Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ ЖАНРОВ В ДАГЕСТАНЕ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА'

СТАНОВЛЕНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ ЖАНРОВ В ДАГЕСТАНЕ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
210
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДАГЕСТАНСКАЯ МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ / СТАНОВЛЕНИЕ / ПЕСНЯ / ХОР / MUSICAL ART / DAGESTAN MUSIC / MUSICAL GENRES / FORMATION / SONG / CHOIR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ханжов Юрий Геннадьевич

В статье рассматривается история становления и современное состояние вокально-хоровых жанров в Дагестане. Процессы жанровой эволюции описаны в контексте развития дагестанского музыкального искусства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VOCAL-CHOIR GENRES IN DAGHESTAN: HISTORY, MODERN CONDITION OF THE QUESTION

The article discusses the history of formation and the current state of vocal and choral genres in Dagestan. The processes of genre evolution are described in the context of the development of Dagestan musical art

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ ЖАНРОВ В ДАГЕСТАНЕ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА»

УДК-781.5 ХАНЖОВ Юрий Геннадьевич,

Профессор кафедры музыкальных инструментов и сольного пения Института культуры и искусствФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет»,e-mail: [email protected]

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка)

СТАНОВЛЕНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ ЖАНРОВ В ДАГЕСТАНЕ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

Аннотация. В статье рассматривается история становления и современное состояние вокально-хоровых жанров в Дагестане. Процессы жанровой эволюции описаны в контексте развития дагестанского музыкального искусства.

Ключевые слова: музыкальное искусство, дагестанская музыка, музыкальные жанры, становление, песня, хор.

KHANZHOV Yuriy Gennadievich,

professor Department of musical instruments and solo singing of the Institute of culture

and arts Dagestan state pedagogical University

FORMATION OF VOCAL-CHOIR GENRES IN DAGHESTAN: HISTORY, MODERN CONDITION OF THE QUESTION

Abstract. The article discusses the history of formation and the current state of vocal and choral genres in Dagestan. The processes of genre evolution are described in the context of the development of Dagestan musical art.

Key words: musical art, Dagestan music, musical genres, formation, song, choir.

История развития музыкальных жанров в Дагестане мало изучена. Бытование вокального и инструментального музицирования, в рамках этнокультурного социума, имеет свои временные традиции.

Эволюция и становление жанров происходили в зависимости от изменяющихся исторических парадигм и социально-экономических условий в обществе.Данные процессы протекали при непосредственном взаимодействии и взаимовлиянии многочисленных этносов региона.

Сравнительный анализ образцов песенного творчества горцев свидетельствует о существовании народно-бытовой традиции вокального музицирования, указывает на их общность и исторические взаимосвязи.

В вопросах выявления «первородности» и национальной принадлежности образцов песенного мелодизма к конкретному этносу не может быть однозначной оценки, ввиду отсутствия фактического материала.

Изучение традиционных музыкальных жанров народов Дагестана находится в стадии становления. Отсутствие монографических исследований, способных выявить локальные черты и национально-специфические особенно-

сти формирования вокальных и инструментальных традиций, не позволяет определить степень контактных взаимовлияний и типологической общности этнокультур региона.

Интерес к обозначенной проблематике привел к созданию обобщающих исследований по истории дагестанского музыкального искусства XX века (М. Якубов, Э. Абдулаева, Ю. Ханжов), в которых предпринимались попытки обозначить основные направления музыкально-цивилизованного развития в дагестанском искусстве.

В вопросах становления композиторского профессионализма отметим работы, носящие справочный, информативный характер (М. Якубов, С. Агабабов, А. Шабаева, М. Гусейнов), что, впрочем, является необходимым условием на начальной стадии осмысления процессов, происходящих в национальной музыке.

В сравнении с пяти вековой европейской традицией развития музыкальных жанров, освоение профессиональных форм, в условиях локальных этнокультур бывших российских автономий, проходило по своим специфическим канонам, в более коротких временных условиях.

