РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Russian literature and literature of the peoples of Russia
Б.В. Поженин (Москва)
ПЕРВЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК В РОССИИ: К ИСТОРИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРИ СУХОПУТНОМ ШЛЯХЕТНОМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ (1730-1750 ГГ.)
|Аннотация
Статья посвящена некоторым подробностям, касающимся литературного объединения при Сухопутном шляхетном кадетском корпусе. Оно известно под названием «Общество любителей русской словесности»: в середине XVIII в. собрания этой группы посещали известные литераторы и просветители (А.П. Сумароков, М.М. Херасков, И.П. Елагин), а также военные деятели (А.В. Суворов, П.А. Румянцев-Задунайский, Н.В. Репнин). Как отмечал ряд исследователей, это был первый известный литературный кружок в России, при этом сколь-нибудь подробных данных о его деятельности не сохранилось. Одним из немногих источников о работе общества является фрагмент книги С.Н. Глинки «Очерки жизни и избранные сочинения А.П. Сумарокова», появившейся в 1841 г. и с тех пор не переизданной. Ее автор состоял в дружеских отношениях с участником «Общества любителей русской словесности» М.М. Херасковым, чьи рассказы о Сумарокове и его литературном окружении послужили основой для текста Глинки - особенно в части, касающейся «Общества». В этой связи разбирается вопрос о «ненадежности» этой книги как источника и приводятся аргументы в пользу того, что в данном случае рассказчик заслуживает доверия. Отдельно затрагивается сюжет с издававшимся при кадетском корпусе журналом «Праздное время в пользу употребленное» (1759-1760 гг.), поскольку большинство его создателей и сотрудников были участниками «Общества». Проанализированные данные позволяют судить о том, как функционировало «Общество любителей русской словесности» и почему с него началась традиция формирования литературных объединений в России, продолжающаяся по сей день и потому требующая более подробного изучения.
|Ключевые слова
«Общество любителей русской словесности»; Сухопутный шляхет-
ный кадетский корпус; А.П. Сумароков; М.М. Херасков; A.B. Суворов; С.Н. Глинка; «Праздное время в пользу употребленное».
B.V. Pozhenin (Moscow)
FIRST LITERARY CIRCLE IN RUSSIA: ON HISTORY OF THE SOCIETY IN THE FIRST CADET CORPS (1730-1750)
Abstract
This article aims to reveal some details about the literary group at the First Cadet Corps. It is known as the "Lovers of Russian Literature Society": in the middle of the 18th century, some writers (A.P. Sumarokov, M.M. Kher-askov, I.P. Elagin) and military figures (A.V. Suvorov, P.A. Rumyantsev-Za-dunayskiy, N.V. Repnin) gathered together at these meetings. As a number of researchers have noted, this was the first known literary circle in Russia,
although no comprehensive data on its activities has been preserved. The main source of information we use is a fragment of the book by S.N. Glinka "Essays on the life and selected works of A.P. Sumarokov" published in 1841 and never republished since. Its author was a friend of M.M. Kheraskov, a formal member of the "Lovers of Russian Literature Society", whose stories about Sumarokov and his circle became the basis for Glinka's text. In this case we examine the "unreliability" of this source, because its author never visited those meetings. In spite of this fact we try to explain that Glinka is worth trusting as a narrator. Beside this we revise a case with the magazine "Idle Time Used for Benefit" (1759-1760) which was published at the corps by the members of the society. The data we have managed to analyze shows how the "Lovers of Russian Literature Society" functioned and why the tradition of forming literary associations in Russia began with it. Moreover, this tradition continues to this day and therefore requires more detailed study.
Key words__
Lovers oi Russian Literature Society ; First Cadet Corps; A.P. Sumarokov; M.M. Kheraskov; A.V. Suvorov; S.N. Glinka; "Idle Time Used ior Benefit".
