Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 89
О.Г. Вильданова
ПЕРВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ В БАШКИРИИ.
МЕТОДЫ ЕГО СОЗДАНИЯ
В статье впервые рассмотрено сочетание академического классического танца и национальных элементов на примере исполнительского мастерства солистов и кордебалета первого национального балета Башкирии «Журавлиная песнь» («Сынграу Торна»).
Данная статья посвящена изучению традиций ленинградской классической школы хореографии в формировании первых артистов балета башкирского театра.
Ключевые слова: башкирский балет, выпускники Ленинградского хореографического училища, классический танец, национальная хореография.
Формирование балета в Башкирии, его становление как профессионального коллектива приходится на начало 40-х годов XX столетия. В эти годы началось становление музыкальных театров многих городов. Уже в 1932 г. была создана Башкирская студия при Московской консерватории, где проходили обучение будущие оперные певцы. В 1934 г. по инициативе крупнейшего деятеля культуры Башкирии Ф.А. Гаскарова в Ленинград была отправлена группа детей учиться профессиональному искусству балета. Эта группа стала первой среди учеников национального отделения Ленинградского хореографического училища.
Уфимский оперный театр открылся в 1938 г., небольшой коллектив артистов балета в нём состоял из выпускников Башкирского театрального техникума, исполнявших танцевальные сцены в первых операх. Однако профессиональным башкирский балет становится в 1941 г., когда в театр пришли первые выпускники Ленинградского хореографического училища, которые и составили ядро балетной труппы.
Первым национальным спектаклем на сцене Башкирского театра стал балет Льва Степанова «Журавлиная песнь», поставленный в 1944 г. ленинградской танцовщицей и балетмейстером Ниной Александровной Анисимовой (либретто Ф. Гаскарова,
90 Вопросы организации хореографического образования
сценография Г. Имашевой). Главные партии были исполнены 3. Насретдиновой и X. Сафиуллиным.
В основу музыкально-хореографической драмы был положен литературный сценарий, в котором переплелись языческие мифы, родовые обряды и социальные коллизии башкирской старины. Автором идеи постановки выступил замечательный знаток национального фольклора, новатор и пропагандист, ученик И.А. Моисеева Файзи Адгамович Гаскаров (создатель Башкирского академического ансамбля танца). Им же было написано либретто, в основу сюжета которого была положена башкирская легенда о любви юноши и девушки, путь к счастью которым преграждают жестокие предрассудки, но прекрасные птицы - журавли помогают влюблённым. Музыка к балету была написана уже в 1941 г. Спектакль собирались показать на Декаде Башкирского искусства в Москве, летом 1941 г. Но грянула война...
В эти тяжёлые военные годы Ленинградский театр оперы и балета и Ленинградское хореографическое училище были эвакуированы в г. Молотов (ныне г. Пермь), который находится недалеко от Уфы. В 1944 г. по приглашению директора Башкирского театра оперы и балета Булата Имашева в Уфу приезжает Нина Анисимова для постановки спектакля «Журавлиная песнь». Вместе с ней работать с недавними выпускниками едут педагоги училища Е.В. Ширипина и А.А. Писарев. Ассистентом балетмейстера назначают Ф.А. Гаскарова. Н.А. Анисимо-ва начала работать в тесной связи с композитором, подсказывая ему сюжетную линию каждого номера. Лев Степанов, создав богатую оркестровку, сблизил ее с характером и приемами балетной классической музыки, что особенно впечатляет своей колоритностью в адажио и вариациях. Музыка прекрасно воссоздает замысел хореографа, раскрывая внутренний мир каждого из персонажей. Балет представляет собой структуру, включающую темы башкирских народных песен и мелодий и соединяющую сюитную форму с симфоническим развитием лейтмотивов, в которых повторяются и танцевальные лейтмотивы.
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 91
Главные герои - нежная Зай-тунгуль, которой застенчивость не мешает проявлять в острых ситуациях решительность и смелость, пастух Юмагул - воплощение образа народного героя, благородного и храброго, и журавли - символ свободолюбия, добра и справедливости. Злые силы, невежество и жестокость несут в себе отрицательные герои - Арсланбай и его приспешники.
В балете 3 акта. Действия 1-го и 3-го актов происходят в лесу, где проходят свидания главных героев, их встречи с журавлями. 2-й акт - картина башкирской деревни XIX века, здесь представлены бытовые танцевальные зарисовки, драматичный обряд венчания героини с Арсланбаем, побег Зайтунгуль.
