Научная статья на тему 'ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ ДАГЕСТАНА КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЗНАНИЯ'

ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ ДАГЕСТАНА КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
413
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР / НАРОДЫ ДАГЕСТАНА / ИССЛЕДОВАНИЕ / ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / ЛОКАЛЬНЫЕ И ОБЩЕДАГЕСТАНСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каракаш Юлия Юрьевна, Гаджиева Рашидат Ибрагимовна

Предметом статьи является обзор научных публикаций музыковедов и ученых-фольклористов, касающихся музыкального творчества народов Дагестана, а также истории изучения песенного фольклора. Методами исследования выступили: теоретический анализ научной литературы, системный (комплексный) метод, включающий описание, сравнение, анализ и обобщение. Установлено, что накопление и издание трудов в области песенного фольклора народов Дагестана составило обширное поле исследовательской деятельности национальных композиторов, музыковедов, фольклористов. Ими осуществлено всестороннее изучение народного творчества, разработана концепция локальных и общедагестанских особенностей основных его видов и жанров, проанализированы эпические, исторические, героические, лирические, трудовые, обрядовые песни. В статье описываются исторические источники песенного фольклора народов Дагестана, его мелодическая организация, традиции исполнительской интерпретации, внутриладовое строение напевов, особенности инструментального сопровождения народных песен. Заключается, что при всем жанровом, тематическом, инструментальном разнообразии произведений этносов, проживающих в республике, дагестанский фольклор все же можно считать единым образованием, составные части которого характеризуются схожими чертами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SONG FOLKLORE OF THE DAGESTANI PEOPLES AS A PROBLEM OF SCIENTIFIC RESEARCH KNOWLEDGE

The subject of the article is a review of scientific publications by musicologists and folklore scholars concerning the musical creativity of the Dagestani peoples, as well as the history of the study of song folklore. The research methods are: theoretical analysis of scientific literature, system (complex) method, including description, comparison, analysis and generalization. It is deemed that the accumulation and publication of works in the field of song folklore of the Dagestani peoples constituted a vast field of research activity of national composers, musicologists, folklorists. They have carried out a comprehensive study of folk art, developed a concept of local and all-Dagestan peculiarities of its main types and genres, analyzed epic, historical, heroic, lyrical, labor, and ritual songs. The article describes historical sources of song folklore of the Dagestani peoples, its melodic organization, traditions of performing interpretation, intra-tonality of tunes, peculiarities of instrumental accompaniment of folk songs. Conclusion dwells upon the fact that with all the genre, thematic, instrumental variety of ethnic groups works living in the republic, Dagestani folklore can still be considered as a single formation, the constituent parts of which are characterized by similar features.

Текст научной работы на тему «ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ ДАГЕСТАНА КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЗНАНИЯ»

Научная статья

УДК 398.8(470.67)

https://doi.org/10.24158/fik.2023.7.17

Песенный фольклор народов Дагестана как проблема научно-исследовательского знания

Юлия Юрьевна Каракаш1, Рашидат Ибрагимовна Гаджиева2

1,2Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия [email protected]

[email protected], https://orcid.org/0000-0003-3725-4306

Аннотация. Предметом статьи является обзор научных публикаций музыковедов и ученых-фольклористов, касающихся музыкального творчества народов Дагестана, а также истории изучения песенного фольклора. Методами исследования выступили: теоретический анализ научной литературы, системный (комплексный) метод, включающий описание, сравнение, анализ и обобщение. Установлено, что накопление и издание трудов в области песенного фольклора народов Дагестана составило обширное поле исследовательской деятельности национальных композиторов, музыковедов, фольклористов. Ими осуществлено всестороннее изучение народного творчества, разработана концепция локальных и общедагестанских особенностей основных его видов и жанров, проанализированы эпические, исторические, героические, лирические, трудовые, обрядовые песни. В статье описываются исторические источники песенного фольклора народов Дагестана, его мелодическая организация, традиции исполнительской интерпретации, внутрила-довое строение напевов, особенности инструментального сопровождения народных песен. Заключается, что при всем жанровом, тематическом, инструментальном разнообразии произведений этносов, проживающих в республике, дагестанский фольклор все же можно считать единым образованием, составные части которого характеризуются схожими чертами.

