Научная статья на тему 'Первый советский памятник манифест революции и авангарда'

Первый советский памятник манифест революции и авангарда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ СИМВОЛ / ПЛОЩАДЬ / СОВЕТСКИЙ ПАМЯТНИК / АВАНГАРД / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / РАВДЕЛЬ / NEW SYMBOL / SQUARE / SOVIET MONUMENT / VANGUARD / REGIONAL HISTORY / RAVDEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богданова Василя Зякярьевна

В статье рассмотрен механизм смысловой трансформации исторически сложившейся площади под действием идеологической доктрины. Рассматриваются рычаги управления архитектурно-пространственной ситуацией в период становления новой власти в Пензенской губернии. В стилистике скульптурного объекта выявлены интернациональные тенденции модернизма. Автор предлагает алгоритм фиксации оценки произведения для определения его стилистики и идейно-художественной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST SOVIET MONUMENT AS A MANIFEST OF REVOLUTION AND VANGUARD

The article considers a mechanism of meaning transformation of the historically developed square under the influence of the ideological doctrine. The author discusses controls of the architectural situation during establishment of the new power in the Penza province. The stylistics of a sculpture carries international trends of modernism. The author suggests an algorithm of work evaluation fixing for determination of its stylistic features and artistic value.

Текст научной работы на тему «Первый советский памятник манифест революции и авангарда»

УДК 725.94.035.93 «1918» (470.40-21) Богданова Василя Зякярьевна

доцент Пензенского государственного архитектурно-строительного университета

ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ПАМЯТНИК -МАНИФЕСТ РЕВОЛЮЦИИ И АВАНГАРДА

Bogdanova Vasilia Zyakyarievna

Assistant Professor Penza State University of Architecture and Construction

THE FIRST SOVIET MONUMENT AS A MANIFEST OF REVOLUTION AND VANGUARD

Аннотация:

В статье рассмотрен механизм смысловой трансформации исторически сложившейся площади под действием идеологической доктрины. Рассматриваются рычаги управления архитектурно-пространственной ситуацией в период становления новой власти в Пензенской губернии. В стилистике скульптурного объекта выявлены интернациональные тенденции модернизма. Автор предлагает алгоритм фиксации оценки произведения для определения его стилистики и идейно-художественной ценности.

Ключевые слова:

новый символ, площадь, советский памятник, авангард, региональная история, Равдель.

Summary:

The article considers a mechanism of meaning transformation of the historically developed square under the influence of the ideological doctrine. The author discusses controls of the architectural situation during establishment of the new power in the Penza province. The stylistics of a sculpture carries international trends of modernism. The author suggests an algorithm of work evaluation fixing for determination of its stylistic features and artistic value.

Keywords:

new symbol, square, Soviet monument, vanguard, regional history, Ravdel.

Механизмы привлечения или, напротив, отторжения тех или иных архитектурноскульптурных объектов в культурной среде города представляют для исследователей несомненный интерес. Вероятно, вопросы социальной интеграции самых монументальных из статусных произведений искусства, как и выявления их объективной художественной ценности, будут волновать всегда. В этом ракурсе история первого в Европе памятника Карлу Марксу, созданного в Пензе в 1918 г., представляет особый интерес.

Потрясениям революции 1917 г. предстояло обозначить новые ориентиры. В стране, объявленной Советской Республикой, потребовалось узаконить ее рождение и этапы роста. На площади, которая через год станет Советской, предполагалось торжественно обустроить ближайшее празднование 1 Мая, обостряя процесс солидарности людей силой воздействия преобразованного архитектурного пространства. Как было подмечено А.Г. Раппопортом, «категория свободы, распространяясь на все сферы человеческой деятельности, становилась той жизненной основой, на которой вырастает и расцветает театрализованная архитектура Нового времени» [1, с. 18].

