Научная статья на тему '«Путешествия разума» русского культурного общества 1760-х гг. Просветительско-издательская деятельность литературного кружка М. М. Хераскова'

«Путешествия разума» русского культурного общества 1760-х гг. Просветительско-издательская деятельность литературного кружка М. М. Хераскова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
356
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Litterarum
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Блудилина Н.Д.

В статье рассматривается одна из страниц истории русского масонства как философского, идеологического течения среди мыслящих кругов русского общества и его влияния на литературный процесс: исследуется связь философии рационалистического масонства с «путешествиями разума» в творчестве М.М.Хераскова и его московского литературного окружения (А.П.Сумароков, А.А.Нартов, А.А.Ржевский, Алексей и Семен Нарышкины, Д.Аничков, Я.И.Булгаков, В.И.Майков, И.Ф.Богданович), отчасти отражавших сложные процессы становления духовной культуры России в XVIII в. Выпуск журналов для членов московского литературного кружка был не только наиболее удобной формой контактов с читателями в целях творческого самоутверждения, но и просвещения приобщения к литературе своих соотечественников. Эти литераторы впервые образовали единую группу со своей философской, политической и литературной позицией: просвещенный разум рождает и совершенствует душу, открытую добру и любви, в основе нравственной жизни лежит осознанный моральный императив, так они в большинстве утверждали своим творчеством. Текстологический анализ нравоучительных сочинений указанных авторов и их переводов (Монтень, Фонтенель, Вольтер, Додсли, Геллерт круг их пропаганды духовного чтения) по хронологии изданий в журналах 1760-х гг.: «Полезное увеселение», «Свободные часы», «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», «Праздное время», «Трудолюбивая пчела», показывает, что просвещение у них чаще всего ограничивалось пределами одной личности самопознанием и самосовершенствованием; общение сводилось к узкому кругу лиц едино мыслящих и просвещенных. Постичь «законы разума» и на основании этих законов построить жизнь своего духа и тела такова цель, стремление к которой проповедовали русские литераторы масонского братства, они пытались создать и пропагандировать новую мораль, которая опиралась бы не на авторитет религии, а на главенство разума. Ключевые слова: русская литература; XVIII в.; М.М.Херасков; масонство; рационализм; литературные журналы; поэзия; нравоучительные сочинения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Путешествия разума» русского культурного общества 1760-х гг. Просветительско-издательская деятельность литературного кружка М. М. Хераскова»

DOI: 10.22455/ 2500-4247-2016-1-1-2-256-268 УДК 821.161.1.0 ББК 83.3 (2Рос=Рус)1

«ПУТЕШЕСТВИЯ РАЗУМА» РУССКОГО КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА 1760-Х ГГ. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО КРУЖКА М. М. ХЕРАСКОВА

© 2016 г. Н. Д. Блудилина

Аннотация: В статье рассматривается одна из страниц истории русского масонства как философского, идеологического течения среди мыслящих кругов русского общества и его влияния на литературный процесс: исследуется связь философии рационалистического масонства с «путешествиями разума» в творчестве М. М. Хераскова и его московского литературного окружения (А. П. Сумароков, А. А. Нартов, А. А. Ржевский, Алексей и Семен Нарышкины, Д. Аничков, Я. И. Булгаков, В. И. Майков, И. Ф. Богданович), отчасти отражавших сложные процессы становления духовной культуры России в XVIII в. Выпуск журналов для членов московского литературного кружка был не только наиболее удобной формой контактов с читателями в целях творческого самоутверждения, но и просвещения — приобщения к литературе своих соотечественников. Эти литераторы впервые образовали единую группу со своей философской, политической и литературной позицией: просвещенный разум рождает и совершенствует душу, открытую добру и любви, в основе нравственной жизни лежит осознанный моральный императив, так они в большинстве утверждали своим творчеством. Текстологический анализ нравоучительных сочинений указанных авторов и их переводов (Монтень, Фонтенель, Вольтер, Дод-сли, Геллерт — круг их пропаганды духовного чтения) по хронологии изданий в журналах 1760-х гг.: «Полезное увеселение», «Свободные часы», «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», «Праздное время», «Трудолюбивая пчела», показывает, что просвещение у них чаще всего ограничивалось пределами одной личности — самопознанием и самосовершенствованием; общение сводилось к узкому кругу лиц — едино мыслящих и просвещенных. Постичь «законы разума» и на основании этих законов построить жизнь своего духа и тела — такова цель, стремление к которой проповедовали русские литераторы масонского братства, они пытались создать и пропагандировать новую мораль, которая опиралась бы не на авторитет религии, а на главенство разума.

Ключевые слова: русская литература; XVIII в.; М. М. Херасков; масонство; рационализм; литературные журналы; поэзия; нравоучительные сочинения.

Информация об авторе: Наталья Даниловна Блудилина — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия, E-mail: dilinata@mail.ru

Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, Москва, Россия

Дата поступления статьи: 15 июля 2016 г.