Ключевые слова: песенный фольклор, народы Дагестана, исследование, жанровое разнообразие, локальные и общедагестанские особенности

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Каракаш Ю.Ю., Гаджиева РИ. Песенный фольклор народов Дагестана как проблема научно-исследовательского знания // Общество: философия, история, культура. 2023. № 7. С. 117— 122. https://doi.org/10.24158/fik.2023.7.17.

Original article

Song Folklore of the Dagestani Peoples as a Problem of Scientific Research Knowledge

Yulia Yu. Karakash1, Rashidat I. Gadzhieva2

12Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia [email protected]

[email protected], https://orcid.org/0000-0003-3725-4306

Abstract. The subject of the article is a review of scientific publications by musicologists and folklore scholars concerning the musical creativity of the Dagestani peoples, as well as the history of the study of song folklore. The research methods are: theoretical analysis of scientific literature, system (complex) method, including description, comparison, analysis and generalization. It is deemed that the accumulation and publication of works in the field of song folklore of the Dagestani peoples constituted a vast field of research activity of national composers, musicologists, folklorists. They have carried out a comprehensive study of folk art, developed a concept of local and all-Dagestan peculiarities of its main types and genres, analyzed epic, historical, heroic, lyrical, labor, and ritual songs. The article describes historical sources of song folklore of the Dagestani peoples, its melodic organization, traditions of performing interpretation, intra-tonality of tunes, peculiarities of instrumental accompaniment of folk songs. Conclusion dwells upon the fact that with all the genre, thematic, instrumental variety of ethnic groups works living in the republic, Dagestani folklore can still be considered as a single formation, the constituent parts of which are characterized by similar features.

Keywords: song folklore, the peoples of Dagestan, research, genre diversity, local and general Dagestan features

Funding: independent work.

For citation: Karakash, Yu.Yu. & Gadzhieva, R.I. (2023) Song Folklore of the Dagestani Peoples as a Problem of Scientific Research Knowledge. Society: Philosophy, History, Culture. (7), 117—122. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.7.17 (In Russian).

© Каракаш Ю.Ю., Гаджиева Р.И., 2023

Историю возникновения многозначных, специфических элементов фольклора связывают с различными этапами развития человеческой жизни. Лучшие его образцы возникли и сохранились благодаря накоплению многовекового опыта и отбора всего ценного, что выработано общественно-трудовой практикой, историческими и материальными условиями существования жизни каждого этноса.

Создание корпуса нотированных текстов традиционной дагестанской музыки происходило параллельно с общероссийским трендом в этномузыкологии, связанным с фиксацией народных напевов: первоначально - на аудионосители (фонограф), затем - посредством нотной записи.

Первые попытки профессионального изучения музыкального фольклора в Дагестане относятся к началу XX в. Большое значение в этом направлении имела деятельность основоположника национальной композиторской школы, выпускника Ленинградской консерватории Готфрида Алие-вича Гасанова. В 1927 г. была закончена его первая работа «Песни аварцев» (Гасанов, 1977), в которой содержались нотные записи дагестанских песен. Следующим серьезным изданием стал сборник «100 дагестанских народных песен»1, который в дополненном варианте был переиздан впоследствии не раз. Он представляет собой наиболее значительный свод народного песенного репертуара, достоверно передающий местные варианты поэтических текстов и их распевы.

