Научная статья на тему 'Песенная культура и ее структурные признаки'

Песенная культура и ее структурные признаки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
965
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Песня / песенная культура / профессиональная песня / фольклор / авторская песня. / Song / song culture / professional song / folklore / author's (bard's) song.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беленький Леонид Петрович

Рассматривается песенная культура как категориальное понятие, находящееся в одном иерархическом ряду с культурами духовной и художественной, определяются ее внутренние структурные признаки, приведены примеры использования полученной классификации, определяется срединное место авторской песни между профессиональной песней и фольклором

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SONG CULTURE AND ITS STRUCTURAL FEATURES

The article is devoted to the study of the world song culture as a categorical concept, which is in the same hierarchical row with the spiritual and artistic cultures, for which the internal structural features and their meanings are determined. Examples of the use of the obtained classification for the construction of generalized formulas of different types of song creativity, including the author's (bard's) song as an original song form, which occupies a middle place between professional song and folklore in modern artistic culture, are given

Текст научной работы на тему «Песенная культура и ее структурные признаки»

RAR

УДК 745/749 ББК 85.12

ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ ПРИЗНАКИ

Беленький Леонид Петрович,

кандидат культурологии, руководитель Московского городского детско-юношеского центра авторской песни;

e-mail: blp2009@mail.ru

Аннотация

Рассматривается песенная культура как категориальное понятие, находящееся в одном иерархическом ряду с культурами духовной и художественной, определяются ее внутренние структурные признаки, приведены примеры использования полученной классификации, определяется срединное место авторской песни между профессиональной песней и фоль-клоромКлючевые слова

Ключевые слова

Песня, песенная культура, профессиональная песня, фольклор, авторская песня.

Исходным посылом для построения искомой типологии будем считать тот факт, что понятие «песня» является одним из основополагающих в человеческой культуре. Скорее всего, «песня вообще» как песня любая родилась почти одновременно с появлением человека как биологического вида. Что оказалось раньше, речь или пение, удостоверить сегодня вряд ли кому удастся. Не исключено, что они зарождались одновременно или параллельно. Для нас же существенно и энциклопедические источники о том свидетельствуют, что «песня» на ранних этапах становления человечества опередила «музыку» и «поэзию», отделившиеся от нее позднее и ставшие самостоятельными видами искусства1. Подтверждение тому встречается в теоретических изысканиях А.Н. Весе-

1 Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С.277-278.

ловского2 и Р.И. Грубера3, включающих суждение о первичности песни как исторического артефакта. Несложно представить, что изначально «песня-музыка» или «элементы пения» были весьма далеки от того, что теперь называется «песней». Однако формирование метаязыка объекта требует единства понятий для культур разных эпох, а потому задержимся на понятии «песня» в поиске общего для него определения как для «песни вообще». Оказывается, что в ситуации, казалось бы, предельно ясной, мы вдруг сталкиваемся с неожиданным парадоксом. Суть его в том, что «песня», несмотря на ее проника-емость во все века и народы на планете, что дает основание причислять ее к культурным уни-

2 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С.155.

3 Грубер Р.И. Всеобщая история музыки / изд. 2-е, испр.

и дополн. М., 1960. С.13.

версалиям, тем не менее, редко находит отражение в научных работах как объект исследования интегрально, в целом, а не внутри отдельных жанров либо поджанров музыкального искусства или литературы.

Проблему невнимания исследователей, очевидно проявленного к «песне», объясняет философ Ю.С. Дружкин. В статье «Песня как социокультурный феномен» он пишет: «Существуют интереснейшие феномены художественной культуры, пристальное изучение которых могло бы дать очень много для понимания не только важнейших тенденций современной культуры, но и глубинных механизмов функционирования и развития культуры в целом. Однако, не будучи представителями элитных слоев культурных иерархий, эти феномены как бы бессознательно отодвигаются на периферию научных интересов искусствоведческих дисциплин. Одним из примеров сказанному является жанр песни»4.

