Научная статья на тему 'Епископ Дионисий (Хитров) - ректор Якутской духовной семинарии'

Епископ Дионисий (Хитров) - ректор Якутской духовной семинарии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТИЯ / ЯКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / РПЦ / ЯКУТСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / МИССИОНЕРСТВО / ЕПИСКОП ДИОНИСИЙ (ХИТРОВ)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Епископ Дионисий (Хитров) - ректор Якутской духовной семинарии»

Материалы Межрегиональной научно-практической конференции

«православие в истории Якутии.

ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ Дионисий - ПЕРВЫЙ ЯКУТСКий АРХиЕРЕй»

Евгения (Сенчукова), инокиня

Епископ Дионисий (Хитров) - ректор Якутской духовной семинарии

Евгения (Сенчукова), инокиня

Епископ Дионисий (Хитров) -ректор Якутской духовной семинарии

Деятельность первого архиерея Якутской епархии Дионисия (Хитро-ва) весьма разнообразна и многогранна, в том числе и в области просвещения. Отдельного рассмотрения заслуживают его труды в качестве ректора Якутской духовной семинарии.

Решением Синода 31 января 1858 г. в Камчатской епархии учреждаются два викариатства - Якутское и на острове Ситха. Кафедра Камчатского архиерея переносится в Якутск. Сюда же переносится Новоархангельская духовная семинария с острова Ситха, существовавшая уже 10 лет. Так начинается история первого учреждения высшего профессионального образования в Якутии. Перенесению семинарии предшествовало открытие духовного училища в 1818 г., а ранее, в 1801 г., - школы миссионерской направленности при Спасском мужском монастыре. Однако история этих заведений выходит за рамки темы доклада.

Решение перенести духовную школу в Якутск родилось у архиепископа Иннокентия (Вениаминова) не случайно: изначально планировалось, что Новоархангельская семинария будет обеспечивать кадрами весь северо-восток России и русскую Америку, однако из-за удаленности это оказалось невозможно. К тому же безуспешными остались попытки духовного образования уроженцев Америки. Еще в 1848 г. святитель Иннокентий писал в письме к графу Протасову: «Об учениках семинарии надобно сказать, что если бы не было в ней детей камчатского духовенства, то можно сказать решительно, что для здешних туземцев и креолов еще рано заведение такого разряда училищ. (Я сказал прежде: риторика для них камень преткновения). Ибо чем далее, тем яснее видно, что креолы еще не то, что русские по уму и характеру. Они годятся только там, где требуется только сметливость; а где требуются ум, рассудок - там разве 50-ый годится, и то через 4 или 5 поколений» [1, с.190]. При этом миссия среди алеутов и соседних американских племен проходит благополучно. В письме графу Муравьеву святитель повторяет: «Со стороны нашей сделано все возможное; и оказалось, что из американских уроженцев и креолов разве 50-ый может быть миссионером, и то под надзором не-кре-ола. Следовательно, дальнейшее пребывание Архиерея и семинарии в Ситхе не поможет ни тому, ни другому. А дети камчатского духовенства, хотя и подают добрую о себе надежду, но они могут воспитываться и не в Ситхе» [1, с.235].

СБОРНИК трудов

ЯКУТСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ

Выпуск 4

Третьей и, пожалуй, основной причиной переноса семинарии стал переезд святителя в Якутию. Архиепископ Иннокентий считал для себя необходимым осуществлять надзор за духовной школой. В дальнейшем планировалось перенести семинарию на Амур (в Благовещенск), что в итоге и было сделано в 1871 г., когда он уже взошел на Московскую кафедру.

С конца 1858 г. обязанности ректора Якутской семинарии святитель Иннокентий возлагает на своего ближайшего сподвижника священника Димитрия Хитрова, будущего епископа Дионисия. Одновременно отец Димитрий преподает в семинарии богословские дисциплины. Ради этой деятельности отец Димитрий лишается должности миссионера - причиной увольнения называется «несовместимость оной с ректорской, преподавательской и настоятельской (в Преображенском храме - ныне кафедральном соборе) должностями».

Восстанавливая полную картину трудов владыки Дионисия, можно отметить, что семинария стала одним из его главных детищ. Стоит подчеркнуть, что и о её материальном благополучии.

