Научная статья на тему 'Первый учебный год на освобожденной и вновь заселяемой территории Карельского перешейка'

Первый учебный год на освобожденной и вновь заселяемой территории Карельского перешейка Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК / KARELIAN ISTHMUS / СОВЕТСКИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / SOVIET IMMIGRANTS (SETTLERS) / ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / POST-WAR PERIOD / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOLK (NATIONAL) EDUCATION / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL (SCHOOL) PROCESS / РАЗВЕРТЫВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ СЕТИ / SPREADING SCHOOL NET / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / PEDAGOGICAL STAFF / КАЧЕСТВО УЧИТЕЛЬСКОГО СОСТАВА / QUALITY OF TEACHERS STAFF / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / UPBRINGING WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернова О. М.

В статье анализируются проблемы становления общего образования в первом 1944-1945 учебном году на территории Карельского перешейка. Автор указывает на специфические особенности этого процесса, который осуществлялся на полностью оставленной финским населением территории и реализации планов по заселению её советскими гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST SCHOOL YEAR ON THE VACATED (FREED) AND NEWLY SETTLING TERRITORY OF THE KARELIAN ISTHMUS

In the article the problems of establishing general education in the first 1944-1945 school year on the territory of the Karelian isthmus is being analyzed. The author points out specific peculiarities of this process which was being realized on the territory fully left by the finish population and bringing plans about its settling by soviet citizens.

Текст научной работы на тему «Первый учебный год на освобожденной и вновь заселяемой территории Карельского перешейка»

О.М. Чернова

соискатель, кафедра исторического регионоведения, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»,

учитель МОУ СОШ №1 г. Светогорска»

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД НА ОСВОБОЖДЕННОЙ И ВНОВЬ ЗАСЕЛЯЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ КАРЕЛЬСКОГО ПЕРЕШЕЙКА

Аннотация. В статье анализируются проблемы становления общего образования в первом 1944-1945 учебном году на территории Карельского перешейка. Автор указывает на специфические особенности этого процесса, который осуществлялся на полностью оставленной финским населением территории и реализации планов по заселению её советскими гражданами.

Ключевые слова: Карельский перешеек, советские переселенцы, послевоенный период, народное образование, учебный процесс, развертывание школьной сети, педагогические кадры, качество учительского состава, воспитательная работа.

O.M. Chernova, Saint Petersburg State University, the teacher of the Universal Educational Secondary School №1, Svetogorsk

THE FIRST SCHOOL YEAR ON THE VACATED (FREED) AND NEWLY SETTLING TERRITORY

OF THE KARELIAN ISTHMUS

Abstract. In the article the problems of establishing general education in the first 1944-1945 school year on the territory of the Karelian isthmus is being analyzed. The author points out specific peculiarities of this process which was being realized on the territory fully left by the finish population and bringing plans about its settling by soviet citizens.

Keywords: Karelian isthmus, soviet immigrants (settlers), post-war period, folk (national) education, educational (school) process, spreading school net, pedagogical staff, quality of teachers staff, upbringing work.

Летом 1944 г. войсками Ленинградского и Волховского фронтов была освобождена от оккупации территория Карельского перешейка. В результате Московского перемирия от 19 сентября 1944 г. Советский Союз возвратил себе части Карелии. Финское население было вынуждено в спешном порядке покинуть Карельский перешеек, в связи с чем вновь остро встала демографическая проблема. Как известно из опыта региональной политики, незаселенные территории гораздо труднее удержать, поэтому, не дожидаясь окончания войны, начался новый, за четыре года второй, этап заселения советскими переселенцами данной территории. Начало переселенческому процессу на территорию Карельского перешейка, положило постановление Государственного Комитета Обороны от 15 января 1945 г. № 7326/с «О переселении хозяйств колхозников в районы Карельского перешейка, входящие в состав Ленинградской области». На первый весенний месяц 1945 г. пришелся самый массовый поток мигрантов. Это было связано с тем, что на Карельском перешейке, особенно в сельской местности, война не оставила таких глобальных разрушений, которые наблюдались на других оккупированных территориях. Это было, прежде всего, чрезвычайно важно реэвакуированным и тем, кому из эвакуации было некуда возвращаться. Прибывало много одиноких женщин и «многодетных матерей крайне истощённых, не имеющих никакой квалификации» [1, c. 4]. А вот колхозники не стремились бросать давно обжитые места. «Предложение о перемене места жительства натолкнулось в среде хлеборобов на упорное

