Научная статья на тему 'Первые миссионеры в Казанском крае и истоки православной книжной культуры'

Первые миссионеры в Казанском крае и истоки православной книжной культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
488
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИССИОНЕРСКАЯ КНИГА / КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвеева Г. В.

В данной статье рассмотрены истоки миссионерской деятельности в Казанском крае. Проанализирована роль первых миссионеров (Гурия, Германа и Варсонофия) в распространении православной книжной культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST MISSIONARIES IN THE KAZAN REGION AND ORIGINS OF ORTHODOX BOOK CULTURE

In this article origins of missionary activity in the Kazan region are considered. The role of the first missionaries (Gury, Herman and Varsonofy) in distribution of orthodox book culture is analysed

Текст научной работы на тему «Первые миссионеры в Казанском крае и истоки православной книжной культуры»

УДК 002

Г.В.Матвеева

ПЕРВЫЕ МИССИОНЕРЫ В КАЗАНСКОМ КРАЕ И ИСТОКИ ПРАВОСЛАВНОЙ

КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ

В данной статье рассмотрены истоки миссионерской деятельности в Казанском крае. Проанализирована роль первых миссионеров (Гурия, Германа и Варсонофия) в распространении православной книжной культуры.

Ключевые слова: миссионерская деятельность, миссионерская книга, книжная культура

MATVEEVA GALINA VITALYEVNATHE FIRST MISSIONARIES IN THE KAZAN REGION AND ORIGINS OF ORTHODOX BOOK CULTURE

In this article origins of missionary activity in the Kazan region are considered. The role of the first missionaries (Gury, Herman and Varsonofy) in distribution of orthodox book culture is analysed.

Key words: missionary activity, missionary book, book culture

Начало миссионерской деятельности в Казанском крае относится, как известно, к 1555 г. и связано с учреждением Казанской епархии. Тому предшествовало завоевание Казанского ханства и присоединение его земель к России, продолжившиеся военные действия, известные под названием «Казанской войны», завершившейся лишь в 1557 году. Однако еще в 1551 году в Свияжске был основан Троицкий монастырь, в следующем году монастырь под таким названием появился в Казанском Кремле, а около Казани - Успенский (в будущем - Зилантов) монастырь. Церковь, таким образом, начала укрепляться на казанской земле сразу после завоевания.

Вновь образованная епархия включала обширные земли от Чебоксар на западе до Уфы на востоке и от Казани на севере до Астрахани на юге. В нее вошли Казань с окрестными поселениями, Свияжск, Васильсурск, вся Вятская земля и впоследствии, в 1557 г. - территории Астраханского ханства. По статусу Казанская епархия равнялась Новгородской архиепископии и уступала лишь Московской митрополии. Поэтому не случайно Казанской епархии уделялось столь пристальное внимание центральной власти.

Решением Ивана IV в Казань был отправлен вновь назначенный архиепископ Казанский и Свияжский Гурий, бывший игуменом Тверского Селижарова монастыря, а ранее - Волоколамского монастыря. Его сопровождали вновь назначенные архимандриты предполагаемых двух монастырей, которые должны были стать в Казанской епархии оплотами православия, Герман и Варсонофий. На игумена Николо-Песношского монастыря, знатока татарского языка Варсонофия указом царя возлагалось строительство Спасо-Преображенского монастыря в Казани. Герман последовал в Казанский край по предложению Гурия и одобрению, под руководством которого долгое время служил в Иосифо-Волоцком монастыре, а, возможно, и настоянию царя.

Гурий вместе с Варсонофием и Германом покинули Москву 26 мая 1555 г. По пути следования они остановились в Чебоксарах, где Гурий заложил Введенский собор, и в Свияжске, где остался архимандрит Герман. В Казани Гурий оказался 27 июля (по другим данным - 31).

Летом того же года в город прибыли псковские мастера Постник Яковлев и Иван Ширяй «с товарищи», построившие в 1555-1562 гг. кафедральный Благовещенский собор, Успенский собор монастыря в Свияжске и храмы Преображенского монастыря - Преображенский собор и церковь Николы Ратного.

