Научная статья на тему 'Развертывание школьной сети на освобожденной и вновь заселяемой территории Карельского перешейка в 1944/45 учебном году'

Развертывание школьной сети на освобожденной и вновь заселяемой территории Карельского перешейка в 1944/45 учебном году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / ШКОЛА / ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / УЧЕБНЫЙ ГОД / KARELIAN ISTHMUS / EMIGRATION POLICY / POST-WAR PERIOD / SCHOOL / EPIDEMIOLOGIC SITUATION / ACADEMIC YEAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернова Ольга Михайловна

Анализируются проблемы развертывания школьной сети и начало работы школ в 1944/45 учебном году на территории Карельского перешейка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The expansion of school network to the liberated and newly populated territories of the Karelian isthmus in 1944/1945 academic year

This article analyses the problems of school network expansion and the beginning of 1944/1945 academic year on the territory of the Karelian isthmus.

Текст научной работы на тему «Развертывание школьной сети на освобожденной и вновь заселяемой территории Карельского перешейка в 1944/45 учебном году»

10. Псковский край в истории СССР. Л., 1970.

11. Российский государственный исторический архив. Ф. 593. Государственный Дворянский земельный банк. Оп. 17.

12. Русаков В. М. Рассказы о потомках А. С. Пушкина. Л., 1982.

Об авторе

Игорь Дмитриевич Черников — ст. преп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: [email protected]

32

About author

Igor Chernikov, Assistant Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University.

E-mail: [email protected]

УДК 908(470)

О. М. Чернова

РАЗВЕРТЫВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ СЕТИ НА ОСВОБОЖДЕННОЙ И ВНОВЬ ЗАСЕЛЯЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ КАРЕЛЬСКОГО ПЕРЕШЕЙКА В 1944/45 УЧЕБНОМ ГОДУ

Анализируются проблемы развертывания школьной сети и начало работы школ в 1944/45 учебном году на территории Карельского перешейка.

This article analyses the problems of school network expansion and the beginning of1944/1945 academic year on the territory of the Karelian isthmus.

Ключевые слова: Карельский перешеек, переселенческая политика, послевоенный период, школа, эпидемиологическая обстановка, учебный год.

Key words: Karelian isthmus, emigration policy, post-war period, school, epidemiologic situation, academic year.

В результате ожесточенных боев 20 июня 1944 г. советскими войсками был взят город Выборг. Вся территория Карельского перешейка была освобождена от оккупации войсками Ленинградского и Волховского фронтов летом того же года. В результате Московского перемирия от 19 сентября 1944 г. Советский Союз возвратил себе часть Карелии. Финское население в спешном порядке покинуло Карельский перешеек, в связи с чем опять остро встала демографическая проблема. Как известно из опыта региональной политики, незаселенные территории гораздо труднее удержать, поэтому еще до окончания войны начался новый, за четыре года уже второй этап заселения советскими переселенцами данной земли.

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 12. С. 32 — 36.

Выборгский, Кексгольмский (Приозерский) и Яскинский (Лесогорский) районы 24 ноября 1944 г. были выведены из состава КарелоФинской ССР и включены в состав Ленинградской области РСФСР, города Выборг, Кексгольм, а также поселки Рауту (Сосново) и Яски стали центрами областного подчинения. Начало переселенческому процессу на территорию Карельского перешейка положило постановление Государственного Комитета Обороны от 15 января 1945 г. № 7326/с «О переселении хозяйств колхозников в районы Карельского перешейка, входящие в состав Ленинградской области». На 1945 г. пришелся самый массовый поток мигрантов. Это было связано с тем, что на Карельском перешейке война не оставила таких глобальных разрушений, которые наблюдались на других оккупированных территориях. Здесь многие дома, хутора, хозяйственные постройки остались в сохранности, и люди, прибывшие на поселение, обретали бесплатную крышу над головой, что было прежде всего чрезвычайно важно для реэвакуированных и тех, кому из эвакуации было некуда возвращаться. Приезжало значительное число одиноких женщин и «многодетных матерей, крайне истощенных, не имеющих никакой квалификации» [1, с. 4]. А вот колхозники не стремились бросать давно обжитые места. «Предложение о перемене места жительства натолкнулось в среде хлеборобов на упорное нежелание переезжать. Большинство предпочитало жить там, где веками жили и умирали их деды и прадеды, а не искать лучшей доли в неведомом крае» [2, с. 28]. Зато рабочие, не обремененные недвижимостью, мечтающие о стабильной, вовремя оплачиваемой работе, охотно переселялись на новое место жительства. Ими, а также квалифицированными специалистами и интеллигенцией были быстрее всего заселены промышленные образования и города, в том числе и самый крупный город перешейка Выборг.

