Научная статья на тему 'Становление жанрового знания в музыкально-богослужебных традициях православной церкви'

Становление жанрового знания в музыкально-богослужебных традициях православной церкви Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
211
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / MIDDLE AGES / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / ПЕВЧЕСКАЯ ГИМНОГРАФИЯ / SINGING HYMNOGRAPHY / ПСАЛОМ / PSALM / ТОЛКОВАНИЯ / INTERPRETATION / ТЕОРИЯ ЖАНРОВ / THEORY OF GENRES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шиндин Борис Александрович

Рассматривается становление жанрово-классификационных моделей в культовом искусстве Византии и Древней Руси. Теория жанров развивалась в переплетении тенденций, свойственных греко-римской и христианской культурам, в синтезе обрядовой практики и экзегетики. Особая роль в формировании классификационных подходов принадлежит трактату Георгия Хировоска «О образех». Как художественно-эстетическая категория «образ» объединяет предметные и духовно-богословские начала, лежащие в основе жанровой типологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF KNOWLEDGE OF THE GENRE IN THE MUSIC-LITURGICAL TRADITIONS OF THE ORTHODOX CHURCH

The article deals with the formation of genre classification patterns in the cult art of Byzantium and Ancient Russia. The theory of genres developed in the Greco-Roman and Christian cultures in the synthesis of ritual practice and exegesis. The special role in the formation of the classification approaches belong to George Hirovoska treatise «About images». «Image» as artistic and aesthetic category brings together the substantive and spiritual-theological beginning the underlying genre typology.

Текст научной работы на тему «Становление жанрового знания в музыкально-богослужебных традициях православной церкви»

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ

УДК 782/785+783

СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРОВОГО ЗНАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНО-БОГОСЛУЖЕБНЫХ ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Б. А. Шиндин

Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки

[email protected]

Рассматривается становление жанрово-классификационных моделей в культовом искусстве Византии и Древней Руси. Теория жанров развивалась в переплетении тенденций, свойственных греко-римской и христианской культурам, в синтезе обрядовой практики и экзегетики. Особая роль в формировании классификационных подходов принадлежит трактату Георгия Хировоска «О образех». Как художественно-эстетическая категория «образ» объединяет предметные и духовно-богословские начала, лежащие в основе жанровой типологии.

Ключевые слова: средневековье, христианство, певческая гимнография, псалом, толкования, теория жанров.

Знание о певческом искусстве складывается на Руси вместе с принятием христианства. Известно, однако, что само пение, музыкальная письменность, певческий понятийный аппарат (частью которого является жанровая терминология) имеют более древние, прежде всего византийские, корни. Древнерусская богослужебная традиция — одно из проявлений трансплантации византийской культуры на славянскую почву.

Хронологические и географические рамки воспринятого Русью певческого знания становятся еще более широкими, если принять во внимание то обстоятельство, что отечественная церковная музыка является частью мировой христианской культуры — многослойной в своих истоках и гетерогенной в последующем развитии. Ее традиции складывались на стыке двух разнородных языковых и стилевых

миров: еврейско-арамейского (Библия, ведущие начало от Ветхого Завета богослужебные жанры) и греко-латинского (философия, эстетика, искусствознание). Свое последующее распространение они получили в двух ареалах цивилизации — Римском и Византийском. Римская цивилизация дала импульс развитию культур Центральной и Западной Европы, Византийская — Юго-Восточной и Восточной. В круг последних входила и культура образовавшегося в IX столетии Древнерусского государства.

В свете явлений трансплантации представляется целесообразным очертить тот круг музыкальных представлений, которые были восприняты культурой нового христианского государства и стали естественным элементом теоретического знания.

Рождение христианства — это не только утверждение новых верований, но еще

и следование традициям. Отношения между поздней античностью и ранним средневековьем складывались непросто. В патри-стической литературе этого времени заметно проявление негативного отношения и к самой античной культуре, и к перспективам ее укоренения в духовном мире нарождающегося христианства. «Что общего у Академии и Церкви? — восклицает склонный к парадоксам Тертуллиан. — Что общего между

Афинами и Иерусалимом?... После Еван-

~ 1

гелия не нужно никаких исследований».