За первые пять десятилетий становления профессиональной составляющей, многим национальным культурам удалось пройти путь: от

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

без нотного этноисполнительства - до освоения высших форм профессионального европейского искусства: оперы, балета, кантаты, оратории, инструментального концерта и симфонии.

В этой связи, музыковедческая наука отставала в вопросах фиксации, отображения и анализа процессов, происходивших в первой половине XX столетия в музыкальном искусстве северокавказского региона. Не были зафиксированы важные события, происходящие, в частности, в становлении дагестанского профессионального искусства, и, что наиболее важно, музыкальная наука не смогла предвидеть необратимые процессы дальнейшего развития национальной музыки в условиях профессиональной традиции.

В дагестанском музыкознании не были своевременно актуализированы основополагающие жанрового развития национального музыкального искусства в контексте современной парадигмы научного познания.

Изучение становления и развития музыкальных жанров в дагестанской культуре не имело системной направленности. Зачастую эти процессы носили эпизодический, а порою и стихийный характер отображения.

Первые научные опыты по осмыслению дагестанского симфонизма (М. Коркмасова), становления музыкально-сценических жанров, музыкального инструментального искусства Дагестана (Ю. Ханжов), в известной мере, смогли лишь обозначить некоторые сферы жанровой проблематики и восполнить дефицит подобного рода исследований.

Появление в этом ряду работы о становлении вокально-хоровых жанров в Дагестане является обоснованным и закономерным.

Объектом нашего исследования является вокально-хоровая музыка как объект нематериального наследия в геокультурном пространстве Дагестана.

О развитие хорового исполнительства в Дагестане, как о явлении относительно самостоятельном, можно говорить, начиная с 30-х годов XX столетия. Унисонные формы музыкального сотворчества, то есть совместного коллективного пения, существовали значительно раньше. В этом смысле, термин «хоровой», до начала прошлого века, имеет условное значение. Под общепринятым понятием мы подразумеваем совместное унисонное вокально-ансамблевое бытовое музицирование.

В процессах эволюции вокально-хоровых жанров в Дагестане можно выделить несколько этапов: аутентичное, народное, профессиональное, академическое, эстрадное.

Аутентичное вокальное творчество характерно отображением звукообразов, применяе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

мых в бытовой и обрядовой практике. Связано с имитационной звукоподражательностью в период доисламского язычества.

Удаленность поселений, в условиях горного ландшафта территории современного Дагестана, определяла локальные формы становления мелоса каждого этнообразования, основанной на музыкально-ритмической константе, имитирующих мелодику и ритмику их языков.

Арабская колонизация территории средневекового Дагестана способствовала факторам распространения ислама, проникновение арабского языка, письменности и возникших, в связи с этим, проблем местных языков. Указанные причины не могли способствовать развитию народного поэтического творчества как текстовой основы для песенного материала.

Взаимопроникновение и взаимовлияние вокально-песенного сегмента, в условиях аутентичной формы бытования, у многочисленных этносов могло предположительно происходить во времена объединительных исторических походов, направленных на защиту своих территорий от внешних захватчиков.

Консолидация в народности (ХУ1-ХУИв.в.), внутри северокавказской цивилизационной общности, оказывало непосредственное влияние на становление мелоса дагестанских этносов. Формировалась тематика песенного фольклора, отражающая историю и быт народа.

Содержание первых образцов эпических поэм строилось на теме противостояния свободолюбивых горцев в своей борьбе против произвола феодальной знати. Искусство народных певцов-сказителей носило социальную направленность, подвергалось запрету и наказанию со стороны феодалов и духовенства.