Среди переселенцев оказалось много детей, в том числе школьного возраста, поэтому в районных центрах Выборге, Кексгольме, Яски, Рауту осенью 1944 г. были созданы районные отделы народного образования. Проведенная ими инспекция всех довоенных школьных зданий показала, что временно неиспользуемые для занятий здания следует законсервировать, а по «занятым помещениям договориться с воинскими частями и госпиталями о проведении всех необходимых работ по их освобождению и сохранению» [3, л. 1]. Но, например, в Кексгольме, несмотря на настойчивость зав. гороно А. Н. Беляева, начальник гарнизона просил «отсрочить "эвакуацию" офицеров из школы, говоря: "Дайте им покушать с комфортом еще немного. Они устали в походах есть с повозок"» [4, с. 12].

Чтобы ускорить начало занятий, школьные здания приводились в порядок «всем миром». В Выборге зав. Ремстройконторы Чайкин выделил бригаду рабочих «для оказания практической помощи в оборудовании и ремонте школы по ул. Садовой» [3, л. 1]. В Раутовском районе в поселке Валкярви (Мичуринское) сгоревшее школьное здание восстановили с помощью пленных немцев. В Яскинском районе в городе Энсо (Светогорск) подключились к ремонту школы работники ГЭС № 11, Бумкомбината и военнослужащие с заставы. В поселках Мат-тила (Топольки), Ярвенкюля (Лесогорский сельсовет) и Янтула (Масло-

33

34

во) большую помощь «оказали родители — колхозники колхозов "Пограничник", "Искра", "Слава героям" в уборке школьных зданий, ремонте, подвозке топлива, выделении технического персонала» [5, л. 1].

Самая большая нагрузка в подготовке школ к первому послевоенному учебному году легла на плечи учителей. Всего в Яскинском районе «на восстановление и обслуживание школ затрачено 265 человекодней, из них 165 выполнено учителями, и 30 коне-дней» [там же]. На восстановление первых трех школ Выборгского района Сяйнинской (Черкасово), Алясомской (Соколинский сельсовет), Йоханенской (Советский) рабочими предприятий, учителями и учениками в 1944 г. было отработано 1 350 часов. В Кексгольме учительница и уборщицы сами вычистили школу, «нашли в сарае мебель, оставленную финнами, — парты, столы, стулья, и обставили ею 3 комнаты» [4, с. 13].

Не все школы были укомплектованы техническим персоналом, что накладывало на учителей дополнительную нагрузку, особенно в Яс-кинском районе, где на 1 февраля 1945 г. «не было ни одного технического работника. В поселке Яски и городе Энсо учителя сами пилили дрова для школы и топили печи» [5, с. 1]. Всего в районе в первом учебном году не хватало пяти уборщиц, а кочегаров вообще забыли ввести в штатное расписание при принятии бюджета на 1945 г.

Первыми учебными учреждениями, приступившими к работе, были школы Раутовского района: 8 сентября 1944 г. неполная средняя школа в поселке Валкярви, затем начальные школы в районном центре Рауту в октябре и 1 ноября в поселке Вехмайнен (Кривко). Во всех других намеченных к открытию школьных зданиях спешно продолжался текущий ремонт: завозились дрова, стеклились окна, а в городских школах Выборга и Кексгольма ремонтировалась электропроводка.