Подобного рода идеи не стали, однако, доминирующими и не оказали кардинального влияния на средневековую философию и искусствознание. Напротив, в средневековье отчетливо прослеживается стремление привести в единую систему библейские учения и греческую философию. Христианское миропонимание и христианская культура в известной степени синтезировали эти две стихии. Признаки этого синтеза просматриваются в раннем христианстве. Первый опыт внедрения в греко-римскую культуру новых для нее идей связан с переводом в III в. до н. э. александрийскими учеными на греческий язык Пятикнижия Моисея. Во II в. до н. э. переведены и все остальные книги Ветхого Завета. — «вся тысячелетняя сокровищница иудейской словесности»2. Вторая половина I — начала II в. отмечены появлением на греческом языке книг Нового Завета.

Высшая точка синтеза «языческой» традиции и христианства приходится на IV-VIII столетия — время деятельности выдающихся мыслителей и церковных деятелей, заложивших основы христианского миро-

1 Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — С. 653.

2 Аверинцев С.С. Истоки и развитие раннехристианской литературы // История всемирной литературы. — М.: Наука, 1983. — Т. 1. — С. 502.

воззрения и христианской культуры, таких как Василий Кесарийский (Великий), Григорий Нисский, Григорий Назиан-зин (Богослов), Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин — на греческом Востоке и Августин Аврелий (Блаженный) — на латинском Западе. Этот период отмечен сложным переплетением «прошлого и настоящего». Сосуществование античности и христианства вырастало в тесные взаимоотношения, способствующие интеграции двух миров.

В контексте отмеченных явлений происходило становление музыкального знания, которое несло в себе и «языческие», и христианские начала. Его неотъемлемой частью стала античная музыкальная теория. Круг проблем, лежащих в плоскости изучения музыкальных звуков, интервалов, ритмики, ладотональных систем, нотации, плавно «перетек» в новую совокупность обстоятельств. И все же музыкальное знание средневековья не ограничивалось только теоретическими положениями. Как раз в это время тотального переосмысления всего сущего в рамках экзегетики развиваются способы познания богослужебной музыки посредством толкования отдельных песнопений и жанров. Книжность этого времени насыщена различного рода «Толкованиями», «Объяснениями» псалмов, «Наставлениями», «Изложениями» к псалмам.

Сколь серьезное и большое внимание уделялось этим вопросам, можно судить по количеству посвященных им сочинений Василия Кесарийского, Иоанна Златоуста и др. Прибегая к толкованиям, отцы церкви обосновывали саму надобность богослужебной музыки, а затем интерпретировали содержательные аспекты гимнографи-ческих текстов. Так, в Беседе на 41-й псалом Иоанн Златоуст рассуждает на тему:

«...для чего псалмы введены в нашу жизнь, для чего пророчества изрекаются преимущественно в песнях?» «Господь, — пишет он, — соединил с пророчествами мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным течением стихов, с совершенным усердием возглашали священныя песнопения. Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовию к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное... Дабы дьявол не развращал людей сладострастными песнями, Го-

3

сподь установил пение псалмов» .

Предметом толкования мог стать и заложенный в тексте глубокий и не сразу распознаваемый смысл, точное понимание которого было возможно при его соотнесении с основами богословия. «И почему, — писал Иоанн Златоуст, — ангелы воспевали: "Слава в вышних Богу, и на земле мир"?» Почему все пророки благовестили о том же? Далее он размышляет о мире «добром» и «худом»: «единомыслие не всегда хорошо: и разбойники бывают согласны». И чтобы водворить мир, иногда бывает необходимо отсечь то, «что заражено.. .»4.

Иной ракурс осмысления музыки связан в этот период с различными способами ее дифференциации. В многообразии последних нашли отражение и традиции античного музыкального мышления, и свойственное средневековью понимание функций музыкального искусства. Различные классификационные модели более отчетливо раскрывают особенности христианской эстетики. Даже в трактате Боэция

3 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. — СПб., 1866. — С. 155—156.

4 Настольная книга священнослужителя:

В 8 т. — М.: Изд. отд. Моск. патриархата, 1988. — Т. 6. - С. 337.

