей 33,0 17,9 18,1 31,0 41,6 22,5 18,6 17,3 10,2

до 15000 рублей 23,6 13,2 25,3 37,9 38,1 18,7 22,9 20,2 7,6

более 15000 рублей 26,2 19,7 11,9 42,3 40,6 24,6 20, 14,5 5,2

По всем опрошенным

| 42,1 | 15,4 | 15,1 | 27,4 | 51,9 | 19,2 | 14,7 | 14,2 | 100

Рисунок 4. Средние душевые доходы в группах по индексу приобщенности и частоте посещений учреждений культуры, рубли

О 2000 4000 6000 8000 10000 12000

нулевой уровень низкий уровень средний уровень

высокий уровень 10028 1

средний душевой доход Частота посещения учреждений культуры

не реже одного раза в месяц ^ 0779

раз в 2-3 месяца раз в полгода

раз в год и реже '004

вообще не посещаю 6701

с учетом кино □ без кино

]10028

8616 ] 8616

10779

9907

8953

7564

6701

Влияние пола на уровень приобщенности с учетом кино практически отсутствует, но без учета кино оно весьма заметно: доля мужчин в группе с высоким уровнем составляет 31% при их доле в выборке в 44%, доля женщин — 69% (в выборке 56%).

Очевидна также связь социального статуса респондентов с уровнем вовлеченности в культурную жизнь. Нельзя не отметить, что самая высокая доля активных участников культурной жизни фиксируется среди специалистов с высшим образованием, занятых в сфере науки, образования, здравоохранения и т.д. Их доля в группе с высоким уровнем приобщенности (без учета кино) в 2,9 раза больше их доли среди населения. Самыми отчужденными от культурной жизни являются пенсионеры (доля в группе с высоким уровнем приобщенности меньше их доли в выборке в 2,9 раза), рабочие (доля в группе активных участников культурной жизни меньше их доли в выборке в 2,3 раза), домохозяйки (доля «активистов» меньше их доли в выборке в 1,9 раза).

Уровень финансового благосостояния семьи так же оказывает влияние на культурную активность. Это заметнее при учете посещений кинотеатров, но еще более наглядно это видно, если сравнивать доходы в группах с различной частотой посещения учреждений культуры (см. рис.4).

В тоже время следует помнить, что доля петербуржцев с высоким уровнем приобщенности к культурной жизни города невелика — в 2007 году она составляет 27%, если учитывать посещения кинотеатров и только 14% без учета кино, что в 3,7 раза меньше доли группы с нулевым уровнем приобщенности. Это означает, что в абсолютных цифрах, если не учитывать посещение кинотеатров, даже среди молодежи, людей с высшим образованием, приличными доходами и высоким социальным статусом больше тех, кто никуда не ходит, чем завзятых театралов, меломанов и поклонников изобразительных искусств (см. табл. 5). Другими словами, принадлежность к определенному социальному слою объективно благоприятствует активному включению в культурную жизнь города, но вовсе не гарантирует выбора именно этой модели поведения.

Поиск качественных различий

Хотя количественное исследование, сфокусированное только на формальном критерии посещений различных учреждений культуры, и не дает возможности полноценного качественного анализа процессов культурной жизни Петербурга, все-таки можно попробовать сделать некоторые обобщения. Наиболее популярной типологией различения искусства и публики является дихотомия массового и элитарного. Всерьез пытаться сказать что-либо об элитарном искусстве, основываясь на данных массового опроса, характеризующего, в основном, культурные потребности среднестатистического петербуржца, было бы, по меньшей мере, опрометчиво. Казалось бы, что полученные результаты должны прежде всего раскрывать потребности человека-массы, потребителя массовой культуры. Так ли это? Прежде всего отметим отсутствие четкого критерия для выделения понятия массы применительно к социуму. Это и просто некое множество людей, и толпа, и публика, и т.д. Хотя, казалось бы, когда мы говорим о каком-то массовом явлении, это предполагает и требует количественного критерия: большинство населения, или, например, не менее трети, может быть четверти? Существует точка зрения, что внушительность размеров не является сущностным признаком массы.7 Возможно, для каких-то случаев это справедливо, но использование этого

7 См., например, Б.А. Грушин. Массовое сознание. // М., Политиздат, 1987г., с. 207-208.

