Научная статья на тему 'ПЕРВЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА«ДЕМОГРАФИЯ» В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ'

ПЕРВЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА«ДЕМОГРАФИЯ» В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / РЕГИОН / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Строева Галина Николаевна, Телушкина Елизавета Николаевна

В статье рассматриваются первые итоги реализации национального проекта «Демография» в Хабаровском крае, проведен анализ степени соответствия планируемых и фактически достигнутых показателей. Оценка современной ситуации в сфере демографического развития в Хабаровском крае обусловливает важность реализации данного проекта. Для Хабаровского края вопросы воспроизводства населения соответствующего количества и качества стоят в числе первоочередных и актуальность их только возрастает со временем. Из-за высокой смертности населения трудоспособного возраста и оттока трудоспособного населения в другие регионы страны экономика Хабаровского края развивается недостаточно быстрыми темпами. Снижению естественного прироста населения способствует и устойчивая тенденция сокращения численности женщин репродуктивного возраста. Национальный проект «Демография» должен обеспечить сохранение населения. Выявлен ряд проблем, которые не позволяют сделать национальные проекты эффективным инструментом государственного управления. Так, в паспортах федеральных и региональных проектов (в редакции 2020 г.) не указаны их цели, а предложенные показатели не позволяют однозначно оценить степень достижения национальных целей. Реалистичность и обоснованность контрольных цифр вызывают сомнения. В федеральных и региональных проектах по одинаковым направлениям используются различные по составу и числу наборы показателей. Анализ выявленных проблем реализации национального проекта «Демография» требует разработки и обоснования дополнительных мероприятий как на федеральном, так и на региональном уровнях, подкрепленных соответствующим финансированием из федерального бюджета. Даны предложения по совершенствованию методики разработки проектов в сфере демографического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Строева Галина Николаевна, Телушкина Елизавета Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST RESULTS OF IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT «DEMOGRAPHY» IN THE KHABAROVSK TERRITORY

The article discusses the first results of implementation of the national project «Demography» in the Khabarovsk territory, analyzes the degree of compliance of the planned and actually achieved indicators. Assessment of the current situation in the fi of demographic development in the Khabarovsk territory determines the importance of implementation of this project. For the Khabarovsk territory, the issues of reproduction of the population of the appropriate quantity and quality are among the top priorities and their relevance only increases with time. Due to the high mortality rate of the working-age population and the outfl of working-age population to other regions of the country, the economy of the Khabarovsk territory is not developing fast enough. The steady decline in the number of women of reproductive age also contributes to the decrease in natural population growth. The national project «Demography» should ensure the preservation of the population. A number of problems have been identified that do not allow making national projects an effective tool of public administration. Thus, the passports of federal and regional projects, as amended in 2020, do not specify their goals, and the proposed indicators do not allow us to unambiguously assess the degree of achievement of national goals. The realism and validity of the control figures are questionable. Federal and regional projects in the same areas use different sets of indicators in terms of composition and number. The analysis of the identifi problems in the implementation of the national project «Demography» requires the development and justification of additional measures, both at the federal and regional levels, supported by appropriate funding from the federal budget. Suggestions are given to improve the methodology for developing projects in the fi of demographic development.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА«ДЕМОГРАФИЯ» В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ»

Научная статья УДК 314.15(571.62)

^1:10.22394/1818-4049-2021-97-4-82-98

Первые итоги реализации национального проекта «Демография» в Хабаровском крае

Галина Николаевна Строева1, Елизавета Николаевна Телушкина2

1,2Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия

^^о@таД.ги

2^1е]@гатЬ1ег.ги

Аннотация. В статье рассматриваются первые итоги реализации национального проекта «Демография» в Хабаровском крае, проведен анализ степени соответствия планируемых и фактически достигнутых показателей. Оценка современной ситуации в сфере демографического развития в Хабаровском крае обусловливает важность реализации данного проекта. Для Хабаровского края вопросы воспроизводства населения соответствующего количества и качества стоят в числе первоочередных и актуальность их только возрастает со временем Из-за высокой смертности населения трудоспособного возраста и оттока трудоспособного населения в другие регионы страны экономика Хабаровского края развивается недостаточно быстрыми темпами. Снижению естественного прироста населения способствует и устойчивая тенденция сокращения численности женщин репродуктивного возраста. Национальный проект «Демография> должен обеспечить сохранение населения. Выявлен ряд проблем, которые не позволяют сделать национальные проекты эффективным, инструментом государственного управления. Так, в паспортах федеральных и региональных проектов (в редакции 2020 г.) не указаны их цели, а предложенные показатели не позволяют однозначно оценить степень достижения национальных целей. Реалистичность и обоснованность контрольных цифр вызывают сомнения. В федеральных и региональных проектах по одинаковым направлениям используются различные по составу и числу наборы показателей. Анализ выявленных проблем реализации национального проекта «Демография» требует разработки и обоснования дополнительных мероприятий как на федеральном, так и на региональном уровнях, подкрепленных соответствующим финансированием из федерального бюджета. Даны предложения по совершенствованию методики разработки проектов в сфере демографического развития.

Ключевые слова: демография, регион, национальный проект, федеральный проект, региональный проект, государственная программа, уровень жизни

Для цитирования: Строева Г. Н., Телушкина Е. Н. Первые итоги реализации национального проекта «Демография» в Хабаровском крае // Власть и управление на Востоке России. 2021. № 4 (97). С. 82-98. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2021-97-4-82-98

First results of implementation of the national project «Demography» in the Khabarovsk territory

Galina N. Stroeva1 Elizaveta N. Telushkina2

1,2The Pacific State University, Khabarovsk, Russia

1gstro@mail.ru

2liztel@rambler.ru

Abstract. The article discusses the first results of implementation of the national project «Demography» in the Khabarovsk territory, analyzes the degree of compliance of the planned and actually achieved indicators. Assessment of the current situation in the field of demographic development in the Khabarovsk territory determines the importance of implementation of this project. For the Khabarovsk territory, the issues of reproduction of the population of the appropriate quantity and quality are among the top priorities and their relevance only increases with time. Due to the high mortality rate of the working-age population and the outflow of working-age population to other regions of the country, the economy of the Khabarovsk territory is not developing fast enough. The steady decline in the number of women of reproductive age also contributes to the decrease in natural population growth. The national project «Demography» should ensure the preservation of the population. A number of problems have been identified that do not allow making national projects an effective tool of public administration. Thus, the passports of federal and regional projects, as amended in 2020, do not specify their goals, and the proposed indicators do not allow us to unambiguously assess the degree of achievement of national goals. The realism and validity of the control figures are questionable. Federal and regional projects in the same areas use different sets of indicators in terms of composition and number. The analysis of the identified problems in the implementation of the national project «Demography» requires the development and justification of additional measures, both at the federal and regional levels, supported by appropriate funding from the federal budget. Suggestions are given to improve the methodology for developing projects in the field of demographic development.