Российские литературные объединения (кружки, салоны, общества, студии), преимущественно поэтические, всегда были важной частью отечественной словесности. Участники подобных групп с XVIII в. организовывали совместные встречи, чтобы учиться писать стихи, печатать собственный журнал, обсуждать актуальные книжные новинки. Иногда то или другое преобладало. Так, для кружка И.А. Крылова в 1790-х гг. главным было издание журнала («Зритель», а затем «Санкт-Петербургский Меркурий»), для общества «Арзамас» в 1810-е гг. - спор по поводу литературного языка с участниками «Беседы любителей русского слова», для салона А. Смирновой-Россет в 1830-е гг. - чтение гостями-литераторами своих текстов и их обсуждение, для «Цеха поэтов» Н. Гумилева и С. Городецкого в 1910-е гг. - обучение поэтическому ремеслу. Интересно, что большинство видов деятельности российских литобъединений XVIII-XX вв. в зародышевом виде уже присутствовало в первом отечественном кружке, существовавшем в 1730-1750 гг. при Сухопутном шляхетном кадетском корпусе (другие названия: Рыцар-
ская академия, Первый кадетский корпус, Первая Санкт-Петербургская военная гимназия).
Это учебное заведение было открыто в Санкт-Петербурге по приказу приближенного императрицы, государственного деятеля Б.К. Миниха в 1731 г. Корпус был создан для детей дворян - неважно, были ли они обеспеченными или обедневшими, - чтобы предоставить им доступ к качественному образованию с гуманитарным уклоном. Это значит, что помимо собственно военно-инженерных дисциплин иностранные учителя преподавали географию, историю, иностранную словесность; обучали фехтованию и танцам; организовывали учебную практику при императорском дворце. Как отмечает историк А.В. Беляев, «на Преображенский (Васильевский) остров, в пожалованный корпусу дворец опального князя Меншикова потянулся "цвет передового дворянства", отдавал детей своих в учебу на пользу Российского государства» [Беляев 2008, 13]. Из стен Сухопутного шляхетного кадетского корпуса в XVIII-XIX вв. вышли не только военные деятели, но и известные литераторы: от А.П. Сумарокова и М.М. Хераскова до К.Ф. Рылеева и Ф.В. Булгарина.
Обзор литературы
Информации о литературном кружке, существовавшем при корпусе предположительно в 1730-1750 гг., сохранилось очень немного. За неимением исчерпывающих источников некоторые исследователи даже указывали, что никакого объединения могло вовсе не существовать. Среди них был Г.А. Гуковский, который писал: «Сохранилось предание, не слишком достоверное (курсив наш - Б.П.), что уже в 40-х годах (или даже еще раньше) в корпусе существовало литературное общество. По многим биографиям Хераскова странствовало малодостоверное известие, якобы он уже в корпусе писал стихи и даже задумал "Россиаду". В этих преданиях, независимо от точности сообщаемых ими фактов, сохранено общее правильное воспоминание: в корпусе занимались литературой» [Гуковский 1941, 351]. Исследователь сомневается, был ли у кадетов свой литкружок, однако уверен, что словесность была им явно не чужда.
Другие филологи были несколько иного мнения. Так, первые отечественные исследователи феномена литобъединений, формалисты М.И. Аронсон и С.А. Рейсер, писали: «...Есть сведения, что в Сухопутном шляхетном корпусе, в бытность там молодого А.П. Сумарокова, т.е. в 30-х гг. XVIII в., воспитанники читали друг другу свои литературные сочинения и переводы и что Сумароков назвал их "Обществом Любителей Российской словесности". Из этого кружка вышли известные впоследствии И.П. Елагин, И.И. Мелисинно, А.П. Мельгунов...» [Аронсон, Рейсер 1929, 40-41]. Отметим, что источник подобных сведений исследователи не указывают: и сноска, и список литературы отсутствуют. Больше к этому объединению Аронсон и Рейсер в книге не возвращаются. Несмотря на скудость информации, раскрываются предположительное название кружка («Общество любителей российской словесности») и его участники (Сумароков, Елагин, Мелиссино, Мельгунов). Интересно, что современник Аронсона и Рейсера, филолог Н.Л. Бродский, в вышедшей в 1930 году книге «Литературные салоны и кружки. Первая половина XIX века» общество при кадетском корпусе не упоминает вовсе.
