Научная статья на тему 'ПЕРВЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РЕЗИДЕНТУРЫ В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ПЕРВЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РЕЗИДЕНТУРЫ В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗИДЕНТУРА / КОМПЕТЕНЦИИ CANMEDS / ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПАЛАТНАЯ КОМАНДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максудова А. Н., Костерина А. В., Кузьмина С. В., Шамсутдинова Н. Г., Абдулганиева Д. И.

Казанский государственный медицинский университет (КГМУ), один из старейших медицинских ВУЗов в России, имеет большой опыт работы на международном рынке образования. В публикации идёт речь об особенностях последипломной подготовки специалистов в программах резидентуры, впервые реализуемых на базе КГМУ в сотрудничестве с Королевским колледжем врачей и хирургов Канады. Описан опыт внедрения компетентностного образовательного подхода в программу резидентуры по системе CanMEDS. Детально рассмотрена каждая компетенция, лежащая в основе принципов CanMEDS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максудова А. Н., Костерина А. В., Кузьмина С. В., Шамсутдинова Н. Г., Абдулганиева Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST EXPERIENCE OF IMPLEMENTING RESIDENCY PROGRAMS AT KAZAN STATE MEDICAL UNIVERSITY

Kazan State Medical University is one of the oldest medical universities in Russia, which has extensive experience in the international education market. The publication describes the features of postgraduate training of residents, first implemented on the basis of Kazan State Medical University in cooperation with the Royal College of Physicians and Surgeons of Canada. The experience of introducing a competencybased educational approach into the residency program according to the CanMEDS system is described. Each competency underlying the CanMEDS principles is considered in detail.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РЕЗИДЕНТУРЫ В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(S1):3074. doi:10.15829/1728-8800-2022-3074 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)

ш

РОПНИЗ

%0j

Hl ,

«мин

V9

РОССИЙСКОЕ

КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВО

Первый опыт реализации программ резидентуры в Казанском государственном медицинском университете

Максудова А. Н.1, Костерина А. В.1, Кузьмина С. В.1, Шамсутдинова Н. Г.1, Абдулганиева Д. И.1, Каюми К.2, Созинов А. С.1

:ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет". Казань, Россия; 2University of British Columbia. Ванкувер, Канада

Казанский государственный медицинский университет (КГМУ), один из старейших медицинских ВУЗов в России, имеет большой опыт работы на международном рынке образования. В публикации идёт речь об особенностях последипломной подготовки специалистов в программах резидентуры, впервые реализуемых на базе КГМУ в сотрудничестве с Королевским колледжем врачей и хирургов Канады. Описан опыт внедрения компетентностного образовательного подхода в программу резидентуры по системе СапМЕРБ. Детально рассмотрена каждая компетенция, лежащая в основе принципов СапМЕРБ.

Ключевые слова: резидентура, компетенции СапМЕРБ, оценка обучающихся, палатная команда.

Отношения и деятельность: нет. Поступила 27/09-2021

Рецензия получена 05/12-2021 г л ——

Принята к публикации 15/12-2021 ^^мШД^^И

Для цитирования: Максудова А. Н., Костерина А. В., Кузьмина С. В., Шамсутдинова Н. Г., Абдулганиева Д. И., Каюми К., Созинов А. С. Первый опыт реализации программ резиденту-ры в Казанском государственном медицинском университете. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(Б1):3074. <^о1:10.15829/1728-8800-2022-3074

First experience of implementing residency programs at Kazan State Medical University

Maksudova A. N.1, Kosterina A. V.1, Kuzmina S. V.1, Shamsutdinova N. G.1, Abdulganieva D. I.1, Kayumi K.2, Sozinov A. S.1 1Kazan State Medical University. Kazan, Russia; 2University of British Columbia, Vancouver, Canada

Kazan State Medical University is one of the oldest medical universities in Russia, which has extensive experience in the international education market. The publication describes the features of postgraduate training of residents, first implemented on the basis of Kazan State Medical University in cooperation with the Royal College of Physicians and Surgeons of Canada. The experience of introducing a competency-based educational approach into the residency program according to the CanMEDS system is described. Each competency underlying the CanMEDS principles is considered in detail.

Keywords: residency, CanMEDS competencies, student assessment, hospital ward team.

Relationships and Activities: none.