Keywords: demography, region, national project, federal project, regional project, state program, standard of living

For citation: Stroeva G. N., Telushkina E. N. First results of implementation of the national project «Demography» in the Khabarovsk territory / / Power and Administration in the East of Russia. 2021. No. 4 (97). Pp. 82-98. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2021-97-4-82-98

Введение. Современная Россия - это страна, обладающая самой большой территорией в мире, но находящаяся только на девятом месте среди всех стран мира по численности населения. По данным Росстата, начиная с 1991 г., численность населения страны в результате естественной убыли сократилась на 14 569,8 тыс. человек. В течение многих лет эти потери населения перекрывались за счет прито-

ка мигрантов, а в 2013-2015 г. даже имел место естественный прирост населения, составивший за три года всего 86 387 человек. В основном благодаря миграционному приросту численность населения России течение 2010-2017 гг. хотя и незначительно, но росла. За последние три года численность постоянного населения страны сократилось на 709,5 тыс. человек1. Остановить процесс дальнейшего

1 Регионы России. Социально-экономические показатели 2002, 2020. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/210/document/13204

сокращения численности населения и наращивать собственный человеческий потенциал страны можно только путем принятия действенных мер по увеличению рождаемости и снижению смертности населения.

С целью преодоления демографического кризиса 09.10.2007 г. Указом Президента РФ № 1351 была утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». В этом документе сформулированы основные причины неблагоприятной демографической ситуации в стране, определены цели и задачи демографической политики России. Указом Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. обозначены национальные цели до 2024 г., в том числе и в области демографического развития страны2. Достижение национальных целей должно обеспечиваться путем реализации национальных проектов, один из которых «Демография».

Российские регионы из-за различий в экономико-географическом положении и уровне социально-экономического развития находятся в разных стартовых условиях и имеют различные возможности по достижению целевых показателей национальных проектов. У субъектов РФ есть возможности вносить в национальные проекты детализированные корректировки, учитывающие региональные особенности [Костюков, Свечинская, 2020. С. 133]. Поэтому очень важно проводить постоянный мониторинг реализации нацпроектов и государственных программ в регионах.

Различные аспекты разработки и реализации национальных проектов (далее - нацпроект или НП), федеральных проектов (далее - ФП), региональных проектов (далее - РП) и государственных программ (далее - ГП) в Российской Федерации находят отражение в научной литературе. О значимости национальных проектов как инструмента управления экономикой и социальной сферой, а также об особенностях формирования и реализации регионального «среза» на-

ционального проектирования говорится в работе Бухвальда Е. М. и Иванова О. Б. Авторы отмечают, что одни регионы разрабатывают региональные проекты, полностью воспроизводя структуру федеральных проектов. В других регионах полной «проекции» федеральных проектов на региональный уровень нет, их участие в проектной деятельности носит селективный характер [Бухвальд, Иванов, 2019. С. 45].

О важности точности определения стартовых значений целевых показателей при разработке нацпроектов для обеспечения достижения запланированных значений говорится в работе Романова В. Г. и Романовой И. В. Авторы считают, что при сложившейся практике определения стартовых позиций повысить значение суммарного коэффициента рождаемости до установленного в нацпроекте уровня 1,7%о будет крайне сложно [Романов, Романова, 2019. С. 81]. Анализ методологических и организационных недостатков разработки национальных проектов проведен сотрудниками института народнохозяйственного прогнозирования РАН [Бондарева, Комков, 2019. С. 369-379].

Ряд работ посвящен оценке первых итогов и анализу особенностей реализации нацпроекта «Демография» в субъектах РФ [Позубенкова, 2020; Костюков, Свечинская, 2020].

Цель данной работы - провести анализ реализации нацпроекта «Демография» в Хабаровском крае за 2019-2020 гг., оценить его влияние на изменение демографической ситуации в регионе.

При выполнении исследования использовались методы системного и сравнительного анализа.

Информационная база. Указом Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. были обозначены национальные цели демографического развития страны до 2024 г. (обеспечить устойчивый естественный рост численности населения и повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет) и целевые индикаторы (ожидаемая продолжительность

2 «О национальных; целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президент.а РФ от 7мая 2018 года № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027

здоровой жизни - 67 лет; суммарный коэффициент рождаемости - 1,7 рождений на одну женщину)3.

Однако уже через год после начала реализации нацпроектов стало понятно, что поставленных целей вряд ли удастся достигнуть к 2024 г. Поэтому 21.07.2020 Президентом РФ был подписан новый Указ, в котором в качестве одной из национальных целей развития страны до 2030 г. определено сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Для оценки достижения данной цели установлены следующие показатели: устойчивый рост численности населения РФ; ожидаемая продолжительность жизни (78 лет); доля граждан систематически занимающихся физической культурой и спортом (70%); снижение уровня бедности по сравнению с показателем 2017 г. в два раза4.

Цели и задачи нацпроектов выполняются через реализацию федеральных и региональных проектов. В свою очередь, федеральные и региональные проекты реализуются как составляющие части государственных программ. Причем, очень часто реализация одного проекта проходит в рамках нескольких программ. Это объясняется тем, что государственные программы разрабатываются по отраслевому принципу, а национальные проекты призваны решать вполне определенные, четко обозначенные цели. К числу таких проектов относится и нацпроект «Демография», мероприятия которого реализуются в рамках государственных программ развития социальной сферы, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, развития рынка труда [Ярёменко, 2019. С. 35-36].

Нацпроект «Демография» включает пять федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья», «Спорт - норма жизни». Боль-

шинство регионов реализуют региональные проекты по этим пяти направлениям. В Хабаровском крае названия региональных проектов полностью соответствуют названиям федеральных проектов.

Демографическая ситуация в Хабаровском крае. На протяжении многих десятилетий демографическая ситуация в Хабаровском крае также как и в других субъектах РФ, входящих в Дальневосточный федеральный округ, продолжает оставаться достаточно сложной. За десять лет, прошедших с 2010 г., численность населения края сократилась на 47 760 человек (с 1 342 887 человек на начало 2011 г. до 1 301 127 человек на начало 2021 г.). В течение 2012-2016 гг. в регионе происходил естественный прирост населения, однако его величина была значительно меньше миграционной убыли населения.

Величина суммарного коэффициента рождаемости в Хабаровском крае на протяжении всех десяти лет была, хотя и незначительно, но выше, чем в среднем по стране, и ниже, чем в среднем по Дальневосточному федеральному округу. Рост данного показателя отмечался до 2015 г., когда было достигнуто его максимальное значение (1,85 детей на одну женщину). Для сравнения, в среднем по России в 2015 г. родилось 1,78 детей на одну женщцну, а по ДФО - 1,89. Начиная с 2016 г. значение суммарного коэффициента рождаемости стало сокращаться и в 2020 г. всего на 0,02 превысило уровень 2011 г. (табл. 1).