Краткое упоминание этого литобъединения можно найти в одном из томов «Литературного наследства», посвященного XVIII в. и выпущенного в 1933 г. Там П.Н. Берков отмечает: «...Полагать, что Сумароков явился независимо от какой-либо общественной среды, его подготовившей и создавшей вокруг него литературную атмосферу, неверно. Биографы автора "Хорева" указывают, что в годы обучения Сумарокова в Рыцарской Академии (позднее Сухопутный Шляхетный Корпус) в этом учебном заведении существовало "Общество любителей русской словесности"» [Берков 1933, 421]. Итак, общество снова лишь упоминается: никакой дополнительной информации о его функционировании нет. Однако Берков указывает источник приведенных слов - книгу «Очерки жизни и избранные сочинения А.П. Сумарокова», выпущенную в 1841 г. и с тех пор не переизданную. Ее автор С.Н. Глинка (1775/76-1847) учился в том же Первом кадетском корпусе, но через полвека после участников кружка. По всей видимости, эта книга является чуть ли не единственным источником об «Обществе любителей русской словесности», поэтому ее важно рассмотреть подробно.
С.Н. Глинка как исследователь общества
Основную информацию о литобъединении автор помещает в первой части трехчастной объемной работы, во второй и четвертой статьях; в общей сложности это всего лишь несколько абзацев. Глинка пишет:
.Сумароков и его товарищи, одушевленные взаимною склонностью к русскому слову, составили между собою общество любителей Русской словесности (курсив С.Н. Глинки - Б.П.). В праздничные дни и в часы свободные читали они друг другу первые опыты сочинений своих и переводов. Тут не было ни зависти, ни соперничества; тут было одно наслаждение мысли и души. [Глинка 1841, 10].
Отсюда становятся известны некоторые детали функционирования кружка: происходит чтение текстов, а после этого, предположительно, следует обсуждение. Среди возможных участников этих собраний Глинка перечисляет ряд ближайших современников Сумарокова, так или иначе связанных с кадетским корпусом в 1730-1750 гг.: Н.В. Репнина, А.А. Прозоровского (старшего), П.И. Панина, М.Ф. Каменского, П.А. Румянцева-Задунайского, М.М. Хераскова; здесь же отмечены уже упоминавшиеся И.П. Елагин, П.С. Свистунов, И.И. Мелиссино.
Кто воспитывался с юным поколением сотоварищей, тот только может чувствовать прелесть душевных связей юных весенних дней. В эти очаровательные связи не вмешивается никакая почетность, имя сиятельств исчезает; тут остается только имя товарища, друга, брата сердечного <...> Вот в каком кругу пылкая, порывистая мысль А.П. Сумарокова час от часу более распалялась огнем поэзии. Слабы были первые его опыты, но в них уже сверкали живые искры истинного дарования [Глинка 1841, 10-11].
(Глинка не упоминает, что Сумароков после окончания кадетского корпуса в 1740 г. не порывает с ним отношений, а это весьма важно. Действительно, Сумароков почти сразу становится адъютантом основателя корпуса Б.К. Миниха, который доверяет юному выпускнику «вести и докладывать все корпусные дела» [Западов 1984, 65]. Как можно предположить, это позволило поэту продолжить посещать собрания общества и читать там свои стихи.)
Биограф отмечает, что на встречах кружка Сумароков читал «Оду на победы Государя Императора Петра Великого» (1744 г.), а также послание к М.М. Хераскову под названием «Ода на суету мира». Этот текст адресат спустя несколько десятилетий опубликует в журнале «Свободные часы» в 1763 г.
