ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"
(г. Москва)
УДК 372.878
Abdullaeva E.B., Cand. of Art Criticism, musicologist, Institute of Language, Literature and Art, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy
of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
MUSICAL FOLKLORE IN THE EDUCATIONAL SPACE OF DAGESTAN. The article analyzes for the first time the experience of using the musical folklore of the peoples of Dagestan in educational institutions of the republic. Despite a significant amount of fundamental and applied research in the field of folklore, the issue of its development as a culture of oral tradition in the educational process of the region has not been specifically studied so far. The author actualizes problems of inclusion of folk musical art in education, determines the importance of folklore in the formation of personal and professional skills of students. The main content of the work is the analysis of the forms of work with folk musical material in the educational process from school institutions to professional institutions of secondary and higher musical education. The contribution of the founder of musical education in the republic G.A. Gasanov and his followers - Dagestan composers to the musical education and enlightenment of youth on the basis of musical folklore is shown. The presented material allows to conclude that the determination of the place and role of musical folklore in the educational environment of Dagestan institutions today needs not only research, but, therefore, its practical application in the educational process.
Key words: musical folklore, G.A. Hasanov, elementary school, folk music ensemble, musical education, solfeggio, composer.
Э.Б. Абдуллаева, канд. искусствоведения, Институт языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского федерального
исследовательского центра РАН, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДАГЕСТАНА
В статье впервые проанализирован опыт использования музыкального фольклора народов Дагестана в образовательных учреждениях республики. Несмотря на значительное количество фундаментальных и прикладных исследований в области фольклора, вопрос о его освоении как культуры устной традиции в образовательном процессе региона до настоящего времени специально не исследовался. Автором актуализированы проблемы включенности народного музыкального искусства в обучение, определена значимость фольклора в формировании личностных и профессиональных навыков учащихся. Особое внимание уделяется анализу форм работы с народным музыкальным материалом в образовательном процессе от школьных учреждений до профессиональных институций среднего и высшего музыкального образования. Показан вклад основоположника музыкального образования в республике ГА. Гасанова и его последователей - дагестанских композиторов - в музыкальное воспитание и просветительство молодежи на основе музыкального фольклора. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что определение места и роли музыкального фольклора в образовательной среде учреждений Дагестана сегодня нуждается не только в исследовании, но и в его практическом применении в учебном процессе.
Ключевые слова: музыкальный фольклор, Г.А. Гасанов, начальная школа, ансамбль народной музыки, музыкальное образование, сольфеджио, композитор.
Приобщение к народной культуре начинается с детства, когда закладываются основные понятия и модели поведения. С раннего возраста также формируются элементы общей и национальной музыкальной культуры. Одним из средств ее развития выступает фольклор, по своей значимости занимающий одно из важных мест в духовной жизни народа.
В Дагестане на территории в 50,3 тыс. кв. км проживает более тридцати народностей и этнических групп, среди которых пять крупных по численности: аварцы, даргинцы, кумыки лакцы, лезгины. Многосоставный музыкальный фольклор народов Дагестана выступает сегодня в целом как живая традиция, порой представленная неравномерно и развивающаяся дискретно. Тем не менее в условиях глобализации всегда сохраняется риск ее угасания. Одним из важных рычагов продуцирования и трансляции народных музыкальных традиций является передача опыта в процессе обучения, пропаганда и популяризация музыкального фольклора учащимися образовательных учреждений.
В последнее десятилетие научно-педагогическое сообщество Дагестана актуализирует вопрос использования музыкального фольклора в образовании детей и юношества. Если по проблемам интеграции традиций народного декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов и ремесел Дагестана в образовательный процесс создан качественный исследовательский задел, защищены кандидатские и докторские диссертации, то педагогическая наука, изучающая возможности включения музыкального фольклора в образование и воспитание, еще ждет своего развития. В связи с этим актуальность темы ис-
следования связана с ее неразработанностью и необходимостью выстраивания в дагестанском музыкознании и педагогической науке всей панорамы развития музыкального воспитания и образования.
Объектом исследования стал опыт музыкального обучения и воспитания в общеобразовательных и специализированных школах, учреждениях среднего и высшего образования Дагестана.
Предмет исследования - арсенал музыкального фольклора в музыкальном воспитании школьников и овладении профессиональными навыками студентами училищ и вузов.
Цель исследования - изучение и анализ возможных форм работы с музыкальным фольклором в общеобразовательных и специализированных школах, учреждениях среднего и высшего образования.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1) показать специфику и формы присутствия музыкального фольклора в образовательном процессе;
2) проанализировать формы работы с музыкальным фольклорным материалом;
3) Определить роль музыкального фольклора в воспитании и приобщении к национальной культуре.
В процессе исследования мы опирались на синхронический и диахронический методы, анализируя современный образовательный процесс в учреждениях республики, и использовали обобщение опыта изучения фольклора на уроках
музыки и при обучении профильным дисциплинам; анализировали виды работы обучающихся на музыкальных предметах при освоении фольклора; беседовали с преподавателями, руководителями фольклорных коллективов.
Научная новизна исследования заключается в актуализации как предмета специального исследования проблемы введения музыкального фольклора в образовательный процесс; в выявлении и теоретическом обосновании обучающих возможностей музыкального фольклора, определении его роли в повышении эффективности музыкального воспитания школьников.