Близкая к описанной Ю.С. Дружкиным картина ограниченного внимания к «песне» наблюдается и в литературе по культурологии. Так, в словарных приложениях к ряду учебников «песня» не встречается отдельной статьей5. Не замечена она как специфический термин в словаре-справочнике «Мировая художественная культура»6, а также в учебнике «Культурология. История мировой культуры»7. В развернутой классификации неприкладных искусств Ю.В. Рождественский обозначает не «песню» как особое художественное творчество, а всего лишь как песенную разновидность музыки, снабженную словесным текстом, выделяемую им «по предмету содержания»8.

4 Дружкин Ю.С. Песня как социокультурный феномен // Обсерватория культуры. 2010 № 3. С.63-66;

5 Культурология: учебное пособие / 2-е изд., стереот. М., 2008. - 588 с.; Популярная история музыки / автор-сост. Е.Г. Горбачева. М., 2002; Рождественский Ю. В. Введение в культурологию / издание 2-е, исправленное. М., 2000; Теория культуры. Учебное пособие / под редакцией С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. Санкт-Петербург, 2008.

Как знать, возможно, причина дефицита общих определений для такого исторически и территориального вездесущего понятия как «песня» обусловлена проблематичностью его обобщенного научного толкования как феномена духовной культуры человечества?..

Стоит упомянуть, что словесная конструкция «песенная культура» встречается в научных или научно-популярных работах, например у Б. Добровольского9, Н. Вайнонена10, Б. Путилова11, И. Соколовой12 и В. Фрумкина13, но не как категориальное понятие, а скорее как фразеология, воспринимаемая с очевидным смыслом.

Нам же в дальнейшем требуется общее определение «песенной культуры», на уровне как понятия категориального. Не найдя такового в доступных источниках, придется самим заняться его формулированием. Итак, под «песенной культурой» мы будем понимать «часть духовной культуры общества, которая представляет собой существующую на протяжении всего исторического времени систему деятельностей человека, связанных с созданием и бытованием "песни" в различных сферах человеческого бытия».

В качестве исходной предлагается следующая гипотеза: понятие «песня» в широком толковании не есть обязательно художественное творчество, поскольку она может быть и действом иного характера. Для подтверждения сказанного требуется, хотя бы в первом приближении, выявить семантику понятия-термина «песня вообще». Оказывается, такая задача — не из легких. Ведь не исключено, что это понятие-термин может относиться к первичным, начальным, базовым, смысл которых должен быть интуитивно очевиден, но в силу первичности, не объясняемым через другие понятия, что нередко встречается в естественных нау-

9 Добровольский Б.М. Современные бытовые песни городской молодежи // Фольклор и художественная самодеятельность. Л., 1968. С.176.

10 Вайнонен Н.В. И массовость, и мастерство // Андреев Ю.А., Вайнонен Н.В. Наша самодеятельная песня. М., 1983. С.50

11 Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. С-Петербург, 1994. С.153.

12 Соколова И. А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М., 2002. С.30.

13 Фрумкин В.А. Певцы и вожди. Нижний Новгород, 2005. С.69.

6 Мировая художественная культура. Словарь-справочник. Смоленск, 2002.

7 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / под ред. Проф. А.Н. Марковой / 2 изд., пере-раб. и доп. М.2003.

8 Рождественский Ю. В. Введение в культурологию / издание 2-е, исправленное. М., 2000. С.124-125.

ках. Полагая, что такое умозаключение не беспочвенно, попробуем, все-таки, поискать вариант, обеспечивающий хотя бы некоторое приближение к определению «песни вообще».

