РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК
СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
Костина Е.Ю.1*, Орлова H.A.1, Рубина А.Е.2
'ФГАОУ ВО Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) (690091, Россия, Владивосток, ул. Суханова, 8) 2Высшая школа современных социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, Москва, Ленинские горы, 1)
*E-mail: kostina.eyu@dvfu.ru
Актуальность исследования региональной демографической политики на Дальнем Востоке не вызывает сомнения. В данной статье рассматривается реально сложившаяся демографическая ситуация в Приморском крае, показано, что на его территории наблюдается стабильное снижение численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока, связанного с низким уровнем и качеством жизни, что, в свою очередь, снижает привлекательность региона и делает его особенно уязвимым перед глобальными вызовами. Определён круг субъектов, чья деятельность ориентирована на реализацию демографической политики в крае. Акцентируется внимание на том, что в условиях дифференциации субъектов Российской Федерации по географическому положению, природно-ресурсному потенциалу и уровню социально-экономического развития не существует единого подхода к региональной демографической политике, их отличительные характеристики приводят к необходимости разработки демографических программ, которые бы учитывали региональную специфику, традиции, особенности и потребности населения конкретной территории. Представлены результаты авторского исследования по изучению субъективных оценок социального благополучия молодежи Приморского края и их миграционных намерений. Значительная часть молодых людей оценивает ситуацию в Приморском крае как неблагоприятную для дальнейшей самореализации; большинство респондентов ответили, что в других регионах/странах, им было бы проще построить карьеру, открыть бизнес, добиться высокого уровня материального благополучия. Предложены направления региональной демографической политики, позволяющие привлечь и закрепить в регионе высококвалифицированные кадры.
тОЯШШШЯШЪ демографическая политика, социальное благополучие, региональная политика, человеческий капитал, качество и уровень жизни, Приморский край.
© Костина Е.Ю., Орлова H.A., Рубина А. Е., 2019
На сегодняшний день в России на первый план выдвигается проблема определения приоритетов экономического и социального развития российских регионов. Это во многом объясняется тем, что в нашей стране региональные территориальные общности, имея немало общих черт, в то же время характеризуются значительными и уникальными особенностями. В качестве таких могут рассматриваться географическое положение, уровень урбанизации, состояние инфраструктуры и так далее. В условиях пространственной дифференциации субъектов Российской Федерации не существует единого подхода к региональной демографической политике, так как разное социально-экономическое и природно-географическое положение создает необходимость в разработке демографических программ, которые бы учитывали региональную специфику, традиции, особенности и потребности населения конкретной территории, другие территориальные особенности.
Обеспечение демографической безопасности невозможно без создания условий для успешного физического, психического, социального и экономического функционирования человека в социуме. Демографическая безопасность —это такое состояние демографических процессов, которое достаточно для воспроизводства населения без существенного воздействия внешнего фактора и обеспечения человеческими ресурсами геополитических интересов государства [1. С. 124], это одна из важнейших составляющих безопасности любого государства, это состояние защищенности количества и этнического состава населения страны от внешних и внутренних угроз. Неблагополучная демографическая ситуация становится угрозой национальной безопасности—возникает дефицит трудовых ресурсов, снижается обороноспособность страны и т.д. Как указано в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.: «Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значитель-
ной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемио-логической обстановки» [2].
Социальное благополучие человека основывается на социальном благополучии общества, и определяется его субъективными оценками, в том числе оценкой благосостояния и удовлетворенности условиями жизни. Социальное благополучие — интегральный показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы в целом [3. С.94]. Демографическая безопасность и социальное благополучие оказывают взаимное влияние друг на друга, что определяет необходимость их изучения в единой системе взаимосвязанных факторов. Главным субъектом демографической безопасности и социального благополучия выступает государство, проводящее ту или иную социальную политику с опорой на соответствующие институты (экономические, политические, законодательные, правоохранительные, образовательные, социально-культурные и т.д.). Цель статьи—рассмотреть проблемное поле реализации региональной демографической политики в Приморском крае в контексте социального благополучия его жителей.