Теоретическая значимость предпринятой работы заключается в обосновании многообразия форм и возможностей включения музыкального фольклора в процесс обучения.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования описанных форм работы с народно-музыкальным материалом в образовательных учреждениях республики, особенно для обучения детей школьного возраста. Ведь ознакомление с народной музыкой, например, в форме исполнительства, позволит учащимся не только овладеть навыками игры и освоить аутентичный материал, но и популяризировать фольклорные традиции за пределами учебных заведений. Показано, что для учащихся младшей ступени возможно создание единого воспитательного пространства, координации школьного, дополнительного специального и семейного образования в обмене опытом взрослых и детей, педагогов и родителей.
Основоположник дагестанской профессиональной музыки и музыкального образования в республике ГА. Гасанов придавал огромное значение изучению и сохранению музыкального фольклора. Накопленный в экспедициях по горным селениям аутентичный материал он не только публиковал, тематически перерабатывал в своих сочинениях, но и всячески ратовал за включение его в образовательный процесс. Задумываясь о выстраивании профессионального музыкального образования в Дагестане, в том числе высшего, он понимал, что его основа должна закладываться с детского возраста, осознавал, что молодое творческое поколение требует большого внимания. В его статьях и выступлениях по радио тема музыкального воспитания занимала большое место [1; 2]. В работу с молодежью Готфрид Алиевич вкладывал много душевных сил, понимая, что так он формирует будущее.
С самого начала закладывания основ музыкального воспитания, в первые десятилетия становления профессионального музыкального образовательного процесса в Дагестане в 1920-1950-е годы Готфрид Гасанов и его сподвижники стремились через интонации народной музыки приобщить учащихся школ, музыкальных кружков, а потом и музыкальных школ к освоению классических музыкальных форм и основ музыкального исполнительства.
Борясь с псевдонародными образцами музыки, он работал над фольклором, создавая педагогический репертуар и концертные программы. Произведениями в жанрах академической музыки Г. Гасанов стремился приобщать учащихся и другие группы слушателей к образцам высокого искусства, основанным на национальном мелосе, естественным и близким интонационно горским детям.
Авторские обработки, народные песни и наигрыши в качестве инструктивно-педагогического материала включались в учебные пособия, ноты для учащихся. Особое распространение получили пьесы для фортепиано на дагестанские народные темы, начиная с первых композиторских сочинений, имеющих педагогическую направленность. Первым в истории дагестанской музыки нотным изданием произведений, основанных на народных мелодиях, стал сборник фортепианных пьес «Дагестанским детям» (1927) Елены Юдиной [3].
Опираясь на программы по музыке для общеобразовательных школ, учителя в своем большинстве используют сценические образцы народной музыки или произведения дагестанских композиторов, т.е. формы фольклоризма, что в определенной мере тоже дает возможность ученикам ознакомиться с национальными музыкальными интонациями. Учителя музыки нуждаются в поддержке соответствующим методическим материалом, не говоря уже об отсутствии аудиозаписей и тем более нотного материала музыкального фольклора.
Для более широкого охвата детей в приобщении к народным музыкальным традициям на уроках музыки в общеобразовательных школьных программах целесообразно включать народную музыку, звучание национальных инструментов. Это, естественно, приобщает детей к этнической культуре и способствует развитию творческого потенциала. В далеком в 1913 году известным музыкантом-фольклористом и педагогом А.Л. Масловым была выпущена «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики» [4]. Им была выдвинута идея всестороннего развития творческих способностей учеников на уроках пения. Александр Леонтьевич настаивал на «введении в школу старинной песни, ныне вымирающей, не в целях ее возрождения, но в целях воспитания молодого поколения на самобытных музыкально-эстетических принципах, которые послужили основой для музыки национальной у многих народов, в том числе и у русских...» [4, с. 49]. Можно констатировать, что нелегко формировались традиции использования музыкального фольклора Дагестана в школьном образовании и воспитании. В первые послевоенные годы уроки музыки были сохранены официально лишь в начальной школе и только в 1956 году они вновь были восстановлены в пятом-шестом классах. Отсутствие специалистов сказывалось на низком уровне качества уроков музыки. Поэтому в Научно-исследовательском институте художественного воспитания Академии педагогических наук СССР в 1965 г была разработана новая программа.
А в 1973 году известный композитор Д.Б. Кабалевский создал экспериментальную программу «Музыка», изданную в 1980 году, которая вышла массовым тиражом для первого - третьего классов, а в 1982 - для четвертого - седьмого классов.
Впоследствии эта программа применялась на всей территории бывшего Советского Союза. Однако в Дагестане не нашлось последователей ученого, педагога-композитора, которые бы вписали дагестанский музыкальный фольклор в его систему, хотя тщательно разработанная система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского была оценена исследователями как технология конца ХХ века [5].
Больший интерес к музыкальному воспитанию и образованию возник в школе лишь в годы перестройки и постсоветского времени, когда региональный компонент образования стал рассматриваться как его важная составляющая. Однако новая практика складывалась стихийно, в основном по инициативе наиболее активных учителей. Понимая основную цель урока музыки в школе как развитие музыкальной культуры, как части гуманитарного образования обучающегося, компонентами изучения музыки в начальной школе и учреждениях дополнительного образования обозначим следующие: освоение музыкальной культуры через эмоциональное восприятие; привитие эмоционально-ценностного отношения к искусству, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре; развитие интереса к музыке через активизацию образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; изучение музыкальных произведений композиторов и народной музыки; овладение практическими умениями: пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку и др.
