ных показателей [6]. Особенно остро этот вопрос стоит при реализации национальной программы "Демография".
В ближайшие шесть лет Правительство намерено вложить в национальные проекты около 26 триллионов рублей. Астрономическая сумма, сопоставимая с кон соя ид и рова иным бюджетом всей страны, включая регионы, казалось бы, должна привлекать к предстоящим свершениям всеобщее внимание. Однако, как выясняется, оценить по достоинству планы кабинета министров способны пока далеко не все. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая 19 июня на III Форуме социальных инноваций, отметила невысокий интерес россиян к прорывным задачам: всего 44% граждан слышали о национальных проектах и лишь семь процентов из них понимают, что они собой представляют. В связи с этим председатель палаты регионов подчеркнула, что старыми методами реализовать их не получится, нужны новые креативные идеи, "новые эксперименты, синергия государства, бизнеса, общественных организаций".
По мнению президента России В.8. Путина, именно субъекты Федерации должны внести детализированные корректировки в национальные проекты, учитывая региональные особенности.
В научной литературе отсутствует развернутый анализ национальных стратегических проектов и программ, принятых майским указом Президента РФ в 2018 году. Реализация национальных проектов 2018-2024 годов имеет своей научно-практической целью проведение регулярных общественно-государственных мониторинге в на тему реализации национальных проектов. Исследования должны содействовать муниципальным образованиям и органам государственной власти субъектов РФ в достижении целей, поставленных Президентским Указом от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и задачах развития РФ на период до 2024 года" [1J. Анализ будет осуществляться по 12 национальным проектам и 9 национальным целям развития РФ. Мониторинговая оценка является наиболее объективным общественно-государственным инструментом обеспечения целей национального развития от устойчивого роста численности населения до создания экспортно-ориентированных секторов экономики страны, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных современными кадрами.
Соответственно в основу исследования положены не только ведомственные, установ-
ленные государством показатели эффективности реализации нацпроектов, но, прежде всего, индикаторы степени удовлетворенности народа, населения, конечных потребителей, граждан страны, конкретного человека, личности, во имя которых осуществляются нацп-роекты. Сочетание независимой общественной и государственной оценки позволяет обеспечить высокую степень эффективности, объективности и репрезентативности аудита нацпроектов [2].
Рассмотрим результаты реализации национального проекта "Демография" на территории Ставропольского края.
Демографическая ситуация региона характеризуется урбанизацией. Поскольку преобладает тенденция роста городов и городского образа жизни. Ставропольский край занимает 14 место в оценке численности постоянного населения России. На территории края за-; регистрировано 2803,6 тыс человек.
Первичным институтом социализации выступает семья, поскольку осуществляет важнейшие социальные функции. Соответственно, современная государственная политика направлена на укрепление института семьи, материнства и детства. В Конституцию РФ (ст. 67.1, ст. 72, ст. 144) были внесены изменения, направленные на поддержку детей и сохранение на территории страны традиционных семейных ценностей. Именно укрепление се-мейно-нравственных ценностей, поддержка и сохранение престижа семейного образа жизни, принимаемые государством меры по социальной поддержке семей позволят изменить социально-демографическую ситуацию в лучшую сторону. Ставропольский край относится к многонациональным регионам Се-еерного-Кавказского федерального округа. В последние годы национальный состав края также претерпел изменения.
По статистическим данным на территории края наблюдается значительное улучшение в системе брачно-семейных отношений. Официально вступило в брак 15593 семейные пары, при этом расторжение брака оформили 10514 пар. В 2019 году, по сравнению с 2018 годом, наблюдался рост числа браков (на 11,0%) и числа разводов (6,6%), оформленных в органах ЗАГС края. Отмечается естественная убыль населения, связанная с падением рождаемости (табл. 1),
За январь-апрель 2020 года в крае родилось 8490 малышей, коэффициент рождаемости (в расчете на 1000 человек населения) составил 9,2. Статистика двух последних лет показывает увеличение естественной убыли населения.
О
си о
CXJ
cf
Lû <
ic:
а
г?
