Научная статья на тему 'ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ ПРИ ОБОРОНЕ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ ПРИ ОБОРОНЕ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ЗНАЧИМОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Вячеслав Александрович, Муравьев Алексей Валентинович, Гойнов Иван Владимирович, Пайгильдин Александр Талматович, Шекалов Александр Павлович

В данной статье исследуется подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к применению физической силы в оперативно-служебной деятельности и чрезвычайных ситуациях, требующие применения методических приемов и содержания приемов борьбы рукопашного боя. В ней также отражены вопросы, связанные с применением техники рукопашного боя на занятиях по физической подготовке при обучении сотрудников исправительных учреждений. Цель работы -изучить и обосновать необходимость овладения навыками борьбы рукопашного боя для сотрудников уголовно-исполнительной системы в оперативно-служебных мероприятиях. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: проанализировать научную информацию по данной теме; доказать и подтвердить, что навыки рукопашного боя действительно оказывают помощь сотруднику; раскрыть положительные и негативные стороны данного вида борьбы, а также убедить сотрудников в необходимости освоения этого вида спорта. Написание статьи включало следующие методы исследования: теоретические, эмпирические (наблюдение), анализ полученных результатов и обобщение. Спорт представляет собой необходимый путь для укрепления духовного и физического здоровья человека и прежде всего сотрудника правоохранительных органов. Сотруднику уголовно-исполнительной системы важно и необходимо иметь тренированное, здоровое тело, способное в процессе трудовой деятельности выполнять необходимый объём работ. Результат исследования показывает, что обучение различным видам борьбы, а также овладение ее основными приемами является неотъемлемой частью каждого сотрудника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Вячеслав Александрович, Муравьев Алексей Валентинович, Гойнов Иван Владимирович, Пайгильдин Александр Талматович, Шекалов Александр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARAMOUNT IMPORTANCE OF MASTERING THE SKILLS OF HAND-TO-HAND COMBAT IN DEFENSE FOR EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM

This article examines the training of employees of the penal system for the use of physical force in operational and service activities and emergency situations that require the use of methodological techniques and the content of hand-to-hand combat wrestling techniques. It also reflects issues related using of hand-to-hand combat techniques in physical training classes. The purpose of the work is to study and substantiate the need for mastering hand-to-hand combat wrestling skills for employees of the penal system in operational and service activities. To achieve this goal, it was necessary to solve the following tasks: analyze scientific information on this topic; prove and confirm that hand-to-hand combat skills really help the employee; reveal the positive and negative aspects of this type of wrestling, as well as convince employees of the need to master this sport. The writing of the article included the following research methods: theoretical, empirical (observation), analysis of the results obtained and generalization. Sport is a necessary way to strengthen the spiritual and physical health of a person and, above all, a law enforcement officer. It is important and necessary for an employee of the penitentiary system to be trained, healthy, body capable of performing the required amount of work process. The result of the study shows that training in various types of struggle, as well as mastering its basic techniques, is an integral part of every employee.

Текст научной работы на тему «ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ ПРИ ОБОРОНЕ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

ление в целях развития физических кондиций, в том числе общей выносливости, при продолжительном беге укладываясь по времени, в установленные нормативы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверьянов B.C. Физиологические механизмы работоспособности / B.C. Аверьянов, К.Г. Капустин // Физиология трудовой деятельности. - Санкт-Петербург : Наука, 2004. - С. 62-82.

2. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: Учебное пособие / М.Я. Виленский. - Москва : МГПИ, 1982. -156 с.

3. Гавриленко В.М. Возможности сочетания учебно-тренировочных нагрузок, направленных на повышение уровня выносливости и скоростно-силовых качеств у студентов технических вузов / В.М. Гавриленко, В.П. Михайлов // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 1. - С. 35-36.

4. Коротаева М.Ю. Формирование общей выносливости у студентов на занятиях физической культурой / М.Ю. Коротаева, А.Е. Макаева // Молодой ученый. - 2017. - № 48 (182). - С. 315318.

5. Тимофеев А.А. Оптимизация учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию студентов 17-18 лет в условиях технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тимофеев Анатолий Алексеевич - Минск, 1988. - 21 с.