К моменту прибытия Гурия в Казань обстановка в крае была достаточно сложной. Продолжалась «Казанская война». Коренное население - татары, чуваши, марийцы и удмурты - выступали против присоединения к России. В 1556 г. вспыхнуло народное восстание, окончательно подавленное в 1557 г. Насильственные меры, как показала практика первых лет колонизации, не оправдали себя. Подтверждением тому - как непрекращающиеся военные действия на захваченных территориях и народные восстания, так и всяческое противодействие местного населения новой власти, и резкое неприятие новой для него религии и культуры. Православие было чуждо мусульманам и язычникам, и первые попытки его искусственного и насильственного насаждения вызывали ответную негативную реакцию. Начальный опыт освоения края оказался неудачным, что осознавалось властью. Не случайно царь, отправляя миссионеров в Казанский край и понимая значимость и трудность предстоящей деятельности, настаивал на использовании в данной деятельности мирных средств (бесед, увещеваний и т.п.), поиске взаимопонимания с населением, что прозвучало, в частности, в наставлениях царя и его наказной памяти Гурию.

Иван IV был не только наслышан о подвижничестве Гурия, Германа и Варсонофия, но и лично с ними знаком. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас биографические сведения о первых казанских архипастырях, которые нашли отражение в сочинениях Г.Богословского, Любарского (арх. Платона), Е.Малова и других авторов XIX века, в новейших публикациях [1]. В контексте нашей темы считаем уместным эти сведения привести.

Святитель Гурий (в миру - Григорий Григорьевич Руготин) - первый архиепископ учрежденной Казанской епархии, родился в 1500 г. (по некоторым данным - в последнем десятилетии XV в.) в

подмосковном городке Радонеже в небогатой дворянской семье. В достаточно юные годы ему пришлось поступить на службу - управляющим имением князя Ивана Пенькова. Оклеветанный перед хозяином, Григорий был заключен в подземелье, где провел два года и занимался составлением азбук для обучения детей грамоте. Эти книжки продавались товарищем узника, а вырученные от продажи деньги раздавались нищим.

После выхода на свободу Григорий обосновался в известном своим строгим уставом Иосифо-Волоколамском монастыре, где принял постриг с именем Гурий. В 1543 г. он был избран игуменом данного монастыря, которым управлял почти 9 лет. Он привел монастырское хозяйство в порядок, приумножив его, совершенствовал делопроизводство. Под руководством Гурия продолжалась работа по переписке книг, а в 1545 г. составлена опись монастырской библиотеки. В 1551 г. Гурий оставил должность и жил в монастыре в течение двух лет на покое, в 1554 г. был назначен (возможно, по указу Ивана IV) игуменом Троицким Селижаровского монастыря в Тверской епархии, а в 1555 г. (7 февраля) избран на казанскую кафедру.

За восемь лет правления Гурия Казанской епархией было учреждено четыре монастыря (из них два училищных для обучения детей христиан и язычников), выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей. Под его руководством был сооружен каменный кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Скончался Гурий 4 (или 5) декабря 1563 г., в 1595 г. был канонизирован.

Сподвижник Гурия и его помощник на казанской кафедре Герман (Григорий Федорович Садырев-Полев, 1505-6.11.1567), родился в г. Старице Тверского края в семье бояр Полевых, происходивших от князей смоленских, и был крещен под именем Григория (в честь св. Григория Декаполита). В 25-летнем возрасте Григорий поступил в Иосифо-Волоколамский монастырь, где на него оказали несомненное влияние принявший здесь постриг Гурий и Максим Грек, заключенный в монастырь по ложному доносу (пребывал в монастыре в 1525-1531 гг.). От Гурия, как предполагают биографы, Полев принял постриг и был наречен Германом. В монастыре Герман увлекся книгописанием, вероятно, также под влиянием Гурия. Да и сам монастырь являлся центром книжности того времени. Его рукой были переписаны Богородичники и Евангелие. По просьбе иноков Старицкого Успенского монастыря Герман стал его настоятелем. Будучи архимандритом, он весьма успешно управлял монастырем, а спустя время, вернулся в Волоколамский монастырь.

После избрания Гурия архиепископом Герман был назначен его помощником. В этом качестве ему поручалось руководство Свияжской горной стороною, где он возглавил миссионерскую деятельность среди язычников, населявших правый берег Волги. Свияжск, бывший столицей «Горной стороны», был построен в 1551 г. по указанию Ивана Грозного и назывался Ивангородом (с 1560-х гг. стал именоваться Свияжском).

Герман основал в Свияжске монастырь, в 1556-1561 г. под его руководством упоминавшимися выше псковскими мастерами возводился Успенский собор, в 1555-1556 гг. - Никольская церковь, был написан монастырский устав, заложены монастырские традиции. Вероятно, одной из таких традиций является духовно-образовательная деятельность Германа и руководимых им монахов среди детей «инородцев», для которых при монастыре было открыто училище.