со
=г Z
S
133
Таблица 1 - Динамика числа родившихся по порядку их рождения (человек) [7]
Средний размер ставропольской семьи составляет 2,8 человека, е том числе в городской местности - 2,7, а в сельской - 2,8 человека. 6 семьях, состоящих из двух и более человек, 43,6% имеют детей моложе Шлет, из них 55,8% семей воспитывают одного ребенка, 34,2% -двоих детей, 10,0% - трех и более детей.
Несмотря на активную политику государства по поддержке рождаемости в Ставропольском крае в 2019 году родилось на 2696 детей меньше, чем в 2018 году и составило 27974 ребенка. Наблюдается снижение коэффициента рождаемости в 2019 году по отношению к 2018 году на 9,1%. и составил 10,0 на 1000 человек населения. Из общего количества новорожденных ставропольцев 36,7% были первенцами, вторые дети в семье составили 35,5%, третьи -18,4% и лишь 9,4% - младенцы более высокого порядка рождения.
Снижение численности детей в семьях вызвано многими факторами. К одному из них относится ухудшение показателей репродуктивного здоровья женщин. В частности, сохраняется рост онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, растут случаи женского бесплодия.
Эксперты отмечают, что после рождения детей уровень жизни семей ухудшается по мере увеличения числа детей. Все еще достаточно высокой остается доля семей с детьми до 16 лет, в общей численности семей с доходами ниже величины прожиточного минимума, особенно среди сельских жителей.
Главной причиной долговременного снижения естественного прироста стало падение рождаемости. При расчете показателя естественного прироста населения помимо уровня рождаемости необходимо учитывать и уровень смертности.
Уровень смертности в крае составил 11,3 случая на 1000 человек населения в 2019 году, по сравнению с 2018 годом он снизился на 1,7%. Отмечено снижение уровня смертности на 10,0% в городской местности, чем в сельской (10,8 против 12,0 промилле). В целом произошло увеличение числа умерших над числом родившихся на 11,6%.
Среди выявленных причин смертности населения от общего числа умерших, заболевания системы кровообращения -57,9% занимают первое место, на втором месте новообразования - 14,8%, прочие (внешние) причины -13,1% занимают третье место. Оценивая группу неестественных причин смерти, можно с уверенностью сказать, что произошло значительное снижение уровня смертности от транспортных травм, самоубийств, утоплений. При этом уровень младенческой смертности (в возрасте до 1 года) в 2019 году составил 5,7 случая в расчете на 1000 родившихся, снизившись по сравнению с 2018 годом на 14,9%.
Значительную роль в положительных изменениях демографической ситуации сыграли реализуемые программы, направленные на сохранение здоровья граждан. Региональные власти говорят о необходимости снижения смертности, причем как среди населения трудоспособного возраста, так и среди новорожденных.
На сегодняшний день в Ставропольском крае не оказывается поддержка многодетным семьям в виде выплаты регионального материнского капитала, как в других регионах РФ.
Качественные изменения социальной структуры общества РФ, связанные с демографическим кризисом, привели к сокращению трудового потенциала края и страны в целом.
Рост валового внутреннего продукта (ВВП), который напрямую зависит от состояния демографии данного субъекта, является главным показателем эффективности экономики. Причиной, сдерживающей рост экономики России, является уменьшение трудоспособного населения, что может привести к дефициту рабочей силы. Следовательно, в будущем для появления новых рабочих рук и простого воспроизводства населения нужно родить и вырастить детей.
Большую роль в формировании национального и половозрастного состава играет процесс территориального (внутреннего и внешнего) перемещения населения с целью улучшения условий жизни. Особое геополитическое положение Ставропольского края предопределило массовый приток в регион различных этнических и конфессиональных групп мигрантов.
