Л ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ
2017/1(8) 1 qg) Сетевое научное рецензируемое издание ISSN 2411-0582 THE HERITAGE INSTITUTE JOURNAL
Нематериальное наследие
Беленький Л.П.
Авторская песня как нематериальное культурное наследие в контексте многовековой устной песенной культуры
Аннотация. Рассмотрение русской авторской песни второй половины XX века в контексте многовековой песенной культуры дает основание идентифицировать этот феномен как нематериальное культурное наследие, ведущее начало с древних времен существования человечества. Показано, что главным признаком, сближающим песенное творчество людей дописьменной культуры с песнями современных «бардов», является принадлежность тех и других к устной песенной традиции. Общественное признание ценностей, накопленных авторской песней за более чем полувековой период, обуславливает необходимость выполнения научных исследований и осуществления практических действий, направленных на сохранение и систематизацию пока доступного массива этих песен, записанных на современных носителях информации.
Ключевые слова: авторская песня, устная песенная культура, нематериальное культурное наследие.
Вторая половина XX века вызвала к жизни своеобразный феномен русской песенной культуры, получивший в итоге название «авторская песня». Ценности, накопленные авторской песней за отмеченный период, делают ее важной частью национального достояния современного общества и нашего нематериального. Впрочем, сколь корректен тезис о культурном наследии в научно -юридическом смысле? Возможно ли вообще феномен авторской песни, которому от роду чуть больше полувека, считать нематериальным культурным наследием? Ведь согласно Конвенции, принятой Юнеско в 2003 году, к нематериальному культурному наследию относится то, что передается от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурному разнообразию и творчеству человека.
Думается, возникшая проблема вполне разрешима, если рассматривать авторскую песню как феномен устной песенной культуры, ведущей начало с древних времен существования человечества, той, что по своей природе изначально была синкретичной. Выделение же из «песни вообще» как «первичного музыкально-словесного высказывания» [Литер. экцикл] обособленных видов искусства: музыки и поэзии произошло много позже, о чем можно прочесть в фундаментальных трудах признанных отечественных ученых А.Н. Веселовского [1] и Р.И. Грубера [2]. С изобретением нотной письменности устная песенная культура, казалось бы, должна была «кануть в века», оставаясь лишь в фольклоре. Но закон развития по спирали действует с неизменным постоянством. И в полном с ним соответствии во второй половине прошлого столетия, в конкретной стране - СССР, в силу сложившихся обстоятельств и с появлением новых технических возможностей - бытовых магнитофонов, произошел мощный всплеск той самой устной песенной культуры, которая была свойственна человечеству от первобытного общества до позднего Средневековья. Этот всплеск, конечно, возник на другой стадии общественного развития и на другом уровне грамотности населения. Но суть не во временных отличиях, а в прослеживаемой исторической аналогии. Так в нашей статье «Авторская песня и творческий метод ее создания» доказано, что всем без исключения создателям авторских песен присущ общий творческий метод, выражаемый формулой: «устное авторское песенное творчество». Несложный ее анализ позволяет прийти к выводу о срединном месте авторской песни в структуре песенной культуры между профессиональной композиторской песней и фольклором. В науке этот слой зовется третьей культурой, что отражено в работах В.Дж. Конен [3] и В.Н. Прокофьева [5]. Погружение в детали и подробности, как именно создаются авторские песни устным методом, позволяет классифицировать данный вид художественного творчества как синкретическое искусство, в смысле достижения неразложимого музыкально -словесного образа (а не как синтез музыки и слова), что подтверждает прямую аналогию между авторской песней и устными песенными культурами, отдаленными от нас веками. Главные же этические ценности авторской песни, сложившиеся за шесть десятилетий ее становления и развития, характеризуются редким постоянством, совсем не изменились. Честность, правдивость, искренность, доверительность - присутствуют как в песнях классиков: М. Анчарова, Б. Окуджавы, Н. Матвеевой, Ю. Визбора, А. Городницкого, А. Дулова, В. Берковского, В. Высоцкого, С. Никитина*, так и у их достойных последователей, бардов состоявшихся на переходе к новому столетию или - уже в нем. Например, у Григория Данского, Павла Фахртдинова, Ольги Чикиной, Киры Малыгиной, Александра Щербины и др. Но, что не менее важно, ныне в России действует множество детско -юношеских школ, студий, клубов и кружков авторской песни, где с юными талантами - авторами и исполнителями -занимаются на профессиональной основе педагоги -энтузиасты. Налицо - передача традиций от поколения к поколению. Подтверждением сказанного служит ежегодное проведение, начиная с 2010 -го года, Международного детско-юношеского фестиваля авторской песни «Зеленая карета» [4], к учредителям которого в последние годы приобщился и Институт наследия.
