Материалы Межрегиональной научно-практической конференции
«православие в истории Якутии.
ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ Дионисий - ПЕРВЫЙ ЯКУТСКий АРХиЕРЕй»
И.И. Юрганова Первый епископ Якутии
И.И. Юрганова Первый епископ Якутии
Епископ Дионисий (Хитров) по праву является одним из подвижников Православия на якутской земле. Соратник и ученик святителя Иннокентия, большую часть жизни он провел в миссионерских поездках в суровых северных условиях, изучая быт и нравы населения Якутии и одарив его возможностью обучения на родном языке.
Самоотверженное служение владыки Дионисия, наполненное трудностями и опасностями, может и должно стать примером, и его жизненный путь заслуживает уважения и восхищения.
Преосвященный Дионисий(Дмитрий Васильевич Хитров) родился 22 октября 1818 г. вс. Хитров Данковского уезда Рязанской губернии в семье пономаря, постоянным спутником которой была бедность. В 1828 г. он был принят в Данковское уездное духовное училище, где получил фамилию «Хитров» по названию своей малой родины, и в 14-летнем возрасте стал сиротой, лишившись родителей. Затем он поступил в Рязанскую духовную семинарию, после окончания которой в 1840 г. как лучший ученик, на основании указа Синода (12 июля 1840 г. № 8.921) и распоряжения архиепископа Рязанского и Зарайского Гавриила, был направлен на миссионерское служение в Иркутскую епархию, где познакомился с тем, кто в дальнейшем станет для него одним из самых главных людей - Иннокентием (Вениаминовым), тогда епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, который весной 1841 г. рукоположил вчерашнего семинариста во диакона, а затем - священника к Градо-Якутской Преображенской церкви. В мае того же года о. Димитрий прибыл в г. Якутск.
Примечательно, что епископ Иннокентий, прибывший в Якутск через несколько дней, благословляя молодого священника, просил его заняться переводом священных книг на якутский язык, но о.Димитрий ответил, что не имеет для этого «ни сил, ни способностей, ни знаний» [1, с.18]. Начав служение, священник Хитров осознает необходимость изучения якутского языка: сначала он записывал якутские слова, затем консультировался с улусными писарями в их произношении и постепенно стал понимать своих прихожан.
Тогда в первой половине XIX столетия Якутия входила в состав Иркутской епархии, и архиепископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Нил (Исакович) подготовил и предоставил в Синод проект об учреждении в области двух походных церквей, для христианизации и окормления кочующего населения. В 1844 г., после утверждения проекта, о. Димитрию
СБОРНИК трудов
ЯКУТСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ
Выпуск 4
было предложено служение в Николаевской походной церкви и началась его многолетняя и многотрудная миссионерская деятельность.
Ежегодно походный священник совершал длительные поездки, посещая приходы Верхоянского и Колымского округов, обращая в Православие, проповедуя и просвещая. Путешествия эти сопровождались трудностями и лишениями: «по несколько месяцев ... ночевали в снегу под открытым небом при полярных морозах, отчего некоторые из нас -священников преждевременно сходили в могилу, другие ... расстроили свое здоровье» [1, с.21], весной во время разлива рек приходилось идти в ледяной воде, голодать, но благодаря служению о. Димитрия жители отдаленных местностей впервые имели возможность увидеть священника и присутствовать на богослужении.
Через пять лет о. Димитрий был переведен ко второй походной церкви - Благовещенской и назначен благочинным. Совершая постоянные поездки, походный священник снискал уважение и авторитет: был награжден набедренником (1843), скуфьей (1849) камилавкой (1853), получал архипастырские благодарности (1847, 1851), благословение Синода (1854). В 1851 г. он был возведен в звание миссионера.
Помимо походного служения о.Димитрий также являлся членом духовного правления, благочинным градских церквей, затем членом Попечительства о бедных духовного звания, а это требовало и времени, и трудов. Кроме того, он был избран членом-сотрудником Императорского Русского географического общества (1852), членом Комитета общественного здравия и Якутского областного статического Комитета, что также свидетельствует о его многогранности и разносторонних интересах.