«О музыкальных установлениях», посвященном акустическим и гармоническим проблемам, зримо присутствует «второй план», «вписывающий» его в область уже христианской культуры. Эту сторону трактата точно подметил В.Г. Карцовник: «Отзвуки представления об уровнях мировой иерархии пронизывают весь комплекс мировоззренческих вопросов поздней античности и средневековья. Классическая триада Боэция musica mundane, música humana, música instrumental ("космическая музыка" — гармония Космоса, "человеческая музыка" — гармония личности, "инструментальная музыка" — собственно музыкальное искусство, причем как инструментальное, так и вокальное), три ипостаси которой находятся в состоянии подобия, вводит эту идею в сферу музыкальной культуры латинского средневековья. Хотя триада Боэция и космологическая концепция Псевдо-Дионисия — достаточно разные явления, они сходятся в одном — мироздание разделено на дискретные уровни, причем их строение изоморфно друг другу. В этом можно усмотреть общий знаменатель целого круга идей средневекового мира»5.

Уже в раннее средневековье возникает и совершенно новый, обусловленный ценностной ориентацией христианской доктрины подход к дифференциации музыки, разделивший ее на музыку мирскую (музыку вообще) и музыку церковную как особую область творчества и восприятия. Суть богослужебного пения (искусства «неспециального», не столько искусства, сколько «искусства спасения», искусства и не-искусства одновременно) осмыс-

5 Карцовник В.Г. Образы музыкальных инструментов в гимнографии латинского Средневековья (IX—XI вв.) // Из истории инструментальной музыкальной культуры. — Л.: ЛГИТМиК, 1988. - С. 35.

ливалась в контексте вероучительного потенциала, что прямо отражало существенные особенности самого средневековья, не знавшего «бескорыстного (в кантовском смысле) любования прекрасным, незаинтересованности в жизненном и, следовательно, нравственном приложении эстетического переживания»6. Все это послужило основой для распространения, быть может, самого популярного в эпоху средневековья — бинарного (в данном случае положительного—отрицательного) — истолкования музыкального искусства: мелодия «благочестивая или изнеженная», гармония «целомудренная или изощренная». И те и другие характеристики смыкались на уровне двух обобщающих категорий — «пользы» и «красоты».

Еще один вид дифференциации музыки зародился уже непосредственно в рамках богослужебных традиций. Здесь главным объектом внимания становятся жанры, обязанные своим происхождением Ветхозаветному и Новозаветному циклам, составившим основу чинопоследования Византийской, а затем и Древнерусской церкви. Осознание этого пласта музыки как жанрово-множественного явления происходило по мере наполнения и упорядочивания собственно певческой составляющей церковного обряда.

Первый этап создания полнообъемной жанровой системы православного культа приходится на IV—VI вв. Становление жанровых представлений в этот период обусловлено стремлением отцов церкви привести богослужение в единую стройную систему. Наиболее полно эта идея была реализована в новых редакциях Литургии,

6 Берман Б.И. Читатель жития (Агиографический канон русского Средневековья). — М.: Наука,

1982. - С. 161.

осуществленных Василием Кесарийским (Литургия Василия Великого) и Иоанном Златоустом (Литургия Иоанна Златоуста). Именно их версии чинопоследования оказались внедренными в богослужебный обиход Византии, а в последующие эпохи (с различными дополнениями) были приняты славянской, в том числе русской церковью.

В то же время начинают складываться принципы книжной организации богослужебных песнопений. С этими процессами связано и еще одно событие, происшедшее в рамках литургической реформы: составление в начале VI в. певческой книги «Октоих» (в VIII в. отредактированной Иоанном Дамаскиным).

Так в рамках чинопоследования, а также в опытах книжной фиксации песнопений формировались и осмысливались и сама жанровая система, и соответствующая ей терминология. Помимо воспринятых из греческой и иудейской культуры псалмов, песней и гимнов в практике богослужения появляются антифоны, ектении, ипакои, кондаки, прокимны, тропари, а также песнопения, имеющие собственные наименования: «Свят, Свят Господь Саваоф», «Слава в вышних Богу», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся», «Ныне силы небесные», «Единородный Сыне», «Иже херувимы», «Да исправится молитва моя», «Трисвятое», «Отче наш», «Христос воскре-се из мертвых» и др.

Развитие жанровой целостности вызвало естественный интерес к распознанию составляющих ее отдельных элементов. Одна сторона этого интереса, как отмечалось, была обусловлена стремлением истолковать содержание песнопений с точки зрения христианской догматики. Иная плоскость наблюдений оказалась связанной с выявлением таких свойств песнопений, ко-

торые позволяли отделить их друг от друга. Именно здесь в предпринятой отцами церкви сравнительной характеристике произведений нужно видеть истоки жанровой классификации.