понятия для характеристики культуры (искусства) однозначно предполагает охват этим явлением значительного множества людей, вплоть до общества в целом.

Понятие массовой культуры так же чрезвычайно расплывчато и неопределенно. Оно в основном несет оценочный смысл и подразумевает «коммерческий успех и популярность любой ценой; развлекательность и занимательность любыми средствами; эксплуатация инстинктов и суеверий людей (насилие, секс, страх, мистика и т.д.); культ гедонизма и потребительства...».8 У уважаемого автора, которого я процитировал, список пороков массовой культуры еще более обширен и по этим критериям все современное искусство, за редкими исключениями, следует признать массовым. Может быть это и так, но тогда зачем вообще нужно понятие, которое не позволяет различать что-либо, видеть особенности и специфику?

Другим критерием, которым обычно маркируется массовая культура — ориентация на невзыскательный вкус, низкий уровень образования и неразвитость эстетических потребностей ее потребителей.

Посмотрим, однако, что нам говорят результаты исследования. Если критерием массовости считать приобщенность к тому или иному виду искусства хотя бы не менее трети населения, то единственным массовым видом оказывается кино, да и оно стало таковым только в 2007 году, когда 33% взрослого населения побывали в кинотеатрах не менее двух раз в течение года (см. табл. 1). Конечно, любителей кино гораздо больше, если учесть телевизор и прочие возможности домашнего просмотра кинофильмов, но ведь мы говорим о публичном культурном пространстве города, и следует признать, что это пространство лишено признаков массовости. Реальным творцом и транслятором массовой культуры, в исходном значении понятия массовости, как охватывающем большинство населения, являются масс-медиа. «Главным каналом распространения массовой культуры служат средства многотиражной коммуникативной техники — книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, телевидение, видео- и звукозаписи».9 Самый мощный канал, конечно, телевидение. По данным нашего исследования 2006 года, 60% опрошенных, отвечая на вопрос о любимых занятиях на досуге, называли просмотр телепередач. По данным TNS Gallup Media в 2006 году 77% петербуржцев в возрасте от 35 до 54 лет смотрели телевизор в среднем пять часов в день.10 Более пожилое население, можно не сомневаться, проводит у телевизора еще больше времени.

Теперь о вкусах, образовании и эстетических потребностях. Конечно, о вкусах и уровне развитости эстетических потребностей сказать что-либо, основываясь на данных исследования сложно, но уровень образования мы зафиксировали, и этот показатель свидетельствует, что в аудитории всех анализируемых видов и жанров искусства преобладают люди с высшим или незаконченным высшим образованием, преимущественно гуманитарным (см. табл. 2). Даже в группе киноманов, посетивших кинотеатры в течение года не менее 10 раз, доля людей с высшим образованием составляет 69%, из которых 38% имеют высшее или незаконченное высшее гуманитарное образование. Люди же с низким уровнем образования и соответствующим социальным статусом ходят куда-либо крайне редко, удовлетворяя свои культурные потребности, в основном, с помощью телевизора.

8 В.Е. Семенов. Дегуманизация в модернистском и массовом искусстве 20 — начале 21 вв. : социально-психологический анализ. // Журнал социологии и социальной антропологии. , 2007, №1, с. 26.

9 В.С. Жидков, К.Б. Соколов. Искусство и общество. СПб, Алетейя, 2005, с.376.

10 И. Вехов. Телесмотрение жителей Санкт-Петербурга: изменения в 2006 году. // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2007, №1, с.53.

После столь длинного вступления, обратимся, наконец, к поиску сегментов, дифференцирующих население по критерию их предпочтений в сфере художественной культуры. С этой целью была применена процедура факторного анализа (см. табл. 6).