В течение 2011-2018 гг. для Хабаровского края было характерно стабильное снижение численности умерших (с 19 509 чел. в 2011 г. до 17 005 чел. в 2018 г.). Но в 2019 г. в крае умерло 17 551 человек, в 2020 г. - 20 448 человек5. Значения общих коэффициентов рождаемости и смертности в крае хуже среднероссийских показателей. Особую озабоченность вызывает

3 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента РФ от 7мая 2018 года № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027 (дата обращения 25.11.2021).

4 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Указ Президента Россий-ской Федерации от 21.07.2020 № 474. URL: http://www.consutarii.ru/law/hotdocs/63714. html/ (дата обращения 25.11.2021).

5 Рождаемость, смертность и естественный прирост населения. URL: https://www.jedstat.ru/ indicator/31617 (дата обращения 25.11.2021).

смертность населения трудоспособного возраста. Сокращение численности населения трудоспособного возраста приводит к возникновению дефицита рабочей силы, что, в свою очередь, является фактором, сдерживающим экономическое развитие региона. Несмотря на существенное сокращение смертности населения трудоспособного возраста с 2011 г. по 2018 г. его величина превышала средние значения по России и ДФО. Ко-ронавирусная инфекция СОУГО-19 стала основной причиной резкого увеличения смертности населения в 2020 гг.

Основная причина сокращения численности населения Хабаровского края - миграционный отток жителей края в

другие регионы страны и зарубежные страны [Грицко, Поливаева, 2020. С. 50]. Миграционный прирост населения имел место лишь однажды (в 2011 г.). Минимальные потери края в миграционном обмене составили в 2012 г. (каждые 10 000 населения сократились на 4 человека), максимальные - в 2018 г. (на 37 человек сократились каждые 10 000 населения).

В миграционном обмене с другими регионами страны Хабаровский край постоянно теряет свое население. В течение всего анализируемого периода регион ни разу не имел миграционного прироста населения за счет межрегиональной миграции. По величине коэффициента межрегионального миграционного прироста

Таблица 1

Показатели изменения численности населения Хабаровского края

в 2011-2020 гг., человек

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Абсолютное изменение -412 -392 -2171 -1607 -3753 -1258 -4992 -6829 -5830 -14516

Естественный прирост -2254 139 804 928 1174 328 -1302 -1898 -3119 -7162

Миграционный прирост 1842 -531 -2975 -2535 -4927 -1586 -3690 -4931 -2711 -7354

Суммарный коэффициент рождаемости (число детей на 1 женщину) 1,57 1,7 1,74 1,79 1,85 1,78 1,64 1,6 1,59 1,59

Коэффициент межрегионального миграционного прироста, на 10000 населения -0,5 -35,5 -19,7 -43,8 -51,2 -33,4 -31,2 -31,5 -24,8 -40,7

Смертность населения трудоспособного возраста, на 100000 чел. 791,3 718,9 669,9 689,4 648,8 645,4 603,3 600,2 607,1 647,6

Общий коэффициент смертности, %о 14,5 13,6 13,3 13,3 13,4 13,1 13,0 12,8 13,3 15,6

Общий коэффициент рождаемости, % 12,9 13,8 13,9 14,0 14,3 13,4 12,0 11,4 10,9 10,6

Источник: составлено авторами6

6 Бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации». иЯЬ: https://rosstat.gov. ги/]ЪШег/11110/д.оситеп1/13283; Коэффициент межрегиональной (внутренней) миграции на 10000 населения. Витрина статистических данных иЯЬ: https://shюudcta.gks.ru/report/274822/; Суммарный коэффициент рождаемости. ЕМИСС: иЯЬ: Mtps://u)uu.jedstat.ru/imJdicator/31517. Смертность населе-ния трудоспособного возраста (на 100 тыс. населения) ЕМИСС: иЯЬ: https://uuu.jedstcct.ru/ mdicctor/59267(дата обращения 30.11.2021).

населения (Кмпр), исчисляемого отношением межрегионального миграционного прироста к среднегодовой численности населения, все регионы страны могут быть разделены на 6 групп: активные, умеренные и слабые реципиенты (3 группы) или доноры (3 группы) [Кельник, 2008. С. 41]. Хабаровский край по величине данного коэффициента, рассчитанного на 10 000 населения, в течение восьми лет входил в группу регионов «слабые доноры» (- 43 < Кмпр < 0), а в 2014 и 2015 гг. - в группу «умеренные доноры» (- 86 < Кмпр < - 43).

Потери населения края в межрегиональном обмене частично компенсируются за счет притока мигрантов из зарубежных стран, преимущественно из стран СНГ. Увеличению притока мигрантов из стран СНГ в определенной степени способствовала реализация государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом»7. Отрицательное сальдо международной миграции Хабаровский край имел в 2013 г. (-337 человек), 2018 г. (-761 человек) и 2020 г. (-2 032 человек). Введение карантинных мер в связи с СОУГО-19 стало основной причиной потерь населения региона в международном обмене.

Возможности территории к воспроизводству населения во многом определяются гендерной структурой населения и численностью женщин репродуктивного возраста. В зависимости от способности женского организма к деторождению в возрастном цикле женщин выделяют репродуктивный период, когда у них рождается наибольшее число детей. Всемирная организация здравоохранения таким периодом считает возраст от 15 до 55 лет, в российской статистической практике это период - от 15 до 49 лет.

Гендерная структура населения Ха-

баровского края отличается неоднородностью по разным возрастным группам. Если для всего населения края в целом характерно преобладание женского населения над мужским (в среднем за 10 лет на 1 000 мужчин приходилось 1 098 женщин), то в возрастной группе 15-49 лет отмечается перевес мужского населения над женским (на 1 000 женщин приходилось в среднем 1 073 мужчины).

Динамика численности мужчин и женщин репродуктивного возраста характеризуется устойчивой тенденцией сокращения. При этом ежегодные темпы сокращения численности женщин данного возраста в Хабаровском крае превышают темпы сокращения численности мужчин. За последние десять лет численность женщин в возрасте 15-49 лет сократилась на 41 135 чел. (с 350 080 на 01.01.2012 г. до 308 945 на 01.01.2021 г.), а мужчин - на 35 458 чел. (с 369 752 на 01.01.2012 г. до 334 294 на 01.01.2021 г.). Численность женщин 25-29 лет уменьшилась на 33,5% (с 58 622 на 01.01.2012 г. до 39 003 на 01.01.2021 г.)8.