нежелание переезжать. Большинство предпочитало жить там, где веками жили и умирали их деды и прадеды, а не искать лучшей доли в неведомом крае» [2, а 28]. Зато рабочие и интеллигенция, не обремененные недвижимостью, мечтающие о стабильной, вовремя оплачиваемой работе, чтобы прокормить семью, охотно переселялись на новое место жительства.

Среди переселенцев было много детей, в том числе школьного возраста, поэтому в районных центрах, Выборге, Кексгольме (Приозерске), Яски (Лесогорск), Рауту (Сосново) осенью 1944 г. были созданы районные отделы народного образования. Работники отделов и учителя приложили огромные усилия, чтобы дети уже в текущем году приступили к учебе. Сохранившиеся школьные здания за годы войны были разорены. Лучшие из них занимались военными под штабы, госпитали, столовые, а вот оставшиеся и приводились спешно в порядок «всем миром». В Раутовском районе в поселке Валкярви (Мичуринское) сгоревшее школьное здание уже к началу сентября восстановили с помощью пленных немцев. В Яскинском районе в городе Энсо (Свето-горск) подключились к текущему ремонту школы работники Бумкомбината, восстанавливаемой ГЭС №11 и военнослужащие с пограничной заставы. В поселках Маттила (Топольки), Ярвенкюля (Лесогорский сельсовет) и Янтула (Маслово) большую помощь в уборке школьных зданий, ремонте, подвозке топлива «оказали родители - колхозники из колхозов: «Пограничник», «Искра», «Слава героям» [3, л. 1].

Но самая большая нагрузка в подготовке школ легла на плечи учителей. В Яскинском районе «на восстановление школ затрачено 265 человекодней, из них 165 выполнено учителями и 30 конедней» [3, л. 1]. В Выборгском районе в первых трех школах - Сяй-нинской (Черкасово), Алясомской (Соколинский с/с), Иоханенской (поселок Советский) -рабочими предприятий, общественностью, учителями и учениками в 1944 г. было отработано 1350 часов. В городе Кексгольме работники школы сами вымыли помещение, «нашли в сарае мебель, оставленную финнами - парты, столы, стулья (ранее здесь до войны размещалась финская школа) - и обставили ею 3 комнаты» [4, с. 13].

В результате уже осенью 1944 г., после завершения боевых действий на Карельском перешейке, были открыты две городские школы в Выборге и Кексгольме и шесть сельских школ в Раутовском и Выборгском районах. В Яскинском, самом северном районе, только в январе 1945 г. приступили к занятиям в городе Энсо и с февраля по апрель еще в четырех сельских школах района.

Дети той поры, пережившие кто оккупацию, кто эвакуацию, потерю близких, в большинстве своем охотно посещали школу и учились, несмотря на лишения и недостаток питания. Заведующей Кексгольмской школы № 1 Павле Яковлевне Саенко (Ильиной) в первую послевоенную зиму ее ученики запомнились ослабленными: «В школе не было никакого шума. Как перемена, дети жались к батареям. С помощью гороно выхлопотали для них горячие завтраки. Ребятишки заметно повеселели». Но дети в любое время остаются детьми, они шалили, дрались, убегали с уроков. Из воспоминаний Ю.Л. Царева, учащегося этой школы: «Иногда мы вообще не появлялись на занятиях: оставались у кого-нибудь дома, пока родители были на работе, резали ломтиками картошку и жарили ее прямо на финской плите, а потом с удовольствием ели. Такие лакомства были роскошью для нас» [5, с. 322].

Надо сказать, что учиться в первый год было особенно трудно: учебников не

хватало, в лучшем случае 2-3 книги на класс. Тетрадей, во многих сельских школах не было вовсе, приходилось писать в старых книгах между строчками. «Чтобы научить читать учащихся первого класса... использовались лозунги и плакаты, самодельные нарезные азбуки» [6, л. 4]. Об электрическом свете не мечтали, порой и керосина не хватало. Тогда молодежь «устраивала «светильники»: в банку из-под горчицы вставляли фитиль из какой-нибудь старой суконки» [4, с. 65], их и использовали вместо керосиновой лампы. Но заниматься при таком освещении было трудно, поэтому расписание уроков напрямую зависело от светового дня.