REFERENCES

1. Averyanov, B.C. and Kapustin, K.G. (2004), "Physiological mechanisms of working capacity", Physiology of labor activity, Nauka, St. Petersburg, pp. 62-82.

2. Vilensky, M.Ya. (1982), Physical culture in the scientific organization of the learning process in higher school: textbook, MGPI, Moscow.

3. Gavrilenko, V.M., and Mikhailov, V.P. (1986), "The possibilities of combining educational and training loads aimed at increasing the level of endurance and speed-strength qualities of students of Technical University. Universities", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 35-36.

4. Korotaeva, M.Y., and Makaeva, A.E. (2017), "Formation of general endurance among students in physical education classes", Young scientist, No. 48 (182), рp. 315-318.

5. Timofeev, A.A., (1988J, Optimization of the educational and training process for physical education of students aged 17-18 in a technical university, dissertation, Minsk.

Контактная информация: nick_t_v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2022

УДК 796.819

ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ ПРИ ОБОРОНЕ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Вячеслав Александрович Новиков, старший преподаватель, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань; Алексей Валентинович Муравьев, заместитель начальника кафедры, кандидат педагогических наук, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Владимир; Иван Владимирович Гойнов, старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки, кандидат педагогических наук, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Пермь; Александр Талматович Пайгильдин, преподаватель, Рязанский государственный медицинский институт им. академика И.П. Павлова, г. Рязань; Александр Павлович Шекалов, преподаватель, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Вологда

Аннотация

В данной статье исследуется подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к применению физической силы в оперативно-служебной деятельности и чрезвычайных ситуациях,

требующие применения методических приемов и содержания приемов борьбы рукопашного боя. В ней также отражены вопросы, связанные с применением техники рукопашного боя на занятиях по физической подготовке при обучении сотрудников исправительных учреждений. Цель работы -изучить и обосновать необходимость овладения навыками борьбы рукопашного боя для сотрудников уголовно-исполнительной системы в оперативно-служебных мероприятиях. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: проанализировать научную информацию по данной теме; доказать и подтвердить, что навыки рукопашного боя действительно оказывают помощь сотруднику; раскрыть положительные и негативные стороны данного вида борьбы, а также убедить сотрудников в необходимости освоения этого вида спорта. Написание статьи включало следующие методы исследования: теоретические, эмпирические (наблюдение), анализ полученных результатов и обобщение. Спорт представляет собой необходимый путь для укрепления духовного и физического здоровья человека и прежде всего сотрудника правоохранительных органов. Сотруднику уголовно-исполнительной системы важно и необходимо иметь тренированное, здоровое тело, способное в процессе трудовой деятельности выполнять необходимый объём работ. Результат исследования показывает, что обучение различным видам борьбы, а также овладение ее основными приемами является неотъемлемой частью каждого сотрудника.

Ключевые слова: рукопашный бой, значимость, физическая нагрузка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p320-326

PARAMOUNT IMPORTANCE OF MASTERING THE SKILLS OF HAND-TO-HAND COMBAT IN DEFENSE FOR EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM

Vyacheslav Aleksandrovich Novikov, the senior teacher, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan; Alexey Valentinovich Muravyev, the deputy head of the department, candidate ofpedagogical sciences, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vladimir; Ivan Vladimirovich Goinov, the senior teacher, candidate ofpedagogical sciences, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm; Alexander Talgatovich Paygildin, the teacher, Ryazan State Medical Institute. academician I.P. Pavlov, Ryazan; Alexander Pavlovich Shekalov, the teacher, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda

Abstract

This article examines the training of employees of the penal system for the use of physical force in operational and service activities and emergency situations that require the use of methodological techniques and the content of hand-to-hand combat wrestling techniques. It also reflects issues related using of hand-to-hand combat techniques in physical training classes. The purpose of the work is to study and substantiate the need for mastering hand-to-hand combat wrestling skills for employees of the penal system in operational and service activities. To achieve this goal, it was necessary to solve the following tasks: analyze scientific information on this topic; prove and confirm that hand-to-hand combat skills really help the employee; reveal the positive and negative aspects of this type of wrestling, as well as convince employees of the need to master this sport. The writing of the article included the following research methods: theoretical, empirical (observation), analysis of the results obtained and generalization. Sport is a necessary way to strengthen the spiritual and physical health of a person and, above all, a law enforcement officer. It is important and necessary for an employee of the penitentiary system to be trained, healthy, body capable of performing the required amount of work process. The result of the study shows that training in various types of struggle, as well as mastering its basic techniques, is an integral part of every employee.

