Научная статья на тему 'Последипломное обучение (резидентура) по психиатрии в Канаде'

Последипломное обучение (резидентура) по психиатрии в Канаде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
864
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРДИНАТУРА / РЕЗИДЕНТУРА / ПСИХИАТРИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАНАДА / RESIDENCY / RESIDENCY TRAINING / PSYCHIATRY / MEDICAL EDUCATION / CANADA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Савенков О., Федотов Илья Андреевич

В данной статье заинтересованный читатель ознакомится с кратким обзором резидентуры по психиатрии в Канаде на примере Университета Квинс (Queen's University). Приведено описание основных ролей и компетенций CanMEDS, отмечены требования для поступающих в резидентуру, дана характеристика программы обучения на протяжении всего 5-летнего периода. Отдельно описан двухэтапный экзамен при выпуске из резидентуры и возможности пройти узкую специализацию. Авторы надеются, что информация, изложенная в данной статье, окажется полезной для совершенствования обучения в ординатуре по психиатрии в России, а также может послужить отправной точкой для обсуждения возможности аккредитации программы резидентуры по психиатрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Савенков О., Федотов Илья Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postgraduate training (residency) for psychiatry in Canada

This article outlines the basic features of the residency training at Queen's University, Canada, describing the main "roles" and competencies of CanMEDS. The entrance requirements are listed alone with the description of the main features of the 5-year residency training program. In addition, a two-step licensing exam, the exit specialty exam as well as the opportunity to pursue a sub-specialty training are discussed. The authors hope that the information, presented in this article, will be useful for improving the education in psychiatry ordinatura and can also serve as a starting point for discussing the possibility of accrediting residency programs in psychiatry in Russia.

Текст научной работы на тему «Последипломное обучение (резидентура) по психиатрии в Канаде»

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (РЕЗИДЕНТУРА) ПО ПСИХИАТРИИ В КАНАДЕ

Савенков О.1, Федотов И.А.2

1 Университет МакМастера, Гамильтон, Канада

2 ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

В данной статье заинтересованный читатель ознакомится с кратким обзором резидентуры по психиатрии в Канаде на примере Университета Квинс (Queen's University). Приведено описание основных ролей и компетенций CanMEDS, отмечены требования для поступающих в резидентуру, дана характеристика программы обучения на протяжении всего 5-летнего периода. Отдельно описан двухэтапный экзамен при выпуске из резидентуры и возможности пройти узкую специализацию. Авторы надеются, что информация, изложенная в данной статье, окажется полезной для совершенствования обучения в ординатуре по психиатрии в России, а также может послужить отправной точкой для обсуждения возможности аккредитации программы резидентуры по психиатрии.

POSTGRADUATE TRAINING (RESIDENCY) FOR PSYCHIATRY IN CANADA

Savenkov O.1, Fedotov I.A.2

1 McMaster University, Hamilton, Canada

2 Ryazan State Medical University

This article outlines the basic features of the residency training at Queen's University, Canada, describing the main "roles" and competencies of CanMEDS. The entrance requirements are listed alone with the description of the main features of the 5-year residency training program. In addition, a two-step licensing exam, the exit specialty exam as well as the opportunity to pursue a sub-specialty training are discussed. The authors hope that the information, presented in this article, will be useful for improving the education in psychiatry ordinatura and can also serve as a starting point for discussing the possibility of accrediting residency programs in psychiatry in Russia.

Ключевые слова:

ординатура, резидентура, психиатрия, медицинское образование, Канада

Keywords:

residency, residency training, psychiatry, medical education, Canada

Последипломная подготовка врачей-специалистов в Канаде регулируется Королевским колледжем врачей и хирургов Канады (КК) и проводится в резиден-турах (Residency Training Programs) на базе кафедр университетских клиник [1]. КК осуществляет аккредитацию резиден-тур 1 раз в несколько лет, руководствуясь определенными критериями/компетенциями, необходимыми врачу для успешного профессионального функционирования в современном обществе (CanMEDS) [2]. Компетенции CanMEDS были разработаны в 1990-х гг. и с тех пор являются главными столпами последипломного образования в Канаде и США.

CanMEDS - это рамочная концепция, которая определяет и описывает компетенции врачей, необходимые для эффективной работы в системе охраны здоровья населения. Эти компетенции группируются в 7 тематических ролей (рис. 1).

