Научная статья на тему 'Первый выпуск возрожденной Саратовской духовной семинарии 1947–1951 годов: начальствующие, учащие и учащиеся'

Первый выпуск возрожденной Саратовской духовной семинарии 1947–1951 годов: начальствующие, учащие и учащиеся Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовное образование / Саратовская духовная семинария / архиепископ Филипп (Ставицкий) / протоиерей Иоанн Сокаль / theological education / Saratov Theological Seminary / Archbishop Philip (Stavitsky) / Archpriest John Sokal

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бартенев Григорий Владимирович

Настоящая статья посвящена исследованию процесса возрождения духовного образования в условиях давления на Русскую Православную Церковь атеистического советского государства на примере первых выпускников возрожденной в 1947 году Саратовской духовной семинарии. В статье показаны традиции и проблемы, унаследованные от дореволюционной Саратовской духовной семинарии, и новые вызовы, продиктованные воинственным богоборческим государством. Рассмотрены изменения преподавательского состава семинарии в исследуемый период и их влияние на образовательный и воспитательный процесс. Результат подготовки выпускников проиллюстрирован воспоминаниями коллег и прихожан, отзывами священноначалия, архивными документами уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви (далее — Совета). На основании анализа судеб выпускников семинарии первого набора сделан вывод об эффективности образовательного процесса в Саратовской духовной семинарии в 1947–1951 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The First Graduates of the Revived Saratov Theological Seminary 1947–1951: Leaders, Teachers and Students

This article is devoted to the study of the revival process of theological education in the conditions of pressure on the Russian Orthodox Church of the atheistic Soviet state, using the example of the first graduates of the Saratov Theological Seminary, revived in 1947. The article shows the traditions and problems inherited from the pre-revolutionary Saratov Theological Seminary, and new challenges dictated by the godless atheistic state. Changes in the teaching staff of the seminary during the period under study and their impact on the process of education and upbringing of seminarians are considered. The results of teaching the seminarians are illustrated by the memories of colleagues and parishioners, reviews of the clergy, and archival documents of the authorized of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church (hereinafter referred to as the Council). Based on the analysis of the first seminary graduates’ destiny, a conclusion was made about the effectiveness of the educational process at the Saratov Theological Seminary in 1947–1951.

Текст научной работы на тему «Первый выпуск возрожденной Саратовской духовной семинарии 1947–1951 годов: начальствующие, учащие и учащиеся»

Научная статья

УДК 27-75(470.44)|1947/1951|(09+093)+929

Для цитирования:

Бартенев Г.В. Первый выпуск возрожденной Саратовской духовной семинарии 1947-1951 годов: начальствующие, учащие и учащиеся // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 1 (24). С. 104-133. РО!: 10.56621/27825884_2024_24_104

Бартенев Григорий Владимирович,

аспирант

Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Российская Федерация, 127051, г Москва.

Лихов пер., д. 6/1 gbartenev@bk.ru ОРС!Р: 0000-0002-1269-1342

Первый выпуск возрожденной Саратовской духовной семинарии 1947-1951 годов: начальствующие, учащие и учащиеся

Г.В. БАРТЕНЕВ

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию процесса возрождения духовного образования в условиях давления на Русскую Православную Церковь атеистического советского государства на примере первых выпускников возрожденной в 1947 году Саратовской духовной семинарии. В статье показаны традиции и проблемы, унаследованные от дореволюционной Саратовской духовной семинарии, и новые вызовы, продиктованные воинственным богоборческим государством. Рассмотрены изменения преподавательского состава семинарии в исследуемый период и их влияние на образовательный и воспитательный процесс. Результат подготовки выпускников проиллюстрирован воспоминаниями коллег и прихожан, отзывами священноначалия, архивными документами уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви (далее — Совета). На основании анализа судеб выпускников семинарии первого набора сделан вывод об эффективности образовательного процесса в Саратовской духовной семинарии в 1947—1951 годах. Ключевые слова: духовное образование, Саратовская духовная семинария, архиепископ Филипп (Ставицкий), протоиерей Иоанн Сокаль.

Одним из важнейших аспектов деятельности Церкви является подготовка духовенства для последующего священнослужения на всех ступенях церковной иерархии. Решением этой задачи в России до революционных событий ХХ века служила система духовного образования.

© Бартенев Г.В., 2024.

Семинарии готовили священников, академии — преподавателей. Как правило, посвящение в монашеский чин открывало иеромонаху дорогу к воспитательной работе инспектором, а архимандриту — к ректорству. В течение XIX века в этой системе накапливалось все больше и больше исключений из правила, однако на каждой ступени духовное образование готовило христианина к чему-то большему, в пределе — к архиерейству. Особенно остро вопрос восполнения духовенства в Русской Церкви стоял после тяжелейших гонений 30-х годов ХХ века. Поэтому после смягчения позиции государства, в 40-е годы, наряду с вопросом открытия храмов встал вопрос о возрождении в Русской Православной Церкви духовного образования. Прошлый опыт Русской Церкви свидетельствовал о желательности наличия духовной школы в каждой епархии, но разрыв духовно-образовательной традиции в два десятилетия вкупе с потерей лучших кадров в годы жесточайших гонений диктовал необходимость открытия духовных учебных заведений только в тех епархиях, где имелись готовые к этому опытные архиереи и преподаватели или же была крайняя необходимость в духовном образовании по причине расколов и разделений.

Постановление СНК СССР № 523 о богословско-пастырских курсах в Саратове было принято 10 мая 1944 года. Практически это постановление было одним из первых в ряду подобных решений. Очевидно, это было заслугой архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория (Чукова), занимавшегося вопросами воссоздания среднего и высшего духовного образования1. Однако открытие духовной семинарии в Саратове произошло позже. На примере первого выпуска возрожденной Саратовской семинарии представляется важным понять, каким образом происходило духовное становление будущих пастырей в условиях давления безбожной власти на Церковь. Удалось ли Церкви — и если да, то каким образом — восстановить систему подготовки духовенства, и в первую очередь священников, которые могли бы нести слово Божие народу, воспитываемому в атеистической традиции.

На каждом этапе своего возрождения Саратовская семинария оказывалась под отеческим управлением необходимого на тот момент архиерея. Она была возрождена, узаконена и в дальнейшем всячески

1 См.: Козлов И.И. Возрождение духовного образования в СССР в 1943—1947 годах // Труды Саратовской православной духовной семинарии: Сборник. Вып. XI. Саратов, 2017. С. 148.

поддерживалась митрополитом Григорием (Чуковым). Начальная материально-техническая база семинарии была создана епископом Борисом (Виком)2. Духовный облик этой пастырской школы был сформирован архиепископом Филиппом (Ставицким), под отеческим окормлением которого семинария и начала приносить свои первые плоды.

Часть преподавательского состава обеспечила преемство традиций дореволюционной Саратовской семинарии. В первую очередь это Дмитрий Григорьевич Яхонтов (1886 —?), который закончил Рязанскую семинарию, а затем, в 1912 году, Московскую духовную академию (МДА). Закончив академию действительным студентом, в 1913 году Д. Яхонтов получил степень кандидата (магистранта) богословия. Стоит отметить, что в 1908—1910 годах он обучался бок о бок с иеромонахом Филиппом и, очевидно, не мог его не знать, так как отец Филипп был председателем Пастырско-просветительского братства при МДА, а Яхонтов еще в семинарии, в 1908 году, был посвящен в стихарь для проповедания слова Божия с церковной кафедры и в МДА состоял членом проповеднического кружка при Ильинской церкви3. С 1914 года Д. Г. Яхонтов начал преподавать гражданскую историю в Саратовской семинарии4 и организовал в ней проповеднический кружок.

Другим членом преподавательской корпорации дореволюционной Саратовской семинарии был Сергей Евгеньевич Победоносцев (1880—1948), преподававший в Саратове Священное Писание и словесность с сентября 1915 года5, кандидат богословия (магистрант), закончивший Киевскую духовную академию в 1906 году6; уполномоченный предполагал, что он может заведовать учебной частью. И С. Победоносцев, и Д. Яхонтов после закрытия Саратовской семинарии преподавали в различных учебных заведениях Саратова,

2 См.: Краснощеков К.Е., свящ. Вместо предисловия. Из истории Саратовской православной духовной семинарии // Труды Саратовской православной духовной семинарии: Сборник. Вып. II. Саратов, 2008. С. 2—23.

3 См.: Журнал для регистрации поучений, произнесенных членами студенческого проповеднического кружка проповеднического отдела Пастырско-просветительского братства при МДА в Ильинской церкви // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) Ф. 172. К. 476. Е. 8. Л. 2.

4 См.: Мраморнов А.И. Духовная семинария России начала XX века: кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах). Саратов, 2007. С. 79.

5 См.: Там же.

6 См.: Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819—1920-е гг.: Материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА: В 4 т. Т. 2: К—П. Киев, 2015. С. 530.