Maksudova A. N. ORCID: 0000-0003-4237-4695, Kosterina A.V. ORCID: 0000-0002-4171-0661, Kuzmina S. V. ORCID: 0000-0002-7330-1213,

Shamsutdinova N.G.* ORCID: 0000-0001-7320-0861, Abdulganieva D. I. ORCID: 0000-0001-7069-2725, Kayumi K. ORCID: 0000-00025988-2832, Sozinov A. S. ORCID: 0000-0003-0686-251X.

'Corresponding author: ngshamsutdinova@gmail.com

Received: 21/11-2021 Revision Received: 05/12-2021 Accepted: 15/12-2021

For citation: Maksudova A. N., Kosterina A. V., Kuzmina S. V., Shamsutdinova N. G., Abdulganieva D. I., Kayumi K., Sozinov A. S. First experience of implementing residency programs at Kazan State Medical University. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(S1):3074. doi:10.15829/1728-8800-2022-3074

ВУЗ — высшее учебное заведение, КГМУ — Казанский государственный медицинский университет, CanMEDS — The Canadian Medical Education Directives for Specialists, RCI — Royal College International, RCPSC — Royal College of Physicians and Surgeons of Canada, WFME — World Federation of Medical Education.

*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: ngshamsutdinova@gmail.com Тел.: 8 (904) 763-83-72

[Максудова А. Н. — д.м.н., профессор кафедры госпитальной терапии, руководитель образовательных программ резидентуры, ORCID: 0000-0003-4237-4695, Костерина А. В. — ассистент кафедры госпитальной терапии, директор программы резидентуры "Внутренние болезни", ORCID: 0000-0002-4171-0661, Кузьмина С. В. — к.м.н., доцент кафедры психиатрии, ORCID: 0000-0002-7330-1213, Шамсутдинова Н. Г.* — к.м.н., доцент кафедры госпитальной терапии, ORCID: 0000-0001-7320-0861, Абдулганиева Д. И. — д.м.н., профессор, зав. кафедрой госпитальной терапии, проректор, ORCID: 0000-0001-7069-2725, Каюми К. — MD, PhD, FRCSC, Professor, Division of CVT Surgery, Department of Surgery, ORCID: 0000-0002-5988-2832, Созинов А. С. — д.м.н., профессор, ректор, ORCID: 0000-0003-0686-251X].

Казанский государственный медицинский университет (КГМУ) с 2015г реализует программы резидентуры по стандартам Канадского Королевского колледжа врачей и хирургов Канады (Royal College of Physicians and Surgeons of Canada - RCPSC).

КГМУ, один из старейших медицинских высших учебных заведений (ВУЗов) в России, основанный в 1814г, имеет большой опыт работы на международном рынке образования, аккредитован Всемирной федерации медицинского образования (World Fédération of Médical Education (WFME)). КГМУ активно участвует в различных образовательных проектах; с 1997г поддерживается программа обмена преподавателей с медицинскими школами США, прежде всего с Йельским Университетом и медицинским колледжем университета штата Вермонт, международная программа стажировок студентов и ординаторов "Глобальное здоровье (GlobalHealth)", которая реализуется совместно с Университетом Вермонта, университетами Вьетнама, Доминиканской республики, Зимбабве, Индии, Уганды и сетью клиник "Nuvance Health" (США) [1]. В КГМУ с 2003г проводится подготовка иностранных студентов на английском языке-посреднике; в 2020-2021 учебном году в университете обучалось 1813 иностранных граждан из 54 стран.

Для того, чтобы приступить к работе, выпускник медицинского ВУЗа в любой стране должен пройти различные варианты экзаменов и последипломную подготовку; сертификат об окончании российской ординатуры крайне редко позволяет приступить к работе, как в связи с отсутствием сертификации наших программ в других странах, так и недостаточной длительностью (в большинстве случаев требуется прохождение клинической последипломной подготовки более трех лет).

Королевский колледж врачей и хирургов Канады, одна из старейших и наиболее известных врачебных ассоциаций, был учрежден в июне 1929г специальным актом парламента Канады для надзора за послевузовским медицинским образованием. Основными направлениями деятельности RCPSC стали установление стандартов в области медицинского образования, профессионального развития и обучения врачей, а также развитие профессиональной практики и здравоохранения.