Во многих энциклопедических и справочных изданиях можно прочесть приблизительно схожее: «песня» — это «музыкально-поэтическое произведение, обычно куплетное (строфическое) или наиболее распространенный жанр вокальной музыки, народной и профессиональной»14. Столь узкое толкование нас конечно не устраивает. Гораздо более емкое определение, вмещающее в себя разновозможные песенные формы, содержится в Литературной энциклопедии, издававшейся в Советском Союзе с 1929 по 1939 годы. В 8-м ее томе находим: «"Песня" [нем. — Lied, франц. — chanson, итал. — canzone, англ. — song] означает первичный вид музыкально-словесного высказывания. Это — фольклорный жанр, который в широком своем значении включает в себя все, что поется, при условии одновременного сочетания слова и напева (курсив — Л.Б.); в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения»15. Двоякость такого определения видится в принадлежности песни либо к фольклору (сочетание слова и напева), либо к искусству (построение музыки со словами).

Выделим в общем значении слова «песня» квинтэссенцию, определенную словесными конструкциями «первичный вид музыкально-словесного высказывания» и «одновременного сочетания слова и напева», и углубимся в их смысл. Первое выражение опять же свидетельствует о первичности «песни» относительно «музыки» и «слова» как впоследствии самостоятельных искусств. Попутно заметим: высказывание выстроено как «музыкально-словесное», а не наоборот. И действительно, «песня» появляется «на свет», когда некие «слова» напеваются или, что равно по смыслу, если они одновременно начинают сочетаться с «напевом». Без «напева» песни как «музыкально-словесного высказывания» не существует. Отделяя слова от песни путем анализа,

14 Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С.1005.

15 Песня // Литературная энциклопедия: в 11 т. М., 1934.

Т.8. С.587.

мы песню как бы разрушаем. Далее: в цитируемом определении «песни вообще» напеваются все-таки слова, без подчеркивания, что они — стихи, как это, напротив, обозначено в определении частном, где «песня» — «музыкально-поэтическое произведение». Следовательно, в «песне вообще» словесная часть может включать: совокупность слов, одно значащее слово или просто сочетание звуков-фонем. Что же от высказывания непременно требуется, так это наличие смысла, понимаемого или воспринимаемого субъектом, к которому это высказывание обращено. Здесь просматривается прямая связь с «речевыми жанрами» М.М. Бахтина, ведь существенным (конститутивным) признаком высказывания по Бахтину «является его обращенность к кому-либо, его адресованность»16. Стало быть, смысл высказывания передается не только понимаемым значением слова, не обязательно художественного, но так же и интонацией, которая может одному и тому же слову (или словам) придавать разные значения. Например, мать, убаюкивая ребенка, бывало, напевает нечто из первых попавшихся слов. И это нечто, имея «напев» и «слова», чисто терминологически будет называться песней, выполняющей колыбельную функцию. Не становясь при этом художественным произведением. Крики, вопли, возгласы тоже могут быть высказываниями, воспринимаемыми как знак внимания, опасности, удовольствия или радости и т. п.

Но в отличие от стихотворения и прозы в песне интонация слитная, она — сочетание интонаций «музыкальной» и «словесной», а проявляется внешне как раз в напеве. Однако, на наш взгляд, выражение «одновременного сочетания слова и напева» представляет данный процесс как «сочетание» несколько упрощенно. Думается, будет правильнее сказать «слова, интегрированные в напев», поскольку этот напев, явленный природным человеческим голосом, без слов или, по крайней мере, звуков языка физически невозможен, а экспрессивность словесной интонации как раз и отражается в интонации напева. Совместная музыкально-словесная интонация усиливает общий интонационный эффект и, соответственно, смысловое восприятие песни субъектом обращения. Именно этим обусловлено особое воздей-

16 Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. М., 1997. Т.5. С.200.

ствие песни на человека, определяющее ее важное место в духовной культуре. Почему именно в «духовной», а не в «художественной» или конкретнее — в «музыкальной», будет пояснено ниже.

