Исходя из полученных расчетов, можно построить прогнозную модель гармонического физического развития. Юноши:
3358+23,92-МТ
1. Обхват плеча = ■
2. Обхват бедра =
73+0,52-МТ-0,35-ДТ 1313,15+15-МТ
32,978+0,37-МТ-0,104-ДТ
± 4,17 см;
±4,58 см;
Т
„ 1965,928+14,528-МТ . _ .„
3. Обхват талии =-± 5,49 см;
56,983 + 0,488-МТ-0,339-ДТ _
4. ОГК= 0,305 • ДТ + 38,5 ± 2,16 см.
Девушки:
1. Обхват плеча = 0,268 • ДТ + 56,247 ± 0,349 см;
2. Обхват талии = 0,313 • ДТ + 43,268 ± 0,122 см;
3. Обхват бедра = 0,164 • ДТ + 27,207 ± 0,304 см;
4. ОГК = 0,104 • ДТ + 69,631 ± 0,58 см.
ДТ - длина тела, см;
МТ - масса тела, кг.
Таким образом, использование методов факторного и регрессионного анализов позволили выделить антропометрические признаки тела, наиболее тесно связанные между собой, и разработать математические модели обхватных и линейно-весовых показателей, характерных для студентов юношеского возраста.
Полученные модели позволяют дать характеристику гармоничности или дисгармоничности физического развития юношей и девушек и внести коррективы в построение учебного процесса по их физическому воспитанию в вузах, а также в индивидуальные тренировочные программы спортсменов.
Статья поступила 21.07.2014 г.
Библиографический список
1. Баранов А.А., Кучма В.Р. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. М.: Знание, 1999. 226 с.
2. Гигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской. М.: Медицина, 1989. 319 с.
3. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. 547 с.
4. Изаак С.И., Панасюк Т.В., Комиссарова Е.Н. Дошкольники: рост, развитие, индивидуальность. М.: Медицина, 2005. 210 с.
5. Колокольцев М.М, Койпышева Е.А. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 1 (84). С. 210-215.
6. Кондрашев А.В., Харламов Е.В. Конституциональные характеристики как один из критериев состояния здоровья популяции // Валеология. 2001. № 3. С. 11 -14.
7. Лебединский В.Ю. Мониторинг здоровья субъектов образовательных процессов в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / М.М Колокольцев, Е.С. Маслова и др. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.
8. Маленков В.Ф. Регрессионно-корреляционный анализ
некоторых антропометрических показателей мужского населения Алтайского края: тез. доклада на науч. конференции молод. ученых и специалистов-антропологов Алтайского края. Барнаул, 1987. 20 с.
9. Никитюк Б.А. Акселерация развития // Итоги науки и техники ВИНИТИ. Антропология. 1989. С. 3-76.
10. Николаев В.Г. Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии // Сибирское медицинское обозрение. 2001. № 22. Т. 20. С. 3-4.
11. Сухарев А.Г. Технология ведения социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового возраста // Вестник государственной медицинской академии имени И.И. Мечникова. 2001. № 2-3. С. 71-76.
12. Третьякова К.В. Влияние факторов внешней и внутренней среды на параметры и показатели физического развития саратовских женщин-студенток в возрасте 17-19 лет // Морфология. 2006. № 4. Т. 129. С. 125.
13. Харламов Е.В. Состояние здоровья студентов с учетом влияния фенотипических факторов на соматотипы // Региональные проблемы гигиены окружающей среды и здоровья населения. Ростов н/Д. 2002. Вып. 7. С. 344-346.
УДК 72.03(751.53)
ИСКУССТВОВЕД ВАЛЕРИЙ ЩЕРБИН И ФОРМИРОВАНИЕ ИРКУТСКОЙ ШКОЛЫ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ
© А.А. Ляпин1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается творчество иркутского искусствоведа Валерия Трофимовича Щербина, одного из основателей Иркутской архитектурной школы и основоположника Иркутской школы истории архитектуры. Дается описание научной деятельности Валерия Щербина и раскрывается оригинальная методика, разработанная им для реконструкции кварталов исторической деревянной застройки в городах Восточной Сибири. Дается характеристика формированию школы истории архитектуры Валерия Щербина и рассказывается об успехах его учеников. Библиогр. 4 названия.