В 1996г Королевский колледж принял стандарты CanMEDS (The Canadian Medical Education Directives for Specialists), основанную на них систему образования, которая определяет основные компетенции врача. CanMEDS стал крупным событием на национальном и международном уровнях, продемонстрировав высокий уровень канадского послевузовского медицинского образования за пределами Канады. К 2007г многие медицинские организации в Северной Америке и на

международном уровне приняли канадскую систему образования, Европейское общество терапевтов, например, приняло за основу компетенции CanMEDS [2, 3]. За это время в связи с внешним и внутренним спросом RCPSC реорганизовала свою международную работу в двух направлениях и определила подходы к международной деятельности: международная информационно-пропагандистская деятельность, которая включает международные мероприятия, такие как мероприятия в области развития, международные конференции по медицинскому образованию и создание Международного Королевского колледжа (Royal College International (RCI)) [4].

RCI проводит международную разъяснительную работу, налаживая академическое сотрудничество с организациями, разделяющими миссию Королевского колледжа: постоянное совершенствование подготовки в области последипломного медицинского образования посредством обмена знаниями и поддержки. В поисках этого видения и миссии RCI построила множество партнерских отношений по всему миру. В этом качестве RCI продвигает и предоставляет программы и услуги от имени Королевского колледжа, сотрудничает с организациями, разделяющими ценности Королевского колледжа, выступает в качестве маркетингового и контрактного подразделения за пределами Канады, расширяет, совершенствует и поддерживает специализированное медицинское образование, основанное на компетенциях.

КГМУ, начиная с 2015г, активно развивает сотрудничество с Королевским колледжем Канады по вопросам организации на базе КГМУ программы резидентуры по "Внутренним болезням", а также оценки качества медицинского образования. В 2017г КГМУ стал первым вузом, получившим институциональную аккредитацию Королевского колледжа врачей и хирургов Канады за пределами этой страны. В 2018г была аккредитована и программа резидентуры "Внутренние болезни". Следует отметить, что программа резидентуры на базе КГМУ также стала первой в мире иностранной программой, получившей аккредитацию Королевского колледжа врачей и хирургов Канады. Таким образом, выпускники программы КГМУ "Внутренние болезни", полностью выполнившие программу и сдачи соответствующих экзаменов (USMLE, MKSAP), имеют те же права, что и выпускники медицинских школ Канады. В соответствии с решением Королевского колледжа врачей и хирургов Канады в 2019г образовательная программа резидентуры по специальности "Внутренние болезни" КГМУ получила статус аккредитованной программы сроком на 4 года. Данный статус подтверждает, что Казанский ГМУ соответствует международным образовательным

стандартам и применяет принципы постоянного повышения качества образовательных услуг.

Выполнение стандартов аккредитации потребовало от преподавателей КГМУ глубокого погружения в особенности программ резидентуры (термин аналогичный ординатуре), изучения требований и учебных планов. В чем же их особенности?

1. Компетенции CanMEDS

В CanMEDS 7 ключевых ролей-компетенций: коммуникатор, сотрудник, защитник здоровья, медицинский эксперт, лидер, профессионал и ученый (рисунок 1). Исторически сложилось так, что структура CanMEDS была создана по заказу врачей-специалистов в Канаде в 1990г на основе итогов проекта "Обучение будущих врачей Онтарио" (EFPO), в рамках которого медицинские школы Онтарио объединились, чтобы определить, что общество ожидает от врачей. Были проведены консультации с широким кругом общественности, включая инвалидов, представителей различных культур, женщин, пожилых людей и большинством медицинских работников. Первый этап проекта был в значительной степени сосредоточен на ролях врача, далее известных как роли EFPO: медицинский эксперт, коммуникатор, сотрудник, медиатор, учащийся, защитник здоровья, ученый и личность. В 1996г Королевский колледж врачей и хирургов Канады включил 7 из этих ролей в рамки CanMEDS с изменениями в 2005 и 2015гг, а Колледж семейных врачей Канады адаптировал эти роли в CanMEDS FM (Family Medicine) в 2009г.

Медицинский эксперт (Medical Expert) — эта компетенция интегрирует все остальные роли, используя специальные знания, навыки и ценности для поддержания качественной и безопасной пациент-ориентированной помощи. Это центральная роль в CanMEDS, определяющая всю практику врача.