В то время, в соответствии с Декретом о памятниках [2, с. 1] и Ленинским планом монументальной пропаганды, в обеих столицах республики была активизирована проектная работа. В Петрограде группу по праздничной реконструкции Марсового поля возглавили авторитетные классицисты И. Фомин и Л. Руднев. В Москве оформлением Красной площади занялись братья Веснины, Е. Коротков и художник Ф. Федоровский. Здесь предполагалось декорировать кумачовыми полотнами братские могилы и кремлевские башни, на оси Сенатской башни готовились соорудить деревянную трибуну из трех разновеликих параллелепипедов, обшить ее красной материей, украсить еловыми ветками и надписать: «1-е Мая 1918. Слава павшим борцам пролетарской революции» [3, с. 67].

Для оформления главной площади Пензы были привлечены местные передовые силы художников. Их куратором и идейным вдохновителем был Ефим Владимирович Равдель, закончивший скульптурное отделение московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Он прибыл в Пензу из Москвы в качестве уполномоченного Отдела ИЗО Наркомпроса. Именно Равдель разработал план оформления города к первому советскому празднику, в результате чего центр украсился 1 Мая плакатами, гирляндами из еловых веток, триумфальными арками. Против Дома Губернатора, ставшего резиденцией советской власти, был установлен памятник Карлу Марксу, трактованный Е. Равделем в синтезе классических и авангардных приемов.

Любой реальный архитектурный или скульптурный объект может стать общезначимым символом. Получилось, что именно Карл Маркс, а не кто-то из когорты великих революционеров или местных борцов за народное счастье, стал для новой Пензы первой культовой лично-

стью. Европеец, не имеющий никакого отношения к проблемам среднерусской полосы, вошел в далекую по географическим и временным параметрам городскую среду как образец для подражания, буквально объединяющий ее. Может быть, оттого, что в период укрепления еще шаткой власти требовался не авторитет, не герой, а именно культ, опорный образ, принципиально непознаваемый, но обладающий силой иррационального воздействия.

В акте созидания культа концентрировался важный политический момент новой России с ее политическими ориентирами. Овеществление идеологии, понимаемой как средство достижения и удержания власти, создает реальные объекты, наделенные всеми признаками фетиша. К. Маркс - символ мировой революции - стал культовой фигурой, узаконившись монументально, с первого пролетарского праздника - 1 Мая 1918 г. Реальное воплощение полумифического для Пензы персонажа в архитектурно-скульптурном обличье превратило его в предмет безусловного признания и всеобщего поклонения. А форма, воплотившая его, стала доминантой регулярного церемониала для тысяч собравшихся. Появление такого памятника не только преобразило пространство старой площади, но развернуло на 180 градусов ее идеологический вектор, подобно Мавзолею Ленина на Красной площади в Москве.

Можно только гадать, осознавал ли Е. Равдель то, что вершит будущее Сурского края? Известно, что сопоставимые с ним творческие личности, подключаясь к духу эпохи, справедливо позиционировали себя не столько в провинции, сколько в планетарном масштабе. Понимание этого ведет к оценке первого советского памятника в Пензе работы Е. Равделя как объекта с символическим подтекстом в потоке всемирной истории.

Выбранная фрагментарность фигуры вызывает некоторое недоумение. Это торс, обрезанный ниже пояса. Особо бросается в глаза отсутствие кисти левой руки, вероятно, умышленно углубленной автором в тело пьедестала. Брутальность обобщенного массива и условность пластического языка делают памятник предельно декларативным: он пронизан пафосом революции, будто ваялся на баррикадах, наспех, «крупными мазками», становясь, по сути, документом революции, ее манифестом, взывающим к трудящимся всех стран. К тому же огромный размер памятника [4] выдает желание автора донести идею изображаемого максимально доходчиво.