"JOURNEYS OF THE MIND" IN THE RUSSIAN CULTURAL SOCIETY OF THE 1760-S. EDUCATIONAL AND PUBLISHING ACTIVITY OF KHERASKOV LITERARY CIRCLE

Abstract: This article examines one of the pages of the history of Russian Freemasonry as a philosophical and ideological trend within the circles of reflective minds of the Russian society and its influence on the literary process; in particular, it explores a connection of Freemasonry rationalist philosophy with the "journeys of the mind" in the works of M. M. Kheraskov and his Moscow literary circle (A. P. Sumarokov, A. A. Nartov, A. A. Rzhevsky, Alex and Simon Naryshkin, D. Anichkov, J. I. Bulgakov, V. I. Maikov, and I. F. Bogdanovich) that to a certain extent reflected complex processes of the development of spiritual culture in the eighteenth century Russia. For the members of Moscow literary circle, a journal was not only the most efficient way to establish and maintain contacts with the readers but also the means of enlightening contemporaries introducing them to literature. These literati, for the first time in history, developed a group with its own philosophical, political, and literary position: they claimed that enlightened mind creates and perfects a soul that is open to kindness and love and that moral life is based on the awareness of the moral imperative. The essay analyzes didactic essays by the above mentioned authors and their translations (from Montaigne, Fontenelle, Voltaire, Dodsli, and Gellert — a circle of spiritual reading they promoted) in chronological order of their publication in the magazines issued in the 1760 's: "Useful Jollification," "Free Hours," "Monthly Essays Serving to Instruct and Entertain," "Idle Time," and "Hardworking Bee." As the analysis reveals, they understood enlightenment mainly as self-knowledge and self-improvement of a single individual; intellectual connection was reduced to the narrow circle of single-minded and educated persons. To understand the "laws of the mind" and to build a life of body and soul on their basis was the goal that Russian Freemason authors pursued as they attempted to develop and promote a new moral that would rely not on religious authority but on the supremacy of reason.

Keywords: Russian literature; The 18th century; M. M. Kheraskov; Freemasonry; rationalism; literary magazines; poetry; didactic essays.

Information about the author: Natalia D. Bludilina, DSc in Philology, Leading Research Fellow, A. M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Povarskaya 25 а, 121069 Moscow, Russia. E-mail: dilinata@ mail.ru

История развития духовной культуры России восемнадцатого столетия содержит еще много спорных и непрочитанных страниц. Одна из них — история русского масонства как философского, идеологического течения среди мыслящих кругов русского общества и

Natalia D. Bludilina

A. M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Received: July 15,2016

его влияния на литературный процесс — о чем и в прошлых [3, 4, 8, 10, 17, 18, 25, 38, 43] и в современных трудах [2, 13, 15, 16, 19, 31-34, 36, 39, 40, 44] иногда встречаются весьма противоречивые суждения, порой упрощение сложных и неоднозначных процессов. Работ, посвященных конкретно творчеству Михаила Михайловича Хераскова и его окружению в свете духовных исканий эпохи, немного [5, 11, 14, 26, 28, 29]. Постараемся объективно разобраться в «путешествиях разума» Хераскова и его литературного окружения в 1760-е гг., отчасти отражавших сложные процессы становления духовной культуры России в XVIII в.

Хорошо известно, что Херасков годы своей жизни посвятил просветительско-издательской деятельности. Он возглавил и объединил вокруг Московского университета группу литераторов: А. А. Нартов, А. А. Ржевский, Алексей и Семен Нарышкины, Д. Аничков, Я. И. Булгаков, В. И. Майков, И. Ф. Богданович, — считавших себя учениками А. П. Сумарокова, которые стали сотрудниками и авторами журнала «Полезное увеселение», издававшегося при том же университете под руководством Хераскова с января 1760 по июль 1762 г. В январе 1763 г. на смену журналу «Полезное увеселение» пришло издание «Свободные часы», издававшиеся ежемесячно, его редактором по-прежнему был Херасков с неизменным кругом сотрудников.

Выпуск журналов для членов московского литературного кружка был не только наиболее удобной формой контактов с читателями в целях творческого самоутверждения, но и просвещения — приобщения к литературе своих соотечественников. Эти литераторы впервые образовали единую группу со своей философской, политической и литературной позицией.

Если внимательно проанализировать более ранние статьи указанных авторов в других журналах, например, «Ежемесячных сочинениях к пользе и увеселению служащих» (особенно за первые годы издания — 1755-1758), то увидим, что они проводят один и тот же взгляд на жизнь: она есть только тлен и суета, в смертном теле есть только вечная душа, которую надо укреплять и воспитывать принципами неуклонной морали. Этой мыслью проникнуты и духовные оды (частью переложение псалмов), и нравоучительные басни. Авторы од и басен — Сумароков [41] и Херасков [46].