В Свияжске построили шесть церквей и два монастыря. Все они были снабжены церковной утварью, ризницей и книгами. Особенно богат был Успенский монастырь, библиотека которого, по отзывам А.Артемьева, «состояла из 152 книг, в числе которых было 8 харатейных: два октоиха в десть, богородичник в десть, псалтирь с следованьем, и пролог в двух книгах в десть, Иоасаф Царевич в десть, Антиох в десть» [2].

Наличие значительной по тому времени библиотеки можно объяснить не только увлеченностью архимандрита книжностью, но и его стремлением превратить монастырь в крупный центр православной книжной культуры, а также традициями монастырской жизни. Именно в монастырских стенах, где осуществлялось переписывание, собирание и хранение книг (монастырские скриптории), были сосредоточены основные книжные богатства того времени. Поэтому не случайно в собрании книг монастыря в Свияжске, ставшего оплотом православия и вскоре - центром миссионерской деятельности на восточной окраине России, присутствовали ценные рукописные и первопечатные книги. Среди них - «книга Государева жалованья (данья) Евангелье тетр в десть на бумаге, бархат на него приготовлен зелен, Евангелье в десть на бумаге поволочено отласом полосатым, Евангелье в полдесть на бумаге поволочено крашениною, Евангелье в полдесть поволочено кожею, ... апостол тетр в десть на бумаге, два охтайка в десть на хартье, ... Григорий Богослов в десть на бумаге, ... Симеон новый Богослов на бумаге, Дорофей в полдесть на бумаге, ... Исаак Сирский в полдесть на бумаге, ... Златоструя первая половина в десть» [3].

Навыки книгописания, приобретенные в Иосифо-Волоколамском, а затем в Сторицком Успенском монастыре, Герман совершенствовал в Свияжске. Книгописанием занимались и монахи. В дошедшем до нас описании церкви Николы Чудотворца среди «книг купленных и написанных в монастыре», упоминаются «псалтырь следованием, устав . в полдесть на бумаге, Евангелье в полдесть, поволочено ирхою, часословец в полдесть на бумаге, псалтырь в полдесть соизбранными псалмы, да четверть псалмы в полдесть, духовная Иосифа в полдесть, апостол в полдесть Микифоровской, жуки у него золочены» и др. [4].

Как считает ряд исследователей, в Свияжском монастыре функционировала типография, привезенная Германом из Москвы. В этой типографии были напечатаны некоторые богослужебные и миссионерско-просветительские сочинения [5]. Более того, данная типография, по мнению сторонников начала книгопечатания в регионе в указанный период, появилась за несколько лет до выхода в Москве «Апостола» И. Федорова и П.Мстиславца (1564) [6]. Возможно, действительно в монастыре в те далекие времена осуществлялось книгопечатание. Учитывая острую нехватку богослужебных и прочих сочинений, необходимых, в том числе, для обучения «инородческих» детей в монастырском училище, можно согласиться, что данная гипотеза имеет право на существование. Тем не менее, ее доказательная база, на наш взгляд, сегодня недостаточна.

После кончины Гурия Герман стал его преемником на казанской кафедре (избран 12.03.1564). Однако в должности Казанского архиепископа он был весьма непродолжительное время, успев, однако, открыть в Зилантовом мужском монастыре (был основан в 1552 г. в Казани по указу Ивана Грозного; вначале находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани, в 1559 г. был перенесен на Зилантову гору), общежитие, чтобы увеличить количество иноков и расширить школу для детей «инородцев».

В 1566 г. Герман был вызван И. Грозным в Москву для посвящения в сан митрополита Московского и всея Руси, чему не суждено было сбыться. В том же году за выступление против опричнины и заступничество за свт. Он был изгнан царем из Москвы, а через несколько дней скончался. По одной версии Герман был зарублен опричниками, по указу царя, по другой - скончался в Москве 6 ноября 1567 г. от «моровой язвы». Наконец, в 1888 году была установлена его насильственная смерть. Настоятель Свияжского монастыря архим. Вениамин написал акафист Герману, тексты которого, однако, в следующем году постановлением Синода были запрещены к печати, поскольку в них упоминалась насильственная его смерть [7]. Похоронили Германа при церкви свт. Николая, а в 1591 г. по просьбе жителей Свияжска его мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь. В 1595 г. Герман был канонизирован.