В программе школьного обучения в условиях многонационального Дагестана детей целесообразно знакомить с инструментальной музыкой, народными инструментами и музыкой дагестанских композиторов. Первое знакомство с дагестанским музыкальным фольклором начинается на уроках музыки и внеклассных занятиях. Как правило, дети осваивают несложные навыки игры, к примеру, на ударных инструментах. Овладение ударными инструментами требует меньшей затраты времени, и ритм в произведениях в основном звучит как акцент на сильной доле. Для лучшего усвоения ритмического рисунка в партии ударных инструментов ансамбля можно провести предварительные упражнения с учащимися: совместно хлопать, топать, выкладывать ритмический рисунок, что приведет к слаженной игре детского ансамбля [6]. Когда игра на ударных инструментах успешно освоена детьми, можно переходить к практическому изучению музыкальных инструментов других групп, например, духовых свистковых. Демонстрация видео- и фотоматериалов, посещение концертов Оркестра народных инструментов либо прослушивание их в записи необходимо для знакомства детей с видами национальных инструментов и их тембрами. Для обзорного охвата всего разнообразия инструментов их стоит представить по видам и названиям, распределить на несколько групп. Например, ударные, струнно-смычковые, струнные, клавишно-пневматические, духовые и т. д. В школьных мероприятиях могут по приглашению принимать участие композиторы и исполнители на народных инструментах.
«Могучая кучка» дагестанской музыки - композиторы Г.А. Гасанов, Н.С. Да-гиров, С.А. Агабабов и М.М. Кажлаев трудились над учебным пособием «Школа игры на фортепиано на дагестанские темы». Ноты, адресованные юным музыкантам, получающим навыки игры на фортепиано, были опубликованы в 1961 году [7]. В основу сборника были положены дагестанские народные мелодии. Продолжая традиции основоположника, ГА. Гасанова, многие современные дагестанские композиторы продолжают создавать музыкальный репертуар для детей, начинающих музыкантов, основываясь на интонациях народной музыки - песне, музыке к кукольным спектаклям. К. Шамасов в 1981 году издал «Песни маленьких горцев: Детские хоры без сопровождения», ставшие классикой хорового репертуара [8]. Р. Фаталиев написал для детей «Двадцать песен для детей на слова дагестанских поэтов», музыку к спектаклям Дагестанского государственного театра кукол - «Колобок», «Тысячный кувшин», «Лети, Журавлик» (2003), «Тайна персиковой косточки», «Подружились Ворон с Мышкой» (2018), музыкальную сказку «Навруз» (2018). В. Шаулов в 1992-1995 гг написал для детей песни: «Песенка клоунов», «Песенка про буку», «Песенка про мед», «Колыбельная»; «Три песни на стихи Ш. Маллаевой» («Персиковый завиток», «Песенка Карабея», «Песенка о водичке»); «Пять песен на народные темы» и др. А. Джафарова посвятила детям песни и мюзикл «Дюймовочка» по мотивам сказки Г-Х. Андерсена (2001).
И все же в стандартах музыкального образования советского периода (приведем в качестве примера 1970-1990-е годы) преобладал процесс унификации, стремление к интернациональному. Включению в программу обучения пьес дагестанских композиторов практически не находилось места. Стандартно осваивались произведения западноевропейской и русской классики, советской музыки. Эта высокохудожественная музыкальная литература, бесспорно, является базовой для формирования специальных навыков и кругозора учащихся. Но параллельное прослушивание и исполнение фольклорных и композиторских произведений способствовало бы усвоению интонаций национальной музыки с детства. Даже сегодня, при имеющейся широте выбора в стандартах образования практически не происходит изменений. Лишь инициативный подход педагогов, применение эксперимента на уроке, проведение тематических олимпиад способствуют
расширению репертуара и включению регионального компонента. Это в массиве многообразия аудиальной среды, захватывающей детей «с пеленок», приобщает их к интонациям национальной музыки. Выработать хороший музыкальный вкус, понимание уровня эстетического качества и красоты помогает народная музыка и произведения дагестанских композиторов, проникнутые народным мелосом.
Использование народно-песенных образцов в качестве материала для развития слуховых навыков на уроках сольфеджио в младшей ступени пред-профессионального образования имеет свои традиции. Одним из первых на целесообразность использования музыкального фольклора в сборниках сольфеджио указал А. Островский. Именно он обратил внимание педагогов на то, что народные песни могут послужить благодарным учебным материалом для освоения детьми музыкальных предметов, в особенности на первых порах обучения. В пользу этого утверждения автор приводит такие аргументы, как «ясность ладоритмической фактуры народно-песенного материала; лаконичность и четкость формы при многообразии структур; самостоятельная и полноценная художественная образность мелодии, не нуждающейся в сопровождении» [9, с. 7]. М.А. Лобановым разработана система использования русских народных песен для освоения сольфеджио в музыкальных школах, а также в высших и средних специальных учебных заведениях России [10]. Вопросы использования фольклорного материала на уроках сольфеджио рассмотрены и в трудах С.Ю. Николаевой [11], О.В. Пивницкой [12; 13], Л.А. Меканиной [14], ПМ. Наумен-ко [15], С.В. Толкачевой [16].