Во второй половине XX в. известные дагестанские композиторы, получившие классическое образование в учебных заведениях страны, предприняли длительные выезды в отдаленные уголки республики для собирания полевого материала, записывания и последующей расшифровки песенных и танцевальных образцов музыкального фольклора с целью дальнейшего воплощения их в своем творчестве. Один за одним публике представлялись образцы музыкального фольклора, обработанные композиторами и музыковедами. Изучением лакского фольклора занимались Ширвани Чалаев и Сергей Агабабов. Ими были воспроизведены в своем творчестве множество лакских народных песен. Выпускник Ленинградской консерватории Магомед Касумов издал нотный сборник «100 даргинских народных песен»2. Народное музыкальное творчество лезгин было изучено и опубликовано Сейфулой Керимовым (Керимов, 1961). Музыкальное творчество кумыков стало предметом изучения Наби Дагирова3. Большинство собранных композиторами песенных образцов ценны своими высокими художественными достоинствами.

Начиная с середины XX в. фольклор народов Дагестана стал объектом внимания ученых-фольклористов.

Одним из первых было опубликовано исследование Х.М. Халилова «Лакский песенный фольклор» (1959). В 19б2 г. У.Б. Далгат выпустила работу «Фольклор и литература народов Дагестана» (Далгат, 1962). В обоих трудах исследовались эпические и лирические песни народов Дагестана.

В 1969 г. была подготовлена и защищена диссертационная работа А.А. Алихановой «Даргинская лирика»4.

Аварская народная лирика являлась предметом изучения С.М. Хайбуллаева, одного из наиболее видных дагестанских фольклористов, всесторонне проанализировавшего поэтику аварской песенной лирики (Хайбуллаев, 1973).

Героико-исторические произведения аварского народа также стали предметом исследования ученого-фольклориста А.А. Ахлакова (Ахлаков, 1968).

Большой вклад в изучение кумыкской народной поэзии внес А.М. Аджиев. В 1971 г. им была опубликована работа «Героико-исторические песни кумыков» (Аджиев, 1971).

В 1976 г. увидела свет публикация А.М. Ганиевой «Народная лирическая поэзия лезгин» (Ганиева, 1976).

Таким образом, к началу 80-х гг. XX в. был изучен песенный фольклор всех основных народностей, проживающих в Дагестане. В трудах исследователей рассматривалась идейно-эстетические, жанровые и художественные особенности произведений. С целью фиксации песенного фольклора были изданы сборники народных песен на пяти языках народов Дагестана. В 1991 г. - опубликован значительный научный труд «Традиционный фольклор народов Дагестана» Института истории, языка и литературы ДНЦ РАН, в который были включены наиболее распространенные и художественно значимые произведения песенного фольклора не только самых больших, но и малочисленных народов Дагестана: агулов, бежтинцев, ногайцев, рутулов, табасаранцев, цахуров (Традиционный фольклор народов Дагестана ..., 1991). Во многом благодаря научно-исследовательскому подходу к изучению песенного фольклора и выделению музыкальной этнологии в отдельное научное направление в пространстве музыкальной культуры региона прочно закрепились такие культурные практики, как фестивали и конкурсы народного творчества.

1 100 дагестанских народных песен / под общ. ред. Г.А. Гасанова. Махачкала, 1948. 119 с.

2 Касумов М. 100 даргинских народных песен. Махачкала, 1996. 118 с.

3 Якубов М. А. Наби Дагиров. Махачкала, 1969. 16 с.

4 Алиханова А. А. Даргинская лирика (становление и развитие жанров) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1969. 16 с.

На рубеже веков, а также в XXI в. исследования по изучению дагестанского фольклора продолжились. В музыковедческой науке анализу содержания музыкального фольклора и его особенностей посвящены работы М.Ш. Абдулаевой (2013) и Э.Б. Абдуллаевой (2007). Различным аспектам аварского фольклора - труды музыковедов А.Г. Аликараева (2007) и П.Т. Шахназаровой (2009). Традиции изучения фольклора дагестанскими композиторами продолжили К. Магомедов (2008) и Р. Фаталиев (2008).

В настоящее время собирание и сохранение песенного фольклора народов Дагестана продолжается. В республике открыт «Центр изучения фольклора Дагестана», руководителем которого является музыковед П.Т. Шахназарова. Проводятся экспедиции в горные районы Дагестана, сбор полевого материала, фиксация песен на аудио- и видеоносители, расшифровка и перенос материала на нотную запись.