Коммуникатор (Communicator) — эта компетенция определяет правильное и эффективное общение с больным и его семьей, обсуждение перспектив и ожиданий.

Сотрудник (Collaborator) — это взаимодействие с медицинскими профессионалами, построение команды, понимание роли себя и остальных в команде, правильная оценка себя как профессионала. Безусловно, эта компетенция близко соприкасается с компетенцией Лидера и Ученика.

Лидер (Leader) — эта компетенция направлена на совершенствование работы в команде, навыков распределения обязанностей, умение руководить и правильно определять стратегию и тактику лечения, умение передать свои знания и умения другим.

Защитник здоровья (Health Advocate) — компетенция подразумевает общение с больными и их семьями для продвижения информации, способствующей улучшению индивидуального и обще-

Рис. 1 Компетенции CanMEDS (The Canadian Medical Education Directives for Specialists).

ственного здоровья. Врачи занимают особое место в обществе ввиду обладания специальными знаниями и практическими навыками, это диктует обязанность врачей улучшать здоровье и благополучие общества. Данная компетенция требует применение других компетенций, особенно Сотрудник (Collaborator) и Коммуникатор (Communicator).

Ученый/ученик (Scholar) — эта компетенция подразумевает обязанность непрерывного образования и передачу новых знаний другим, оценку достоверности информации, обеспечение обратной связи.

Профессионал (Professional) — компетенция, определяющая применение высоких этических и персональных стандартов в медицинской деятельности, поддержку собственного здоровья, альтруизм, готовность меняться в зависимости от нужд общества. Компетенция отражает высокую позицию врача в обществе и высокую ответственность.

Интересен факт, что восьмая роль, врача как личности, широко не обсуждалась и не вошла в практику CanMEDS. Первоначально компетенция определялась как способность сбалансировать профессиональные и личные роли и справляться со стрессом, связанным с профессиональными требованиями, а также включала в себя обмен информацией о себе с пациентами для укрепления доверия [5].

2. Длительность обучения и наполнение программы

Только специализация в области семейной медицины предполагает двухлетнюю программу ре-зидентуры. Во всех остальных случаях врач может быть допущен не только до работы, но и лицензионных экзаменов только после 4-5 летней практики; возможно дополнительное трехлетнее обучение в случае дальнейшего перехода в программу специ-

ализации (fellowship). Длительность программы отличается от российских, т.к. предусматривает освоение более широкого круга компетенций и навыков.

Например, обязательным компонентом программы резидентуры "Внутренние болезни" является освоение неотложной медицины, что предполагает не менее 3 мес. практики в приемно-диагно-стическом отделении и не менее 2 мес. в отделении реанимации; при этом выпускник должен освоить практически весь арсенал навыков врача реаниматолога, включая пункцию яремной и подключичной вен, лучевой артерии.

Нейронауки — неврология, психология и психиатрия, те дисциплины, которые не осваиваются отечественными ординаторами терапевтами, представлены несколькими блоками в программе подготовки резидентов по внутренним болезням. Наряду с получением навыков неврологического осмотра и базовой синдромальной неврологической диагностики, резиденты в рамках отдельной ротации изучают навыки вербальной и невербальной коммуникации, разбирают вопросы конфликтологии. Кроме обязательных 72 ч, отведенных на изучение психиатрических синдромов, часто встречающихся в практике врача интерниста — тревожно депрессивных расстройств, нарушений психической адаптации, связанной со стрессом, неотложных состояний, таких как делирий, психомоторное возбуждение, расстройство сознания, резиденты имеют возможность пройти четырехнедельные элективы по психосоматическим расстройствам, особенностям психических нарушений, характерных для различных возрастных групп. В программе резидентуры "неврология" психиатрия и психология включены отдельными обязательными ротациями практически на каждом из пяти лет обучения.

Важным компонентом программы являются элективы, список которых определяет комитет программы. Система элективов очень гибкая и предполагает индивидуальную работу; наибольшее их количество предполагается в заключительный год программы (соответственно, 4 или 5), когда выпускник уже знает обычно свое будущее место работы. Так, выбравший частную медицинскую практику может углубиться в амбулаторную практику, а резидент, планирующий академическую карьеру, — научные ротации. Не менее 2 мес. научных ротаций также является обязательным компонентом программы.