В результате 10 ноября 1944 г. в Кексгольме 16 детей приступили к занятиям: «Состоялось торжественное открытие 1-й начальной школы. Перед учениками и их родителями выступил зав. гороно А. Н. Беляев. Родители и дети долго аплодировали и благодарили учителей и руководство города» [4, с. 13]. Средняя школа в Выборге была открыта 8 декабря, затем в течение месяца приступили к занятиям еще три школы Выборгского района, Сяйнинская, Алясомская, Иоханенская. А вот в Яскинском районе в 1945 г. были готовы к работе только одна неполная средняя школа в городе Энсо к 10 января и четыре начальные школы: Яскинская — в феврале, Маттильская — к 5 апреля, Янтульская — к 19 апреля и Ярвенкюльская — к 25 апреля. В связи с таким поздним открытием учебный год в трех сельских начальных школах в Яскинском районе и двух в Выборгском районе продолжался от 62 до 38 дней, что не позволило перевести детей в следующий класс.

Самое большое количество учеников было в Выборге, где к августу 1945 г. в 6 школах училось 3077 чел. В Выборгском районе к концу учебного года стало 15 начальных школ и 271 учащихся, число которых за летний период увеличилось до 404 чел. В Яскинском районе в 5 школах обучалось 195 чел. В Кексгольме количество учащихся в единственной школе выросло с 16 до 86 чел., а в Кексгольмском районе за 1945 г. было открыто 14 начальных и неполных средних школ.

Работа школ была невозможна без решения проблемы с отоплением. В Выборгском районе в Йоханенской школе был составлен «график на родителей повседневной помощи школе, выражающейся в распилке и колке дров» [6, л. 3]. О подвозе дров в Кексгольме к начальной школе пишет в своих воспоминаниях зав. школой П. Я. Ильина: «Доставляли дрова на больших дровнях, в которые запрягались родители. Позже по ходатайству врача военного госпиталя дрова стали подвозить на военных машинах. Дров навозили, а кочегарку топить нельзя — затоплена водой» [7, л. 2 — 2 об.]. Спасло то, что в числе реэвакуированных граждан нашелся специалист, наладивший отопление.

Для сирот и далеко живущих детей в Выборге открыли интернат на 30 чел. В Выборгском районе, где вновь созданные колхозы и хутора были весьма удалены друг от друга, при небольшом количестве учащихся (271 чел.) к концу 1944/45 учебного года работало 15 школ. Их размещали по «территории района с таким расчетом, чтобы каждая охватывала детей первых двух классов» [там же, л. 2 об.] и расстояние от школы до места жительства было не более 4,5 км. Работникам подсобных хозяйств Военторга поручили организовать подвоз детей на уроки гужевым транспортом.

В городе Выборге скученное проживание, постоянный приток переселенцев привели к вспышке педикулеза, что не могло не сказаться на школе и интернате. Здесь к 25 января 1945 г. «имело место наличие педикулеза у 40 % школьников» [8, л. 1]. В целях предотвращения распространения заболевания при исполкоме Выборгского городского совета была сформирована чрезвычайно-эпидемиологическая комиссия. Ее постановление предписывало «провести поголовный осмотр всех рабочих и служащих», в том числе зав. гороно Тихоновой организовать «ежедневный тщательный осмотр всех детей. При обнаружении педикулеза немедленно производить санобработку». В городе в десятидневный срок были созданы санпосты и эпидемотряды, на железнодорожной станции — санпропускник. Обязали зав. Горкомхозом «т. Чайкина открыть вторую баню в городе, начальника ТЭУ (Топливно-энергетического управления. — О. Ч.) т. Димова обеспечить обе бани бесперебойной подачей воды», зав. Горторготделом Белоусову «немедленно организовать продажу мыла в городских банях» [там же, л. 4 — 5]. К 15 февраля угроза эпидемии педикулеза в Выборге была снята.