Для улучшения посещаемости школ и выполнения закона о всеобуче Облисполкомом были выделены средства на 1945 г. каждому району для поддержания детей, остро нуждающихся материально. Для них организовывались бесплатные горячие завтраки, «где дети получали хлеб и сахар, по нормам детского снабжения» [3, л. 2], закупалась обувь и одежда (платье, нижнее белье, чулки). Вот как об этом вспоминает ученик Кексгольмской начальной школы Ю.Л. Царев: «Радостными в школе считались дни, когда выдавали по талонам вещи. Помню, мне достались бурки, это такие высокие войлочные сапоги на кожаной подошве. Я в них ходил везде и всюду, как петух, воображал ужасно». В Выборге и Выборгском районе на часть из выделенных 15000 рублей, было приобретено 325 пар обуви, а городе Энсо только 10.

Для сирот и далеко живущих детей в Выборге открыли интернат на 30 человек. В сельской местности, где вновь созданные колхозы и хутора, доставшиеся переселенцам от финнов, весьма удалены друг то друга, школы размещались по территории районов «с таким расчетом, чтобы каждая охватывала детей первых двух классов» [6, л. 2 об.] и расстояние до места жительства было не более 4,5 км.

Огромной проблемой при развертывании школьной сети на территории Карельского перешейка и организации учебного процесса во всех вновь открытых школах стала необеспеченность их педагогическими кадрами. На основании решения Исполнительного комитета Выборгского городского совета депутатов трудящихся от 25.01.45 г. было предписано: «В течение двух недельного срока, укомплектовать школы города всеми необходимыми кадрами» [7, л. 2]. Старший инспектор отдела по учету и распределению рабочей силы «т. Герасимова» проверила по предприятиям города «наличие учителей, использующихся не по специальности» [7, л. 2] и отозвала их для работы в школы. Кроме того, обратились в горком ВЛКСМ с просьбой «из лучших комсомольцев города направить на курсы по подготовке преподавателей физкультуры и пионервожатых» [7, л. 14]. Но, несмотря на экстренно принятые меры, в Выборге из 3077 учащихся, 1422 школьника занимались во вторую смену. В Яскинском районе из-за отсутствия учителей, не было охвачено обучением 59 детей колхозников-переселенцев, прибывших на постоянное место жительства в апреле 1945 г. Очень странно, что такое большое количество детей не посещало школу, т. к. в том же документе, на той же странице написано: «В интернатах и подвозе детей в текущем году необходимости не было» [3, л. 2].

Даже когда по линии Леноблоно в район направлялись учителя, случались курьезы. Так с 15.12.44 г. по 01.04.45 г. в Яскинский отдел Народного образования по направлению Леноблоно прибыли два специалиста. Один из них, «т. Никонов», несмотря на то, что имел педагогический стаж и до войны работал в школе Винницкого района, не соответствовал занимаемой должности, не знал материала, не владел

культурой речи, организаторскими способностями, и сам был недисциплинированным. Другой «т. Кормаков», был направлен на должность школьного инспектора, тоже оказался «недостаточно квалифицирован, да еще и болен, (у него атрофия правой половины головного мозга)» [3, л. 3]. Поэтому оба были уволены.

Из-за отсутствия кадров учителя вынужденно работали не по специальности с большими перегрузками. Например, в Кексгольмской и Маттильской начальных школах один учитель был заведующим школой и занимался с четырьмя классами в две смены. В неполной средней школе города Энсо учителя-предметники по совместительству преподавали в начальной школе.