но когда появилась возможность вернуться в духовную школу, они оба тут же изъявили такое желание. Победоносцев, к сожалению, вскоре скончался, а Яхонтов еще долго преподавал историю Церкви и Конституцию СССР

Представляется интересным рассмотреть проблемы, которые вставали перед дореволюционной Саратовской семинарией. Д. Яхонтов пришел работать в нее накануне Первой мировой войны, во время которой здание семинарии фактически превратилось в военный госпиталь. Преподаватели и семинаристы испытывали стеснение не только в физическом плане, из-за отсутствия достаточного количества кабинетов и аудиторий, но и в плане духовном, так как соседство с солдатами плохо влияло на учащихся. Причем светская власть относилась при этом к нуждам духовного образовательного учреждения без должного понимания. Учебный процесс в результате был сокращенным и посменным, и только регулярные посещения семинарии епископом Палладием (Добронравовым) и его постоянная забота помогали учащим и учащимся окончательно не пасть духом7.

Жизнь семинаристов включала в себя не только учебу, но и культурный досуг, например, посещение театров. Стоит, правда, отметить, что священноначалие не приветствовало расходы на такие увеселения8. В 1917 году (в последний учебный год перед закрытием семинарии) сильно увеличилась политическая активность учащихся, и администрация пошла на некоторые уступки — в частности, были разрешены сходки и уволены некоторые сотрудники семинарии. Состоялось «паломничество» к могиле Н. Г. Чернышевского, где ректором была отслужена панихида, и Д. Г. Яхонтов произнес речь о необходимости подражать писателю наряду с подвижниками Церкви. Впрочем, от политической жизни семинаристов часто отвлекали бытовые проблемы. Возникли трудности со снабжением семинарии продуктами, и семинаристы привлекались к участию в заготовке про-довольствия9.

Возрожденная семинария унаследовала многие проблемы семинарии дореволюционной. Так же стояла проблема тесноты, теперь она усугублялась неудобством расположения зданий, где ютились

7 См.: Мраморнов А.И. Указ. соч. С. 162—163.

8 См.: Там же. С. 164.

9 См.: Там же. С. 185.

и учились семинаристы. Отношение советской власти к духовной школе было абсолютно бесцеремонным. Ко всему прочему, необходимо было найти разумное место современного семинариста и будущего священника в культурно-политическом пространстве новой безбожной страны. Так же стоял вопрос о пропитании, и семинаристы участвовали в заготовке провизии. Архиереи регулярно помогали семинарии: и как пастыри — словом, и как администраторы — делом. Беды, наваливавшиеся на семинарию в 1940-е годы, были знакомы старым преподавателям и, возможно, уже не так сильно их пугали.

Первым ректором возрожденной семинарии стал митрофорный протоиерей Николай Николаевич Черников (1885—1950), который в 1913 году закончил МДА со степенью кандидата богословия, в 1925—1935 годах был священником в Саратове, следующие пять лет провел в ссылке в Северном крае, до 1946 года работал бухгалтером на разных предприятиях, с 1946 года служил в Днепропетровске, с 1947 года — вновь в Саратове10. Несмотря на неустойчивое положение как Церкви, так и семинарии, в профессорско-преподавательской корпорации сразу начались трения. Уже в первом семестре 1947 года уполномоченный Петр Васильевич Полубабкин (1888—1960) сообщал о желании епископа Бориса заменить ректора протоиерея Николая Черникова на Яхонтова11. Он приводил в объяснение этому мнение одного из семинаристов, В. Киреева, о том, что протоиерей Николай Черников «грубый деспотичный человек»12. Через год после открытия семинарии, в сентябре 1948 года, епископ Борис действительно попросил митрополита Григория (Чукова) поменять ректора.

Возможно, причиной конфликта стал самый «ранний» выпускник возрожденной Саратовской семинарии — протоиерей Георгий Васильевич Молев (1920—1979). В своей выпускной квалификационной работе священник Дионисий Давыдов привел

10 См.: Николай Николаевич Черников, протоиерей // Воскресенский некрополь. [Электронный ресурс]. URL: https://voskr.mefodiy-kirill-hram.ru/imena/nikolaj-nikolaevich-chernikov (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана.

11 См.: Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 202. Л. 45.

12 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 347. Л. 30.

сведения из личного архива отца Георгия13, в которых, в частности, сообщалось о том, что Георгий Васильевич Молев поступил в Саратовскую семинарию в 1947 году и окончил ее 9 июня 1948 года экстерном; на следующий день он был рукоположен епископом Саратовским Борисом (Виком) в диаконы, а 22 июня того же года назначен в Саратовскую семинарию «воспитателем-надзирателем». 6 февраля 1949 года отец Георгий был рукоположен во иерея. В докладах уполномоченного Полубабкина информации об этом не обнаружено. Возможно, что такое срочное получение духовного образования и сана связано с секретной кампанией по отбору кандидатов для служения за границей, проводившейся Советом по делам Русской Православной Церкви летом 1948 года14. В итоге протоиерей Георгий Молев действительно побывал в командировке в Англии15 и послужил благочинным русских церквей в Германии, а также настоятелем Свято-Воскресенского собора в Берлине16. Тем не менее назвать Г. В. Молева выпускником Саратовской семинарии крайне затруднительно.

Со следующим ректором — архимандритом Феогностом — митрополит Григорий был знаком с 1942 года, когда тот приходил к нему с прошением о назначении на приход в Саратовской епархии17. Владыка Григорий хотел видеть его среди преподавателей будущей семинарии, но, уехав из Саратова, перевел и его в Ленинград. Архимандрит Феогност (Дерюгин Федор Александрович, 1887—1970) — выпускник СПбДС (1908), обучался в СПбДА (1909—1910, 1914), окончил историко-филологический факультет Варшавского университета, кандидат филологии, в 1947 году принял постриг и был рукоположен во иеродиакона, затем — во иеромонаха, доцент ЛДАиС (1947—1948)18. В октябре

13 См.: Давыдов Д., свящ. История Свято-Троицкой церкви пос. Высоково г. Нижнего Новгорода с XIV века до 1991 года. [Выпускная квалификационная работа.] Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. С. 133.

14 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 288. Л. 46.

15 См.: Поездка в Англию священника Русской Православной Церкви // ЖМП. 1956. № 12. С. 11.

16 См.: Молев Г., прот. Генеральному секретарю Христианско-Демократического Союза Германии — г-ну Г. Геттингу — Берлин. [Телеграмма] // ЖМП. 1958. № 1. С. 22.

17 См.: Молитва за Победу. Архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков): страницы военного дневника // Православие и современность. Саратовские епархиальные ведомости. 2010. № 14(30). С. 94-100.

18 См.: «В современных учебных заведениях им зажжена лампада знания перед алтарем Вечной Истины»: Документы по истории развития богословской науки в Ленинградской духовной академии в первые годы ее существования // Христианское чтение. 2016. № 4. С. 152.

1948 года митрополит Григорий «возвел иеромонаха Феогноста в сан архимандрита и вручил ему посох с речью о задачах его, как ректора семинарии [Саратовской]. 15 августа 1949 года уволен от должности ректора Саратовской семинарии "с причислением к братству Псково-Печерского монастыря впредь до могущего последовать нового назначения". В монастырь не прибыл, и 24 января 1950 года запрещен митрополитом Григорием в свя-щеннослужении "впредь до раскаяния и возвращения к месту назначения"»19.

Почти полгода обязанности ректора исполнял Д. Яхонтов, а следующим ректором стал протоиерей Иоанн Сокаль (1883—1965). Патриарх Алексий просил митрополита Григория направить отца Иоанна, приехавшего из-за границы в конце января 1950 года, на ректорское служение в МДА, сам же митрополит Григорий видел его на месте ректора в Ленинградской духовной академии (далее — ЛДА)20. Однако эти планы разбились о нежелание Совета принимать ученых-эмигрантов в крупных городах. Протоиерей Иоанн был назначен в Саратов 1 февраля 1950 года и служил ректором до конца июня 1953 года, обеспечив первые выпуски семинаристов. После Саратова он был ректором Минской и Одесской семинарий, в 1959 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий и был хиротонисан во епископа Смоленского и Дрогобужского21.

В 1945 году уполномоченный П. Полубабкин перечислял преподавателей, готовых занять свои места. Кроме выше упомянутых, в этот список вошли протоиерей Константин Иванович Верзин (1892—1962) — кандидат богословия, закончивший Ярославскую семинарию и СПбДА в 1916 году22 (по мнению уполномоченного, он мог заведовать курсами), и Ксенофонт Андрианович Беляев — кандидат богословия, закончивший Орловскую семинарию,

19 Александрова-Чукова Л.К. Деятельность Учебного Комитета Священного Синода в 1946—1955 гг: к 70-летию основания // Богословии. [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/4888315 (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана.