Главный герой - пастух Юмагул - появляется в первом акте на фоне уральских гор на поляне, он играет на национальном инструменте - курае, на звуки которого слетаются журавли. К любимому на свидание прибегает юная Зайтунгуль. Неожиданно на поляну врываются охотники - приспешники бая и сам Арсланбай, он давно мечтал взять в жёны красавицу Зайтун-гуль, но старейшины, согласно обычаю, требуют честного поединка между соперниками. Во втором акте на деревенской площади начинаются традиционные состязания. Появившийся Юмагул вызывает на поединок горделивого бая и побеждает, но тот наносит предательский удар и, воспользовавшись общим смятением, уносит Зайтунгуль. Приспешники бая хватают раненого героя и бросают его в лесу. На опустевшую площадь опускается журавль и уносит курай Юмагула. Следующая
Фото I. Нар. арт. СССР З.А. Насретдинова и нар. арт. РСФСР Х.Г. Сафиуллин в балете «Журавлиная песнь»
92 Вопросы организации хореографического образования
картина происходит в юрте Арсланбая, где идут приготовления к свадьбе. Измученная Зайтунгуль, не выдержав насмешек свах и коварства злодея, во время церемонии обряда венчания бросает пиалу с кумысом предназначенную жениху. Обезумевший от ярости Арсланбай с кнутом набрасывается на героиню. В это время с помощью журавлей начинается буря, и Зайтун-гуль спасается бегством. В третьем акте журавли помогают освободить Юмагула, он встречает свою любимую и в честном бою одерживает победу над Арсланбаем. Торжество справедливости и чистой любви звучат в финальном адажио балета.
Авторами спектакля было принято решение разделить постановку. Первый и третий акты были поставлены Н.А. Аниси-мовой, второй акт - Ф.А. Гаскаровым.
Основой решения образов главных действующих лиц - девушки Зайтунгуль и юноши Юмагула, также, как и кордебалета журавлей, стал классический танец. Образы отрицательных героев Арсланбая и его свиты решены на основе характерного и народного танцев.
Конечно, яркая индивидуальность первых исполнителей главных партий, их высочайшая техника и профессиональная подготовка повлияли на постановку балета. Помогая хореографу, они создавали проникновенные характеры, близкие им образы башкирской девушки и юноши.
Безупречные арабески З.А. Насретдиновой поражали красотой линий и чёткостью рисунка. «Образ Зайтунгуль, созданный З. Насретдиновой, привлекает своей поэтической одухотворённостью, мечтательностью и в то же время большой внутренней силой. Танец артистки отличается мягкостью, чистотой формы, пластическим изяществом. Игра Насретдиновой очень выразительна и особенно впечатляет в драматических сценах», -писал А.М. Мессерер1, увидев балет на Декаде Башкирского искусства в Москве в 1955 г. Отличительная черта этой балерины - чистота исполнения классического танца. Зависающий баллон X. Сафиуллина, его виртуозное вращение, выдающиеся актёрские данные и мастерство владения дуэтным танцем по-
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 93
зволяли воплотить самые смелые замыслы балетмейстера. Всё это проявилось в хореографии балета: сложнейшие верховые поддержки и вращения в дуэтах, использование технических приёмов и прыжков в вариациях.
Выразительным средством спектакля явилось органичное сочетание академического классического танца и элементов национальной хореографии, которые внесли яркость в изображение национального колорита героев.
Хореографический образ Юмагула - Сафиуллина был построен на высоких прыжках и стремительных вращениях. Так, большое jeté в attitude croisée он исполняет по всем законам классического танца, однако вытянутые руки повернуты ладонями наружу, что привносит элемент национального танца. Пируэты со второй позиции заканчиваются, как принято, в четвертую croisée, но и здесь руки при вращении собираются в первую позицию открытыми ладонями, а заканчивают правой рукой в третью позицию ладонью вверх, левой - во вторую ладонью от себя (на манер цыганского танца) - то есть элементы классического танца сосуществуют с национальными: движениями рук, переборами ног на каблук, дробью на пятках. Однако, благодаря классическим па - большим прыжкам (grand jeté, saute de basque, jeté entrelacé) и различным вращениям, образ героя и стал таким убедительным. Черты мужественности, смелости и решительности героя несут именно элементы классической хореографии.
Фото 2. Нар. арт. СССР З.А. Насретдинова и нар. арт. РСФСР Х.Г. Сафиуллин в балете «Журавлиная песнь»
94 Вопросы организации хореографического образования
Фото 3. Х.Г. Сафиуллин в партии ванными из народного танца
вороты кистей), при этом полностью сохраняя основные позы рук классического танца.