Дальний Восток—это ворота России в Восточную и Юго-Восточную Азию, которая сегодня становится центром пересечения экономических, геополитических и геостратегических интересов ведущих мировых держав, и развитие региона действительно является одной из важнейших
задач государства. Дальний Восток обладает обширными территориями, которые можно использовать для блага России и ее граждан. В структуре региона четко просматривается деление на северные и южные территории. И если север характеризуется экстремальными для жизни условиями, то южные территории имеют удовлетворительную для жизни климатическую среду, а также наземные границы с близлежащими густонаселенными странами. В контексте открывающихся перспектив развития Дальнего Востока актуализируются проблемные точки, связанные с сокращением демографических ресурсов на данных территориях. Наблюдается стабильное снижение численности населения за счет высоких показателей миграционного оттока, который связан с низким уровнем и качеством жизни, и естественной убыли, что делает данный регион уязвимым перед глобальными вызовами. Сохраняющиеся угрозы демографической безопасности затрудняют реализацию программ, направленных на развитие и потенциально делают регион уязвимым для территориальных претензий со стороны других стран.
Приморский край входит в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО), его территория —164,7 тыс. км2. Он занимает 9-е место среди субъектов ДФО и 23-е место среди субъектов Российской Федерации по данному показателю. Из всех территорий ДФО Приморский край — это самая южная территория, обладаю-
щая наиболее благоприятными климатическими, экономическими, транспортными условиями. Это портовая и приграничная зона, имеющая выход на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (протяжённость наземной границы с Китаем и Северной Кореей около 700 км и морской границы с Японией и Южной Кореей — около 1350 км) и только на севере Приморье имеет границу с российской территорией — Хабаровским краем.
Уникальное географическое положение определяет структуру экономики региона. Приморский край является наиболее густонаселённым субъектом Дальневосточного региона —плотность населения 11,6 человек на км2 (все данные без сносок взяты с сайта Приморскстата1). В XX в. в крае наблюдалась положительная динамика роста численности населения, в 1992 г. численность постоянного населения достигла своего пикового значения — 2314,5 тыс. человек, а затем постепенно снижалась и в 2000 г. составляла 2120,5 тыс. человек, в 2017 г.— 1913,0 тыс. человек. Основными причинами сложившейся ситуации являются миграционный отток и естественная убыль. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что для демографической ситуации в Приморском крае характерно стабильное воспроизводство негативных с точки зрения демографической безопасности явлений (табл. 1).
1 Сайт Приморскстата. [Электронный ресурс]-Режим доступа: primstat.gks.ru (дата обращения 10.10.2019).
Год Численность населения, тыс. человек Рождаемость, %в Смертность, %о Естественный прирост, %о Миграционный прирост, тыс. человек
2000 2120,5 8,6 13,9 -5,3 -4255
2001 2085,7 9,3 14,1 -4,8 -7293
2002 2067,4 10,0 14,9 -4,9 -5493
2003 2051,3 10,5 15,6 -5Д -5737
2004 2035,8 10,6 15,7 -5Д -5215
2005 2019,5 10,4 16,2 -5,8 -4607
2006 2005,9 10,4 14,9 -4,5 -4495
Таблица 1
Основные демографические показатели Приморского края за период 2000-2017 гг.
Table 1
The main demographic indicators of Primorsky Krai for 2000-2017
2007 1995,8 11,2 14,6 -3,4 -3424
2008 1988,0 11,3 14,5 -3,2 -921
2009 1982,0 11,8 13,8 -2,0 -2049
2010 1953,5 11,8 14,3 -2,5 -7031
2011 1950,5 12,0 14,1 -2,1 1083
2012 1947,2 12,6 13,7 -1,1 -1104
2013 1938,5 12,7 13,5 -0,8 -7139
2014 1933,3 12,8 13,4 -0,6 -3948
2015 1929,0 12,7 13,5 -0,8 -2791
2016 1923,1 12,2 13,6 -1,4 -3209
2017 1913,0 10,9 13,3 -2,4 -5591
Источник: База данных Росстата. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623S06156.
На территории субъекта сохраняется естественная убыль населения за счет, с одной стороны, низкого уровня рождаемости, а с другой — высокого уровня смертности. Изучение динамики общих коэффициентов рождаемости и смертности населения показало, что в период с 2000 по 2006 гг. наблюдались максимальные превышения коэффициента смертности над коэффициентом рождаемости. С 2007 г. установилась невысокая положительная тенденция в уровне рождаемости (в 2014 г. данный показатель, достигнув своего максимума, не смог приблизится к уровню 1990 г. в 14,7%о). А в 2011-2014 гг. наметился некоторый положительный тренд, демонстрирующий сокращение разрыва между смертностью и рождаемостью. Однако все эти позитивные изменения не позволили переломить сложившуюся ситуацию.