Keywords: hand-to-hand combat, significance, exercise stress.

Рукопашный бой является одним из основных видов борьбы в системе физической подготовки сотрудников МВД, ФСИН и ФСБ. Из всех боевых искусств, рукопашный бой — это развивающая система, всесторонне влияющая на весь организм человека. Это не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма. Тренировки рукопашного боя формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, вырабатывает самодисциплину и качества человека, необходимые

для достижения высоких жизненных планок. Формирует людей, способных постоять за себя, за свою семью и готовых в любой момент встать на защиту своей Родины.

Баранов В.Н. считает, что рукопашный бой зародился в СССР в 1979, во время чемпионата с участием воздушно-десантных войск, но сразу же был запрещен до конца 80-х годов и многие виды боевых искусств были запрещены, и многие школы, специализирующиеся на боевых искусствах, были закрыты [3, С. 88-90]. Но после отмены запрета, рукопашный бой стал одним из самых популярных видов спорта, одним из самых зрелищных, и по сей день, он продолжает набирать популярность. Этот вид спорта является неотъемлемым элементом физической и специальной подготовки личного состава силовых структур России. Так, он используется для подготовки сотрудников МВД, ФСИН, ФСБ, спецназа ГРУ Регулярно проводится чемпионат среди структур МВД, ФСИН, МЧС, ГУВД, УВД по субъектам РФ.

Рукопашный бой - это вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Является одним из видов борьбы в одежде.

Рукопашный бой имеет два основных направления - прикладное и спортивное. Прикладное направление практикуется в армии и различных спецподразделениях. В армии практически нет ограничений на использование приемов. Главная задача бойца - гарантированно вывести из строя противника. Другое дело, применение приемов сотрудниками правоохранительных органов. В зависимости от задач, приемы могут меняться, но в любом случае соперник не должен быть покалечен, и тем более убит. Поэтому и тренировочный процесс построен на развитии соответствующих навыков.

Спортивное направление отличается от прикладного, прежде всего, ограничениями, связанными с безопасностью бойцов. Запрещаются опасные травмирующие приемы и удары, применяется защитная экипировка, вводится система оценки действий бойцов и устанавливаются регламенты поединков и турниров.

Климов О.Е. считает, что освоить искусство такой борьбы для сотрудников является необходимым для выполнения служебных задач повышенной сложности, и минимизации рисков для своего здоровья и жизни [5, с. 36].

Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы никогда не была и скорее всего, не будет никогда безопасной и легкой. Ежегодно преступники убивают сотни сотрудников, тысячи из них получают ранения или увечья. Количество противоправных действий в отношении сотрудников ФСИН со стороны заключенных в колониях и СИЗО в 2021 году выросло на 15%.

Преступники, как правило, люди сильные, хладнокровные, высокомерные и жестокие, многие из них обучены или обладают навыками борьбы. Соответственно если сотрудник окажется недостаточно обученный, слабый телом и духом, то в условиях противостояния с такими нарушителями закона он не только не сможет выполнить свой долг по пресечению или предотвращению преступления, но и рискует покалечить свое здоровье, а в худшем случае лишить жизни. Из этого получается, если офицер не сможет дать отпор, оказать физическое воздействие, то это может спровоцировать полнейшую безнаказанность и дерзости лицами, которые отбывают наказания в местах лишения свободы, а это в свою очередь может привести к забастовкам, заговорам и бунту в исправительном учреждении.

Сотрудники органов уголовно-исполнительной системы на занятиях по огневой, физической и психологической подготовке проходят обучение противодействия преступникам при различных ситуациях. В рамках этих дисциплин рассматриваются и изучаются методы отражения нападения, задержания или психологического воздействия на виновников.

За структурную единицу процесса физической подготовки принимается полугодовой зазор времени. Как раз эта длительность физической подготовки выделяет вероятность целостного формирования на данном уровне готовности к служебной работе. Для

этого в любом календарном году выделяют 2 периода подготовки. Выделенные полугодовые периоды в свою очередь делятся на 3 уровня подготовки, любой из которых развивает физические качества и улучшает владение приемами борьбы.