Изменение тематики в аутентичном песенном творчестве горцев произошло в годы Кавказской войны (1817-1864). Борьба народов Дагестана и Чечни за свою независимость породило множество национальных героев, воспетых в музыкально-поэтическом фольклоре горцев. Появление героико-эпических образцов в вокальной традиции дагестанских этносов отразилось на общей тематике песенного искусства и выборе средств музыкальной выразительности. Пение, в сопровождении струнного щипкового инструмента, в частности, древнего архаичного тамура, бытовавшего у аварцев, послужило зарождению песенно-инструментальной фольклорной традиции.

Говорить о развитых коллективных формах вокального сотворчества в рамках аутентичной фольклорной традиции было преждевременно.

К началу XIX века относятся первые попытки фиксации дагестанских мелодий (И. В.

Добровольский) и издание их в популярных изданиях.

Вхождение территории Дагестана в состав Российской империи и образование Дагестанской области с центром в Темир-Хан-Шуре (1860), способствовало процессам национальной унификации. Открытие в горных селениях (Гуниб, Хунзах, Кумух) школ для обучения местного населения грамотности, в частности, алфавиту, разработанному бароном П. К. Усла-ром, повлияло на активизацию песенно-поэти-ческого творчества у конкретных народов Дагестана.

Обозначенный нами этап, как «народный», характерен созданием образцов песенной поэзии на языках основных коренных народов, населяющих территорию современного Дагестана.

В песенный обиход горцев входит лирический жанр и жанр частушки (сатирический).

Расширяется музыкальный инструментарий, выступающий в качестве песенного аккомпанемента. В вокально-инструментальной практике закрепляются древние музыкальные инструменты (струнный смычковый - кеманча, духовой - ксюл (кшул), ударный - доол).

Освоение лирической песенной сферы, способствовало появлению элементов народной тан-цевальности в процессе вокально-инструментального исполнения, что благоприятствовало вхождению в аккомпанирующий инструментальный ансамбль звучания зурны.

Хоровое многоголосие в Дагестане не имеет своих развитых фольклорных традиций. Преимущественное бытование унисонного совместного пения объясняется влиянием мусульманской религии, моноголосной по своей природе. Исключением можно считать традиции мужского ансамблевого пения в низменных плоскостных районах у кумыков и высокогорных -у аварцев.

Песня, как одна из составляющих хорового творчества в Дагестане, во второй половине XIX столетия развивалась по своим особым неповторимым канонам.

Об этом можно судить по информации русских военных и путешественников, проявлявшие в это время особый интерес к истории, быту и традициям горцев.

Для современных исследователей несомненный интерес представляют сведения, данные в сборнике статей генерала русской армии Максуда Алиханова (1895-1896) под общим названием «В горах Дагестана» [2].

Выводы, сделанные М. Алихановым, основаны на личных впечатлениях от путешествий по горным аварским селениям Гуниба, носят эмпирический, порой противоречивый харак-

тер. Вместе с тем, могут дать общую характеристику состояния горской песенной культуры.

В одном из своих очерков он пишет: «... Музыка вообще и не в ходу у горцев; ею тешатся только на крупных пирушках по случаю свадеб и т.п.Другое дело песни. Горцы - страстные их любители. вы слышите звонкое пение мужчин и женщин, рабочей толпы или группы всадников, пастуха какого-нибудь или одинокого путника. Всякий из них если даже не поет, то знает массу песен и, конечно, благодаря этой народной страсти к ним, песни горцев, как в поэтическом отношении их содержания, так и по мелодичности мотивов значительно опередили инструментальную их музыку» [2, с. 242-243].

Давая характеристику горской манере пения, Алиханов пишет: «... горцы поют очень громко; поэтому слушать их в комнате даже неприятно. Но на воздухе, во всех тех обстанов-ках, о которых только что говорилось, я всегда находил дикую, но, тем не менее, неотразимую прелесть в этих песнях. Даже когда не уловишь содержания, они воодушевляют или приводят в элегическое настроение своими мотивами»[2, с. 243].

