ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 1
УДК 94(470) DOI 10.18522/0321-3056-2017-1-53-56
ПЕРВЫЙ НАХИЧЕВАНЕЦ НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ*
© 2017 г. С. С. Казаров THE FIRST NАКHICHVANEAN ON MILITARY SERVICE IN RUSSIA
S.S. Kazarov
Казаров Саркис Суренович -
Южный федеральный университет,
Институт истории и международных отношений,
кафедра археологии и истории Древнего мира,
доктор исторических наук, профессор,
ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082, Россия.
Е-таИ: [email protected]
Sarkis S. Kazarov -
Southern Federal University,
Institute of History and International Relations,
Department of Archeology and Ancient History,
Doctor of History, Professor,
B. Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don, 344082, Russia.
E-mail: [email protected]
Рассматривается деятельность крымского армянина Ивана Абрамова, ставшего одним из первых нахичеванцев на службе России, который во время русско-турецких войн принял активное участие в ряде сражений, а во время переселения армян из Крыма на Дон привез в Нахичевань Правительственную грамоту, содержащую привилегии для переселенцев. Будучи грамотным и образованным человеком, являлся одним из влиятельных горожан и много сделал для блага родного города.
Ключевые слова: армяне, Крым, переселенцы, военная служба, магистрат, Нахичевань-на-Дону.
The article is devoted to Ivan Abramov 's activity, who was one of the first from Nakhichevanean people on the service of Russia. During the Russian-Turkish wars he took an active part in a number of battles, and during the resettlement of Armenians from the Crimea to the Don Abramov brought to Nakhichevan the Governmental letter containing the list of the privileges for immigrants. Being literate and educated man, he was one of the most influential citizens and did a lot for the good of his native city.
Keywords: Armenians, Crimea, migrants, military service, magistratus, Nakhichevan-on-Don.
Накануне присоединения Крыма к России в XVIII в. небольшая группа крымских армян поступила на военную службу Российскому государству. Некоторые из них за особые заслуги затем получили офицерские звания и дворянские титулы. Среди них источники называют имя штабс-капитана Ивана Абрамовича Абрамова (Ованеса Абрамяна), сыгравшего важную роль в первые 25 лет существования города Нахичевани-на-Дону. К сожалению, имя Ивана Абрамовича оказалось незаслуженно забытым соотечественниками, и в данной статье предпринята попытка оценить его вклад в обустройство родного города и развитие связей армян с Россией. Не случайно некоторые исследователи называют его в числе главных адептов про-российской ориентации [1, с. 12].
Первые сведения о начале его деятельности мы находим в послужном списке. Из него следует, что
Иван Абрамов, уроженец города Кафы (ныне - Феодосия) в 1772 г. был принят «в вечное Российское подданство и определен на службу в бывший Малороссийский Кампанейский полк 2 есаулом», а 1 мая 1779 г. «в воздаяние понесенной переводческой должности трудов из сотников произведен в капитаны...» [2]. Причиной перехода группы армян на русскую службу И.М. Келле-Шагинов называет то впечатление, которое произвело на них посещение русского лагеря, где расположился большой военный отряд под командованием Василия Михайлович Долгорукого [3, с. 242].
Важную роль сыграл И. Абрамов при трагическом переселении своих соотечественников из Крыма на Дон. В составе делегации от терпящих ужасные беды переселенцев он отправился в Петербург на встречу с архиепископом Иосифом Аргу-тинским вместе с Мкртычем Петросяном и Дани-
* Статья выполнена в рамках поддержанного РГНФ международного научно-исследовательского проекта № 16-21-20003 «Армяне в составе российской и советской элиты XVШ-XX вв.».
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 1
элем Григоряном [4, с. 33], хотя В. Микаэлян добавляет к названным ещё и Саркиса Манвеляна, Акопа Аксентяна и Саркиса Меджлумяна [5, с. 145]. Видимо, тогда же и состоялось первое знакомство главы армянской епархии России с капитаном русской армии И.Абрамовым. Узнав о бедственном положении переселенцев, Аргутинский обещал им содействие и всяческую помощь. Однако дело продвигалось не так быстро, как хотели того переселенцы, и лишь 26 ноября 1779 г. Иван Абрамов и Карапет Восканов (последний находился в северной столице ещё до приезда остальных делегатов) с долгожданной грамотой возвратились к месту поселения [6].