Обосновав допустимость признания феномена авторской песни как нематериального культурного наследия, перейдем к рассмотрению теоретико-практического состояния этой темы на сегодняшнее время.
Известны сотни публикаций, посвященных всевозможным аспектам авторской песни, рассматриваемым в разных областях и дисциплинах: истории, философии, культурологии,
филологии, социологии, искусствоведении, музыковедении, педагогике и т.д. По авторской песне защищены десятки диссертаций, включая докторские, причем, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако целенаправленный обзор значительного числа разного рода публикаций по авторской песне (научных, журналистских и пр.) позволил выявить лишь одну, близкую к обозначенной теме. Речь идет о небольшой газетной статье инженера С. Рабинова, своего рода «крик души» ее автора под названием «Фольклор XX века» [6]. Известный в прошлом в кругах КСП ленинградский архивист -любитель обращается как бы безадресно, по-видимому, к государству в целом, со словами: «В конце 40-х - начале 50-х годов возникло и стало набирать силу то течение в современном городском творчестве, которое сейчас называется "самодеятельная песня", "бардовская песня". Не будем дискутировать о том, фольклор это или нет, как и о том, что вообще можно отнести к понятию "фольклор" в наше время. Важно то, что такая песня - несомненно, заметное явление в искусстве, оказавшее мощное влияние на весь ход музыкальной жизни. Это народное творчество наших дней. <...> И как же мы к ней относимся? Не по-хозяйски! В стране нет ни одного научного учреждения, института, который хоть как-то занимался бы этой проблемой. <...> Мы стремимся не утратить наследие прошлого - и это правильно. Но неужели же в отношении самодеятельной песни мы спохватимся лишь тогда, когда и она перейдет в разряд "наследия"? А ведь и наше поколение не вечно, а в начале 50-х годов магнитофонов практически не было, и песни того времени хранятся только "на слуху" уже немногих, кто продолжает ими интересоваться и сейчас. А записать их надо, очень надо. <...> Совершенно необходим научный подход к этому вопросу».
Статья опубликована в 1982 году, но за прошедшее время мало что изменилось. Авторская песня и поныне не избалована вниманием государства и его институтов к проблеме сохранения песенного богатства, сперва созданного и затем приумноженного современными бардами за вторую половину XX века и начала нового столетия.
В ноябре 2013 года в Государственном институте искусствознания состоялась первая в своем роде научная интерактивная конференция «Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?». За три плотных рабочих дня с докладами или сообщениями выступило 37 человек из 8 стран, включая 10 докторов и кандидатов наук. С зарубежными участниками общение шло интерактивно, посредством Skype. И единственным из всех выступавших, доклад которого был посвящен особенностях архивной работы в авторской песне, оказался не научный сотрудник какого-либо НИИ или преподаватель ВУЗа, а, опять же, доброволец-общественник, инженер-конструктор Петр Трубецкой, руководитель автономной некоммерческой организации «Архивная служба авторской песни». Приведем один из фрагментов его выступления.
«Группа единомышленников, пытающихся решить задачи сбора, сохранения и пользования архивными материалами авторской песни (АП), сформировалась со временем в Архивную Службу Авторской Песни (АСАП), которая в сентябре 2003 года была зарегистрирована как общественная некоммерческая межрегиональная организация Благотворительный Фонд «Архивная Служба Авторской Песни». В 2011 году БФ «АСАП» преобразован в АНО «Архивная Служба Авторской Песни». Основные задачи Архивной Службы были и остаются следующими:
- поддержка действующих архивистов АП технически и методически;
- хранение резервных копий электронных архивов, собираемых архивистами АП;
- поиск существующих архивов АП, ведение переговоров об их оцифровке, прием на оцифровку, а также прием на сохранение архивов и коллекций АП, которые по ряду причин перестали хранить владельцы и которые владельцы сочли нужным передать на сохранение в Архивную Службу;
- полная оцифровка и описание переданных на сохранение архивов;
- разработка структуры электронного архива АП, включающего все переданные в АСАП электронные материалы и собственные оцифровки;
- разработка архивного сайта АП, где будет возможность поиска и получения документов АП через интернет;
- обеспечение пользования сохраненными в АСАП архивными материалами;
- заботы по обеспечению длительного сохранения архивов АП и их электронных копий»**.