На родине Германа - в г. Старице, в Свято-Успенском монастыре в Троицком соборе в 1898 году был устроен новый придел во имя святителя Германа, а в Селижаровском монастыре построена новая теплая церковь в честь святителей Гурия, Варсанофия и Германа.

Другой подвижник Гурия - Варсонофий - родился ок. 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия, получив при крещении имя Иоанн. Будучи смышленым ребенком, он легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение и вскоре мог не только сам читать, писать и петь, но и помогать другим. В 1512 году, в 17-летнем возрасте, во время неожиданного нападения крымских татар, Иоанн попал к ним в плен, где научился не только хорошо говорить, но и писать. Спустя три года отцу Василию с большим трудом удалось выкупить сына. Иоанн уехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял пострижение, получив имя Варсонофия. Карьера на духовном поприще сразу задалась. Московский митрополит Макарий возвел Варсонофия в сан игумена Николо-Песношской Мефодиевой пустыни (осн. в 1461 г. учеником Сергия Радонежского Мефодием недалеко от Дмитрова). В 1553 году во время паломничества на пути в Кирилло-Белозерский монастырь Песношскую обитель посетил Иоанн Грозный, обративший внимание на игумена, знавшего татарский язык и обычаи иноверцев. Поэтому не случайно, учреждая казанскую кафедру, царь отправил его в Казанский край, поручив строительство монастыря.

Вместе с Варсонофием в Казань прибыли монахи из Песношского монастыря (Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр), а также инок Андроникова монастыря Симеон. Уже в следующем, 1556 году Варсонофий устроил Спасо-Преображенский монастырь в Казанском кремле, ставший вскоре центром духовной жизни Казани.

В монастыре имелась богатая библиотека, в основу которой легли книги, подаренные Иваном Грозным Гурию при отправлении его в Казань. Книги были пожертвованы из «царской казны» (библиотеки царя -М.Г.), собирались, по указу царя, в монастырях, покупались на ярмарках.

О привозе книг в Казанский край упоминают не только казанские биографы первых миссионеров и другие местные авторы (см. в списке лит. под №1). Советский историк русских библиотек М.Н. Слуховский, например, ссылаясь на «Новгородскую вторую летопись» (1555 г.), отмечал, что по всем «новгородским монастырям собирались деньги и книги для Гурия» [8].

Среди привезенных книг называются три Евангелия, Златоструй, Правила свят. Апостола, Лествица, сочинения Григория Богослова, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Ефрема Сирина, Кирилла Иерусалимского, Козьмы Адикоплова, Печерский патерик, Патерик отца Даниила, Скитский патерик и мн. др. [9]. В дальнейшем данное собрание неуклонно пополнялось.

Весьма ценные книги имелись и в других храмах. В кафедральном Благовещенском соборе до 1918 г. хранилось и Ефремово Евангелие 1478 г., переписанное по заказу тверского епископа Вассиана (Стригина-Оболенского), привезенное, вероятно, Гурием из Селижарова монастыря Написанная четким полууставом книга имеет прекрасные заставки и изображение евангелистов. На ее последней страница сделана запись: «В лето 6985 г. совершена бысть книга сия Четвероблаговестник, зовомое Евангелие, в Богоспасаемом граде

Твери, при Благоверном великом князе Михаиле Борисовиче, замышлением и старанием боголюбиваго Вассиана, владыки Тверского, месяца Маия в 21 день, на память святаго равноапостола Константина и матери его Елены. Начало и конец о Христе. Аминь» [10]. Ныне книга находится в Национальном музее Республики Татарстан.

Вместе с Евангелием в Благовещенском соборе хранился рукописный устав монастырский, «приложенный в Спасскую обитель, - как значилось на его последнем листе, - многогрешным чернцем Архимандритом Варсонофием, что был игумен на Песноши» [11].

В 1567 г. Варсонофий был вызван в Москву и возведен в сан епископа Тверского. Однако в 1571 году он вернулся в Казань и удалился на покой в основанную им обитель, где 11 апреля 1576 г. скончался и был погребен, а в 1595 г. канонизирован.