Представляются весьма показательными как объекты, так и сами принципы ранних классификаций. В поле зрения оказываются жанры воспринятые, генетически не принадлежащие средневековью (псалом, песнь, гимн), а основанием их разделения по видам служат способы исполнения — вокальный или инструментальный. По-видимому, это связано со стремлением осознать «не свой», воспринятый из другого мира музыкальный материал и внедрить его в иерархию христианских ценностей.

Подразделяя названные жанры в исполнительской плоскости, отцы церкви наделяли их различной степенью совершенства и, таким образом, выстраивали ценностную иерархию жанров. «Псалом, песнь, хвала, гимн и молитва, — пишет Григорий Нисский, — следующим образом различаются между собой: псалом есть мелодия, требующая музыкального инструмента, песнь есть напев человеческих чувств, при котором звучат членораздельные слова, гимн есть воздаваемое Богу благославление за дарование нам блага». «Петь гимн, — продолжает мотив субординации жанров Иоанн Златоуст, — дело более совершенное, нежели

7

петь псалом» .

Среди классификаций, сложившихся в Византии, совершенно особое место принадлежит классификации Афанасия Александрийского (VI в.). В книге «О псалмах к Маркеллиану» («Об истолковании псал-

7 Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / сост. текстов и общ. вступ. ст. В.П. Шестакова. — М.: Музыка, 1996. - С. 111-117.

мов») он впервые в основу систематизации положил не исполнительский, а содержательный анализ Книги хвалений. Это позволило Афанасию выделить псалмы повествовательного, увещевательного, пророческого, молитвенного, исповедального, благодарственного, жалобного и др. характера — всего около тридцати разновидностей.

В VI—X столетиях в византийском богослужении закрепляются ранее сложившиеся жанры, возникают новые, что приводит к совершенствованию чинопоследо-вания и стабилизации жанровой системы. К этому периоду относится деятельность выдающихся создателей песнопений, внесших значительный вклад в развитие византийской и в целом восточно-христианской гимнографии: Георгия Писиды — автора знаменитого «Акафиста Богородице» («Взбранной воеводе победительная»), Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского, Федора Студита, патриарха Фотия, Иосифа Песнописца и др.

В процессе книжного закрепления песнопений помимо Октоиха создаются такие певческие книги, как Стихирарь, Ирмолог, Триодь. Важную роль в упорядочении богослужебной практики сыграл созданный в первой половине IX в. Студийский Устав. Таким образом, к концу X столетия византийская литургическая музыка сложилась как целостное самобытное явление: образовался массив богослужебных жанров с приданной ему терминологией, установились порядок их следования в обрядовых циклах; выработались способы письменного закрепления песнопений в певческих книгах. Важнейший результат становления византийской культовой традиции связан с первыми опытами жанровой классификации песнопений. На этом основании мож-

но говорить о формировании жанровой концепции, включающей в себя образно-символическое толкование жанров, помогающее раскрыть их содержательное и музыкальное наполнение.

Культовая музыка Византии продолжала развиваться и далее, хотя падение Константинополя в известной степени деформировало эту линию развития культуры. Перенесение во второй половине X в. византийского чина богослужения на Русь определило начало новой эпохи в развитии певческих жанров уже в новых исторической и географической ситуациях. Византийская жанровая система становится частью русского православного обихода.

В едином потоке перемещения культовой музыки на Русь следует выделить такие составляющие, как сами произведения, вид нотации, певческие книги и теоретические руководства, круг направленных на осознание искусства идей и воззрений. Все это позволит получить более четкие представления о характере адаптации богослужебных традиций к новым условиям бытования.

Трансплантация византийской культуры в славянские страны - одна из актуальных и активно обсуждаемых в медиевистике проблем. Ей посвящены многочисленные работы историков-языковедов, литературоведов и, конечно же, музыковедов-древников. В отечественной медиевистике попытки проникнуть в существо названных процессов намечаются во второй половине XIX в. Один из первых ситуацию переноса византийских традиций на русскую почву описал В.М. Металлов. «Предположив, - писал исследователь, - что он (певец-клирик — Б. Ш.) бессилен был в области греческой музыкальной теории и тех-

ническом устройстве греческого осмогласия, остается согласиться с тем, что он механически подгонял новые тексты под старые греко-славянские напевы и в то же время природным музыкальным чутьем и слухом улавливал характерные мелодические особенности, своеобразные мелодические фигуры и обороты»8.