20 См.: Там же.

21 См.: Косик В.И. Иннокентий (Сокаль) // Православная энциклопедия. Т. XXIII. М., 2010. С. 23—24.

22 См.: Выпускники Санкт-Петербургской духовной академии. Верзин Константин Иванович // Официальный сайт СПбДА. [Электронный ресурс]. URL: https://spbda.ru/about/graduates/vypuskniki-sankt-peterburgskoj-duhovnoj-akademii/1916/verzin-konstantin-ivanovich (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана.

а затем — Казанскую духовную академию в 1914 году23. Однако в 1947 году в преподавательскую корпорацию они не вошли.

В 1947 году преподавателями стали: ректор протоиерей Николай Черников, преподававший катехизис; настоятель Духосошест-венского собора митрофорный протоиерей Серафим Антонович Казновецкий (1905-1952), священник с 1925 года, приехавший с Западной Украины и преподававший церковный устав и гомилетику; Д. Яхонтов — он был инспектором и преподавал исторические дисциплины и Конституцию СССР24. С. Победоносцев преподавал русский и церковнославянский языки, но в 1948 году умер, и его заменили на М. Н. Цветкова, окончившего духовную семинарию и философско-исторический институт25. Регент Троицкого собора Михаил Иванович Яковлев преподавал церковное пение.

Духовниками семинарии были протоиерей Константин Михайлович Соловьёв (1877-1953) — кандидат богословия, окончивший в 1917 году Казанскую духовную академию26, протоиерей Вячеслав Александрович Травинский (1857 — 1950)27 и игумен Иона (Николай Емельянович Васильченко; 1881 — 1951). Игумен Иона был также инспектором семинарии и настоятелем семинарской церкви во имя святителя Феодосия Черниговского28. Все они пострадали в 30-е годы, во время гонений на Церковь, и были осуждены по 58-й статье. В качестве духовника семинарии упоминался и протоиерей Константин Иванович Карчев-ский (1886— 1965)29 — кандидат богословия, преподававший в Московской семинарии в 1945 — 1949 годах и печатавшийся под псевдонимом «прот. К. Константинов», который также преподавал пастырское богословие, катехизис, литургику и Новый Завет30.

23 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 36. Л. 39-43.

24 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 202. Л. 38.

25 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 347. Л. 10.

26 См.: Руфимский А.В. Саратовский Серафим: Материалы к биографии протоиерея Константина Соловьёва (1877-1953) // Волга. 1998. № 2/3. С. 4-11.

27 См.: Александрова-Чукова Л.К. Архиепископ Григорий (Чуков) о Соборе епископов 1943 г. и ведущей роли патриарха Сергия в сохранении патриаршества и единства Русской Православной Церкви // Вестник церковной истории. 2023. № 1/2 (69/70). С. 137.

28 См.: Волкова Н.И. «От признательного игумена Ионы...» // Православная вера. 2010. № 19 (423).

29 См.: Протоиерей К.И. Карчевский. [Некролог] // ЖМП. 1965. № 6. С. 22-23.

30 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 655. Л. 72.

В 1948 году вместе с новым ректором архимандритом Фе-огностом из Ленинградской духовной академии был переведен Леонид Алексеевич Гринченко (1898 —?). С 1918-го — офицер 5-го гусарского Александрийского полка, с 1920-го — в эмиграции. Учился в Белградском университете (1923—1926). Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже со степенью кандидата богословия (1930). В 1930—1933 годах учился в Папском Восточном институте. В 1946—1947 годах читал лекции по каноническому праву в Свято-Сергиевском институте. Вернулся в СССР. В 1947 году преподавал каноническое право в ЛДА31, но по политическим мотивам был переведен в Саратов, где с конца 1948 года преподавал различные непрофильные для него предметы — психологию, латинский язык, Священное Писание Ветхого Завета. В 1950 году был арестован и осужден по 58-й статье32.

Кроме того, Московская Патриархия направила в семинарию преподавателя иностранных языков Николая Михайловича Рыга-лова (1884 — 1957), который закончил факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета, в 1910-м эмигрировал и жил в Париже33. Воспитателем и инспектором семинарии стал священник из поселка Аркадак Василий Михайлович Платонов (1899 — ?), бывший инженер, закончивший ленинградский политех, сын свя-щенномученика Михаила Платонова34. По информации уполномоченного, в первый класс семинарии было принято 16 учащихся35, постепенно их количество уменьшалось. К концу первого учебного года уполномоченный докладывал о тринадцати учащихся36. В таблице 1 (с 1-го по 13-й пункт) приведены краткие данные из учетных карточек, лично заполненных семинаристами первого набора (в примечаниях — отметки об участии в Великой Отечественной войне (ВОВ), пребывании в плену, наличии наград, судимости)37. Остальные попали на этот курс позже.

31 См.: Сорокин В., прот. Исповедник: Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чу-кова). СПб., 2005. С. 549-550.

32 См.: Тарнакин Н.А. Преподавание и преподаватели канонического права в первые годы существования Ленинградской духовной академии: к вопросу о преемственности // Вопросы теологии. 2023. Т. 5. № 2. С. 287-301.

33 См.: Кривошеина Н.А. Четыре трети нашей жизни: Воспоминания. М., 2017. С. 204, 208, 225.

34 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 202. Л. 47.

35 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 202. Л. 38.

36 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 347. Л. 30.

37 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 2. Д. 69. Л. 7-32.

Таблица 1.

№ ФИО г.р. обр. трудовой стаж здоровье примечание

1 Пахомов Григорий Андреевич 1917 нач с 1931 электромонтер слабое зрение ВОВ

2 Харченко Владимир Трофимович 1925 8 кл с 1946 чертежник инв. детства

3 Борковский Владимир Феликсович 1925 7 кл с 1945 рабочий ВОВ

4 Егоров Владимир Иванович 1924 10 кл с 1941 слесарь

5 Кулешов Всеволод Николаевич 1928 7 кл нет

6 Степчук Виктор Кузьмич 1922 7 кл 6 лет шофер ВОВ, судим.

7 Киреев Владимир Иванович 1923 техн. нет инв. 3-й гр. ВОВ, награды

8 Вилков Лаврентий Яковлевич 1910 сред. 18 лет электромеханик инв. 2-й гр. судим., ВОВ

9 Дмитриев Сергей Васильевич 1926 6 кл 2 года шофер награды

10 Мухин Иван Васильевич 1908 7 кл 15 лет стаж судим., ВОВ, плен, награды

11 Строев Георгий Михайлович 1928 8 кл с 1945 на ЖД

12 Василишин Иннокентий Михайлович 1930 8 кл нет

13 Бартенев Николай Алексеевич 1918 8 кл 1 год шофер ВОВ, награды

14 Рыбицкий Петр Николаевич 1928 8 кл нет

Продолжение таблицы 1.

№ ФИО г.р. обр. трудовой стаж здоровье примечание

15 Иеромонах Иоанн (Снычев) 1927 7 кл с 1946 диакон демоб. сост. здоровья ВОВ

16 Фоминичев Иоанн Федорович 1928 нет

17 Чумаченко Виктор Максимович 1927 7 кл нет инв. ВОВ

По результатам первого года обучения уполномоченный сообщал, что успешно освоили программу первого класса четверо (В. Киреев, В. Борковский, Л. Вилков и В. Егоров). Слабо усвоили курс Н. Бартенев и И. Василишин, которому к тому же снизили оценку за поведение, «за аморальный поступок»38. Иеромонах Иоанн (Снычев), воспитанник митрополита Мануила (Лемешевского), был направлен в семинарию епископом Борисом (Виком) весной 1948 года и после собеседования с ректором архимандритом Феогностом был зачислен сразу на второй курс39. И. Фоминичев и В. Чумаченко поступили на первый курс в 1948 году и учились отлично, за что в 1949—50 годы были переведены на один курс старше.

Благодаря воспоминаниям протоиерея Всеволода Кулешова можно восстановить портреты некоторых из его однокурсников: «Из семинаристов был очень дружен с Вилковым Лаврентием Яковлевичем, простой, хороший и добрый человек был. Фронтовик, у него были отморожены ступни ног — это на фронте. Он жил в Глебучевом овраге, и я все время ходил к нему в гости, беседовали обо всем на свете, а еще у него был дешевенький фотоаппарат, и мы очень увлекались фотосъемками. <...> А еще я тесно общался с Володей Егоровым, по батюшке как его, не помню. Мы с ним все время занимались, уроки вместе учили. <...> Библиотекарем был мой однокурсник Владимир Киреев, выпускник Ташкентского востоковедческого университе-

38 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 347. Л. 30.

39 См.: Иоанн (Снычев), митр. «Всех хочу обнять Христовою любовию»: По материалам дневников. М., 2019. С. 114-116.