Весь строй подобных мыслей близок, несомненно, философии рационалистического масонства, о чем мы писали в разделе своей монографии [1]. Рационалистическое направление было не чуждо идеям Просвещения. Но просвещение ограничивалось пределами одной личности — самопознанием и самосовершенствованием; общение сводилось к узкому кругу лиц — едино мыслящих и про-

свещенных. Постичь «законы разума» и на основании этих законов построить жизнь своего духа и тела — такова цель, стремление к которой проповедовалось в масонских организациях. Просвещенный разум рождает и совершенствует душу, открытую добру и любви. В основе нравственной жизни лежит осознанный моральный императив, утверждали члены братства. Масоны пытались создать новую мораль, которая опиралась бы не на авторитет религии, а на главенство разума.

Но в указанном выше можно усмотреть не только идейную близость, но и личностную связь. Сумароков уже в конце 1750-х гг. состоял в масонстве. В донесении Олсуфьева, поданном около 1756 г. императрице Елизавете, описывается ложа, относящаяся к французскому рыцарскому масонству, судя по ее сложному ритуалу. В числе других ее членов — «бригадир» Александр Сумароков [12, с. 4950]. Херасков стал деятельным масоном позже, в 1770-х и 1780-х гг. Ржевский впоследствии стал видным петербургским розенкрейцером. Аничков позже печатал у Новикова в Москве свои учебники по математике. Булгаков одно время был близок с Новиковым по литературным делам, о чем свидетельствуют письма Новикова к нему 1779-1780 гг. [30, с. 737-747].

Из трудов Сумарокова в «Ежемесячных сочинениях к пользе и увеселению служащих» следует выделить «Оды духовные» — переложение псалмов I, XXXIV, XXXI, LI и CIV и III главы Сира-ха [27] — во втором томе «Ежемесячных сочинений» [6]; «Оду» (из псалма LXX) — в третьем томе [7]. Хераскову принадлежит «Ода Христианскому закону» в третьем томе журнала [7]. Авторами и переводчиками нравственных повестей и рассуждений был и А. А. Нартов, также напечатал много переводов и сочинений. Можно назвать следующие: «Рассуждение о смерти» в третьем томе [7], «Письмо о дружестве» в пятом томе, «Слово похвальное графу Тю-ренну» в семнадцатом томе.

В другом журнале «Праздное время» (издания 1759-1760 гг.) сотрудничали Нартов и Сумароков. Вероятно, первому принадлежат переводы следующих нравственно-философских сочинений: «Рассуждение о душевном спокойствии и безумных людских желаниях», «Рассуждение о пределах дружества», «О успокоении совести» (первая часть журнала) [24].

В 1759 г. Сумароков издавал журнал «Трудолюбивая пчела». В нем, кроме Сумарокова и Нартова, писали статьи философско-нрав-ственного характера Алексей и Семен Нарышкины. Интересны для нашей темы их переводы «Мнений Оксентирна» (сентябрьский выпуск) [42].

Но «Полезное увеселение» был наиболее живой и интересный журнал среди остальных доновиковских изданий. Сам Херасков в первый год издания журнала опубликовал в нем 86 своих произведений, и в стихах, и в прозе, в которых постоянно затрагивал вопросы моральной философии. Характерны названия его произведений: «Все на свете сем преходит», «Разговоры в царстве мертвых», «Путешествия Разума» (стансы в первом томе) [20], эпистола «Что мыслишь, человек» и ода «Утешайся, мысль прискорбна» (во втором томе) [20].

А. Нарышкин поместил в этом журнале стихи «На злобу» (во втором томе) [20] и статьи «Уединенная жизнь» и «Умирающий христианин в душе своей» (в третьем томе) [21]. С. Нарышкин во втором томе опубликовал стихотворное письмо к Ржевскому [20]. Аничков (в четвертом томе) — «Рассуждение о бессмертии души человеческой» [22]. Булгаков печатал переводы из Исократа и Лукиана; Ржевский — рондо «Не лучше ль умереть» и сонеты «К тебе, Владыко» и «Где смертным обрести» [22]. В пятом томе журнала за 1762 г. был помещен анонимный перевод (возможно, А. Нарышкина) «Экономии жизни человеческой, перевод с индейского на французский, а потом на русский язык» [23].