В 2019 году на территории края наблюдался миграционный прирост населения - 11999
Годы Число родившихся В том числе по порядку рождения
первые в % к итогу вторые в % к итогу третьи и более в % к итогу
2015 36385 16121 44.3 13149 36.1 7105 19.5
2016 36336 15021 41.4 13540 37.3 7730 21.3
2017 32253 13929 43.3 11173 34.8 7054 21.9
2018 30670 11964 39.0 10932 35.6 7735 25.2
2019 27974 10235 36.6 9941 35.5 7792 27.9
человек, в том числе по международной миграции - 10847 человек. Сменили место жительства в пределах края 41070 человек. Объем межрегиональной миграции (сумма числа прибывших и выбывших) снизился на 3158 человек и составил 77732 человек.
Анализ представленных данных показал, что от общего объема миграции внутрикрае-вые перемещения составляют 51,0%. Максимальный объем миграции был отмечен в краевой столице - городе Ставрополь (34216 человек). Вторым по популярности городом для внутрикраевых перемещений стал город-курорт Пятигорск (12384 человека). Так же увеличение численности за счет миграционного притока произошло в Шпаковском муниципальном районе (10657 человек). В разрезе других территорий края миграционные процессы шли менее активно. В 24 территориях края отмечался миграционный отток населения. Значительное сокращение жителей за счет миграции зарегистрировано в Георгиевском городском округе (- 851 человек) и в Буденновском муниципальном районе {■■■ 824 человека).
В крае сократился объем межрегиональной миграции в 2019 году на 3,9% по сравнению с 2018 годом. Вместе с тем в 2019 году достигнут миграционный прирост по межрегиональному потоку в количестве 1152 человека, тогда как в 2018 году наблюдалась миграционная убыль 4948 человек. При этом международная миграция остается основным источником прироста численности населения края, ее объем вырос в 2,2 раза и составил 23037 человек.
Миграционные потоки вносят заметные изменения на рынок трудовых ресурсов края. В половозрастной структуре мигрантов - около 2/3 трудоспособного возраста. Таким образом, можно говорить о том, что миграция оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие Ставропольского края. Миграционная политика региона должна действовать на основе отлаженной системы управления миграционными процессами.
В Ставропольском крае ситуация на региональном рынке труда характеризуется как стабильная. Численность рабочей силы увеличилась на 0,4% и в сравнении с предыдущим годом и составила 1382,7 тыс, человек (из них 1315,7 тыс. человек - занятые и 66,9 тыс, человек-безработные).
Численность занятого населения в 2019 году увеличилась по сравнению с 2018 годом на 7,5 тыс. человек, или на 0,6%, а численность безработных сократилась на 2,1 тыс. человек. Уро-
вень безработицы в течение года снизился на 0,2 процентных пункта и на конец 2019 года составил 4,8%.
Уровень регистрируемой безработицы на 31 декабря 2019 года в крае составил 0,7% при плановом значении показателя - 1,2% (в 2018 году - 0,7%).
Анализ изменений в дифференциации доходов по полу и возрастным группам показал, что демографическое неравенство доходов снижается. Особенно это заметно в области неравенства доходов мужчин и женщин [3],
В целях оказания содействия занятости на территории края реализуется государственная программа Ставропольского края "Развитие сферы труда и занятости населения", утвержденная Постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. №551-п.
Проводимая информационно-разъяснительная работа с работодателями по пред ос-: тавлению сведений о свободных рабочих местах позволила привлечь к сотрудничеству 6,7 тыс. работодателей, которые направили в банк данных учреждений занятости населения сведения о 196,8 тыс. вакансий, что составило 106,4% от годового показателя (в 2018 году было заявлено 191,7 тыс, вакансий) [4].
Особое внимание уделяется трудоустройству незанятых граждан, имеющих инвалидность в трудоспособном возрасте, численность которых в Ставропольском крае составила 71,6 тыс. человек. С целью снижения напряженности на рынке труда края организуются оплачиваемые общественные и временные работы с целью трудоустройства временно не занятых граждан, В таких работах приняли участие 10,8 тыс. человек, что составило 121,1% от годового показателя (в 2018 году - 10,7 тыс, человек). Для снижения уровня безработицы и выравнивания ситуации на рынке труда региональные службы занятости систематически проводят ярмарки вакансий.
