Научная статья на тему '"ПЕСКОГРАФИЯ" КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОВЗ'

"ПЕСКОГРАФИЯ" КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ПЕСКОГРАФИЯ» / ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИКИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РИСОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карталова Е.А., Ефимова Е.Д.

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребенка. Развитие мелкой моторики рук, является одним из показателей готовности детей к поступлению в школу. Задолго до поступления в школу с ребенком надо развивать мелкую моторику рук. В последние годы все большую популярность при работе с детьми 5-6 лет с ОВЗ приобретают игры с песком, как одной из форм естественной деятельности ребенка. Они способствуют развитию тактильнокинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяют успешно развивать психические и познавательные процессы, благотворно влияют на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. «Пескография» - это уникальная возможность не только отобразить свой внутренний мир и лучше познать мир окружающий, но и развить мелкую моторику у детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ПЕСКОГРАФИЯ" КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОВЗ»

закрепляют полученные на занятиях знания, но и овладевают навыками умственной работы, развивают самостоятельность мышления.

Значительное место в жизни детей занимают игры, включающие элемент перевоплощения. Это игры в театр. Самое ценное в этих игра - это возможность напрямую взаимодействовать с другими участниками. Малыши приобретают важный опыт, когда ставят себя на место другого человека, животного или игрушки. Им приходится решать необычные задачи, например, передавать их характер, повадки и т.д. Эти игры способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, активизируют воображение, благоприятствуют развитию речи, расширяют кругозор детей.

В результате исследований ученые установил, что игра имеет самое непосредственное отношение в подготовке ребёнка к школе влияет на умственное и эмоционально - волевое развитие ребёнка, формирование инициативности и самостоятельности. В своей деятельности мы стараемся создать все необходимые условия для сюжетно - ролевых игр: это куклы, кукольная одежда, посуда, мебель, машины, строительные наборы, предметы - заместители. Все расположено в доступном для детей месте, что способствует свободному их использованию. Содержание детских игр стало значительно богаче, у детей сформировалось умение организованно играть небольшими подгруппами, договариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.

При организации двигательной деятельности большое место отводится спортивным играм, что повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья.

Игра должна стать стилем общения с ребёнком. Игра - это универсальная структура, с помощью которой можно объяснить ребёнку самые сложные понятия. Поэтому полноценное развитие игровой деятельности возможно лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении - семь и детского сада, что позволит совершенствовать интеллектуальные способности дошкольников.

Список использованной литературы: 1. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология. - М., 1969.

© Елецкая Н.М., Зайцева С.С., 2022

УДК376

Карталова Е.А.

Ефимова Е.Д.

МБДОУ д/с №89 «Центр развития ребенка «Непоседы»,

г. Белгород

«ПЕСКОГРАФИЯ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОВЗ

Аннотация

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребенка. Развитие мелкой моторики рук, является одним из показателей готовности детей к поступлению в школу. Задолго до поступления в школу с ребенком надо развивать мелкую моторику рук.

В последние годы все большую популярность при работе с детьми 5-6 лет с ОВЗ приобретают игры с песком, как одной из форм естественной деятельности ребенка. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяют успешно развивать психические и познавательные процессы, благотворно влияют на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. «Пескография» - это уникальная возможность не только отобразить свой внутренний мир и лучше познать мир окружающий, но и развить мелкую моторику у детей с ОВЗ.

Ключевые слова:

«пескография», приемы рисования, элементы графики, технические элементы рисования.

По данным многочисленных исследований за последнее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей, которые имеют отклонения в развитии. Крайне редко можно встретить двоих детей с похожими диагнозами, так как каждый ребёнок с ОВЗ особенный. У воспитанников с ОВЗ проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Именно поэтому так важно, чтобы постепенное развитие мелкой моторики планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду. Важное место в системе работы с детьми с ОВЗ является развитие мелкой моторики посредством использования инновационной технологии «Пескографии». Преимущество пескографии бесспорно над традиционными играми с песком в развитии дошкольников с ОВЗ.

«Пескография» - это самостоятельный вид искусства, который, существует наравне с изобразительным искусством, музыкой, фотографией, хореографией, кино, театром, и так далее.

«Пескография» дает возможность ребенку быть самим собой, поверить в свои силы, научиться самостоятельности, развить художественные способности, образное мышление и пространственное воображение, улучшить процессы саморегуляции, развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

Эффективность развития мелкой моторики у детей 5-6 лет с ОВЗ посредством инновационной технологии «Пескографии» будет высокой при создании следующих педагогических условий:

^ обогащена развивающая предметно-пространственная среда оборудованием для игр с песком;

^ организована совместная деятельность педагога и детей;

^ использование инновационной технологии «Пескография», как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности дошкольников;

^ включение родителей в развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет с ОВЗ посредством инновационной технологии «Пескографии».