1-ый период длительностью 2 месяца ориентирован на становление скорости, безоговорочной силы, обеспечивающий резвое преследование, преимущество в силовом противодействии.

2-й период длительностью 2 месяца ориентирован на становление совместной и силовой выносливости, обеспечивающей высшую функциональность в течение рабочего дня, а еще готовность к долговременному розыску или же преследованию преступника и к конкретному единоборству в режиме рукопашной схватки.

3-ий период длительностью 2 месяца учитывает увеличение особой работоспособности служащих, которая характеризуется единовременным проявлением всех мастерски важных телесных свойств и гарантирует эффективность действий.

Саяпина С.Г. отмечает, что боевой раздел считается составной частью в рамках физической подготовки, специализирован для отблеска нападения, скорого и гарантированного обезвреживания преступника [7, С. 162-167]. Также боевые способы борьбы выступают и в качестве составной части самозащиты. Для больше высококачественного и основательного освоения такого вида единоборств работник обязан вначале освоить теоретический уровень, чтобы в дальнейшем применить эти знания на практике.

Полное освоение навыков рукопашного боя дает сотруднику возможность в случае угрозы обороняться. Из этого следует сделать акцент на таком важном моменте как самооборона, что это и для чего нужна.

Самооборона - это всевозможные воздействия, нацеленные на предупреждение или же подавление противоправных посягательств на жизнь самого человека.

Целями людей, которые исследуют способы самозащиты, считаются:

- выработка выносливости, ловкости, скорости, силы, решительности, быстроты ориентировки и инициативы;

- получение знаний, умений и способностей, необходимых для действенной обороны жизни и здоровья, в любых условиях, при разной интенсивности и угрозе посягательства;

- компетентная подготовка сотрудников различных ведомств.

Стоит понимать, что при самозащите и в единоборствах удары похожи с технической точки зрения, но задачи и направленность у них абсолютно различны. В самозащите все удары и действия ориентированы в более резвом выведении врага (преступника) из состояния интенсивного нападения и остановки (уменьшения) угрозы посягательства на жизнь и здоровье. В спортивных единоборствах все кардинально отличается, а именно все действия ориентированы на показ техники для арбитров, тренера, посетителей с целью продемонстрировать им, кто посильнее в рамках правил такого или же другого единоборства.

Многим известно, что самозащита начинается с правила «если есть хоть малейшая возможность избежать боя, ее нужно использовать максимально», средства и методы при этом не важны.

Но как мы понимаем чаще всего договориться с людьми, которые отбывают наказания в местах лишения свободы или при осуществлении задержания преступника почти невозможно, и тогда сотруднику приходится применять физическую силу и в этом ему очень помогут теоретические и практические знания в области рукопашного боя.

Састамойнен Т.В. отмечает, что существует такое понятие как ограниченный бой, то есть во время ведения данного вида боя одна из сторон использует свою силу не на полную мощность [6, с. 11-14]. Для сотрудников уголовно-исполнительной системы такие ограничения будут необходимы для исполнения своего долга профессионально, дабы причинить минимальный ущерб преступнику и для этого необходимо ограничить и вы-

борочно использовать свой арсенал методов и приемов.

Используются наиболее простые и эффективные приемы:

1. Приемы задержания и сопровождения.

2. Защита от ударов вооруженного или безоружного.

3. Освобождение от захватов и обхватов - приемы, приводящие к взятию на болевой контроль после освобождения от двенадцати основных захватов и обхватов:

- четырех захватов за кисти рук или рукава;

- четырех захватов и обхватов спереди (удушение кистями спереди, обхваты с захватом рук и без, обхват или захват ног);

- четырех захватов и обхватов сзади (удушение кистями или предплечьем сзади, обхваты за туловище с руками и без);

4. Обезоруживание - действия при угрозе оружием спереди и сзади, а так же при попытке извлечь оружие из карманов или из-за пояса.

Все приемы рукопашного боя оканчиваются болевым, удушающим, ударным контролем или контролем под угрозой применения оружия.

Болевой контроль осуществляется с помощью болевого влияния на плечевой, локтевой, лучезапястный, коленный суставы и т. д.