За 2019 г. численность женщин 1549 лет сократилась на 3 794 человек, а за 2020 г. - на 5 727 человек. Основная причина такого сокращения численности женщин - миграция. За 2020 г. край потерял в миграционном обмене с другими регионами России и зарубежными странами 3 435 женщин (1 999 из них возрасте 15-49 лет), а за 2019 г. - 1 896 женщину (1 025 из них возрасте 15-49 лет). Важно отметить, что в миграционной убыли женщин в течение этих двух лет преобладают женщины 15-49 лет. Их доля от общей убыли женщин в результате миграции составила 54,06% в 2019 г. и 58,20% в 2020 г.9

Самым репродуктивным возрастом у женщин Хабаровского края является возраст от 25 до 34 лет. Наибольший вклад

7 О государственной программе Хабаровского края «Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом»: постановление Правительства Хабаровского края от 25 октября 2013 г. N 355-пр. иЯЬ: https://www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Proekty/Gosudarstvennye-celevye-programmy/51198 (дата обращения 30.11.2021).

8 Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту. ЦВ.Ь: https://rosstat.gov.ru/ compendium/document/13284 (дата обращения 30.11.2021).

9 Миграционный прирост населения по полу, возрасту и потокам передвижения. Витрина статистических дан-ных иВ.Ь: https://showdatcL.gks.ru/report/278004/ (дата обращения 30.11.2021).

в общую рождаемость вносят женщины 25-29 лет. В течение последнего десятилетия отмечается снижение рождаемости у женщин 15-25 лет. Наибольшее значение суммарного коэффициента рождаемости было достигнуто в 2015 г. (1,85 рождений на одну женщину), тогда же отмечается всплеск рождаемости у женщин трех возрастных групп, вошедших в интервал от 25 до 39 лет (рис. 1).

В Хабаровском крае также, как и в других регионах России, наблюдается постепенное смещение возраста, в котором происходят первые роды, в сторону увеличения. Еще в начале 90-х годов прошлого века женщин, рожавших первого ребенка в возрасте старше 24 лет, официальная медицина считала ста-рородящими, затем так стали называть женщин старше 28 лет. Сейчас используется термин «возрастные первородящие», таковыми считают женщин старше 35 лет. Трансформация репродуктивного поведения российских женщин объясняется изменениями жизненных целей и установок. У современных молодых женщин доминируют такие ценности, как получение образования, самореализация, карьерный рост, материальное благополучие, путешествия и многое другое. Поэтому рождение детей переносится на более позднее время.

Сокращение численности женщин активного детородного возраста названо в отчетах о реализации региональных проектов Хабаровского края в качестве причины недостижения запланированных значений показателей рождаемости в 2019 и 2020 гг. (табл. 2).

Величина возрастных коэффициентов рождаемости определяется двумя параметрами: численностью женщин детородного возраста и числом родившихся живыми. В течение первых пяти лет анализируемого периода число родившихся живыми в Хабаровском крае постепенно росло (с 17 255 чел. в 2011 г. до 19 085 чел. в 2015 г.), а затем с 2016 г. начался устойчивый процесс снижения величины данного показателя (в среднем на 6,3% ежегодно). Численность женщин детородного возраста в течение всех 10 лет сокращалась ежегодно в среднем на 1,38%. Число родившихся в 2019 г. снизилось на 4,5%, в 2020 г. - на 4,3%, женщин 15-49 лет за это время стало меньше на 1,2 и 1,5% соответственно. Темпы сокращения числа родившихся живыми опережают темпы снижения численности женщин. А в 2012-2015 гг. число родившихся росло при уменьшении численности женщин. Если вспомнить, что возрастные коэффициенты рождаемости исчисляются отношением числа родив-

Рис. 1. Возрастные коэффициенты рождаемости в Хабаровском крае

в 2011, 2015 и 2019 гг.10

10 Построено по: Хабаровский край. Статистический ежегодник. URL: https://habstat.gks.ru/ folder/66942 (дата обращения 30.11.2021).

шихся у женщин определенной возрастной группы к среднегодовой численности женщин этой группы, то напрашивается вывод: основная причина недостижимости проектных показателей - снижение числа родившихся живыми.

На величину показателя «число родившихся живыми» оказывают влияние различные факторы. К основным из них можно отнести состояние репродуктивного здоровья женщин и мужчин, прерывание беременности, качество работы родовспомогательных учреждений. Бесплодие женщин и мужчин - это серьезная медико-демографическая проблема, с ко-

торой в разной степени столкнулись все регионы России.

Для оценки качества работы родовспомогательных учреждений используются показатели материнской и перинатальной смертности. Показатель материнской смертности дает представление о том, сколько женщин умирает от осложнений беременности, родов и послеродового периода. Коэффициент перинатальной смертности характеризует долю мертворожденных и умерших в возрасте до 7 дней в общей численности всех родившихся.

Одна из основных причин женского

Таблица2

Показатели регионального проекта Хабаровского края «Финансовая поддержка семей при рождении детей»

Показатель 2019 2020

план факт % выполнения план факт % выполнения

1. Реализация РП в рамках ГП «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края»11

1. Коэффициентрождаемостив возрастной группе 25-29 лет (число родившихся на 1 000 женщин соответствующего возраста) 97,8 92,05 94,12 94,0 90,3 96,06

2. Коэффициентрождаемостив возрастной группе 30-34 года (число родившихся на 1 000 женщин соответствующего возраста) 86,2 77,94 90,42 80,30 72,80 90,66

3. Суммарный коэффициент рождаемости, число детей, рожденных одной женщиной на протяжении всего репродуктивного периода (15-49 лет) (единиц) 1,87 1,587 84,86 1,616 1,546 95,67

Реализация РП в рамках ГП «Развитие здравоохранения Хабаровского края»12

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 69,63 70,28 100,93 72,2 69,96 96,89

2. Количество циклов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), выполненных семьям, страдающим бесплодием, за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования, тыс. человек* 0,9 1,329 147,7 1,3 1,3 103,6

*РП «Поддержка семей с детьми» предусмотрено проведение 1300 циклов ЭКО. В 2020 г. в ГП количество циклов ЭКО приведено в соответствие с РП.

11 Отчет о ходе реализации программы «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края»» за 2019 год, 2020 год ЦВ.Ь: https://www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Proekty/Gosudarstvenniie-celevye-programmy/168 (дата обращения 30.11.2021).

12 Отчет о ходе реализации программы «Развитие здравоохранения Хабаровского края» за 2019 год, 2020 год ЦВ.Ь: https:/ /wuw.khcbkrci.ш/khcbcrovsk-krci/Proekty/Gosudarstvenrlye-celevye-programmy/164 (дата обра-щения 30.11.2021).