1. Медицинский эксперт. Роль, при которой эксперт интегрирует все остальные CanMEDS роли, применяя медицинские знания, клинические навыки и профессиональные возможности в реализации высококачественной и безопасной пациент-ориентированной помощи.

2. Коммуникатор. Врачи формируют отношения с пациентами и их родственниками, что облегчает сбор и обмен важной

CanMEDS

Рис. 1. Роли врача в системе копетенций CanMEDS (перевод с сайта http://www.royalcollege.ca/rcsite/ canmeds/canmeds-framework-e)

Савенков О., Федотов И.А. Последипломное обучение (резидентура) по психиатрии в Канаде

информацией для эффективной диагностики и лечения.

3. Коллаборатор. Врач эффективно работает с другими специалистами в области охраны здоровья для реализации безопасной, высококачественной, пациент-ориентированной помощи.

4. Лидер. Врач взаимодействует с другими для того, чтобы продвигать высококачественную систему здравоохранения и принимать ответственность за проведение этой политики.

5. Защитник здоровья. Врач использует свои знания и влияние, работая с индивидуумами или организациями для улучшения их здоровья.

6. Ученый. Врач демонстрирует желание постоянно совершенствовать свою практику на протяжении всей жизни путем своего непрерывного самообразования и обучения других.

7. Профессионал. Врач привержен принципам здоровья и здорового образа жизни, а также пропагандирует это как в отношении отдельных людей, так и всего общества в целом через этичное поведение, высокие личные стандарты поведения и поддержание личного здоровья.

Для каждой роли приведен перечень ключевых формируемых компетенций. Компетентный врач легко может интегрировать компетенции всех семи «ролей» CanMEDS.

В задачи КК также входит проведение выпускного сертификационного экзамена по специальности по окончании рези-дентуры. Резиденты, успешно сдавшие экзамен по своей специальности, получают сертификат специалиста, необходимый для получения медицинской лицензии в Канаде, США и некоторых других странах.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ В РЕЗИДЕНТУРУ

Процесс поступления в резидентуру и структура обучения примерно одинаковы во всех университетах Канады с незначительными вариациями. В резидентуры принимают как выпускников медицинских факультетов Канады, так и иностранных студентов с высшим медицинским образованием. Пакет необходимых документов включает в себя выписку из диплома, мо-тивационное письмо о том, почему поступающего интересует психиатрия, характеристики от преподавателей и резюме. Особое внимание приемная комиссия уделяет опыту исследовательской работы и дополнительным клиническим циклам в области психиатрии во время обучения в вузе.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

Резидентура по психиатрии в Канаде длится 5 лет. В течение первого года резиденты проходят следующие клинические циклы (на примере Университета Квинс): 3 мес психиатрии(по 1 мес в поликлинике и стационаре и 1 мес по выбору резидента в любом отделении) и по 1-2 мес отведено на следующие циклы: внутренние болезни, неврология, неотложная медицина, педиатрия, гериатрия и семейная медицина [3]. Задачей первого года резидентуры является закрепление общемедицинских знаний и навыков, необходимых для врача любой специальности. Кроме того, первый год резидентуры является своего рода подготовкой ко второй части Квалификационного экзамена медицинского совета Канады (КЭМСК) (Medical Council of

Canada Qualifying Examination - MCCQE) [4]. Первую часть студенты сдают в конце последнего курса медицинского факультета. Сдача второй части КЭМСК предполагается по окончании первого года резидентуры вне зависимости от специальности.

Второй год резидентуры разделен на 2 блока: стационарный и амбулаторный, где врачи-резиденты оттачивают мастерство диагностики и лечения психических расстройств у взрослых.

Во время 3-го года резиденты проходят два цикла: детская/подростковая психиатрия и гериатрическая психиатрия. Каждый из этих циклов также разделен на 2 части - амбулаторный и стационарный.

4-й год резидентуры посвящен таким разделам психиатрии, как аддиктология, консультационная работа с семейными врачами, психосоматика и реабилитация хронически больных.

Резиденты 5-го, последнего, года обучения в Университете Квинса имеют возможность пройти элективы - клинические циклы по выбору в узкоспециализированных клиниках: клинике расстройств настроения, клинике тревожных состояний, клинике пищевых расстройств, центре по оказанию помощи лицам с особенностями в развитии, центре психофармакологии, центре по реабилитации хронически больных, а также цикл по семейной/супружеской психотерапии. Для подготовки к выпускному экзамену по психиатрии в конце резидентуры предусмотрена возможность оплачиваемого отпуска для самоподготовки.