.Взгляните на пламенных юношей, окруживших юного поэта А.П. Сумарокова. Тут и графы, и князья; но тут не слышно этих имен почетных, тут цветущая весна лет соединяет все души чувством дружбы и любви. Юные сотоварищи Сумарокова будут героями и писателями века Екатерины Второй. Но тогда еще их слава, их подвиги, их лавры и пальмы скрывались в дали непроницаемой [Глинка 1841, 48-49].
Отдельное внимание Глинка уделяет тому, что именно в «Обществе» были заложены основы русского театра. Здесь была поставлена трагедия Сумарокова «Хорев», которую он написал после выпуска из корпуса в 1848 г. Все роли игрались непосредственно кадетами - или, как пишет Глинка, «сопитомцами» Сумарокова. По всей видимости, постановка имела успех: трагедию играли не только в корпусе, но и во дворце перед императрицей Елизаветой I и даже в Ярославле на заводе Полушкина.
Любопытный фрагмент биограф посвящает полководцу А.В. Суворову. В частности, он отмечает, что юный Суворов посещал собрания «Общества любителей российской словесности» и близко познакомился с его участниками, хотя сам в кадетском корпусе не учился. Более того, на встречах кружка будущий военачальник читал два собственных произведения в жанре «разговоров в царстве мертвых»: Кортеца с Монтез-умою и Александра с Геростратом [Глинка 1841, 11]. Биограф отмечает, что первый издатель собрания сочинений Сумарокова в 1780-х годах -известнейший просветитель Н.И. Новиков - ошибочно приписал эти тексты Сумарокову, поскольку они были напечатаны в 1755-1756 гг. только под инициалами. Больше какой-либо информации о деятельности «Общества любителей российской словесности» при Сухопутном шляхетном корпусе биограф Сумарокова в этой книге не дает. Однако в другой работе Глинки можно найти пару дополнительных деталей о работе общества. Так, в «Записках» 1895 года отмечено, что у кружка были свои председатели — Сумароков и Херасков, чьи портреты даже спустя десятилетия висели в зале кадетского корпуса [Глинка, 1895: 34].
С.Н. Глинка как ненадежный рассказчик
Напрашивается вопрос: а возможно ли полностью верить С.Н. Глинке, когда речь заходит о данном литобъединении? Ведь он пишет биографию Сумарокова спустя сто лет после существования кружка и не оформляет в конце работы список использованной литературы, поскольку это еще не было принято. Действительно, в филологической науке «надежность» Глинки как рассказчика не раз ставилась под сомнение. Приведем пример, связанный с упомянутым выше сюжетом про авторство «разговоров в царстве мертвых».
Вопрос, кто именно - А. Суворов или А. Сумароков - написал «Разговор Кортеца с Монтезумою» и «Разговор Александра с Геростратом», изучается не одним поколением филологов [Симанский 1911; Модза-левский 2011; Скворцова 2015]. Дело в том, что Глинка рассказывает читателю об этих текстах, основываясь на личных беседах с М.М. Херасковым. Несколько раз в книге Глинка отмечает, что тот или иной факт был ему рассказан именно Херасковым. Их отношения, по всей видимости, были вполне дружескими. Так, Глинка посвятил Хераскову свою трагедию 1806 г. «Сумбека, или Падение казанского ханства». На этой почве он и познакомился с 84-летним «патриархом словесности своего времени» [Глинка 1895, 201], а затем не раз бывал у него в гостях.
Итак, говоря об «Оде на суету мира» Сумарокова, Глинка добавляет: «М.М. Херасков обладал, так сказать, неумирающей памятью: и это послание читал он мне наизусть.» [Глинка 1841, 47]. Но была ли подобная «неумирающая» память свойственна Глинке? В недавнем исследовании [Верминенко 2019, 134-135] на примере «разговоров в царстве мертвых» показано, что Глинка был не самым точным мемуаристом. Например, он указал, что оба «разговора» были опубликованы в 1756 г., тогда как один из них был напечатан в 1755 г.; или не упомянул, что под одним из текстов стояла подпись «С.» вместо «А.С». Однако нам кажется, что эти ошибки все равно не позволяют считать Глинку «ненадежным рассказчиком».