та. Он был инвалид войны. <...> За одной партой я сидел с Иоанном Снычевым, я любил шутки, розыгрыши — а он сдерживал меня. <...> Иоанн Фоминичев был архиерейским иподиаконом. Совмещал учебу с работой сторожа в архиерейском доме»40.

В начале 1949 года произошло событие, известное как «Саратовская купель»41, в результате которого Саратовская епархия была передана под управление архиепископа Филиппа (Ставицкого). Митрополит Иоанн (Снычев) вспоминал о его приезде так: «В его речи было столько отеческой любви, что я невольно от умиления заплакал. Епископ Борис казался мне далеким и чуждым архиереем, а этот — близким и родным. В нем я увидел какие-то общие черты с моим старцем-епископом [митрополитом Мануилом (Лемешевским)]. В глубине своего сердца я благодарил Господа, что Он назначил в Саратов такого архиерея»42.

В 1950 году, после прихода нового ректора — протоиерея Иоанна Сокаля, произошли изменения и в составе преподавательской корпорации. Преподавателем нравственного, общего и сравнительного богословия, а также русского языка был приглашен Дмитрий Федорович Котов (1887—1958), который закончил Одесскую семинарию и СПбДА в 1913 году со степенью кандидата (магистранта) богословия, а также Ленинградский историко-археологический институт. С 1930 года Д. Котов жил в Одессе и в оккупации преподавал в духовной семинарии, в 1944 году был осужден и отбывал наказание до 1949 года. Уполномоченный П. Полубабкин добавлял, что Дмитрий Котов был очень близок по убеждениям к архиепископу Филиппу, и поэтому архиерей долго боролся за него: когда у Дмитрия Федоровича возникли проблемы с пропиской, владыка помог ему прописаться в соседнем городе Энгельсе. Несмотря на это П. Полубабкин настоял на отстранении этого преподавателя от проведения занятий43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также в это время в семинарии начали преподавать новые выпускники возобновивших деятельность духовных академий. Преподавателем

40 Кулешов В., прот. Мы помогали друг другу, чем могли // Православие и современность. Саратовские епархиальные ведомости. 2010. № 16(32). С. 122.

41 «Саратовская купель» — название фельетона, напечатанного в газете «Правда» № 50 от 19.02.1949 по указанию И.В. Сталина. Поводом к фельетону стало массовое купание верующих Саратова в Волге на праздник Крещения 19 января 1949 года. Результатом публикации стало очередное наступление государственных властей на Церковь, выразившееся, в частности, в запрете крестных ходов и во многих других ограничениях.

42 Иоанн (Снычев), митр. Указ. соч. С. 117.

43 См.: Козлов И.И. Саратовская православная духовная семинария с 1947 по 1961 год // Труды Саратовской православной духовной семинарии: Сборник. Вып. IX. Саратов, 2015. С. 312.

Ветхого Завета с 1950 года стал протоиерей Николай Павлович Иванов (1904-1990): с 1931 по 1933 год он учился в МГУ, а в 1950 году окончил с отличием МДА со степенью кандидата богословия44. Другим новым преподавателем стал С. П. Сергиевский, 1912 года рождения, окончил Барнаульский педагогический институт, преподавал русский язык в школах Ленинграда во время блокады, в 1950 году окончил ЛДА45. П. Полубабкин докладывал о впечатлении ректора от новых сотрудников, в частности, о том, что С. Сергиевский терял свой авторитет, так как студенты литургику знали лучше и поправляли его. Н. Иванова ректор характеризовал, по словам П. Полубабкина, как человека грубого и просил заменить обоих46. Вместо М. И. Яковлева церковное пение к тому времени преподавал новый регент левого хора Троицкого собора К. В. Шрамков.

В 1951 году воспитателями в семинарию пришли новые преподаватели из МДА: иеромонах Сергий (Петров) (1924-1990), кандидат богословия, ставший позже митрополитом Одесским и Херсонским, преподававший литургику и обличительное богословие, — и печально известный Евграф Каленьевич Дулуман (1928-2013), преподававший нравственное и основное богословие47. В 1952 году свое служение в Саратовской семинарии начал, в роли инспектора, иеромонах Антоний (Мельников) (1924-1986), кандидат богословия, закончивший МДА в 1950 году, ставший позже митрополитом Ленинградским и Новгородским, — он преподавал догматическое богословие и катехизис. Основное и нравственное богословие, а также русский язык начал преподавать Игорь Иванович Колобов (1924 —?), окончивший в оккупации в 1943 году пастырские курсы при Свято-Успенской По-чаевской лавре, МДС — в 1948 году — и МДА — в 1952 году48.

Об образе жизни в семинарии уполномоченный докладывал: «Инспектор всегда с воспитанниками, за завтраком учащиеся четвертого класса читают проповеди, за обедом читаются жития святых, за ужином образцы проповедей (митрополита Филарета), также проводится индивидуальная работа — беседы с ректором и инспектором»49. Бы-

44 См.: Иванов Николай Павлович // Православная энциклопедия. Т. XX. М., 2010. С. 655-656.

45 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 655. Л. 72.

46 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 782. Л. 6-7.

47 См.: Там же. Л. 32.

48 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 912. Л. 35.

49 Там же. Л. 31.

товые условия он охарактеризовал как хорошие, отмечая, что в общежитии имеется радио, а также газеты «Правда», «Известия», «Коммунист» и журналы «Огонек», «Большевик», «Спутник агитатора», «Вокруг света»50. При этом, согласно его докладу, в семинарии мало книг и учебных пособий (однако в библиотеку было куплено книг на 18 тысяч рублей), учебники перепечатывали на пишущей машинке, наглядные пособия покупали в магазине или делали сами51.

Культмассовая работа в духовной школе включала в себя лекции на темы «Коммунизм и религиозная мораль», «Происхождение и сущность христианства», «О СССР», «История Саратова» и концерт «Сталин в музыке, поэзии и прозе». В семинарии проходили торжественные собрания в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, в День Сталинской Конституции, в день рождения Сталина и день смерти Ленина, в День Советской армии, на Первое Мая и на День Победы. Семинаристы побывали на просмотре кинофильмов «Великий гражданин», «Ленин в октябре», «Человек с ружьем», «Сталинградская битва», посетили театральные постановки «На той стороне», «Лес», «Машенька», «Поздняя любовь», а также оперы «Борис Годунов» и «Мазепа»52. Были организованы групповые посещения лектория (лекции о международной обстановке), музеев, планетария и выставок. Все учащиеся подписались на госзаем в размере стипендии и выплатили его без задержки53. П. Полубабкин докладывал: «Культурно-массовая работа ведется по инициативе Яхонтова, с разрешения архиепископа Филиппа, без участия уполномоченного, в том числе и в горпарткабинете»54.

Уполномоченный Совета по Астраханской области П. В. Кулемин докладывал в Совет об архиепископе Филиппе: «.внешне настроен патриотично, а по содержанию проскальзывает недовольство политикой Патриарха Алексия (Патриарх робко ставит вопросы об отделении церкви от государства и школы от церкви). Всякое выступление в печати о РПЦ использует в своих рассуждениях о том, что грани между государством и церковью должны быть стерты»55. Очевидно,

50 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 782. Л. 8.

51 См.: Там же. Л. 54.

52 См.: Там же. Л. 48.

53 См.: Там же. Л. 55, 56.

54 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 655. Л. 7.

55 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 41. Л. 112.

что архиепископ Филипп, формируя уклад Саратовской семинарии, как раз и пытался «стереть грани» между Церковью и государством. Это была его попытка преодолеть «парадоксальность бытия духовной школы в безбожном и богоборческом советском государстве»56, попытка не отрывать семинаристов от общества, а интегрировать их — как будущих священников — в культурный контекст эпохи. В свою очередь, ректор протоиерей Иоанн Сокаль смог вселить в своих воспитанников дух стремления к научной деятельности, в том числе и своим собственным примером, работая над диссертацией и защитив ее. В феврале 1951 года Советом ЛДА отец Иоанн был удостоен степени магистра богословия.

К 1950 году Саратовская семинария оформилась полностью, были сформированы все четыре класса. На начало учебного года в ней было 56 учащихся: в 4 классе — 10 человек, в 3 классе — 18 человек, во 2 классе — 16 человек, в 1 классе — 12 человек. 10 учащихся были младше двадцати лет, 46 — младше тридцати, двое — старше тридцати. Половина семинаристов до поступления были учащимися школы.