Во всех муниципальных районах и городских округах края отмечается рост заработной платы. Наиболее высокие значения средней заработной платы сохранилась в городах Ставрополе (39361,7 рубля), Невинномысске (39142,3 рубля) и Изобильненском городском округе (38232,6 рубля). Самый низкий уровень заработной платы зарегистрирован в Степнов-ском,Левокумском,Туркменском муниципальных районах - от 73,0% до 75,8% от сред некраевого уровня. Средний размер среднедушевых денежных доходов населения Ставропольского края вырос на 1,6% к уровню предыдущего года и составил 24366,0 рубля.
О
си о
CXJ
cf
Lfl <
Ct
г? со
=r Z
s
135
6 Ставропольском крае меры государственной поддержки семьям реализуются по различным направлениям. Главная задача регионального руководства - создание благоприятных условий для жизни семей. Для достижения указанной цели был разработан региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей на территории Ставропольского края". Малоимущим гражданам оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Эффективным механизмом улучшения качества жизни граждан пожилого возраста является поддержка ихтрудовой активности, социальной успешности, включение граждан пожилого возраста в образовательный процесс 8 службы занятости обращаются граждане предпенсионного возраста, которые испытывают потребность в обновлении профессиональных знаний и навыков в целях продолжения трудовой деятельности в связи с повышением пенсионного возраста.
С целью мониторинга результативности демографической политики, проводимой в РФ, в феврале-марте 2020 года в Ставропольском крае было проведено социологическое исследование "Демографическое самочувствие России" [5]. 8 выборку было включено 606 человек трудоспособного возраста. Соотношение численности опрошенных по половому, возрастному и территориальному признаку представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Сведения о численности населения, принявших участие в исследовании
Исследование включало в себя несколько блоков вопросов, которые позволяют оценить отношение респондентов к брачному союзу, семейным ценностям, традициям, возможности иметь определенное количество детей, вероисповеданию, финансовом и материальном благополучии, уровне, образования, здоровья, желаемой продолжительности жизни, возможности переезда в другой регион, мерах социальной поддержки.
Отвечая на вопрос "Состоите ли Вы в браке?", 49,9% опрошенных ответили, что состоят в зарегистрированном браке; 32,7% - никогда
не состояли в браке; 9,9% - разведены; 5,6% -состоят в незарегистрированном браке и 1,9% -вдовые.
С целью выявления сформировавшихся мнений жителей края в части значимости факторов для вступления в брачный союз, в социологический опрос был включен вопрос "Насколько могут быть для Вас значимы следующие факторы начала Вашей будущей супружеской жизни". Результаты опроса показали, что значительная часть населения главным фактором для вступления в брак считает желание иметь рядом близкого по духу, родного, любимого человека, не чувствовать себя одиноким (62,7%), при этом 34,5% опрошенных, особенно молодежь, вступление в брак рассматривает как желание стать по настоящему взрослым, самостоятельным человеком. У некоторых категорий жителей края желание иметь постоянного сексуального партнера (28,1%) преобладает над желанием в ближайшее время иметь ребенка (23,2%) и желанием получать материальные преимущества от более рационального ведения общего домашнего хозяйства (19,4%).
Проведенный опрос показал заинтересованность жителей Ставропольского края в создании семьи, поскольку семейные ценности играют важную роль в жизни ставропольцев.
В связи с тем, что исследование должно основываться на знании местных условий и традиций, с учетом демографических особенностей и национального состава населения края в анкету был включен вопрос "Как Вы относитесь к межнациональным бракам?". Респонденты говорили о том, что в целом одобряют и полностью поддерживают межнациональные браки (58%), при этом категорически против и в целом не одобряет всего лишь 27% респондентов.
Женщинам, принявшим участие в социологическом опросе, также был задан вопрос "Были ли у Вас аборты?". Ответы, полученные в результате исследования, позволяют суверенностью утверждать, что большинство женщин репродуктивного возраста отрицательно относятся к абортам и рождение ребенка относится к желаемому событию в семье.