В расписание типичного дня резидента входит в основном работа в стационаре или амбулаторный прием под руководством врача-преподавателя. Все

врачи, занимающиеся преподавательской работой, имеют академическую должность на кафедре психиатрии (большая часть сотрудников кафедры являются ассистентами). Учитывая высокий уровень подготовки студентов-медиков и строгий вступительный отбор, большинство резидентов в состоянии самостоятельно провести обследование больного, диагностику и определить план лечения уже с первых дней резидентуры [5]. Резиденты чаще всего самостоятельно осматривают больных и докладывают о поставленных диагнозах преподавателю. Во время обсуждения резидент отвечает на вопросы преподавателя, обсуждаются дифференциальная диагностика и план обследования и лечения. Вся информация документируется резидентом в истории болезни. Периодически преподаватель лично присутствует при обследовании больных резидентом для контроля клинической работы. По окончании обследования больного преподаватель дает резиденту свою оценку, комментирует коммуникационные навыки и дает советы о том, что следует улучшить.

Преподаватель работает чаще всего с одним резидентом (особенно если практика происходит в амбулаторной службе) или с маленькой группой резидентов и студентов-медиков по 2-3 человека (это более характерно для стационара). В случае работы с группой студентов и резидентов все больные лечащего врача-преподавателя делятся между учащимися и каждый студент или резидент отвечает за доверенных ему больных. Иногда старшие резиденты берут на себя роль супервизоров над младшими резидентами и студентами-медиками.

В дополнение к ежедневной клинической работе резиденты назначаются на

Савенков О., Федотов И.А. Последипломное обучение (резидентура) по психиатрии в Канаде

ночные дежурства в приемном отделении. В зависимости от размеров приемного отделения на дежурстве может быть один резидент либо целая команда: один-два резидента и один-два студента. Врач-преподаватель, как правило, не присутствует постоянно в приемном отделении и дежурит на дому. Резиденты/студенты обсуждают каждого больного с преподавателем по телефону для принятия решения о плане лечения.

В Университете Квинса полдня в неделю отводится на дидактическое обучение. В это время резиденты освобождены от клинической работы. Цикл лекций и семинаров охватывает все аспекты общей психопатологии и частной психиатрии, наркологии, психотерапии, деонтологии, детской и подростковой психиатрии, геронтологической психиатрии, психосоматики, а также методов обследования и лечения.

Помимо клинических циклов, резиденты вовлечены в обучение основным методам психотерапии со 2-го по 5-й год обучения. Основной упор делается на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в методах психотерапии, имеющих доказательную базу: когнитивно-поведенческой, межличностной, психодинамической, семейной, групповой и диалектико-поведенческой. Обучение психотерапии ведется вуслови-ях практической работы с больными и су-первизии опытными преподавателями-психотерапевтами.

В течение всей программы резиденту-ры обучающиеся изучают основы критической оценки научной литературы, принципы доказательной медицины и вовлечены в научные проекты. Результаты своих исследований резиденты представляют на национальных и международных научных конференциях и публикуют свои исследо-

вания в научных журналах. Университет предоставляет финансовую помощь для резидентов (оплата дороги и проживание в гостинице), представляющих свои доклады и постеры на конференциях. В дополнение к этому, резиденты готовят презентации для своих коллег-резидентов, в ходе которых разбирается научная методология на примере публикаций в профессиональных журналах.

Один раз в неделю кафедра психиатрии проводит «большие лекции» (Grand Rounds) для студентов, резидентов и научно-преподавательского состава кафедры психиатрии и смежных кафедр. Лекторами являются как сотрудники и резиденты Университета, так и приглашенные лекторы из других учебных заведений.

УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

По окончании резидентуры и успешной сдаче сертификационного экзамена по общей психиатрии врач получает квалификацию «психиатр». Для желающих получить узкую специализацию есть возможность поступить на годичную специализацию (fellowship) по одной из 3 специальностей: детская и подростковая психиатрия, гериатрическая психиатрия или судебная психиатрия. Обучение проводится на базе клиник соответствующего профиля. По окончании специализации проводится сертификационный экзамен.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

Резиденты оцениваются преподавателями в конце каждого цикла по таким параметрам, как знание теоретического материала, включая диагностику, обследование и лечение, а также по практиче-

№ 1, 2018

ским навыкам: обследование больного, навыкам коммуникации с пациентами и их семьями, коллегами, медицинским персоналом и ведения документации.