Но даже и после того, как его народ обосновался на донской земле, Иван Абрамов не оставил службу, продолжая выполнять деликатные поручения А.В. Суворова. Его знания не только русского, но турецкого и татарского языков помогали ему в переговорных процессах. Когда в ноябре 1783 г. А.В. Суворов от вышестоящего начальства получил указание убедить крымского хана Шагин-Гирея переехать на постоянное местожительство в Крым, в качестве посланников для встречи с ним были выбраны полковник Булгаков и майор Абрамов. В своем рапорте на имя Г.А. Потемкина А.В.Суворов писал: «Вашей светлости высокое повеление от 9-го числа ноября мною получено. По известной Вашей светлости моей ревности совершенно я бы не оставил сам оное в исполнение привесть. Но остуда ко мне светлейшего Шагин-Гирея-хана по выходе из Крыма христиан, обратившаяся в злопамятство, может производство испортить. Чего ради для трактования сего и брал я за лучшее употребить Нижегородского пехотного полку господина полковника Булгакова, который сего испытан был в доверенности по Донскому войсковому правлению. В помощники я ему придал нахичеванского председателя майора Ивана Абрамова» [7, с. 291]. Как можно заключить на основании последующих документов, посланники 11 декабря прибыли в Крым, встретились с Шагин-Гиреем и с ответным письмом хана 6 февраля 1784 г. прибыли в ставку А.В. Суворова. Судя по почти двухмесячному их пребыванию в Крыму, хан не сразу дал ответ.
Находясь на должности председателя Нахиче-ванского магистрата, И. Абрамов не оставлял военную службу. Во время русско-турецкой войны в 1787 г. он собрал волонтеров и вместе с ними сражался против турецкой армии. Принимал непосредственное участие во взятии Очакова, за что 14 апреля 1789 г. был награжден орденом князя Влади-
мира 4-й степени с бантом. 17 июня 1790 г. был уволен из армии в чине майора, в 1794 г. - со званием подполковника, целиком сосредоточившись на делах родного города [2].
В Нахичевани-на-Дону И. Абрамов имел репутацию богатейшего и весьма влиятельного человека. Здесь, на донской земле, он развернул широкую предпринимательскую деятельность. Уже в 1780 г. в городе заработали шерстяные и шелковые фабрики И. Абрамова. По словам Г. Патканяна, основой его могущества было огромное торговое сооружение, в котором нахичеванские торговцы имели по одному, а то и по два магазина [8, с. 60].
Интересные сведения из жизни Ивана Абрамова находим в записках одного английского путешественника, который был приглашен к нему в гости. Дом И. Абрамова был хорошо меблирован, имел много предметов европейской роскоши, в числе которой находился даже бильярдный стол. Все гости в доме сидели, по-восточному скрестив ноги, кроме самого хозяина, который к тому же был одет в соответствии с европейской модой. Своим иностранным гостям он продемонстрировал коллекцию редких сабель с богато украшенными ножнами - предмет его особой гордости. Но, как оказалось, кроме Грузии и Турции сам хозяин из зарубежных стран более нигде не был [9, р. 397-398].
Описание дома И. Абрамова дополняет Г. Патканян. По его словам, двухэтажный дом, который находился рядом с огромным магазином, был первым большим домом в городе. Нижний этаж был каменным, верхний - деревянным, его окружал цветущий сад, а сам дом располагался по 13-й линии на берегу Дона [8, с. 47].
С именем подполковника И. Абрамова связан первый конфликт в нахичеванской среде, возникший между ним и архиепископом Аргутинским. Ещё 13 декабря 1780 г. оба совершили поездку в Черкасск, где были доброжелательно приняты Наказным атаманом Войска Донского, и ничто не предвещало конфликта. Но тем не менее он разгорелся. Все детали и подробности конфликта описаны в работе Г. Патканяна, которой с определенными оговорками и будем следовать.