Если в республиках Северного Кавказа уже издавались учебные пособия на оригинальном материале [17], то в Дагестане прошло более тридцати лет со времени выхода в свет единственного «Сольфеджио на материале дагестанских народных песен и произведений композиторов Дагестана» М.А. Якубова и О.В. Домбровской [18]. Учебник вышел небольшим тиражом и долгие годы не переиздавался.
Тем временем дагестанскими композиторами было написано много новых произведений, с которыми хотелось бы познакомить юных любителей музыки. В 2014 году было опубликовано «Учебное пособие по сольфеджио» А.Р. Пасано-вой и П.А. Ибрагимовой [19] - учебник сольфеджио на основе дагестанской музыки. Этот сборник ориентирован для занятий на уроках сольфеджио в детских музыкальных школах и школах искусств. В нем представлены образцы дагестанской музыки, как народной, так и профессиональной. Такие пособия нацелены на развитие музыкально-слуховых представлений у детей в области метра и ритма, лада и формы на материале дагестанских мелодий. Параллельно преследуется задача не только учить ребенка чисто интонировать, но и развить его эстетический вкус. При этом важная роль отводится пропаганде и популяризации национальной профессиональной и народной музыки среди учащихся. В 2016 году сборник, составленный М.А. Якубовым и О.В. Домбровской «Сольфеджио на материале дагестанских народных песен и произведений композиторов Дагестана» для музыкальных школ и училищ, был переиздан редакции А.Р Пасановой [20].
Как правило, в выборе музыкальных примеров авторы-составители таких пособий руководствуются критериями их мелодичности, удобства тесситуры и художественной ценности. В детских музыкальных школах и школах искусств фольклорный материал используется также на уроках слушания музыки, музыкальной литературы и при обучении игре на инструментах.
Дети готовятся и участвуют в олимпиадах и музыкальных викторинах, посвященных творчеству дагестанских композиторов. Подготовка к ним представляет собой освоение достаточно объемного слухового музыкального материала из произведений разных жанров, звучание тембров национальных инструментов в курсе дисциплины «Музыкальная литература». Городские конкурсы проводятся ежегодно среди школ Махачкалы, республиканские - также ежегодно, вовлекая все школы искусств республики. Также осуществляются внутришкольные викторины.
Для самой младшей ступени обучающихся в школах искусств на музыкальных отделениях по предмету «Слушание музыки» используется просмотр мультипликационных фильмов, иллюстрированных музыкой дагестанских композиторов, а также созданных по сюжетам дагестанских сказок. Среди множества серий мультипликационного фильма «Пора самоцветов», большого проекта в истории всей отечественной анимации отметим мультфильм «Шейдулла-лентяй». Эта короткометражная мультипликационная версия даргинской сказки была снята на киностудии «Пилот» в России в 2004 году режиссерами С. Гордеевым и Р. Шарафутдиновым [21]. Яркий эмоциональный фон мультфильму придает музыка П.А. Пасанова. «День рождения» - советский рисованный мультфильм 1959 года. Экранизация дагестанской сказки режиссеров Валентины и Зинаиды Брумберг на музыку С.А. Агабабова. Просмотр мультфильмов сопровождается рисованием впечатлений от услышанной музыки и последующим обсуждением ее характера, звучащих инструментов и т.д. Таким образом, дети выступают в роли юных музыкальных критиков, учатся выражать свои впечатления и говорить о музыке. Мультфильм «Слон и муравей» поставлен в 1948 году по басне народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. Композитор В. Мурадели тонко воплотил дагестанские мелоинтонации в полотне фильма. «Сладкий родник» по мотивам сказки А. Абу-Бакара с музыкой И. Цветкова создан в 1982 году режиссером Иваном Аксенчуком. Мультфильм «Барбос в гостях у Бобика», созданный в 1964 году режиссерами Виталием Мельниковым и Михаилом Шамковичем, иллюстрирован легкими джазово-эстрадными композициями М.М. Кажлаева [22].
В дагестанских музыкальных школах и школах искусств на сегодняшний день нет стандартизированной программы по изучению народной музыки. Правда, опыт составления программы по дисциплине «Музыкальный фольклор» имеется, но этот предмет не введен в практику обучения. Лишь индивидуальная инициатива того или иного учителя способствует целенаправленному знакомству учеников с музыкально-фольклорной традицией. В целом же, обучаясь в таких школах, дети черпают знания о народном искусстве на отделениях хореографии и декоративно-прикладного искусства, обучаясь национальным танцам под аккомпанемент народных инструментов и осваивая национальные орнаменты.
Однако в некоторых школах искусств Дагестана сложились традиции детского инструментального ансамблевого исполнительства народной музыки на национальных инструментах и даже регулярное участие коллективов в фестивалях народной музыки, а это уже говорит о складывании определенного уровня профессионализма.
Ансамбль нагаристов «Ритмы Дагестана» под руководством заслуженного артиста РД Сеймура Джумартова функционирует на базе Детской школы искусств № 2 г. Махачкалы с 1997 года. В 2019 году коллективу присвоено звание образцового. Ансамбль владеет многообразием исполнения дагестанских ритмов, активно выступает на концертных площадках и конкурсах. Он включен в состав сводного ансамбля барабанщиков Детской филармонии Управления культуры администрации г. Махачкалы. Ансамбль нагаристов - лауреат многих городских и республиканских конкурсов: «Очаг мой - Дагестан», «Таланты нового века», «Юные звезды Махачкалы», «Золотые звездочки Кавказа», «Играй, душа!» и др.
