УДК 372.878-057.874
Каракаш Юлия Юрьевна
аспирант, старший преподаватель кафедры музыкальных инструментов и сольного пения Института культуры и искусства Дагестанского государственного педагогического университета
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ДАГЕСТАНСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Karakash Yulia Yurievna
PhD Student, Senior Lecturer, Instrument and Solo Singing Department, Culture and Arts Institute, Dagestan State Pedagogical University
FORMATION OF MUSICAL CULTURE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH DAGESTAN PROFESSIONAL MUSIC
Аннотация:
Рассматриваются особенности формирования музыкальной культуры школьников средствами народного фольклора. Дагестанская профессиональная музыка своими корнями связана с этническим составом, культурой, особенно музыкальным фольклором горного края. Фольклор понимается как душа народа. Необходимым условием в подготовке подрастающего поколения является использование знаний этномузыки и осмысления своего места в системе цивилизации. На развитие музыкальной культуры школьников влияют этнические, национально-региональные особенности, которые необходимо учитывать в процессе обучения музыке. Музыкальная культура школьника определяется как целостное образование, включающее: целенаправленную музыкально-творческую деятельность, мотивированную музыкальную нравственность, музыкальную грамотность, музыкальность. Одним из условий формирования музыкальной культуры школьников является приобщение их к национальному профессиональному искусству.
Ключевые слова:
этнокультура, этномузыка, Дагестан, воспитание, личность, фольклор, музыкальная культура
Summary:
The features of the formation of the musical culture of schoolchildren by means of folklore are considered. Dagestan professional music is rooted in ethnic composition, culture, especially musical folklore of the mountainous region. Folklore is understood as the soul of the people. A prerequisite for the training of the younger generation is the use of the knowledge of ethnomusic and understanding their place in the civilization. The development of the musical culture of schoolchildren is influenced by ethnic, national and regional characteristics, which must be taken into account in the process of teaching music. The musical culture of a student is defined as a holistic education, which includes purposeful musical and creative activity, motivated musical morality, musical literacy, musicality. One of the conditions for the formation of the musical culture of schoolchildren is their introduction to the national professional art.
Keywords:
ethnic culture, ethnic music, Dagestan, education, personality, folklore, musical culture
Дагестанская профессиональная музыка своими корнями связана с этническим составом, культурой и особенно музыкальным фольклором горного края. Для формирования личности с музыкальной культурой нужна целенаправленная деятельность субъектов педагогического процесса, содержательно представляющая собой формирование знаний, умений и качеств, характеризующих личность. В социальной среде личность школьника воспитывается и без учета всех ее особенностей, компонентов, влияющих как положительно, так и отрицательно на процесс формирования [1].
Решая задачи формирования личности школьника, школа находится в особых условиях, которые определяют принципы ее работы. На процесс воспитания оказывают влияние социально-экономические, культурно-бытовые, педагогические условия региона. На формирование школьника влияют к тому же природные факторы, а также при формировании музыкальной народной культуры учитывается нравственный и эстетический опыт народа.
Музыкальная культура школьника определяется нами как целостное образование, включающее:
• целенаправленную музыкально-творческую деятельность;
• мотивированную музыкальную нравственность;
• музыкальную грамотность;
• музыкальность.
Музыкальная культура младшего школьника выступает как единство способностей, музыкально-эстетических знаний, навыков, поведения, чувств, оценок. Она формируется в процессе
активной музыкальной деятельности. В пении, во время слушания музыки, в игре на музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, получают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для осознанного восприятия и исполнения. Каждый раздел урока музыки, любой вид музыкальной деятельности способствует формированию музыкальной культуры у школьников.
Важным условием развития музыкальной культуры младших школьников является включение во все виды музыкальной деятельности произведений мирового музыкального наследия. На развитие музыкальной культуры школьников влияют этнические, национально-региональные особенности, которые необходимо учитывать в процессе обучения музыке. Одним из условий формирования музыкальной культуры школьников является приобщение их к национальному профессиональному искусству.