Конфликт зародился на общем собрании хозяев будущих магазинов, которые предполагалось открыть вокруг главного городского собора. Хозяева магазинов, по предложению И. Аргутинского, должны были по жребию получить под них места, начать торговлю, и когда средства, потраченные ими на строительство магазинов будут возмещены, передать их городу. Против выступил И. Абрамов,
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 1
который с помощью своих единомышленников добился того, чтобы ему разрешили к югу от церковного двора построить большой магазин, обещая либо выкупить это место у города, либо платить за него аренду в городскую казну. Однако, получив это место, он не выполнил своих обещаний.
Ещё больше подлило масла в огонь то, что, заказав увеличенную копию изображения Грамоты Екатерины II, И. Абрамов представлял дело так, что в её получении главную роль сыграли они с Д. Ка-ракашем, при этом игнорируя заслуги И. Аргутин-ского. По словам Г. Патканяна, эту историю ему рассказал старый художник Мартирос Тепинкиджи [8, с. 39], но её достоверность кажется нам весьма сомнительной.
Но другая история имеет под собой реальные основания. Вмешательство архиепископа И. Аргу-тинского в дела города привело к открытому конфликту между ним и городской верхушкой во главе с И.Абрамовым. Дело в том, что далеко не все церковные сокровища, которые были вывезены из 40 крымских церквей, были распределены по церквям Нахичевани. Незадолго до своей смерти духовный руководитель армянской общины Крыма архимандрит Петр Маркосян собственноручно составил список всех ценностей и священных реликвий, которые были вывезены с полуострова. Однако некоторых из них в церквях Нахичевани не оказалось, а по слухам попали они в Астрахань. Чтобы выяснить, что же конкретно было утрачено, некоторые из известных горожан произвели опрос среди стариков и священников и таким образом составили перечень ценных вещей, каких не досчитались в на-хичеванских церквях. Это послужило основанием для подачи жалобы группы нахичеванцев на архиепископа. Заручившись поддержкой викарного архимандрита Нерсеса Аштаракского, они отправили её в вышестоящие инстанции. Основная мысль её заключалась в том, что в то время, как в городе сложилось тяжелейшее материальное положение, церковные богатства города почему-то находятся в Астрахани без всякой на то пользы. Собрание, на котором происходило это разбирательство, также описано Г. Патканяном. Когда И.Аргутинский, возмутившись жалобе, заявил, что это его дело и только он является хранителем церковных ценностей, это вызвало бурю возмущения со стороны влиятельных жителей во главе с городским головой Ми-каэлом Когбетляном. Наиболее непримиримую позицию занимал подполковник И. Абрамов [8, с. 60].
После этого конфликта архиепископ И. Аргутин-ский покинул Нахичевань и более никогда сюда не
возвращался. В его основе, по нашему мнению, лежал протест городской верхушки против вмешательства духовной власти в дела управления городом. По всей вероятности, во время пребывания армян в Крыму духовенство не вмешивалось в светские дела, и здесь в новых условиях влиятельные и богатые горожане не желали менять это положение.
Во время первых выборов судей магистрата одним из них был избран И. Абрамов, который отвечал за призрение вдов и сирот. После введения в стране Городового положения 1785 г., оно было в 1788 г. распространено и на Нахичевань. И тогда же первым главой «шестигласной думы» на 17881790 гг. был избран И. Абрамов.
Известно, что 2 апреля 1808 г. подполковник И. Абрамов обратился с прошением на имя императора Александра Павловича утвердить его с семейством в дворянском сословии и выдать им соответствующий диплом [2]. Однако по неизвестным причинам утвержденный Правительствующим сенатом и выписанный на его имя диплом так и остался не подписанным императором.