Помимо рождаемости и смертности вторым компонентом, также негативно влияющим на демографическую ситуацию, является миграция. Ранее в Приморском крае миграция выступала важным источником роста численности населения. Это связано с тем, что исторически край относится к районам освоения: и в царское время, и во время СССР данные территории заселялись за счет переселенческой политики. Но с начала 1990-х гг. ситуация в корне изменилась. В результате проводимых правительством реформ вектор миграционных потоков трансфор-
мировался, что привело к массовому исходу населения.
Статистические данные свидетельствуют, что в Приморском крае и в настоящее время продолжает наблюдаться миграционный отток. Число прибывших из других регионов России в 2016 г. составило 20,8 тыс. человек (на 3,2% больше, чем в 2015 г.), из других стран—12,1 тыс. человек (на 0,8% больше). Выехало в другие регионы России 25,3 тыс. человек (на 0,4% меньше), в другие страны —10,9 тыс. человек (на 13,2% больше). Таким образом, прирост мигрантов из-за рубежа в 2016 г. (1243 человек) не смог перекрыть отток населения в другие регионы страны (4452 человек), а лишь компенсировал его на 27,9% [4. С. 96]. В результате отрицательное сальдо миграции в 2016 г. составило 3209 человек (в 2015 г.— 2791 человек), причем 64% его пришлось на сельскую местность. В 2016 г. на территории Приморского края миграционный прирост населения был зафиксирован в 4 городских округах: Уссурийском (1795 человек), Артёмовском (1672 человек), Партизанском (127 человек), ЗАТО Фокино (2 человека), а так же в 3 муниципальных районах: Надеждинском (212 человек), Партизанском (59 человек) и Чугуевском (16 человек) [4. С. 5].
В структуре миграционных потоков Приморского края преобладающее место занимают внутрирегиональные перемещения. Так в 2016 г. они составили 56% всех мигрантов (в 2015 г.— 57,3%) [4. С. 8].
За год сменили место жительства на территории края 44,1 тыс. приморцев [4. С. 8]. Уезжают из Приморского края на постоянное место жительство в основном в другие субъекты ДФО (34,8% от общего числа выбывших в 2016 г.), в Центральный (17,3%), Северо-Западный (13,1%), Южный (12,2%) и Сибирский (12,1%) федеральные округа [4. С. 8]. При выборе территорий ДФО при-морцы предпочитают переезжать в Хабаровский край (52,6% от числа выбывших в ДФО) [4. С. 11].
Одной из основных причин, побуждающих к смене места жительства работающую, квалифицированную часть населения, являются различия в оплате труда, уровне и качестве жизни. Выбывшие из Приморского края в 2016 г. в другие регионы России лица в возрасте 14 лет и старше указывали следующие причины смены места жительства: личного и семейного характера —33,3%, возвращение к прежнему месту жительства после временного отсутствия —30,3%, смена и поиск работы—11,4%, в связи с учёбой —8% [5]. Самым мобильным неизменно является население в трудоспособном возрасте. За 2016 г. доля лиц трудоспособного возраста в межрегиональной миграции составила 77,6% от общего числа прибывших из других регионов России и 77,4% от общего числа выбывших в другие регионы страны. Из лиц трудоспособного возраста наибольшая миграционная активность свойственна населению в возрасте 20-30 лет [4, С. 12]. Это молодежь, которая получает образование, начинает работать, ищет лучшее место для построения карьеры, обзаводится семьей. К сожалению, стоит признать, что отток населения наблюдается в первую очередь среди высококвалифицированных кадров, чья потеря для региона более чувствительна, так как это не позволяет развивать в регионе инновационную промышленность, и делает его зависимым от добычи и. перепродажи природных ресурсов. В соответствии с прогнозом Приморскстата (результаты расчета предположительной численности населения Приморского края от базы
на начало 2017 г. по среднему варианту) сформировавшиеся негативные тенденции, а именно, снижение численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока, сохранятся и к 2036 году—на территории края будет проживать 1848,3 тыс. человек или на 3,5% меньше, чем в настоящее время.