Начали определяться и дальнейшие судьбы выпускников. Некоторые из них соблазнялись возможностью быстрого рукоположения — до окончания учебы — и начала священнического служения без возвращения к ней. П. Полубабкин писал о нескольких случаях, когда семинаристы с разных курсов не возвращались после каникул, приняв священнический сан. Особенно часто при этом упоминалась Ростовская епархия. Так поступил, в частности, Виктор Кузьмич Степ-чук (1922 —?). «Из рабочих. Работал в Петровске Саратовской обл. (1939-1947), Саратовская ДС (1947-1949). Служил в Ростовской обл. (1949-1952), в Успенской церкви Богородицка (1953), в с. Па-нино Дедиловского р-на (1954), в Покровской церкви с. Новоселеб-ное Болоховского р-на (1954), настоятель Иоанно-Предтеченского храма в пос. Епифань (1956), настоятель Никольской церкви в с. Ка-рачева Дубенского р-на (с 1957), в с. Дубики (1959) и др. Несколько раз увольняли за штат, но по просьбам восстанавливали. Публично, через газету, отрекся от церкви (1962)»57.

56 Сухова Н.Ю. Духовная школа при безбожной власти: компромисс или свидетельство? (Возрождение Духовной школы в России в 1940— 1950-е годы) // Религиозное образование в России и в Европе в XX веке: исторический опыт и передача ценностей. М., 2019. С. 39.

57 Тульский синодик. Тула, 2009. С. 579.

Судя по всему, Степчук был рукоположен епископом Сергием (Лариным; 1908—1967) и после назначения епископа Сергия в Тулу в 1952 году перебрался в его епархию. Уполномоченный по Тульской области Н. Н. Князев сообщил, что после назначения в Тульскую епархию, в конце 1961 года, епископ Алексий (Коноплев; 1910—1988) объезжал приходы и служил в январе 1962 года в Казанской церкви села Дубики. После этого несколько священников были уволены из епархии за нелегальное приобретение и продажу свечей. Степчук оказался под запрещением и был лишен сана. В 1962 году он устроился работать кладовщиком на оружейный завод и неоднократно выступал на «вечерах вопросов и ответов для верующих и неверующих». С ним выступали бывший священник Козырев, окончивший ЛДА58, и бывший иподиакон и секретарь епископа Сергия (Ларина) А. И. Дыриков59.

П. В. Полубабкин писал о трех кандидатах на продолжение обучения в духовных академиях, это были семинаристы Иоанн Снычев, Виктор Чумаченко и Владимир Киреев. Что касается последнего, нужно сказать, что его образовательная траектория была достаточно сложной и нашла подробное отражение в докладах уполномоченного. После школы В. Киреев окончил Ирригационно-землеустроительный техникум Самарканда (1938—1940), отучился один год в педагогическом институте (1940—1941), один год — в Среднеазиатском госуниверситете Ташкента (1941 — 1942), в Бухаре окончил трехмесячные курсы Подольского артиллерийского училища, лейтенантом защищал Сталинград, брал Прагу, трижды лежал в госпиталях. Инвалид ВОВ 3-й группы. Был награжден орденом Красной Звезды и медалями.

П. В. Полубабкин часто писал о В. Кирееве как о студенте успешном, но испытывающем моральные переживания и подверженном шатаниям. Уполномоченный докладывал то о его жалобах на ректора протоиерея Николая Черникова, то о желании перевестись в Саратовский университет или уйти по собственному желанию, то о желании поступать в духовную академию. Однако закончилась эта история очень некрасиво, как докладывал П. Полубабкин «по анонимному письму Киреева»60. По окончании семинарии В. Киреев был недоволен

58 Возможно, Михаил Павлович Козырев, окончивший ЛДА в 1955 году.

59 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 2082. Л. 11, 23.

60 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 782. Л. 5.

своими оценками и для поступления в академию попросил ректора, к тому времени уже протоиерея Иоанна Сокаля, исправить три тройки на четверки. Получив отказ, он на семинарской машинке отпечатал доносы на ректора и отправил их в Управление делами СМ РСФСР, Прокуратуру СССР, Прокуратуру РСФСР, редакции газет «Правда» и «Известия», а также в Совет по делам Русской Православной Церкви. Подписи под письмами стояли разные («Смирнов И. В.», «Смирнов Д. Ф.», «Ивановский А. Ф.»). Ректор семинарии обвинялся в хозяйственных нарушениях по девяти пунктам, например, в откорме трех боровов, забое их помимо бойни и несдаче шкур государству. Дело дошло до статьи в «Правде»61.

В начале 1952 года в семинарии прошла ревизия, возглавляемая протопресвитером Николаем Федоровичем Колчицким. Прочитав отчет о ревизии, Патриарх Алексий написал в резолюции: «.приятно усмотреть хорошую постановку учебно-воспитательного дела, а также и хозяйственной части. Считаю приятным долгом выразить виновнику этого благоустроения и прежде всего ректору протоиерею Иоанну Сокалю, а затем и его сотрудникам по учебно-воспитательной работе благодарность и призвать благословение Божие на дальнейшие их труды»62. Уполномоченный писал: «Думаю, эта похвала не в меру. Думали, что будет вторая "Саратовская купель"»63.

Однако один отрицательный эффект от доносов В. Киреева был. Архиепископ Филипп назвал его «немирствиями», об отголосках которых в июне 1953 года писал протопресвитеру Николаю Колчицкому архиепископ Гурий (Егоров)64. Уполномоченный докладывал: «После патриаршего благословения в семинарии началась междоусобица. Сокаль ополчился на Яхонтова, так как тот сообщал комиссии обо всех недостатках. Сокаль, Рыгалов, Петров и Дулуман были против Яхонтова и других, а архиепископ Филипп поддержал Яхонтова»65. Уполномоченный П. Полубабкин в результате этой ревизии совершенно запутался в отношениях внутри преподавательской корпора-

61 См.: Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров — Совете Министров СССР 1945-1970 гг.: В 2 т. Т. 1: 1943-1963. М., 2009. С. 627-629.

62 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 912. Л. 7.

63 Там же. Л. 6.

64 См.: Павлов Д.В. «До смерти я буду призывать вас к молитве»: Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова). М., 2021. С. 564.

65 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 912. Л. 7.

ции. Возможно, причиной этого была психологическая игра, которую, принимая во внимание особенности личности уполномоченного, вели с П. В. Полубабкиным архиепископ Филипп и Д. Яхонтов; последнего уполномоченный называл «надежным советским человеком» и «марксистом»66. Много позже уже следующий уполномоченный, В. Ф. Филиппов, вскрыл эту игру и, развенчав образ «марксиста Яхонтова», показал Совету его, как выразился уполномоченный, истинное лицо «изощренного иезуита»67.

Конечным результатом работы семинарии — преподавателей, ректоров и преосвященных — естественно, были священники. В ноябре 1950 года уполномоченный по Астраханской области сообщал в Совет, что «на праздник Покрова в Покровском соборе было 1,5—1,8 тысяч человек. В праздник Сергия Радонежского архиепископ Филипп обычно ездил в Троице-Сергиеву Лавру, а теперь привез в Астрахань икону и отличников Саратовской семинарии. Участие в службе восьми молодых священников (20—25 лет) вызвало особый эффект, также присутствовали ректор протоиерей Сокаль и еще один преподаватель. При путешествии на пароходе семинаристы удивляли пассажиров исполнением своих религиозных обрядов — утренних и вечерних молитв»68.

О результатах учебы можно судить по рейтинговому списку семинаристов за третий курс69, приведенному в таблице 2.

Таблица 2.

№ ФИО 5 4 3 общая

1 Иеромонах Иоанн (Снычев) 13 1 — отлично с наградой

2 Чумаченко Виктор Максимович 11 3 — отлично с наградой

3 Фоминичев Иоанн Федорович 9 5 — отлично с наградой

4 Строев Георгий Михайлович 3 11 — весьма хорошо

5 Егоров Владимир Иванович 5 6 3 хорошо

66 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 782. Л. 60.

67 См.: Козлов И.И. Саратовская православная духовная семинария с 1947 по 1961 год...

68 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 626. Л. 3-4.

69 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 655. Л. 24-25.

Продолжение таблицы 2.

№ ФИО 5 4 3 общая

6 Киреев Владимир Иванович 4 7 3 хорошо

7 Вилков Лаврентий Яковлевич 2 8 4 хорошо

8 Борковский Владимир Феликсович 4 3 7 хорошо

9 Мухин Иван Васильевич - 3 11 хорошо

10 Рыбицкий Петр Николаевич 1 1 12 хорошо

11 Кулешов Всеволод Николаевич - 2 12 хорошо

Иеромонах Иоанн (Снычев) закончил ЛДА в 1955 году со степенью кандидата богословия, в 1959 — 60 учебном году был инспектором и преподавателем гомилетики, сравнительного богословия и Ветхого Завета в Саратовской семинарии, в 1965 году был хиротонисан во епископа, в 1966 году получил степень магистра богословия, в 1988 году — доктора церковной истории, скончался в 1995 году, будучи митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Еще один воспитанник митрополита Мануила (Лемешевско-го) — Георгий Строев — закончил ЛДА в 1955 году со степенью кандидата богословия и был рукоположен в сан священника в Краснодарской епархии архиепископом Борисом (Виком)70. В 1970 году протоиерей Георгий Строев, настоятель церкви святых бессребреников Космы и Дамиана в поселке Болшево Московской епархии, был награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени. Скончался в 1997 году71.