Книжные собрания имелись и в других храмах Казани XVI века и последующего времени. Многие из них описаны в XIX - начале XX столетия. Однако отсутствие единой систематизированной описи затрудняет работу с данными материалом, который нуждается в пристальном изучении и введении в научный оборот. Об этом говорил еще в начале прошлого столетия казанский историк, доктор церковного права К.В. Xарлампович, словами которого мы завершим данную статью: «Наряду с исследованием вещественных памятников древности необходима регистрация литературных памятников. И здесь, начав с рукописей, хранящихся в церквах и монастырях, необходимо перейти к местным библиотекам, архивам, музеям, частным собраниям». Думается, что начинание казанских исследователей прошлого получит свое логическое продолжение.

Источники и литература

1. Богословский Г. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архипастырях. - Казань, 1892; Платон (Любарский). Сборник древностей Казанской епархии. - Казань, 1868; Малов Е. Исторические описания церквей г. Казани. Вып. 1. - Казань, 1884; Можаровский А.Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 год. - М., 1880; Елисеев Г. Жизнеописания святителей казанских и свияжских Гурия, Германа и Варсонофия. - Казань, 1847; Износков И.А Материалы для истории христианского просвещения инородцев Казанского края. - М., 1895; Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии. - Казань, 1888; Житие свт. Варсонофия, еп. Тверского: http://www.kazan.eparhia.ru/ mesyaceslov/varsanofii (16.01.2007); см. также Интернет-ресурсы Казанской епархии (http://www.kazan.eparhia.ru) и на сайте Русское Православие (http://www.ortho-rus.ru).

2. Артемьев А. Исторические рукописи библиотеки Императорского Казанского университета // Журнал Министерства народного просвещения. - 1854. - № 7 и 8. -С. 11.

3. Список с писцовой и межевой книг города Свияжска и уезда. Письма и межевания Никиты Васильевича Борисова и Дмитрия Андреев Кикина (1563 -1567). - Казань: Изд. Церков. ист.-археолог. об-ва Казан. епархии., 1909. - С. 40 - 42.

4. Там же. - С. 30.

5. См.: Поздеева И. В., Турилов А. А. Казань - один из центров раннего книгопечатания / / Гасырлар авазы = Эхо веков. - Казань, 1999. - № 3/4. - С. 265-273; Поздеева И. В., Турилов А. А. «Святые врата», раскрытые на Восток: (загадка раннего казанского книгопечатания) // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. -Белгород: ООО «Дизайн Центр И.К.С.», 1999. - С. 70-78; Поздеева И.В., Турилов А.А. «Тетради..., печатаны в Казане»: (к истории и предыстории казанской типографии XVI в.): [начало] / / Древняя Русь: вопросы медиевистики. - М.: Изд-во ООО «РФК-Имидж Лаб», 2001. - № 2 (4). - С. 37-49; Поздеева И.В., Турилов А.А. «Тетради., печатаны в Казане»: (к истории и предыстории казанской типографии XVI в.): [окончание] // Древняя Русь: вопросы медиевистики. - М., 2001. - № 3 (5). - С. 13-28; Григорьев Е.И. О некоторых спорных вопросах русского книгопечатания // Вестник

1. Bogoslovskij G. Kratkij istoricheskij ocherk Kazanskoj eparhii s prilozheniem biograficheskih svedenij o Kazanskih arhipastyrjah. - Kazan', 1892; Platon (Ljubarskij). Sbornik drevnostej Kazanskoj eparhii. - Kazan', 1868; Malov E. Istoricheskie opisanija cerkvej g. Kazani. Vyp. 1. - Kazan', 1884; Mozharovskij A.F. Izlozhenie hoda missionerskogo dela po prosveshheniju kazanskih inorodcev s 1552 po 1867 god. -M., 1880; Eliseev G. Zhizneopisanija svjatitelej kazanskih i svijazhskih Gurija, Germana i Varsonofja. - Kazan', 1847; Iznoskov I.A. Materialy dlja istorii hristianskogo prosveshhenija inorodcev Kazanskogo kraja. - M., 1895; Gortalov N. Kratkie biograficheskie svedenija ob ierarhah Kazanskoj eparhii. - Kazan', 1888; Zhitie svt. Varsonofija, ep. Tverskogo: http://www.kazan.eparhia.ru/ mesyaceslov/varsanofii (16.01.2007); sm. takzhe Internet-resursy Kazanskoj eparhii (http://www.kazan.eparhia.ru) i na sajte Russkoe Pravoslavie (http://www.ortho-rus.ru).

2. Artem'ev A. Istoricheskie rukopisi biblioteki Imperatorskogo Kazanskogo universiteta // Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshhenija. - 1854. - № 7 i 8. - S. 11.