Данный прогноз находит подтверждение также в результатах, полученных авторами в ходе проведенного в апреле-мае 2018 г. эмпирического исследования, которое было направлено на изучение субъективных оценок социального благополучия (в контексте возможностей профессиональной самореализации) молодежи Приморского края и их миграционных намерений2. Результаты опроса показали, что 16,3% респондентов «полностью удовлетворены» своим уровнем жизни, 54,5% ответили, что «скорее удовлетворены», 23,9% —«скорее не удовлетворены», 5,3% — «абсолютно не удовлетворены». Таким образом, большая часть респондентов удовлетворены своим уровнем жизни, однако треть из опрошенных молодых людей испытывают чувство неудовлетворенности, что негативно может отражаться на их оценках уровня социального благополучия.
При ответе на вопрос «Как бы Вы оценили возможности для профессиональной самореализации, предоставляемые сегодня молодым людям в Приморском крае?» 8% респондентов выбрали вариант —«отлично, сегодня есть все возможности для полноценного, комплексного развития молодых людей»; 33,3% —«хорошо, молодые люди имеют возможность получить хороший уровень образования, творчески самореализоваться»; 43,2% — «удовлетворительно, некоторые возможности предоставлены, однако они являются недостаточными»; 12,1% —«плохо, возможности очень ограничены»; 3,4% — «крайне плохо, никаких возможностей для получения качественного образования и творческой са-
2 Объект исследования-молодежь в возрасте от 18 до 29 лет. Генеральная совокупность оставляет 311246 человек-население Приморского края в возрасте от 18 до 29 лет. Объем квотной выборки—264 человека.
мореализации на сегодняшний день у молодежи нет». Таким образом, более половины респондентов считают, что они не видят для себя возможности полностью раскрыть свой потенциал в Приморье.
По ответам на вопрос «Как Вы считаете, сегодня молодым людям легко или трудно найти работу в Приморском крае?», можно понять, что работу на данный момент найти непросто. Так 54,9% опрошенных ответили, что «скорее трудно», 17%—«очень трудно», 16%—«скорее легко», 1,1% —«очень легко», 10,6% — затруднились ответить на данный вопрос. Важно мнение молодых людей относительно причин сложившейся ситуации. Ответы на вопрос «С Вашей точки зрения, что является главным препятствием для получения работы, которую Вы для себя считаете привлекательной?» показывают, что большинство молодых людей считают, что получить работу мешает отсутствие опыта (76,5%). Среди других ответов преобладают: «отсутствие возможности получить необходимое образование»—7,6%, «отсутствие рабочих мест» — 38%, «отсутствие связей» —40,9%.
Не стоит забывать, что работу можно не только получить, но и создать собственный бизнес, в связи с чем респондентам было предложено ответить на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что в Приморском крае сегодня созданы все условия, для того, чтобы любой инициативный молодой человек мог стать предпринимателем?». В результате были получены ответы: 35,2% —«скорее да», 30, 7%—«скорее нет», 9,5% —«однозначно нет», 4,9% —«однозначно да», 19,7% — затруднились ответить на вопрос. Большая часть респондентов (60,6%) считают, что «в Приморском крае мне будет проще строить карьеру, добиваться успеха, чем в любом другом регионе России», а 39,4%, что «в Приморском крае мне будет сложнее построить карьеру, добиться успеха, чем в любом другом регионе России».
Ответы респондентов относительно будущего развития региона распределились следующим образом: «Приморский
край уже сегодня является одной из наиболее развитых территорий страны» — 13,6%; «через 15-20 лет эта территория может стать одной из наиболее процветающих»—34,1%; «в отдаленной перспективе (через 40-50 лет) эта территория может стать одной из наиболее развитых и процветающих в нашей стране» — 34,8%; «нет, край вряд ли когда-либо станет развитой территорией»—17,4%. Таким образом, более половины респондентов настроены достаточно пессимистично и не видят в будущем Приморья перспектив развития и процветания, что может повлиять на вектор миграционных процессов.
Результаты ответов, полученные на вопрос о желании переехать из Приморского края, показали, что 62,1% респондентов хотели бы покинуть Приморский край. Выразили желание переехать в другой регион Дальнего Востока 8,3%. в другой регион Российской Федерации — 43,2%; в другую страну—48,5%. При этом большая часть опрошенных не имеют точного плана по реализации своих миграционных намерений. Так, респонденты, выбравшие третий вариант ответа, на практике не обладают информацией в какой стране их образование ценится, что необходимо сделать для переезда и оформления вида на жительства.
Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод, что значительная часть молодых людей оценивает ситуацию в Приморском крае как неблагоприятную для дальнейшей самореализации. Настораживающим является тот факт, что на вопросы, касающиеся перспектив дальнейшего проживания в Приморском крае, большинство респондентов ответили, что в других регионах/ странах, им было бы проще построить карьеру, открыть бизнес, добиться высокого уровня материального благополучия. Отсутствие приемлемых условий и возможностей для самореализации на территории края, с высокой долей вероятности, предопределяет выбор миграционных стратегий, а именно, смены региона местожительства.
Осознавая важность развития и перспективы возможностей по освоению ДФО, государство в настоящее время активизирует действия по реализации социально-экономической и демографической политики с учетом особенностей данной территории. Президент Российской Федерации Путин В. В. дал установку: «Подъем Дальнего Востока—это наш национальный приоритет на весь XXI век». Притворяется в жизнь программа «Дальневосточный гектар», создаются Территории опережающего развития (ТОР), которые призваны способствовать росту экономики в регионе и привлечению инвестиций, а также созданию комфортных условий проживания для населения. Для работы на ТОР ведется привлечение высококвалифицированных трудовых мигрантов из стран ATP, что также может благоприятно отразиться на социально-экономическом развитии региона. Помимо привлечения иностранной рабочей силы, государство обеспечивает рабочими местами и местное население. Система образования на Дальнем Востоке также вынуждена соответствовать новым экономическим потребностям региона, поэтому в учреждениях среднего профессионального образования создаются новые специальности и профессии в области сельского хозяйства, нефтепереработки,лесопереработки и другие. В учреждениях высшего образования созданы специализированные инженерные специальности, соответствующие кадровым запросам региона. Все это должно способствовать улучшению показателей социально-экономической сферы и обеспечению рынка труда квалифицированными кадрами.
Решением вопросов эффективной реализации социально-демографической политики в крае занимаются федеральные органы власти. Так, вопросами обеспечения демографической безопасности в Приморском крае и на всем Дальнем Востоке занимается Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Министерство осуществляет функции учредителя в отношении следу-
ющих организаций, которые прямо или опосредованно ориентированы на привлечение и закрепление на территории ДФО высокопрофессиональных кадров:
1) Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, которое помогает инвесторам реализовать проекты на Дальнем Востоке, найти резидентов в ТОР и свободный порт Владивосток (СПВ);
2) Корпорация развития Дальнего Востока является управляющей компанией на ТОР и СПВ. Она рассматривает заявки на получение статуса резидента ТОР, помогает инвесторам разрабатывать проекты, предоставляет земельные участки для строительства инвестиционных проектов. Территории опережающего развития создаются в разных районах края, что обеспечивает большим количеством рабочих мест не только городское население, но и сельское. Таким образом, развивается не только инфраструктура Приморского края, но и улучшается материальное благополучия жителей, которое напрямую влияет на уровень их субъективного социального благополучия;
3) Агентство по развитию человеческого капитала (АРЧК) призвано обеспечивать предприятия региона (резидентов ТОР, СПВ и инвестиционные проекты) квалифицированными кадрами, а также отвечает за информационное и методологическое сопровождение программы «Дальневосточный гектар».
За последнее время в Российской Федерации был принят ряд социальных программ, которые в перспективе могут благоприятно повлиять на увеличение рождаемости в Приморском крае и подъем демографических показателей региона. Например, введено пособие, равное прожиточному минимуму в регионе, которое будет стимулировать семьи на рождение первого ребенка, и выплачиваться до достижения ребенком возраста 1,5 лет. При рождении второго ребенка уже 11 лет действует программа материнского капитала, которую продлили до 2021 года. Также одной из мер поддержки семьи и детей яв-
ляется субсидирование ипотеки в 2018 г. для уменьшения процентной ставки до 6%. Такая мера принята для семей, у которых появился второй и третий ребенок. Субсидирование производится из средств федерального бюджета, и программа пока принята только на один год. Еще одной мерой, направленной на увеличение численности населения, в том числе и в Приморском крае, является реализуемая с 2006 г. государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. По данным Росстата, за время проведения программы в Россию вернулось 691,9 тыс. человек. В течение 2007-2017 гг. в ДФО переселилось 5,6% соотечественников (от числа всех переехавших по программе за рассматриваемый период). Из всех участников и членов их семей, выбравших в качестве нового места жительства Дальний Восток, 34,7% (13,4тыс. человек) предпочли поселиться в Приморском крае [6].