Отмеченная слитность «музыкальной» и «словесной» интонаций, воспринимаемая в большей или меньшей степени целостно, порождается состоянием синкретизма, что показано нами в ра-боте17, где «синкретизм» рассматривается применительно к художественной культуре. Но имел ли он место прежде, до появления этого типа культуры в историческом времени, а если «да», то в какой форме? В поиске ответа обратимся к Словарю иностранных слов, где находим: «Синкретизм [гр. 8упкгеИ8шо8 соединение, объединение] 1) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-л., напр. с. первобытного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве, нерасчлененно; 2) в философии — разновидность эклектизма; сочетание разнородных, противоречивых, несовместимых воззрений»18.

Такое определение синкретизма наталкивает на мысль, что в первобытной культуре могло существовать и нечто более раннее, чем культура художественная — а именно «первоначальное, неразвитое состояние чего-либо». И оно предшествовало появлению искусства в нашем сегодняшнем представлении. Попутно заметим смысловую близость слов «первичное» в определении «песни» и «первоначальное» — «синкретизма». Как раз эту мысль поясняет П. А. Юхвидин: «Несомненно, духовная культура (курсив — Л.Б.) первобытного человека была синкретичной, то есть представляла собой изначальное единство того, что впоследствии распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, мораль, искусство, науку, спорт»19.

Неоспорим исторический факт: язык как форма общения в «летописи» человечества появился прежде, чем письменность. Древний человек мог издавать какие-то звуки и напевать их собственным голосом, что могло предшествовать

17 Беленький Л.П. Авторская песня и творческий метод ее создания // Обсерватория культуры. 2012. № 4. С.54-55.

18 Словарь иностранных слов / 13-е изд., стереотип. М., 1986. С.456.

19 Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах, рассказах. М., 1996. С.12.

песне как артефакту. Но такое действо происходило много веков ранее, прежде чем появилась возможность произнесенное слово запечатлевать на каком-либо естественном материале: камне, коре дерева, выделанной шкуре животного. Когда и как именно это действо свершалось, точно никто не знает. Для нас более важен сам факт, чем его временные подробности, и сказанное о нем учеными позволяет допустить происхождение «песни» в форме синкретического действа, до того, как оно перешло в тип художественного творчества, — устного, а затем и письменного, называемого искусством.

Выдвигая концепцию о развитии музыки в условиях первобытнообщинного строя и характеризуя обстановку позднего палеолита20, Р. И. Грубер в поисках аналогии с «дикими» племенами, сохранившимися в Австралии и Океании к началу XX века, пишет: «Пение здесь — органическая составная часть трудового процесса. Именно потому это пение — отнюдь не музыка в нашем смысле слова. Крики в коллективных облавах австралийцев, напев резака меда у ведда, натуралистическое воспроизведение пения птиц с целью их приманки еще непосредственно вплетено в процесс реальной жизни. На том уровне развития человеческого общества искусство еще не выделилось из других форм идеологии, а эта последняя еще не вычленилась из единого трудового процесса»21.

«В первобытной культуре существовал единый синкретический познавательно-ценностный, эмоционально-рациональный комплекс отношений человека к миру. Эту особенность первобытной художественной культуры (ее синкретизм) унаследовал "фольклор"»22. Подчеркнем, для первобытного общества характерно устное песенное действо, а не художественное творчество в понимании сегодняшнем, и, конечно, в нем еще нет понятия автор, тем более — профессионал, что, однако не препятствует выявлению общих признаков песенной культуры того хроно-периода, таких как: синкретизм, устность и анонимность.

Сопоставим два толкования слова «песня» из упомянутой Литературной энциклопе-

20 Примерно 40 тысяч лет тому назад.

21 Грубер Р.И. Всеобщая история музыки / изд. 2-е, испр. и дополн. М., 1960. С.9.

22 Мировая художественная культура. Словарь-справочник. Смоленск, 2002. С.449.

дии. Второе из них определяет песню «как лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения», оговаривая, что еще бывает «песня эпическая»23. Здесь мы уже резонно имеем дело с художественным творчеством, с искусством.