Ключевые слова: история архитектуры; архитектурное образование; Иркутская архитектурная школа; реконструкция исторической деревянной застройки; историко-архитектурный опорный план; памятники деревянной архитектуры; реконструкция архитектурных памятников Иркутска.
1Ляпин Андрей Александрович, доцент кафедры архитектурного проектирования, тел.: 89027616930, e-mail: [email protected]
Lyapin Andrei, Associate Professor of the Department of Architectural Design, tel.: 89027616930, e-mail: [email protected]
ART HISTORIAN VALERY SHCHERBIN AND IRKUTSK SCHOOL OF HISTORY OF ARCHITECTURE FORMATION A.A. Lyapin
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article deals with the creative works of Irkutsk art historian Valery Trofimovitch Shcherbin, who was one of the founders of Irkutsk architectural school and the initiator of Irkutsk school of history and architecture. The article describes Valery Shcherbin's scientific activities and reveals his original methods to reconstruct the blocks of historic wooden buil dings in East Siberia. The article describes the formation of Valery Shcherbin's school of history of architecture and reports on his students' success. 4 sources.
Key words: history of architecture; architectural education; Irkutsk architectural school; reconstruction of historic wooden buildings; historical and architectural outline plan; monuments of wooden architecture; reconstruction of Irkutsk architectural monuments.
История архитектурного образования в Иркутске к настоящему времени насчитывает более 40 лет. За эти десятилетия город закрепил за собой статус одного из ведущих центров подготовки архитекторов на востоке России. Обязательной и неотъемлемой частью дела подготовки будущих архитекторов является история архитектуры. У истоков создания этой дисциплины в Иркутском государственном техническом университете и в самом городе Иркутске стоял искусствовед, историк архитектуры Валерий Трофимович Щербин (1941-2013).
Его имя было известно каждому интеллигенту Иркутска. Деятельность В.Т. Щербина по изучению и охране архитектурных памятников заслужила признание всего архитектурного сообщества в городах Байкальского региона: Иркутске, Улан-Удэ, Чите. Он пользовался уважением писателей и историков, был одним из организаторов архитектурного факультета в Иркутском государственном техническом университете, абсолютным знатоком сибирской архитектуры, основателем отрасли изучения и реставрации архитектурных памятников Приангарья.
Валерий Трофимович Щербин родился 28 февраля 1941 года в городе Нижнеудинске Иркутской области в семье железнодорожного служащего. В 1948 году, когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переезжает в Иркутск. В 1958 году Валерий Щербин окончил среднюю школу № 87 в Ленинском районе Иркутска и поступил в локомотивное депо станции Иркутск-Сортировочный. Здесь он трудился недолго: через месяц, откликнувшись на комсомольский призыв восполнить нехватку учителей, юноша становится преподавателем рисования и черчения в средней школе № 67. Творческая работа увлекает Валерия, он решает продолжить обучение в сфере искусства и в 1960 г. становится студентом архитектурного факультета Новосибирского инженерно-строительного института (НИСИ). В вузе Валерий Щербин постигает основы профессии зодчего и обзаводится друзьями на всю жизнь: Виктором Сухановым, Павлом Зильберманом, Виктором Кулешом. В те годы Новосибирск был основным центром подготовки архитекторов за Уралом, и закономерно, что преподаватели архитектурного факультета НИСИ приучали будущих специалистов мыслить в масштабах всей Сибири, формировали у них широкий кругозор для преобразования городов на востоке страны.
Однако архитектурный факультет НИСИ Валерий Щербин не окончил. Причиной тому стало новое увлечение: с первого курса он стал активным внештатным фотокорреспондентом институтской газеты. Друзья вспоминали, что Щербин всегда и везде ходил с фотоаппаратом. Когда Валерий учился на третьем курсе, руководство комитета комсомола института организовало его персональную фотовыставку. Случилось так, что в это время вуз посетил знаменитый кинорежиссер Сергей Аполлинарьевич Герасимов и увидел работы Щербина. Выставка очень понравилась известному мастеру, и он посоветовал студенту развивать талант фоторепортера дальше. Похвала С.А. Герасимова изменяет жизнь студента-архитектора. В 1963 году Валерий оставляет Новосибирск и едет в Москву поступать на операторское отделение Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). Щербин получает высокие баллы по творческим и всем общеобразовательным дисциплинам, кроме английского языка: английский язык становится препятствием для поступления во ВГИК.