Обращение к данному источнику считаем необходимым, учитывая, что до начала XX столетия не было издано ни одной специальной работы по музыкальному творчеству дагестанских народов.

Первыми в Дагестане представителями народного музыкально-поэтического профессионализма были народные певцы-сказатели. Все они являлись не только создателям новых народных песен, но и певцами-исполнителями(Мах-муд, Батырай, Сукур Курбан, Ирчи Казак, Етим Эмин, Саид Кочхюрский; певицы-поэтессы Анхил Марин, Патимат из Кумуха, Щаза из Куркли; ашуг нового времени Сулейман Сталь-ский). Слагая песни, поэты использовали для своих текстов уже известные мотивы, а так же, и сами сочиняли новые мелодии.

Переход в первой трети XX века от унисона к многоголосию стал решающим шагом в творческом осмыслении фольклора и знаменовал начало профессионального этапа в становлении вокально-хоровых традиций в дагестанской музыке.

Важными событиями в контексте профессионализации музыкального искусства Дагестана являются организация первого Национального музыкально-этнографического ансамбля (впоследствии Государственного ансамбля песни и танца Дагестана) (1935), создание композитором Г. А. Гасановым первой национальной оперы «Хочбар» (1937) и первой музыкальной комедии «Юрек сюйсе» («Если сердце захочет») (1943).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

Освоение нового для дагестанской культуры жанра музыкального театра привело к поиску путей освоения классических музыкальных форм на национальной почве. Создание ариоз-ного стиля вокального письма и овладение классическими оперными формами (дуэт, ария, ансамбль), на интонациях дагестанского народного мелоса, привели к новому типу в национальной музыке - фольклорному дуэту в музыкальном спектакле (Г. Гасанов. Музыкальная комедия «Если сердце захочет»).

Подобное изложение фольклорных основ в классическом оперном жанре стало новацией Гасанова. На почве европейских традиций возникли специфические приемы фольклорного изложения, характерные музыкальной культуре Востока.

Предвоенный период в развитии дагестанской музыки характерен широким песнетворче-ством, появлением певцов и музыкантов, слагающих мелодии и песни о новой жизни народов Страны гор.

Любительское творчество и профессиональная музыкальная деятельность, тесно соприкасаясь, дополняли друг друга. Развитие самодеятельности во многом опережало становление профессионального искусства.

Этап характерен широким цитированием, использованием элементов вокальной и инструментальной народной музыки. Композиторы-ме-лодисты(Ш. Акниев, А. Абдусаламов, А. Бабаев, Б. Кулиев, А. Цурмилов, и др.), пришедшие в профессиональную художественную культуру без академической школы, не смогли перейти от цитатного использования народных мелодий. Между тем, пополнили свежими интонациями дагестанскую музыку и расширили репертуар народных певцов.

Песни дагестанских мелодистов не были только копиями народной музыки. Они представляли слияние старой народной интонации с новыми веяниями в искусстве. К примеру, детские песни Ш. Акниева явились, в некотором роде, новым жанром в дагестанской музыке. Отличались бодростью и оптимизмом, свойственным традициям советской массовой песни.

В середине сороковых годов происходит качественный сдвиг в использовании фольклорного материала. Необходимость в буквальном цитировании, популярном в середине 30-х годов, отпала как устаревшая форма. В творчество композиторов послевоенного периода входит новое понятие «интонационность».

Интонации народной музыки служили основой для создания собственных мелодий и тем. Фольклорный материал стал входить в партитуры композиторов в переработанном виде. Обновленный тематизм напрямую повлиял на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

освоение новых музыкальных форм и жанров в дагестанской музыке.

Первые композиторы-самоучки (Т. Мура-дов, А. Абрамянц, Б. Кулиев), а также композиторы, получившие среднее музыкальное образование (П. Проскурин, X. Ханукаев, И. Савченко), смогли дать более сложные, обогащенные народным творчеством формы музыкальных произведений. От простейших песенных переложений они перешли к созданию собственных сочинений с использованием принципа контрастности, сопоставления мелодических и ритмических интонаций в музыкальном тематическом развитии произведений.

