УДК: [726.03]
Е.А. Прибылева
Институт архитектуры, строительства и дизайна Иркутский национальный исследовательский технический университет [email protected] Научный руководитель: доцент А.А. Ляпин
Реставрация памятников архитектуры в Иркутске во второй половине 1960 — середине 1970-х годов
Аннотация
Во второй половине 1960-х — середине 1970-х гг. в Иркутске активизировались процессы изучения и реставрации памятников архитектуры. Существенным в этой деятельности было то обстоятельство, что исторический центр Иркутска, в отличие от других сибирских городов, в эти годы практически не затронуло массовое типовое жилищное строительство, что позволило на качественно ином уровне осуществлять восстановление исторической застройки. В статье освещается вклад архитекторов Б.И. Оглы, Г.Г. Оранской, Г.А. Вязуновой, В.И. Сотникова, В.И. Колпикова, В.Т. Щербина, А.В. Яковлева, Л.И. Гуровой и Е.В. Хохрина в восстановление ключевых памятников города: Спасской и Преображенской церквей, собора Богоявления, Польского костела, Дома-музея Н. Трубецкого, Дома-музея С. Волконского, «Желябовского комплекса», ансамбля улицы К. Маркса и др.
Ключевые слова: деревянное зодчество, архитектура Иркутска, реставрация архитектурных памятников, историко-архитектурный опорный план
E.A. Pribileva
Institute of Architecture, Construction and Design Irkutsk National Research Technical University (Irkutsk)
[email protected] Scientific adviser is A.A. Lyapin '
Restoration of Architectural Monuments of Irkutsk in the Second Half of 1960s — the Middle of 1970s
Abstract
In the second half of the 1960s — the middle of 1970s the processes of studying and restoring monuments of architecture in Irkutsk have been intensified. It was essential for this activity that in those years the historical center of Irkutsk, in contrast to other Siberian cities, did not practically affect by the mass standard housing construction, and it allowed to restore historical development at a high quality level. The article deals with the contribution of architects B.I. Ogly, G.G. Oranskaya, G.A. Vyazunova, V.I. Sotnikov, V.I. Kolpikov, V.T. Shcherbin, A.V. Yakovleva, L.I. Gurova and E.V. Hohrin in the restoration of main architectural monuments of the city: the Spasskaya and Preobrazhenskaya churches, the Epiphany Cathedral, the Polish church, N. Trubetskoi house museum, S. Volkonsky house museum, Zhelyabovsky housing complex, ensemble of K. Marx street and others.
Key words: wooden architecture, architecture of Irkutsk, restoration of architectural monuments, historical and architectural key plan
Период конца 1960-х — середины 1970-х гг. стал для городов Сибири периодом радикальной реконструкции городских центров. В эти годы набирает обороты массовое многоэтажное типовое строительство, одновременно во многих сибирских городах укрупняются станционные железнодорожные узлы и вместо старых вокзалов возводятся новые, крупнее предыдущих. Иркутск в эти годы тем не менее избежал подобных трансформаций, затрагивающих центральную часть города. Массовое типовое строительство почти не затронуло исторический центр, а существующий вокзал был расширен не слишком существенно. Особенность Иркутска во второй половине XX в. по отношению к другим городам Сибири
была в том, что в период массового жилищного строительства застройка микрорайонов происходила по окраинам города, на новых осваиваемых территориях в центре города типовые жилые дома практически не строились. Историк архитектуры Б.И. Оглы отмечает, что «территориальное развитие города предопределялось наметившейся к 1960-м гг. тенденцией его роста по внешним радиальным направлениям, которые вклинивались в зону пригородного расселения и ландшафта» [50 лет ВООПИК, 2016, с. 83].
Изучение архитектурных памятников в городе эпизодически велось с начала XX в. Уже в 1920-х гг. историки и художники описали наиболее значительные и интересные церковные здания в Иркутске,
которые в то же время были поставлены на государственную охрану в качестве архитектурных памятников. Когда в 1944 г. при Иркутском облисполкоме был создан отдел по делам архитектуры, то вопрос об охране архитектурных памятников был передан в его ведение. Однако никаких существенных продвижений в деле изучения архитектурного наследия города и его охраны до середины 1950-х гг. не происходило.
Именно в то время молодой архитектор Борис Иосифович Оглы проявил большой интерес к архитектурному наследию Иркутска. Исследователи архитектуры из Иркутского технического университета отмечают: «этот архитектор-исследователь начал изучение исторической архитектуры Иркутска в 1950-х годах как аспирант Новосибирского инженерно-строительного института. Научный руководитель Б.И. Оглы, доктор архитектуры Е.А. Ащепков ориентировал своего аспиранта на углубленное изучение основных этапов градостроительного развития и основных типов застройки Иркутска. По материалам своих натурных исследований Б.И. Оглы подготовил ряд статей, первым из историков архитектуры начав научное обсуждение типологии исторической деревянной архитектуры Иркутска» [Ляпин, 2013, с. 181]. В 1982 г. Б.И. Оглы издал книгу о планировке и об архитектуре города [1982], которая остается актуальной до сегодняшнего дня.