Заселение Карельского перешейка советскими гражданами шло довольно активно. К концу 1944/45 учебного года классы с трудом вмещали вновь прибывших учащихся, но военные не спешили покидать занятые ими школьные помещения. Так, летом 1945 г. все еще оставались «занятыми не по назначению школьные здания на станциях Ан-треа (Каменногорск), Сайрала (Бородинское), в колхозе им. Жданова Яскинского сельсовета» [5, л. 2], в поселке Тианхара, в Кексгольме. Воинские части полностью проигнорировали решение Выборгского исполкома от 22 апреля 1945 г. об освобождении ими школьных помещений. Тогда 29 июня Выборгский городской совет, руководствуясь решением Леноблисполкома, постановил: «Принять решительные меры к освобождению воинскими частями всех школьных зданий» [8, л. 13]. Последним в ноябре 1945 г. военными было освобождено здание школы

35

в Кексгольме, когда госпиталь перевели в Ленинград. «Освобождение средней школы было трудным, военные не хотели покидать здание, но к этому времени появился приказ Сталина об освобождении школьных помещений», и дом был передан школе [4, с. 17].

Таким образом, можно констатировать, что становление школьного образования на только что освобожденной и вновь заселяемой территории Карельского перешейка из-за недальновидности местных властей, ограниченных возможностей и огромного количества нерешенных проблем не являлось приоритетным и практически повсеместно было возложено на педагогов и родителей учеников. Для военного же руководства власти на местах не были авторитетными. Их приказы, распоряжения не выполнялись воинскими частями, а просьбы и претензии везде игнорировались. Поэтому именно педагоги приложили много сил для создания школьной сети на Карельском перешейке, не дожидаясь окончания войны. По прошествии лет ясно видна оправданность этих усилий: дети были возвращены в классы и продолжили получение образования, что уберегло их от влияния улицы, беспри-зорничества и в дальнейшем позволило стать полезными стране.

Список источников и литературы

1. Горковенко Р. Д. Выписка из годовых отчетов комбината (рукопись) // Отчеты Светогорского ЦБК в Ленинградском областном государственном архиве в г. Выборге (ЛОГАВ). (В настоящее время для исследователей доступна только выписка из этих отчетов, которая находится в библиотеке муниципального отделения культуры и спорта «Культурно-спортивный комплекс г. Светогорск».)

2. Степаков В. Н., Балашов Е. А. В «новых районах»: из истории освоения Карельского перешейка: 1940 — 1941, 1944—1950 гг. СПб., 2001.

3. ЛОГАВ. Ф. Р-96. Исполнительный комитет Выборгского городского совета депутатов трудящихся 1944—1951 гг. Оп. 2.

4. Воспоминания педагогов ветеранов Приозерска и Приозерского района. Приозерск, 2000.

5. ЛОГАВ. Ф. Р — 1426. Отдел народного образования Исполнительного комитета Яскинского — Лесогорского района Совета депутатов трудящихся. 1945—1958 гг. Оп. 1.

6. ЛОГАВ. Ф. Р-14. Исполком Выборгского района Совета депутатов трудящихся. 1945—1946 гг. Оп. 2. Д. 2.

7. ЛОГАВ. Ф. Р-6. Отчеты о работе школ Выборгского района Ленинградской области за 1944/45 уч. год. Оп. 1. Д. 192.

8. ЛОГАВ. Ф. Р-96. Оп. 2. Д. 5.

Об авторе

Ольга Михайловна Чернова — учитель, МОУ «СОШ № 1 г. Светогорска», соиск., Санкт-Петербургский государственный университет.

E-mail: [email protected]

About author

Olga Chernova, teacher, Secondary School № 1 of the town of Sve-togorsk, PhD student, Saint Petersburg State University.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.