Немного подробнее о значении этой книги для русских масонов (о чем свидетельствуют ее многочисленные переводы в России и более десяти публикаций) — это сочинение «Economy of human Life» [48, с. IV] английского поэта и известного книгопродавца XVIII в. Роберта Додсли (1703-1764), Книга Додсли была для русских масонов как бы сжатой энциклопедией нравственности, изложенной необычайно легко и изящно. «Падши на колена, житель Земли, в молчании и благоговении прими наставления Всевышнего, — такими словами начиналась книга Додсли, — чтобы везде, где только солнце светит или ветер веет, где уши к слышанию и разум к понятию есть, законы жизни введены и правила правды почитаемы и последуемы были» [48, с. 1]. «Экономия жизни человеческой» касалась тех же вопросов, какие ставились обыкновенно и масонами в их речах и изъяснениях к «актам» и катехизисам. Сочинение Додсли было как бы настольной книгой нравственности, руководством к жизни чистой и безгрешной. Не случайно «Экономия...» в другом переводе и с сокращениями была включена в состав «Карманной книжки для В. К.», изданной Новиковым в Москве в 1783 г. [9]. Позже на эту же тему выйдет книга Д. Н. Синьковского «Слово о вероятном познании нравов человеческих по некоторым знакам» [37].

Духовным интересам рационалистического масонства отвечали также сочинения «скептического» направления мысли. К ним отно-

сились и переводы произведений Монтеня и Фонтенеля из новых писателей и Лукиана — из древних. Подобные сочинения рассматривали жизнь с точки зрения ничтожества человеческого существования.

Лукиан переводился в нескольких журналах доекатерининской эпохи: «Ежемесячные сочинения» (1757, том пятый, январь), «Праздное время» (1760, часть четвертая, октябрь), «Трудолюбивая пчела» (1759, март), «Полезное увеселение» (1760, том первый, май, июнь; 1761, том третий, март). «Разговоры по подобию Лукиановых» Фонтенеля помещались в журналах «Ежемесячные сочинения» (1756, том третий, август; перевод Нартова) и «Праздное время» (1759, часть первая, февраль; вероятно, перевод тоже Нартова).

Русский масон-рационалист, опираясь на стоицизм, размышляя о ничтожестве и суете человеческой жизни, уходил в сферу иного мировосприятия — начинал искать нетленные ценности вне материального мира.

Журнал «Ежемесячные сочинения» поучал своего читателя в переводе «Господина Геллерта достойная любви»:

Одна лишь красота телесна,

Приятность и очам прелестна,

Не может вечно нас зажечь;

Что в членах льстит и нас пленяет,

То наглость времени съедает,

И может вскоре все пресечь [6, с. 153-155].

О тщетности земных тщеславных устремлений писал Сумароков в «Одах Духовных»:

Колико будешь вознесен,

Толико будешь ты смирен;

Бог души горды ненавидит,

И зря с небесной высоты,

Все действо здешне ясно видит [6, с. 260].

Опровергая мнение Лукреция, Дмитрий Аничков в своих рассуждениях «О бессмертии души человеческой» утверждал: «Душа человеческая есть подлинно бессмертная» [22, с. 24-37].

«Смерть, где твое жало? — вопрошал Алексей Нарышкин в статье "Умирающий Христианин в душе своей". — Живущая искра небесного пламени, оставь сие смертное тело. Дрожать, надеяться, трепетать, лететь — какое мучение! Какое блаженство в смерти!» [21, с. 23-24]

Нартов в своих «Рассуждениях о смерти» исходил из положения, «что вечное блаженство смертных не может быть не естественно, но должно соответствовать естеству, одаренному изобильно разумом и волею» [5, с. 92-95]. Это естественное блаженство не может заключаться в материальной жизни, так как она невечна — следовательно, оно — в жизни духа, которую смерть не прекращает; поэтому человек «должен привесть свою волю и желания в порядок целомудрием, обузданием своих страстей и всеми прочими добродетелями» [7, с. 92-95.].

Приведенные цитаты из сочинений сотрудников литературного круга Хераскова ясно выражают образ мыслей представителей скептического направления. Скептицизм тесными узами сплетался с новой моралью разумной философии. Если телесная жизнь человеческая — тлен и суета, то не надо в ней искать смысл бытия: руководящее начало разума освещает существование человека, дает ему истинную мудрость; воспитание души и спокойствие духа — цель самосовершенствования просвещенной личности.

Мотив этот повторяется многократно в материалах журналов, отмеченных нами выше. В сочинении неизвестного автора в «Полезном увеселении» читаем:

Не постоянен свет, все в свете суета, Проходит все как дым, сон краткий и мечта. Нет в свете ничего, чтоб было непременно, Нет постоянного на свете совершенно [21, с. 49].

Парадокс духовного развития целого поколения русских образованных людей 1760-х гг. при усвоении ими идей западноевропейского Просвещения и трудов античных философов, покоившихся в его основании, заключался в следующем. Рационализм, основанный на познании естества, и идеальная мораль стоиков приводили русских философов-масонов к гармоничному слиянию мудрости разума с учением Священного Писания — к началам христианства.

Переложение Херасковым «Почерпнутые мысли из Екклезиаста» Вольтера в 1764 г. (книга переиздавалась в 1779, 1786 гг.) как бы закрепляло эту связь между рациональным восприятием и мистическим мироощущением, когда даже познание самого себя дается как откровение свыше. На философском языке та же связь была выражена понятием о божественности разума: всю жизнь надо строить по велениям естества, но сам разум — только искра «небесного пламени», зажигающая душу человека [45, с. 6].