Для педагога действует три правила обучения:

1. Присоединение к ребенку.

2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.

3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является

одновременно и обязательным условием: педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Существуют различные приёмы рисования песком.

• Кулаком;

• Ладонью;

• Ребром большого пальца;

• Ребром ладони;

• Щепотью;

• Одним пальцем или одновременное использование нескольких пальцев;

• Симметрично двумя руками;

• Рисование с использованием вспомогательных приспособлений.

В работе используются различные технические элементы рисования

• Засыпания;

• высыпания из кулачка;

• отпечатывания;

• разравнивание;

• разгребание песка вокруг;

• отсечение лишнего;

• просеивание песка между пальцами.

Для развития мелкой моторики рук у дошкольников 5-6 лет с ОВЗ, необходимо познакомить их с элементами графики.

• Точка. Точки бывают маленькие, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце.

• Линия. В процессе рисования на песке дошкольники осваивают рисование линий разной толщины, длины, извилистости.

• Пятна. Пятна различаются по плотности, составу и объёму. Из пятен создаётся образ.

В рисовании обычно задействованы обе руки, что положительно влияет на развитие и правого, и левого полушарий мозга. Упражнения с использованием технических элементов рисования улучшают моторику пальцев рук, сенсорное восприятие и творческое мышление.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры и упражнения должны быть составлены таким образом, чтобы:

• сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

• использовались изолированные движения каждого из них.

Начинать ознакомление деток с песком можно с несложных простых графических упражнений:

• Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик;

• Выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик, бусы;

• Перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической формы;

• Несложные сюжеты: молния, радуга, высокие горы;

• Элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки — разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать — это их успокаивает и уравновешивает.

Благодаря игровым заданиям, рука ребенка станет более гибкой, послушной глазу и мысли. Занятия должны быть добровольными, а результат можно обсуждать лишь только положительно. Список использованной литературы:

1. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 203 с.

2. Коровина И.А. Содержательные основы методики коррекции основных двигательных действий у детей

старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. / А. И. Коровина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 15-19.

3. Певзнер М. С. Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с задержкой психического развития / М. С. Певзнер // Дошкольное воспитание. -2006. - № 10. - С. 25-29.

4. Д. Шматко; под ред. Е. А. Стребелевой; М-во общ. и проф. Образования РФ, Ин-т коррекц. Педагогики РАО. - М.: Полиграф сервис, 1998. - 226 с.

© Карталова Е.А., Ефимова Е.Д., 2022

УДК 373:613.95 (075)

Меньшов И.В.

канд. пед.наук

Меньшов И.И.

ЗабГУ Меньшова В.И.

МБОУ «Многопрофильная языковая гимназия №4» г.Чита, РФ

«ВОСЕМЬ ДРУЗЕЙ ЗДОРОВЬЯ»: НАГЛЯДНО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ВОСЬМИ ПРАВИЛ (ЭЛЕМЕНТОВ) ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЕОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ

УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

Эффективность формирования здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) среди детей с раннего возраста во многом определяется применением наглядно-образных форм для каждого из его 8 правил (элементов).

С появлением «Восьми друзей здоровья» здоровый образ жизни впервые в истории обрел осязаемые образы и предстал в наглядно-образной форме на основе его 8 правил (элементов). Каждому правилу здорового образа жизни соответствует свой «Друг здоровья»: распорядок дня и «Друг здоровья Распоряделкин», закаливание и «Друг здоровья Закалялкин», отсутствие вредных привычек и «Друг здоровья Невредилкин», личная гигиена и «Друг здоровья Умывалкин», межличностное общение и «Друг здоровья Общалкин», поддержка хорошего настроения (психическая саморегуляция) и «Друг здоровья Настроелкин», правильное (рациональное) питание и «Друг здоровья Питалкин», двигательная активность и «Друг здоровья Движелкин».

«Восемь друзей здоровья» формируют у детей представления о ЗОЖ, его 8 правилах и способах их соблюдения, которым дети следуют в повседневной жизнедеятельности, подобно тому, как изучив и освоив алфавит - научились и умеют читать, а таблицу умножения - научились и умеют считать.

Применение «Восьми друзей здоровья» для здоровьеобучения детей с раннего возраста позволяет через наглядно-образное и наглядно-действенное мышление значительно повысить эффективность формирования ЗОЖ для укрепления и сохранения здоровья.

Ключевые слова:

Культура здоровья, здоровый образ жизни, «Восемь друзей здоровья»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.