Поэтому, даже несмотря на вероятность небольших неточностей, его рассказ про «Общество любителей русской словесности» при Сухопутном шляхетном корпусе кажется достойным доверия. Глинка сам обучался в том же корпусе, хотя и через полвека после активной деятельности «Общества». Рассказывая о Сумарокове, он параллельно отмечает, что во время учебы в корпусе преподаватель Я.Б. Княжнин читал отрывки из трагедии Сумарокова «Синав и Трувор» [Глинка 1841, 22]. Известно, что Княжнин-поэт, в свою очередь, являлся наследником литературных традиций Сумарокова, а также был женат на его дочери Екатерине. Поэтому вполне возможно, что на занятиях в корпусе он рассказывал юным кадетам, в том числе С.Н. Глинке, о литературном процессе середины XVIII в. и конкретно про «Общество».
Общество и журнал «Праздное время в пользу употребленное»
Необходимо сказать несколько слов о журнале «Праздное время в пользу употребленное», издававшемся при Сухопутном шляхетном кадетском корпусе. Здесь с апреля 1757 г. существует собственная ти-
пография «для печатания ко обучению находящихся при том корпусе унтер-офицеров и кадетов книг и прочего, к воинским обрядам принадлежащего» [цит. по: Шамрай 1940, 294]. Однако тут печатали не только учебники по точным и гуманитарным предметам, но и, например, перевод комедии Вольтера «Нескромный» или реестр вин для императорского дворца в Ораниенбауме. В 1759-1760 гг. здесь была предпринята попытка издавать на частные средства журнал «Праздное время в пользу употребленное».
Так как это было одно из первых частных изданий в России, его история и идейная направленность хорошо изучены исследователями журналистики XVIII века [Шамрай 1940; Берков 1952; Западов 1963; Татаринова 1982]. В рамках нашей темы, однако, важно, что его изданием занималась группа учащихся и офицеров при Сухопутном кадетском корпусе (так о месте издания сказано на обложке). Выпуском журнала занимались тесно связанные с корпусом люди на собственные средства - возможно, это были участники «Общества любителей российской словесности». Как пишут филологи, в ноябре 1758 г. бригадир корпуса А.П. Мельгунов от лица «сочинителей» подписал ходатайство об издании «ежемесячных сочинений» на имя главнокомандующего Сухопутным шляхетным корпусом Б.Г. Юсупова: «Таким образом, частные лица - преподаватели, бывшие кадеты и близкие к корпусу персоны -впервые в России получили право издавать журнал.» [Абрамзон, Петров 2018, 4].
Не будем останавливаться на анализе материалов, печатавшихся в «Праздном времени»: нравоучительных статей, исторических разборов, рассуждений, размышлений, сатирических басен. Скажем лишь, что не последнюю роль в «Праздном времени» (по крайней мере, в течение второго года издания) играл Сумароков. Он мог рассматривать издание как площадку для выражения собственной эстетической программы после закрытия журнала «Трудолюбивая пчела» в конце 1759 г. Таким образом, поэт и спустя 20 лет после окончания Сухопутного кадетского шляхетного корпуса взаимодействовал с этим учреждением, встречался и работал с увлеченными литературой офицерами и преподавателями -возможно, участниками организованного при нем когда-то «Общества любителей русской словесности».