Указом Синода Якутская область была включена в состав Камчатской епархии (1852 г.) и осенью 1853 г. Якутский Спасский монастырь стал резиденцией Преосвященного Иннокентия. И вновь архиепископ Иннокентий обращается к священнику Хитрову с напоминанием о необходимости приступить к переводческой деятельности: был создан Комитет по переводу священных и богослужебных книг на якутский язык, председателем которого стал о. Димитрий, к этому времени уже хорошо владеющий языком, что позволило ему составить грамматику якутского языка. Он указывал: «Прошло более двухсот лет как Якутская область отнесена к российскому престолу, а якутский язык. по сию пору не имел грамотности., а произведение г. Бётлингка1 ... могло иметь важный интерес толь-
1 Бётлингк Отто Николаевич (1815-1904), немецкий и русский филолог, академик Петербургской Академии наук (1855), авторкниги «UberdieSprachederJakuten. Grammatik. TextundWorterbuch.St.Peterburg. 1850. Впервые применил сравнительно-исторический метод к изучению тюркских языков.
Материалы Межрегиональной научно-практической конференции
«православие в истории Якутии.
ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ Дионисий - ПЕРВЫЙ ЯКУТСКий АРХиЕРЕй»
И.И. Юрганова Первый епископ Якутии
ко для мира ученого, ... ибо оно есть собственно ученое исследование о языке» [1, с.30].
Составленная священником-миссионером Хитровым грамматика была общепонятна и доступно излагала основы якутского языка. Интересно, что члены Комитета обязательно проверяли переведенные тексты у носителей языка.
В 1857 г. о. Димитрий был произведен в протоиереи и командирован в Москву для контроля за изданием переведенных книг и благодаря его трудам были изданы Евангелие и «Краткая грамматика якутского языка», все книги Нового Завета (кроме Апокалипсиса); из Ветхого Завета Бытие и Псалтырь; книга поучений «Указание пути в Царствие Небесное», богослужебные книги, а также авторские азбука и грамматика якутского языка.
Следующим логическим этапом начатого великим просветителем Иннокентием (Вениаминовым) дела, стал перевод на якутский язык церковной службы [2]. 19 июля 1859 г. в Троицком кафедральном соборе впервые состоялась Божественная литургия на якутском языке. Евангелие на якутском языке прочел святитель Иннокентий. Протоиерей Д.В. Хитров за труды по переводу был причислен к ордену Св. Анны 2-ой степени.
После перемещения в г. Якутск Ново-Архангельской духовной семинарии о. Димитрий был назначен её ректором, но вместе с тем, он находил возможность исполнять и иные обязанности: наместника Спасского монастыря (с 1865), члена Якутского областного присутствия по улучшению быта православного духовенства Якутской области (1865), благочинного походных церквей (1866), благочинного градо-якутских церквей (1867) и др.
В начале 1860-х гг. святителем Иннокентием было принято решение о переносе архиерейской кафедры из Якутска на Амур и учреждения в Якутской области викариатства Камчатской епархии. Святитель считал протоиерея Хитрова лучшим кандидатом на должность викария, но семейные обстоятельства о. Димитрия не позволили ему принять монашеский сан и должность викария Якутского.
Затем, в 1867 г. именным высочайшим указом, данным Синод, было определено протоиерею Д. Хитрову быть викарием Камчатской епархии с саном епископа Якутского. Примечательно, что хиротония епископа Якутского была совершена в 1868 г., в год его пятидесятилетия, в г. Благовещенске Преосвященным Иннокентием - учителем и другом. При постриге о. Димитрию по его собственному желанию было дано имя Дионисий [1, с.42].
СБОРНИК трудов
ЯКУТСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ
Выпуск 4
Назначенный на Московскую митрополию святитель Иннокентий, покидая Дальний Восток и Сибирь, оставлял в Якутии продолжателя своих дел. Их переписка продолжалась до кончины митрополита.
Образование самостоятельной епархии в Якутии также связано с именем святителя Иннокентия. Почти два десятилетия он обосновывал, просил и убеждал высшую церковную власть империи в необходимости создания Якутской епархии, детально рассматривая условия и возможности, которыми располагала область [3, Оп.9. Д.45. Л.8]. Будучи членом Синода, святитель настойчиво и последовательно высказывался в пользу архиерейства в Якутии, и заняв митрополичью кафедру, используя новые возможности, он продолжал ходатайствовать. В декабре 1869 г., по представлению Синода, был подписан императорский указ об образовании с 1870 г. Якутской епархии, первым архиереем которой стал епископ Дионисий [4, Оп.1. Д.27. Л.1-2]. Из письма святителя: «Очень рад, что Вы теперь полный Владыка: живите владычествуйте многая лета здраво и успешно» [1, с.70].
Во время 16-летнего управления Якутской епархией владыка Дионисий проявлял мудрость и внимание ко всем вопросам духовного ведомства: забота и попечительство духовно-учебных заведений, о вдовах и сиротах; открытие новых приходов; строительство храмов. Подобно своему Учителю он предпринимал продолжительные путешествия для проповеди и благоустройства благочиний и храмов, посетил все приходы своей безграничной епархии. «В ноябре отправляюсь на Колыму ... и могу воротится ... не ранее мая... Доведется ехать верхом на лошадях, быках и даже на коровах, доведется нежиться и в салазках, а чаще. пешеходяще»- писал владыка об одном из таких путешествий [1, с.146].