Затрудняла работу педагогов бытовая неустроенность их семей. Из воспоминаний учителя французского языка А.Т. Ганюшиной: «Жили мы с дочерью в маленьком домике ... спали на полу на соломе... Не было никакой торговли хлебом и продуктами - жили на самоснабжении. По договору урожай на полях был оставлен финнами. Моя дочь заготовила один мешок зерна пшеницы, так и питались.» [4, л. 11]. Учительница начальной школы Е. Жукова свои воспоминания озаглавила «Мы жили трудно, но верили в завтра». Летом 1945 г. Приехала она в Приладожский сельсовет (Мельниково) Кексгольмского района в гимнастерке и брезентовых сапогах, с деревянным чемоданом. Ее обустроили при школе в комнате для учителя. Сделали деревянный «стеллаж для спанья», выделили набитый соломой матрац и подушку. С удивительным юмором и тактом в воспоминаниях пишет Е. Жукова о своих невзгодах: «К зиме я купила резиновые боты. вставила деревянные каблуки, стельки из ветоши и топала зиму. Только вот надоела мне серая шинель, и я решила перекрасить ее в черную. В школьный питьевой бачок высыпала краску и соль, втиснула шинель.., кипятила, веселилась, а когда вытащила - прослезилась. Такая она получилась пятнистая. Дошло до роно - не могла приехать на совещание - пожалели меня, выделили из американской гуманитарной помощи плащ. Так его и одевала, летом на светлую сторону, зимой натягивала на свою шинель. и не горевала» [4, л. 64].

Безусловно, квалификация учителей оставляла желать лучшего. Большинство учителей составляла молодежь, часть из которых не имела не только педагогического, но и среднего образования. Эта тенденция хорошо видна на примере «учительских кадров» школ Яскинского районного отдела образования, где из 67 педагогов 44 человека имели стаж работы до 5-ти лет, а 10 человек - до 10 лет. «По образованию учителей имеющие высшее образование - 7 человек; незаконченное высшее - 9 человек; среднее педагогическое - 36 человек; среднее образование или 10-ти месячные курсы - 11 человек; и не имели среднего образования - 4 человека» [3, л. 62]. Поэтому уже в первый послевоенный год остро встал вопрос об улучшении образования учителей. Было запланировано заочное обучение при Ленинградском институте усовершенствования учителей для 10 педагогов. Лишь к концу учебного года в Выборгском районе начал работать районный методический кабинет, заведующий которого только и успел дать школам задания по изготовлению наглядных пособий. Таким образом, основное постановление СНК СССР от 21 июня 1944 г. «О мероприятиях по улучшению качества обучения и воспитания в школе» в силу различных причин было выполнено частично.

Не все школы были укомплектованы техническим персоналом, что накладывало на перегруженных работой учителей дополнительную нагрузку. Особенно в Яскинском

районе, где на 1 февраля 1945 г. «не было ни одного технического работника. В поселке Яски и городе Энсо учителя сами пилили дрова для школы, а в Яски учителя же топили печи» [3, л. 1]. Всего в районе в первом учебном году не хватало по школам пяти уборщиц, а кочегаров вообще забыли ввести в штатное расписание при принятии бюджета на 1945 г.

В конце учебного года, начиная с 4-го класса, проводились экзамены (в старших, не выпускных классах - испытания), по результатам которых учащиеся переводились в следующий класс, либо получали задание на лето, либо оставались на повторное обучение. Все школы Карельского перешейка начали 1944-45 учебный год с опозданием, в связи с этим учебный год по согласованию с облоно, был продлен до 15 июня 1945 г. Но, несмотря на предпринятые меры, в Выборге на второй год было оставлено 348 учащихся, причем самое большое количество второгодников с 1 по 4 класс - 291 человек. В Выборгском и Яскинском районах 64 учащихся оставлены на повторное обучение и не переведены в следующий класс 41 человек в связи с коротким учебным годом.