Искусственная нить, связующая разум и Священное Писание, была найдена, но внутреннее противоречие, существующее между двумя различными типами мировоззрений, рационалистическим и мистическим, не исчезло. Наступило лишь как бы внешнее равновесие двух систем, и упадок одной из них был неизбежен. И вскоре в русском масонстве в конце 1770-х гг., как и в миросозерцании эпохи в целом, наступил период разложения рационализма и следующего за ним господства мистики, что нашло отражение в смене соответствующих направлений в русской литературе: классицизма и сентиментализма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Блудилина Н. Д. Европейское Просвещение и русские масоны. (Отражение их философии в литературе 1760-1790-х гг.) // Блудилина Н. Д. Запад в русской литературе XVIII века. М.: Российский писатель — МИГЭК, 2005. 295 с.

2 БухаркинП.Е. Православная Церковь и русская литература XVIII-XIX вв. Проблемы культурного диалога. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 172 с.

3 Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг.: Тип. Акционерного О-ва Тип. Дела в Петрограде, 1917. 287 с.

4 Гуковский Г. А. Очерки по истории русской литературы XVIII века. Дворянская фронда в литературе 1750-1760 гг. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. 453 с.

5 Давыдов Г. А. Поэзия М. М. Хераскова и религиозные искания русских масонов // Масонство и русская литература XVIII — начала XIX вв. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 130-143.

6 Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащех. СПб.: Петербургская АН, 1755. Т. 2. 96 с.

7 Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащиех. СПб.: Петербургская АН, 1756. Т. 3. 96 с.

8 Иванов В. Ф. Православный мир и масонство. Харбин, 1935. Репринт — М.: ТРИМ, 1993. 96 с.

9 Карманная книжка для В. К. и для тех, которые не принадлежат к числу оных. М.: Университетская Тип. у Н. Новикова, 1783. 116 с.

10 Ковалевский М. М. Масонство во времена Екатерины // Вестник Европы. 1915. № 9. С. 21-32.

11 Левицкий А. Н. И. Новиков и М. М Херасков. Масонская тема в творчестве. (Предпосылки для дальнейшего исследования) // Новиков и русское масонство. М.: Искусство, 1996. С. 37-59.

12 Летописи русской литературы и древности / изд. Н. С. Тихомировым. М., 1861. Ч. IV. Отд. III. C. 49-50.

13 Масоны и масонство: сб. ст. М.: Эра, 1994. Вып. I. 122 с.

14 Назаретская К. А. Сентиментальные и предромантические мотивы в творчестве М. Хераскова и поэтов его школы 60-70-х годов // Вопросы романтизма. Казань, 1976. Вып. 3: Уч. записки Казанского государственного университета. Т. 127, кн. 2. С. 3-37.

15 Новиков В.И. Масонство и русская культура. М.: Искусство, 1998. 495 с.

16 Острецов В. Масонство, культура и русская история. М.: ООО «Штрихтон», 1998. 696 с.

17 Пекарский П.П. Дополнения к истории масонства в России XVIII столетия. СПб., 1869. Сб. статей, читанных в отделении русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Т. VII. № 4.

18 Пиксанов Н. К. Масонская литература // История русской литературы: в X т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. Т. IV. Ч. 2. С. 87-94.

19 Платонов О. А. Терновый венец России: Тайная история масонства, 1731-2000. М.: Русский вестник, 2000. 1456 с.

20 Полезное увеселение. 1760. Т. 1-2.

21 Полезное увеселение. 1761. Т. 3.

22 Полезное увеселение. 1762. Т. 4.

23 Полезное увеселение. 1762. Т. 5.

24 Праздное время. 1759-1760.

25 Пыпин А.Н. Русское масонство до Новикова // Вестник Европы. 1868. № 6. С. 554-559.

26 Романов И.Н. М. М. Херасков // Масонство в его прошлом и настоящем: в 2 т. М.: «Задруги», Изд-е К. Ф. Некрасова, ИКПА, 1914. Т. 2. (Репринт — М., 1991).

27 Ровнер М. Л. Масонские мотивы в переложениях псалмов А. П. Сумарокова // Масонство и русская литература XVIII — начала XIX вв. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 119-129.

28 Розанов И. Н. Михаил Матвеевич Херасков // История масонства. Великие цели. Мистические искания. Таинство обрядов: в 2 т. М.: Эксмо-Пресс, 2002. Т. 2. С. 410-426.

29 Руднева О. Н. Поэтическая индивидуальность М. М. Хераскова: философские и эстетические искания: дис. ... канд. филол. наук. Липецк, 2003. 245 с.

30 Русский архив. 1864. Вып. 1.

31 Сахаров В. И. Концепция человека в философии русских масонов. (По архивным материалам) // Дельфис. 1997. № 4. С. 3-26.