Музыкальный фольклор как часть народного творчества является отражением картины мира представителя традиционной культуры. Жанровый состав песенного фольклора всех этнических групп, объединённых на языковой основе, представлен эпическими, историческими, героическими, лирическими, трудовыми песнями, произведениями обрядовых циклов, детскими песнями.

Наиболее распространен у народов Дагестана жанр лирической песни. Для большинства произведений этой группы характерна куплетная форма мелодии, минорный лад, эмоциональная выразительность, изобилие мелизмов. Тематическое содержание их многообразно: любовная, пейзажная лирика, социально-бытовые мотивы и др. Наиболее распространённой темой лирических песен является тема неразделенной, несчастной любви. Это обусловлено историческими причинами: долгое время выбор невесты или жениха для молодых, как правило, осуществляли родственники. Излюбленным методом повествования в лирических песнях являются сопоставления образов природы и человеческих переживаний, распространены различные символы, эпитеты и сравнения.

Лирические песни исполнялись как женщинами, так и мужчинами сольно, без сопровождения либо под бубен или чагану. Умение петь протяжные лирические песни - критерий вокального мастерства певцов, из которых наиболее талантливые вносили собственные поправки в мелодию и текст, что порождало многообразие вариантов одних и тех же сюжетов песен. Фольклорный текст, в сущности, был открытым для каждого следующего исполнителя, и это неизбежно вызывало к жизни вариантную множественность. Данный факт объясняется также этнической близостью музыкальных традиций дагестанских народов (Ханжов, 2018: 224).

У всех народов Дагестана значительное место в фольклоре занимают эпические и исторические песни. В центре их, как правило, образы пламенных патриотов Родины, защищавших родную землю от иноземных захватчиков: Хочбара, Хаджи-Мурата, Сулеймана, Муртузали, Меседу, Парту-Патимы, Карт-Кожака, Умар-Паши, Гази-Мухамеда, Ян-Бикеша и других героев. Во многих эпических и исторических песнях, наряду с героями-мужчинами, прославляются женщины-воины, наделенные неимоверной силой - как физической, так и моральной.

Прославление в образцах фольклора таких качеств, как патриотизм, физическое совершенство, героизм, смелость, отвага, крепость тела и духа, имело как художественное, так и воспитательное значение. Исторический путь развития дагестанского края, в географическом положении находящегося на пути многих крупных завоевателей, непосредственно связан с его защитой коренным населением на протяжении не одного столетия.

А.Г. Аликараев отмечает, что для этого жанра песен характерны длинные тексты и напевные мелодии, позволяющие путем многократного повторения одних и тех же мелодичных оборотов исполнить всю эпическую песню. Исходный мотив ее образуется большим скачком вверх, что придает началу песни большую динамичность и яркую звучность. Особое значение для исполнения эпических песен у аварцев имел тамур - старинный щипковый инструмент (Аликараев, 2007).

Менее распространённым в структуре дагестанского песенного фольклора является жанр трудовых песен, связанный с обрядовой земледельческой поэзией, уходящей своими корнями в языческую культуру. В древности народы Дагестана, обожествляя явления природы, обращались к идолу - духу, от которого, по представлениям людей, зависело, быть солнцу или дождю. Обрядовые песни, помимо текстовой наполненности, богаты изобразительно-выразительными средствами - сравнениями, эпитетами, символикой, отличаются магическим смыслом действий и слов.

Основу семейно-бытовой поэзии составляли песни детского фольклора - колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки и т. д. Направленные на поддержку физического и нравственного становления ребенка, они отражали основные цели воспитания с выделением дифференцированных черт, соответствующих становлению представителей разных полов. Так, в первых образцах детского фольклора, колыбельных песнях, адресованных мальчикам, ему желали вырасти мужественным, храбрым защитником, бесстрашным воином, крепким земледельцем и т.д. В песнях для девочек создавался образ красивой, скромной, трудолюбивой, хозяйственной дочери. Лейтмотивом колыбельных песен было пожелание матери, чтобы ребенок был счастлив, благополучен, не уронил честь семьи и тухума.