Снизить показатели материнской и младенческой смертности в Ставропольском крае позволяет проводимая комплексная медицинская, консультативно-диагностическая и
Количество в возрасте 18-29 в возрасте 30-39 в возрасте 40-49
человек лет лет лет
городские жители
мужчины 196 57 85 54
женщины 170 58 62 50
всего 366 115 147 104
сельские жители
мужчины 120 46 38 36
женщины 120 37 42 41
всего 240 83 80 77
Итого 606 198 227 181
социально-психологическая помощь женщинам.
Проведенный социологический опрос жителей края позволил выявить пять наиболее значимых факторов, влияющих на решение иметь в семье большее количество детей:
1. Материальные трудности (59,1%).
2. Неуверенность в завтрашнемдне {53,7%}.
3. Жилищные трудности (43,8%).
4. Большая занятость на работе (43,7%).
5. Отсутствие работы (40,2%),
Обозначенные факторы подтверждаются и
при ответе на вопрос "8 какой степени Ваше желание отложить рождение ребёнка связано со следующими причинами" респонденты отметили наиболее значимые - отсутствие собственного жилья, в котором можно растить ребёнка (40%); пока не позволяют материальные возможности (37,8%); 36,0% - пока не замужем (не женат); воспитание ребёнка является достаточно трудным делом, требует много сил и времени (34,4%); необходимо найти более оплачиваемую работу (33,3%).
Малая значимость мер материальной поддержки для ее получателей отражается, в свою очередь, в распределении ответов на вопрос "Оцените, пожалуйста, для себя вероятность рождения ребёнка в ближайшие 3-4 года (первого, если у Вас нет детей, или еще одного)". Вероятность появления в семье еще одного ребенка при дополнительных мерах социальной поддержки (42,8%) и при отсутствии таковых (45,6%) является практически одинаково низкой. Наблюдается резкое снижение индекса социальных ожиданий населения, что может и далее повлиять на ухудшение демографической ситуации в будущем, основанное на пессимистическом настроении ставрополь-цев.
Для того, чтобы определить, какая из мер социальной поддержки является наиболее значимой для жителей края, респондентам был задан вопрос "Если Вы считаете, что вероятность рождения ребёнка несколько выше, если будут какие-нибудь дополнительные меры помощи семьям, то в какой степени для Вас могут быть значимы меры, направленные на:". Данный вопрос включал в себя шестнадцать вариантов ответов. Были выбраны наиболее значимые варианты. По мнению опрошенных, правительственные меры по улучшению социального положения семей с детьми должны быть направлены на получение жилья (51,5%), улучшение работы медицинских учреждений (51,2%), повышение пособий на ребенка в возрасте до 3 лет (50,8%), в возрасте до 1,5 лет
(48,7%), при рождении ребенка (48,4%). Также важное значение имеюттакие меры, как льготная ипотека для детей с несколькими детьми (46,3%), более существенное сокращение пенсионного возраста женщинам с несколькими детьми (45,4%), обеспечение лучшей доступности и повышение качества работы дошкольных образовательных учреждений (43,7%).
С целью оценки мер социальной поддержки и их эффективности респондентам был задан вопрос "Какие меры социальной помощи и поддержки необходимы для Вашей семьи?". Результаты ответов подтверждают, что большинству меры социальной поддержки от государства очень необходимы. Особенно это касается помощи по дополнительному образованию детей, оказанию консультативно-медицинских услуг и уходу за ребенком дошкольного возраста, Значительная доля респондентов уже воспользовалась такими мерами социальной^ поддержки, как единовременное пособие при рождении ребенка (53,2%), пособие по беременности и родам (51,9%), ежемесячное пособие на ребенка (45,5%), предоставление частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет (44,8%), предоставление "материнского (семейного) капитала" (35,0%).
При этом оценивая значимость для семьи, предоставленной помощи, жители края говорят о недостаточности этих мер.
Для определения информированности населения края о мерах социальной поддержки в эмпирическое исследование были включены вопросы: "Оцените, пожалуйста, Вашу информированность о мерах государственной семейной политики, действующих в Вашем регионе", "Какие источники Вы используете для получения информации о действующих мерах семейной политики" и "Если Вам необходима дополнительная информация о действующих в Вашем регионе мерах поддержки семей, то предпочтительнее для Вас получить её в форме?", Полученные ответы позволяют увидеть низкую информированность населения о мерах государственной семейной политики, действующих в регионе.