3. Самоуправление программ резидентуры

Работой программы руководит директор программы — преподаватель, имеющий квалификацию и опыт работы по данной специальности. Директор программы руководит Комитетом программы, который состоит из преподавателей и ре-

зидентов, которые обязательно представляют группу каждого года обучения и имеют полноправное членство в комитете. Комитет утверждает учебный план, темы лекций и занятий, оценивает качество обучения, элективы и циклы, продвижение (переход на следующий этап обучения) резидентов в программе.

4. Правила реализации программы резидентуры

В своей работе участники программы резидентуры, как преподаватели, так и обучающиеся, руководствуются специально разработанными положениями. Положения представляют собой внутренние стандартные операционные процедуры, определяющие все аспекты работы программы: работу комитета, поведение резидентов, методы оценки преподавателей и резидентов. Положения имеют общие принципы в различных медицинских школах и программах, но разрабатываются и утверждаются в каждом ВУЗе самостоятельно.

5. Работа в палатной команде

Одним из основных отличий является обучение в системе палатной команды. Палатная команда формируется из резидентов различных годов обучения на время ротации (цикла), чаще всего на 1 мес. Старший резидент несет ответственность не только за своих пациентов, но и пациентов резидента 1-2 года, вместе с преподавателем отвечает за освоение навыков и знаний младшими резидентами, что прежде всего позволяет старшему резиденту освоить навыки лидера и учителя. Резиденты первого года кроме компетенции "эксперт" осваивают прежде всего компетенции "коммуникатор" и "сотрудник". Придя в клинику, каждый резидент осматривает своих пациентов, далее вся команда вместе с преподавателем обсуждает пациентов. Крайне важным компонентом является освоение технологий доклада и передачи информации о пациенте.

Организована система клинических преподавателей: доктора отделений участвуют в учебном процессе.

6. Регулярная и всесторонняя оценка резидентов и преподавателей

Во время каждого цикла проводится оценка знаний и навыков резидентов по всем семи компетенциям. Интересно, что резидентов оценивают не только преподаватели, но и сотрудники клиники (врачи и медицинские сестры), другие резиденты (оценка 360О). Крайне важным является конфиденциальность собираемой информации, что является одним из основных требований. Электронные программы, которые пришли на смену бумажным формам, позволяют поддерживать анонимность оценок и осуществлять анализ успеваемости резидента более эффективно. Не только резиденты, но и преподаватели регулярно изучают CanMEDS, положения, новые методы обучения и оценки.

Таким образом, КГМУ аккредитован как учреждение, соответствующее образовательным стандартам Канадского Королевского колледжа врачей и хирургов Канады, аккредитована и успешно функционирует программа резидентуры "Внутренние болезни", проводится работа над программами "Неврология", "Педиатрия". Появление программ резидентуры ускорило применение новых образовательных технологий (электронные программы для самообучения MKSAP, UWorld, Lecturio), значительно повысило кругозор и педаго-

Литература/References

1. International activities of the Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation. (In Russ.) Международная деятельность ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" Министерства Здравоохранения Российской Федерации. https://kazangmu. ru/inter-2. (1 September 2021).

2. Cranston M, Semple C, Duckitt R, et al. European Board of Internal Medicine Competencies Working Group. The practice of internal medicine in Europe: organization, clinical conditions and procedures. Eur J Intern Med. 2013;24(7):627-32. doi:10.1016/j. ejim.2013.08.005.

гические компетенции преподавателей. Новые методы оценки (оценка 360О, система обратной связи, оценка по компетенциям, электронные системы оценки) стали ежедневной практикой в программах резидентуры, а также нашли применение в работе с ординаторами, обучающимися в российских программах.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

3. Official website of the University of Toronto. (In Russ.) Официальный сайт университета Торонто. https://medical-imaging.utoronto.ca/What-is-CanMEDS. (1 September 2021).

4. Official website of the Royal College of Physicians and Surgeons of Canada. (In Russ.) Официальный сайт Королевского колледжа врачей и хирургов Канады. https://www.royalcollege.ca/. (1 September 2021).

5. Dagnone JD, Takahashi SG, Spadafora SM. Reclaiming physician identity: It's time to integrate 'Doctor as Person' into the CanMEDS framework. Can Med Educ J. 2020;11(4):e97-e99. doi:10.36834/cmej.69182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.