Главной причиной неудовлетворительного результата первого учебного года было то, что «дети принимались в школу почти ежедневно с разными знаниями и навыками с большим отставанием по программе. Поступление в школу еще было в мае месяце» [3, л. 27], и учителя просто не успевали выявить «пробелы в знаниях учащихся за предыдущие годы, что затрудняло составления планов повторения» [6, л. 6, 6 об.]. Кроме того, часть детей была оставлена на повторное обучение из-за болезни, т.к. они пропустили большую часть занятий. Имел место и отсев учащихся. Одних оставляли дома в качестве нянек малолетних детей, т. к. взрослые работали. Другие, в связи со смертью родителей, оставались единственными кормильцами в семье. Третьи бросили школу «без всяких на то уважительных причин, мотивируя тем, что плохо учатся и им не окончить класс, т.к. много учебного времени пропущено» [3, л. 14]. Чаще всего встречающаяся причина отсева - это поступление подростков на работу, и тогда вернуть их к занятиям было практически невозможно. Например, директор неполной средней школы города Энсо «т. Судакова» неоднократно предупреждала «управление ГЭС №11. о том, чтобы детей школьного возраста. не принимали на работу, но этого сделано не было» [3, л. 23].

Были среди необучаемых детей и беспризорники. Зимой 1945 г. заведующая го-роно Выборга «т. Тихонова» предписывала: «В течение февраля месяца в городских школах изжить неудовлетворительную посещаемость и вовлечь в школу всех детей школьного возраста неохваченных учебой» [7, л. 2]. Для борьбы с детской безнадзорностью в помощь школе привлекались органы милиции и горкома ВЛКСМ. Но, в большинстве своем, учиться беспризорники уже не желали, т.к. пережитые военные невзгоды заставили их быстро повзрослеть, многие были в оккупации, не посещали школу в течение двух-трех лет и просто разучились учиться. Проблема беспризорничест-ва, особенно в первые послевоенные годы, была актуальна не только для Карельского перешейка, но и для всей страны.

Воспитательной работе в школе всегда уделялось много внимания и отводилась особая роль. Основными задачами воспитательной работы всех школ региона в 1944-45 учебном году являлось выполнение постановления СНК СССР от 21 июня 1944 г. «О мероприятиях по улучшению качества обучения и воспитания в школе» и приказа НКП РСФСР

№ 205 «Об укреплении дисциплины в школе». Исходя из этой установки, во всех школах Карельского перешейка учащиеся были ознакомлены с «правилами», которые считались «сильнейшим оружием в воспитании навыков дисциплины и подлинной культуры поведения» [3, л. 54]. В школах проводились беседы по «углублению и пониманию отдельных пунктов»: о приветствии на улице, о вежливости, об отношении к старшим, о дружбе и товариществе, об отношении к социалистической собственности.

Из годовых отчетов за 1944-45 учебный год видно, что в школах учителя с дисциплиной справлялись, не было злостных нарушений, но признавались и недоработки, т.к. учащиеся не всегда приветствовали старших, неряшливо одетыми приходили в школу, не всегда выполняли домашние задания, грубили товарищам, небрежно обращались с учебниками. «Самый трудный участок» внедрения правил поведения учащихся представляла неполная средняя школа города Энсо, где ремесленники, живущие в одном здании со школой, мешали налаживанию дисциплины.

Отдельно обращалось внимание на идейно-политическое воспитание, которое по оценкам районных инспекторов находилось еще «не на должной высоте». Лекции о текущем моменте проводились регулярно в Яски и Энсо, только читки отдельных статей из газет, которые с большим трудом доставались в Ленинграде и Выборге, особенно «Сводка информбюро», осуществлялись во всех школах. А вот книгу И.В. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза» изучали те, у кого она была. Изучали самостоятельно, «теоретических собеседований не проводилось». Из районных одна школа города Энсо имела постоянную библиотеку, где насчитывалось 200 книг. Остальные школы районов книг не имели и пользовались специально организованной библиотекой - передвижкой из Райбиблиотеки.

Исходя из весьма ограниченных возможностей послевоенной поры, достаточно интересно был организован учителями досуг учащихся. В школах работали кружки самодеятельности. В Яски и Энсо были «поставлены концерты» силами учеников. Выступления детей на школьных вечерах и в клубах в дни «красного календаря», выпуск стенных газет, встречи с участниками ВОВ со временем стали доброй традицией многих школ.