Когда в историческом масштабе состоялся переход от песенного действа к песенному художественному творчеству? На такой вопрос сложно получить конкретный ответ. По-видимому, такой процесс протекал параллельно и постепенно в разных частях земного шара. Например, опять же П.А. Юхвидин замечает, что «еще в первобытную эпоху, на поздних ее стадиях, появляются профессионалы (курсив — Л.Б.) художественного творчества. Первоначально ими были, скорее всего, служители культов. <...> Таким образом, жрец каменного и бронзовых веков был одновременно священником, поэтом, певцом, художником, скульптором, врачом (знахарем), агрономом, лицедеем, философом, историком»24. Разумеется, речь идет о тогдашних функциях перечисленных профессий в их теперешних названиях.

«Из древних государств, расположенных вокруг Средиземного моря, — пишет Р.И. Грубер, — наибольшее значение в дальнейшем развитии художественной культуры выпало на долю Древней Греции»25, подчеркивая, что «именно в гомеровской Греции появляется первое великое достижение греческой художественной культуры — героический эпос», когда на основе устной традиции возникал тип эпических сказаний. Но только этим песенное творчество Древней Греции не ограничивалось. Уже в У11-У1 веках до н. э. появлялись не анонимные песни, а произведения, имена авторов (курсив — Л.Б.) которых дошли до нашего вре-мени26. То есть в Древней Греции песня из синкретического действа постепенно перерастала в синкретическое искусство, основу которого достаточно продолжительное время составлял именно син-

23 Песня // Литературная энциклопедия: в 11 т. М., 1934. Т.8. С.588.

24 Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах, рассказах. М., 1996. С.29-30.

25 Грубер Р.И. Всеобщая история музыки / изд. 2-е, испр. и дополн. М., 1960. С.89.

26 Там же. С.94-96.

кретизм, приобретая многожанровость, вплоть до сольной лирики, схожей с поздней европейской лирической песней. Попутно заметим: на этом этапе развития песенной культуры появляются еще два общих признака песенной культуры: авторство и профессионализм (курсив — Л.Б.).

Где и когда возникла письменность? — у историков и археологов имеются разногласия, тем более, известно множество ее разновидностей — от пиктографии и клинописи до — алфавитной. Существует версия, что первый алфавит появился в Греции в I веке до н. э и что греки позаимствовали свое письмо у финикийцев, добавив новые, недостающие знаки для обозначения гласных звуков27. В конце концов, для цели нашего исследования не столь важна точная дата появления письма на основе алфавита, — актуальнее информация, что к началу новой эры это событие уже состоялось и что за ним последовало скорое в историческом масштабе дополнение устной художественной культуры письменной, доминирующей и поныне.

С учетом того, что песня — высказывание музыкально-словесное, прорывным для нее стало следующее достижение человечества — возникновение письменности нотной (конец IX- начало XVIII века) со становлением так называемого «композиторского письма»28. Оно заложило традицию письменного профессионального композиторского творчества, преобладающего теперь в современной художественной культуре: в ее музыкальной части и, соответственно, — песенной. Профессиональная композиторская песня по методу творчества предполагает, как правило, соучастие композитора и поэта, а оживает (курсив — Л. Б.) в исполнении. Но с изобретением нотации не исчезает насовсем устная песенная культура. Изначально оставаясь в фольклоре, она впоследствии становится востребованной и в других появляющихся или возрождающихся видах и жанрах искусства, например, в авторской песне, порождении второй половины XX века, когда с выпуском доступных для населения бытовых магнитофонов появилась возможность записи и тиражирования звука.

27 Происхождение алфавита // URL: http://www.razumniki. ru/proishogdenie_alfavita.html.

28 Конен В.Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. М., 1994. С.28.