Отвечая на вопрос "Если Вам необходима дополнительная информация о действующих в Вашем регионе мерах поддержки семей, то предпочтительнее для Вас получить её в форме?" жители края (56,9%) ответили, что видят необходимость создания тематического сайта в Интернете, при этом на тематическую рассылку согласилось лишь 23,9% респондентов. На информирование о социальных проектах
О
си о си
а*
ш <
а:
Р со
3-¡2
Ё
137
и программах в виде брошюр согласилось 33,0%, на устную консультацию 31,5%.
Трудовая деятельность большинства жителей края направлена на достижение различных жизненных целей. С помощью социологического опроса, проведенного исследователями, был выявлен различный ранг значимости заданных критериев.
Одним из актуальных вопросов в жизнеобеспечении любой семьи является приобретение собственного жилья. 77,2% жителей края, принявших участие в опросе, на первое место ставят решение жилищных проблем. Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые и многодетные семьи.
В современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе приобрести жилье и многим из них необходима финансовая помощь, решением жилищного вопроса должны стать создание дополнительных механизмов стимулирования строительства жилья экономического класса и внедрение инновационных финансовых мер поддержки семей при приобретении жилья самостоятельно.
Для оценки уровня жизни населения края в социологический опрос был включен блок вопросов, позволяющий оценить материальное и финансовое положение ставропольских семей. На вопрос "Оцените, по 10-балльной шкале условия жизни Вашей семьи" респонденты на первый план выносят психологическую атмосферу в семье (23,2%), жилищные условия (21,4%), обеспеченность предметами длительного пользования (19,4%). При этом свое финансовое положение как очень хорошее оценивает всего лишь 9,9% респондентов.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает, демографическая ситуация в регионе требует постоянного мониторинга и углубленного изучения. Прогнозные показатели свидетельствуют о том, что процесс демограф и ческогостарениянаселени я края продолжится. В 2024 году по сравнению с 2019 годом численность населения старше трудоспособного возраста вырастет на 8,8%, а численность населения в трудоспособном возрасте сократится на 3,9%. Первоочередная задача государства в вопросах демографии - это поддержка
семьи, женщин и детей, создание новых рабочих мест, строительство жилья, разумное регулирование сферы социального обслуживания, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, образования и здравоохранения. Принципиально важной задачей является своевременное и полное информирование граждан о ходе реализации национального проекта. Необходимо так построить систему показателей выполнения региональных проектов, чтобы эти показатели были открыты и понятны гражданам. Данные выполнения региональных проектов должны быть доступны, в том числе размещаться на официальных сайтах органов власти. Только так можно обеспечить деятельное участие граждан, общественных организаций, гражданского общества в решении задач прорывного социально-экономического, научно-технологического развития.
Примечания:
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях истра тегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // http:// www .ktemlin.ru/ads/bank/430?/
2. Костюков К., Свечинская Т. Цифровая экономика России" как фактор экономического роста и повышения качества жизни // Финансовая экономика. - 2019. - №1, - С. 748-750.
3. Лежебоков А,, Сергодеева Е. Особенности мо-дернизационных процессов в Ставропольском крае // Вестник Северо Кавказского федерального университета. - Й019. - №5 (74). -С. 53-57.
4. Лежебоков А. Приоритеты процессов модернизации в современной России // Проблемы развития регионального сообщества: социологические аспекты : материалы Всероссийской научно-прак-тической конференции. - Ставрополь, 2019.
5. Ростовская Т.К., Кучма с ва О.В. Концептуальные подходы к проведению всероссийского социологического исследования "Демографическое самочувствие России" как инструменту мониторинга результативности демографической политики // Вестник Южно-Российского государственного технического университета {Новочеркасского Политехнического Института). Серия: Социально-экономические науки. - 2020. Т. 13. - № 3. -С. 89-99.
