Научная статья на тему 'Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными возможностями'

Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4411
528
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДЕТИ С ОВЗ / ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелуханова Алёна Валентиновна

Дошкольное детство это период, когда ребёнок развивается как никогда бурно и стремительно. Этот период является сензитивным с точки зрения развития психических процессов дошкольника. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями (ОВЗ), в частности, дети с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционнопедагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ разнородна по составу. Это обусловлено, в первую очередь, возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья. Значимым отягощающим фактором является позднее включение ребенка с проблемами в развитии в систему психолого-педагогической диагностики и коррекции. Цель: определить наиболее эффективные формы взаимодействия психолога с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). Можно выделить наиболее актуальные направления коррекционной работы с «особенными» детьми: психокоррекция эмоционально-волевых нарушений; преодоление чувства страха и неуверенности, повышение самооценки; развитие общих и умственных способностей, мелкой моторики; формирование творческого потенциала, развитие фантазии; снятие психоэмоционального напряжения; развитие основных психических процессов: мышление, речь, память, внимание, воображение) [1]. В настоящее время наиболее эффективными формами и методами работы с детьми с ОНР являются: сказкотерапия, игротерапия, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, арттерапия, фольклор. Наиболее продуктивной формой взаимодействия с детьми дошкольного возраста в ДОУ является игровая деятельность. Основные коррекционно-развивающие игры для детей 4-5 лет, направленные на развитие основных психических процессов, мелкой моторики, также на развитие общих и умственных способностей и т.д.: 1.Игры на развитие слуховых реакций: «Узнай по звуку», «Где звучит игрушка?», «Кто внимательный?» 2.Игры на развитие понимания речи: «Где машина?», «Делай как я», «Поручение» 3.Сенсорные игры: для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, помогают в формировании сенсорных эталонов. Они довольно 995 широко представлены на современном рынке игровых пособий. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок, как например «Чудокубик»; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа “Почтового ящика”, доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки. 4.Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности: Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Когда малыш строит, он ориентируется на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий. 5. Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой и песком, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. В песочной терапии используются игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Например: «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?», «Испечём оладушки» [2, 3, 4]. Анализ состояния обучения дошкольников приводит к выводу о необходимости обучения в играх, что помогает развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Игровое обучение это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Поскольку у дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности концентрации, переключения, то применение коррекционно-развивающих игр становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию, задания в привлекательной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными возможностями»

Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными

возможностями

Шелуханова Алёна Валентиновна

МБДОУ "Детский сад "Ивушка"

г. Тамбов

Ключевые слова:

Детская психология, дети с ОВЗ, игровая терапия

Дошкольное детство - это период, когда ребёнок развивается как никогда бурно и стремительно. Этот период является сензитивным с точки зрения развития психических процессов дошкольника. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями (ОВЗ), в частности, дети с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ разнородна по составу. Это обусловлено, в первую очередь, возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья. Значимым отягощающим фактором является позднее включение ребенка с проблемами в развитии в систему психолого-педагогической диагностики и коррекции.

Цель: определить наиболее эффективные формы взаимодействия психолога с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР).

Можно выделить наиболее актуальные направления коррекционной работы с «особенными» детьми:

- психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;

- преодоление чувства страха и неуверенности, повышение самооценки;

- развитие общих и умственных способностей, мелкой моторики;

- формирование творческого потенциала, развитие фантазии;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие основных психических процессов: мышление, речь, память, внимание, воображение) [1].

В настоящее время наиболее эффективными формами и методами работы с детьми с ОНР являются: сказкотерапия, игротерапия, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, арт-терапия, фольклор.

Наиболее продуктивной формой взаимодействия с детьми дошкольного возраста в ДОУ является игровая деятельность.

Основные коррекционно-развивающие игры для детей 4-5 лет, направленные на развитие основных психических процессов, мелкой моторики, также на развитие общих и умственных способностей и т.д.:

1.Игры на развитие слуховых реакций: «Узнай по звуку», «Где звучит игрушка?», «Кто внимательный?»

2.Игры на развитие понимания речи: «Где машина?», «Делай как я», «Поручение»

3.Сенсорные игры: для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, помогают в формировании сенсорных эталонов. Они довольно

широко представлены на современном рынке игровых пособий. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок, как например «Чудо-кубик»; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа "Почтового ящика", доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки.

4.Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности:

Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Когда малыш строит, он ориентируется на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.

5. Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой и песком, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

В песочной терапии используются игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Например: «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?», «Испечём оладушки» [2, 3, 4].

Анализ состояния обучения дошкольников приводит к выводу о необходимости обучения в играх, что помогает развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Поскольку у дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности концентрации, переключения, то применение коррекционно-развивающих игр становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию, задания в привлекательной форме.

Список литературы:

1.Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.

2.Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до 3 лет. - М.: АРКТИ, 2006.

3.Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. - Ярославль: Академия развития, 1996.

4.Гришвина А.В. и др. Игры - занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. - М.: Просвещение, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.