Выводы
В завершение стоит упомянуть еще один момент. В 1811 г. при Московском университете начинает работу научное «Общество любителей российской словесности»: оно функционировало, с перерывом в середине XIX в., вплоть до 1930 г. За это время на заседаниях успели выступить А.К. Толстой, Ф.И. Буслаев, И.С. Тургенев, Я.П. Полонский, А.А. Фет, А.Ф. Писемский, Ф.М. Достоевский, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, В.Я. Брюсов [Наркевич 1968, 321]. «Это было уже не "дружеское" - частное, интимное общество, а "ученое сословие". Принадлежность к нему уже не была личным делом - она давала социальный статут», - отмечали исследователи [Альтшуллер, Лотман 1971, 305]. Возникает вопрос: почему московское ученое общество называлось почти так же, как существовавший полвека назад петербургский
кружок литераторов при кадетском корпусе (единственное различие — в прилагательном: «Общество любителей российской словесности» вместо «Общества любителей русской словесности»).
Потому что между ними были прямые связи. Укажем лишь два примера. Общество при Московском университете в 1811 г. было организовано, когда ректором служил А.А. Прокопович-Антонский. Он, в свою очередь, в 1787 г. был назначен секретарем И.И. Мелиссино - куратора университета, а в юности воспитанника Сухопутного кадетского корпуса и участника кружка при нем. Еще: одним из активных деятелей «Общества» московского университета в 1810-е гг. был поэт А.Ф. Мерзляков. Во время обучения в университетском пансионе в 1790-е гг. Мерзляков близко познакомился с еще одним куратором вуза - М.М. Херасковым, также выпускником кадетского корпуса и одним из видных членов «Общества любителей русской словесности». Поэтому кажется вполне логичным, что научное общество при Московском университете годы было названо так же, как кружок любителей литературы в кадетском корпусе.
Итак, первое литературное объединение в России - «Общество любителей русской словесности», существовавшее при Сухопутном шляхет-ном кадетском корпусе в Санкт-Петербурге в середине XVIII в., - во многом стало примером для многочисленных кружков, групп, студий и обществ последующих эпох. Его участниками были не только профессиональные литераторы (А.П. Сумароков, М.М. Херасков), но и государственные деятели (И.И. Мелиссино, А.В. Олсуфьев), военачальники (П.А. Румянцев-Задунайский, Н.В. Репнин) и даже масоны (И.П. Елагин). На собраниях они читали и обсуждали произведения друг друга, а впоследствии издавали в типографии корпуса журнал «Праздное время в пользу употребленное» и публиковали в нем собственные тексты и переводы.
ИСТОЧНИКИ
1. Глинка С.Н. Записки. СПб.: Издание редакции журнала «Русская старина», 1895. 380 с.
2. Глинка С.Н. Очерки жизни и избранные сочинения А.П. Сумарокова: в 3 ч. СПб.: Типография С.С. Глинки, 1841. Ч. 1. 278 с.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамзон Т.Е., Петров А.В. А.П. Сумароков - издатель журнала «Трудолюбивая пчела»: факты и мифы (к 300-летию со дня рождения писателя) // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2018. Т. 37. № 1. С. 3-13.
2. Альтшуллер М.Г., Лотман Ю.М. Общество любителей российской словесности при Московском университете // Поэты 1790-1810-х годов (Большая серия «Библиотеки поэта»). Л.: Советский писатель, 1971. С. 305-306.
3. Аронсон М., Рейсер С. Литературные салоны и кружки. Л.: Прибой, 1929. 310 с.
4. Беляев А.В. Кадетские корпуса России: история и современность. Ставрополь: Сервисшкола, 2008. 287 с.
5. Берков П.Н. У истоков дворянской литературы XVIII века. Поэт Михаил Собакин // Литературное наследство. Том 9-10 (XVIII век). М.: Журнально-га-зетное объединение, 1933. С. 421-432.
6. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. Л.: Издатель-
ство Академии наук СССР, 1952. 572 с.
7. Верминенко Ю.В. «Разговоры в царстве мертвых»: Суворов или Сумароков? (Опыт лексико-стилистического анализа) // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. Сочи: Сочинский государственный университет, 2019. № 24. С. 133-137.
8. Гуковский Г.А. Сумароков и его литературно-общественное окружение // История русской литературы: в 10 т. Т. III: Литература XVIII века. Ч. 1. М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1941. С. 349-420.