бесплодия - аборты. Несмотря на то, что в течение последних шести лет общее число абортов сократилось, на каждые 100 родов в Хабаровском крае приходилось в среднем 62 аборта. Это в 1,4 раза выше, чем среднем по России (табл. 3).

В последнее время во многих странах мира, в том числе и в России, получила распространение идеология чайлдфри. Приверженцы данной идеологии заявляют о своей неготовности к рождению детей.

Простое воспроизводство населения территории возможно только при условии, что величина суммарного коэффициента рождаемости составит 2,15 детей на 1 женшцну. Достичь такого значения коэффициента возможно только путем кратного увеличения числа многодетных семей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число нетрудоспособных членов семьи, в первую очередь тех, кто не участвует в формировании семейного дохода, относится к факторам, дифференцирующим население по величине среднедушевых денежных доходов. Все выплаты социального характера, в том числе и пособия на детей, считаются факторами, нивелирующими разрыв в

доходах населения.

Уходя в декретный отпуск, женщины теряют около 60% своей заработной платы, так как размер пособия, выплачиваемого по уходу за ребенком до 1,5 лет, составляет 40% от среднего заработка. При этом на законодательном уровне установлен минимальный и максимальный размер данного пособия. До достижения ребенком трехлетнего возраста женщина получает ежемесячное пособие, размер которого равен прожиточному минимуму. Рождение второго и следующих детей приводит к еще большему снижению среднедушевого денежного дохода семьи.

Малообеспеченным семьям с детьми государством оказывается финансовая помощь. Размер социальных выплат семьям, имеющим детей, зависит от среднедушевого дохода семьи и величины прожиточного минимума, установленного в регионе. Выплаты материнского капитала оказывают влияние на решение семей о рождении второго и последующих детей и способствуют увеличению числа многодетных семей. На рис. 2 видно, что в Хабаровском крае стабильно сокраща-

Таблица3

Показатели естественного движения населения Хабаровского края

в 2011-2020 гг.

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Общий коэффициент

брачности, на 1000 чел.

населения 10,2 9,9 9,7 9,4 8,7 7,7 7,8 6,6 7,4 6,3

Общий коэффициент

разводимости, на 1000

чел. населения 6 5,9 6,1 6,2 5,4 5,2 5,2 5 5,2 4,8

Материнская смерт-

ность, на 100000 родив-

шихся живыми 5,8 5,4 10,7 5,3 21,0 5,6 6,3 6,6 6,9 14,5

Коэффициент перина-

тальной смертности, на

1000 родившихся живыми и мертвыми 10,19 12,90 11,95 9,25 9,51 11,21 11,52 7,37 7,36 6,84

Мертворожденные, на

1000 родившихся жи-

выми и мертвыми 6,45 7,90 8,49 7,03 7,90 9,33 10,09 6,58 6,88 5,83

Число абортов на 100

родов 97 88 78 73 61 62 68 61 61 57

Источник: Естественное движение населения Российской Федерации -2011-2020гг. URL: https://rosstatgov.ru/folder/11110/document/13269. Демографический ежегодник России 2019 URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения 30.11.2021).

ется число рождений первенцев, их доля в общем числе родившихся сократилась с 42,6% в 2015 г. до 37,6% в 2018 г.

Среди малоимущего населения преобладают семьи с детьми до 18 лет. В Хабаровском крае их доля в 2015-2019 гг. превышала 73%. Максимальное значение составило 87,2% в 2019. Благодаря финансовой поддержке, оказываемой государством семьям с детьми, доля бедного населения в крае сократилась с 14,1% в 2015 г. до 12,0% в 2020 г. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Хабаровском крае в среднем на 6,5 п.п. ниже, чем в среднем по ДФО, и на 0,1п.п. ниже, чем в среднем по России.

Номинальные денежные доходы населения ежегодно растут, однако темпы роста реальных денежных доходов населения Хабаровского края отстают от темпов роста цен (табл. 4).

Выполнение основного мероприятия ГП «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края» - «Реализация РП «Финансовая поддержка семей при рождении детей» - должно обеспечить соци-

альную и экономическую устойчивость семьи, снижение семейного неблагополучия, стимулирование рождаемости. В рамках данного мероприятия жителям края были осуществлены следующие вы-платы13:

- ежемесячные денежные выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей получили 11 456 семей за 2019 г. (общая сумма 1 699,7 млн рублей) и 11 402 семьи за 2020 г. (общая сумма1 832,7 млн рублей) (размер выплаты вырос с 14 158 до 15 248 рублей в месяц). План выполнен на 100%;

- ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка получили 3 829 семей в 2019 г. (общая сумма 640,2 млн рублей) и 9 963 семьи в 2020 г. (общая сумма 1 546,8 млн рублей) (размер выплаты вырос с 14 051 до 15 181 рублей в месяц). План выполнен в полном объеме;

- единовременные денежные выплаты при рождении первого ребенка произведены на 4 095 детей в 2019 г. (сумма составила 112,17 млн рублей) и на 4 201 ребенка в 2020 г. (сумма составила

Рис. 2. Динамика родившихся живыми в Хабаровском крае по очередности рождения в 2015-2018 гг.14

13 Отчет о ходе реализации программы «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края»> за 2019 год, 2020 год URL: https://www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Proekty/Gosudarstvennye-celevye-programmy/168 (дата обращения 30.11.2021).

14 Построено по: Демографический ежегодник России 2019. URL: hltps://gks.ru/bgd/regl/B19_16/ Main.hlm (дата обращения 30.11.2021).

Источник: составлено авторами по: Регионы России. Социально-экономические показатели - 2020 г. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm. Социально-экономические индикаторы бедности в 2013-2020 гг. URL: https://rosstat.gov.ru/ compendium/document/13293. Хабаровский край. Статистический ежегодник URL: https://habstat.gks.ru/folder/66942 (дата обращения 30.11.2021).

Таблица 4

Отдельные показатели уровня жизни населения Хабаровского края

в 2015-2020 гг.

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % 14,1 13,0 12,5 12,2 12,2 12,0

Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году 97,4 95,5 97,8 101,5 100,7 96,2

Реальный размер назначенных пенсий, в % к предыдущему году 97,3 101,0 97,0**) 104,2 100,2 102,0

Индекс потребительских цен, % 113,1 106,1 102,6 104,0 104,2 104,9

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет*, руб.

по уходу за первым ребенком 2718,3 2908,6 2908,6 3065,7 3142,4 3227,5

по уходу за вторым и последующими детьми 5436,7 5817,2 5817,2 6131,4 6284,7 6554,9

* Без районных коэффициентов.