В образцах песенного фольклора, как детского, так и взрослого, адресованного представителям обоих полов, систематически подчеркивается дифференциация их главного жизненного предназначения: мужчина - защитник семьи и народа, женщина - хранительница очага, верная супруга, любящая мать.

Исследователи отмечают разнообразие форм народных песен, обусловленных явлением вариантности, суть которого можно свести к измененному повторению основного мелодического и ритмического ядра песни. Х.М. Халилов подчеркивает отсутствие строгой и постоянной привязки определенной мелодии к конкретному тексту. Более того, на одну и ту же мелодию могло быть положено несколько текстов либо она могла исполняться как инструментальное произведение, без вербального сопровождения. Также имело место использование одинакового текста с разными мелодиями, что обуславливалось принципом вариативности мелодии и текста в зависимости от исполнителя песни (Халилов, 2007).

Наиболее полно и широко исследован на сегодняшний день музыкальный фольклор, связанный со свадебными обрядами. Жанры песен этой тематики различаются особенностями поэтики, выразительно-изобразительного языка, мелодического рисунка. В величальных песнях и песнях-наставлениях описывались достоинства невесты, содержались пожелания быть доброжелательной, приветливой, сердечной. внимательной ко всем членам семьи мужа, заботливой матерью, щедрой хозяйкой, хранительницей очага.

Старинный жанр свадебных песен - свадебные плачи, впоследствии перерос в прощальные песни. Их исполняли подруги невесты, которые от ее имени прощались с матерью, отцом и другими членами семьи.

Обрядовые песни народов Дагестана имеют своеобразные напевы, которые исполняются не мелодично, а речитативом. Например, в песнях-гаданиях девушки таким образом произносили свои пожелания (чтобы приснился жених, был достаток и т.д.).

Исполнителями песен в народе были представители обоих полов. Однако если женщины, как правило, аккомпанировали себе на единственном музыкальном инструменте - бубне, то мужчины широко пользовались и другими. Наиболее распространёнными из них были пандур, тамур, агач-кумуз, чагана, кеманча.

Следует сказать о ладоинтонационных, мелодических и ритмических особенностях музыкального языка различных этносов Дагестана. В то же время схожая ритмическая организация народных песен с характерной сменой двух- и трехдольных размеров, переменной ладовой основой (диатоника, натуральный мажор и минор, дорийский лад), куплетной формой с двухчастной мелодией позволяет говорить об общедагестанской близости музыкальных традиций различных этнических групп (Гаджиева, 2022).

В целом, сохранение интонационной основы народно-песенного искусства - одно из условий устойчивости «культурного кода» нации. Мелодико-ритмическое богатство музыкального материала обеспечивает разнообразие фольклора дагестанцев в целом, а также «маркирует» национальные особенности отдельных дагестанских автохтонов.

Подводя итог сказанному, можно резюмировать, что основные направления развития музыкальной фольклористики в Дагестане отражали общегосударственные задачи развития этой отрасли научного знания, о чем свидетельствуют этапы ее становления. Песенный фольклор Дагестана являлся объектом пристального внимания музыковедов и ученых-фольклористов, начиная с 20-х гг. XX в., проведены всесторонние исследования народного творчества в единстве со смежными дисциплинами, разработана концепция изучения локальных и общедагестанских особенностей жанров и видов песенного фольклора. Сегодня эта отрасль знаний продолжает пополнять свою теоретическую и эмпирическую базу. Нотная фиксация народно-песенного текста позволяет использовать музыкальный материал в профессиональном композиторском творчестве, тем самым расширяя интонационно-ритмическое содержание произведений, идентифицируемых с дагестанской национальной композиторской школой.