Далее, докладчик проинформировал конференцию, что сейчас в АСАП хранится, оцифровывается и описывается более 200 частных коллекций, которые представляют поистине уникальные и бесценное наследие, собираемое многие десятилетия сотнями небезразличных к культурному достоянию людей, причем постоянно пополняемое. Если говорить о городах, то, как пояснил П. Трубецкой, в АСАП хранятся коллекции из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Красноярска, Новосибирска, Тольятти, Серпухова, Челябинска, Одессы, Винницы, Минска и даже из Израиля. Если затронуть персоналии, то ныне в АСАП находятся на хранении (полностью или частично) архивы: автора «Бригантины» Г. Лепского; отечественных бардов - В. Бережкова, А. Загота, А. Круппа, В. Ланцберга, В. Луферова, А. Якушевой; собирателей песен и публикаций о них - В. Акелькина, М. Баранова, В. Гордюшенко, Э. Демина, Н. Курчева, С. Рабинова, В. Розанова; организаторов -общественников - И. Акименко, С. Веселого, Г. Захаровой, Д. Соколова, С. Чеснокова, О. Чумаченко. Усилиями инициативных архивистов сохранены профессиональные записи АП на Радиостанции «Юность»*** и Радио АЛА, вещавшего со специализацией на АП в годы перестройки. В фондах АСАП также находятся: архивные записи первой в стране профессиональной студии АП по выпуску компакт-кассет и Ой «Московские Окна»; катушечный архив ЦАПа****; архивы Театра «Перекресток», Саратовского клуба «Дорога», Нижегородского КСП; фотоархивы В. Россинского, А. Комиссарова и А. Елкина и коллекции многих других собирателей и хранителей АП, которые могут рассматриваться в аспекте нашего культурного наследия.
Несмотря на все труды архивистов и собирателей, что будет с коллекциями через 20, 30, 100 лет, -вот вопрос, беспокоящий П. Трубецкого. - Кто сможет в них разобраться? Кто будет обеспечивать доступ к ним? Кто будет хранителем? Какие еще коллекции удастся сохранить? Ответа пока нет!».
Спрашивается почему бы Институту культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева не выступить с инициативой о том, чтобы поднять эту проблему на должный государственный уровень для создания в стране Российского архива авторской песни на основе фондов АСАП и совместно с
этой НКО на условиях государственно-частного партнерства? Вопрос, заданный С. Рабиновым в 1982 году и заостренный в 2013-м П.Трубецким в части научных исследований и практических действий, направленных на сохранение и систематизацию пока еще доступного массива авторских песен как артефактов нематериального культурного наследия, по прежнему ждет своего решения.
* Авторы, причисляемые к «классикам», перечислены не полностью.
** Цитируется по тексту доклада, предоставленному П.Трубецким автору данной статьи.
*** Песни записывались журналистами М. Кусургашевым и А. Якушевой с начала 1960-х до 1998 г.
**** Центр авторской песни.
ЛИТЕРАТУРА
[1] ВеселовскийА.Н. Из введения в историческую поэтику // Журнал Министерства народного просвещения. - 1894. - N0 5; Отд. 2, 1895.
[2] Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. Изд. 2-е, испр. и дополн. - М.: Музгиз, 1960. - 488 с.
[3] Конен В.Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. - М.: Музыка, 1994. - 160 с.
[4] Международный детско -юношеский фестиваль авторской песни «Зеленая карета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bards.ru/festival.php?id=611&hist=1424 Песня // Литературная энциклопедия: в 11т. - М.: Сов. энцикл. - Т.8, 1934. - С.587.
[5] Прокофьев В.Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. - М.: Наука, 1983. - С.6-28.
[6] Рабинов С. Фольклор XX века // Литературная газета. - 1982. - 19 мая.
© Беленький Л.П., 2017. Статья поступила в редакцию 08.02.2017.
Беленький Леонид Петрович,
методист Центра творчества дополнительного образования «На Вадковском» (Москва).
Belenky L.
Author's song as an intangible cultural heritage in the context of the centuries-old oral song culture
Abstract. Considerati on of a Russian author's (bard) song of the second half of the twentieth century in the context of a centuries-old song culture gives the reason to identify this phenomenon as an intangible cultural heritage, dating back to the ancient times of human existence. The article shows that the main feature which draws together the songs of the people in a preliterate culture and modern songs of the "bards", is the belonging of both to the oral song tradition. Public recognition of the values accumulated by an art song for more than half a century necessitates carrying out the research and implementing practical actions aimed at the preservation and systematization of the currently available array of these songs recorded on modern storage media.
Key words: author's song, oral song culture, intangible cultural heritage.
Belenky Leonid Petrovich,
specialist,
'On Vadkovsky' Creativity Center of additional education (Moscow)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie -journa l .ru/ru/journa ls/123.html