Музыкальный народный фольклор занимает важное место в духовной жизни народа. От отцов к детям передавались нравственные нормы поведения, накопленные в бытовых, семейных отношениях, которые имели большое значение в формирования мыслей и идеалов [2].
Изучением процесса зарождения и становления фольклора, обычаев, традиций, праздников и обрядов занимались исследователи М.С. Акимов, М.А. Булатов, Н.Н. Миклашевская, Б.А. Калоев, Л.И. Лавров.
Музыкальный народный фольклор, традиции, обычаи содействуют в формировании мыслей и чувств народа.
По нашему мнению, для решения проблем формирования личности с музыкальной культурой необходимо не только оптимальное использование этнокультурных, этнопедагогических основ (для изучения соответственно традиционной культуры и педагогических систем), но и привлечение этноастрономии, этноискусствознания, этномузыкологии, этноорганологии и т. д.
Изучение музыкальной, искусствоведческой литературы показывает, что фольклорные жанры связаны с образом жизни народа. Без традиционной народной культуры и фольклора этносу существовать невозможно. Сегодня мировым сообществом осознана жизненная необходимость выявления, сбора, записи, изучения и правильного использования самых лучших памятников этномузыки, народного фольклора, культурных традиций народов мира.
Необходимым условием подготовки подрастающего поколения является использование знаний этномузыки и осмысление своего места в системе цивилизации. Осмысление подрастающим поколением культурных традиций и структуры является эффективным механизмом самосовершенствования каждого этноса.
Фундаментом для овладения этномузыкой, народным фольклором, этнокультурой стали собранные этномузыкологами, этнографами, фольклористами бесценные аудиоколлекции народного фольклора, этномузыки и этноинструментария. Однако в результате отсутствия необходимого ухода и реставрации образцов этнотворчества исчезают редчайшие произведения эт-нокультуры каждого народа [3].
Описанные проблемы актуальны и для Дагестана, в котором взаимодействуют немалое количество этнокультур. Народы Дагестана на протяжении тысячелетий народной культурой доказали жизнестойкость в структуре всемирной истории, культуры, этномузыки.
Каждая многонациональная народная музыкальная культура имеет две точки отсчета исторического периода. Первая - это музыка, рассматривавшая творчество композитора. В особом своем разнообразии - будь то этномузыка, народный фольклор или различные виды мастерства (музыкальное искусство, народное творчество отдельных известных деятелей) - этот пласт накапливается в нашем сознании как музыкальная «частица» народа [4].
Вторая точка отсчета - зарождение композиторских школ, следствием чего является появление жанров профессионального искусства. Исследования последних лет позволяют высказать мнение о том, что в недрах народного творчества Дагестана еще до начала XX в. складывались многие виды профессионального искусства, в том числе и музыкального.
Реальное содержание национального наследия народов Дагестана настолько масштабно и убедительно, что не нуждается в специальных мотивациях. Это тем более очевидно теперь, в разгар оживленного и плодотворного процесса переосмысливания духовной эволюции народов, выявления, освоения и обнародования новых пластов интеллектуального потенциала предков, представленного в незаурядных человеческих личностях, в широком спектре индивидуального мышления, оригинальных идейных и творческих созданиях, ярких памятниках устной и письменной словесности, по праву относящихся к разряду общечеловеческих ценностей. Безусловно, процесс этот одухотворен небывалым взлетом национального самосознания и повышенным интересом к национальному историко-культурному прошлому, что так характерно для нашего времени.
Анализ художественного наследия помогает выявить известное единство художественно-эстетического мышления народов Дагестана, позволяет говорить о том, что музыкальная культура,
несмотря на имеющиеся локальные отличия, своеобразие и специфику каждого конкретно-национального проявления, в целом, в своей основе составляет единую художественную систему. На это обстоятельство обращают внимание исследователи памятников духовной культуры, художественного наследия и культурных традиций прошлого дагестанских народов М.М. Ихилов, С.С. Агашири-нова, А.И. Исламмагомедов, М.А. Агларов, С.Ш. Гаджиева, М.О. Османов, А.Г. Пашаева, и др.