Удушающий контроль осуществляется с помощью передавливания шеи (сонных артерий) или надавливания на трахею.

Ударный контроль осуществляется, как правило, после броска или сваливания противника на землю и изготовки руки для нанесения удара. Противник в данном случае либо сам понимает, что если он не прекратит сопротивление, то получит удар (серию ударов), либо ему в жесткой, ультимативной форме дается команда. Например, «лежать, не двигаться», «руки за голову» и т. д.

Контроль под угрозой применения оружия. При правильном исполнении и жестком требовании сопротивление, как правило, бывает сломлено и активных действий со стороны противника не последует.

Калмыков С.В. придерживается мнения о том, что занятия рукопашным боем оказывает значительное влияние на следующие аспекты жизни сотрудника, а именно физическая, психологическая, эмоциональная составляющие [4, с. 70-71]. С физиологической стороны идет становление силы, укрепление и развитие мускул и связок. Мышцы становятся выносливее и выдерживают довольно высокие нагрузки. Связки укрепляются и выполняют свое прямое назначение эффективнее, за счёт чего происходит дополнительная защита организма при всевозможных травмах, которые возможно получить, выполняя собственные служебные прямые обязанности.

С психической точки зрения, рукопашный бой также оказывает колоссальный эффект. Человек может принимать решения более рассудительно в обстановках, которые настоятельно просят скорого принятия решения. Во время схватки, человек пользуется ресурсом собственного организма максимально, это же положение случается при выполнении собственных служебных обязательств во время чрезвычайных обстановок.

Стрессоустойчивость, одно из наиглавнейших свойств которое создает борьба. Так как во время тренировки, мышцы и организм в целом переносят стресс, который необходимо преодолевать. Вследствие этого с каждой последующей тренировкой организм становится все более стрессоустойчивым и откликается на различные виды стресса уже менее серьезно.

Артамонова Л. Л. отмечает, что люди, воспитанные на философии этого вида спорта, ещё и морально сильней. Они способны достойно, спокойно, в рамках закона выполнять свои непростые обязанности по службе [1, с. 100-101].

И в завершении статьи хочется дать практические рекомендации по совершенствованию тактико-технической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в боевом искусстве, как рукопашный бой.

В течение первого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами теории борьбы, паузы отдыха и прочего целесообразно отводить около 70-75% времени, а на изучение и совершенствование техники борьбы - около 25-30% времени. Во второй год соответственно 65-70 и 30-35%.

Так как в рукопашном бое силовая подготовка играет основную роль, а также выносливость и ловкость. Поэтому тренировки должны осуществляться систематически. Развитие в этот период сводится к укреплению основных мышечных групп.

С этой целью хорошо использовать следующие упражнения динамического характера, выполняемые в разных вариантах и личных исходных положений: подтягивания, отжимания, перетягивания, выталкивания грудью и спиной за установленные границы; лазанье по канату и гимнастической лестнице; прыжки в длину и высоту толчком или двумя ногами, с места и с разбега и т. п.

Большое внимание следует уделять развитию мышц брюшного пресса, а хороший мышечный корсет, охватывающий брюшную полость, способствует хорошему функционированию внутренних органов и, следовательно, прямо сказывается на состоянии здоровья.

Для укрепления прямой мышцы применяются упражнения трех типов: поднимание ног при фиксированном туловище, поднимание туловища при фиксированных нижних конечностях, встречные движения туловищем и ногами.

Для тренировки косых мышц живота эффективно использовать упражнения, связанные с движением позвоночного столба в стороны, особенно с его скручиванием.

Силовые упражнения в какой-то степени излишне повышают тонус мышц, что может привести к их закрепощению.

Балакин Ю.П. считает, что в целях профилактики после таких упражнений необходимо выполнить одно - два упражнения на расслабление мышц (встряхивание руками, внезапное расслабленное сгибание ног или туловища, размахивание ногами) [2, с. 108110].

Учитывая, что любое упражнение при его однообразном исполнении станет привычным и будет оказывать со временем все меньший и меньший эффект, необходимо постепенно усложнять условия выполнения упражнений, исходя из индивидуальных особенностей занимающихся.

Особо следует указать, что, хотя очень эффективным средством для развития силы считаются упражнения с отягощениями (штанга, гири, гантели и т. п.).