В монографии «Менестрели» известный музыковед утверждает, что музыкальная культура Средневековья была преимущественно устной (курсив — Л.Б.), а в своем профессиональном массиве — преимущественно менестрельской29. «Как поэтическая лирика, так и продолжительные эпические повествования, — поясняет М.А. Сапонов, — чаще всего пелись илиречитировались нараспев (курсив — Л.Б.) и предназначались для артистической реализации перед неграмотной, но заинтересованной и отзывчивой публикой»30. Ссылаясь на немецкое издание Н. Грандмана31, он замечает: «вплоть до XIII века не умели читать и писать не только феодалы, но даже многие поэты! <...> Зато их феноменально разработанная память, их творческая способность к спонтанному складыванию новых поэм, в том числе и продолжительностью в несколько тысяч пропетых (курсив — Л.Б.) стихов, а также к беспрестанному отбору интонационно-поэтических средств, — но в уме, в собственном воображении, а не на пергамене — все это качества средневекового поэта-певца, совершенно неведомые нам, почти невероятные с точки зрения носителя книжных привычек»32. «Для постижения особенностей средневековой народной культуры и прежде всего менестрельного пласта, — советует музыковед, — необходимо от такой книжной психологии полностью отключиться, чтобы представить себе всю мощь устной традиции, разнообразие профессиональных (курсив - Л.Б.) форм ее существования, самобытность мышления ее представителей, ее исключительное монополизирующее влияние на духовную жизнь средневекового человека»33. Получается, что музыкальную культуру Средневековья можно с определенной степенью достоверности характеризовать не просто как устную, а как устную песенную, ведь стихи тогда непременно пелись.

Характеризуя музыкальный профессионализм Средневековья, свойственный, конечно, и песенной культуре того периода, М. А. Сапонов выдви-

29 Сапонов М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. М., 2004. С.25.

30 Там же, С. 18-19.

31 Grandmann H. Die Frauen und die Literatur im Mittelalter. Ein Beitrag zur Frage nach der Entstehung des Schrifttums in der Volkssprache // AKG Bd.26,1935, S. 140.

32 Сапонов М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. М., 2004. С.19.

33 Там же, С.19-20.

гает пять его признаков с оговоркой их применимости «на основе сочетании всех или почти всех». Это: «наличие предприимчивой публики и общественной потребности в профессионалах; артистическое ремесло в виде основного (единственного) заработка; сосредоточение на избранных навыках; наличие хотя бы скрытой теории и ее передача вместе с навыками во время обучения; особое напряжение между индивидуальной инициативой и системой канонов»34. Одновременно он уточняет, что «профессионализму сопутствуют начинания авторской воли и личный талант, заметные даже неискушенным»35. Дилетанты же, по его мнению, составляют внефольклорную категорию, называемую любительским музицированием, подражающим высоким образцам36.

Совершив краткий экскурс в песенную культуру разных столетий, перейдем к формулированию признаков, применимых для описания структур ее феноменов.

Базовый подход к такой задаче может быть охарактеризован как взгляд на акт песенного творчества изнутри явления — по типу: «как делается», который прямо противоположен традиционному взгляду большинства исследователей с позиции стороннего наблюдателя — по типу: «что получается»37. Рассматривая песнет-ворчество в таком ключе, мы отделяем друг от друга два разных, но, конечно же, взаимосвязанных действия: создание песни как творческий акт и последующее ее бытование в разных формах, понимая, что в каких-то случаях оба эти действия могут быть и единовременными.

Исходя из принятых выше предпосылок и проведенного обзора песенной культуры разных времен, считаем допустимым создать ее типологию введением трех структурных признаков, каждый из которых характеризуется двумя возможными значениями. Это: форма песенного творчества (устное — письменное), персона-лизация песенного творчества (анонимное — авторское) и профессионализация песенного творчества (дилетантское — профессиональное).

34 Там же, С.35.

35 Там же, С.34

36 Там же, С.33.

37 Беленький Л.П. Секрет успеха. О природе художественного творчества в авторской песне // Образование личности. 2014. №3. С.132.