Среди музыкальных жанров на первый план в творчестве дагестанских композиторов выходит песня.

Небывалый расцвет и углубление лирики привели в годы войны к рождению жанра дагестанского романса, впоследствии занявшего важное место в творчестве композиторов республики.

Современная тема стала центром внимания композиторов, однако не все ее стороны нашли полноценное выражение в их творчестве. В ряде случаев передача жизни в музыкальном искусстве получала одностороннее, и даже неверное отображение. В пределах музыкального творчества воздействие культа Сталина было ограничено областью песенно-хоровых жанров.

В послевоенные годы в вокально-хоровых жанрах продолжились поиски обновленного подхода в трактовке национальных традиций. Это касалось не только ладово-интонационной сферы, но и выявления особенностей нового формообразования, структуры, принципов развития

Произведения для хора отличались новыми приемами хорового письма с подчеркнутой самостоятельностью каждого голоса.

В песенных и хоровых жанрах отмечается разнообразие тематики. В произведениях дагестанских композиторов продолжали находить свое воплощение героико-патриотические образы (X. Ханукаев. «Песня о Родине», «Советский Дагестан» для хора и оркестра; Т. Мурадов. «Песня Победы»; С. Керимов. «Песня о мире»; и др.).

Песни о войне стали основой творчества композиторов-мелодистов (Б. Кулиев. «Письмо с фронта», «Наказ фронтовику», «Раставанье с другом»; И. Савченко. «Песнь колхозницы о солдате» (1948), «Уезжал джигит на поле боя»; А. Абрамянц. «Песня о герое»; и др.).

Многие из них были посвящены героям-дагестанцам, совершившим подвиги в годы войны: подводнику Магомеду Гаджиеву, летчикам Валентину Эмирову и Амет-Хану Султану (Б.

Кулиев. «Герой-дагестанец»; А. Абрамянц. «Великан морей», «Крылатый богатырь»; П. Проскурин. «Сын гор», «Морской джигит»; Пенто и Иванов. «Подводник Гаджиев», и др.).

Лирическая тема воспоминаний о войне нашла свое отражение в дагестанской музыке (Г. Гасанов. «Победный день»; Б. Кулиев. «Воспоминание» , и др.).

В середине 40-х годов начинается формирование кантатно-ораториального жанра (Г. Гаса-нов. Оратория «Джигиты Дагестана» (1943), «Дагестанская кантата о Сталине» (1949)), нашедшего свое дальнейшее продолжение, на рубеже 50-60-х годов, в творчестве С. Агабабова, Н. Дагирова и М. Кажлаева.

Стоит отметить, что до начала 50-х годов Г. Гасанов являлся единственным профессиональным композитором в республике. В его творчестве впервые были освоены жанры оперы и оперетты (с характерной трактовкой вокальных и хоровых партий), кантаты, оратории; в вокальной музыке - романс, песенные и вокально-хоровые формы.

Изменения в культурной жизни республики, происходящие в середине 50-х годов, создали условия для перехода эволюционных процессов в вокально-хоровых жанрах в академическую составляющую. Создание Союза композиторов Дагестана (1954-55) и дагестанского хорового общества (1958), проведение Декады дагестанской литературы и искусства в Москве (1960) способствовали окончательному переходу от любительского и народно-профессионального творчества к формированию нового интонационного строя и овладению классических европейских жанров в вокально-хоровой музыке.

Ведущую роль в становлении хорового жанра, в этот период, играл хор Ансамбля песни и танца Дагестана.

Благодаря творческой деятельности композитора Н. Дагирова и хормейстера Р. Миз-рахи, стоящих у руководства ансамблем, в середине 50-х годов стал формироваться академический хоровой репертуар.