Стоит отметить, что Приморский край нуждается в программах, направленных на достижение демографической безопасности, так как продолжающийся процесс демографического старения населения постепенно может привести к увеличению демографической нагрузки на население трудоспособного возраста с 720 человек на начало 2017 г. до 806 человек на 1000 человек трудоспособного возраста на начало 2031 года [7. С. 19]. При этом необходимо ставит целью не просто опережающий потребности экономики прирост населения. Важнее добиться наращи-
вания качественных показателей человеческого капитала населения [8. С. 61]. Если Россия хочет использовать дальневосточные территории (в том числе Приморский край) в объявленном Президентом РФ Путиным В. В. развороте на Восток, то региону нужны кадры, которые смогли бы развивать высокотехнологическую промышленность в регионе. Именно это позволит ДФО перестать быть сырьевым придатком и сделает его интересным для инвестиций со стороны стран АТР.
Анализ сложившейся демографической ситуации в Приморском крае, ее факторов и проводимой демографической политики, а также уровня благополучия в регионе для проживания населения (в частности, изучение субъективных оценок социального благополучия молодежи) показывает, что требуется активизация региональной демографической политики как составляющей социального благополучия населения. Основными мерами, направленными на решение обозначенных проблем могут быть: помощь в решении жилищного вопроса; налоговые льготы; целевое обучение в профессиональных учебных заведениях с последующей обязательной отработкой на предприятии—инвесторе; мероприятия по развитию управленческих компетенций, повышению культуры трудовых отношений. Согласованность при разработке мер по улучшению демографической и социально-экономической ситуации в регионе будет способствовать закреплению человеческих ресурсов на стратегически важной для страны территории.
Литература и Интернет-источники
1. РыбаковскийЛ.Л. Демографическая безопасность // Безопасность Евразии —2003.— № 3.— С. 124-156.
2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]—Режим доступа: http://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2dle cc4ddb4c33/ (дата обращения: 20.01.2018)
3. Костина Е.Ю., Орлова Я. А. Социальные индикаторы благополучия человека в современном российском обществе//Социосфера.— 2015.— № 3.—С. 93-97.
4. Миграция населения Приморского края в 2016 г. Статистический бюллетень.—Владивосток, Приморскстат, 2017.— 96 с.
5. Головина А. С. Миграционное движение населения в Приморском крае // Материалы Омской конференции молодых специалистов.— 2015.— № 6(16). [Электронный ресурс]—Режим доступа: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/omsk/resources/ 83849c80436f3f36a35ca3 fal7ele317/konf-2017_sbornik.pdf (дата обращения: 21.02.2018)
6. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2017 году.— [Электронный ресурс]—Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl8_107/Main.htm (дата обращения: 21.02.2018)
7. Демографический ежегодник Приморского края. Статистический сборник.—Владивосток: Приморскстат, 2017.— 93 с.
8. Авдеев Ю.А. О демографической политике для российского Дальнего Востока // Статистика и экономика.- 2017,- № 6.-С. 59-68.
Для цитирования:
Костина Е.Ю., Орлова H.A., Рубина А.Е. Региональная демографическая политика как составляющая социального благополучия населения (на материалах Приморского края) // Народонаселение." 2019.-Т. 22,- №4,-С. 126-136. D0I:...