Отец ректор порой даже забывает, что нахождение семинарии в Якутске - мера временная (в отличие от постоянно находящегося там училища). Так, в ноябре 1867 г. он просит прислать ему профессоров, которые училищу не полагались. Владыка Иннокентий одобрительно смотрит на рвение отца Димитрия и обещает просить прислать в Якутск двух или трех наставников. «Они, - пишет святитель, - во всяком случае необходимы».

Якутская семинария постоянно испытывала недостаток в кадрах. «Курс наук, проходимых в Якутской семинарии, значительно меньше прочих семинарий, - сетует уже епископ Дионисий в отчете о состоянии дел в епархии за 1868 год. - И это потому, что в ней только четыре наставника, включая в это число ректора и инспектора» [2, т.4. с.65].

Археолог и археограф Капитон Иванович Невоструев, составитель каталога Московской синодальной библиотеки, состоявший в переписке с протоиереем Димитрием, пишет: «Отец ректор ревностно заботился о способах образования, выписывая для семинарской библиотеки и для себя лучшие русские и иностранные книги - богословские в обширном смысле» [2, т.1. с. 143]. Сам Капитон Невоструев после разрушительного пожара 1870 г. передал в восстанавливающуюся семинарию несколько книг и просит своих знакомых последовать его примеру.

Образование в Якутской семинарии, по мысли отца Димитрия, должно было быть стандартным - со знанием европейских языков, риторики,

Материалы Межрегиональной научно-практической конференции

«православие в истории Якутии. преосвященный дионисий - первый якутский архиерей»

Евгения (Сенчукова), инокиня

Епископ Дионисий (Хитров) - ректор Якутской духовной семинарии

богословских наук и т.д. Только по требованию архиепископа Иннокентия в программу обучения в Якутской семинарии вводится преподавание якутского языка, причем стоит отметить, что за это упущение святитель даже делает строгое внушение ректору: «Ужели, по-Вашему, немецкий и французский языки полезнее для якутских семинаристов, чем местный? Вы, верно, имели в виду, что воспитанники Якутской семинарии - все до одного или самая большая часть - будут деятелями в Европейской России? Спуститесь с облаков Вашей мечты. Или Вы потому не сказали о нем, что в уставах не говорится о местных языках...». Судя по всему, предположение архипастыря верное: миссионерское рвение было уделом отдельных выдающихся личностей (таких, как сами святитель Иннокентий и владыка Дионисий), а в принятии административных решений священник-миссионер имел не так много опыта - предложить изменить устав и внести туда дополнительный предмет ему просто не пришло на ум.

Нужно понимать, что семинария середины XIX в. - учреждение в первую очередь сословное. Мальчики, поступавшие в духовное учебное заведение, могли быть не слишком увлечены богословием и духовной жизнью, они просто продолжали семейную традицию. В итоге уровень подготовки часто оставлял желать лучшего, что в особенности проявлялось в семинариях провинциальных. Тем более плохо были подготовлены поступающие из числа представителей коренного населения, которые часто даже плохо говорили по-русски. Дабы исправить положение, и в семинарии, и в училище особое внимание уделяется грамматике и письменным упражнениям по русскому языку.

Владыка Иннокентий, разочарованный качеством церковного чтения как воспитанников семинарии, так и учителей, поставил перед отцом ректором задачу исправить положение: «Учите, пожалуйста, чтению Ваших питомцев: ведь стыдно сказать, что учитель чтения читал хуже ученика, лишь только вступающего в училище. Напоминайте, даже надоедайте напоминаниями всем наставникам, не исключая и преподавателя богословия (собственно ректора), чтобы они требовали от учеников своих всегда исправного чтения чего бы то ни было, иначе то же будет, что и было».

Будучи уже архиереем и сняв с себя обязанности ректора, епископ Дионисий в отчете о состоянии епархии за 1868 г. сетует на недостаточную подготовку учащихся: по его словам, дети разночинцев и якутов поступают по большей части с азбукой, «то же нередко бывает и с детьми духовенства» [2,т.4. с.64].

СБОРНИК трудов

ЯКУТСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ

Выпуск 4

Владыка Дионисий вообще крайне критически оценивает успехи учеников, в первую очередь в области древних языков (латынь и греческий), и причину неуспеваемости видит в низкой подготовке наставников. По временам архиерею самому приходится заменять преподавателей (например, греческого языка).