Гипотетический подход к проблеме сменился в начале XX в. подходом, основанным на изучении музыкальных источников. Такая работа стала возможной после проведения в 1906 г. экспедиции, организованной Обществом древней письменности и искусства на греческий Афон. В ходе экспедиции были приобретены памятники византийской письменности, в том числе и певческие. Последние стали предметом исследования А.В. Преображенского — основателя отечественной музыкальной компаративистики. Именно он в начале XX в. осуществил сравнительный анализ древнерусских песнопений XII—XIII вв. с греческими. Результаты анализа позволили ему выяснить «степень и характер заимствования греческих музыкальных элементов» христианской Русью. Наиболее показательными представляются следующие выводы исследователя9.

1. Славянский перевод точно воспроизводит вербальный и музыкальный тексты напевов.

2. В музыкальном изложении славянских песнопений «мы не только наблюдаем те же самые признаки музыкального стро-

8 Металлов В.М. Осмогласие знаменного ро-спева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам. — М.: Синод. тип., 1899. - С. 2-3.

9 Преображенский А.В. Греко-русские певче-

ские параллели XII-XIII в. // Временник отдела теории и истории музыки. — Л.: Academia, 1926. — Вып. 2. - С. 61, 63, 65, 66.

ения... что и в греческом подлиннике, но часто находим даже одинаковые с греческими музыкальные знаки на одних и тех же словах текста».

3. «В результате одно несомненно: наш знаменитый роспев есть своеобразная редакция греческих церковных роспевов XII—XIII в».

В последующее время особо пристальное внимание взаимоотношениям славянской церковной музыки и церковной музыки Византии уделяется зарубежными медиевистами: Милошем Велимировичем, Эр-вином Кошмидером, Оливером Странком, Кеннетом Леви, Элмаром Арро, Константином Флоросом и др. Как и А.В. Преображенский, они идут по пути сравнительного анализа византийских и славянских церковных песнопений и при всех уточняющих нюансах подтверждают сделанные им выводы. «Сравнение византийских и палео-славянских рукописей, — пишет Константин Флорос, — показывает, что в целом они перекликаются между собой относительно состава песнопений и их литургической принадлежности. Само содержание рукописей и последовательность песнопений если не всегда одинаковы, то в значительной степени схожи. Церковно-славянские тексты

представляют собой более или менее точ-

~ 10 ный перевод греческих оригиналов» .

Подобные же выводы содержатся в исследованиях российских ученых 80—90-х гг. XX в., посвященных вопросам византийской музыки.

Следующий уровень взаимоотношений сложившихся византийских и нарождающихся древнерусских традиций связан с самими памятниками музыкальной пись-

10 Floros Constantin. Die Entzifferung der Konda-karien — Notation // Musik des Osten. — BAkenreieter Kassel; Basel; Paris; London; New-York, 19б5. В. 3. - P. 8.

менности — певческими книгами и теоретическими руководствами. Христианская культура ориентирована на развитую письменность, поэтому столь пристальное внимание книжному делу уделялось на Руси с самого начала крещения. Совсем не случайно тема «образования и просвещения» русских людей столь ясно обозначена в Повести временных лет. Сразу же после принятия христианства Владимир стал собирать «у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». А через 49 лет, в 1037 г., заложил «Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил же и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы благовещения. И собрал писцов

многих, и переводили они с греческого на

~ и

славянский язык» .

Слова летописи о множестве книг подтверждаются и исследователями. «Нам известно, — писал С.О. Шмидт, — о тысячах рукописей, находившихся только в княжеских и церковных собраниях; можно говорить и о библиотеках Древней Руси. Многие рукописи погибли в последующие столетия. То, что уцелело в беге времени, — лишь ничтожно малая часть памятников книжности, известных в Древней Руси»12. Из этой «ничтожно малой» части раннему русскому средневековью (XI—XIII вв.) принадлежит 494 памятника. Среди них, по данным Сводного каталога славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР13, 81 ру-

11 Повесть временных лет // Художественная проза Киевской Руси XI—XПI веков. — М.: Гослитиздат, 1957. — С. 61, 78.

12 Шмидт С.О. О сводном каталоге рукописных книг, хранящихся в СССР // Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XШ вв. — М.: Наука, 1984. — С. 7.

13 Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI—XIII вв. — М.: Наука, 1984.