32 Сахаров В. И. Масонство, литература и эзотерическая традиция в век Просвещения (вместо введения) // Масонство и русская литература XVIII — начала XIX вв. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 3-29.

33 Сахаров В. И. Русская масонская поэзия (к постановке проблемы) // Масонство и русская литература XVIII — начала XIX вв. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 66-118.

34 Сахаров В. И. Масонская проза: история, поэтика, теория // Масонство и русская литература XVIII — начала XIX вв. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 221-242.

35 Свободные часы. 1763. Январь. Март. Октябрь.

36 Семека А.В. Русское масонство в XVIII веке // История масонства. Великие цели. Мистические искания. Таинство обрядов: в 2 т. М.: Эксмо-Пресс, 2002. Т. 1. С. 165-253.

37 Синьковский Д. Н. Слово о вероятном познании нравов человеческих по некоторым знакам. М.: Унив. тип. у А. Светушкина, 1789.

38 Соколовская Т. О. Масонские системы // История масонства. Великие цели. Мистические искания. Таинство обрядов: в 2 т. М.: Эксмо-Пресс, 2002. Т. 2. С. 427-461.

39 Соловьев О. Ф. Русское масонство 1730-1917. М.: Крафт+, 2004. 720 с.

40 Стенник Ю.В. Православие и масонство в России XVIII века. (К постановке проблемы) // Русская литература. 1995. № 1. С. 79-92.

41 Сумароков А.П. Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе: в X ч. М., 1781-1782.

42 Трудолюбивая пчела. 1759. Май. Март. Сентябрь.

43 Тукалевский В. Н. Искания русских масонов. СПб.: Сенатская тип., 1911. 71 с.

44 Харитонович Д. Э. Масонство. М.: Весь мир, 2001. 223 с.

45 Херасков М.М. Почерпнутые мысли из Екклезиаста. СПб.: [Б.и.], 1764.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46 Херасков М. М. Философические оды или песни. М.: [Б.и.], 1769.

47 Херасков М. М. Творения: в XII ч. М.: [Б.и.], 1796-1802. Ч. VII.

48 Экономия жизни человеческой. М.: [Б.и.], 1765.

REFERENCES

1 Bludilina N. D. Evropeiskoe Prosveshchenie i russkie masony. (Otrazhenie ikh filosofii v literature 1760-1790-kh gg.) [European Enlightenment and Freemasons. (A reflection of their philosophy in literature of the 1760-1790s.)]. Bludilina N. D. Zapadv russkoi literature XVIIIveka [The idea of the West in the 18th Century Russian literature]. Moscow, Rossiiskii pisatel' — MIGEK Publ., 2005, pp. 225-250. (In Russ.)

2 Bukharkin P. E. Pravoslavnaia tserkovnaia i russkaia literatura XVIII-XIX vv. Problemy kul'turnogo dialoga [Orthodox Church and Russian literature of the 18th and 19th centuries. Problems of cultural dialogue]. St. Petersburg, Izd-vo S-Peterb. un-ta Publ., 1996. (In Russ.)

3 Vernadskii G. V. Russkoe masonstvo v tsarstvovanie Ekateriny II[Russian Freemasonry in the reign of Catherine II]. Petrograd, Tip. Aktsionernogo O-va Tip. Dela v Petrograde Publ., 1917. 287 p. (In Russ.)

4 Gukovskii G. A. Ocherki po istorii russkoi literatury XVIII veka. Dvorianskaia fronda v literature 1750-1760 gg. [Essays on the history of the 18th Century Russian literature. Noble discontent and literature of the 1750-1760-s] Moscow, Leningrad, Izd-vo AN SSSR Publ., 1936. 453 p. (In Russ.)

5 Davydov G. A. Poeziia M. M. Kheraskova i religioznye iskaniia russkikh masonov [Poetry of M. M. Kheraskov and religious quest of Russian Freemasons]. Masonstvo i russkaia literatura XVIII — nachala XIX vv. [Freemasonry and Russian literature of the 18th and early 19th centuries]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2000, pp. 130-143. (In Russ.)

6 Ezhemesiachnye sochineniia k pol'ze i uveseleniiu sluzhashchiе [Monthly essays serving to instruct and entertain]. St. Petersburg, Peterburgskaia AN Publ., 1755. Vol. 2. (In Russ.)

7 Ezhemesiachnye sochineniia k pol'ze i uveseleniiu sluzhashchie [Monthly essays serving to instruct and entertain]. St. Petersburg, Peterburgskaia AN Publ., 1756. Vol. 3. (In Russ.)

8 Ivanov V. F. Pravoslavnyi mir i masonstvo [Orthodox world and Freemasonry]. Harbin, 1935. Reprint — Moscow, TRIM Publ., 1993. 96 p. (In Russ.)