Валерий Щербин возвращается домой, и отсюда его призывают в ряды Советской Армии. В 1963-1966 годах он служит в воздушно-десантных войсках в Забайкалье и на Дальнем Востоке. В ноябре 1966 года после демобилизации Валерий вновь приезжает в родной Иркутск. Год трудится на Иркутском машиностроительном заводе, а затем его выдвигают на комсомольскую работу, где он проходит хорошую школу организаторской и административной деятельности. С декабря 1967 г. Щербин - инструктор Ленинского райкома ВЛКСМ, в 1969-м его переводят в Иркутский горком, а в 1970 году избирают секретарем комсомольской организации Иркутского училища искусств. Одновременно Валерий продолжает свое образование: с 1967 года он заочно учится на отделении истории искусств Уральского государственного университета в Свердловске и в 1973 году получает диплом искусствоведа.
С 1973 года начинается новый этап профессиональной деятельности Валерия Щербина. Тогда в Иркутском политехническом институте (ныне Иркутский государственный технический университет) открывается новая для Иркутска специальность - «Архитектура». Валерий Трофимович переходит на преподавательскую работу и вместе с Юрием Федоровичем Дмитриевским и Мирой Яковлевной Ашихминой
начинает организацию обучения архитекторов в стенах ИрГТУ. Валерий Щербин первым стал преподавать историю искусств и историю архитектуры, и на него ложится забота о создании всей методической базы и учебных программ по этим, новым для Иркутска, дисциплинам. Более высокий уровень ответственности при обучении архитекторов требует постоянного повышения квалификации. Во время работы на архитектурном факультете Валерий Трофимович стажируется в Институте живописи, ваяния и зодчества им. И.Е. Репина Академии Художеств в Ленинграде и в Архитектурном институте в Москве. Теоретические знания, полученные в Свердловске, Москве и Ленинграде, он дополняет путешествиями по древнерусским городам Золотого Кольца, Русскому Северу, поездками в Германию и Италию.
Первые годы подготовки архитекторов в ИрГТУ были временем становления Иркутской архитектурной школы. Многое в учебном процессе и в понимании профессии архитектора преподавателям факультета приходилось разрабатывать и создавать на новом месте, что называется, с чистого листа. Возникавшие проблемы и трудности преподаватели и студенты первых выпусков преодолевали вместе, и эта атмосфера романтики совместного творчества осталась между ними на всю жизнь. Как вспоминает один из первых студентов Щербина, а ныне ведущий мастер, Заслуженный архитектор России Владимир Борисович Стегайло: « Мы были молодыми людьми, и все тогда было в диковинку, только начиналось, и, конечно, была когорта первых преподавателей, которые были для нас истинными учителями, людьми, которые не только на предмет обучения открывали глаза (а Валерий Трофимович преподавал историю искусства), но и на мир вообще. Он был человеком, которого мы завороженно слушали: он давал материал не академически, а как-то вот от души, и поэтому разговор тот был... на равных. И, конечно, я, подсознательно или нет, впитал понимание таких вещей - искусствоведческих - не только умом, а еще, видимо, и душой.» [1, с. 105].