Виктор Чумаченко закончил МДА в 1955 году со степенью кандидата богословия, защитив работу «Свято-Троицкая-Сергиева Лавра за 600 лет своего существования»72. «Чумаченко был оставлен в МДА регентом, несмотря на поданное им по завершении обучения прошение о направлении его регентом в один из московских храмов или преподавателем пения в какую-либо семинарию. По воспоминаниям современников, хор под управлением В. М. Чумаченко пел

70 См.: Бабич А. Архиепископ Борис (Вик) на Кубани. 1954—1956 гг. // Проза.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2017/07/14/757 (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана.

71 См.: Синодик кавалеров ордена святого князя Владимира. Князь-Владимирский собор. СПб., 2015. С. 75.

72 См.: Феофилакт (Моисеев), игум. Московская духовная академия и Троице-Сергиева Лавра // Богословские труды. 1989. № 29. С. 259.

замечательно»73. Очень тепло вспоминал о нем его однокурсник — профессор Константин Ефимович Скурат: «Виктор Чумаченко, которого мы всегда видим в святой Лавре,— он всегда сидит в своей инвалидной колясочке, всё видит, всех знает и знает все новости, ибо к его доброте (хочется сказать — святости) текут люди и несут ему вести со всех сторон»74. В. М. Чумаченко скончался в 2005 году.

Иоанн Фоминичев закончил МДА в 1955 году со степенью кандидата богословия и служил в 50-е годы священником в церкви Никиты мученика в селе Кабаново Орехово-Зуевского района Московской области75. В 60-е годы служил в Пантелеимоновском молитвенном доме поселка Глубокого Ростовской области. В 1971 году протоиерей Иоанн Федорович Фоминичев был назначен на должность настоятеля Покровского молитвенного дома города Шахты Ростовской области. В ноябре 1971 года был переведен на место второго священника Вознесенского собора города Новочеркасска76. Последним местом служения отца Иоанна стала церковь апостолов Петра и Павла на хуторе Богураев в Ростовской области. Скончался батюшка в 1999 году77.

Недалеко от села Кабаново, где в 50-е годы служил отец Иоанн Фо-миничев, в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Старый Покров Орехово-Зуевского района Московской области, с 1952 по 1957 год служил настоятелем священник Петр Николаевич Рыбицкий. Он родился на Украине, в Каменец-Подольской области, Словутском районе, селе Цветохи. Окончил восемь классов и поступил в Саратовскую семинарию, которую закончил в 1951 году, работал на электростанции в городе Шепетовке. В 1952 году венчался в городе Зарайске, в том же году рукоположен во священника, назначен настоятелем упомянутого Покровского храма. В послужном списке приведена характеристика отца Петра: «Поведения отличного,

73 Садикова Е.Н. Богослужебно-певческое искусство русского зарубежья (Германия 1940—60-х годов): дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2018. С. 241.

74 Скурат К.Е. Воспоминания. Труды по Патрологии (I—V века). М., 2006. С. 55.

75 См.: Кабаново. Церковь Никиты мученика // Соборы.ру: Народный каталог православной архитектуры. [Электронный ресурс]. URL: https://sobory.ru/article/?object=02464 (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана.

76 См.: Клир Покровской церкви г. Шахты // Православный приход храма Покрова Пресвятой Богородтицы г. Шахты. [Электронный ресурс]. URL: http://pokrov-shakhty.prihod.ru/o_prikhode/view/id/1131912 (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана.

77 См.: Маркова Т. В память И.Ф. Фоминичева — священника, протоиерея, отца Иоанна, Батюшки // Ка-литва.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kalitva.ru/133745-v-pamyat-if-fominicheva-svyashhennika-protoiereya.html (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана.

к пастырским обязанностям относится с любовью и усердием. Заботится об украшении храма и умело ведет церковное хозяйство»78. Позже священник Петр Рыбицкий был переведен в село Нестерово, расположенное неподалеку.

Протоиерей Всеволод Кулешов, один из выпускников первого набора, рассказывал о дальнейшей судьбе некоторых своих одноклассников: «Владимир Егоров. Вот он не стал священником. Окончил академию [ЛДА в 1957 году], и его прислали сюда уже инспектором семинарии нашей Саратовской. Он какой-то отрезок времени проработал и умер, в 51 год [1975]. Инфаркт. <...> Когда я закончил семинарию, мест в Саратове не было, один только Петр Борковский из нашего выпуска сумел как-то остаться в Саратове, в единственном действующем Троицком соборе»79.

Не совсем ясно, как произошло изменение имени священника Борковского. П. Полубабкин сообщал о регистрации Владимира Феликсовича Борковского священником Духосошественского собора Сарато-ва80, однако прихожане саратовских храмов помнят его, прослужившего Церкви более тридцати лет, как Петра. В день его смерти в 1991 году епископ Кировоградский и Николаевский Василий (Васильцев) прислал телеграмму со словами соболезнования, где есть такие строки: «Долгие годы совместного служения в Саратовском кафедральном соборе оставили в моем сердце глубокую память о покойном как о порядочном и образцовом священнослужителе Русской Православной Церкви.»81.

Протоиерей Всеволод Кулешов был рукоположен во иерея в 1952 году, прожил долгую жизнь, священствовав без малого 70 лет, снискав добрую память и любовь прихожан. В 2001 году отец Всеволод был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, в 2018 году — медалью Саратовской митрополии «Спас Нерукотворный» III степени.

В 1951 году настоятелем в город Дубовку был направлен Лаврентий Яковлевич Вилков, рукоположенный архиепископом Филиппом в сентябре 1951 года. По сообщению уполномоченного по Сталин-

78 Храм Покрова Богородицы. [Электронный ресурс]. URL: http://stpokrov.ru/istori.html (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана.

79 Кулешов В., прот. Жизнь как чудо // Саратовская панорама. 2015. № 41(1020).

80 См.: ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 1152. Л. 15.

81 Гришанина О.В. За Отечество, за веру // Православное Поволжье: Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии. [Электронный ресурс]. URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/za-otechestvo-za-veru (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана.

градской области Косицына, отец Лаврентий Вилков был нервнобольным и в церковной деятельности развит не был, авторитета у прихожан не имел82. Очевидно, эти сведения Косицын получил от какого-то недоброжелателя священника.

Интересно, как в дальнейшем изменялось мнение уполномоченного об этом клирике. В докладе за второе полугодие 1953 года уполномоченный сообщал, что иерей Лаврентий заочно учился в ЛДА, был очень активен в укреплении Церкви, каждую службу проповедовал, собрал платный хор, раздавал материальную помощь, провел внутренний и внешний ремонт храма, отреставрировал росписи, починил ограду, колодец. Верующие говорили, что он «хороший хозяйственник и проповедник». Церковные службы продолжались по три-четыре часа. На некоторые праздники настоятель бесплатно раздавал свечи. Иногда он не выпускал людей из церкви до окончания службы. В декабре 1953 года настоятель готовил прихожан к Рождеству Христову: «Люди придут из сел на ночную службу, их надо обогреть, но не позволять ненужных разговоров. Надо будет дежурить кому-то из 20-ки. Можно тихо петь тропарь и кондак, но без толкования текстов. Во время службы не давать громогласно петь тем, кто не знает текста, это не "рев-нительность", а издевательство над религиозными чувствами»83. За церковные деньги (1350 рублей) настоятелю купили пишущую машинку для учебы в ЛДА.

В 1954 году Косицын дополнил информацию об отце Лаврентии: «Вилков Л. Я. живет как монах, проповедует с моралью. Церковное хозяйство растет, сам принимает личное трудовое участие, реставрировал божественную живопись, сделал две пары венцов, подсвечники, киоты. Для малоимущих требы совершает дешево, нуждающимся раздает свое вознаграждение. Посещаемость растет, доход тоже. В 1950 году — 82 тысячи рублей, а в 1953—205 тысяч рублей. В 20-ке 50 человек, да еще 15 активистов ходят и агитируют креститься. Епископ Сергий (Ларин) хотел его перевести в Казанскую церковь Сталинграда, но верующие запротестовали»84. Интересна при этом трансформация взгляда на монашество и благотворительность

82 См.: Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. Р6284. Оп. 2. Д. 19. Л. 9.

83 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 1155. Л. 19.

84 Там же. Л. 58.

у самого уполномоченного. Совсем незадолго до этого момента он отзывался о монахах гораздо резче и непримиримее.

Единственным из первого выпуска, не послужившим Церкви, был уже упомянутый нами в связи с историей о доносах Владимир Ки-реев85. Протоиерей Всеволод Кулешов вспоминал, что несколько раз встречал его в Саратове на Московской улице — «вроде бы он чинил велосипеды»86.