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00768 «Жизнь на фронтире: миграции и мобильности в приграничье»
Сведения об авторах:
Костина Елена Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент департамента социальных наук Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), Владивосток, Россия
Контактная информация: kostina.eyu@dvfu.ru
Орлова Надежда Александровна, кандидат социологических наук, доцент департамента социальных наук Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), Владивосток, Россия
Контактная информация: orlova.na@dvfu.ru
Рубина Анастасия Евгеньевна, магистрант направления подготовки «Социальная демография», Высшая школа современных социальных наук МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия Контактная информация: rubik_96@mail.ru
REGIONAL DEMOGRAPHIC POLICY AS A COMPONENT OF SOCIAL WELL-BEING OF THE POPULATION (ON THE MATERIALS OF PRIMORSKY KRAI)
Kostina E. Yu.1', Orlova N.A.1, Rubina A.E.2
' Far Eastern Federal University (FEFU) (8 Sukhanova str., Vladivostok, Russian Federation, 690091) 2 Lomonosov Moscow State University Graduate School of Modern Social Sciences (1 Leninskie Gory, Moscow, Russian Federation, 119991)
* E-mail: kostina.eyu@dvfu.ru
The relevance of the regional demographic policy study in the Far East is beyond doubt. This article considers the real demographic situation in Primorsky krai and shows that its territory has seen a steady decline in the population due to natural decrease and migration outflow connected with the low standard and quality of life that in turn reduces the attractiveness of the region and makes it particularly vulnerable to global challenges. Attention is paid to the fact that under the conditions of the Russian Federation subjects' differentiation by geographical location, natural resources potential and level of socio-economic development there is no single approach to the regional demographic policy. Differences in the characteristics of the subjects lead to the necessity of developing demographic programs that would take into account the regional specifics, traditions, characteristics and needs of a particular territory. There are presented the results of the author's study of subjective assessments of the social well-being of young people in Primorsky krai and their migration intentions. The data obtained show that a significant part of young people assess the situation in Primorsky krai as unfavorable for further self-realization; the majority of respondents answered that in other regions/countries it would be easier for them to build a career, start a business, and achieve a high level of material well-being. The directions of the regional demographic policy, which allow attracting and retaining highly qualified personnel in the region, are suggested. F^TflTOTfli demographic policy, social well-being, regional policy, human capital, quality and standard of living, Primorsky krai.
= POPUIATION. VOL 22. NO. 4.2019
References and Internet sources
1. RybakovskyL.L. Demograficheskaya bezopasnost' [Demographic security]. Bezopasnost' Yevrazii [Security of Eurasia], 2003. No. 3. P. 124-156. (in Russ.)
2. Kontseptsiya demograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Concept of the demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025]. Available at: http://base. garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/ (Accessed: 20 January 2018). (in Russ.)
3. Kostina E.Yu., Orlova N. A. Sotsialnyye indicatory blagopoluchiya cheloveka v sovremennom rossiyskom obshchestve [Social indicators of human well-being in modern Russian society]. Sotsiosfera [Sociosphere]. 2015. No. 3. P. 93-97. (in Russ.)
4. Migratsiya naseleniya Primorskogo kraya v 2016 g. Statisticheskiy byulleten' [Migration of the Population of Primorsky krai in 2016. Statistical bulletin], Primstat. Vladivostok. 2017.96 p. (in Russ.)
5. Golovina A. S. Migratsionnoye dvizheniye naseleniya v Primorskom kraye [Migration movement of population in Primorsky krai]. Materialy Omskoy konferentsii molodykh spetsialistov [Prosedings of Omsk conference of young specialists]. 2015. No. 6(16). Available at: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/omsk/resources/83849c80436f3f36a35ca3fal7ele317/konf-2017_sbornik.pdf (Accessed: 21 February 2018). (in Russ.)
6. Chislennost' i migraciya naseleniya Rossijskoj Federacii v 2017 godu [Number and migration of population of the Russian Federation in 2017]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl8_107/ Main.htm) (Accessed: 21 February 2018). (in Russ.)
7. Demograficheskiy yezhegodnik Primorskogo kraya. Statisticheskiy sbornik [Demographic Yearbook of Primorsky krai. Statistical handbook]. Primstat. Vladivostok. 2017.93 p. (in Russ.)
8. Avdeev Yu.A. O demograficheskoy politike dlya rossiyskogo Dalnego Vostoka [On demographic policy for the Russian Far East]. Statistika i ekonomika [Statistics and Economics]. 2017. No. 6. P. 59-68. (in Russ.)
For citation:
Kostina E.Yu., OrLova N.A., Rubina A. E. Regional demographic policy as a component of social well-being of population (on the materials of Primorsky krai). Narodonaselenie. [Population]. 2019. Vol. 22. No. 4. P. 126-136. DOI:... (in Russ.)
Funding:
The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No 19-011-00768 «Living on the frontier: migration and mobility in the border area».
Information about the authors:
Kostina Elena Yurievna, Cand. Sc. (Sociol.), associate professor, Department of Social Sciences, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia Contact information: e-mail: kostina.eyu@dvfu.ru
Orlova Nadezhda Alexandrovna, Cand. Sc. (Sociol.), associate professor, Department of Social Sciences, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia Contact information: e-mail: orlova.na@dvfu.ru
Rubina Anastasia Evgenyevna, master's degree in Social demography, Higher School of Modern Social Sciences, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia Contact information: e-mail: rubik_96@mail.ru