Во второй половине 1970-х годов Валерий Щербин начинает активно заниматься общественной деятельностью. Он вступает в Иркутское отделение Всероссийского Общества охраны памятников и через какое-то время становится председателем архитектурной секции этого общества. Вскоре работа в секции делается для него так же важна, как и преподавательская. Вторая половина 1970-х годов стала для Иркутска поворотным этапом по отношению к архитектурному наследию города, временем обращения к культурным основам жизни общества. В ту пору московские архитекторы начинают выполнять проект нового генерального плана для Иркутска. В эскизных разработках они предлагают радикальную модернизацию центральной части города, снос большей части деревянной исторической застройки и замену ее на типовые крупнопанельные дома. Основанием для такого подхода является то, что в Иркутске не существовало документации на архитектурные памятники, не проводилось инвентаризации и анализа исторических зданий. Высокая профессиональная квалификация искус-
ствоведа, знание передовых подходов к сохранению и роли архитектурного наследия, формирующихся в этот период в культурных столицах страны - Москве и Ленинграде, позволяют Валерию Щербину понять масштаб и значение возникшей угрозы для культуры и исторического облика Иркутска. Он берет на себя инициативу и предлагает выполнить Историко-архитектурный опорный план, где будет отражена вся важная историческая застройка, и который может стать основой для дальнейших разработок градостроителей.
Валерий Трофимович находит поддержку в Обществе охраны памятников и у руководства области. В 1980 году он выполняет первый Историко-архитектурный план Иркутска, привлекая к этой работе молодых преподавателей и студентов архитектурного факультета. Труд Щербина получает высокую оценку в Институте искусствознания и в министерстве культуры в Москве. План признают образцовым и рекомендуют использовать методику его создания в других городах России. В Иркутске этот документ изменяет всю стратегию градостроительного развития исторического центра города, он продолжает оставаться актуальным и сегодня.
Историко-архитектурный план города стимулировал дальнейшие исследования исторической застройки в городах Приангарья. В 1982 году на базе кафедры истории архитектуры и основ проектирования ИрГТУ, где работал Валерий Трофимович, создается региональная научно-исследовательская лаборатория архитектурного наследия, задача которой - инвентаризация и изучение архитектурного наследия в Восточной Сибири. Щербин возглавил лабораторию. Под его руководством здесь проводится инвентаризация памятников архитектуры, их анализ, описание и составление учетной документации для городов и районов Иркутской области, Республики Бурятии и Забайкальского края. Через несколько лет интенсивной работы, к концу 1980-х годов, лаборатория архитектурного наследия в Иркутске становится одним из ведущих центров по изучению архитектуры на востоке страны. Под руководством Валерия Трофимовича было проведено несколько десятков научно-исследовательских экспедиций; выполнено обследование нескольких сотен городов, сел и деревень; созданы сотни учетных документов на памятники архитектуры и целые архитектурные комплексы; подготовлены историко-архитектурные и историко-градостроительные опорные планы и схемы расположения памятников архитектуры для многих городов, включая Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Нижнеудинск, Усолье-Сибирское, Киренск, Кяхту, Нерчинск, Петровск-Забайкальский.
Выполнение исследований и написание статей одним, пусть и талантливым, ученым еще не создает научной школы. Научная школа возникает на основе коллективной работы и творческого сотрудничества целой группы ученых, формирования ими собственных оригинальных методик исследования и преемственности между поколениями исследователей. Именно такую творческую научную школу истории архитектуры и искусствоведения удалось создать Ва-
лерию Трофимовичу Щербину в стенах Иркутского технического университета.
Когда он стал преподавать историю искусств и историю архитектуры, многие студенты из поступивших на факультет в первые годы помогали ему готовить методический материал для учебного процесса и проведения экзаменов. Некоторые из них впоследствии остались работать в университете и продолжили преподавание этих дисциплин вслед за Валерием Трофимовичем. Среди них необходимо назвать Александра Юрьевича Ладейщикова, Ольгу Матвеевну Васильеву, Евгению Владимировну Пуляевскую, Наталью Владимировну Шестопалову. Когда была создана региональная лаборатория архитектурного наследия, ученики Щербина также включились в ее работу. История архитектуры и архитектурные исследования стали их профессией и увлечением всей жизни. Среди его ближайших соратников в течение многих лет были: Михаил Геннадьевич Степанов и Владимир Борисович Баландин, ставший административным директором лаборатории Борис Трофимович Литвинов, Елена Робертовна Ладейщикова, Ирина Васильевна Калинина, Людмила Георгиевна Басина, Бронислав Борисович Михайлов, Андрей Евгеньевич Шпирко, Алексей Константинович Чертилов и автор этих строк. Сегодня многие ученики В.Т. Щербина достигли серьезных успехов в профессии: стали лауреатами Губернаторской премии, как Ирина Калинина и Алексей Чертилов; авторами книг по истории архитектуры, как Елена Ладейщикова и Людмила Басина; вошли в число ведущих архитекторов Восточной Сибири, как Бронислав Михайлов. Евгения Пуляевская защитила диссертацию на степень кандидата архитектуры. Здесь невозможно упомянуть всех, кто считает себя учеником и последователем Валерия Щербина. Доцент кафедры истории архитектуры ИрГТУ Александр Николаевич Прокудин говорит: «Хочется отметить, что все по-настоящему серьезные исследователи, которые сейчас работают в Иркутске, абсолютно все прошли щербинскую школу в еще тогдашней лаборатории архитектурного наследия при политехе» [1, с. 105].