Следует отметить богатое жанровое разнообразие народного вокального творчества, среди которых эпические, исторические, героические, лирические, свадебные, трудовые песни, песни обрядовых циклов, характеризующиеся национальным своеобразием поэтического и музыкального языка, глубоким содержанием, воспитательными возможностями для формирования личности. Морально-нравственные ценности, отраженные в источниках фольклора всех народностей, населяющих Дагестан, в главных идеях, критериях можно определить как общедагестанские, потому что их исторические судьбы, императивы поведения, религиозная принадлежность являются сходными.

Наряду с отличительными локальными свойствами в мелодике, ладоинтонационной организации, инструментальном сопровождении в каждой этнической группе, объединённой на языковой основе, песенный фольклор народов Дагестана отмечен общими чертами: сходными образами, содержанием, выразительными средствами, характерной ритмической танцевальной структурой, выдержанными басами, что позволяет говорить о единстве народной культуры.

Список источников:

Абдулаева М.Ш. Этномузыкальные традиции в многоуровневой структуре идентичностей народов Дагестана // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2. С. 155-159.

Абдуллаева Э.Б. Изучение народной музыкальной культуры Дагестана // Фольклор и музыкальная культура Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала, 2007. С. 25-31.

Аджиев А.М. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала, 1971. 45 с.

Аликараев А.Г. Некоторые особенности музыкального фольклора аварцев // Фольклор и музыкальная культура Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала, 2007. С. 102-108.

Ахлаков А.А. Героико-исторические песни аварцев. Махачкала, 1968. 225 с.

Гаджиева Р.И. Некоторые особенности песенного фольклора народов Дагестана // Искусство в образовании, образование в искусстве. Пермь, 2022. С. 59-64.

Ганиева А.М. Народная лирическая поэзия лезгин. Махачкала, 1976. 162 с.

Гасанов Г.А. Песни аварцев // Традиции и современность. Актуальные вопросы истории и современного развития искусства Дагестана. Махачкала, 1977. С. 173-186.

Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М., 1962. 206 с. Керимов С. Народное музыкальное творчество лезгин. Махачкала, 1961. 40 с. Магомедов К. Табасаранский музыкальный фольклор. Махачкала, 2008. 80 с. Традиционный фольклор народов Дагестана / отв. ред. Г.Г. Гамзатов. М., 1991. 496 с.

Фаталиев Р.А. Музыкальный фольклор лакцев: нотные расшифровки и комментарии. Махачкала, 2008. 146 с. Хайбуллаев С.М. Аварская народная лирика. Махачкала, 1973. 111 с.

Халилов Х.М. Взаимосвязи и взаимовлияния словесного и музыкального фольклора народов Дагестана: традиции и инновации // Фольклор и музыкальная культура Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала, 2007. С. 81-85. Халилов Х.М. Лакский песенный фольклор. Махачкала, 1959. 153 с.

Ханжов Ю.Г. Песенная культура Дагестана: от локального к общедагестанскому // Образование и право. 2018. № 10. С. 222-227.

Шахназарова П.Т. Музыкальные традиции селения Чох: опыт музыкально-этнографического исследования. Махачкала, 2009. 124 с.

References:

Abdulaeva, M. Sh. (2013) Ethnic Musical Traditions in the Multilevel Structure of Dagestan Peoples' Identity. Theory and Practice of Social Development. (2), 155-159. (In Russian)

Abdullaeva, E. B. (2007) Izuchenie narodnoi muzykal'noi kul'tury Dagestana [The study of folk musical culture of Dagestan]. In: Fol'klori muzykal'naya kul'tura Dagestana i Severnogo Kavkaza. Makhachkala, рр. 25-31. (In Russian)

Adzhiev, A. M. (1971) Geroiko-istoricheskie pesni kumykov [Heroic and historical songs of the Kumyks]. Makhachkala. 45 р. (In Russian)

Akhlakov, A. A. (1968) Geroiko-istoricheskie pesni avartsev [Heroic and historical songs of the Avars]. Makhachkala. 225 р. (In Russian)

Alikaraev, A. G. (2007) Nekotorye osobennosti muzykal'nogo fol'klora avartsev [Some features of Avar musical folklore]. In: Fol'klor i muzykal'naya kul'tura Dagestana i Severnogo Kavkaza. Makhachkala, рр. 102-108. (In Russian)