копись целиком или частично нотирова-на знаменной, а четыре — экфонетической нотацией. Они-то и дают возможность говорить о типах певческих рукописей и их жанровом наполнении. Свод нотирован-ных и служебных рукописей XI—XIII вв., содержащих тексты песнопений, представлен Кондакарями, Ирмологиями, Октоихами, Стихирарями, Триодями, Минеями, Па-раклитиками. Многообразен жанровый состав рукописей. Все эти данные свидетельствуют о процессе активного освоения сложившегося к Х столетию в Византии жанрового массива и его внедрения в культовую практику новохристианского государства.

Усвоению некоторых из близколежа-щих к богослужебной музыке и выработанных в рамках религиозного миропонимания идей во многом способствовала церковно-учительная литература Византии. Ранние памятники древнерусской книжности насыщены многочисленными переводами трудов отцов церкви. Среди переводов почетное место принадлежит сложившемуся в Византии жанру толкований текстов Ветхого и Нового Завета.

Толкования прежде всего выполняли конфессионально-просветительскую функцию, помогая недавним язычникам усвоить сущностные стороны христианского миропонимания. Не следует, однако, преуменьшать и другой роли толкований. Как и ранее в Византии, внимание к тем или иным свойствам песнопений и разделяющим их признакам постепенно вело к осознанию перспектив дифференцированного подхода к певческим жанрам. Русская богослужебная традиция начинает овладевать не только вероисповедальной «подоплекой» произведений, но и уяснять содержащиеся в них «жанровые разделители».

Особый интерес для исследователя представляют сложившиеся в изучаемый период обобщающие взгляды на искусство, отраженные в основополагающих эстетических категориях. Носителем такого рода информации является уникальная для раннего русского средневековья статья (трактат) Георгия Хировоска «О образех», вошедшая в переводе киевского дьяка Иоанна в состав Изборника князя Святослава 1073 г.

В целом содержание Изборника лежит в русле традиций жанра «толкований». В его статьях (а в Воскресенском списке книги их 383) излагаются основы христианского вероучения, разъясняются законы мироздания, раскрывается смысл ветхозаветных и новозаветных событий — все то, что помогало приобщению новопросвещенных христиан к недавно принятой ими вере. Также толкованиям, но уже категорий, принадлежащих к иной сфере знания, посвящен трактат Георгия Хиро-воска. Автор интерпретирует смысл терминов и понятий, «тропов и фигур», используемых риторикой, поэтикой, грамматикой, таких, например, как «инословие» и «именотворение», «сотворение», «творьба», «подражание», «подобие» и др. Именно этот разъяснительно-практический аспект трактата всегда был в центре внимания медиевистов. «Трактат Хировоска, — утверждают Е.Э. Гранстрем и Л. С. Ковтун, — не следует рассматривать как исключительное явление в древней письменности. Это всего лишь одно из грамматических сочинений, служившее, наряду со многими другими, для обучения»14.

14 Гранстрем Е.Э., Ковтун Л.С. Поэтические термины в Изборнике 1073 г. и развитие их в русской традиции: Анализ трактата Георгия Хировоска // Изборник Святослава 1073 г. — М.: Наука, 1977. — С. 102.

Принципиально иное понимание положений статьи Георгия Хировоска и самого понятия «образ» дает Г.К. Вагнер, по мнению которого в трактате речь идет не просто о тропах и риторических фигурах, а о раскрытии их символического смысла. Исследователь сопоставляет понимание образа в античной и византийской эстетике. «Примечательно, — пишет он, — что первообраз у Платона означал просто образец, а образ был насыщен "смысловой предметностью", иначе говоря — предметностью, так что для духовного, психологического, то есть сугубо личностного, здесь было очень мало места». У Георгия Хировоска в качестве «"вечного и истинного" выступает теперь не рукотворная вещь — идеал античности, а "нерукотворный" образ. Вот это-то и подводит нас вплотную к символическому образу, по праву считавшемуся завоеванием визан-

~ ~ 15

тийской эстетики» 15.

Следуя основным положениям учения Григория Нисского и Псевдо-Дионисия Ареопагита, Георгий Хировоск раскрывает теорию образа не только в риторическом плане (способ украшения речи) и не столько как грамматическую, а как художественно-эстетическую категорию. При этом наряду с образами-подобиями, восходящими к классической эстетике, им, вслед за Дионисием Ареопагитом, «выделяется более важная категория образов-символов, подлежащих богословскому толкованию с помощью откровений Св. Духа»16.