Термины «устное», «письменное», «авторское» и «анонимное» понимаются нами обобщенно на примерах существования определенных песенных культур: первобытной, Древней Греции и Средневековья. Смысловая однозначность этих терминов позволяет, на наш взгляд, с достаточной уверенностью пролонгировать их и на последующие исторические периоды, вплоть до современности. В то же время термины «профессиональная» и «дилетантская», по-видимому, в каждом конкретном случае подлежат уточнению, принимая во внимание разнообразие творческих методов создания и форм бытования песен.

Полученная классификация структурных признаков песенной культуры приведена на рисунке. (Рис. 1).

Применение полученного результата прои-люстрируем на конкретных примерах. Подставим перед базовой формульной частью — «песенное творчество» значение первого признака — «устное», а второго — «анонимное». Получим «устное анонимное песенное творчество», то есть — фольклор. Участие в формуле третьего признака не требуется, поскольку фоль-

клор профессиональным не бывает. Проделав аналогичное со значениями «письменное», «авторское», «профессиональное», получим «письменное авторское профессиональное песенное творчество», называемое профессиональной песней. Впрочем, тот же смысл явствует и без слова «профессиональное». А выстроив конструкцию со значениями признаков «устное» и «авторское», имеем «устное авторское песенное творчество» как выражение, применимое для самобытных песенных форм, занимающих в многослойной художественной культуре срединное место между профессиональной песней и фольклором. Не претендуя на обоснованное перечисление этих разных форм, тем не менее, убежденно отметим, что как раз к этому направлению и относится русская авторская песня. Включение в ее формулу поочередно двух значений признака «профессиональное» прогнозирует существование в авторской песни как профессиональной, так и любительской формы. Сей факт полностью соответствует реалиям бытия этого уникального вида современной отечественной устной песенной культуры, а с учетом ее историче-

Значение

структурных признаков

Рис. 1. Классификация структурных признаков песенной культуры.

ского генезиса позволяет классифицировать авторскую песню как общероссийский нематериальный объект культурного наследия.

Список литературы

1. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 тт. М., 1997. Т.5. 738 с.

2. Беленький Л.П. Авторская песня и творческий метод её создания // Обсерватория культуры. 2012. № 4. С.48-55.

3. Беленький Л.П. Секрет успеха. О природе художественного творчества в авторской песне // Образование личности. 2014. №3. С.128-138.

4. Вайнонен Н.В. И массовость, и мастерство // Андреев Ю.А., Вайнонен Н.В. Наша самодеятельная песня. М., 1983. С.3-50.

5. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. 406 с.

6. Добровольский Б.М. Современные бытовые песни городской молодежи // Фольклор

и художественная самодеятельность. Л., 1968. С.176-200.

7. Дружкин Ю.С. Песня как социокультурный феномен // Обсерватория культуры. 2010 № 3. С.63-66.

8. Конен В.Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. М., 1994. - 488 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. С.-Пб., 1994. 239 с.

10. Сапонов М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. М., 2004. 405 с.

11. Соколова И. А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М., 2002. 292 с.

12. Фрумкин В.А. Певцы и вожди. Нижний Новгород, 2005. 184 с.

13. Grandmann H. Die Frauen und die Literatur im Mittelalter. Ein Beitrag zur Frage nach der Entstehung des Schrifttums in der Volkssprache // AKG Bd.26,1935, S. 140.

SONG CULTURE AND ITS STRUCTURAL FEATURES

Belenky Leonid Petrovich,

PhD; Head of the Moscow city children and youth center of the author's song;

e-mail: blp2009@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the study of the world song culture as a categorical concept, which is in the same hierarchical row with the spiritual and artistic cultures, for which the internal structural features and their meanings are determined. Examples of the use of the obtained classification for the construction of generalized formulas of different types of song creativity, including the author's (bard's) song as an original song form, which occupies a middle place between professional song and folklore in modern artistic culture, are given.Keywords

Keywords

Song, song culture, professional song, folklore, author's (bard's) song.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.