Иван Абрамович Абрамов скончался на своей новой родине - в Нахичевани-на-Дону в 1813 г. и был похоронен в оградке церкви св. Нигохоса, а на его надгробной мраморной плите была выгравирована надпись с перечислением заслуг покойного: Под этим надгробием покоится Муж неутомимый честный, великий нации сын Иван Абрамович, племя Айказнов, Рожденный в городе Кафе Крыма, Затем служивший великому императору, Русской царице Екатерине, Получивший кавалера Знака Креста, И подполковника тысяцкого. Пришел он на помощь в трудное время Измученной нации, оставшейся в степи, Прошение привез великой императрице, Дарившей привилегии по Указу, На основание Нового Нахичевана И свобод на десять лет. От отца перенял все доброе, Основал этот город в надежной стране. Сюда привез свою жалкую нацию, Что была изгнана из страны Крым, Добрую память оставил миру, И сам, как цветок добрый, день ото дня Угас.. .Ушла к Христу всеобщая надежда. Кто встретится с этой могилой, Благословите нашим Отче Наш [10, с. 63]. В этих словах, как нам представляется, нахиче-ванцы как нельзя лучше выразили свою призна-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 1
тельность и уважение Ивану Абрамовичу Абрамову за все его полезные деяния на благо города и своего народа.
Литература
1. Поркшеян Х.О. О Нахичевани-на-Дону (к 180-летию основания города). Нальчик, 1960.
2. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1411. Оп. 2. Д. 112.
3. Келле-Шагинов И.М. Моя единственная жизнь. Дневники и воспоминания. Ростов н/Д., 2015.
4. Бархударян В.Б. История армянской колонии Новая Нахичевань. 1779-1917. Ереван, 1996.
5. Микаэлян В. История крымских армян. Ереван; Симферополь, 2004.
6. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 16. Д. 588. Ч. 12. Л. 306.
7. СуворовА.В. Документы. Т. 2. М., 1951.
8. Патканян Г. История Новой Нахичевани. Нахичевань-на-Дону, 1917 (на армян. яз.).
9. Clark E.D. Travels in Various Countries of Europe, Asia and Africa: Russia, Tartary, and the Turkey. Vol. 1. London, 1816.
10. Шахазиз Е. Новый Нахичевань и новонахиче-ванцы / пер. с армян. Ш.М. Шагиняна. Ростов н/Д., 2005.
Reference
1. Porksheyan Kh.O. O Nakhichevani-na-Donu (k 180-letiyu osnovaniya goroda) [About Nakhichevan-
on-Don (on the 180th anniversary of the city foundation)]. Nalchik, 1960.
2. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv (RGIA) [Russian State Historical Archive (RSHA)]. Fund 1411. In. 2. File 112.
3. Kelle-Shaginov I.M. Moya edinstvennaya zhizn'. Dnevniki i vospominaniya [My One and Only Life. Diaries and Memoirs]. Rostov-on-Don, 2015.
4. Barkhudaryan V.B. Istoriya armyanskoi kolonii Novaya Nakhichevan'. 1779-1917 [The History of the Armenian Colony of New Nakhichevan. 1779-1917]. Erevan, 1996.
5. Mikaelyan V. Istoriya krymskikh armyan [The History of the Crimean Armenians]. Erevan; Simferopol, 2004.
6. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv drevnikh aktov (RGADA) [Russian State Archive of Ancient Acts (RSAAA)]. Fund 16. File 588. Part 12. L. 306.
7. Suvorov A.V. Dokumenty [Documents]. Vol. 2. Moscow, 1951.
8. Patkanyan G. Istoriya Novoi Nakhichevani [History of New Nakhichevan]. Nakhichevan-on-Don, 1917 (in Armenian).
9. Clark E.D. Travels in Various Countries of Europe, Asia and Africa: Russia, Tartary, and the Turkey. Vol. 1. London, 1816.
10. Shakhaziz E. Novyi Nakhichevan' i novona-khichevantsy [New Nakhichevan and Nakhi-chevaneans]. Tr. from Arm. by Sh.M. Shaginyan. Rostov-on-Don, 2005.
Поступила в редакцию / Received 22 января 2017 г. / January 22, 2017