Образ журавлей лейтмотивом проходит через весь спектакль. Приемами классического танца Н.А. Анисимова создала кордебалет, который в определенных сценах выражает чувства главных героев - грусть, порыв к свободе, торжество любви. Основной их рисунок - клин журавлей, который то распадается на большой круг, то образуется в центре или в углах сцены. Движение рук журавлей (взмахи крыльев, руки, скрещенные перед собой или руки в положении allongé во время бега, общепринятые в классическом балете) имеют и собственную постановку: вытянутые обе руки подняты над головой, повернуты кистями направо, пальцы левой руки касаются запястья правой. Основные движения - jeté в первый arabesque с руками в стороны, мягкие шаги, шаг pique, бег по кругу.
Образ любимой девушки Юмагула - Зайтунгуль построен полностью на пальцевой технике. Ее первая вариация, прыжковая, полетная, словно устремленная ввысь, характеризует девушку, стремящуюся к любви и свободе. Последняя вариация - мелкая пальцевая техника, где прыжки на пальцах сочетаются с вращениями в большие позы, туры по кругу и двойные. Свою героиню Насретдинова дополняла своеобразной манерой исполнения, движениями, заимство-
Юмагула
(прищёлкивания пальцев, по-
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 95
Обычные шаги на plié исполняются с сильно наклоненным к руке в первый arabesque корпусом. Тем не менее найдена основная поза, характеризующая птицу-журавля - стоя на вытянутой правой ноге, невыворотное passé левой ногой с руками, описанными выше. М.Х. Франгопуло писала: «Она нашла свое собственное решение, и ее журавли отнюдь не напоминали ранее созданных замечательных образов пернатых. Журавли «Сынг-рау Торна» сплетали свои хороводы широкими взмахами крыльев, с остро сложенными руками, с поджатой в колене ногой, что придавало оригинальный, причудливый рисунок их танцу. .. .»2. Лёгкая, воздушная Н.Д. Юлтыева - первая исполнительница вожака журавлей прекрасно воплощала образ красивой летящей птицы.
Замечательно воссоздал народные характеры Ф.А. Гаска-ров. Особенно впечатляет своей динамикой стремительный танец охотников. Массовые характерные номера были поставлены на основе народных башкирских танцев, в которых нашли своё воплощение старинные обряды и традиции башкирской деревни. Очень колоритен в своём характере Арсланбай, партию которого исполнял сам Гаскаров, создав деспотичный и жестокий образ бая. Во втором спектакле эту партию исполнил Хашим Мустаев, отличающийся прекрасными внешними данными.
В своём балете Анисимова искусно вплела в классический танец мотивы башкирского фольклора. Танцевально-пластическая партитура синтезировала классический танец с народными танцами и обрядами башкир. Большой удачей спектакля явились обращение к хореографическому симфонизму в сценическом действии и воплощение классически завершенного образа Журавля - тотемной птицы древних башкир, художественного символа свободолюбия народа.
Премьера балета была показана 30 марта 1944 г. С тех пор этот балет сам стал легендой, символом национального искусства республики.
В 1960 г. «Журавлиная песнь» была экранизирована Свердловской киностудией. Балет неоднократно возобновлялся (1953 г.,
96 Вопросы организации хореографического образования
1977 г., 1997 г.). Спектакль оказал существенное влияние на дальнейшее развитие танцевального искусства, на нем воспитывались и творчески росли все последующие поколения артистов балета Башкирского театра. Из всех поставленных за годы существования театра национальных балетов «Журавлиная песнь» является самым репертуарным. Выдержав испытание временем, он и сегодня любим и артистами, и зрителями. Балет «Журавлиная песнь» вошел в золотой фонд культурного наследия Башкортостана.
Совсем недавно, 5 октября 2009 г., скончалась первая исполнительница партии Зайтунгуль - народная артистка СССР З.А. Насретдинова, последняя из плеяды первых артистов балета Башкирии. Во время похорон неожиданно раздалось курлыканье, и над кладбищем появились журавли. Вдруг распавшийся клин превратился в круг, и журавли, трижды покружив над могилой, как бы прощаясь, собрались в клин и полетели в тёплые края...
ПРИМЕЧАНИЯ
1 A.M. Мессерер. Народная легенда в балете // Вечерняя Москва, 19SS. № 129. 2 июня.
2 М.Х. Франгопуло. Нина Александровна Анисимова. - Л., ВТО, 19S1. -С. 49.
Abstract
In the combination of the academic classical dance and the national ballet of Bashkiria "Crane song" for the first time is considered. This article is devoted to the influence of the Leningrad school on formation of the first ballet dancers of the Bashkir theatre. The help of the Leningrad ballet master and teachers actually in creation of national ballet.
Keywords: Bashkir ballet, Graduates of the Leningrad choreographic school, classical dance, national choreography.