Трактовка скульптуры в целом содержит классические и новаторские черты. Стремление к передаче внешнего сходства с первоисточником, близкой к натуралистической, сохранение естественных пропорций фигуры, манера лепки и общая пластика свидетельствуют о традиционных классических приемах, подтверждающих авторскую принадлежность к академической школе. Но статичность фигуры сочетается с динамикой: Маркс изображен оратором, о чем свидетельствует активизированная мимика лица и открытый рот. Особую убедительность и значительность придает правая рука на груди в области сердца. Заметим также, что памятник демонстрирует вариант слияния двух функций в пределах одного объекта: это городская скульптура и трибуна - место выступления ораторов.

Наличие новаторских признаков позволяет отнести памятник к одному из направлений авангардного искусства. Очевидно, автор, ведомый поиском и живым экспериментаторством, руководствовался неудержимым желанием разорвать границы привычного диалога со зрителем. Скульптура перестает быть просто изображением, превращаясь в мощное агитационное орудие. Это - энергетический призыв к действию, сгусток огромного ускорения в будущее, стоп-кадр в 3D-измерении, выполненный с помощью подручных материалов. Установка нового памятника повлекла за собой перекомпоновку площади, изменив ее смысловую организацию. Теперь главным фасадом площади стало административное здание, оплот светской власти, на фоне которого возвышалась фигура вождя мирового пролетариата. Из гарнизонной и соборной площадь стала общественно-политической.

Таким образом, главный собор города как бесспорная доминанта площади уступил место доминанте, выраженной в небольшой архитектурно-скульптурной форме. Несмотря на их оппозицию в пространстве и типологическое различие, оба объекта определили характер театрализации прилегающего пространства, и степень культовой театрализации обоих была одинаково высока.

Культурологическое значение первого советского памятника гораздо глубже его символического и даже идеологического смыслов. Наиболее важными здесь становятся критерии, декларирующие качественно новую эстетику. Прежде всего, это - оперативность исполнения актуального государственного заказа: памятник был создан за неделю, чем отчасти объясняется недолговечность его существования. Во-вторых, это высокий профессионализм исполнения заказа: подъем с его помощью значимости политической ситуации и содержания текущего момента. В-третьих, ориентированность в форме исполнения на массового зрителя, на организацию как можно более широкой аудитории. К особенностям памятника следует отнести и то, что он создавался не в мастерской, а непосредственно на месте монтажа, с экспериментаторским азартом.

С современных позиций, памятник Марксу представляется самым актуальным из всех профессионально замышляемых объектов монументальной пропаганды, представляя собой прямую иллюстрацию к могуществу произносимого слова, к тому же вполне интернациональную: символ, по определению, понятен без перевода. Кстати, тогда в Пензе, ставшей распределительным пунктом для иностранных военнопленных, велась активная борьба за объединение воинов из разных стран мира в ряды Красной Армии, на защиту революции.

Эпоха новейшего времени в стране победившего пролетариата проявляет свои особенности. Интересуя нас парадоксальностью и стремительным развитием, она разворачивает сюжеты специфического колорита. Политическая подоплека истории вторгается во все проявления жизни любого общества, опутывает их словно сетью, образуя жесткий и прочный каркас развития, превращая животворящее начало в неповоротливый, жесткий монолит, отгороженный железным занавесом. Однако пока политика свежа экспериментами, идеология вырывается из допустимых и разрешенных рамок непредсказуемо, скачкообразно и даже скандально. Примерно по такой схеме происходила художественная материализация «политического момента» в провинции Советской России.

Ссылки и примечания:

1. Раппапорт А.Г. Зрители и герои «архитектурного театра» // Архитектура СССР. 1979. № 10.

2. Декрет СНК «О памятниках Республики» // Известия Пензенского Совета рабочих и крестьянских депутатов. 17 апреля 1918 г. № 74.

3. Хан-Магомедов С.О. Первомайское оформление Красной площади в 1918 году // В кн.: Александр Веснин и конструктивизм. М., 2007.

4. Высота памятника вместе с пьедесталом и трибуной предположительно составляла 9 м. До 1918 г. в Пензе было установлено всего два скромных бюста поэтам Пушкину А.С. и Лермонтову М.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.