Но это официальные отчеты, а в воспоминаниях учителей Кексгольма остался, навеянный романтикой книг А. Гайдара, «Тимуровский отряд». Удивительная по теперешним временам бескорыстность и сознательность полуголодных детей проявлялась в помощи старикам, больным, вдовам. Ребята просто ходили по домам и узнавали, кому и чем надо помочь. Многие жители города и окрестных поселков приходили в школу с благодарностью. Или совсем удивительный случай все в том же Кексгольме в школе № 1. «Педагоги просто диву давались: полы вымыты, двор убран, классы украшены. Кто все это делает? Дети молчат. Позже выяснилось, что ученики организовали команду «Невидимки». Члены команды старались лучше учиться, достойно вести себя, одергивали озорников, выпускали листок «Молния» [8, с. 507].

Общественные работы не считались зазорными и обременительными. В Выборге, Энсо, Кексгольме дети и учителя в свой единственный выходной работали на расчистке города от мусора, хотя это было небезопасно, т. к. после войны оставалось еще много мин. Летом 1945 г. учащиеся обрабатывали выделенные школам земельные участки. При Сайральской (Бородинской) школе Яскенский район дети привели в порядок сохранившийся с довоенной поры «сад на 25 фруктовых деревьев и 80 ягодных

кустов» [3, л. 2]. В Выборгском районе на пришкольных участках 13-ти из 15-ти сельских школ произведен посев картофеля и овощей на 3,07 гектарах. В Кексгольме с помощью военных школьники посадили «огромное поле» картофеля, морковь, свеклу. «Все лето дети ухаживали за огородом, осенью собрали хороший урожай и горячие завтраки в школе получали бесплатно», - так пишет в своих воспоминаниях заведующий школы № 1 П.Я. Ильина.

Подведем итоги. Организация школьного образования была важной составляющей в деле заселения вновь колонизуемой территории Карельского перешейка. Только при условии повсеместного открытия школ, можно было рассчитывать на положительный результат в освоении перешейка сразу же после его освобождения.

Понимая это и несмотря на объективные и субъективные трудности, партийные и советские органы в течение всего учебного года, с сентября по апрель, непрерывно открывали школы во всех районах северной части Ленинградской области, что представляло собой большие сложности, связанные с учетом более полного охвата детей по мере пребывания переселенцев.

Список литературы:

1. Горковенко Р.Д. Выписка из годовых отчётов комбината (рукопись). - 4с. (Отчеты Светогорского ЦБК в Ленинградском областном государственном архиве в г. Выборге (ЛОГАВ), но в настоящее время для исследователей доступна только выписка из этих отчетов, которая находится в библиотеке Муниципального отделения культуры и спорта «Культурно-спортивный комплекс г. Светогорск»)

2. Цит. по: Степаков В.Н., Балашов Е.А. В «новых районах»: Из истории освоения Карельского перешейка: 1940-1941, 1944-1950гг. СПб., 2001. - 28с.

3. ЛОГАВ. Ф. Р-1426. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-62.

4. Воспоминания педагогов ветеранов Приозерска и Приозерского района. При-озерск. 2000. - 92с.

5. Царев Ю.Л. Приозерский краеведческий альманах: Вуокса. 2002-2003 гг. СПб.- Приозерск. 2003. -425с.

6. ЛОГАВ. Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 192. Л .1-12.

7. ЛОГАВ. Ф. Р-96. Оп. 2. Д. 5. Л.2-14.

8. Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: история и культура. СПб. -Приозерск. 2004. -668с.

List of references:

1. Gorkovenko R.D. Writinq out from annual accounts of the industrial complex (handwritinq) - 4 p.

2. Quotation according to Stepakov V.N., Balashov E.A. In «new regions». From the history of opening up Karelian isthmus: 1940-1941, 1944-1950 years. Snt. Petersb. 2001. - 28 p.

3. LOGAV. F.R-1426. Inv.1. F.1. S. 1-62.

4. Reminiscences of pedagogues-veterans of Priozersik and Priozersk Region. Priozersk.2000. - 92 p.

5. Tsaryov Yu.L. Priozersky Kraevedchesky almanac: Vyoksa. 2002-2003 years. Snt. Petersb.-Priozersik.2003. - 425 p.

6. LOGAV. F.R-6. Inv.1. F.192. S. 1-12.

7. LOGAV. F.R-96. Inv.2. F.5. S. 2-14.

8. Dmitriev A.P., Likhoy A.I. Priozerskaya land: history and culture. Snt. Petersb.- Priozersik. 2004. - 668 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.