Ансамбль кумузистов сложился в Детской школе искусств им. ПА. Пасанова г. Избербаша в 1998 году под руководством заслуженного учителя РД Абдуллы Рабаданова. В репертуаре ансамбля - обработки народных мелодий, а также произведения дагестанских композиторов: Н. Дагирова, М. Касумова, К.-П. Алес-керова, М. Кажлаева и др. Ежегодно программа обновляется новыми мелодиями, наигрышами и популярными ритмами. Коллектив участвовал в республиканском телевизионном конкурсе исполнительского мастерства талантливых детей «Пор-дость Дагестана», неоднократно занимал призовые места в фестивалях «Мир Кавказу», «Мы дружбой народов сильны». Коллектив является участником республиканских праздников и фестивалей «Играй, душа!», «Общедагестанская елка», «Шатлыкъ», «Маленькие горцы».
Детский ансамбль домбристов «Шынъ» филиала с. Кунбатар Детской школы искусств им. С. Батырова Ногайского района был создан в 2012 году. В настоящее время им руководит Адильхан Менласанов. Коллектив ансамбля состоит из 18 ребят от 8 до 15 лет. Юные исполнители играют на домбре - ногайском народном инструменте. 19 апреля 2022 года ансамбль показал высокий уровень подготовки в республиканском форуме-фестивале народной музыки «Мелодии гор», исполнив произведение «Тоьре саз» самодеятельного композитора, заслуженного работника культуры РФ Яхьи Кудайбердиева. Коллектив активно участвует во всех мероприятиях концертно-просветительской и воспитательной работы Ногайского района (Сабантой, «Степные голоса» «Навруз-Байрам» и др.).
Педагоги, работающие с юными дарованиями, смогли своим талантом и терпением, удивительным наставническим мастерством и простыми добрыми словами воспитать большое количество достойных ребят. Сплоченный коллектив педагогов-единомышленников и учеников ансамбля «Шынъ» проводит серьезную культурно-просветительскую, концертную работу по сохранению аутентичного наследия инструментального исполнительства. Коллектив имеет свои традиции, которые в полной мере позволяют детям пройти школу профессионального роста, расширить свои творческие способности. Деятельность ансамбля направлена на усиление духовно-нравственного воспитания детей и подростков, организацию досуга и реализацию творческого потенциала обучающихся.
Народный ансамбль кумузистов «Кумторкала» Кумторкалинского района Дагестана под руководством заслуженного работника культуры РД Джамалудина Бамматова создан в 1990 году также на базе Детской школы искусств. Музыканты исполняют фольклорные произведения, сочинения дагестанских композиторов, также играют русскую и зарубежную классику. Традиционно являются дипломантами международных, всероссийских конкурсов и фестивалей в Санкт-Петербурге, Москве и Турции.
В Тарумовском районе Дагестана с 1988 года развивается образцовый детский ансамбль русских народных инструментов «Ложкари», основателем которого является Алевтина Митьковец. Коллектив из восьми человек исполняет русские народные мелодии, ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, игровые миниатюры. Дети являются дипломантами республиканских, всероссийских и международных смотров, конкурсов и фестивалей: «Золотое яблоко» в г. Краснодаре, «Дни искусства Дагестана» в г Москве, «Мир сказочных чудес» в г. Закопане (Польша), фестиваля «Лейся, песня народная!», «Казачье подворье», «Энемжая», «Дети гор», «Радуга талантов», «Играй, душа!», «Золотые звездочки Кавказа», «Мелодии души»; праздников «Народное раздолье», «Широкая масленица», «Дагестанская масленица» и др.
Большой вклад в преемственность народным традициям вносят самодеятельные семейные ансамбли и домашнее обучение игре на национальных инструментах. Известный виртуозный исполнитель старинных аварских инструментальных наигрышей и мастер по изготовлению пандуров из с. Пуниб Пунибского района Дагестана Хайбула Асиялов обучает всех желающих детей на дому.
Преподаватели сельских и районных школ искусств, как правило, сами являются участниками фольклорных ансамблей, поэтому они заинтересованы в воспитании учеников в преданности народным традициям и всячески поддерживают преемственность поколений.
Как правило, дети из музыкальных коллективов выбирают путь профессионального музыкального образования и со временем поступают на службу в оркестры республики.
В специализированных учебных заведениях Дагестана, направленных на получение профессии музыканта, песенный и инструментальный фольклор и сочинения дагестанских композиторов в разных формах включены в программы обучения студентов музыкальных училищ г. Махачкалы и Дербента и факультета музыки Института культуры и искусства Дагестанского государственного педагогического университета.
У поступающих в Дербентское музыкальное училище большой популярностью пользуются отделения народных и духовых инструментов. Студенты обучаются на гармони, кеманче, таре, кларнете - инструментах, связанных с музыкальной ментальностью Южного Дагестана и пограничного с ним Азербайджана. Подготовка учащихся в этом музыкальном училище обеспечивает профессиональную реализацию выпускников в дагестано-азербайджанском культурном пространстве, формирует культурно-образовательную среду Южного Дагестана. В Махачкалинском музыкальном училище помимо освоения ансамблевых и оркестровых навыков в оркестре народных инструментов по образовательным стандартам на отделениях инструментального исполнительства, теоретическом, дирижерско-хоровом и вокальном изучают предмет «Народное музыкальное творчество». Студенты изучают специфику средств выразительности музыкального фольклора, знакомятся с методикой исследования народной музыки, обретают навыки расшифровки и обработки народной песни для создания современных композиций, осваивают вокальную манеру народного пения.