Хоровой жанр обогатился произведениями крупной хоровой формы. Наиболее популярным в творчестве дагестанских композиторов стал жанр кантаты (С. Агабабов. «Сказ о свободе» (1958) и «День труда», для баритона, хора и оркестра (1958); Г. Гасанов. «Горы поют»; Н. Дагиров. «Советский Дагестан» (1958); С. Керимов. «Моя Родина», для солистов, хора и симфонического оркестра (1961)).

Апробацию на дагестанской почве проходят жанры хоровой сюиты (С. Керимов. «Моя Родина», сюита для солистов, хора и симфонического оркестра (1961)) и хоровой поэмы (Н. Даги-

ров. Хоровая поэма «Борцам за счастье Дагестана» (1952)).

К этому времени относится становление вокальных академических традиций. На протяжении нескольких десятилетий в вокальном жанре доминировала первая профессиональная дагестанская певица И. Баталбекова.

В вокальном жанре, наряду с песнями и романсами, в творчестве дагестанских композиторов наблюдалось тяготение к вокальному циклу (С. Агабабов. «Из поэзии прошлого» на стихи Э. Капиева; Ш. Чалаев. «Надписи» и «Облака» на стихи Р. Гамзатова).

Уровень хоровых коллективов Дагестана не всегда мог позволить исполнение крупных произведений молодых дагестанских композиторов. Как и в инструментальных жанрах, хоровое композиторское творчество опережало потенциал хоровых коллективов. По этой причине исполнение крупных хоровых произведений на Декаде дагестанского искусства в Москве было поручено известным московским хоровым коллективам.

К середине 60-х годов двадцатого столетия процесс формирования вокально-хоровых жанров в Дагестане был завершен.

На новую качественную ступень поднялось хоровое исполнительство. В это время вели активную творческую деятельность два профессиональных хоровых коллектива (хор Дагестанского радио и телевидения, хор Государственного Ансамбля песни и танца Дагестана).

Успешно функционировала система детского хорового воспитания. Практически во всех музыкальных и общеобразовательных школах республики были созданы детские хоровые коллективы. В 1961 году начал свою деятельность первый на Северном Кавказе хор мальчиков.

Рубеж 60-70-х годов в дагестанской музыке отмечен поисками новых форм в вокальных, хоровых и вокально-симфонических жанрах.

Новое прочтение жанра «вокальной симфонии», популярного в 1960-1980-х г.г. в творчестве советских композиторов, нашло воплощение у Н. Дагирова (Вторая симфония «Памяти поэта», для мужского голоса и камерного орке-стра(1970)). Жанр «лирической кантаты» оригинально на дагестанской почве трактовал Ш. Чалаев (Кантата для баритона, хора и оркестра «Целую женские руки» (1970) на стихи Расула Гамзатова).

Вокально-симфонические циклы по-прежнему находились в сфере интересов дагестанских композиторов (Ш. Чалаев. «Лакские песни», для голоса и камерного оркестра (1967)).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В развитии вокального творчества 60-70-х г.г. Э. Абдуллаева отмечает две во многом проти-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

воположные тенденции: «... с одной стороны, господство вокального цикла сопровождается более отчетливым, чем прежде, отграничением романса как специфической формы камерной вокальной музыки от песни (а так же от оперных форм, типа арии, ариозо и пр.). с другой стороны происходит некоторое смещение жанровых граней, совмещение признаков камерного вокального цикла и камерной кантаты, вокально-симфонической, эстрадной, джазовой музыки» [1, с. 213].

Поиски национального своеобразия отмечены в вокально-хоровых жанрах последней трети XX столетия. Наряду, с характерной для времени становления профессионализма в Дагестане, героико-патриотической тематикой (К. Шамасов. Оратория «Героям безвестья»; М. Гусейнов. Кантата «Поклоняюсь солнцу» для хора без сопровождения), в творчестве дагестанских композиторов заметны поиски новых форм: синтетических (М. Кажлаев. Xоровой цикл «Рождение песни») и лирико-философских (Ш. Чалаев. «Да не встретиться любовь»; А. Джафарова. Вокальный цикл «Я к людям шла»).