Dalgat, U. B. (1962) Fol'klor i literatura narodov Dagestana [Folklore and literature of the peoples of Dagestan]. Moscow. 206 р. (In Russian)

Fataliev, R. A. (2008) Muzykal'nyi fol'klor laktsev: notnye rasshifrovki i kommentarii [Musical folklore of Laktsev: Musical transcriptions and comments]. Makhachkala. 146 р. (In Russian)

Gadzhieva, R. I. (2022) Some Features of the Song Folklore Peoples of Dagestan. In: Iskusstvo vobrazovanii, obrazovanie viskusstve. Perm, рр. 59-64. (In Russian)

Gamzatov, G. G. (ed.) (1991 ) Traditsionnyi fol'klor narodov Dagestana [Traditional folklore of the peoples of Dagestan]. Moscow. 496 р. (In Russian)

Ganieva, A. M. (1976) Narodnaya liricheskaya poeziya lezgin [Folk lyrical poetry Lezgin]. Makhachkala. 162 р. (In Russian) Gasanov, G. A. (1977) Pesni avartsev [Songs of the Avars]. In: Traditsii i sovremennost'. Aktual'nye voprosy istorii i sov-remennogo razvitiya iskusstva Dagestana. Makhachkala, рр. 173-186. (In Russian)

Kerimov, S. (1961 ) Narodnoe muzykal'noe tvorchestvo lezgin [Lezghin folk music creativity]. Makhachkala. 40 р. (In Russian) Khaibullaev, S. M. (1973) Avarskaya narodnaya lirika [Avar folk Lyrics]. Makhachkala. 111 р. (In Russian) Khalilov, Kh. M. (1959) Lakskii pesennyi fol'klor [Lak song folklore]. Makhachkala. 153 р. (In Russian) Khalilov, Kh. M. (2007) Vzaimosvyazi i vzaimovliyaniya slovesnogo i muzykal'nogo fol'klora narodov Dagestana: traditsii i innovatsii [Interrelations and mutual influences of verbal and musical folklore of the peoples of Dagestan: Traditions and innovations]. In: Fol'klor i muzykal'naya kul'tura Dagestana i Severnogo Kavkaza. Makhachkala, рр. 81-85. (In Russian)

Khanzhov, Yu. G. (2018) Song Culture of Dagestan: from Local Toaii-Dagestan. Obrazovanie ipravo. (10), 222-227. (In Russian) Magomedov, K. (2008) Tabasaranskii muzykal'nyi fol'klor [Tabasaran musical folklore]. Makhachkala. 80 р. (In Russian) Shakhnazarova, P. T. (2009) Muzykal'nye traditsii seleniya Chokh: opyt muzykal'no-etnograficheskogo issledovaniya [Musical traditions of the village of Chokh: Experience of musical and ethnographic research]. Makhachkala. 124 р. (In Russian)

Информация об авторах Ю.Ю. Каракаш - старший преподаватель кафедры музыкальных инструментов и сольного пения Дагестанского государственного педагогического университета, Махачкала, Россия.

Р.И. Гаджиева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкальных инструментов и сольного пения Дагестанского государственного педагогического университета, Махачкала, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1143422

Вклад авторов

Ю.Ю. Каракаш — поиск аналитических материалов; подготовка литературного обзора; подготовка исходного текста статьи; формирование выводов.

Р.И. Гаджиева — концепция исследования; анализ и дополнение текста статьи; проведение критического анализа материалов; итоговые выводы.

Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors Yu.Yu. Karakash— Senior Lecturer, Department of Musical Instruments and Solo Singing, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia.

R.I. Gadzhieva — PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Musical Instruments and Solo Singing, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1143422

Contribution of the authors Yu.Yu. Karakash — information search and processing; literature review preparation; source text writing; drawing final conclusions.

R.I. Gadzhieva — research concept; analyzing and supplementing the text of the article; conducting a critical analysis of the materials; final conclusions.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 18.07.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.