Научная работа в лаборатории Щербина не ограничивалась изучением и анализом архитектурных памятников. С самого первого дня руководителя и его сотрудников заботила одна из самых сложных и всегда актуальная проблема обеспечения сохранности архитектурных памятников в жизни современного города, включенности исторического здания в современную инфрастуктуру. Более всего архитекторов-реставраторов и специалистов городского планирования беспокоила сохранность для будущего деревянной исторической застройки Иркутска. К 1988 году Валерий Щербин сформулировал и разработал метод интегрированной реконструкции памятников деревянной архитектуры Иркутска [2, с. 48-52]. Одним из первых в Сибири он обратился к методологии самого современного тогда «средового» подхода в архитектуре и всегда твердо верил в творческий потенциал этого метода, разделяя его принципы с москвичом Вячеславом Глазычевым и петербуржцем Юрием Ушаковым. К
этому же времени, к концу 1980-х годов, сформировался и подход Щербина к роли и значению архитектурного наследия в городах Сибири. Он говорил: «Мы получили наши города в наследство от архитекторов и мастеровых прошлого, в них уже были сформированы четкие, присущие времени черты. Это был своеобразный синтез народных традиций, которые складывались в русском градостроительстве, и профессионального зодчества. И забывать об этом, представлять дело так, что до нас тут и трава не росла, бездумно и расточительно относиться к наследию прошлого - преступно перед нынешним, а более всего перед будущим поколением сибиряков» [3, с. 197].
В 1980-х и 1990-х годах Валерий Щербин много внимания уделяет пропаганде архитектурного наследия Иркутска и всей Восточной Сибири. Он пишет статьи, участвует в дискуссиях в прессе, по радио и на телевидении, выступает с публичными лекциями в учреждениях и библиотеках Иркутска. Участвует в создании нескольких фильмов, посвященных культурному наследию Сибири, в том числе фильма «Иркутск с нами» в сотрудничестве с писателем Валентином Распутиным.
Общественная деятельность Валерия Трофимовича переплетается с его научными интересами, и он включается в когорту искусствоведов национального уровня. Щербин избирается делегатом VII съезда Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1997 году в Москве. Выступает с докладами на конференциях и архитектурных форумах. В 1995 году Валерий Щербин за вклад в возрождение патриотизма и духовности России становится Лауреатом Премии Святителя Иннокентия Иркутского. В 2002 году за вклад в сохранение культурного наследия народов России он награждается Золотой медалью Российского союза исторических городов и регионов.
В 2000-е годы основное внимание Валерия Трофимовича сосредоточено на вопросах практического сохранения как отдельных памятников, так и крупных исторических архитектурно-градостроительных комплексов в Иркутске на методике градостроительной реконструкции исторических городов России. Он выполняет историческое и градостроительное обоснование и готовит методическую основу реконструкции для отдельных архитектурных памятников Иркутска (ул. Карла Маркса, 17 и 19, ул. Грязнова, 4), а также для исторических кварталов № 39 и № 97. Щербин пишет статьи, посвященные городскому деревянному зодчеству сибирских городов, планографии Иркутска, Ниж-неудинска, Усолья-Сибирского, активно консультирует практикующих архитекторов и студентов архитектурного факультета ИрГТУ.