На рубеже XX-XXI веков вокально-хоровые жанры в творчестве дагестанских композиторов находились в состоянии локаута. В сравнение с предыдущими периодами ими не было создано значительных произведений, способных обозначить новые направления в вокально-хоровой музыке Дагестана.

Современное состояние развития вокально-хоровых жанров в республике нельзя оценивать однозначно. После кризисного положения в культуре на рубеже веков, отмечаем возросший интерес детей к занятиям музыкой. В Махачкале, в 9 школах искусств, в настоящее время обучаются свыше шести тысяч детей. В городах, районах и населенных пунктах республики функционирует хорошо отлаженная сеть, состоящая из 96 школ искусств и их филиалов. Практически в каждой из них существуют детские хоровые коллективы. В школах искусств Махачкалы открыты вокальные отделения.

Профессиональное хоровое исполнительство, после наивысшего подъема в 50-60-х годах прошлого века, не может достигнуть новых творческих высот. На сегодняшний день в республике функционирует один профессиональный хоровой коллектив - хор Дагестанского государственного театра оперы и балета. Xор Дагестанского радио и телевидения, долгие годы определявший уровень развития хорового искусства в республике, в результате оптимизации государственных творческих коллективов, прекратил свое существование.

Ряд нерешенных проблем отмечаются в подготовке специалистов-вокалистов и хормей-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

стеров среднего и высшего звена. Подобное положение дел связано не только с падением престижа профессии и утратой, в связи с миграционными процессами в 90-е годы, квалифицированных педагогических кадров, но и отсутствием четко выраженной системы подготовки специалистов на разных уровнях обучения, нивелирования процессов преемственности и выработки общей тенденции музыкального образования с учетом особенностей регионального компонента.

Для оптимизации процессов музыкального образования в области вокального и хорового искусства необходимы ряд мер, направленных на создание современной модели подготовки специалиста на разных уровнях обучения, основанной на единой структуре, объединяющей начальное, среднее и высшие звенья образовательного процесса и преодолении межведомственных противоречий.

Об открытии Дагестанской консерватории, как о важном факторе формирования национальных профессиональных традиций, еще в середине прошлого века говорил Г. А. Гасанов.

В настоящее время в образовательном процессе малоэффективно используется региональный компонент, направленный на подготовку специалистов с перспективой их дальнейшей работы в государственных творческих организациях и творческих коллективах республики.

Решение указанных проблем в развитии вокально-хорового искусства Дагестана способно положительным образом повлиять на сохранение и развитие многонациональной культуры региона.

Список литературы:

[1] Абдуллаева Э. Б.Музыкальная культура Дагестана (1946-2000) // Искусство Дагестана в XX столетии. - Махачкала: Издательство «Наука - Дагестан», 2012. - 508 с.: ил.

[2] Алиханов Максуд. В горах Дагестана. Путевые впечатления и рассказы горцев / / Сост. и автор комментариев Р. Н. Иванов. - Махачкала, Издательский Дом «Эпоха», 2005, с. 416, 82 ил.

Spisok literatury:

[1] Abdullaeva EH. B. Muzykal'naya kul'tura Dagestana (1946-2000) // Iskusstvo Dagestana v HKH stoletii. - Mahachkala: Izdatel'stvo «Nauka

- Dagestan», 2012. - 508 s.: il.

[2] Alihanov Maksud. V gorah Dagestana. Putevye vpechatleniya i rasskazy gorcev // Sost. i avtor kommentariev R. N. Ivanov.

- Mahachkala, Izdatel'skij Dom «EHpoha», 2005, s. 416, 82 il.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.