Забота о материальной составляющей жизни семинаристов - также наказ святителя Иннокентия. Еще в письме от 27 марта 1859 г. он обращается к отцу Димитрию: «Не будьте скупы для учеников в отношении пищи, особливо в Пасху» [2, т.3. с.58]. Архиерей и ректор постоянно поддерживают связь по вопросам комфортного проживания учащихся. Трогательный эпизод: отец Димитрий расселяет учеников в архиерейских кельях, а владыка Иннокентий тревожится, не будет ли там сыро и требует топить комнаты даже летом.

Вообще вопрос о жилье для семинаристов будет подниматься в переписке пастырей регулярно. В августе 1863 г. отец ректор жалуется на тесноту и предлагает строить новое помещение, а владыка Иннокентий отвечает, что «лучше кортомить (арендовать) квартиру или купить готовый дом, чем строить новый» [2, т.3. с.165]. Но в конце года отцу Димитрию удается убедить архиерея. В переписке в ноябре-декабре обсуждается изыскание средств на строительство каменного здания из пожертвований некоей Нифонтовой.

Подчеркну, что отец ректор вообще не стесняется жаловаться архиерею на недостаточность средств, так что владыка Иннокентий в определенный момент риторически восклицает: «Ну что же я сделаю, чем Вам помогу во время Вашего безденежья по семинарии?» [2, т.3. с.184]. Впрочем, обиды на отца Димитрия он не держит и, даже укоряя, хвалит за попечение о духовной школе: «Вы в Вашей заботливости и благопопечительности о благе семинарии (что, конечно, похвально) молвите и хлопочите о пище на многие лета (что, говоря серьезно, и следует)...» (письмо от 20 января 1866 г.) [2, т.3. с.233].

Надо сказать, что жалобы не остаются все же неудовлетворенными: святитель пишет викарию, чтобы Якутское духовное правление выдавало школе необходимые суммы, а в конечном итоге даже, не меняя ироничного тона, замечает: «Наконец-то Ваша семинарская ненасытная утроба насытилась деньгами до излишества слов: «Зачем так много прислали?». Много у Вас, а здесь не достает, - присылайте лишки» [2, т.3. с.243]. Ну и чуть позже уже вовсе без иронии поздравляет ректора с назначением годовых окладов в почти две с половиной тысячи рублей служащим семинарии.

Материалы Межрегиональной научно-практической конференции

«православие в истории Якутии. преосвященный дионисий - первый якутский архиерей»

Евгения (Сенчукова), инокиня

Епископ Дионисий (Хитров) - ректор Якутской духовной семинарии

О том, что отец Димитрий успешно справляется с ректорскими обязанностями, свидетельствует письмо архиепископа Иннокентия обер-прокурору Святейшего Правительствующего Синода графу Александру Петровичу Толстому (1859), в котором он рекомендует сохранить за ним эту должность даже в случае рукоположения во архиереи (епископа Якутского, викария Камчатской епархии): «Я полагал бы управление семинарией, впредь до перенесения оной на Амур, предоставить ему же с полной ответственностью по оной (это не помешает его прочим обязанностям), придав ему в качестве помощника ректора протоиерея Заполь-ского или кого другого, по усмотрению и соглашению нашему с ним, и ректорское жалованье производить обоим» [2, т.3. с.70]. Хиротония не состоялась (еще была жива супруга отца Димитрия, и оставлять ее ради монашества и сана он не стал) - первым епископом Якутским, викарием Камчатской епархии стал Павел (Попов). Таким образом, большая часть сил священника была направлена на миссионерскую деятельность и семинарию. Старания его отмечает архиепископ Иннокентий в письме от 20 июня 1861 г.: «Надежды мои на Вас оправдываются во всем: искренне благодарю. Благодарю Вас за заботливость и попечение об учениках и об училищах». В этом же письме святитель успокаивает отца ректора, тревожащегося о своей деятельности в случае переноса семинарии на Амур: «До этого много воды утечет. Я думаю строить семинарию каменную. постройка может начаться не ранее как в 1864 г. и продолжаться не менее двух лет, а там Бог знает, что будет с Вами и со мною, - может быть, Вы будете и без того здесь. Итак, эту заботу Вашу о своей участи после перенесения семинарии на Амур положите в долгий ящик» [2, т.3. с.161].