Одна тема особо привлекает внимание Валерия Трофимовича в этот период. Он тщательно изучает вопрос о воссоздании утраченных архитектурных памятников, имеющих знаковое историческое и духовное значение: главным образом о строительстве и разрушении Казанского кафедрального собора в Иркутске -самого большого храма Сибири к началу ХХ века. Выдающийся архитектор много размышляет над необходимостью и возможностью его восстановления и пуб-
ликует несколько историко-философских эссе по этой теме. Вывод Щербина оптимистичен, несмотря на все сложности и трудности технического и экономического порядка. Он уверен, что для будущих поколений задача восстановления Казанского собора будет становиться все более актуальной. Валерий Трофимович пишет: «Уверен, что обращение к ней (задаче восстановления) будет по-прежнему идти двумя линиями: поиском исторической событийности и онтологическим (сущностным) осмыслением предопределенности замысла собора, его строительства и порушения и ...неуничтожимости его возрастающей памяти [4, с. 44-56]. В вопросе о воссоздании конкретных архитектурных памятников Щербин опирается не на мечтания и пожелания, а на точное понимание закономерностей общественного развития и тенденции в динамике эстетических ориентиров. Время подтверждает правоту прогнозов и выводов ученого. Перед глазами его был свершившийся замысел 1983 года одного из самых успешных учеников Валерия Трофимовича - Бронислава Михайлова. В 1983 году студент 5-го курса архитектурного факультета Михайлов выполнял свой дипломный проект по реконструкции Нижней Набережной в Иркутске, и проект этот предусматривал вос-
становление на прежнем месте Московских ворот. Воссоздавать утраченный исторический памятник в те годы для большинства работающих архитекторов было необычно и противоречило официальной градостроительной политике. Валерий Трофимович тогда поддержал замысел своего ученика. А в 2011 году, во время празднования юбилея Иркутска, он мог наблюдать восстановленные на историческом месте Московские ворота. И здесь неважно, что проект реконструкции Московских ворот в 2011 году реально был выполнен другими архитекторами, важна направленность замысла и интуиция Валерия Трофимовича, поддержавшего молодого архитектора.
Валерий Трофимович Щербин ушел из жизни, не успев завершить многих начатых и задуманных дел, не успев реализовать начинания по сохранению архитектурных памятников и соединению культурного наследия и духовных традиций с современной жизнью людей дня сегодняшнего. Зато в Иркутске осталась научная школа, школа истории архитектуры, созданная им, и я уверен, что большинство задумок и планов нашего друга и учителя найдут свое дальнейшее воплощение.
Статья поступила 22.09.2014 г.
Библиографический список
1. В памяти нашей.О Валерии Трофимовиче Щербине: Опыт сопряжения времен // Иркутский Кремль. 2014. № 1 (11). С. 103-120.
2. Щербин В.Т. Метод интегрированной реконструкции памятников деревянной архитектуры Иркутска // Проблемы формирования архитектуры Сибири. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 1988. С. 48-52.
3. Щербин В.Т. Ступени собственного возвышения. Диалоги о Сибири. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988. С. 187-206.
4. Щербин В.Т. Забвению не подлежит. О судьбе Казанского кафедрального собора в Иркутске // Известия АЭМ «Тальцы». Иркутск, 2005. Вып. 4. С. 44-56.
УДК 378.14
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЯ ГЕКАДЕМ
© М.Л. Палеева1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Анализируется проблема организации учебной деятельности студентов в системе дистанционного обучения. Рассматривается вопрос о применении групповых проектов, действенность которых обусловлена целесообразной формой передачи знаний, активной познавательной деятельностью и идентификацией обучающихся. Раскрываются основные особенности совместной междисциплинарной работы студентов на примере дисциплин математического и естественнонаучного цикла. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: дистанционное обучение математике; междисциплинарные связи; проектная деятельность.
METHODICAL FEATURES OF STUDENTS' JOINT WORK ORGANIZATION IN HECADEM INTERNET-BASED LEARNING SYSTEM M.L. Paleeva
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article focuses on the problem of organizing students' educational activity in the system of distance learning. It deals
1 Палеева Марина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, тел.: 89501157541, e-mail: [email protected]
Paleeva Marina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of General Studies, tel.: 89501157541, e-mail: [email protected]