Научная статья на тему 'Первый Всемирный конгресс по византийскому музыкознанию и гимнографии'

Первый Всемирный конгресс по византийскому музыкознанию и гимнографии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
58
16
Поделиться
Журнал
Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
WOS
Scopus
ВАК
Область наук

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Василик Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Первый Всемирный конгресс по византийскому музыкознанию и гимнографии»

== Хроника научной жизни ==

ПЕРВЫЙ ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ПО ВИЗАНТИЙСКОМУ МУЗЫКОЗНАНИЮ И ГИМНОГРАФИИ

С 8 по 13 сентября 2007 г. в Афинах прошел Первый Всемирный Конгресс по византийскому музыкознанию и гимнографии. Он проходил в пригороде Афин, Пеэнии, родине Демосфена. Это событие действительно является историческим: если раньше местом проведения подобных конгрессов чаще всего являлась Дания, то теперь Всемирный конгресс, посвященный византийским церковным песнопениям, был проведен в стране византийской культуры, некогда — части Византийской империи.

Организаторами Конгресса явились Американское общество византийской музыки (США, Питтсбургский университет, председатель — Никос Янукакис) и Центр Европейского Искусства (директор—Эвангелос Андреу). В организации Конгресса приняли активное участие Министерство иностранных дел Греции (в том числе заместитель министра иностранных дел Феодорос Кассимис) и муниципалитет Пеэнии во главе с димархом (мэром) Пеэнии Димитрием Даварисом, а также Элладская церковь. Архиепископ Афинский Христодул послал его участникам свое благословение.

В Конгрессе приняли участие более тридцати ученых из девяти стран—Австралии, Греции, Дании, Ливана, Российской Федерации, Румынии, США, Турции, Финляндии. Российская делегация состояла из следующих специалистов: Грета Никитина (Москва), Светлана Цыплякова (Новосибирский государственный университет), Владимир Василик (Санкт-Петербургский государственный университет).

Конференция была посвящена 1600-летней годовщине со дня кончины святителя Иоанна Златоуста (15 сентября 407 года), что далеко не случайно, ибо с именем этого великого отца Церкви связано как введение в Константинополе литургии, носящей его имя, так и посвященная ему богатая гимнографическая традиция. Ряд докладов был посвящен либо св. Иоанну Златоусту, либо текстам, связанным с ним. Среди них следует выделить программный доклад доктора Никоса Янукакиса «Святитель Иоанн Златоуст через 1600 лет», построенный на стыке агиографии, патристики и гимнографии; аналитический доклад Марии Хронис-Вакалопуло «Изгнание св. Иоанна Златоуста в гимнографических текстах», а также весьма интересное музыковедческое сообщение Марии Александру «“Златые уста”: Стихира в честь Иоанна Златоуста в диахроническом музыкальном развитии», содержащее ценные музыковедческие диахронические наблюдения. В ходе Конгресса были рассмотрены также следующие темы:

1. «Автор и авторство в византийской гимнографии». Среди докладов, посвященных этой теме, следует выделить сообщение Спироса Папагопулоса «Кассия — жен-щина-гимнограф в IX столетии».

2. «Образ святого в византийской гимнографии». Надлежит отметить доклад Димит-риса Карамвалиса «Поэзия и музыка, посвященная св. Роману Сладкопевцу», где показана специфика изображения святого поэта-песнописца.

3. «Византийское музыкальное наследие в церковной музыке православного мира». Этой теме было посвящено много докладов, прежде всего, негреческих участников. Так, в выступлениях Марии Такала-Рощенко и Яаако Олкинуора («Византийская

2008. № 1 (3). Январь—Июнь 173

Chronica

Бш&а Б1аука & Бакатеа Ре^ороШапа =

церковная музыка в Финляндии») была прослежена жизнь византийской певческой традиции в Финской Православной церкви, после того как в 1920-е гг. она вошла в состав Константинопольского патриархата. В докладе Костин Моисил была прослежена роль национализма в становлении румынской церковной музыки перед Первой мировой войной. В сообщении Светланы Цыпляковой «Степан Васильевич Смоленский и его роль в развитии нового курса в русской церковной музыке» рассказывалось о влиянии византийской музыки на обновление русской церковно-певческой традиции на рубеже веков.

4. «Социология византийской музыки и гимнографии». В рамках этой темы рассматривалась, прежде всего, проблема исполнителей византийской музыки — их социального статуса, передачи профессионализма, наследования профессии. В докладе Эвангелии Спираку были освещены вопросы формирования византийских хоров, их состава, принципов управления, социального статуса участников и т. д. В сообщении Ахиллеоса Халдэакиса была рассмотрена судьба целой династии псалтов (певцов) — Рэдестинов.

5. «Гимнографические и музыкальные рукописи». В целом ряде докладов освещались проблемы изучения византийских гимнографических рукописей — от древнейших папирусов (в высшей степени ценный доклад доктора Кристиана Трёльсгарда «Венский папирус О. 19934 и его значение для музыкознания») и вплоть до рукописей ХУ111-Х1Х в. Особый интерес вызвало сообщение В. В. Василика «Изучение унциальной греческой Триоди-палимпсеста IX в.», посвященное изучению рукописи Библиотеки Российской Академии наук Р. А. И. К. 109. Слушатели высоко оценили исследовательскую методологию автора. Из прочих докладов, посвященных музыкальным рукописям, следует выделить сообщение Димитриса Балагеоргиса «Автографы Иоанна Плусиадина в библиотеке Синайского монастыря», а также Константина Карагуниса «Музыкальные рукописи из области Алмиру, Магнесийской префектуры».

6. «Влияние византийской музыки на народное творчество». Из сообщений на эту тему следует выделить доклад Константина Маркоса «Византийская церковная музыка и народное пение», в котором он аргументировано показал влияние церковных певческих образцов на формирование народных песнопений.

Кроме того, было рассмотрено много специальных вопросов — о так называемой «калофонии» (или украшенном пении), о принципах мелодического произношения литургических текстов и т. д.

Конгресс был структурирован как ряд тематических заседаний, перемежавшихся с выступлениями хоровых коллективов и экскурсиями. Он был проведен на очень высоком научном уровне и прекрасно организован. В настоящее время готовится к публикации сборник докладов. Следующий, Второй Всемирный конгресс пройдет осенью 2009 г. в Афинах.

В. В. Василик

174 Петербургские славянские и балканские исследования