В 1867 г., уже незадолго до непосредственно рукоположения во епископа Якутского, владыка Иннокентий обещает отцу Димитрию, что попросит обер-прокурора Святейшего Синода прислать в Якутск нового ректора, но объясняет это не недоверием, а желанием оградить будущего викария от лишнего беспокойства.

В 1870 г., 21 января, семинария переживает, а вернее не переживает страшного пожара. Сгорают все здания, библиотека, документы, гибнет один ученик (Дионисий Винокуров). Студенты остаются буквально ни с чем (по свидетельствам, выпрыгивали из окон в одном белье) и выживают за счет пожертвований. Колымский купец М. Барамыгин передает только в первые дни после трагедии двадцать комплектов одежды для учеников на шестьсот рублей - значительная по тем временам сумма. В благодарность, по представлению Преосвященного Дионисия, Барамыгин был награжден золотой медалью на Владимирской ленте. В пе-

сборник трудов

якутской духовной семинарии

Выпуск 4

реписке с временно управляющим Якутской областью Лаврентием Титовым архиерей явно взывает о помощи: «Высказанная Вами готовность на вспомоществование потерпевшим в полном смысле наготу от пожара мальчикам, а они и во время благополучия не были богаты, дает мне смелость надеяться, что Вы пригласите желающих к посильному пожертвованию на учреждения быта учеников Якутского духовного училища. Как бы ни мала была жертва и из чего бы она ни состояла, примется за великую» [2, т.1. с.264-265].

Пожары бывали и ранее: в мае 1868 г. епископ Дионисий пишет письмо брату, в котором говорит о необходимости перевода семинарии из Якутска на Амур после одного из них. Впрочем, на тот момент главными причинами своего обращения в Синод с таким прошением владыка называет недостаток наставников, низкое жалованье и малое количество учащихся. Пожар 1870 г. уже вовсе не оставляет выбора. Решением Синода семинария переводится в Благовещенск, в Якутске остается только духовное училище.

Однако владыка Дионисий продолжает заботиться о своей духовной школе. В частности, для училища воздвигаются 5 зданий (одно из них -с домовой церковью). С конца 1870-х годов Преосвященный Дионисий собирает съезды духовенства специально по вопросу об открытии в Якутске духовной семинарии. В 1881 г. он представил в Святейший Синод ее проект. 11 апреля 1884 г., когда на Якутскую кафедру взошел другой светильник веры - епископ Иаков (Домский) семинария была вновь открыта.

Несмотря на все трудности, которые пришлось испытать Якутской духовной семинарии в первые годы своего существования, при ректоре и архипастыре епископе Дионисии (Хитровом), именно в этот период произошло ее становление как духовной школы. Отдельного пристального внимания заслуживает следующий факт: при том, что семинария была крайне удалена от центра, испытывала постоянные проблемы с финансированием и обеспечением кадрами, при чрезвычайно низкой подготовке поступающих - главную свою задачу, а именно воспитание ревностных и благоговейных пастырей, она благополучно выполняла. По части нравственности ни учащиеся, ни учащие обычно нареканий не вызывали. «Нарушения обычного порядка, - сообщает епископ Дионисий в отчете о состоянии епархии за 1868 г., - по большей части не выходили из ряда детских шалостей, резвости и лености» [2, т.4. с.136].

Качественный рост семинарии в интеллектуальном отношении стал возможен на следующем этапе своей истории - в конце XIX в. духовная школа стала кузницей кадров якутской интеллигенции. Революционные

Материалы Межрегиональной научно-практической конференции

«православие в истории Якутии. преосвященный дионисий - первый якутский архиерей»

Евгения (Сенчукова), инокиня

Епископ Дионисий (Хитров) - ректор Якутской духовной семинарии

события и последовавшее за ними закрытие семинарии и училища в 1920 г. оборвало ее развитие. Восстанавливая историю духовной школы, мы восстанавливаем и развиваем ее саму.

Литература

1. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. СПб., 1897. Кн. 1.

2. Дионисий (Хитров), епископ. Стопами миссионера. Труды Дионисия (Хи-трова), епископа Якутского, а затем Уфимского, на миссионерском поприще. В 6 т. Тверь: Булат, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.