** Не включая единовременную денежную выплату.

127,8 млн рублей) (размер выплаты вырос с 28 102 до 30 362 рублей). В 2019 г. неосвоенными остались 54,4 млн рублей, так как семьи, у которых дети родились в декабре 2019 г. решили оформить эту выплату в 2020 г. и получить ее в повышенном размере;

- средствами регионального (семейного) капитала распорядились 544 семьи в 2019 г. (размер капитала при рождении второго ребенка составил 135 907,8 рублей) и 1 228 семьей в 2020 г. (размер капитала при рождении второго ребенка составил 184 985,1 рублей). Не были освоены 219,6 млн рублей.

Материальное благополучие семьи определяется занятостью супругов и размером получаемых ими доходов, поэтому очень важно, чтобы рынок труда обеспечивал предложение рабочих мест как для мужчин, так и для женщин [Зайцева, Гончарова, 2019. С. 980]. Уровень безработицы женщин в Хабаровском крае в

2015-2018 гг. был, хотя и незначительно, но ниже уровня безработицы мужчин, а в 2019 г. он составил 3,8%, как у мужчин, так и у женщин.

Благодаря реализации РП «Содействие занятости» уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста вырос с 72,6% в 2019 г. до 73% в 2020 г., однако запланированное значение в 73,5% не было достигнуто из-за приостановки деятельности значительной части предприятий и организаций, вызванной проведением противоэпидемических мероприятий. План по профессиональной подготовке и переобучению таких женщин в 2020 г. перевыполнен на 1,05%15.

Результатом реализации ГП «Развитие образования в Хабаровском крае» стало завершение в 2019 г. строительства четырех детских садов (три в г. Хабаровск и один п. Дормидонтовка Вяземского района). Это способствовало тому, что в 2020 г. дошкольное образование стало

15 Отчет о ходе реализации государственной программы Хабаровского края «Развитие рынка труда и содей-ствие занятости населения Хабаровского края» в 2020 году. URL: https://u)u)u).khabkrai.ru/ khabarovsk-krai/Proekty/Gosudarstvennye-celevye-programmy/171 (дата обращения 30.11.2021).

доступным для всех детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет16.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - это один из основных показателей, положенных в основу определения индекса человеческого развития - интегрального показателя, используемого для оценки уровня жизни населения. Долголетие населения определяется различными факторами: генетикой; уровнем развития здравоохранения; экологией и состоянием окружающей среды; уровнем образования, образом и стилем жизни, которые, в свою очередь, зависят от уровня благосостояния. Поэтому ожидаемая продолжительность жизни при рождении широко используется при проведении международных и межрегиональных сравнений, а также в стратегическом планировании социально-экономического развития территории [Шпакова, 2021. С. 168].

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Хабаровском крае стабильно увеличивалась до 2018 г. (с 66 лет в 2011 г. до 70,19 лет в 2018 г.). Но в 2019 г. она сократилась до 70,05 лет, а в 2020 г. составила только 68,61 лет. Величина данного показателя по России в среднем на 3 года выше, чем в Хабаровском крае, что отчасти можно объяснить стремлением жителей края, достигших пенсионного возраста, переехать в западные регионы страны с более благоприятными природно-климатическими условиями. Снижение продолжительности жизни населения в регионе также связано с коронавирусной инфекцией СОУШ-19, от которой умирают в первую очередь люди старших возрастных групп (около 80% от общего числа умерших от данного заболевания).

Одним из факторов, влияющих на продолжительность жизни человека, является образ жизни, который он ведет. Цель РП Хабаровского края «Укрепление общественного здоровья» - увеличить долю лиц, ведущих здоровый образ жиз-

ни. Реализация данного проекта характеризуется низким уровнем достижимости целевых индикаторов. За два года на 100% был выполнен только показатель продаж алкогольной продукции на душу населения в 2019 г. Особую озабоченность вызывает недостижимость запланированных значений по показателям смертности женщцн 16-54 лет (97% в 2019 г. и 88,6% в 2020 г.) и мужчин 16-59 лет (92,3% в 2019 г. и 82,5% в 2020 г.)17. Приостановление из-за пандемии проведения профилактических медицинских осмотров, позволявших выявлять на ранней стадии многие заболевания (в первую очередь онкологические и сердечнососудистой системы), стало одной из причин увеличения смертности населения.

В 2020 г. Хабаровский край вошел в число «пилотных» регионов, где реализуются мероприятия проекта «Укрепление общественного здоровья». Благодаря реализации данного проекта в крае создана система мониторинга структуры и качества питания жителей.

В числе мероприятий РП «Старшее поколение» - работа мобильных бригад для доставки пожилых сельских жителей на плановую диспансеризацию в районные поликлиники, медицинских работников на дом к пожилым гражданам, создание системы долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами. Такие конкретные мероприятия показывают жителям края важность и нужность реализации национальных проектов, которые направлены на сохранение здоровья и благополучия граждан страны.

Изменения программных документов в 2020 г. Итоги реализации НП «Демография» в 2019 г. показали невозможность достижения многих целей и целевых показателей (в первую очередь увеличение естественного роста численности населения и суммарного коэффициента рождаемости), обозначенных в Указе Президента РФ № 204 от 7 мая

16 Отчет о ходе реализации государственной программы Хабаровского края «Развитие образования в Хабаровском крае» в 2019, 2020 году. URL: https://minobr.khabkrai.ru/Programmy/289/Inj0rmaciya-o-hode-ispolneniya (дата обращения 30.11.2021).

17 Паспорт регионального проекта Хабаровского края ««Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек>. URL: https:// np.khabkrai.m/Proekty/Demografiya/RP-quot-Ukreplerie-obscheslvermogo-zdoroiya-quot-. ЕМИСС. URL: https://Jedstat.ru/indicator/59774 (дата обращения 05.12.2021).

2018 г. Поэтому 21.07.2020 г. Президентом РФ был подписан Указ № 474, в котором определены национальные цели развития России до 2030 г. и целевые показатели, характеризующие их достижение, а также дано указание Правительству РФ привести содержание национальных проектов в соответствие с поставленными целями. Число национальных целей сокращено с девяти до пяти, также изменены их формулировки.

Таблица 5 дает представление о различиях в формулировках целей и наборах целевых показателей в двух Указах Президента РФ и НП «Демография» в редакции 2018 и 2020 гг. Цель и целевые показатели НП «Демография» в редакции 2020 г. полностью приведены в соответствие с Указом Президента № 474 от 21.07.2020 г.

Несмотря на то, что региональные проекты Хабаровского края воспроизводят название и структуру федеральных проектов, формулировки целей и целевые индикаторы в них не совпадают. В паспорте НП «Демография» (2018 г.) были сформулированы 2 цели и 5 задач, выполнение которых обеспечивается путем реализации 5-ти федеральных проектов, разработанных под каждую задачу.

