Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными
возможностями
Шелуханова Алёна Валентиновна
МБДОУ "Детский сад "Ивушка"
г. Тамбов
Ключевые слова:
Детская психология, дети с ОВЗ, игровая терапия
Дошкольное детство - это период, когда ребёнок развивается как никогда бурно и стремительно. Этот период является сензитивным с точки зрения развития психических процессов дошкольника. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями (ОВЗ), в частности, дети с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ разнородна по составу. Это обусловлено, в первую очередь, возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья. Значимым отягощающим фактором является позднее включение ребенка с проблемами в развитии в систему психолого-педагогической диагностики и коррекции.
Цель: определить наиболее эффективные формы взаимодействия психолога с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР).
Можно выделить наиболее актуальные направления коррекционной работы с «особенными» детьми:
- психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;
- преодоление чувства страха и неуверенности, повышение самооценки;
- развитие общих и умственных способностей, мелкой моторики;
- формирование творческого потенциала, развитие фантазии;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие основных психических процессов: мышление, речь, память, внимание, воображение) [1].
В настоящее время наиболее эффективными формами и методами работы с детьми с ОНР являются: сказкотерапия, игротерапия, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, арт-терапия, фольклор.
Наиболее продуктивной формой взаимодействия с детьми дошкольного возраста в ДОУ является игровая деятельность.
Основные коррекционно-развивающие игры для детей 4-5 лет, направленные на развитие основных психических процессов, мелкой моторики, также на развитие общих и умственных способностей и т.д.:
1.Игры на развитие слуховых реакций: «Узнай по звуку», «Где звучит игрушка?», «Кто внимательный?»
2.Игры на развитие понимания речи: «Где машина?», «Делай как я», «Поручение»
3.Сенсорные игры: для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, помогают в формировании сенсорных эталонов. Они довольно
широко представлены на современном рынке игровых пособий. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок, как например «Чудо-кубик»; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа "Почтового ящика", доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки.
4.Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности:
Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Когда малыш строит, он ориентируется на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.
5. Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой и песком, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.
В песочной терапии используются игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Например: «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?», «Испечём оладушки» [2, 3, 4].
Анализ состояния обучения дошкольников приводит к выводу о необходимости обучения в играх, что помогает развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Поскольку у дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности концентрации, переключения, то применение коррекционно-развивающих игр становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию, задания в привлекательной форме.
Список литературы:
1.Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.
2.Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до 3 лет. - М.: АРКТИ, 2006.
3.Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. - Ярославль: Академия развития, 1996.
4.Гришвина А.В. и др. Игры - занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. - М.: Просвещение, 1988.