9. Западов А.В. Русская журналистика XVIII века. М.: Наука, 1964. 224 с.
10. Западов А.В. Поэты XVIII века (А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков). М.: Изд-во МГУ, 1984. 235 с.
11. Модзалевский Л.Б. М.В. Ломоносов и его литературные отношения в Академии наук: Из истории русской литературы и просвещения середины XVIII в. СПб.: Нестор-История, 2011. 380 с.
12. Наркевич А.Ю. Общество любителей российской словесности при Московском университете // Краткая литературная энциклопедия в 9 т. М.: Советская энциклопедия, 1968. Т. 5. С. 321.
13. Скворцова Е.А. Иллюстрации к «Разговорам в царстве мертвых»: проблема утверждения титула императора России в XVIII веке // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 5. СПб.: НП-Принт, 2015. С. 503-512.
14. Симанский П.Н. Опыт исследования суворовской литературы // Журнал Императорского русского военноисторического общества. 1911. Кн. 1. С. 1-40.
15. Татаринова Л.Е. История русской литературы и журналистики XVIII века. М.: Изд-во МГУ, 1982. 424 с.
16. Шамрай Д.Д. Цензурный надзор над типографией Сухопутного шляхет-ного кадетского корпуса // XVIII век. Сб. 2. М., Л.: Издательство АН СССР, 1940. С. 293-329.
REFERENCES (Articles from Scientific Journals)
1. Abramzon T.E., Petrov A.V. A.P. Sumarokov - izdatel' zhurnala «Trudoly-ubivaya pchelA»: fakty i mify (k 300-letiyu so dnya rozhdeniya pisatelya) [А.Р. Sumarokov - the Publisher of the Journal «The Industrious Bee»: Facts and Myths (to the 300th Anniversary of the Birth of the Writer)]. Nauchnyye vedomosti BeLGU. Ser. Gumanitarnyye nauki, 2018, vol. 37, no. 1, рр. 3-13. (In Russian).
2. Simanskiy P.N. Opyt issledovaniya suvorovskoy literatury [An attempt to Searching Suvorov'S Literature]. Zhurnal Imperatorskogo russkogo voyennoistorichesk-ogo obshchestva, 1911, no. 1, pp. 1-40. (In Russian).
(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)
3. Al'tshuller M.G., Lotman Yu.M. Obshchestvo lyubiteley rossiyskoy slovesno-sti pri Moskovskom universitete [Society of Lovers of Russian Literature at Moscow University]. Poety 1790-1810-kh godov (Bol'shaya seriya «Biblioteki poeta») [Poets of 1790-1810. "Library of the poet" series]. Leningrad, Sovetskiy pisatel' Publ., 1971, pp. 305-306. (In Russian).
4. Berkov P.N. U istokov dvoryanskoy literatury XVIII veka. Poet Mikhail So-bakin [At the Origins of Noble Literature in XVIII Century. Poet Michail Sobakin]. Literaturnoe nasledstvo. Tom 9-10 (XVIII vek) [Literary Heritage. Vol. 9-10. XVIII Century]. Moscow, Zhurnal'no-gazetnoye ob"yedineniye Publ., 1933, pp. 421-432. (In Russian).
5. Gukovskiy G.A. Sumarokov i yego literaturno-obshchestvennoye okruzheniye [Sumarokov and His Literary and Social Environment]. Istoriya russkoy literatury [History of Russian Literature]: in 10 vols. Vol. III: Literature of XVIII century. Part
1. Moscow, Leningrad, Academy of Sciences of the USSR Publ., 1941, pp. 349-420. (In Russian).
6. Narkevich A.Yu. Obshchestvo lyubiteley rossiyskoy slovesnosti pri Moskovs-kom universitete [Society of Lovers of Russian Literature at Moscow University]. Kratkaya literaturnaya entsiklopediya [Short Literary Encyclopedia]: in 9 vols. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1968, no. 5, pp. 321. (In Russian).