Так, общепризнанно, что памятники фольклора всех дагестанских народов по социальной направленности, тематике и сюжетным формам, образно выразительным элементам имеют много общего. Как правильно отмечено известными исследователями дагестанского фольклора, многие эпические и героико-исторические песни, произведения народной лирики не имеют национальных границ. При этом редкостным многообразием, глубокой оригинальностью и самобытностью отмечено музыкальное и хореографическое творчество дагестанских народов. Но при всем их многообразии, наличии отличительных особенностей образцов хореографического творчества, песенных жанров, музыкальных народных мелодий, многонациональных инструментов есть возможность говорить об объединении народной, музыкальной и хореографической культуры народов Дагестана [5].
Известный дагестанский композитор Г.А. Гасанов, говоря о многообразии и богатстве горской музыкальной культуры, отмечал: «Ритм всех дагестанских песен характеризуется частой сменой двухдольного и трехдольного размеров, а лад многих песен - частой сменой мажора и минора» [6]. Он также указывал, что дагестанские народные музыкальные песни и мелодии содержат куплетную форму с двухчастной мелодией, кроме того, им свойственен дорийский лад.
К таким же выводам, позволяющим говорить об общих чертах музыкального творчества дагестанских народов, пришли композиторы С.А. Керимов, Х.Н. Ханукаев и М.П. Плоткин.
Н. Капиева писала: «Песенное творчество Дагестана складывается на протяжении веков, знает все жанры, все поэтические формы, присущие развитому фольклору. Обширен героический эпос. Циклы исторических песен объемлют важнейшие события прошлого. Видное место занимают отличающиеся высокими поэтическими достоинствами баллады. Бесконечно богата у всех народов Дагестана любовная лирика. Разнообразны игровые, шуточные трудовые и обрядовые песни, колыбельные и детские песенки» [7]. Немаловажное место занимают лирические, драматические баллады.
Несмотря на отдельные отличия в творчестве народов Дагестана, общие черты подтверждают то обстоятельство, что в целом, дагестанская мелодика и гармония развивались в тесном взаимодействии и взаимно обогащали друг друга. Так зародились основные выразительные средства, которые свойственны музыке всех народов. Характерные ритмы музыки танца «Лезгинка» постепенно проникали в песни самого различного характера: венчальные, героико-эпиче-ские, лирические и шуточные. Тенденция к упрочению общности музыкальных культур, начиная с рубежа веков и до наших дней, ярко проявляется во взаимопроникновении песенного творчества, когда песни одних народов с любовью исполняются другими народами, порою входят в их художественную традицию. Многие популярные песни, музыкальные мелодии, танцевальная музыка стали общедагестанскими, одинаково близкими, своими для всех народов многонационального Дагестана. Специфичность и особенность локально-национальных проявлений общедагестанского больше всего прослеживается в своеобразии музыкальных мелодий, в их ладовой, интонационной, ритмической основе, особенностях музыкально-ритмических элементов и танцевальных движений народной хореографии, в языковой форме словесного творчества.
Значительное место в народнопоэтическом творчестве многонационального дагестанского народа занимает богато разветвленный героический эпос горцев, легендарные и исторические сказания, героико-исторические песни и др.
В эпосе и лирике дореволюционного Дагестана особенного внимания заслуживают песни, посвященные многовековой борьбе горцев против восточных завоевателей. Наиболее близки к нашему времени песни о борьбе с иранским захватчиком Надир-шахом. Чувство братства племен и помощи соседских народов является основой эпических песен почти всех народов Дагестана. В эпических песнях о народной борьбе с иноземными восточными завоевателями отражена мысль о глубоком уважении к женщинам, участвующим в сражениях наряду с мужчинами, о любящих матерях, подругах и сестрах.
В лакском героическом эпосе женщина также предстает как предводитель боев с иноземными захватчиками (образ Парту-Патимы - женщины-воительницы).
Среди героических легенд народов Дагестана внимание многих исследователей привлекала песня о Хочбаре - легендарном герое военного общества Гидатль, боровшемся против Хун-захских нуцалов.
В Дагестане, как и у многих других народов, встречается определенная группа легенд и преданий, в которых объясняется происхождение ряда мелодий народных песен. Внутри некоторых прозаических произведений сохранились песенные тексты, сопровождающие мелодии.