Осуществленный Г.К. Вагнером анализ в корне меняет не только представление о самом трактате Георгия Хиро-

15 Вагнер Г.К. Статья Георгия Хировоска «О образех» в Изборнике Святослава 1073 г. — М.: Наукка, 1977. - С. 143.

16 Там же.

воска, но и представления об уровне художественного сознания, свойственного раннему русскому средневековью. Важнейшие его реалии всегда будут связаны с образной символикой, раскрывающей человеку Древней Руси суть религиозно-философских, нравственных, эстетических ценностей. Ею наполнятся и художественные произведения, и произведения культовой гимнографии, применительно к которой понятие «образ» раскрывается в двух значениях — предметном (создание песнопений по каноническим образцам) и духовно-богословском. Толкование образов-символов войдет в обиход всей богослужебной практики православия. Образы-символы станут и одним из главных элементов древнерусского музыкального знания, способствуя постижению «философской премудрости», заложенной в невмах, певческих формулах, в самих песнопениях и жанрах.

Толкования, и в особенной степени трактат Хировоска, показательны для формирования общих художественно-образных представлений об искусстве, актуальных и для литературы, и для живописи, и для музыки. Здесь необходимо, однако, отметить весьма существенное для последующего (до XVII в.) развития древнерусского гуманитарного знания обстоятельство. Сама художественно-эстетическая мысль продолжает развиваться на протяжении всего средневековья, но в особых, не «вписывающихся» в жанр специальных трактатов, формах.

Эта ситуация не является особенностью письменности, связанной с художественной культурой. Те же процессы можно наблюдать во всей древнерусской, в том числе богословской, литературе. Жанровые ориентиры русской церков-

ной книжности были в основном сопряжены с проповедями (гомилетика), поучениями, житиями (агиография). На почве вероучительных дискуссий между Западом и Востоком активно развивалось полемическое направление. Вместе с тем письменность данного периода практически не представлена догматическим жанром, специальными сочинениями, содержащими изложение теоретических аспектов богословия.

Точно так же обстояли дела и в богослужебном пении православной церкви. В мощном потоке воспринятых из Византии музыкальных идей явственно отсутствуют традиции целенаправленного, специального изложения музыкального знания. На Русь не были перенесены греко-византийские трактаты с их описанием интервальной, звуковой, ритмической организации музыки. Долгое время не создавались и «свои» теоретические руководства (как известно, древнейшие отечественные азбуки датируются XV в.). Нельзя, однако, только на этом основании утверждать, что в раннем русском средневековье и тем более в последующее время на Руси не осваивалось музыкально-теоретическое, в том числе жанровое, знание. Оно, безусловно, существовало, однако его структура, формы объективации, способы распространения характеризовались спецификой и своеобразием. Письменное закрепление жанровой информации происходило не в специальных руководствах, а непосредственно в певческих рукописях (рукописях практического предназначения) и богослужебных уставах, что является показателем поразительной гармоничности художественного мышления, свидетельством синтеза, корреляции творческого и логического начал.

Суть обозначенных тенденций становится более понятной при условии их истолкования в контексте наиболее общих для древнерусской культуры закономерностей закрепления знания, богословского или музыкального.

В исследовательской литературе, посвященной средневековью, установился и стал общепринятым взгляд, противопоставляющий два способа познания: западно-христианский и восточно-христианский. Первому свойственны: признание автономии разума, вера в «самообоснование» знания, рационализация опыта, вытекающая из логических операций над материалом познания. Этот, все более порывающий с религиозным сознанием, секулярный, аналитический подход к пониманию мира «не уводит, конечно, нас от реальности (в силу чего и возможны изумительные успехи знания, которые превосходят все, о чем можно было раньше мечтать), но он раскрывает нам реальность в ущербленном, а иногда и в иска-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17

женном виде» .

В православной традиции рациональное и духовное, логическое и образно-чувственное, созерцательное освоение всего сущего, разум, дух и вера не только не обособляются, но, напротив, синтезируются. Их взаимопронизанность как раз и помогает овладеть не рационально построенной схемой, а «плотью» бытия, раскрыть картину мира как гармонически единую с точки зрения теоцентризма целостность.

О различии духа и традиций восточного богословия с западным религиозным сознанием, «во многом чуждым, во многом неприемлемым для нас», подробно

17 Зеньковский В.В. Основы христианской философии. — М.: Канон, 1996. — С. 87.