Саратовская семинария во второй период своего существования, задуманная архиепископом Григорием (Чуковым), открытая епископом Борисом (Виком) и сформированная трудами архиепископа Филиппа (Ставицкого), к 1951 году стала действенным источником священнических кадров для Русской Православной Церкви и была органично встроена в систему духовного образования. Учащиеся на примере своих преподавателей, окончивших Московскую и Ленинградскую духовные академии, во главе с ректором протоиереем Иоанном Сокалем, защитившим в этот период докторскую диссертацию, видели необходимость и возможность повышения уровня своего богословского образования. Лучшие пять из первых десяти выпускников в итоге окончили духовные академии, двое из них послужили преподавателями в своей родной семинарии, один стал архиереем. Обучение в семинарии давало учащимся разносторонние знания и опыт от педагогов старой, дореволюционной школы, а также духовное воспитание, построенное на восприятии опыта монашеской жизни в условиях тяжелейших репрессий со стороны советского государства. Примером в этом для семинаристов был архиепископ Филипп (Ставицкий) и претерпевшие аресты и ссылки преподаватели и духовники семинарии. Как овцы среди волков, должны были служить выпускники духовных учебных заведений в богоборческом государстве, им предстояло преодолеть разлом между Церковью и государством в сознании своей паствы, поэтому они должны были быть мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10:16). Учащиеся были максимально проинформированы о культурной и политической жизни граждан безбожного государства, в котором им предстояло нести свое служение,

85 Во избежание путаницы следует уточнить, что в докладе за 1-й квартал 1951 года уполномоченный П.В. Полубабкин сообщал о переводе В. Киреева из Ленинградской семинарии на 3-й курс Саратовской семинарии. Видимо, это другой человек — Василий Киреев (1927—1952), не успевший закончить обучение и похороненный на Воскресенском кладбище Саратова.

86 Кулешов В., прот. Мы помогали...

и могли слушать и говорить на понятном этим людям языке. Примеры служения первых выпускников семинарии говорят о жизнеспособности идеи духовного образования, которая синтезировала монашеские традиции и советскую культуру того времени и которая была положена в основу возрожденной Саратовской духовной семинарии архиепископом Астраханским и Саратовским Филиппом (Ставицким).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами и приложениями. М.: Эксмо, 2018. 1296 с.

2. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819— 1920-е гг.: Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА: В 4 т. Т. 2: К—П / Сост. В. И. Ульяновский. Киев: Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2015. 624 с.

3. Государственный архив Волгоградской области Ф. Р6284. Оп. 2. Д. 2, Д. 19.

4. Государственный архив Российской Федерации Ф. Р6991. Оп. 1. Д. 36, Д. 41, Д. 202, Д. 288, Д. 347, Д. 626, Д. 655, Д. 782, Д. 912, Д. 1152, Д. 1155, Д. 2082, Оп. 2. Д. 69.

5. Молев Г., благ. Генеральному секретарю Христианско-Демократического Союза Германии — г-ну Г. Геттингу — Берлин // ЖМП. 1958. № 1. С. 22.

6. Молитва за Победу. Архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков): страницы военного дневника // Православие и современность. Саратовские епархиальные ведомости. 2010. № 14 (30). С. 94—100.

7. Журнал для регистрации поучений, произнесенных членами студенческого проповеднического кружка проповеднического отдела Пастырско- просветительского братства при МДА в Ильинской церкви // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) Ф. 172. К. 476. Е. 8.

8. Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров — Совете Министров СССР 1945—1970 гг.: В 2 т. Т. 1: 1943—1963 гг. М.: РОС-СПЭН, 2009. 847 с.

9. Поездка в Англию священника Русской Православной Церкви // ЖМП. 1956. № 12. С. 11.

10. Протоиерей К. И. Карчевский. [Некролог] // ЖМП. 1965. № 6. С. 22-23.

11. Синодик кавалеров ордена святого князя Владимира. Князь-Владимирский собор. СПб.: МКС, 2015. 616 с.

12. Тульский синодик. Тула: Гриф и К, 2009. 648 с.

Литература

13. «В современных учебных заведениях им зажжена лампада знания перед алтарем Вечной Истины»: Документы по истории развития богословской науки в Ленинградской духовной академии в первые годы ее существования / Вступ. статья, публ. и примеч. Д. А. Карпука // Христианское чтение. 2016. № 4. С. 110-156.

14. Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о Соборе епископов 1943 г. и ведущей роли патриарха Сергия в сохранении патриаршества и единства Русской Православной Церкви // Вестник церковной истории. 2023. № 1/2 (69/70). С. 86-146.

15. Александрова-Чукова Л. К. Деятельность Учебного Комитета Священного Синода в 1946-1955 гг: к 70-летию основания // Богослов.Ru. [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/ article/4888315 (дата обращения: 30.06.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.

16. Бабич А. Архиепископ Борис (Вик) на Кубани. 1954-1956 гг. // Проза.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2017/ 07/14/757 (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.

17. Волкова Н. И. «От признательного игумена Ионы.» // Православная вера. 2010. № 19 (423).

18. Выпускники Санкт-Петербургской духовной академии. Верзин Константин Иванович // Официальный сайт СПбДА. [Электронный ресурс]. URL: https://spbda.ru/about/graduates/vypuskniki-sankt-peterburgskoj-duhovnoj-akademii/1916/verzin-konstantin-ivanovich (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.

19. Гришанина О. В. За Отечество, за веру // Православное Поволжье: Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии. [Электронный ресурс]. URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/za-otechestvo-za-veru (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.

20. Давыдов Д., свящ. История Свято-Троицкой церкви пос. Высоково г. Нижнего Новгорода с XIV века до 1991 года. [Выпускная квалификационная работа.] Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария. 2019. 165 с.

21. Иванов Николай Павлович // Православная энциклопедия / Под общ. ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. XX. М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2010. С. 655—656.

22. Иоанн (Снычев), митр. «Всех хочу обнять Христовою любовию»: По материалам дневников / Под ред. А. А. Власовой. М.: Синопсис; Русский Хронографъ, 2019. 784 с.

23. Кабаново. Церковь Никиты мученика // Соборы.ру: Народный каталог православной архитектуры. [Электронный ресурс]. URL: https://sobory.ru/article/?object=02464 (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.

24. Клир Покровской церкви г. Шахты // Православный приход храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Шахты. [Электронный ресурс]. URL: http://pokrov-shakhty.prihod.ru/o_prikhode/view/id/1131912 (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.

25. Козлов И. И. Саратовская православная духовная семинария с 1947 по 1961 год // Труды Саратовской православной духовной семинарии: Сборник. Вып. IX. Саратов, 2015. С. 302—340.

26. Козлов И. И. Возрождение духовного образования в СССР в 1943—1947 годах // Труды Саратовской православной духовной семинарии: Сборник. Вып. XI. Саратов, 2017. С. 148—158.

27. Косик В. И. Иннокентий (Сокаль) // Православная энциклопедия / Под общ. ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. XXIII. М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2010. С. 23-24.

28. Краснощеков К. Е., свящ. Вместо предисловия. Из истории Саратовской православной духовной семинарии // Труды Саратовской православной духовной семинарии: Сборник. Вып. II. Саратов, 2008. С. 3-44.

29. Кривошеина Н. А. Четыре трети нашей жизни: Воспоминания / Подгот. текста и биогр. справки Н. И. и К. И. Кривошеиных; по-слесл. И. А. и Н. И. Кривошеиных. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский путь, 2017. 360 с.

30. Кулешов В., прот. Жизнь как чудо / Подгот. С. Попенко // Саратовская панорама. 2015. № 41 (1020).

31. Кулешов В., прот. Мы помогали друг другу, чем могли / Под-гот. Н. Волкова // Православие и современность: Саратовские епархиальные ведомости. 2010. № 16 (32). С. 120-123.

32. Маркова Т. В память И. Ф. Фоминичева — священника, протоиерея, отца Иоанна, Батюшки // Калитва.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kalitva.ru/133745-v-pamyat-if-fominicheva-svyashhennika-protoiereya.html (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.

33. Мраморнов А. И. Духовная семинария России начала XX века: кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах). Саратов: Научная книга, 2007. 436 с.

34. Николай Николаевич Черников, протоиерей // Воскресенский некрополь. [Электронный ресурс]. URL: https://voskr.mefodiy-kirill-hram.ru/imena/nikolaj-nikolaevich-chernikov (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.

35. Павлов Д. В. «До смерти я буду призывать вас к молитве»: Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова). М.: ПСТГУ, 2021. 1248 с.

36. Руфимский А. В. Саратовский Серафим: Материалы к биографии протоиерея Константина Соловьёва (1877-1953) // Волга. 1998. № 2/3. С. 4-11.

37. Садикова Е. Н. Богослужебно-певческое искусство русского зарубежья (Германия 1940-60-х годов): дис. ... канд. искуствоведения: 17.00.02. М., 2018. 370 с.