ФП «Финансовая поддержка семей при рождении детей» (2018 г.) направлен на выполнение задачи: «Внедрение механизмов финансовой поддержки семей при рождении детей», его цель - увеличить суммарный коэффициент рождаемости до 1,7. Цель аналогичного РП Хабаровского края, утвержденного Губернатором Хабаровского края 15 июля

2019 г., - увеличить суммарный коэффициент рождаемости (до 2,02 детей на 1 женщцну в 2024 г.)18.

В Хабаровском крае региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» вписан в структуру двух государственных программ «Развитие здравоохранения Хабаровского края» (ГП1) и «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края» (ГП2).

Получить представление о различи-

ях в наборах целевых индикаторов национального проекта «Демография» (НП), федерального и регионального проектов «Финансовая поддержка семей при рождении детей» и государственных программ Хабаровского края, в рамках которых реализуется региональный проект, позволяет таблица 6.

В паспорте ФП «Укрепление общественного здоровья», утвержденного в 2018 г., изначально было предусмотрено изменение четырех из семи целевых показателей в процессе реализации проекта. Предполагалось заменить показатели розничных продаж табачной и алкогольной продукции на душу населения на относительные показатели, характеризующие распространенность потребления данных видов продукции среди населения; темп прироста первичной заболеваемости ожирением - на долю граждан с избыточной массой тела; обращаемость в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни - на долю лиц, ведущих здоровый образ жизни. Однако в паспорте данного проекта в 2020 г. пока изменений не произошло. Очевидно это связано со сложностью методики расчета показателей.

Выводы и предложения. Динамика показателей естественного движения населения Хабаровского края говорит о том, что несмотря на реализацию нац-проекта «Демография» стабилизировать демографическую ситуацию в регионе пока не удалось.

Анализ паспортов федеральных проектов, приведенных в соответствие с Указом Президента № 474 от 21.07.2020 г., показал, что из их содержания исчезли формулировки целей проектов, также не обозначены задачи. Предложенные целевые показатели не позволяют эту цель сформулировать в явном виде.

Одна из важных проблем, которые встают перед разработчиками проектов, независимо от их уровня (национальный, федеральный или региональный), -проблема формулирования цели. Целью национального проекта должно стать

18Паспортрегионального проекта <Финансовая поддержка семей при рождении детей», утвержденный Губер-наторомХабаровского края 15июля 2019 года. ШКЬ: Ыtps://mszn,khabkrcd.ru/Deyatelrost/ Gosudar^stvennye-pr^ogr^ammy/Regioralnyj-pr^o^kt-q^ot-Firarsovay^-pod^erz^hk^-sem^ej-pr^-r^oz^hdenii-detej-qUot-/868 (дата обраще-ния 30.11.2021).

Таблица 5

Цели и показатели национального проекта «Демография» в 2018 и 2020 гг.

Цель

Целевой показатель

Цель

Целевой показатель

Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г.

Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 г.

1. Обеспечить устойчивый естественный рост численности населения РФ

2. Повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет

3. Обеспечить устойчивый рост реальных доходов граждан, а также уровня пенсионного обеспечения выше темпа инфляции

4. Снизить в 2 раза уровень бедности

1. Повысить ожидаемую продолжительность здоровой жизни до 67 лет

2. Увеличить суммарной коэффициент рождаемости до 1,7

Сохранение населения, здоровье и благополучие людей

3. Увеличить долю граждан, ведущих здоровый образ жизни

4. Увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 55%

1. Устойчивый рост числен -ности населения РФ

2. Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Увеличение доли граждан систематически занимающихся физической культурой и спортом до 70%

4. Снизить уровень бедности по сравнению с показателем 2017 г. в 2 раза

Паспорт НП «Демография» 2018 г1

Паспорт НП «Демография» 2020 г.

1. Увеличить ожидаемую продолжительность здоровой жизни до 67 лет

2. Увеличить долю граждан, ведущих здоровый образ жизни

1. Снижение смертности населения старше трудоспособного возраста

2. Увеличить суммарный коэффициент рождаемости до 1,7 детей на 1 женщину

Сохранение населения, здоровье и благополучие людей

3. Обращаемость в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни, тыс. чел.

4. Число лиц, которым рекомендованы паспорта здоровья в центрах здоровья, млн чел.

5. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, %

1. Обеспечение устойчивого роста численности населения РФ

2. Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет

3. Снижение уровня бедности по сравнению с показателем 2017 г. в 2 раза

4. Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 70%

Источник: составлено авторами.

19 Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N16). ШЬ: http://government.ru/info/35559/ (дата обращения 30.11.2021).

20 Паспорт национального проекта «Демография». иЯЬ: https://mintrud.gov.ru/uploads/editor/f4/ а3/ (дата обращения 30.11.2021).

Таблица 6

Показатели НП «Демография», ФП и РП «Финансовая поддержка семей при рождении детей», ГП1«Развитие здравоохранения Хабаровского края» и ГП2«Развитие социальной защиты населения Хабаровского края»

Целевой индикатор 2018 г. 2020 г.

НП ФП РП ГП1 ГП2 НП ФП РП ГП1 ГП2

Коэффициенты рождаемости в возрастной группе 25-29 лет + + + +

Коэффициенты рождаемости в возрастной группе 30-34 года + + + +

Суммарный коэффициент рождаемости вторых детей + +

Суммарный коэффициент рождаемости третьих и последующих детей + +

Коэффициент рождаемости в возрасте 3539 лет + +

Суммарный коэффициент рождаемости + + + - - - - + - -

Количество циклов экстракорпорального оплодотворения, выполненных семьям, страдающим бесплодием, за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования, тыс. чел. + +

Доля семей с детьми, персонально проинформированных о возникновении прав на получение мер социальной поддержки, от выразивших согласие на получение проак-тивного уведомления или обратившихся посредством посещений, % + +

Доля семей с детьми, получивших меры социальной поддержки на основании заявления или проактивно, % + +

Доля семей с детьми, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, % +

Численность семей с детьми, охваченных мерами социальной поддержки, тысяч семей + +

Количество семей с тремя и более детьми, получивших ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет +

Количество семей, получивших единовременную выплату при рождении первого ребенка и материнский капитал при рождении второго ребенка +

Источник.: составлено авторами по: Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным, проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16). иШЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317388/. Паспорт федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» иШЬ: https://minsoc.75.ru/ deyatel-nost/tшd-i-demografiya/demograficheskaya-politika/129930-nadonal-nyy-proekt-demografiya. Паспорт регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей», утвержденный Губернатором Хабаровского края 15 июля 2019 г. О государственной программе Хабаровского края «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края». Постановление Правительства Хабаровского края от 16мая 2012 г. № 152-пр. иШЬЬ: Mtps://www.khabkrai.ru./khabarovsk-krai/Proekty/Gosudarstvennye-celevye-programmy/168. О государственной программе Хабаровского края «Развитие здравоохранения Хабаровского края». Постановление Правительства Хабаровского края от 22 октября 2013 г. № 350-пр. иШЬ: https://docs.cntd.ru/document/465306539 (дата обращения 30.11.2021).