В конце 1950-х годов ГА. Гасанов настойчиво выдвигал идею о создании Дагестанской консерватории. Организация высшего музыкального заведения в Дагестане могла бы решить проблему исполнительских, музыковедческих и композиторских кадров, «чтобы приблизить обучение композиторов к истокам их творчества, к их почве, на которой должна развиваться их деятельность» [23]. Консерваторию в Дагестане так и не открыли, но возможность получить высшее музыкально-педагогическое образование уже многие годы осуществляется на факультете музыки Института культуры и искусства Дагестанского государственного педагогического университета. В процессе обучения курс «Народное музыкальное творчество» составляет важную часть профессиональной подготовки учителя музыки. Содержание обучения основывается на аутентичной музыке в совокупности с материалом, отражающим контекст ее бытования. Основу курса составляет русская народная музыка и музыкальная культура народов Дагестана. Учебная программа предмета «Народное музыкальное творчество» для студентов факультета разработана педагогами на основе программы С. Балашовой [24]. При изучении теории народного искусства и жанров народного музыкального творчества информация о русском и дагестанском фольклоре приводится параллельно.
Рассмотрев разные виды и формы использования музыкального фольклора в процессе образования и обучения детей, мы приходим к выводам, что в дагестанских образовательных учреждениях - ДМШ, ДШИ - закрепленных и утвержденных программ обучения на данный момент нет, скорее, по причине отсутствия у педагогов и в фонотеках школ аутентичного музыкального материала. Исключительно по инициативе преподавателей региональный фольклорный компонент может включаться в музыкальные дисциплины. Наиболее доступными формами его освоения для детей являются викторины, конкурсы и фестивали. Учащиеся
Библиографический список
сельских школ находятся в выигрышном положении, потому что фактически находятся в аутентичной среде и обучаются трансляции народного музыкального творчества в формах исполнительства.
В этой связи и сегодня остаются актуальными постулаты, заданные ГА. Га-сановым. В 1920-1930-е годы в условиях ускоренного культурного развития Дагестана его многосторонняя деятельность была направлена на создание основ музыкальной культуры национального типа. Будучи организатором и первым директором музыкального училища, создателем педагогической системы, сочетающей требования академической музыки и национальные культурные традиции, он стал основоположником музыкального образования в республике. Как один из создателей и руководителей Дома художественного воспитания детей, Г.А. Га-санов стал первопроходцем в организации детского музыкального воспитания. В память об основоположнике в г Махачкале регулярно проводится Республиканский конкурс пианистов им. Г. Гасанова среди детских музыкальных школ и школ искусств. В качестве положительного момента обратим внимание на то, что в программах выступающих учащихся обязательным номером включены произведения дагестанских профессиональных композиторов.
Освоение музыкального фольклора детскими коллективами художественной самодеятельности поддерживается Министерством культуры РД, Республиканским домом народного творчества, Республиканским учебно-методическим центром и администрацией и управлением культуры Махачкалы. При поддержке этих институций детское творчество эффективно реализуется в рамках Республиканского фестиваля детского художественного творчества «Маленькие горцы», проводимого каждые два года в Махачкале [25]. На фестиваль со всего Дагестана собираются юные хранители народного творчества, те, кто продолжает вокальные, хореографические и музыкальные традиции своих предков. Сама природа музыкального фольклора предполагает импровизацию и включение в синкретическую форму бытования, органично сочетающую поэзию, музыку и пластику движений. Развитие детей, строящееся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное и ассоциативное мышление, фантазию ученика, способствует гармоничному сочетанию интонационно-выразительного пения с движением. Освоение материала, организация работы и подготовка творческих коллективов требует от музыкального руководителя сочетания классных и внеклассных форм занятий. Использование разных форм работы в процессе обучения школьников музыкальному фольклору позволяет добиваться успешных результатов, и учащиеся полнее и осознаннее проникаются народной художественной культурой. В своей работе педагоги, руководители ансамблей используют различные способы общения учеников, объединенных общей идеей фольклорного ансамбля, общешкольных фольклорных праздников, фестивалей и пр.
В системе среднего специального и высшего образования учащиеся и студенты отделений инструментального оркестрового, народного и вокального отделений исполняют национальную музыку и произведения дагестанских композиторов в программах обучения, в конкурсных и концертных программах. В подготовке по теоретическим дисциплинам будущих музыковедов и композиторов обязательно освоение расшифровки народной музыки и аналитическое изложение ее компонентов.
Возможно, обозначенная и исследованная проблема еще более актуализирует вопрос востребованности традиционной музыки в обучении молодого поколения и необходимости официального включения музыкального регионального компонента в программы учебных заведений. Предпринятая автором статьи попытка вносит вклад в исследование проблем художественного образования в регионе. Изучение проблематики статьи может быть продолжено в исследованиях по этнопедагогике и музыкальной фольклористике.
1. Гасанов Г Музыкальное образование - детям. Дагестанская правда. 1961; 10 июня.
2. Гасанов Г Дагестанский государственный музыкальный техникум. Комуз. Журнал театра, музыки и кино. Махачкала, 1926; № 1: 2 - 4.