9 Karmannaia knizhka dlia V. K. i dlia tekh, kotorye neprinadlezhat k chislu onykh [Pocket book for V. K. and for those who do not belong to the their circle]. Moscow, Universitets-kaia Tip. u N. Novikova Publ., 1783. 116 p. (In Russ.)

10 Kovalevskii M. M. Masonstvo vo vremena Ekateriny [Freemasonry during Catherine's reign]. VestnikEvropy [The herald Of Europe], 1915, no 9, pp. 21-32. (In Russ.)

11 Levitskii A. N. I. Novikov i M. M Kheraskov. Masonskaia tema v tvorchestve. (Predposylki dlia dal'neishego issledovaniia) [N. I. Novikov and M. M. Kheraskov. Masonic theme in their work. (Prerequisites for future study)]. Novikov i russkoe masonstvo [Novikov and Russian Freemasonry]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1996, pp. 37-59. (In Russ.)

12 Letopisi russkoi literatury i drevnosti, Izd. N. S. Tikhomirovym [The annals of Russian literature and antiquities, print. N. S. Tikhomirov]. Moscow, 1861, part IV, depart. III, pp. 49-50. (In Russ.)

13 Masony i masonstvo: sb. st. [Freemasons and Freemasonry: A collection of articles, issue I]. Moscow, Era Publ., 1994. Issue I. (In Russ.)

14 Nazaretskaia K. A. Sentimental'nye i predromanticheskie motivy v tvorchestve M. Kheraskova i poetov ego shkoly 60-70-kh godov [Sentimental and preRomantic motifs in the works of Kheraskov and poets of his school, 1760-1770s]. Voprosy romantizma, vyp. 3 [Romanticism issues, issue 3]. Uch. zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. Publ. Kazan, 1976, vol. 127, b. 2, pp. 3-37. (In Russ.)

15 Novikov V. I. Masonstvo i russkaia kul'tura [Freemasonry and Russian culture]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1998. 495 p. (In Russ.)

16 Ostretsov V Masonstvo, kul'tura i russkaia istoriia [Freemasonry, culture, and Russian history]. Moscow, OOO «Shtrikhton» Publ., 1998. 696 p. (In Russ.)

17 Pekarskii P. P. Dopolneniia k istorii masonstva v Rossii XVIII stoletiia [A supplement to the history of Freemasonry in Russia in the 18th century]. Sbornik. statei, chitannykh v otdelenii russkogo iazyka i slovesnosti Imperatorskoi Akademii Nauk [Collection of papers presented at the Department of Russian language and literature of the Imperial Academy of Sciences]. St. Petersburg, 1869, vol. VII, no 4. (In Russ.)

18 Piksanov N. K. Masonskaia literatura [Masonic literature]. Istoriia russkoi literatury v X t. [History of Russian literature in 10 vol.] Moscow, Leningrad, Izd-vo AN SSSR Publ., 1947, vol. IV, part 2, pp. 87-94. (In Russ.)

19 Platonov O. A. Ternovyi venets Rossii: tainaia istoriia masonstva, 1731-2000 [Russian crown of thorns: a secret history of Freemasonry, 1731-2000]. Moscow, Russkii vestnik Publ., 2000. (In Russ.)

20 Poleznoe uveselenie [Useful jollification], 1760, vol. 1-2. (In Russ.)

21 Poleznoe uveselenie [Useful jollification], 1761, vol. 3. (In Russ.)

22 Poleznoe uveselenie [Useful jollification], 1762, vol. 4. (In Russ.)

23 Poleznoe uveselenie [Useful jollification], 1762, vol. 5. (In Russ.)

24 Prazdnoe vremia [Idle time], 1759-1760. (In Russ.)

25 Pypin A. N. Russkoe masonstvo do Novikova [Russian Freemasonry before Novikov]. Vestnik Evropy [The herald Of Europe], 1868, no 6, pp. 554-559. (In Russ.)

26 Romanov I. N. M. M. Kheraskov [M. M. Kheraskov]. Masonstvo v ego prosh-lom i nastoiashchem [Freemasonry, the past and the present]. Moscow, «Zadrugi», Izd-e K. F. Nekrasova, IKPA Publ., 1914. Vol. 2. (Reprint, Moscow, 1991). (In Russ.)

27 Rovner M. L. Masonskie motivy v perelozheniiakh psalmov A. P. Sumarokova [Masonic motifs in the versifications of psalms by Alexander Sumarokov]. Masonstvo i russkaia literatura XVIII — nachala XIX vv. [Freemasonry and the Russian literature of the 18th and early 19th centuries]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2GGG, pp. 119-129. (In Russ.)

28 Rozanov I. N. Mikhail Matveevich Kheraskov [Mikhail Matveyevich Kheraskov]. Istoriia masonstva. Velikie tseli. Misticheskie iskaniia. Tainstvo obriadov, v 2 t. [History of Freemasonry. Great goals. Mystical quest. The mystery of rituals, in 2 vol.]. Moscow, Eksmo-Press Publ., 2GG2, vol. 2, pp. 41G-426. (In Russ.)