и аргументированно писал В.В. Зеньков-ский18 [120, с. 75]. Эти же взгляды продолжает развивать М.О. Шахов. «Для отцов Церкви, — пишет исследователь, — был характерен тип умствования, принципиально отличавшийся от сформировавшегося позднее в средневековой западной схоластике под влиянием философии Аристотеля... Мысль богословов периода патристики стремилась подчеркнуть единство, гармонию церковного бытия, взаимосвязанность и взаимообусловленность всех его составляющих. Этому складу мышления было чуждо аналитическое расчленение и противопоставление элементов бытия... Православная Русь .сохранила образ мышления, унаследованный от восточ-

~ 19

ной патристики» .

Сообразуясь с духом и «типом умствования» восточного богословия, утверждающего синтетический характер освоения мира, творцы певческого искусства не считали актуальной задачу создания работ музыкально-теоретического характера. Знание о музыке складывалось и закреплялось вне специальных работ по теории музыки, облекаясь в соответствующие данной эпохе, конкретной области творчества формы бытия. Последние же устанавливались в единстве, взаимопронизанности музыкально-практического, рационального и богословского, духовного аспектов развития православного культа. Жанровое знание внедрено в православную художественную систему не на правах обособленного, параллельного существования со всеми иными проявлениями соборного творчества, а на основе не разделенного с ним существования. Оно органически

18 Там же. - С. 75.

19 Шахов М.О. Философские аспекты старо-верия. - М.: Третий Рим, 1998. - С. 68-69.

слито со всеми сколько-нибудь значимыми материальными и духовными составляющими культа, прослаивая певческие книги, регламентирующие акты (уставы), сам православный обряд, всю церковную практику и художественное творчество.

Литература

Аверинцев С.С. Истоки и развитие раннехристианской литературы / С.С. Аверинцев // История всемирной литературы. — М.: Наука, 1983. - Т. 1. - С. 501-515.

Берман Б.И. Читатель жития : агиографический канон русского Средневековья. — М.: Наука, 1982. - С. 152-183.

Вагнер Г.К. Статья Георгия Хировоска «О образех» в Изборнике Святослава 1073 г. — М.: Наука, 1977. — С. 139—152.

Гранстрем Е.Э. Поэтические термины в Изборнике 1073 г. и развитие их в русской традиции : анализ трактата Георгия Хировоска / Е.Э. Гранстрем, Л.С. Ковтун // Изборник Святослава 1073 г. — М.: Наука, 1977. — С. 99—108.

Зеньковский В.В. Основы христианской философии. — М.: Канон, 1996. — 559 с.

Карцовник В.Г. Образы музыкальных инструментов в гимнографии латинского Средневековья (IX—XI вв.) / В.Г. Карцовник // Из истории инструментальной музыкальной культуры. — Л.: ЛГИТМиК, 1988. — С. 31-42.

Металлов В.М. Осмогласие знаменного роспева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попев-кам. — М.: Синод. тип., 1899. — 92 с.

Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / сост. текстов и общ. вступ. ст. В.П. Шестакова. — М.: Музыка, 1996. — 527 с.

Настольная книга священнослужителя : в 8 т. — М.: Изд. отд. Моск. патриархата, 1988 — Т. 6. — С. 337.

Повесть временных лет // Художественная проза Киевской Руси XI—XIII веков. — М.: Гослитиздат, 1957. — С. 3—146.

Преображенский А.В. Греко-русские певческие параллели XII—XIII в. / А.В. Преображен-

ский // Временник отдела теории и истории музыки. - Л.: Academia, 1926. - Вып. 2. - С. 60-76.

Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XIII вв. - М.: Наука, 1984. - 404 с.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. - СПб., 1866. - 393 с.

Философский энциклопедический словарь : 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 815 с.

Шахов М.О. Философские аспекты старове-рия. - М.: Третий Рим, 1998. - 204 с.

Шмидт С.О. О сводном каталоге рукописных книг, хранящихся в СССР / С.О. Шмидт // Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI—XIII вв. — М.: Наука, 1984. - С. 3—7.

Floros Constantin. Die Entzifferung der Konda-karien — Notation / Constantin Floros // Musik des Osten. — Bflkenreieter Kassel; Basel; Paris; London; New-York, 1965. — В. 3. — S. 7—71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.