Среди дагестанских прозаических произведений, связанных с мелодией, значительную часть составляют легенды. К таким легендам дагестанский фольклорист Х.М. Халимов относит лакские легенды «О юноше под скалою», «Дочь мельника», даргинскую легенду «Об Андийском озере». У горцев Дагестана много легенд, отражающих культ камня («О каменном мальчике», «О женщине, превратившейся в камень», «О сумбатлинском камне»), мотивы превращения в дерево («Хосрехские деревья», «Юноша из Кумуха и девушка из Азайни»). В этих песнях-легендах и балладах много эпического движения, в них разрабатывается тема верности и дружбы, создан яркий образ влюбленного, которого даже смерть не может разлучить с любимой. Такова тема последней песни о юноше из горного Кумуха и девушке из старинного селения Азайни (есть варианты этой песни у аварцев, даргинцев и лакцев) [8].
Любовь к жизни является характерной чертой горской народной лирики. Славословие жизни и любование прекрасным для нее органично и проявляется в подлинно поэтических формах. И, тем не менее, тяжелые условия жизни в начале XX в. четко окрашивали песню в печальные тона. Драматичны созданные лакскими народными певцами образы Давди из аула Балхар, бедной девушки Баху.
Среди горцев Дагестана славились военные песни, воспевающие героизм и отвагу воинов. О силе песни говорит и тот факт, что у народов Дагестана существовали особые песни, которые исполнялись у постели раненого или больного горца. Они развлекали его, вселяли в него дух бесстрашия, стойкости.
Так, кумыкское предание о силе музыки и песни связано с именем известного певца Ирчи Казака. Ирчи Казак, прирожденный музыкант, виртуозно владевший агач-кумузом, слагал песни о Счастье, Удаче, о судьбах простых людей в народной трактовке.
В самом начале XX в. народная поэзия горцев пополнилась произведениями, продолжавшими традиции старинной, богатой всеми оттенками чувств горской лирики. Эти произведения создали даргинец Батырай и аварец Махмуд. Задушевные песни о любви, созданные Батыраем и Махмудом, образ любимой, окрашенный романтикой новых чувств, освещают сознание горца новым, истинно гуманистическим отношением к женщине. Посвящение всей своей лирики одной, на всю жизнь избранной возлюбленной, и одной теме неудовлетворенной любви дало Н. Тихонову повод назвать Махмуда «кавказским Блоком».
В лезгинской поэзии творцами нового направления были Сулейман Стальский и Тагир Хрюгский, в аварской - Гамзат Цадаса, в кумыкской - Абдулла Магомедов, в даргинской - Азиз Имангаев.
Поэты Дагестана в своих песнях стремились всеми творческими усилиями помочь переустройству жизни и быта горцев, воспитать людей в духе гуманистических идеалов. Таким образом, отмеченный выше интерес к жизненным первоисточникам музыки особенно активно проявился в изучении и творческом развитии народно-национальных музыкальных культур народов Дагестана. Прикосновение к еще нетронутым профессиональной музыкой элементам фольклора является способом совершенствования искусства: с одной стороны, возрастает истинность в выражении действительно национального, а с другой - благодаря характерным стилистическим элементам происходит процветание этномузыки.
Становление дагестанского народного творчества заключается в соединении традиций народного музыкального фольклора и овладении музыкальной культурой. Широкое развертывание собирательской деятельности и серьезное изучение национального фольклора началось в Дагестане лишь после революции. Появившиеся в последующие десятилетия фольклорные сборники и исследования Г. Гасанова, С. Керимова, Х. Ханукаева, С. Агабабова, Ш. Галаева дают в целом некоторое общее представление о тех благодатных и многообразных истоках, которыми питается современное музыкальное творчество Страны гор.
Большой вклад в подготовку музыкальных кадров из местных национальностей внесли педагоги Е.А. Юдина, Х.М. Ханукаев, Г.Ф. Тамлер, И.Н. Варщавский, Е.А. Зусер.