В середине 1960-х гг. глава администрации города Н.Ф. Салацкий поддержал инициативу московского архитектора-реставратора Г.Г. Оранской в ее стремлении восстановить первоначальный архитектурный облик двух старейших храмов города — Спасской церкви и Богоявленского собора. Приехав в Иркутск в начале 1960-х гг. по запросу историков В. Тюкавкина и А. Фатьянова для экспертизы культурной значимости Спасской церкви и Богоявленского собора, Галина Геннадьевна Оранская «заняла принципиальную позицию: сохранить уникальные сооружения, провести их консервацию с целью дальнейшего их восстановления... Она выполнила первые обмеры памятников, необходимые для разработки проектов реставрации» [Полунина, 2013, с. 10]. Одновременно с этой инициативой Г.Г. Оранская руководила созданием музея под открытым небом недалеко от Иркутска, который сегодня известен как музей «Тальцы». Постоянно приезжая в Иркутск в 1960-е и 1970-е гг., Оранская при любой возможности стремилась сохранить архитектурное наследие города, всячески содействовала расширению реставрационных работ.
В 1975 г., на волне 150-летия со дня восстания декабристов, в Иркутске возник проект создания специального архитектурного комплекса, посвященного ссыльным декабристам — «Декабристы в Иркутске» [50 лет ВООПИИК, 2016, с. 90]. По предложению Г.Г. Оранской работу по проектированию этого комплекса возглавил московский реставратор Евгений Юрьевич Барановский. В сотрудничестве с иркутскими архитекторами Галиной Анатольевной Вязуновой, Владимиром Ивановичем Сотниковым и Владимиром Ивановичем Колпиковым он выполнил проект историко-мемориальной зоны «Декабристы в Иркутске», которая охватывала около 10 кварталов в северо-восточной части исторического центра. Н.Ф.
Салацкий в своих мемуарах отмечал: «Встал вопрос о проведении комплексного капитально-восстановительного ремонта жилых домов, отнесенных к категории памятников, проведении реставрационных работ в заповедных зонах Желябовского комплекса и в зоне «Декабристы в Иркутске» [Салацкий, 1993, с. 248]. К настоящему времени в рамках начатого в середине 1970-х гг. проекта выполнена реставрация более десятка деревянных жилых домов, а также Преображенской церкви.
В то же время глава города Н.Ф. Салацкий предложил Г.А. Вязуновой выполнить проект реставрации с приспособлением под зал органной музыки здания Польского костела в Иркутске — архитектурного памятника XIX в. [Иркутские архитекторы, 2011, с. 46]. Это здание было построено в 1885 г. архитектором Иваном Фомичом Тамулевичем на Соборной площади рядом с кафедральным собором Казанской Божией Матери. И.Ф. Тамулевич пользовался большим авторитетом в Иркутске. Как указывает А.А. Ля-пин, «с 1892 года он исполнял обязанности управляющего строительными и дорожными частями при иркутском генерал-губернаторе» [Ляпин, 2012, с. 14]. В период политических репрессий в отношении церкви кафедральный Казанский собор был разрушен, однако бывшие на этой площади Спасская церковь и Польский костел сохранились. Н.Ф. Салацкий в своих мемуарах отмечал: «Г.А. Вязунова, окончив институт, с головой окунулась в разработку и практическое осуществление реставрации Польского костела» [Салацкий, 1993, с. 239]. Реставрация редкого для Сибири здания вызвала большой энтузиазм как среди жителей города, так и в городе-побратиме Иркутска — польском городе Пила, где местные жители собрали средства для приобретения органа, предназначенного отреставрированному костелу. Эти средства горисполком Иркутска использовал для того, чтобы заказать инструмент в Восточной Германии. В 1978 г. реставрация Польского костела была завершена.
Деятельность Галины Оранской и Евгения Барановского в Иркутске вызвала появление группы любителей и энтузиастов истории и архитектуры в самом городе. Центром по изучению истории и архитектуры города стало Иркутское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Располагая достаточными финансами и организационными средствами, Иркутское отделение ВООПИиК обеспечивало изучение исторической застройки города местными краеведами и искусствоведами. Лидером в такой научной работе стал преподаватель Иркутского политехнического института, искусствовед Валерий Трофимович Щербин, который возглавил в региональном отделении ВООПИ-иК секцию истории архитектуры. А.А. Ляпин пишет об этом: «Валерий Щербин много внимания уделял пропаганде архитектурного наследия Иркутска и всей Восточной Сибири. Он пишет статьи, участвует в дискуссиях в прессе, по радио и на телевидении, выступает с публичными лекциями в учреждениях и библиотеках Иркутска. Участвует в создании нескольких фильмов, посвященных культурному наследию Сибири, в том числе, фильма «Иркутск с нами» в сотрудничестве с писателем Валентином Распутиным» [Ляпин, 2014, с. 321].