3. Юдина Е. Дагестанским детям. Сборник фортепианных пьес. Махачкала: Даггиз, 1927.
4. Маслов А.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. Москва: Товарищество И.Д. Сытина, 1913.
5. Жилинская Т.Г. Музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кобалевского. Available at: https://bspu.by/blog/zhilinskaya/article/lection/muzykal-no-pedagogicheskaya-koncepciya-d-b-kabalevskogo
6. Ахмедханова Э.М. Использование дагестанских народных инструментов на уроке музыки как средства развития национальной музыкальной культуры учащихся. Гуманитарные научные исследования. 2015; № 9. Available at: https://human.snauka.ru/2015/09/12700
7. Школа игры на фортепиано на дагестанкие темы. Составители Г.А. Гасанов, Н.С. Дагиров, С.А. Агабабов, М.М. Кажлаева. Махачкала, 1961.
8. Шамасов К.М. Песни маленьких горцев: Детские хоры без сопровождения. Предисловие М. Якубова. Москва: Музыка, 1981.
9. Островский А.Л. Учебник сольфеджио. Москва: Музыка, 1966.
10. Лобанов М.А. Этносольфеджио на материале традиционной песни русской деревни. Учебное пособие для старших классов ДМШ и средних специальных учебных заведений. Санкт-Петербург: Издательство «Композитор», 1996.
11. Николаева С.Ю. Этносольфеджио. Этномузыкология: авторские учебные программы преподавателей кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова. Петрозаводск: ПГК им. А.К. Глазунова, 2011: 538 - 542.
12. Пивницкая О.В. Школа фольклорного сольфеджирования: учебное пособие для детей младшего школьного возраста. Москва: Композитор, 2001; Выпуск 1.
13. Пивницкая О.В. Школа фольклорного сольфеджирования: учебное пособие для детей среднего школьного возраста. Москва: Композитор, 2002; Выпуск 2.
14. Меканина Л.А. Хрестоматия русской народной песни. Москва: Музыка, 1991.
15. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Москва: Современная музыка, 2013.
16. Толкачева С.В. Фольклорное сольфеджио на материале русских народных песен Удмуртии: учебно-методическое пособие. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2013.
17. Фольклорное сольфеджио [Текст, ноты]. Автор-составитель Ф.М. Токова. Карачаевск; Черкесск: Полиграфист, 2002.
18. Якубов М.А., Домбровская О.В. Сольфеджио на материале дагестанских народных песен и произведений композиторов Дагестана. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1985.
19. Гасанова А.Р, Ибрагимова П.А. Учебное пособие по сольфеджио. Махачкала: АЛЕФ, 2014.
20. Якубов М.А., Домбровская О.В. Сольфеджио на материале дагестанских народных песен и произведений композиторов Дагестана. Махачкала: АЛЕФ, 2016.
21. Шейдулла-лентяй. Available at: https://mult-online.ru/short/6331-sheydulla-lentyay.html
22. Барбос в гостях у Бобика. Available at: https://piraffilms.ru/movies-short-films/13948-barbos-v-gostjah-u-bobika.html
23. Гасанов Г Творить для народа. Дагестанская правда. 1959; 28 апреля.
24. Балашова С.С. Музыкальная этнография. Программа. Музыкальное образование: историко-теоретическая подготовка учителя музыки: программы дисциплин предметной подготовки по специальности 03.07.00 - Музыкальное образование. Москва: Флинта, 1999.
25. Республиканский фестиваль «Маленькие горцы». Available at: https://www.culture.ru/events/317577/respublikanskii-festival-malenkie-gorcy
References
1. Gasanov G. Muzykal'noe obrazovanie - detyam. Dagestanskaya pravda. 1961; 10 iyunya.
2. Gasanov G. Dagestanskij gosudarstvennyj muzykal'nyj tehnikum. Komuz. Zhurnal teatra, muzykiikino. Mahachkala, 1926; № 1: 2 - 4.
3. Yudina E. Dagestanskim detyam. Sbornik fortepiannyh p'es. Mahachkala: Daggiz, 1927.
4. Maslov A.L. Metodika peniya v nachal'nojshkole, osnovannaya na novejshih dannyh 'eksperimental'nojpedagogiki. Moskva: Tovarischestvo I.D. Sytina, 1913.
5. Zhilinskaya T.G. Muzykal'no-pedagogicheskaya koncepciya D.B. Kobalevskogo. Available at: https://bspu.by/blog/zhilinskaya/article/lection/muzykal-no-pedagogicheskaya-koncepciya-d-b-kabalevskogo
6. Ahmedhanova 'E.M. Ispol'zovanie dagestanskih narodnyh instrumentov na uroke muzyki kak sredstva razvitiya nacional'noj muzykal'noj kul'tury uchaschihsya. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2015; № 9. Available at: https://human.snauka.ru/2015/09/12700
7. Shkola igry na fortepiano na dagestankie temy. Sostaviteli G.A. Gasanov, N.S. Dagirov, S.A. Agababov, M.M. Kazhlaeva. Mahachkala, 1961.
8. Shamasov K.M. Pesni malen'kih gorcev: Detskie hory bez soprovozhdeniya. Predislovie M. Yakubova. Moskva: Muzyka, 1981.