По ходатайству епископа была учреждена духовная консистория, в делопроизводстве которой современники отмечали образцовый порядок. После пожара (1870), уничтожившего здания духовного училища, благодаря постоянному контролю архиерея, были построены пять новых зданий. С 1877 г. начали проводиться училищные съезды, позволившие сформулировать мнение о необходимости открытия духовной семинарии в г. Якутске, были увеличены средства епархиального Попечительства, открыт епархиальный Комитет православного миссионерского общества и епархиальная библиотека.
Епископ Дионисий ходатайствовал об открытии новых приходов и обеспечении вверенного ему духовенства. В 1883 г., по решению Государственного Собрания и Синода, в Якутской епархии было создано
Материалы Межрегиональной научно-практической конференции
«православие в истории Якутии. преосвященный дионисий - первый якутский архиерей»
И.И. Юрганова Первый епископ Якутии
тридцать шесть (!) новых приходов и выделены дополнительные финансовые средства по статье на содержание городского и сельского духовенства Якутии [5, с.83]. По инициативе владыки было осуществлено 2-е (дополненное и исправленное) издание богослужебных книг на якутском языке.
В 1883 г. епископ Дионисий был назначен на Уфимскую кафедру, где также вскоре заслужил авторитет и уважение. В 1891 г. за пятидесятилетнее служение, просветительскую деятельность о благе паствы, работу по благоустройству храмов, увеличению церковно-приходских школ он был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
Якутия не забывала своего пастыря и к его юбилейной дате городским присутствием было направлено благодарственное письмо и напер-стный крест. «Семь лет уже протекло, как Вы оставили наш. край., но Ваш образ все еще памятнен для нас, и верим, что он останется таким и для наших потомков. Чем же объяснить это всегдашнее памятование о Вас ? - Не обинуясь скажем, что единственно Вашей любовью к нам.», -писали благодарные якутяне [1, с.93]. А владыка, оставаясь верным себе, поступившие подарки отправил в Преображенскую церковь села Хитро-ва и в ответном письме в Якутск сообщил, что решил выделить некоторую сумму для Якутской духовной семинарии.
Последние годы жизни епископа Дионисия описаны так:«Окружен-ный уважением уфимской паствы догорал этот церковный светильник, величественный старец., сохраняя, несмотря на свои тяжкие недуги, необыкновенную силу духа. Слава его миссионерских подвигов. распространилась далеко и . многие искали случая увидеть. и воотчию убедиться, что существует .человек такого необыкновенного христианского самопожертвования» [1,с.97-98]. Скончался владыка в 1896 г. в Москве, он был погребен под соборным храмом Покровского миссионерского монастыря.
Весной 2016 г. по благословению архиепископа Якутского Романа на месте упокоения епископа Дионисия была установлена памятная доска. Заключением к описанию жизненного пути первого якутского архиерея могут стать обращенные к нему слова протоиерея Иркутского кафедрального собора Аф. Виноградова:« .Ваше умение обходиться с людьми были для нас школой., Ваша всегдашняя готовность помочь человеку. останется навсегда в памяти. Недаром Высокопреосвященный Иннокентий. избрал Вас своим ближайшим советником, . Вы соединяли с обширным и проницательным умом, редко встречаемое знание края. Вы измерили Якутскую область вдоль и поперек., знали всех от священника до дьячка. Вам, главным образом, якуты обязаны тем, что могут
СБОРНИК трудов
ЯКУТСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ
Выпуск 4
ныне слушать христианское богослужение на своем родном языке; Вы были душой, жизненным нервом Комитета по переводу богослужебных книг и в памяти якутов Ваше имя будет жить., как в памяти славян имена святых Кирилла и Мефодия [1, с.95].
Литература
1. Дионисий (Хитров), епископ. Стопами миссионера. Труды Дионисия (Хи-трова), епископа Якутского, а затем Уфимского, на миссионерском поприще. В 6 т. - Т.1. Тверь: Булат, 2013.
2. Роман, епископ. Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский и его деятельность в Якутске с 1853 по 1860 ^.//«Святитель Иннокентий в Якутии». Сборник док-тов. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015.
3. Государственный архив Иркутской области. Ф.24.
4. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. 226-и.
5. Полное собрание законов Российской империи. Собр.3. Т.111. СПб., 1886. № 1436.