7. Skvortsova Ye.A. Illyustratsii k «Razgovoram v tsarstve mertvykh»: problema utverzhdeniya titula imperatora Rossii v XVIII veke [Illustrations to "Conversations in the Kingdom of the Dead": On Problem of the Statement Emperor's Title in Russia in XVIII Century]. Aktual'nyye problemy teorii i istorii iskusstva [Current Problems of Theory and History of Art]. Vol. 5. Saint Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 503-512. (In Russian).
8. Shamray D.D. Tsenzurnyy nadzor nad tipografiyey Sukhoputnogo shlyakhet-nogo kadetskogo korpusa [Censorship Impact on Publishing Activities of the First Cadet Corps]. XVIII vek [18th Century] Vol. 2. Moscow, Leningrad, Academy of Sciences of the USSR Publ., 1940, no. 2, pp. 293-329. (In Russian).
9. Verminenko Yu.V. «Razgovory v tsarstve mertvykh»: Suvorov ili Sumarokov? (Opyt leksiko-stilisticheskogo analiza) ["Conversations in the Kingdom of the Dead": Suvorov or Sumarokov? (An Attempt at Lexical Stylistic Analysis)]. Lingvoritorich-eskaya paradigma: teoreticheskiye i prikladnyye aspekty. Sochi, Sochi State University, 2019, no. 24, pp. 133-137. (In Russian).
(Monographs)
10. Aronson M., Reyser S. Literaturnye salony i kruzhki [Literary Salons and Circles]. Leningrad, Priboy Publ., 1929. 310 p. (In Russian).
11. Belyaev A. Kadetskiye korpusa Rossii: istoriya i sovremennost' [Cadet Corps in Russia: History and Modernity]. Stavropol, Servisshkola Publ., 2008. 287 p. (In Russian).
12. Berkov P.N Istoriya russkoy zhurnalistiki XVIII veka [History of Russian Journalism of 18th Century]. Leningrad, Academy of Sciences of the USSR Publ., 1952. 572 p. (In Russian).
13. Zapadov A. Russkaya zhurnalistika XVIII veka [Russian Journalism of 18th Century]. Moscow, Nauka Publ., 1964. 224 p. (In Russian).
14. Zapadov A. Poety XVIII veka (A. Kantemir, A. Sumarokov, V. Maykov, M. Kheraskov) [Poets of 18th Century (A. Kantemir, A. Sumarokov, V. Maykov, M. Kheraskov)]. Moscow, Moscow State University Publ., 1984. 235 p. (In Russian).
15. Modzalevskiy L. M.V. Lomonosov i ego literaturnyye otnosheniya v Akademii nauk: Iz istorii russkoy literatury i prosveshcheniya serediny XVIII v. [M.V. Lomonosov and His Literary Relations in the Academy of Sciences: Notes on History of Russian Literature and Enlightenment of the Mid-18th Century]. St. Petersburg, Nestor-Is-toriya Publ., 2011. 380 p. (In Russian).
16. Tatarinova L.E. Istoriya russkoy literatury i zhurnalistiki XVIII veka [History of Russian Literature and Journalism of 18th Century]. Moscow, Moscow State University Publ., 1982. 424 p. (In Russian).
Поженин Борис Вячеславович,
МГУ имени М.В. Ломоносова.
Аспирант кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики.
Научные интересы: отечественные литературные объединения XVIII-XX вв., литературная критика XIX-XX вв., неофициальная советская литература Москвы и Ленинграда.
ORCID ID: 0009-0009-0223-2394
E-mail: bpozhenin@mail.ru
Boris V. Pozhenin,
Lomonosov Moscow State University.
Post-graduate student of Department of History of Russian literature and journalism of Faculty of Journalism.
Research interests: Russian literary associations of the 18th - 20th centuries, history of literary criticism of the 19th century, unofficial Soviet literature in Moscow and Leningrad.
ORCID ID: 0009-0009-0223-2394
E-mail: bpozhenin@mail.ru