Мы видим, что четко обозначились два фактора, и тот, и другой можно назвать факторами приобщенности к культурной жизни. В первом факторе, характеризующем общую приобщенность, доминирующее значение имеет посещение кинотеатров, что естественно, поскольку, как уже говорилось, посещение кинотеатров увеличивает долю группы с высоким уровнем приобщенности почти в два раза. Большую нагрузку в факторе имеет возраст, что вполне понятно — основной посетитель кинотеатров — молодежь. Посещаемость других видов и жанров искусства входит в этот фактор с существенно меньшими значениями, наибольшую нагрузку среди них имеет посещение концертов популярной музыки. Для первого фактора характерна отрицательная связь с посещением концертов народной музыки и практически отсутствие связи с посещением концертов музыки академических жанров и музыкального театра. Нет значимой связи и с полом респондентов, несколько большую нагрузку имеет образование, при этом довольно существенным показателем является душевой доход. Поскольку известно, что в жанровом репертуаре кинотеатров львиную долю занимают боевики, триллеры, фэнтези и прочая продукция развлекательного характера11, можно полагать, что первый фактор объединяет людей, для которых основным мотивом посещения учреждений культуры является стремление развлечься. Об этом, собственно, говорят и сами поклонники киноискусства — более половины из них ведущим мотивом посещения учреждений культуры называют желание отдохнуть, развлечься (см. рис. 5).

Второй фактор — фактор приобщенности без учета посещений кинотеатров. Наибольшие нагрузки в нем имеют посещение музыкального театра, концертов музыки академических жанров и музеев. С достаточно большим факторным весом в него входят посещения драматического театра и концертов народной музыки. Нет связи этого фактора с посещением кинотеатров и слабая связь с концертами поп-музыки. Не имеет этот фактор и значимых связей с социально-демографическими характеристиками респондентов, только образование имеет больший вес, чем в первом факторе. В значительной степени второй фактор является антиподом первого, следовательно,

людей, которых он объединяет, можно отнести к любителям «серьезного» искусства. Об этом говорит и их мотивация посещения учреждений культуры: более трети любителей «серьезной» музыки говорят, что для них главное — получить эстетическое удовольствие.

Таким образом, проведенный анализ позволяет выделить два основных сегмента в аудитории художественной культуры Петербурга, различающихся мотивами посещения театров, концертов и т.д. В первом сегменте, преимущественно молодежном, общение с искусством — это прежде всего способ отдохнуть, развлечься. Назовем их любителями легких жанров в искусстве. Свои потребности они чаще всего удовлетворяют посещением кинотеатров, но и в других видах и жанрах искусства ищут прежде всего легкого необременительного развлечения, тем более, что современное и театральное, и музыкальное искусство с готовностью идут навстречу их желаниям.

Во второй сегмент входят люди разного пола, возраста, доходов, только образование у них выше среднего уровня. Эти люди хотят от искусства чего-то большего, чем просто развлечения. Для них важны эстетические критерии и главное, что их отличает от первой группы, это интерес к опере, балету, музыке академических жанров. Назовем их любителями серьезного искусства. Их гораздо меньше, чем поклонников легких жанров, что следует признать нормальным и нет никаких оснований думать, что когда-нибудь было или будет наоборот.

Таблица 6. Результаты факторного анализа

Переменные Компоненты

1 2

кинотеатры ,826

индекс приобщенности ,759 ,547

возраст -,728 ,167

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поп-музыка ,483 ,259

индекс приобщенности (без кино) ,548 ,758

музыкальный театр ,138 ,676

музыка АЖ ,666

музеи ,443 ,618

драматический театр ,457 ,556

народная музыка -,133 ,518

образование ,214 ,363

пол ,109

доход-средние ,455

информативность фактора, % 23,3 22,8

Extraction Method: Principal Component Analysis. Rotation Method: Varimax with Kaiser Normalization. (признак образования преобразован в дихотомию отсутствия или наличия высшего или незаконченного высшего образования; приведены значения с коэффициентом больше 0,1)

Рисунок 5. Мотивы посещения учреждений культуры,% (Формулировка вопроса: Какая цель для вас первостепенна при посещении театра, музея,

концертного зала и т.д.? Варианты ответа зачитывались)

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00%

узнать что-то новое, расширить свои знания отдохнуть, развлечься получить эстетическое удовольствие получить новые эмоциональные переживания уйти от повседневности, окунуться в другой мир

¡меломаны киноманы

(«меломаны» — люди, посетившие концерты музыки АЖ не менее 4 раз в течение года;«киноманы» — не менее 10 посещений кинотеатров)

11 См., например, В. Москвина. Кинорынок Санкт-Петербурга. // «Телескоп»: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев», 2006, №1, с.52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.