29 Rudneva O. N. Poeticheskaia individual'nost' M.M.Kheraskova: filosofskie i esteti-cheskie iskaniia: Diss. ... kandidata filologicheskikh nauk [Poetic individuality of M. M. Kheraskov: his philosophical and aesthetic quest. Diss. [candidate of sc.] thesis]. Lipetsk, 2GG3. 245 p. (In Russ.)

3G Russkii arkhiv [Russian archive], 1864, issue 1. (In Russ.)

31 Sakharov V. I. Kontseptsiia cheloveka v filosofii russkikh masonov. (Po arkhivnym materialam) [Idea of a human being in the philosophy of Russian Freemasons. (Archives)]. Del'fis, 1997, no 4, pp. 3-26. (In Russ.)

32 Sakharov V. I. Masonstvo, literatura i ezotericheskaia traditsiia v vek Prosveshcheni-ia (vmesto vvedeniia) [Freemasonry, esoteric tradition, and literature in the Age of Enlightenment : instead of introduction)]. Masonstvo i russkaia literatura XVIII — nachala XIX vv. [Freemasonry and Russian literature of the 18th and early 19th centuries]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2GGG, pp. 3-29. (In Russ.)

33 Sakharov V. I. Russkaia masonskaia poeziia (k postanovke problemy) [Russian Masonic poetry: stating the problem)]. Masonstvo i russkaia literatura XVIII — nachala XIX vv. [Freemasonry and Russian literature of the 18th and early 19th centuries]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2GGG, pp. 66-118. (In Russ.)

34 Sakharov V. I. Masonskaia proza: istoriia, poetika, teoriia [Masonic prose: history, poetics and theory]. Masonstvo i russkaia literatura XVIII — nachala XIX vv. [Freemasonry and Russian literature of the 18th and early 19th centuries]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2GGG, pp. 221-242. (In Russ.)

35 Svobodnye chasy [Free hours], 1763, May, March, September. (In Russ.)

36 Semeka A. V. Russkoe masonstvo v XVIII veke [Russian Freemasonry in the 18th century]. Istoriia masonstva. Velikie tseli. Misticheskie iskaniia. Tainstvo obriadov, v 2 t. [History of Freemasonry. Great goals. Mystical quest. The mystery of rituals, in 2 vol.]. Moscow, 2GG2, vol. 1, pp. 165-253. (In Russ.)

37 Sin'kovskii D. N. Slovo o veroiatnom poznanii nravov chelovecheskikh po nekotorym znakam [About tentative comprehension of human morals based on certain signs]. Moscow, 1789. (In Russ.)

38 Sokolovskaia T. O. Masonskie sistemy [Freemasonry system]. Istoriia masonstva. Velikie tseli. Misticheskie iskaniia. Tainstvo obriadov, v 21. [History of Freemasonry. Great goals.

Mystical quest. The mystery of rituals, in 2 vol.]. Moscow, Eksmo-Press Publ., 2002, vol. 2, pp. 427-461. (In Russ.)

39 Solov'ev O. F. Russkoe masonstvo 1730-1917 [Russian Freemasonry: 1730-1917]. Moscow, Kraft+ Publ., 2004. 720 p. (In Russ.)

40 Stennik Iu. V. Pravoslavie i masonstvo v Rossii XVIII veka. (K postanovke prob-lemy) [Orthodoxy and Freemasonry in Russia in the 18th century: stating the problem)]. Russkaia literatura [Russian literature], 1995, no 1, pp. 79-92. (In Russ.)

41 Sumarokov A. P. Polnoe sobranie vsekhsochinenii v stikhakh iproze, v X ch. [Complete collection of all works in verse and prose in X parts]. Moscow, 1781-1782. (In Russ.)

42 Trudoliubivaiapchela [Industrious bee], 1759, May, March, September. (In Russ.)

43 Tukalevskii V. N. Iskaniia russkikh masonov [A quest of Russian Freemasons]. St. Petersburg, Senatskaia tip. Publ., 1911. 71 p. (In Russ.)

44 Kharitonovich D. E. Masonstvo [Freemasonry]. Moscow, Ves' mir Publ., 2001. 223 p. (In Russ.)

45 Kheraskov M. M. Pocherpnutye mysli iz Ekkleziasta [Thoughts drawn from Ecclesias-tes]. St. Petersburg, 1764. (In Russ.)

46 Kheraskov M. M. Filosoficheskie ody ilipesni [Philosophical Odes or lyrics]. Moscow, [B.i.], 1769. (In Russ.)

47 Kheraskov M. M. Tvoreniia, vXIIch. [Creations, in XII parts]. Moscow, [B.i.], 17961802, part VII. B. g. [without year] (In Russ.)

48 Ekonomiia zhizni chelovecheskoi [The economy of human life]. Moscow, [B.i.], 1765. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.