6. Цифровая экономика: развитие территорий и отраслей (2018) : монография / под научной ре дакцией Н.В. Апатовой. - Симферополь, 2018. - С. 242.
7. Численность и состав населения // https:// stavstat.gks.ru/folde г/28.386
FORMATION OF STUDENT ENTREPRENEURSHtP SKILLS TO STIMULATE OF BUSINESS DEVELOPMENTINTHE REGION Koya va Ludmila Vahrievna, PhD of Economics, Associate Professor Razomasova Elena Ateksandmvna, PhD of Economics, Associate Professor Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk
The article examines the relevance of students' entrepreneurship skills formation in order to stimulate the growth of business development in the regional economy. Surveys conducted by us among students of the Novosibirsk State University of Economics and Management who study the campus course "Fundamentals of Entrepreneurship" revealed the interest of the younger generation in the field of entrepreneurship, in which the demand for such
competencies is constantly growing, Questions of updating future professions are of scientific and practical interest q
to many researchers, The shift in the trajectory of social production in developing countries gives reason to think CU
about the transition of society to the stage ofpost-industrial development as a realprocess in which entrepreneurship ^ (especially in the service sector) can form individual sectors of the economy and dominate them.
Keywords: student entrepreneurship; occupation; labor market; regional economy; entrepreneurial activity; business. Q_
lQ
DO! 10.24923/2222-243X.2020-37.30 <
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТУДЕНЧЕСКОГО УДК 332 §
ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВА ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ВАК РФ 08.00.05
РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ £
оо
В статье рассмагриваюгея вопросы актуальности формирования навыков пред- ф Коява Л,В., 2020 З"'
Ct
Z
принимательства у студентов с целью стимулирования роста развития бизне- ф Разомасова ЕА 2020 са в экономике региона. Опросы, проводимые нами среди студентов Новосибирского государственного университета экономики и управления, изучающих кампусный курс "Основы предпринимательства" выявили интерес представителей молодого поколения к сфере предпринимательства, в которой спрос на наличие подобных компетенций постоянно растет, вопросы актуализации будущих профессий вызывают научный и практический интерес многих ис- """Т'^Х,
следователей. Смещение траектории развития общественного производства развигиях с гран дают повод задума ться о переходе общества к стадии постиндустриального развития как о реальном процессе, в котором предпринимательство (особенно в сфере услуг) способно формирова ть отдельные сектора экономики и доминировать в них.
Ключевые слова: студенческое предпринимательство; профессия;рынок труда; региональная экономика; предпринимательская активность; бизнес. 139
i
Концепция развития структурной трансформации экономики, описывая развитие человеческое общества через от первобытного к индустриальному и постиндустриальному, отмечает особый вклад данного сектора в формирование общества нового типа вызывает у нас вопросы: "Какие задачи способны решить профессионалы, которым предстоит трудиться в секторах экономики будущего? В каком статусе специалисты гуманитарного направления подготовки в наиболее сжатые сроки смогут протестировать приобретенные в учебном процессе навыки и компетенции?".
Предположение о том, что экономические особенности региональной экономики, в которой действуют учебные заведения, оказывающие образовательные услуги должны быть учтены, у нас не вызывает сомнений. Спрос специалистов на рынке труда, формируемый под влиянием сложившейся структуры экономики региона, мотивирует и учебные учреждения и их выпускников ему соответствовать. Например, структура экономики Новосибирской области в период с 2015 по 2019 годы отличалась дифференциро-ванностью, однако суммарно высокой в регионе остается компонента, связанная с производством и оказанием услуг (более 50,0% ВРПН1].
В этом секторе экономики традиционно трудились и трудятся предприниматели, задающие моду на спрос профессий и динамику развития рынка труда в регионе. В связи с чем считаем, ориентация НГУЭУ (начиная с 2015 года по настоящее время) на формирование модели предпринимательского университета, в которой студенты могут не только познакомиться с теорией предпринимательства, но и осуществить попытку сознания собственного предприятия от
КОЯВА Людмила Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент
РАЗОМАСОВА Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент
Новосибирский государственный университет экономики и управления, "НИНХ'; Новосибирск