Качественно новым рубежом в реставрации архитектурного наследия Иркутска стал 1986 г. В этом году отмечали 300-летний юбилей со дня присвоения Иркутску статуса города. Городская администрация под руководством Б.А. Говорина инициировала проектные работы сразу по нескольким кварталам в историческом центре, присвоив им статус заповедных историко-архитектурных зон. Первой такой зоной стала территория в северо-восточной части центра — «Декабристы в Иркутске», основу которой составил проект, разработанный под руководством Е.Ю. Барановского. В этой части города, доминантой которой являлась Преображенская церковь, построенная в конце XVIII в., сохранились в деревянных кварталах дома, в которых проживали декабристы Николай Трубецкой и Сергей Волконский. В зданиях были учреждены Дом-музей декабриста Трубецкого и Дом-музей декабриста Волконского. В разработке проекта, выполненного под руководством Е.Ю. Барановского, участвовали иркутские архитекторы-реставраторы Александр Яковлев и Лариса Гурова.
Другие историко-архитектурные зоны Иркутска — «Желябовский комплекс» и «Ансамбль улицы Карла Маркса» — потребовали детального изучения исторической застройки центральной части города. Возникший среди жителей Иркутска интерес к истории и архитектуре стимулировал профессиональные поиски архитекторов. В то время, когда увеличилось число архитектурных исследований, появилось несколько инициативных проектов по реставрации памятников. Опираясь на методическую и аналитическую базу Б.И. Оглы, московские и иркутские архитекторы детализировали и расширили представление о деревянном архитектурном наследии города.
Значительную роль в очередном шаге постижения особенностей иркутской деревянной архитектуры сыграл Е.Ю. Барановский. В статье Е.В. Хохрина, А.А. Ляпина и Ю.О. Казановой о научном изучении типологии архитектуры Иркутска отмечено: «Евгений Юрьевич Барановский приехал в Иркутск в середине 1970-х годов и начал работать над историческим мемориальным комплексом "Декабристы в Иркутске". Через несколько лет Управление культуры Администрации Иркутской области, в чьем ведении находились памятники архитектуры, обратилось к нему с предложением о проведении инвентаризации и паспортизации архитектурного наследия Иркутска. В 1977—1979 гг. он совместно с Е.В. Хох-риным выполнил первые паспорта на наиболее значимые памятники архитектуры города. Свою статью "О типологии жилых домов Иркутска" с представлением разработанной им типологии он опубликовал
в 2002 г. в иркутском журнале "Земля Иркутская"» [Хохрин и др., 2013, с. 182].
Таким образом, во второй половине 1960-х — середине 1970-х гг. в Иркутске было проведена реставрация около 20 крупных общественных зданий
— архитектурных памятников — и около полутора десятков деревянных жилых домов XIX в. Среди крупных архитектурных памятников можно отметить — собор Богоявления и Польский костел. Этот же период стал временем формирования Иркутской школы реставрации, созданной усилиями московских специалистов — Г.Г. Оранской и Е.Ю. Барановского. Линию, заложенную коллегами, продолжили молодые архитекторы-реставраторы Лариса Ивановна Гурова, Алексей Валентинович Поликарпочкин, и Алексей Павлович Бельский. В конце 1980-х гг. эти авторы подготовили проекты реставрации Казанской церкви и бывшего здания Русско-Азиатского банка.
Список литературы
1. Иркутские архитекторы / авт.-сост.: С.Б. Димков, Е.В. Протасова, А.А. Ляпин, Р.А. Хотулев — Иркутск: Изд-во «Репроцентр А1», 2011. — 270 с.
2. Ляпин А.А. Архитекторы — выпускники института гражданских инженеров в Иркутске в начале XX века // Вестн. гражданских инженеров. — 2012. — № 2.
— С. 12—16.
3. Ляпин А.А. Искусствовед Валерий Щербин и формирование иркутской школы истории архитектуры // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та. — 2014. — № 10 (93).
— С. 318—322.
4. Оглы Б.И. Иркутск. О планировке и архитектуре города. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1982. — 112 с.
5. Полунина Н.Н. Галина Геннадьевна Оранская. Краткая летопись жизни с послесловием // Архитектор и время: материалы чт., посвящ. 100-летию со дня рождения Г.Г. Оранской (1913—1986). — Иркутск: ИОГАУК «Тальцы», 2013. — С. 6—18.
6. 50 лет ВООПИиК: храним и помним. — Иркутск: Тип. «Принт-Лайн», 2016. — 96 с.
7. Салацкий Н.Ф. О былом как было. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1993. — 255 с.
8. Хохрин Е.В., Ляпин А.А., Казанова Ю.О. // Формирование типологии деревянных жилых домов Иркутска в работах исследователей архитектуры XX в. // Изв. вузов: инвестиции, строительство, недвижимость. — 2013. — № 1 (4). — С. 180—185.