3. Spisok s piscovoj i mezhevoj knig goroda Svijazhska i uezda. Pis'ma i mezhevanija Nikity Vasil'evicha Borisova i Dmitrija Andreev Kikina (1563 - 1567). - Kazan': Izd. Cerkov. ist.-arheolog. ob-va Kazan. eparhii., 1909. - S. 40 - 42.

4. Tam zhe. - S. 30.

5. Sm.: Pozdeeva I. V., Turilov A. A. Kazan' - odin iz centrov rannego knigopechatanija // Gasyrlar avazy = Jeho vekov. -Kazan', 1999. - № 3/4. - S. 265-273; Pozdeeva I. V., Turilov A. A. «Svjatye vrata», raskrytye na Vostok: (zagadka rannego kazanskogo knigopechatanija) // Nauchno-bogoslovskie trudy po problemam pravoslavnoj missii. - Belgorod: OOO «Dizajn Centr I.K.S.», 1999. - S. 70-78; Pozdeeva I.V., Turilov A.A. «Tetradi..., pechatany v Kazane»: (k istorii i predystorii kazanskoj tipografii XVI v.): [nachalo] // Drevnjaja Rus': voprosy medievistiki. - M. : Izd-vo OOO «RFK-Imidzh Lab», 2001. - № 2 (4). - S. 37-49; Pozdeeva I.V., Turilov A.A. «Tetradi., pechatany v Kazane»: (k istorii i predystorii kazanskoj tipografii XVI v.): [okonchanie] // Drevnjaja Rus': voprosy medievistiki. - M., 2001. - № 3 (5). - S. 13-28; Grigor'ev E.I. O nekotoryh spornyh voprosah russkogo knigopechatanija // Vestnik Rossijskoj Akademii nauk. - 2001. - T. 71, № 5. - S. 443-452; Grigor'ev E.I. O nekotoryh

Российской Академии наук. - 2001. - Т. 71, № 5. - С. 443-452; Григорьев Е.И. О некоторых спорных вопросах создания Лицевого летописного свода времен Ивана Грозного // Вестник Российской Академии наук. - 2002. - Т. 72, № 9; Григорьев Е.И. Училища, типографии и скриптории Казанского края XVI века как первые в России образовательные комплексы / / Структурно-функциональные и методические аспекты деятельности университетских комплексов: материалы Всерос. науч.-метод. конф., 28-30 мая 2002 г., Казань, Татарстан, Россия / МО РФ, КМ РТ, МО РТ, АН РТ, КГТУ и др. - Казань: «Бутлеров. сообщения», 2002. - С. 46-47; др.

6. Там же.

7. См.: Святители и чудотворцы Казанские свв. Гурий, Варсонофий и Герман. - Казань: Духов. семинария, 2005.

8. Слуховский М.И. Русская библиотека в XVI - XVII вв. - М., 1973. - С. 56.

9. Заринский П. Очерки древней Казани. - Казань, 1877. - См. с. 151-155.

10. Там же. - С. 119.

11. Елисеев Г. Жизнеописание святителей казанских и свияжских Гурия, Германа и Варсонофия. - Казань, 1847. -С. 56.

spornyh voprosah sozdanija Licevogo letopisnogo svoda vremen Ivana Groznogo // Vestnik Rossijskoj Akademii nauk. - 2002. - T. 72, № 9; Grigor'ev E.I. Uchilishha, tipografii i skriptorii Kazanskogo kraja XVI veka kak pervye v Rossii obrazovatel'nye kompleksy // Struktumo-funktionaTnye i metodicheskie aspekty dejatel'nosti universitetskih kompleksov: materialy Vseros. nauch.-metod. konf., 28-30 maja 2002 g., Kazan', Tatarstan, Rossija / MO RF, KM RT, MO RT, AN RT, KGTU i dr. - Kazan': «Butlerov. soobshhenija», 2002. - S. 46-47; dr.

6. Tam zhe.

7. Sm.: Svjatiteli i chudotvorcy Kazanskie svv. Gurij, Varsonofj i German. - Kazan': Duhov. seminarija, 2005.

8. Sluhovskij M.I. Russkaja biblioteka v HVI - HVII vv. - M., 1973. - S. 56.

9. Zarinskij P. Ocherki drevnej Kazani. - Kazan', 1877. - Sm. s. 151-155.

10. Tam zhe. - S. 119.

11. Eliseev G. Zhizneopisanie svjatitelej kazanskih i svijazhskih Gurija, Germana i Varsonofija. - Kazan', 1847. - S. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.