9. Ostrovskij A.L. Uchebniksol'fedzhio. Moskva: Muzyka, 1966.
10. Lobanov M.A. 'Etnosol'fedzhio na materiale tradicionnoj pesni russkoj derevni. Uchebnoe posobie dlya starshih klassov DMSh i srednih special'nyh uchebnyh zavedenij. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Kompozitor», 1996.
11. Nikolaeva S.Yu. 'Etnosol'fedzhio. 'Etnomuzykologiya: avtorskie uchebnye programmy prepodavatelej kafedry muzyki finno-ugorskih narodov Petrozavodskoj gosudarstvennoj konservatorii im. A.K. Glazunova. Petrozavodsk: PGK im. A.K. Glazunova, 2011: 538 - 542.
12. Pivnickaya O.V. Shkola fol'klornogo sol'fedzhirovaniya: uchebnoe posobie dlya detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Moskva: Kompozitor, 2001; Vypusk 1.
13. Pivnickaya O.V. Shkola fol'klornogo sol'fedzhirovaniya: uchebnoe posobie dlya detej srednego shkol'nogo vozrasta. Moskva: Kompozitor, 2002; Vypusk 2.
14. Mekanina L.A. Hrestomatiya russkoj narodnoj pesni. Moskva: Muzyka, 1991.
15. Naumenko G.M. Fol'klornaya azbuka. Moskva: Sovremennaya muzyka, 2013.
16. Tolkacheva S.V. Fol'klornoe sol'fedzhio na materiale russkih narodnyh pesen Udmurtii: uchebno-metodicheskoe posobie. Izhevsk: Izdatel'stvo «Udmurtskij universitet», 2013.
17. Fol'klornoe sol'fedzhio [Tekst, noty]. Avtor-sostavitel' F.M. Tokova. Karachaevsk; Cherkessk: Poligrafist, 2002.
18. Yakubov M.A., Dombrovskaya O.V. Sol'fedzhio na materiale dagestanskih narodnyh pesen i proizvedenij kompozitorov Dagestana. Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1985.
19. Gasanova A.R., Ibragimova P.A. Uchebnoe posobie po sol'fedzhio. Mahachkala: ALEF, 2014.
20. Yakubov M.A., Dombrovskaya O.V. Sol'fedzhio na materiale dagestanskih narodnyh pesen iproizvedenij kompozitorov Dagestana. Mahachkala: ALEF, 2016.
21. Shejdulla-lentyaj. Available at: https://mult-online.ru/short/6331-sheydulla-lentyay.html
22. Barbos v gostyah u Bobika. Available at: https://piraffilms.ru/movies-short-films/13948-barbos-v-gostjah-u-bobika.html
23. Gasanov G. Tvorit' dlya naroda. Dagestanskaya pravda. 1959; 28 aprelya.
24. Balashova S.S. Muzykal'naya 'etnografiya. Programma. Muzykal'noe obrazovanie: istoriko-teoreticheskaya podgotovka uchitelya muzyki: programmy disciplin predmetnoj podgotovki po special'nosti 03.07.00 - Muzykal'noe obrazovanie. Moskva: Flinta, 1999.
25. Respublikanskij festival' «Malen'kie gorcy». Available at: https://www.culture.ru/events/317577/respublikanskii-festival-malenkie-gorcy
Статья поступила в редакцию 05.05.22
УДК 378
Avramenko A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF VIRTUAL ASSISTANTS AND CHAT-BOTS AS SPEECH RECOGNITION TOOLS BASED ON ARTIFICIAL INTELLIGENCE. In the article a problem of implementation of artificial intelligence speech recognition technologies in foreign language teaching is described. Principles of the speech recognition process are analyzed within the history of the development of chat-bots and virtual assistants. The object of the study is the didactic potential of chat-bots as an umbrella technology of this type. Moreover, the paper considers the so-called complex chat-bots, which use not a pre-programmed set of replica responses, but neural networks capable of machine learning to improve communication. Didactic functions are illustrated by the examples of educational chat-bots in Telegram. The material presented in the paper leads to the conclusion that taking into consideration several advantages and disadvantages educators successfully use artificial intelligence speech recognition tools as communicative, interactive and individualized educational technologies.
Key words: artificial intelligence, neural networks, chat-bots, speech recognition, educational technologies.
The research has been supported by the Interdisciplinary Scientific and Educational School of Moscow University "Preservation of the World Cultural and Historical Heritage".
А.П. Аераменко, канд. пед. наук, доц., Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва,
E-mail: [email protected]
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧАТ-БОТОВ И ВИРТУАЛЬНЫХ ПОМОЩНИКОВ КАК СРЕДСТВ РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
В статье раскрывается проблема использования в образовательном контексте технологий искусственного интеллекта для распознавания речи. Принципы работы данных технологий описываются через анализ истории развития чат-ботов и визуальных помощников. Объектом исследования является дидактический потенциал чат-ботов как зонтичной технологии данного типа. Причем в работе рассматриваются так называемые сложные чат-боты, в которых используется не заранее запрограммированный набор реплик-ответов, но нейронные сети, способные к машинному обучению для улучшения коммуникации. Дидактические функции данных систем проиллюстрированы примерами функционирования учебных чат-ботов сети Telegram. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что, имея ряд преимуществ и трудностей применения, технологии искусственного интеллекта представляют широкий лингводидактический потенциал для реализации принципов коммуникативности, интерактивности и индивидуализации обучения.
Ключевые слова: искусственный интеллект, нейронные сети, чат-боты, распознавание речи, образовательные технологии.
Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»