38. Скурат К. Е. Воспоминания. Труды по Патрологии (I-V века). Яхрома: Троицкий собор г. Яхрома, 2006. 568 с.

39. Сорокин В., прот. Исповедник: Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб.: Князь-Владимирский собор, 2005. 736 с.

40. Сухова Н. Ю. Духовная школа при безбожной власти: компромисс или свидетельство? (Возрождение Духовной школы в России в 1940— 1950-е годы) // Религиозное образование в России и в Европе в ХХ веке: исторический опыт и передача ценностей. М.: ИВИ РАН, 2019. С. 7-39.

41. Тарнакин Н. А. Преподавание и преподаватели канонического права в первые годы существования Ленинградской духовной академии: к вопросу о преемственности // Вопросы теологии. 2023. Т. 5. № 2. С. 287-301.

42. Феофилакт (Моисеев), игум. Московская духовная академия и Троице-Сергиева Лавра // Богословские труды. 1989. № 29. С. 254-259.

43. Храм Покрова Богородицы. [Электронный ресурс]. URL: http://stpokrov.ru/istori.html (дата обращения: 30.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.

Статья поступила в редакцию 26.10.2023, одобрена после рецензирования 30.01.2024, принята к публикации 12.03.2024.

Article

UDC 27-75(470.44)|1947/1951|(09+093)+929

For citation:

Bartenev G. Pervyy vypusk vozrozhdennoy Saratovskoy dukhovnoy seminarii 1947-1951 gody: nachal'stvuyushchiye, uchashchiye i uchashchiyesya [The first graduates of the revived Saratov Theological Seminary 1947-1951] // Trudy Saratovskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii. [Proceedings of the Saratov Orthodox Theological Seminary]. 2023. No 4 (23). pp. 104-133.

DOI: 10.56621/27825884_2023_23_104

Grigory Bartenev,

Postgraduate student, Saint Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation

gbartenev@bk.ru ORCID: 0000-0002-1269-1342

The First Graduates of the Revived Saratov Theological Seminary 1947-1951: Leaders, Teachers and Students

G. BARTENEV

Abstract: This article is devoted to the study of the revival process of theological education in the conditions of pressure on the Russian Orthodox Church of the atheistic Soviet state, using the example of the first graduates of the Saratov Theological Seminary, revived in 1947. The article shows the traditions and problems inherited from the pre-revolutionary Saratov Theological Seminary, and new challenges dictated by the godless atheistic state. Changes in the teaching staff of the seminary during the period under study and their impact on the process of education and upbringing of seminarians are considered. The results of teaching the seminarians are illustrated by the memories of colleagues and parishioners, reviews of the clergy, and archival documents of the authorized of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church (hereinafter referred to as the Council). Based on the analysis of the first seminary graduates' destiny, a conclusion was made about the effectiveness of the educational process at the Saratov Theological Seminary in 1947—1951. Keywords: theological education, Saratov Theological Seminary, Archbishop Philip (Stavitsky), Archpriest John Sokal.

REFERENCES

1. Alexandrova-Chukova L.K. "Deyatel'nost' Uchebnogo Komiteta Svyashchennogo Sinoda v 1946—1955 gg: k 70-letiyu osnovaniya" [Activities of the Educational Committee of the Holy Synod

in 1946—1955: on the 70th anniversary of its founding]. Available at: https://bogoslov.ru/article/4888315 (30/06/2021). (In Russian).

2. Alexandrova-Chukova L.K. (2023) "Arkhiyepiskop Grigoriy (Chukov) o Sobore yepiskopov 1943 g. i vedushchey roli patriarkha Sergiya v sokhranenii patriarshestva i yedinstva Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi" [Archbishop Gregory (Chukov) on the Council of Bishops in 1943 and the leading role of Patriarch Sergius in preserving the patriarchate and unity of the Russian Orthodox Church]. In: "Vestnik tserkovnoy istorii" [Bulletin of Church History]. No. 1/2 (69/70). pp. 86-146. (In Russian).

3. Babich A. "Arkhiyepiskop Boris Vik na Kubani. 1954-1956 gg." [Archbishop Boris Vik in Kuban. 1954-1956]. Available at: https:// proza.ru/2017/07/14/757 (30/07/2023). (In Russian).

4. Grishanina O.V. "Za Otechestvo, za veru" [For the Fatherland, for the faith]. Available at: https://eparhia-saratov.ru/Articles/za-otechestvo-za-veru (30/07/2023). (In Russian).

5. Kosik V.I. (2010) "Innokentiy (Sokal')" [Innocent (Sokal)]. In: "Pravoslavnaya entsiklopediya" [Orthodox Encyclopedia]. Vol. XXIII. Moscow. pp. 23-24. (In Russian).

6. Kozlov I. (2015) "Saratovskaya pravoslavnaya dukhovnaya seminariya s 1947 po 1961 god" [Saratov Orthodox Theological Seminary from 1947 to 1961]. In: "Trudy Saratovskoy pravoslavnoy dukhovnoy seminarii" [Proceedings of the Saratov Orthodox Theological Seminary]. Vol. IX. pp. 302-340. (In Russian).

7. Kozlov I.I. (2017) "Vozrozhdeniye dukhovnogo obrazovaniya v SSSR v 1943-1947 godakh" [Revival of theological education in the USSR in 1943-1947]. In: "Trudy Saratovskoy pravoslavnoy dukhovnoy seminarii" [Proceedings of the Saratov Orthodox Theological Seminary]. Vol. XI. pp. 148-158. (In Russian).

8. Krasnoshchekov K.E. (2008) "Vmesto predisloviya. Iz istorii Saratovskoy Pravoslavnoy Dukhovnoy Seminarii" [Instead of a preface. From the history of the Saratov Orthodox Theological Seminary]. In: "Trudy Saratovskoy pravoslavnoy dukhovnoy seminarii" [Proceedings of the Saratov Orthodox Theological Seminary]. Vol. II. pp. 3-44. (In Russian).

9. Moiseyev F. (1989) "Moskovskaya Dukhovnaya Akademiya i Troitse-Sergiyeva Lavra" [Moscow Theological Academy and the Trinity-Sergius Lavra]. In: "Bogoslovskiye Trudy" [Theological Works]. No. 29. pp. 254-259. (In Russian).

10. Mramornov A.I. (2007) "Dukhovnaya seminariya Rossii nachala XX veka: krizis i vozmozhnosti yego preodoleniya (na saratovskikh

materialakh)" [Theological seminary of Russia at the beginning of the 20th century: the crisis and the possibilities of overcoming it (based on Saratov materials)]. Saratov. (In Russian).

11. Pavlov D.V. (2021) "«Do smerti ya budu prizyvat' vas k molitve»: zhizn' i sluzheniye mitropolita Guriya (Yegorova)" ["Until death I will call you to prayer": the life and ministry of Metropolitan Gury (Egorov)]. Moscow. (In Russian).

12. Rufimsky A.V (1998) "Saratovskiy Serafim. Materialy k biografii protoiyereya Konstantina Solov'yova (1877—1953)" [Saratov Seraphim. Materials for the biography of Archpriest Konstantin Solovyov (1877— 1953)]. In: "Volga" [Volga]. No. 2/3. pp. 4-11. (In Russian).

13. Skurat K.E. (2006) "Vospominaniya. Trudy po Patrologii (I-V veka)" [Memories. Works on Patrology (I-V centuries)]. Moscow. (In Russian).

14. Sorokin V. (2005) "Ispovednik. Tserkovno-prosvetitel'skaya deyatel'nost' mitropolita Grigoriya (Chukova)" [Confessor. Church educational activities of Metropolitan Gregory (Chukov)]. Saint Petersburg. (In Russian).

15. Sukhova N.Yu. (2019) "Dukhovnaya shkola pri bezbozhnoy vlasti: kompromiss ili svidetel'stvo? (Vozrozhdeniye Dukhovnoy shkoly v Rossii v 1940-1950-ye gody)" [Theological school under a godless government: compromise or testimony? (Revival of the Theological School in Russia in the 1940-1950s)]. In: "Religioznoye obrazovaniye v Rossii i v Yevrope v XX veke: istoricheskiy opyt i peredacha tsennostey" [Religious education in Russia and Europe in the twentieth century: historical experience and transfer of values]. Moscow. pp. 7-39. (In Russian).

16. Tarnakin N.A. (2023) "Prepodavaniye i prepodavateli kanonicheskogo prava v pervyye gody sushchestvovaniya Leningradskoy dukhovnoy akademii: k voprosu o preyemstvennosti" [Teaching and teachers of canon law in the first years of the existence of the Leningrad Theological Academy: on the issue of continuity]. In: "Voprosy teologii" [Questions of Theology]. Vol. 5. No. 2. pp. 287-301. (In Russian).

The article was submitted 26.10.2023, approved after reviewing 30.01.2024, accepted for publication 12.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.