Резиденты в свою очередь оценивают качество преподавания и супервизии по окончании каждого цикла. Эти сведения подаются анонимно директору резидентуры. По мере накопления достаточного количества обратной связи эта информация резюмируется и пересылается преподавателям для их сведения.

В ходе резидентуры сдают 2 основных медицинских экзамена: вторая часть КЭМСК в конце первого года резидентуры и экзамен по специальности.

Вторая часть КЭМСК представляет собой так называемый Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) (Objective Sturctured Clinical Examination -OSCE) с вовлечением «стандартизированных больных» (актеров) с целью оценки практических навыков в основных клинических дисциплинах: внутренние болезни, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия и психиатрия [4].

По окончании резидентуры резиденты сдают сертификационный экзамен по специальности. Экзамен по психиатрии длится 2 дня. В 1-й день оцениваются теоретические знания посредством серии тестовых опросов. Во 2-й день происходит оценка владения практическими навы-

ками и компетенциями в формате ОСКЭ: профессионал, медицинский эксперт, ученый, коммуникатор, лидер и т.д. [1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Усовершенствование системы последипломной подготовки врачей в соответствии с международными стандартами является актуальной задачей системы высшего медицинского образования в РФ. Многие дискуссии по этой теме ведутся именно по поводу возможности экстраполяции североамериканской модели. ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России является пионером в этом направлении и с 2015 г. осуществляет первую в России подготовку врачей в резиденту-ре по специальности «Внутренние болезни». Эта программа аккредитована Королевским колледжем врачей и хирургов Канады (Royal College of Physicians and Surgeons of Canada) и предполагает обучение специалистов в течение 4 лет в соответствии со стандартами КК [6]. Авторы надеются, что информация, изложенная в данной статье, окажется полезной для совершенствования обучения в ординатуре по психиатрии в России, а также может послужить отправной точкой для обсуждения возможности аккредитации программы резидентуры по психиатрии.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Савенков Олег - доктор, член Королевского колледжа врачей и хирургов Канады, детский и подростковый психиатр, клинический ассистент кафедры психиатрии и поведенческих нейронаук Университета МакМастера, Гамильтон, Канада E-mail: oleg.savenkov0outlook.com

Савенков 0., Федотов И.А.

КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ Последипломное обучение (резидентура) по психиатрии в Канаде

Федотов Илья Андреевич - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

E-mail: if0psychiatr.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Royal College of Physicians and Surgeons of Canada. URL: http://www.royalcollege.ca/rcsite/home-e. (дата обращения: 20.12.2017)

2. CanMEDS: Better standards, better physicians, better care. URL: http://www.royalcollege.ca/rcsite/ canmeds/canmeds-framework-e. (дата обращения: 20.12.2017)

3. Department of Psychiatry, Queen's University, Kingston, Canada. URL: http://psychiatry.queensu.ca/ education/postgraduate. (дата обращения: 20.12.2017)

4. Medical Council of Canada Examination - Part II. Режим доступа: http://mcc.ca/examinations/mccqe-part-ii. (дата обращения: 20.12.2017)

5. Савенков О., Федотов И.А. Врач за 3 года: система обучения студентов на медицинском факультете Университета МакМастера (Канада) // Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 3 (25). С. 87-99.

6. Программа резидентуры - Казанский ГМУ. URL: http://kgmu.kcn.ru/residency. (дата обращения: 20.12.2017)

REFERENCES

1. Royal College of Physicians and Surgeons of Canada. URL: http://www.royalcollege.ca/rcsite/home-e. (date of access December 20, 2017)

2. CanMEDS: Better standards, better physicians, better care. URL: http://www.royalcollege.ca/rcsite/ canmeds/canmeds-framework-e. (date of access December 20, 2017)

3. Department of Psychiatry, Queen's University, Kingston, Canada. URL: http://psychiatry.queensu.ca/ education/postgraduate. (date of access December 20, 2017)

4. Medical Council of Canada Examination - Part II. URL: http://mcc.ca/examinations/mccqe-part-ii. (date of access December 20, 2017)

5. Savenkov O., Fedotov I.A. Medical degree in three years: teaching medical students at McMaster University (Canada). Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2016; 3 (25): 87-99. (in Russian)

6. Residency Programm - Kazan State Medical University. URL: http://kgmu.kcn.ru/residency. (date of access December 20, 2017) (in Russian)

№ 1, 2018 Ц1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.