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать, что для сотрудника уголовно-исполнительной системы хорошая физическая подготовка является залогом успеха в служебной деятельности. Обучение различным видам единоборств, а именно такому искусству как рукопашный бой поможет сохранить не только свое здоровье, но и жизнь во время чрезвычайных ситуация и оперативных работ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физ. культура» / Л. Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - Москва : Владос-преес, 2010. - 389 с.

2. Балакин Ю.П. Оздоровительный бег как эффективное средство в оздоровительной и адаптивной физической культуре / Ю.П. Балакин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. - С. 108-110.

3. Баранов В.Н. Основные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования : сб. науч. тр. по итогам III междунар. науч.-практ. конференции. - 2016. - Вып. 3. - С. 88- 90.

4. Калмыков С.В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе / С.В. Калмыков. -Улан-Удэ : Изд-во Бурятского университета, 2007. - 203 с.

5. Климов О.Е. Общие основы методики обучения технике рукопашного боя / О.Е. Климов. - Могилев : Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2017.- 52 с.

6. Састамойнен Т.В. Проблема оздоровления человека в XXI веке / Т.В. Састамойнен // Актуальные проблемы здоровья и физической культуры. - 2014. - № 1. - С. 11-14.

7. Саяпина С.Г. Актуальные проблемы исследований в области физической культуры и спорта / С.Г. Саяпина // Форум молодых ученых / РЭУ им. Г.В. Плеханова, Кемеровский институт (филиал). - Кемерово, 2017. - С. 162-167.

REFERENCES

1. Artamonova, L.L. (2010), Therapeutic and adaptive-improving physical culture: a textbook for university students studying in the specialty physical culture, Vlados-prees, Moscow.

2. Balakin, Yu.P. (2015), "Health-improving running as an effective means in health-improving and adaptive physical culture", Human health, theory and methodology of physical culture and sports, No. 1, pp. 108-110.

3. Baranov, VN. and Shustin, B.N. (2016), "Main directions of scientific research in the field of physical culture and sports", Topical issues of psychology, pedagogy and education: collection of articles. scientific. tr. following the results of the III international scientific-practical conferences, Issue. 3, pp. 88-90.

4. Kalmykov, S.V. (2004), Competitive activity in wrestling, Publishing House of the Buryat University, Ulan-Ude.

5. Klimov, O.E. (2017), General principles of teaching techniques for hand-to-hand combat, Mogilev State University named after A.A. Kuleshov, Mogilev.

6. Sastamoinen, T. V. (2014), "The problem of human health improvement in the XXI century", Actual problems of health and physical culture, No. 1, pp. 11-14.

7. Sayapina, S.G. (2017), "Actual problems of research in the field of physical culture and sports", Plekhanov Russian University of Economics Kemerovo Institute (branch). Forum of Young Scientists, pp. 162-167.

Контактная информация: alexmuravjev@mail.ru, shekalov071083@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 07.02.2022

УДК 377.131.11

КОНВЕРГЕНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В КОЛЛЕДЖЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Елена Александровна Орлик, преподаватель, Челябинский колледж физической культуры Уральского государственного университета физической культуры, г. Челябинск; Александр Олегович Белоусов, директор, Лицей №142, г. Челябинск; Михаил Владимирович Габов, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск; Светлана Васильевна Крайнева, кандидат биологических наук, Ольга Робертовна Шефер доктор педагогических наук, доцент, Татьяна Николаевна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Настоящее время характеризуется напряженной ситуацией с повышением мотивации и уровня образованности студентов средних профессиональных учебных заведений. Проблема решения возможна при активном внедрении конвергентного подхода для формирования междисциплинарной образовательной среды. Использование идей конвергентного образования в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта поможет повысить сформированность компетентности у подрастающего поколения молодежи, формировании метапредметных знаний и позволит перейти на качественно новый уровень для успешной социализации подрастающего поколения в мире будущего. Наличие знаний и понимания важности формирования знаний по физике и математике на всех этапах образования от школы до высшего заведения позволит сформировать компетентностного специалиста в области физической культуры.

Ключевые слова: межпредметные связи, интеграция, физика, математика, профессиональные компетенции, интегрированные занятия, профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.