достижение прогрессивных нормативных значений как результата социально-экономического процесса либо создание определенного масштабного объекта. Другая, не менее важная проблема -определение индикаторов и их проектных значений, позволяющих однозначно оценить достижение поставленной цели. На наш взгляд, паспорт проекта обязательно должен содержать следующие разделы: цель - определенный результат, который необходимо достигнуть к окончанию реализации проекта; задачи - действия, необходимые и достаточные для достижения цели; целевые индикаторы -количественные показатели, однозначно характеризующие уровень достижения цели; мероприятия - действия, направленные на выполнение поставленных задач; источники и объемы финансирования; сроки реализации проекта.

Например, цель НП «Демография» -сохранение населения. Добиться этого можно путем обеспечения естественного прироста населения (задача), увеличивая рождаемость и снижая смертность населения. Целевые индикаторы: суммарный коэффициент рождаемости (рост), общий коэффициент смертности (снижение). Мероприятия: оказание финансовой поддержки семей при рождении детей; проведение ЭКО семьям, страдающим бесплодием, за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования.

Очень важно, чтобы для оценки достижения результатов федеральных и региональных проектов, а также государственных программ использовались одни и те же показатели, а их целевые значения необходимо дифференцировать с учетом региональных особенностей.

Список источников:

1. Бондарева Н. Н., Комков Н. И. Организационно-методические вопросы разработки и реализации национальных проектов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2019. Т. 10. № 3. С. 369-379. DOI: 10.18184/2079-4665.2019.10.3.369-379.

2. Грицко М. А., Поливаева О. Г. Демографический потенциал Дальнего Востока: ожидания и реальность // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 4 (93). С. 48-59. DOI 10.22394/1818-4049-2020-93-4-48-59.

3. Зайцева Е. В., Гончарова Н. В. Анализ влияния пронаталисткой политики на воспроизводство населения и положение многодетных семей // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2019. Том 18. № 6. С. 967-988.

4. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Национальные проекты России: региональное измерение // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 1. С. 37-53. DOI: 10.24411/2071-6435-2019-10067

5. Кельник А. В. Миграционная привлекательность региона: показатели и особенности оценки // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2008. № 10. С. 41-46.

6. Костюков К. И., Свечинская Т. А. Оценка социально-демографической ситуации в регионе в рамках реализации национального проекта «Демография» //Kant.

2020. № 4 (37). С. 132-138. DOI: 10.24923/2222243Х.202037.29.

7. Позубенкова Э. И. Население Пензенской области в контексте задач национального проекта «Демография» // Сурский вестник. 2020. № 1 (9). С. 66-70.

8. Романов В. Г., Романова И. В. Национальный проект «Демография»: стартовая позиция Забайкальского края // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т.25. №9. С. 79-96. DOI: 10.21209/2227924520192597996

9. Шпакова Р. Н. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении как целевой показатель в национальных проектах и региональных стратегиях социально-экономического развития / / Государственное управление. Электронный вестник.

2021. №84. С. 165-186. DOI:10.24412/2070-1381-2021-84-165-186.

10. Ярёменко И. А. Национальные проекты, госпрограммы, национальные цели. Как они скоординированы // Журнал Бюджет. 2019. №10 (202). С.34-37.

References:

1. Bondareva N. N., Komkov N. N. Organizational and Methodological Issues of the RF National Projects' Development and Implementation MIR Modernizatsiia. Innovatsii. Razvi-tie [Modernization. Innovation. Research], 2019, no. 10(3), pp. 369-379. (In Russian).

2. Gritsko M. A., Polivaeva O. G. Demographic potential of the Far East: expectations and reality Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and management in the East of Russia], 2020, no. 4 (93), pp. 48-59. DOI 10.22394 / 1818-4049-2020-93-4-48-59.

3. Zaitseva E. V., Goncharova N. V. Analysis of the Influence of Pronatalistic Policy on Reproduction of Population and Position of Large Families Vestnik Ural'skogo federal'nogo universiteta . Seriya ekonomika i upravleniye [Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management], 2019, vol. 18, no 6, pp. 967-988. (In Russian).

4. Ivanov O. B., Buchwald E. M. National projects of Russia: regional dimension ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika [ETAP: economic theory, analysis, practice], 2019, no. 1, pp. 37-53. DOI: 10.24411/2071-6435-2019-10067. (In Russian).

5. Kelnik A. V. Migration attractiveness of the region: indicators and assessment features Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D: Ekonomicheskiye i yuridicheskiye nauki [Bulletin of Polotsk State University. Series D: Economic and legal sciences], 2008, no. 10, pp. 41-46. (In Russian).

6. Kostyukov K. I., Svechinskaya T. A. Assessment of the socio-demographic situation in the region within the framework of the national project "Demography" Kant [Kant], 2020, no. 4 (37), pp. 132-138. DOI: 10.24923/2222243KH.202037.29. (In Russian).

7. Pozubenkova E. I. Population of Penza region in the context of tasks of the national project "Demography" Surskiy vestnik [Sursky Bulletin], 2020, no.1 (9), pp. 66-70. (In Russian).

8. Romanov V. G., Romanova I. V. National project "Demography": the starting position of Transbaikal region VestnikZabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Transbaikal State University], 2019, vol. 25, no. 9, pp. 79-96. DOI: 10.21209/2227924520192597996 (In Russian).

9. Shpakova R. N. Life Expectancy at Birth as a Target in National Projects and Regional Socio-Economic Development Strategies Gosudarstvennoye upravleniye. Elek-tronnyy vestnik [State Administration. Electronic bulletin], 2021, no. 84. pp. 165-186. DOI:10.24412/2070-1381-2021-84-165-186. (In Russian).

10. Yaremenko I. A. National projects, state programs, national goals. How they are coordinated Zhurnal Byudzhet [Budget Journal], 2019, no. 10 (202), pp. 34-37. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 21.10.2021; одобрена после рецензирования 21.11.2021; принята к публикации 24.11.2021.

The article was submitted 21.10.2021; approved after reviewing 21.11.2021; accepted for publication 24.11.2021.

Информация об авторах

Г. Н. Строева - канд. социол. наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский государственный университет

Е. Н. Телушкина - канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский государственный университет.

Information about the authors

G. N. Stroeva - Candidate of Sociology, associate professor, associate professor of the economic theory and national economy chair,The Pacific State University

E. N. Telushkina - Candidate of Economics, associate professor of the economic theory and national economy chair,The Pacific State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.