Возникновение и развитие современных форм профессионального композиторского творчества у многих наций и народностей, знавших в прошлом лишь искусство устной традиции, -один из важнейших и характерных процессов в истории музыкальной культуры XX столетия. Центральное место в этом процессе занимают художественное наследие и творческая деятельность композиторов, делавших первые шаги в создании профессионального искусства. В Дагестане с этим процессом связанны имена Г.А. Гасанова - основоположника дагестанской профессиональной музыки, Н.С. Дагирова, С.А. Агабабова, М.М. Кажлаева, С.А. Керимова. Искусство такого масштаба, такой исторической значимости нельзя, конечно, объяснить, исходя только из современных ему или непосредственно предшествующих явлений. Оно было подготовлено длительным ходом исторического развития дагестанской культуры и общества в целом.
С присоединением Дагестана к России все более широкие масштабы приобретает взаимовлияние в области художественного творчества. В частности, история, быт горских народов, их богатейший фольклор привлекают пристальное внимание русских литераторов, ученых, музыкантов.
Дагестанские музыканты, в свою очередь, ища пути самобытного развития своей культуры, пытливо изучали опыт гениальных русских мастеров. Именно их открытия сделаются для Гаса-нова отправной точкой в создании основ национального стиля.
Однако в середине XIX в. сама мысль о дагестанской композиторской школе показалась бы смешной и нелепой. Все многообразие звукового мироощущения, все богатства музыкально-интонационного сознания, выработанные дагестанскими народами за века и тысячелетия их исторической жизни, существовали лишь в устном предании, сохранились в памяти национальных певцов и музыкантов: ашугов, шаэров, йырчи, зурначей, домраши и т. п. Многоязычный, многонациональный горный край, объединявший больше тридцати народностей, обладал сокровищами фольклора, которыми могла бы гордиться любая цивилизация.
Порой наивные по замыслу и весьма несовершенные по воплощению, но полные горячего энтузиазма и веры в конечный успех опыты Михаила Шувалова, Дженнет Далгат, Ивана Сафонова, Елены Юдиной, Темирбулата Бейбулатова становятся качественно лучшим событием в истории народной музыкальной культуры Дагестана, явным и неоспоримым признаком движения к освоению опыта классического наследия, то есть «письменной музыки», к творчеству «письменной традиции», выработанной веками развития человеческой культуры. Сейчас к этим именам можно добавить имена В. Шаулова, Р. Фаталиев, З. Джанаев, М. Касумов, А. Джафарова [9].
Основа становления дагестанского профессионального музыкального творчества - органическое слияние богатейших традиций национального фольклора и достижений мировой музыкальной культуры. А изучение школьниками дагестанского наследия и профессионального музыкального творчества обеспечивает формирование у них развитой музыкальной культуры.
Ссылки:
1. Абакарова Б.А. К вопросу о формировании музыкальной культуры школьников // Вестник научных конференций. 2016. № 5-2 (9). С. 7-9.
2. Мустафаева Д.Ш. Педагогические условия подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников // Общественные науки. 2012. № 2. С. 59-66.
3. Абакарова Б.А. Фольклор как средство формирования музыкальной культуры человека и педагога // Вестник научных конференций. 2015. № 2-5 (2). С. 8-9.
4. Геворкян М.М. Формирование готовности студентов к межнациональному поликультурному диалогу в процессе музыкально-педагогического образования : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2006. 206 с.
5. Ханжов Ю.Г. Песенная культура Дагестана: от локального к общедагестанскому // Образование и право. 2018. № 10. С. 222-227.
6. Якубов М. Отец дагестанской музыки. Очерк о жизни и творчестве Г.А. Гасанова. Махачкала, 1980. 168 с.
7. Капиева Н.В. Вступительная статья // Песни народов Дагестана. Л., 1970. 581 с.
8. Булатов Б.Б., Лугуев С.А. Духовная культура народов Дагестана в XVI11-XIX вв. (аварцы, даргинцы, лакцы). Махачкала, 1999. 218 с.
9. Традиционный фольклор народов Дагестана: сб. науч. тр. М., 1991. 493 с.
Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна