УДК 72.03
Д.А. Свяжина, г. Иркутск Научный руководитель: А.А. Ляпин
Первый опорный историко-архитектурный план Иркутска и его автор В.Т. Щербин
Аннотация
Статья посвящена обстоятельствам и истории создания во второй половине 1970-х — начале 1980-х гг. первого опорного историко-архитектурного плана Иркутска, сыгравшего ключевую роль в изменении представлений о составе и необходимости сохранения исторической застройки города. Выявляется значение плана для сохранения архитектурного наследия города и его роль при разработке градостроительной документации. В материале рассматриваются основные этапы творческой биографии автора плана — искусствоведа Валерия Трофимовича Щербина (1941—2013).
Ключевые слова: охрана архитектурных памятников, архитектура Иркутска, историко-архитектурный опорный план, памятники деревянной архитектуры, искусствовед В.Т. Щербин
Проходя сейчас по улицам центральной части города Иркутска, можно увидеть многочисленные памятники деревянной архитектуры, определяющие самобытный облик города. Сохранились не только отдельные сооружения, но и историческая среда. Обильное убранство таких домов украшает город и придает Иркутску его особый исторический дух. К сожалению, темпы проведения реставрационных работ существенно отстают от требуемого объема, и процессы разрушения архитектурных памятников города опережают мероприятия по их сохранению. Наследие Иркутска буквально умирает на глазах у жителей: некоторые — из-за безответственности владельцев и нещадной эксплуатации, другие — из-за «случайных» пожаров, периодически освобождающих дорогую землю от дряхлеющих памятников старины. Несмотря на это, архитектурные памятники все еще существуют и есть и возможность, и необходимость ревалоризации архитектурных памятников города.
К настоящему времени в Иркутске, как и в других крупных городах России, существует весь ряд градостроительных и учетных документов на отдельные памятники архитектуры и специально выделенные историко-архитектурные зоны. Существует схема расположения памятников и проект зон охраны памятников истории и архитектуры в составе генерального плана города. Мероприятия по сохранению наследия архитектуры Иркутска предусмотрены градостроительным регламентом и зонированием территории города. Выполнена первичная учетная документация на памятники архитектуры и целые комплексы исторических зданий.
Несмотря на все существующие недостатки в деле сохранения и реставрации деревянного архитектурного наследия города, современная ситуация отличается от периода советского времени: до начала 1980-х гг. в столице Восточной Сибири не было единого свидетельства о ценности исторической застройки. Первым крупным градостроительным документом, созданным в интересах охраны архитектурных памятников в Иркутске, стал опорный историко-архитектурный план города, выполненный в 1981 г. Валерием Трофимовичем Щербиным.
Искусствовед, историк архитектуры В.Т. Щербин (1941—2013) (рис. 1) — автор многочисленных публикаций о памятниках архитектуры Иркутска и
Иркутской области. Его деятельность по изучению и охране архитектурных памятников заслужила признание всего архитектурного сообщества в городах Байкальского региона: Иркутске, Улан-Удэ, Чите. Он пользовался уважением писателей и историков, был одним из организаторов архитектурного факультета в Иркутском государственном техническом университете, абсолютным знатоком сибирской архитектуры, основателем отрасли изучения и реставрации архитектурных памятников Приангарья. На протяжении всей жизни В.Т. Щербин интересовался искусством. Уже после получения среднего образования Валерий Щербин становится преподавателем рисования и черчения в школе. Творчество увлекает Валерия, и он проходит обучение на архитектурном факультете Новосибирского инженерно-строительного института (НИСИ). Именно здесь он постигает азы архитектуры и обзаводится друзьями на всю жизнь. Однако архитектурный факультет НИСИ Валерий Щербин не окончил. Причиной тому стала серьезная заинтересованность фотокорреспонденцией. Оставив Новосибирск, он едет в Москву и пытается поступать на операторское отделение Всесоюзного государственного института кинематографии, но плохое знание английского языка стало препятствием. После службы в армии и работы на заводе, одновременно с выполнением комсомольской работы Валерий Трофимович продолжает творческое образование и получает диплом искусствоведа в отделении истории искусств Уральского государственного университета в Свердловске [2].
Кроме того, нужно отметить, что Валерий Щербин был человеком многогранным и активно участвовал в культурной жизни. Как вспоминает архитектор, художник-постановщик и актер В.В. Семенов: «С Валерием Трофимовичем я знаком с первого курса института. И всегда удивлялся спектру его интересов, его знакомых, которые к нему приходили, а это и Анатолий Костовский, художник, и Лев Сериков, скульптор, и поэт Михаил Трофимов... Все они бывали у него в гостях, со всеми он общался...Ни в коем разе не упертый во что-то одно, а всегда мыслящий широким фронтом... ведь именно в многогранности и есть полнота, цельность.» [1, с. 105—107].
Работая в области архитектуры и истории городов Восточной Сибири, Валерий Щербин всегда
упорно защищал памятники зодчества и остро переживал как за судьбу всего наследия региона, так и за каждый отдельный дом. Он понимал ценность памяти и говорил: «...мы получили наши города в наследство от архитекторов и мастеровых прошлого, в них уже были сформированы четкие, присущие времени черты. Это был своеобразный синтез народных традиций, которые складывались в русском градостроительстве, и профессионального зодчества. И забывать об этом, представлять дело так, что до нас тут и трава не росла, бездумно и расточительно относиться к наследию прошлого — преступно перед нынешним, а более всего перед будущим поколением сибиряков» [4, с. 197]. Поэтому, когда исторической застройке Иркутска грозило уничтожение, Валерий Трофимович не остался в стороне.
Еще во второй половине 1970-х гг. Валерий Щербин начинает активно заниматься общественной деятельностью. Он вступает в Иркутское отделение Всероссийского общества охраны памятников и через какое-то время становится председателем архитектурной секции этого общества. Данный период был для Иркутска поворотным этапом по отношению к наследию архитектуры города, временем обращения к культурным основам жизни общества. В это время московские архитекторы начинают проектировать новый генеральный план для Иркутска. В эскизных разработках они предлагают радикальную модернизацию центра города, снос большей части деревянной исторической застройки и замену ее на типовые крупнопанельные дома. Причиной для такого решения является то, что в Иркутске не существовало документации на архитектурные памятники, не проводилось инвентаризации и анализа исторических зданий. Высокий профессионализм искусствоведа, знание передовых подходов к сохранению и роли архитектурного наследия, формирующихся в этот период в культурных столицах страны — Москве и Ленинграде — позволяют В.Т. Щербину понять масштаб и значение возникшей угрозы для культуры и исторического облика Иркутска.
Валерий Трофимович Щербин берет на себя инициативу и предлагает выполнить историко-архитек-турный опорный план, где будет отражена вся важная историческая застройка, и который может стать основой для дальнейших разработок градостроителей. Он находит поддержку в Обществе охраны памятников и у руководства области. Работая над выполнением историко-архитектурного плана, Щербин привлекает к этой работе молодых преподавателей и студентов архитектурного факультета. Впервые было проведено полное обследование исторической застройки города — был осмотрен каждый дом, произведена фотофиксация и сбор исторических сведений. Валерий Трофимович изучил более десятка исторических планов города, работал в архивах, собирал сведения старожилов. План Щербина зафиксировал многое из того, что уже безвозвратно потеряно. Он стал своеобразным фундаментом, который лег в основу детального изучения иркутской архитектуры [3].
Посмотрев на огромную площадь исследованной территории, равной примерно 4 тысячам гектаров, можно представить, насколько грандиозной и значимой была работа над созданием плана. Помимо
этого, Валерий Трофимович успевал принимать участие в обсуждениях нового генерального плана Иркутска, читать публичные лекции по архитектурному наследию города, писать статьи в газеты и рассказывать об архитектуре города в средствах массовой информации.
Анализируя историко-архитектурный план, можно увидеть, что его автор старался указать максимальное количество разнообразной информации (рис. 2). Для каждого памятника указан его статус (стоит ли сооружение на государственной охране или только рекомендуется к постановке) и тип сооружения — каменное и деревянное. Обозначена стилистическая характеристика объектов: принадлежность памятников к сибирскому барокко, классицизму, эклектике, модерну или конструктивизму. Все здания имеют временную характеристику (информация разделяется на 7 временных пунктов от XVIII в. до периода после 1917 г.). Кроме того, на опорном плане зафиксированы сведения об объемно-планировочном решении памятников, о том, является ли здание для Иркутска образцовым (типовым) либо уникальным. Есть на плане несколько типов линий, которые обозначают границы заповедных зон архитектуры, границы исторической застройки, границы охранной зоны памятника архитектуры, а также границу пожара 1879 г. Улицы и проезды города содержат информацию о времени их появления, о сохранности планировочной структуры, о сохранности исторического облика и о статусе охраны государством. Кроме того, на плане обозначены памятники археологии и утраченные сооружения.
Работа над историко-архитектурным планом потребовала от В.Т. Щербина гражданского мужества: его инициативная деятельность иногда вступала в противоречия с официальной политикой региональных властей в сфере сохранения памятников. Созданный документ должен был стать составной частью нового генерального плана города. Труд Щербина высоко оценили в Москве: в Институте искусствознания и в Министерстве культуры. План признали образцовым и рекомендовали использовать методику его создания в других городах России. В Иркутске этот документ изменил всю стратегию градостроительного развития исторического центра города; он продолжает оставаться актуальным и сегодня.
Историко-архитектурный план Иркутска стимулировал дальнейшие исследования исторической застройки в других городах Приангарья. В 1982 г. на базе кафедры истории архитектуры и основ проектирования ИрГТУ, где работал Валерий Трофимович, создается региональная научно-исследовательская лаборатория архитектурного наследия, задача которой — инвентаризация и изучение архитектурного наследия в Восточной Сибири. Через несколько лет интенсивной работы, к концу 1980-х гг., лаборатория архитектурного наследия в Иркутске становится одним из ведущих центров по изучению архитектуры на востоке страны [2, с. 320].
Список использованных источников
1. Байбородин А.Г. В памяти нашей. О Валерии Трофимовиче Щербине: опыт сопряжения времен // Ир-
кутский кремль. — 2014. — № 1 (11). — С. 101—120.
2. Ляпин А.А. Искусствовед Валерий Щербин и формирование иркутской школы истории архитектуры // Вестн. ИрГТУ. — 2014. — № 10 (93). — С. 318—322.
3. Ляпин А.А., Дулатова Х. Социология и деревянное
зодчество // Строим вместе. — 2006. — № 3 (53). — С. 64—69.
4. Щербин В.Т. Ступени собственного возвышения // Диалоги о Сибири. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1988. — С. 187—206.
Рис. 1. Валерий Трофимович Щербин. Снимок Ю.С. Ушакова. 1988 г.
Рис. 2. Фрагмент первого историко-архитектурного плана г. Иркутска. Автор В.Т. Щербин. 1981 г. Архив Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области